505. Речь в день совершившегося пятидесятилетия священноначальственного служения,
прочтенная Преосвященным Леонидом пред собранием приветствовавших Его Высокопреосвященство 5 августа 1867 г
Досточтимые отцы и братия! Достопочтенные Господа и братия!
Нынешний день представляет для меня такие неожиданности, что мне трудно определить и изъяснить мои мысли и чувствования, и я пребыл бы в безмолвии недоумения, если бы уважение и благодарность ко вниманию, с так многих сторон теперь мне оказываемому, не обязывали меня к слову.
Но и слово мое, всегда немощное, ослаблено временем до того, что не может достигнуть слуха сего собрания. Да будет позволено употребить для моего слова посредствующие уста.
Прежде всего удивляюсь тому, что вижу нынешний день. Скудные и в ранних летах силы, при немалых трудностях служебной деятельности, не обещали мне поздних лет.
Неисповедимою волею Божиею ниспослан мне дар пятидесятилетнего служения высшему строению таин Божиих. Знаю только, что это дар не воздаяния, а неизреченного милосердия и долготерпения. Видно, хотя и «много пришельствова душа моя» (Пс.119:6), но еще не уготовала себя, и еще требует уготовления, чтобы из пришельствия перейти в отечество, в которое всех нас призывает Отец небесный. Долготерпеливе! Слава Тебе, Всемилосерде! Не отыми Твоея милости!
К неисповедимой воле Божией отношу и то, что на нынешний предел совершившегося пятидесятилетия моего священно-начальственного служения обращены благоволительные взоры, даже от Высочайшего Престола, даже от верховного священноначалия Российской Церкви, еще же и от преосвященных сопастырей, и от начальств и сословий деятелей человеколюбия и наук, и от общественных учреждений, и, что менее неожиданно, от духовенства и вообще братий Церкви Московской.
Может быть, угодно Провидению Божию, чрез сие частное явление в церковной жизни, «сотворить ...знамение во благо» (Пс.85:17) вообще для поощрения подвижников веры и Церкви особенно благопотребного во дни, в которые более и более омрачающий себя западный дух непрестанно усиливается простирать мрак и поднимать бури и на светлый, святый Восток.
Я сказал, что менее неожиданно для меня сочувствие духовенства и братии Церкви Московской. Это потому, что во все продолжение моего здесь служения видел и привык видеть сие сочувствие. Дух любви к святому служению, мира и согласия, свободного послушания всякому долгу и законному призванию в сослужителях моих, и в православном народе послушание веры, усердие к богослужению, щедрая готовность к благоустроению и украшению храмов, к попечению о нуждах служителей Церкви, к делам человеколюбия и благотворения, – постоянно облегчали и облегчают мое служение, приносили и приносят мне покрепляющее утешение.
Но чем же на все сие могу ныне с моей стороны ответствовать? – Господи, сотворивший для меня день сей! Твое да приидет слово, благое и действенное!
Благослови и благословляй святую ко святой Церкви любовь Благочестивейшего Самодержца нашего; и да будет она всегда охранительною силою для благоденствия Царства Его и народа.
Осеняй благодатию Твоею Святейший Всероссийский Синод и посреде собирающихся в нем во имя Твое присутствен буди, по Твоему верному обещанию (Мф.18:20); да и в сем соборе Твоем совершается, еже «изволяется Духу Твоему Святому» (Деян.15:28), ради Церкви Твоей Святой.
Великий Архиерее, прошедый небеса, Единый Глава истинной Церкви! Продолжи в ней святое епископство, единомысленное в истине веры, единодушное в духовных советах, твердое в хранении догматов, правил и уставов церковных, верно руководительное в путях жизни.
Благословляй, Господи, православную Московскую церковь, ее священноначалие, священство, монашество и весь православный народ, да не оскудевает «пастырь, ...полагающий душу свою за овцы» (Ин.10:11), иерей, которого «устне... сохраняют разум» (Мал.2:7) спасения, муж знания и наставник юношества, держащий и преподающий здравое учение вышемысленных начал науки, поставляющий жизненное «начало премудрости страх Господень» (Прит.1:7), подвижник, ходящий узким и вместе возвышенным путем духа, сын веры, живущий по вере, творящий дела веры, свободный от обаяний мира, от порабощения духу времени.
Да будет, Господи, в Российской Церкви Тебе слава во веки!