Азбука веры Православная библиотека митрополит Михаил (Десницкий) Речь, произнесенная в церкви Санкт-Петербургского первокласного Воскресенского девичьего монастыря по приведении к присяге сердобольных вдов

Речь, произнесенная в церкви Санкт-Петербургского первокласного Воскресенского девичьего монастыря по приведении к присяге сердобольных вдов

Источник

1815 года марта 12 дня

Сердобольные вдовы!

Спаситель наш Иисус Христос, пришедши в мир для восстановления падшего и по духу, и по телу человечества, чрез все время пребывания своего на земле являл благотворные действия всем человекам с верой притекавшим к Нему; – являл благотворные действия, изливая живоносные силы свои и на души их, и на телеса, – изливая из Божеского существа Своего под человеческой плотью Его сокрывавшегося и чрез Богоносную плоть Его ощутительно человеческим силам, и душевным, и телесным сообщавшегося; – являл благотворные действия, души человеческие просвещая Божественным Словом Своим, святейшими небесными истинами и телеса их исцеляя, подкрепляя, а иногда и воскрешая чудодейственной силой Своей, в знамение данные Ему от небесного Отца Его, яко возлюбленному Сыну Его, власти воскресить, оживить, и восставить в предопределенное время и все ныне плотью страждущее и умирающее человечество.

Какие спасительные действия совершал сладчайший Иисус и чрез все времена по отшествии своем к Отцу чрез Божественное Вознесение, совершает и ныне, невидимым духовным образом, всегда пребывая с верующими человеками вездесущим Духом Своим по сему непреложному обетованию своему: и се аз со вами есм во вся дни до скончания века1.

Но Премилосердый Господь не оставил страждущих на земле человеков и без ощущаемого, видимого утешения, не лишил сих разумных и вместе чувственных существ и чувственной человеческой помощи. Он яко Всеведущий предвидев, что собственное на землю посольство Его к совершению приходит, что личное, чувственное во плоти пребывание Его с земнородными уже оканчивается, избрал из ревностных последователей своих усердных попечителей о ищущих видимого вспоможения человеках. Он прежде, нежели отошел к Отцу, возложил сию священную обязанность на верных учеников своих, поставив их в звание Апостольства благовествующего спасение человеческим душам и исцеление, и восстановление телесам, соделав их истинными проповедниками Божественного, Евангельского, утешительного Слова Своего, подобными себе просветителями человеческих душ, равно и безмездными, цельбоносными врачами сих земных страдальцев; – возложил сию священную обязанность на верных учеников своих, приосенив их свыше дарами Святого Своего Духа, дав им власть и учить, и целить, послав их в мир с таковым заповеданием: Ходяще проповедайте, глаголюще, яко приближися царствие небесное. Болящие исцеляйте, прокаженные очищайте, мертвые воскрешайте, туне приясте, туне дадите2.

И они, запечатлев сие Господне повеление в сердцах своих преданным ученическим послушанием, яко клятвенным обещанием, как во дни пребывания Его с ними, так и по вознесении Его на небо, проходя грады и веси, – проповедаху Евангелие, глаголаху, да грешные люди покаются и исцеляют всяк недуг, и всяку язву в людях, – исцеляют то мощным своим словом, то чудодействующим своим прикосновением, а иногда и наружным елеомазанием, и мазаху маслом многи недужные и исцелеваху3.

Сии ревностные ученики и последователи Великого учителя и Господа своего, со всяким усердием чрез несколько времени, сами исполняли порученное им дело сего двоякого Апостольского служения, служения и внутреннего, и внешнего, и духовного, и чувственного, и проповедания Слова Божия, и попечения о бедных и больных.

При распространении же Христовой Церкви на основании Апостольского учения, по умножении благочестивого общества верующих во имя Иисусово чрез Евангельскую проповедь, тогда, когда умножилось число духовно алчущих и жаждущих, ищущих Апостольского просвещения, тогда, когда увеличилось количество и бедных людей, требовавших от сего благодетельного собрания в житейских нуждах своих довлеемого вспоможения, а также и немощных, без призрения и помощи по человеколюбию оного оставаться не долженствовавших, – в то время, Божественные Апостолы, дабы чрез внешнее занятие, чрез чувственное упражнение, чрез телесное попечение о неимущих и болящих не отвлекаться им от внутренней, духовной, Апостольской своей должности, от Божественной проповеди каждодневно верующим внушаемой, избрали из слушателей и последователей своих вторичных, так сказать, Апостолов, поставили других, верных собрания своего служителей, назначили особенных попечителей о бедных и больных, действительных помощников себе в наружном деле Церковного служения, как то раздаяние милостыни неимущим и хождение за болящими.

Сего внешнего Церковного служения удостаиваемы были в то время и благочестивые жены, особливо честные вдовицы, которые от Церкви Христовой, от благочестивого собрания верных, имели свое пропитание и содержание, и на которых возлагалась, от сего Христолюбивого и сострадательного к человечеству сословия, таковая же общественная обязанность, то есть, участвовать в раздаянии милостыни бедным и в смотрении за болящими обоего пола людьми, по примеру попечительных Апостольских Мужей. Каковые человеколюбивые должности проходили и те, и другие, и мужи, и жены с особливой ревностью и усердием, будучи движимы Христианским состраданием к страждущим человекам.

В подобное звание призываетесь и вы, благочестивые жены, от святой Христовой Церкви; в таковую же человеколюбивую должность избираетесь и вы, честные вдовицы Ее Императорским, Величеством, Благочестивейшей Государыней Императрицей, Августейшей Матерью Всемилостивейшего Нашего Государя Императора; с сим спасительным предположением утвердил сделанное о вас постановление с наименованием разряда сердобольных вдов Помазанник Господень, Самодержец Всероссийский, Попечительный Отец Отечества. На сию то священную обязанность учинили вы присягу, клятвенное обещание, пред Всевидящим Богом и пред поставленной над вами Властью.

О, как должны восхищаться чувствительные ваши сердца! Как должны утешаться благочестивые ваши души при вступлении в сии Священные обязанности, священные, говорю, яко самим Спасителем требуемые и Благочестивейшим Начальством из единой Отеческой и Матерней любви вам препоручаемые! Какая при сем случае ревность и какое усердие должны возбудиться в верующем вашем духе к тщательному прохождению сего Апостолоподражательного звания!

Нет сомнения, что вы точным исполнением сих своих обязанностей благоугодите Богу зовущему вас к подвигам истинного благочестия, оправдаете мудрое избрание и святые намерения Высочайшей Попечительницы и Покровительницы вашей, Благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Феодоровны, и тем соделаете, страждущим болезнями, человекам вспоможение, облегчение и утешение, а душам своим спасение.

Нет сомнения, что вы клятвенные свои словесные обеты самим делом совершите относительно к болящим, а взирая на крестные, болезненные, часто и смертоносные подвиги их и себя назидательно усовершенствуете теми истинными добродетелями, украшающими сущих вдовиц, каковые преимущественно присваивает им святой Апостол Павел.

Он в Апостольском наставлении своем говорит: сущая истинная вдовица, не имея ни детей, ни сродников промышляющих о ней, есть уединенна по наружному своему состоянию, должна также быть не рассеяна и по внутреннему духу положению.

Сущая истинная вдовица, будучи лишена собственности или средств к своему содержанию, должна твердо уповать на Бога, яко Премилосердного Отца, о всех тварях промышляющего и всякое дыхание питающего.

Сущая истинная вдовица, собранием верных содержимая и благотворной Властью покровительствуемая, не имеет надобности излишне заботиться о внешних мирских делах, а обязана пребывать, по примеру Евангельской вдовы Анны Пророчицы дщери Фануилевой4, в молитвах и молениях день и нощь, побуждая к оным и под смотрением ее находящихся больных, как убедительным словом, так и действительным трогательным своим примером.

Сущая истинная вдовица всегда в делах добрых свидетельствуема, как бы печать честного своего вдовства носит на себе, производя благие деяния, каковые суть: или чада добропорядочно воспитала есть, или святых нозе со усердием умы, или странные с любовью прият, или скорбным утешение быть, или всякому делу благо последовала есть5 добрым своим произволением.

Вот, сердобольные вдовы, ваши обязанности! Се вдовье ваше украшение!

Испросив умиленной молитвой благословения Божия и содействия Спасителя Иисуса Христа Духом Его Святым, и призвав в помощь Матерь Божию, усердную Заступницу скорбящих, вступите в сии Христианские подвиги с охотой и великодушием. Воспримите сие благое Христовой Церкви иго, яко верные дщери Ее, с добровольным послушанием. И исполняйте дело сего душеспасительного для вас самих и полезного ближним вашим служения с радостью и весельем духа, всегда помня, что к попечительному посещению болящих сам Спаситель призывает с обетованием всем таковым вечного Своего благословения и во всякое время взирая на убедительнейший пример бдительной попечительности и Матернего промышления о всех требующих сострадательной помощи, и о бедных благородных девицах, и о неимущих вдовицах, и о сиротствующих детях, и о болящих людях в пользу Отечества служивших, взирая на сей достоподражательный пример Ее Императорского Величества, избравшей и отличившей вас ныне крестными знаками и впредь благоволением своим вознаграждать вас предполагающие Благочестивейшей Государыни Императрицы. Святая же Церковь и мы служители ее споспешествовать вам в сих Богоугодных подвигах ваших молитвами нашими не престанем.

* * *


Источник: Речь, произнесенная в церкви Санктпетербургского первокласного Воскресенского девичья монастыря по приведении к присяге сердобольных вдов, в присутствии ея императорскаго величества, благочестивей государыни императрицы Марии Феодоровны, и их императорских высочеств, синодальным членом преосвященным Михаилом архиепископом черниговским и нежинским и кавалером 1815 года марта 12 дня. - В Санктпетербурге : При Святейшем Правительствующем Синоде, 1815. - 15, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle