273. Беседа на празднество Успения и в третий день явления Божией Матери Апостолам
(Говорена в Гефсиманском ските августа 17; напечатана в Твор. Св. Отц. 1852 г. и в собр. 1861 г.)
1852 год
После усопших обыкновенно бывает время плача, потом время утешения печальных; и далее того и другого продолжается время, в которое дети и присные пользуются праведным наследием отшедших.
И успению Пресвятой Владычицы нашей Богородицы надлежало сопровождаться подобными последствиями, по сродному с нами естеству Ее, естественными, по обилию данной Ей благодати, обильно благодатными.
Плакали Апостолы, когда жизнь Матери Света, как тихая заря после Божественного Солнца Христа сиявшая для Церкви, угасла пред их очами. Плакали горькими слезами естественной печали, но вместе и сладкими слезами благодатного умиления: потому что вера в неумирающую благодать Матери Господней и чувство благоговейной любви к Ней господствовали над чувством лишения.
Полное же и совершенное утешение получили они, конечно, тогда, когда, в третий день по Ее успении, ради опоздавшего к Ее погребению Фомы, отверзши гроб Ее, не обрели пречистого тела Ее, и в след за тем увидели Ее в славе воскресения, и от Ней самой услышали слово утешения: «радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни».
Если радость, которую подает воскресшая Матерь Божия, имеет своим источником присутствие Матери Божией с нами во вся дни: то очевидно, что и радость, как поток из сего источника, должна протекать по всем временам, до впадения в море вечного блаженства. И вот прекрасное и неиждиваемое наследие, которое Матерь Божия в успении Своем не только оставила, но определительно назначила и преподала Своим по благодати чадам и присным. «Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни».
И Церковь Христова прияла от Матери Божией сие наследие и хранит, и от дней до дней, от лета до лета, от века до века не престает разделять оное. Для чего и ныне собрала Она сей собор, как не для того, чтобы, если можно, каждый приял некую долю святой и благотворной радости от благодатного сокровища Царицы небесной?
Правда, не всем без различия завещала она сию радость, но преимущественно Апостолам: однако, пoелику обещала и продолжить оную, вместе с присутствием Своим в Церкви во вся дни; то чрез сие простерла Свое обещание и на живущих после дней Апостольских, если они усвояют себя Ей в чада и присные Апостольскою верою в Ее неумирающую благодать и Апостольскою благоговейною к ней любовию.
Итак «радуйтесь», души, подвизающияся в вере, по образу Петра, который ускорил прежде других исповедать Христа Сына Божия, и, по вере в Него, и по водам ходить отваживался! Матерь Начальника и Совершителя веры «с вами есть»; и как Она блаженна веровавшая, так и вам споспешествовать будет сквозь искушения и опасности достигнуть блаженства.
«Радуйтесь», души, стремящияся к совершенству любви, по подобию «возлюбленного Ученика» (Ин. 13:23, 19:26, 20:2, 21:7, 20), который и Бога созерцал преимущественно в Его качестве любви, оком любви, и в любви же заключал все учение жизни! Нареченная Матерь возлюбленного Ученика «с вами есть»; и не отречется быть материю и для вас, чтобы покровительствовать духовному воспитанию вашему от рабского страха до «совершенной любви, ...изгоняющей страх» (1Иоан. IV. 18).
«Радуйтесь», ревнители слова истины! Матерь вечного Слова «с вами есть» и неотступно предстательствует пред Ним о вас, «да даст вам уста и премудрость, ейже не возмогут противитися, или отвещати вси противляющиися вам» (Лук. XXI. 15).
Радуйтесь, хранящие девство и целомудрие! Приснодева «с вами есть»; и как девство приблизило к Ней Иоанна, так оно приближит Ее к вам. Дознают сие благодетельными опытами особенно те, которые в удалении от мира благорассудно целомудрствуют духом и телом: а от некоторых из таковых и в мире сие известно, как например, от преподобных: Антония Печерского, Сергия Радонежского.
«Радуйтесь», и благословенно супружествующие! Обрученная Дева и неневестная Матерь, Которая не только удостоила посетить жениха и невесту в Кане Галилейской, но и первое открытое чудо для них от Божественного Сына Своего испросила, не чуждается вас; Она любит девство, но не унижает и супружества; и вас, молящихся Ей, не лишит благопотребной помощи, если взираете на супружество, как на союз не только естественный, но и духовный, имея высокий таинственный образ его в союзе Христа с Церковию.
«Радуйтесь», благочестивые родители и во благочестии воспитываемые чада! Дщерь молитвы праведных Иоакима и Анны, воспитанная в доме Божием, Матерь Сына, от Которого всякое сыновство на небеси и на земли имеет начало, признает вас по духу Своими присными и чадами, и простирает на вас Свой благодатный покров от дома Божия небесного и земного.
«Радуйтесь», хотя сквозь слезы, испытуемые различными скорбями, но крепящиеся в терпении и уповании на Бога! Та, Которая более всех на земле, кроме только Единородного Сына Ее, испытана была скорбями, Которой душу «прошло» крестное «оружие» (Лк. 2:35), по Своим опытам знает, что вы чувствуете, и состраждет вам, и может и хощет облегчать вас, почему и нареклась «радостию всех скорбящих». Но нельзя не приметить, что в назначаемый нами раздел благодатного наследия Царицы небесной не входят многие. Что же останется таковым? Чего могут ожидать те, которые не подвизаются в вере, не стремятся к совершенству духовной любви, не ревнуют о истине и правде, не чтят девства, не освящают супружества, чадородия и детоводительства, не благословляют Бога в счастии, ропщут в несчастии? Должно сказать правду: не им воскресшая Божия Матерь изрекла Свое бессмертное: «радуйтеся», не им обещала Свое благодатное присутствие. Однако не оставила ли Она чего-либо и для сих, подобно как благодетельные завещатели, не только ущедряют достойных наследников, но и недостойным оставляют нечто по избытку милости? В книге Соломона есть запись о некоей доле наследства, которое оставляет по себе праведник. Очень естественно, чтобы и Первенствующая между всеми праведными оставила по себе то наследство, которое оставляет каждый праведник. Какое же это наследство? – Раскаяние. «Умираяй праведник остави раскаяние» (Притч. XI. 3). Тем, которые не приблизились к Матери Божией подвигом веры, усердием любви, не подражали примеру Ее добродетелей, и потому не приобрели права наследовать от нее благодатную радость, Она оставила, как последнюю милость, раскаяние – наследие несладкое вначале, но спасительное впоследствии, если направлено будет к исправлению жизни.
Если мы не умели, или, справедливее сказать, не потрудились стяжать, по примеру Пресвятой Девы, «радость духа... о Бозе Спасе» (Лук. I. 47): то поспешим восприять «печаль, ...яже по Бозе», которая «покаяние нераскаянно во спасение соделовает» (2Кор. VII. 10) и чрез которую, следственно, и радость спасения, наконец, обретена быть может. Аминь.