216. Слово в день Успения Пресвятыя Богородицы
(Говорено в Успенском Соборе 15 Авг.; напечатано в Твор. Св. От. 1847 г. и в собр. 1861 г.)
1847 год
Предста Царица одесную Тебе. – Вся слава Дщере Царевы внутрь. (Псал. XLIV. 10, 14).
Кого это изображает Пророк такими необыкновенными чертами, в одном из самых высоких и таинственных псалмов, названном «песнию о возлюбленном»? – Хотя бы мы, для узнания сего, не имели иного средства, как искать во всем роде человеческом лица, сходного с сим изображением: без многаго труда и без недоумения могли бы мы найти черты пророческого изображения, несравненным светом сияющия в лице Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. Она «дщерь Царева»: именно, дщерь царя Давида и царствовавших по нем в Иерусалиме. Она имеет «всю славу», какой только может достигнуть сотворенное существо: пoелику есть Матерь Царя славы, Матерь Бога Сына, по сему безпримерному достоинству честнейшая Херувимов и славнейшая Серафимов. Но «вся слава» Ея «внутрь»: пoелику состоит не во внешнем блеске и великолепии, но во внутренних совершенствах и добродетелях, и пoелику Пресвятая Дева, во все житие Свое на земли, смирением заключала Свою славу в Своем сердце, и удерживала от проявления.
Как же скоро в пророческом изображении «дщери царевой», которой «вся слава внутрь», узнали мы Пресвятую Деву Марию: то Ее же должны узнать в той же пророческой песни, и в образе «Царицы, представшей» одесную Царя, Котораго «престол в век века», Который, будучи «Бог», от «Бога помазан елеем радости, паче причастник» (Пс.44:8), то есть, Богочеловека, Господа нашего Иисуса Христа.
Когда и где предстала Она пред Ним так торжественно? – Без сомнения, по совершении Своего земного поприща, на небесах, где Он имеет у Отца Своего «славу, которую имел прежде мир не бысть» (Ин. XVII. 5).
Она «предстоит» пред Ним, как предстоят рабы пред Господом; потому что и Она есть раба по Своему сотворенному существу: но вместе предстоит, как «Царица», потому что участвует в Его славе; потому что имеет Матернее пред Ним дерзновение.
И можно ли думать, что ея предстояние пред Царем славы праздно и бездейственно? Если еще на земли, во время сокрытия Его и Своей славы, Она предстояла Ему с ходатайством о помощи в наших нуждах, даже маловажных, как например, о вине для невинного веселия на браке, и «еще не пришедший час» Его благотворных чудодействий могла приближить (Иоан. II. 1–9): то кольми паче ныне, на небеси, когда и Ея человеколюбие, и Ея пред Сыном и Богом дерзновение, освободилось от земных ограничений, предстоит Она пред Ним не в забвении о земнородных, но деятельно предстательствует о нас, о благодатной помощи в наших нуждах, бедах и скорбях, о мире всего мира, о спасении каждой души, искренно желающей спасения; и как «Царица» (пoелику на небесах нет имен без значения, силы и действия), и Сама имеет власть заступать, охранять и ущедрять милостями в державный Ея покров прибегающих.
Видите, что в слове пророческом обрели мы то, что имеем в церковном предании, что часто не в буквах, но в лицах читаем на святых иконах, что ныне радостно чтим церковным торжеством, – обрели Пресвятую Деву Богородицу, по успении на земли восшедшую на небо, как Царицу, во славе представшую Царю славы и предстательствующую о нас благодатно и спасительно.
Возрадуйтесь девствующие: девство уже воцарилось на небесах, и царски оттоле вас покровительствует. Не унывайте раждающия: Матерь Господня, хотя не испытала болезней рождения в рождении безгрешном, тем не менее глубоко знает по опыту скорби материнской любви и заботы; и таким образом, подобно Своему Божественному Сыну, «Сама искушена быв» по благодати Его «может», и по милосердию Своему хощет, и другим «искушаемым помощи» (Евр.2:18). Веселитесь все рожденные женами: ибо, если Сын Божий, по своему вочеловечению, «не стыдится братию нарицати нас» (Евр. II. 11): то, конечно, и Пречистая Матерь Его «не стыдится» чадами «нарицати» всех нас, и Материнским сердцем о всех нас милосердовать.
Но сего не довольно, что мы обнадеживаем и утешаем вас покровительством «Царицы, представшей одесную» Царя славы на небесах. Надобно и вас возводить, и вам восходить, хотя не на сию самую высоту, однако же в довольную близость к ней. Пророк назначает быть сему непременно. «Приведутся, – говорит, – Царю девы в след Ея» (Пс.44:15). Что за девы? – Без сомнения, не просто девы плоти; пoелику «плоть и кровь царствия Божия наследити не могут» (1Кор. XV. 50): но девы духа, в особенности, души, естественное девство очистившия и возвысившия благодатию, вообще же, души, сохранившия и возрастившия духовное девство, с которым родились от Духа в воде Крещения, или поврежденное исправившия совершенным покаянием и покаянною жизнию.
Души христианския! Неужели вы не поревнуете идти в чине мудрых дев, во след Приснодевы? Неужели кто из вас обречет себя добровольно на участь дев юродивых? Неужели не возжаждет сердце ваше приближиться к небесному Жениху, Котораго сам Отец небесный не однократно провозгласил «возлюбленным», не по какой либо нужде высказать к Нему Свою любовь, но чтобы возбудить к Нему любовь нашу?
Или вас разслабляет маловерная мысль, можно ли достигнуть такой высоты? Но нет места сомнению о возможности того, что непогрешительное пророческое слово предвещает и обещает, как долженствующее сбыться: «приведутся Царю девы в след Ея!»
Или чувство недостоинства подавляет вас, и препятствует божественному желанию окрылиться? Отделите чувство недостоинства, которое справедливо, от подавляющей безнадежности, которая несправедлива. Для достойных ли приходил на землю Сын Божий? – «Не приидох, – говорит, – призвати праведники, но грешники на покаяние» (Мк. II. 17). «Прииде Сын человеческий взыскати и спасти погибшаго» (Матф. XVIII. 11). Если не только к недостойным и грешным, но и к погибшим пришел Спаситель: то и взаимно не только недостойные и грешные, но и погибшие имеют надежду приближиться к своему Спасителю; только бы возжелали, подвиглись, потщились уготовить себя к сему приближению, не своею силою, но Его же благодатною помощию.
Души, желающия быть приведенными в след Царицы, представшей одесную Царя славы, должны уготовить себя к сему благоукрашением, подобным тому, каким Она благоукрашена: «вся слава дщере Царевы внутрь». Что значит «слава внутрь?» – Вразумляет нас о сем святый Василий Великий: «иже благоукрашает самаго себе Отцу видящему в тайне, и молится, и вся деет, не да явится человеком, но да явится единому Богу: той имеет всю славу внутрь, так как и дщерь Царева».
И вот вам, христиане, нынешнее напутствие на путь царствия, в след небошественной Царицы; вот нынешний урок училища Христова: имейте достоинство и славу «внутрь», благочестие и добродетель в сердце, во глубине души, пред очами Всевидящаго, а не только в наружности, в словах и внешних делах, пред очами человеческими. Урок всегда полезный и спасительный, но, кажется, особенно требующий внимательного изучения в сем веке, который так много живет в наружность, и, по естественному последствию развлечения, конечно, уже не довольно смотрит внутрь!
Как много у многих поглощает внимания, как много похищает времени, как много средств истощает усиленная страсть к блеску и приятностям в наружной жизни, в жилище, в одежде, в пище, в питии, в увеселениях! Сии многие думают, или и говорят: какая в том беда, что мы ищем своего удовольствия? Жалкое для деятельности разумного и нравственного существа оправдание, что от нея нет беды! Не заключается ли в сем оправдании обвинения, что в сей деятельности нет добра, нет пользы, нет достоинства? Но если для исправления вашей деятельности непременно надобно указать на розгу грозящей беды: то посмотрите, как, по мере разлива роскоши, уменьшается довольство, и до чрезмерности увеличивается на дне общества отсед нечистой и тунеядной нищеты; как пристрастие к блеску, переходя от богатых к небогатым, производит неразборчивость в средствах удовлетворять оному, и повреждает нравственность частную и общественную, а с нею и порядок, и безопасность; как привычка утешаться благовидностями наружной жизни прокрадывается в жизнь духовную, и повреждает нравственное чувство; сделавшаго доброе дело оставляет недовольным, доколе оно не напечатано и не провозглашено; оказавшему заслугу не дает успокоиться в сознании заслуги, но мучит его жаждою отличия внешнего.
Остережемся, чтобы не погрешать в определении сравнительной цены наружного и внутреннего, чтобы не променять золота на медь и серебра на олово, чтобы, останавливаясь на наружном, не погрязнуть в суете. Не внутреннее существует для внешнего, но внешнее для внутреннего, внешния видимыя блага для тела, тело для души, душа для Бога и царствия Божия: а «царствие Божие», по слову Господню, «внутрь вас есть» (Лук. XVII. 21), если вы не поработились наружному, и не потерялись в нем.
Занимайтесь и пользуйтесь наружным соответственно потребности, с умеренностию: но всегда поспешайте обращаться ко внутреннему.
Скажи украшенной храмине: ты не чертог небесного Жениха. Чертог Его – непорочное сердце. Он вселяется «верою в сердца» (Еф. III. 17).
Скажи изящным одеждам: ни одна из вас не годится «быть одеянием брачным» (Матф. XXII. 12), в котором входят на Царский брак, и без котораго извергаются во тьму кромешную. Сего одеяния не выткут на стане, и не принесут из чужой земли: оно частию подается свыше, частию выработывается собственными подвигами каждаго, по реченному: «облецытеся Господем нашим Иисyc Христом» (Рим. XIII. 14); «облецытеся во утробы щедрот, благость, смиренномудрие, кротость и долготерпение» (Кол. III. 12).
Скажи роскошному пиру: не сюда прийдет небесный Гость, хотя Он и обещал «внити» и «вечеряти» со всяким, кто Ему «отверзет двери» (Откр. III. 20). У него иная пища: «не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих» (Матф. IV. 4). Ему надлежит отверзти двери сердца: отверзают же их молитва, любовь и соблюдение слова Его: «Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет, и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим» (Иоан. XIV. 23).
Скажите помыслам тщеславия и корыстолюбия, когда они приближаются к вашим добрым делам: удалитесь «лисы губящия винограды» (Песн. II. 15); мы хотим сохранить Господу винограда ни кем не тронутый плод.
С помощию указанных теперь и подобных духовных размышлений и упражнений, «да даст вам», братия, Отец небесный, «по богатству славы Своея, силою утвердитися Духом Его во внутреннем человеце» (Еф. III. 16), да, имея «славу внутрь», достойны явимся «приведения» во славу вечную. Аминь.