134. Речь Его Императорскому Высочеству, Всероссийского престола Наследнику, Государю Цесаревичу, Великому Князю Александру Николаевичу, пред вступлением в Свято-Троицкую Сергиеву лавру
(Говорена Августа 2; напечатана отдельно и в собраниях 1844 и 1848 гг.)
1837 год
Благоверный Государь!
В других местах предметом изследования Твоего были богатства природы, способы искусства, действия власти. Здесь наблюдательный взор Твой усмотрит, что может один человек, без пособий природы, искусства, власти, с одною силою, часто неприметною для мирa, – с силою благочестия.
Здесь была пустыня, и жили звери; потом была пустыня, и жил один отшельник.
Но как его удаление телом от мира было стремление сердцем к Богу: то благословения и силы Неба пролились на него, и оросили место его. Пустыня его превратилась в вековую обитель, в разсадник учения и жизни духовной, в сокровищницу даров благодатных: и, пoелику «благочестие на все полезно есть, обетование имеюще живота нынешнего», также как «и грядущаго» (1Тим.4:8), – Сергиева обитель сделалась твердынею, на которую иногда могла опереться Столица и Россия. Под сими стенами сокрушились волны, которыя поглотили было Столицу и Россию от того, что потрясен был ее твердейший оплот, – верное наследование Престола.
Благоговейное посещение Преподобного Сергия в обители его, всегда было по сердцу Благочестивейших Государей наших. Что ТЫ наследовал сие благочестивое чувство, подобно как и все возвышенное, достойное твоего рода, – тому свидетель – нынешний день.
Вниди, Благоверный Сыне Царя Благочестивейшаго! Пред олтарем Триипостасного Бога, предай желания чистаго сердца неземному молитвеннику, который еще паче очистит и возвысит их, и которому ближе положить их на небесный Олтарь.
Нам же даруй утешение вместе с Тобою молиться за безценное долгоденствие и благоденствие Твоих Августейших Родителей, и Твое.