Период восьмой. Взгляд на пленение Вавилонское вообще
Пребывание пленного народа иудейского в Вавилоне, как наказание за прежние и еще продолжавшиеся беззакония740, не могло быть состоянием покоя. Однако Бог в утешение тех, которые обращались к Нему, и во славу Своего имени растворял гнев Свой милосердием и неоднократно, являя Свою власть над владыками, облегчал участь порабощенных.
Слава Даниила, полезная для иудеев
Из первого плена, взятого в четвертое лето Иоакима, Навуходоносор повелел избрать отроков знатнейших фамилий и воспитать для своего двора. В числе них находились: Даниил, Анания, Атрия и Мисаил или по халдейски: Валтасар, Седрах, Авденого и Мисах741, которые уклоняясь от сообщения с язычниками, предпочли царской трапезе простые земли произведения и воду742. По исполнении трех лет образования, они отличились пред царем необыкновенной мудростью. Даниил удостоился видений743. Когда Навуходоносор, в исступлении от виденного, но забытого им сна744, осудил на смерть всех мудрых вавилонских, за то, что не находил человека, который бы мог изъяснить оный, Даниил, испросив у Бога откровение тайны, возвестил ему, что в его сновидении представлялось тело, имеющее златую голову, грудь и руки серебряные, чрево медное, голени железные, ноги железноскудельные, которое сокрушено без руки человеческой, но последовавшим ударом камня, возросшего потом в гору; и что металлы знаменуют четыре царства, имеющие последовать одно за другим, а камень – царство Божественное и вечное745. Царь прославил Бога Данила, поставил Пророка начальником страны вавилонской и главою мудрых, а трех его совоспитанников, по его представлению, определил ему помощниками. Нет сомнения, что слава и могущество сих мужей и прочим иудеям были полезны.
Чудо Анании, Азарии и Мисаила
Близкая опасность угрожала почитателям истинного Бога, когда Навуходоносор, подстрекаемый гордостью, и, может быть, завистниками покровительствуемым им евреев, поставил колоссальный золотой истукан, и собрал для поклонения ему знатнейших людей из всех своих владений746. Анания, Азария и Мисаил, которые, несмотря на повеление и угрозы, не хотели сего сделать, окованные ввержены в печь разожженную до такой степени, что пламень убил служителей казни. Но когда царь увидел в ней трех исповедников целыми и невредимыми, и с ними мужа, имеющего Божественный вид, тогда он снова благословил Бога Израиля, и во всем своем царстве запретил хулить Его под угрозой страшной казни. Его исповедникам оказаны новые почести и вверен весь народ иудейский.
Наказание Навуходоносора
Поскольку, между тем, гордость не позволяла Навуходоносору признать и над собою промысел Бога, которого столь ясно видел он чудодействующую руку, то, наконец, сон возвестил ему наказание, под символом великого древа, назначенного к посечению, с сохранением только корня в земле747. Даниил изъяснил ему предзнаменование, и советовал отвратить Божий гнев правосудием и благотворениями. Через год после сего пророчества, когда царь, смотря на Вавилон, величался им как делом рук своих, его поразил снова осуждающий глас небесный, и с сей минуты, лишенный ума, удаленный от престола и общества человеческого, подобно скоту, семь лет питался он травой748. Но по прошествии сего времени с рассудком возвратил благоденствие и пред всем своим царством признал владеющего царством человеческим Бога к утешению верных рабов Его749.
Состояние иудеев при Евилмеродахе
После Навуходоносора, который умер на 43 году своего царствования, сын и преемник его Евилмеродах750, вероятно, приключениями отца своего расположенный к уважению иудеев, вывел Иехонию из темницы, дал ему приличное содержание и поставил престол его выше престолов других царей, себе подвластных.
При Нериглиссоре и Валтассаре
У Евилмеродаха отнял престол вместе с жизнью муж его сестры, Нериглиссор, и оставил оный рожденному от неё сыну, Лаворосоардоху, которого Даниил называет Валтассаром, юноше роскошному, не пользовавшемуся наставлениями, которые он мог извлечь из приключений деда своего Навуходоносора751. Нельзя думать, чтобы народ Божий пользовался благоволением таких государей. Самый Даниил на некоторое время был удален от двора в качестве, как думают, правителя Сусанской области752. В сие время он имел два видения о царствах: первое под образом льва, медведя, рыси и страшного зверя неизвестного753; второе под образом овна, козла и великого рога754.
Погибель Валтасара
На одном вечернем пиршестве с вельможами, женами и наложницами Валтассар к невоздержанию присовокупил богохуление. Он пил из священных сосудов иерусалимских и хвалил идолов. Вдруг явилась рука, которая писала на стене. Устрашенный царь обещал третье место по себе тому, кто изъяснит написанное. Даниил, который опять находился в Вавилоне, будучи призван, прочитал слова: мани, фекел, фарес и объявил Валтасару, что его царство исчислено, извешено и будет разделено мидянам и персам. Пророку дано обещанное награждение, хотя он и отказывался от него755, а нечестивый царь в ту же ночь погиб от злоумышленников756.
Происшествия при Дарии Миде
Дарий, по происхождению Мид757, взойдя на престол Навуходоносора, определил Даниила в число трех высших чиновников, которым подчинил 120 областных правителей, и помышлял вверить ему все свое царство. Завидуя могуществу пленника, некоторые из прочих чиновников убедили царя дать указ, чтобы в течении тридцати дней никто не смел относиться с прошениями ни к какому богу и человеку, кроме его, под опасением быть отдану на съедение львам; и, как Даниил непрерывно продолжал в сие время, по своему обыкновению, трижды ежедневно молиться перед отверстым к Иерусалиму окном, упорно настояли о наказании его. Даниил пробыл ночь во рве львином, и выведен из него невредим, а на его место ввержены обвинители его вместе с семействами их, и тотчас пожраны. Тогда царь новым указом повелел во всех своих владениях благоговеть к Богу Даниила, как Богу живому и вечному. Должно думать, что сие умножило славу народа Божьего и послужило во спасение некоторым язычникам. Между тем, Даниил утешен был откровением о времени пришествия Мессии.
Конец пленения Вавилонского
Наконец, Кир, сделавшись обладателем Вавилона и всего Востока758, в первое лето своей монархии обнародовал указ, которым объявил, что Бог, давший ему царства земные, повелел ему создать храм в Иерусалиме; и для сего приглашал иудеев возвратиться в отечество, а жителей мест, в которых они находились, вспомоществовать им своими стяжаниями759. К сему возбужден он был, вероятно, Даниилом, и, если верить Флавию, пророчеством Исаии, в котором он более, нежели за 100 лет до своего рождения назван по имени, обещаны ему победы и присвоено восстановление народа иудейского760. Как бы то ни было, Кир повелел также выдать иудеям 5.400 сосудов Иерусалимского храма. Они отправились из страны переселения с князем Зоровавелем и первосвященником Иисусом в числе 42.360 мужей, кроме рабов761. Даниил, оставаясь в царстве Кира, не видел града отеческого, но видел в откровении судьбу града Божьего до Христа и антихриста762 .
Летоисчисление пленения Вавилонского
Счисление 70 лет вавилонского пленения, назначенных Иеремией, по указанию самого Пророка начинается первым переселением, или четвертым годом Иоакима, и первым Навуходоносора, и оканчивается первым же годом Кира763. С сим согласуется Птоломеево и Берозово летоисчисление вавилонских царей, которое дает Навуходоносору 43 года царствования, Евилмеродаху 2, Нериглиссору 4, Лаворосоардоху девять месяцов, Набоннеду 17 лет. Около 3 лет, которых не достает здесь для полного искомого числа, частью могли быть утрачены в месяцах, частью протекли между взятием Вавилона и совершенным утверждением Кировой монархии.
Знаменитые мужи в Церкви
Кроме Даниила764 и трех его друзей, знаменитый в сии времена подвижник благочестия был Иезекииль, священник и Пророк. Откровения его начались в Месопотамии в пятый год его переселения, которое есть переселение Иехонии, и продолжались не менее 22 лет. Воззван он к пророчеству видением славы Божьей, в образе мужа сидящего на престоле, под которым в постепенном нисхождении представлялись: твердь, четыре животных и столько же колес одушевленных и снедением свитка исписанного бедствиями. После многих сильных пророчеств на иудеев и язычников, которые иногда сопряжены были с разительными символами765, он имел утешительное видение нового храма, и под сим образованием новой Церкви766.
Сомнительные происшествия
К истории времени пленения вавилонского относят приключение Сусанны, решившейся потерять жизнь, дабы сохранить непорочность, и уже осужденной старейшинами, но сверх чаяния оправданной отроком Даниилом, который обличил клеветников, разделив их. Но известное повествование о сем происшествии подлежит сомнению как потому, что в самом начале пленения приписывает иудеям собственное судилище с правом жизни и смерти, а Иоакиму, супругу Сусанны, великолепный дом и сады, так и потому, что не подтверждается свидетельством самих иудеев767.
Такого же рода суть повествования о Данииле, посрамившем жрецов Вила, сокрушившем сего идола, убившем змия боготворимого вавилонянами, наконец, семь дней безвредно проведшем во рве львином, и напитанном от Пророка Аввакума, которого Ангел принес к нему из Иудеи. Сии повествования имеют вид измененного предания истинной истории Даниила.
Понятия об истинной вере не только не затмились в иудеях во время их пленения, но и очистились. В земле идолопоклоннической они получили отвращение к идолопоклонству, которое лишило их земли обетованной768. Можно думать, что и язычники не все были глухи и слепы, когда Бог столь торжественно возвещал им о Себе посредством Своих исповедников, и являлся в чудесах Своих769. Пророчествами Иезекииля и Даниила снова подтверждено учение о Мессии. Один представляет Его единым Пастырем единого многочисленного стада770. Другой определяет и время Его пришествия 70 седмицами, из коих 7 отделяются для восстановления храма и Иерусалима, затем 62 до явления Мессии, и, наконец, полседмицы для утверждения Нового Завета Его смертью771.
Богослужение
Общественное Богослужение, по разрушении храма, заменяемо было домашней молитвой, как показывает пример Даниила772. Из книги Иезекииля видно, что были также некоторые частные собрания для слушания Пророков773. Вероятно, что в таковых собраниях, между прочим, петы были благочестивые песни774.
Состояние гражданское
После Иехонии не имели иудеи царя: но его племя продолжалось в Салафииле и Зоровавеле775. Должно думать, что как сии, так и другие уважаемые народом мужи, сколько позволяло состояние пленных, пеклись о его благоустройстве.
Просвещение
Порабощение не совсем также удалило иудеев от просвещения. Сколь известно то, что вавилоняне упражнялись в некоторых науках, особенно в астрономии776, столь же вероятно, что Даниил, поставленный между ними главою всех мудрых, облегчил и для своих соотечественников способы к соисканию мудрости и учредил для сего нужные общества777.
Священные памятники сего времена суть: Пророчество Иезекииля, и книга Даниила, коей половина содержит современную историю, а другая видения писателя. Но к тексту еврейских Священных книг, какой сохранился доныне, не принадлежат молитва и славословие трех мужей в пещи вавилонской и повествование о Сусанне, Виле и змеи, которые читаются только в греческом переводе семидесяти Толковников, подобно, как и книга Варуха и послание Иеремии.
Идолопоклонство
Идолопоклонство в страшном виде явилось между иудеями перед разрушением Иерусалима. Иезекииль, пронесенный духом во храм, видел в нем мужей поклоняющихся солнцу, изображениям скотов и гадов и другим кумирам, а жен оплакивающих Фаммуза778. Фаммуз, по мнению Иеронима, есть греческий Адонид, и также, может быть, Озирид египетский.
Вавилоняне покланялись Вилу, который есть Ваал, также Небо или Нававу, и Меродаху, которых некоторые почитают обоготворенными людьми, и даже принимают за одного779.
Современность языческих народов
В царствах языческих в краткое время пленения вавилонского произошли многие достопамятные перемены.
Вафрий, царь египетский, победитель финикиян, побежден Навуходоносором. Пророчества Иеремии и Иезекииля не позволяют сомневаться в сем событии780. Смерть Вафрия писатели языческие приписывают его преемнику Амазису. Может быть, что последний, еще будучи военачальником, перешел на сторону Навуходоносора и потом получил царство из рук его.
По взятии Навуходоносором древнего Тира, жители спаслись на острове и там построили новый город того же имени781.
Престол индийский отнят у Астиага внуком его Киром Персидским782.
Потом Кир разрушил Лидийское царство, победив Креза, столь известного превратностью своей судьбы.
Наконец, разрушив Вавилонскую монархию, поставил на её место Персидскую.
В Афинах Писистрат прославился властолюбивою хитростью; во Фригии Эзоп мудростью, сокрытою в баснях; в Агригенте Фаларид, и в Риме Тарквиний, преобладанием и жестокостью.
Свидетельства языческие о Священной истории
Языческие историки мало говорят о происшествиях сего времени, повествуемых писателями Священными. Сюда отнести можно то, что Бероз и Мегасфен, которых отрывки сохраняются у Иосифа и Евсевия, говорят о Навуходоносоре. Они ставят его выше Геркулеса, приписывают ему завоевание Африки и Иверии; упоминают о его зданиях, садах и о его пророчествовании во время помешательства ума.
* * *
И в Вавилоне иудеи слушали Пророка, как музыканта, Иезек. XXXIII, 32 и оскверняли Божие имя в языках, XXXVI, 20.
В имени Валтасара находится имя Вила, Дан. IV, 5. Имя Авденого значит служитель света, что можно разуметь о поклонении огню. Подобным сему образом изъясняют некоторые и остальные два имени. Впрочем, невероятно, чтобы сие переименование означало посвящение идолам, но сие сделано было в знак подданства, и, может быть, в удовольствие вавилонянам, которым неприятно было бы между ближайшими служителями своего царя слышать имена иностранные. Напрасно также Ориген и другие почитают Даниила евнухом. Нет нужды, что он, как и другие сверстники его, вверен был старейшине евнухов, ибо имя евнуха, по восточному обычаю без разбора давалось высшим чиновникам двора. Напротив того, справедливо замечают, что Даниил и его товарищи нигде не называются евнухами, и что их назначение было не служить женам, но предстоять пред царем.
Они могли опасаться, что подложатся в пищу или животные, запрещенные законом, или вещи некоторым образом посвященные идолам, или части идоложертвенные и, конечно, уже знали цену воздержания.
Разумен бысть во всяком видении и сониях, Дан. 1, 17, без сомнения не так, как в некоторой науке. Сие было дар благодати, которым он пользовался только посредством молитвы II, 18.
Он видел сей сон во второе лето своего царства II, 1, тогда, как Даниил, взятый в плен в первое лето, уже три года жил в Вавилоне. I, 5. Для соображения сих чисел между собою предполагают двоякое начало царствования Навуходоносора: а) при отце, когда он получил власть, особенно военную, и б) по смерти отца.
Пророк наименовал только первое из четырех царств: вавилонское. Почти все согласны в том, что второе и третье суть, персидское и греческое. Четвертым почитают некоторые сирийское и египетское после Александра, по следующим важнейшим признакам: а) Сии царства имеют ближайшее отношение к Церкви, которая есть главный предмет видения. б) Они смешивались семенем человеческим, Дан. II, 43, через супружества: Антиоха Теоса с дочерью Птоломея Филадельфа, Птоломея Епифана с дочерью Антиоха Великого, Александра с дочерью Птоломея Филометора. c) Они предшествуют открытию царства благодати ударом камня, который есть Христос. Другие, принимая царство сирийское и египетское за продолжение греческого, четвертым полагают римское: а) Равное трем предыдущим по достоинству; б) Железное, по первой силе своей, потом железно – скудельное, по смешению сильных и слабых народов; c) Разделенное на империи: Восточную и Западную, которые никогда уже не соединялись ни посредством общего происхождения царей, ни посредством супружеств, каково было Константина, сына Ирины, с дочерью Карла Великого, и которые доныне существуют в коронах константинопольской и римской. д) Близкое к горе и камени, который, наконец, ударом в ноги истнит все тело. Первому из сих мнений противоположить можно, что царства египетское и сирийское не имеют единства и силы, которые видение дает четвертому царству в его начале, 40, 41; и что, поскольку оные разрушены римлянами до рождества Иисуса Христа, то его царство не восстановлено во дни царей тех, 44, и символический удар не попал в ноги, 34. Другое мнение имеет одну трудность: соединение новых царств с древним римским. Впрочем, о Риме изъясняли видение Иероним, Августин, Феодорит, Епифаний.
Истукан представлял: (а) или Бога истинного, но сам Навуходоносор отличает своего бога от Бога Израиля, 95; б) или тело, виденное царем во сне, но которое он сделал все золотым в знаменование продолжения своего величия в потомстве; с) или Вила; d) или самого Навуходоносора. Гордость и ласкательство могли его, как Александра, довести до того, что он возжелал божественной чести.
Посечение древа огласил Бодрый и Святый, Дан. IV, 11, то есть Ангел. Ангелы называются бдящими не только по естественной деятельности существа своего, но и по всегдашнему вниманию к воле Божьей и по сохранению человека, Псал. ХС, 11.
Некоторые думают, что все сие представлялось ему в расстроенном воображении, но иные допускают превращение самого тела его верхними частями в вола, а нижними во льва. Сообразнее со священным повествованием среднее между сими крайностями мнение: что он лишился употребления человеческих способностей, Дан. IV, 13; по причине бешенства был окован, но по некоторому влечению вышел на траву, 20, где и оставлен, может быть, потому, что через сие уменьшилось его неистовство. Впрочем, семилетнее пребывание в сем состоянии, конечно, много должно было изменить и наружность его, и вообще, в сем происшествии видно необыкновенное раскрытие способности души образовать себе тело, над страстями преобладающим, 30.
Странным показаться может, что после сего ничего не сделал он в пользу иудеев и пленного царя их. Думают, что скорая смерть ему воспрепятствовала.– Сие обстоятельство есть единственный признак, по которому догадываются и о времени наказания Навуходоносора.
В хронологии Птолемея ίλυαρουδάμος.
По Берозу, loseph. contra Aрр. L. I. Евилмеродах царствовал 2 года, Нериглиссор – 4 года, Лаворосоардох – 9 месяцев. Даниилов Валтассар царствовал несколько лет, VIII, 1. Сии различные летосчисления могли произойти оттого, что отец, как не происшедший от крови Навуходоносора, правил именем сына.
Дан. VIII, 2. Правда Сусан, или Сусы, был столицею Персии, но сие, конечно, сделалось уже после.
Видение сие одинакового содержания со сновидением Навуходоносора, поэтому и объяснение их должно быть одинаково. Здесь особенно замечательны десять рогов четвертого зверя, и малый рог, истребляющий три передние, имеющий уста и очи, Дан, VII, 7, 8. Те, которые изъясняют о Сирийско – Египетском царстве, разумеют: а) под десятью рогами десять царей, 24: Антигона, Димитрия, Полиоркета, Птоломея Лага, Птоломея Филадельфа, Птоломея Евергета, Птоломея Филопатора, Птоломея Епифана, Антиоха Великого или одних Селевкидов; б) под малым рогом Антиоха Епифана; с) под судом Ветхого деньми, 10.-погибель Египта и Сирии от римлян; d) под царством Сына человеческого, 13.-царство благодати, воздвигнутое рождеством Христовым. Но те, которые относят последнюю часть видения к Римской монархии, полагают: а) что Сирия и Египет должны находиться между четырьмя производными царствами Греческой монархии, которые изображены четырьмя главами, и крылами третьего зверя, 6; а в другом видении четырьмя рогами козла, VI I, 8, 22. b) что десять рогов суть десять знатнейших царств, родившихся из Римской монархии; с) что малый рог есть или магометанство или дух преобладания, который в Западной Церкви под видом духовной власти стремился к всемирному властительству светскому, или, наконец, антихрист великий; d) что предел видения есть пришествие Христово второе.
В сем видении опущено первое из четырех царств как уже близкое к падению.
Царь, говорит Иероним, думал заслужить помилование, наградив Пророка, а Пророк принял награду от нечестивого и погибающего царя, чтобы иметь более случаев сделаться известным его преемнику, и через то – более полезным народу Божьему.
Согласно с Даниилом свидетельствует о сем Бероз. Ios. contra Ар. Lib. I.
В соображении со Св. историей языческих писателей, его почитают: а) Марсгам-Астиагом, сыном Циаксара I, царя мидийского, которому отец дал в удел царство Персидское; b) Флавий Иероним и другие – Циаксаром II, сыном и преемником Астиага, по Ксенофонту, и дядей Кира, с которым вместе приписывают ему завоевание Вавилона; c) Скалигер и Петавий-Набоннедом, о котором упоминает Бероз, Мегасфен и Птолемей, бывшим в заговоре против Лаворосоардоха, и через сей самый заговор достигшим престола. В подтверждение последнего мнения должно заметить, что Даниил производит Дария от племени Мидска, IX, 1, но не называет его Мидским царем, что слова, приял царство, V, 31, и царствова IX, 1, или точнее с подлинника, воцарен был – удобнее можно разуметь о преемстве престола, нежели о завоевании царства; что заповедь неприменяемая по установлению мидов и персов, которое ненарушимо VI, 8, могла быть дана в Вавилоне по внушению некоторых вельмож единоплеменных с Государем, и, наконец, что предсказанное разделение царства Валтассара мидам и персам V, 28, в Дарие начинается, а довершится Киром.
По свидетельству Бероза, Кир, покорив большую часть Азии, напал на Вавилонию в 18 лето Набоннеда; разбил его войско, разрушил стены Вавилона, и, по сдаче побежденного царя, который заключился было в городе Борсиппе, дал ему область Караманию, где он и умер. Но Ксенофонт, описывая осаду Вавилона, упоминает 0б убиении царя, которого, впрочем, не именует Сугор. L. VII, с. 5. Совершенное завоевание монархии Вавилонской есть начало монархии Кировой.
Исаии XLY. Иосиф время сего пророчества полагает за 210 лет до времен Кира, но недовольно верно. Оно дано, как кажется, в конце царствования Езекии; а Кир, по летоисчислению Усгерия, родился в год пленения Иехонии, ибо жил 70 лет как пишет Цицерон. De div, L, I.
Ездр. II. Неем. VII. В сих местах раздробленные числа несогласны как с общей суммой, которая превышает их почти на 1.000, так и между собою. Но в сем нет никакого противоречия поскольку: a) многие из простого народа могли быть счислены по главам только, а не по фамилиям, и войти посему в общее только число; b) могло статься, что иные вызвались на путешествие, но оставались в земле вавилонской, будучи привязаны к ней выгодами, а иные поздно присоединились к путешествующим; и от сего могли произойти два различных народоисчисления в различные времена.
Дан. XI, XII, В сем видении изображаются также царства, которых судьба особенно связана с судьбою Церкви. В XI, 2. говорится о царях Персидских, в 3, 4, 0б Александре, в 5 – 20, о его преемниках в Сирийском и Египетском царстве до Антиоха Епифана; далее 0б Антиохе Епифане, и под сим прообразованием 0б антихристе; наконец, о пришествии Мессии.
В начале сего пророчества тщательно замечается год сего пророчества, Иерем, XXV, 1, без сомнения, для того, что сим годом должно начаться долговременное исполнение пророчества, 3, и летоисчисление пленения, 11, конец же сего летоисчисления означается посещением на царя Вавилонскаго, 12, то есть, разрушением Вавилонской монархии. То же начало и окончание пленения показывается у Даниила, I, 1, 21. 2 – я книга Паралипоменон XXXVI, 22. и 1; Ездры I, 1, также соединяют исполнение пророчества Иеремии с первым годом Кира. С сим летосчислением не должно смешивать: a) летосчисления Иезекииля, который считает время своего собственного пленения, и пленения Седекии XL, 1, и, 2. b) 70 лет опустошения Иерусалима у Захарии, 1, 12, которые можно считать от осады оного до 2 лета Дария Истаспа.
Некоторые иудеи, недовольные Даниилом за слишком ясные пророчества о времени Мессии, хотят исключить оного из числа Пророков, по следующим причинам, которые пересказать, значит опровергнуть: а) видения свои он имел во сне; Ь) в еврейской Библии его книга положена не вместе с прочими Пророками; с) он жил при дворе. Но Иосиф почитает его величайшим из Пророков особенно потому, что назначил и время предсказанных событий. Тот же писатель говорит, что в его время невредима существовала в Екбатане построенная Даниилом башня, в которой погребались индийские, персидские и парфянские цари, и коея хранение вверялось иудейскому священнику. Antiqu. Jud. L. X, c. 11. Посему догадываются, что и Даниил погребен в сем месте.
Таковы были, например, возлежание 390 дней на левом и 40 на правом боку, в означение продолжения беззаконий еврейского народа; ячменный опреснок, испеченный посредством лайна (навоза) вместо дров, в знак глада и нужды осажденных; истребление власов главы и брады мечем, огнем и ветром, для изображения участи иудеев во время разрушения Иерусалима; воскрешение костей во образ избавления и спасения евреев. Иезек. IV, V, ХХХVII.
Кончина сего Пророка достоверно неизвестна. Лже – Епифаний говорит, что он убит за обличение идолопоклонства.
Правда, некоторые из них говорят, что Седекия и Ахиав, которых имена они нашли у Иеремии, XXIX, 22 обольщали евреек надеждою рождения Мессии, и что за таковое же намерение против Сусанны по повелению Навуходоносора сожжены. Но сие предание без причины смешивает лжепророков, обличаемых Иеремиею, со старцами, упоминаемыми в повествовании о Сусанне, и несогласно с сим повествованием, как в виновнике, так и в роде казни.
Сие видно из того, что после пленения Пророки уже не упрекали их идолопоклонством, и что они противостояли ему тогда, когда старались распространить его цари сирийские.
Иероним именно Навуходоносору, Дарию, Миду и Киру приписывает истинное к Богу обращение; но в сем не позволяют увериться: a) примечаемое в них смешение истинных понятий с языческими; b) недостаток ревности против идолопоклонства; с) молчание и, по – видимому, противоположное свидетельство Св. Писания, Исаии XLV, 5.
Иезек. XXXIV, 23, 29; ХХХVII, 22.
Здесь нельзя разуметь седмиц дней, ибо в столь краткое время не соградились даже стогна и забрала, Дан. IX, 25; ни седмиц семилетия, ибо давно уже град и Святое рассыпалось, 26. Марсгам, который считает 7 седмиц от видения Данилова, то есть, 21, как он думает лета по разрушении храма до Кира, 62 седмицы от разрушения храма до Антиоха, 1 седмицу правления Антиоха до прекращения священства, и, наконец, полседмицы от осквернения храма по повелению сего царя до очищения оного, делает насилие пророчеству, произвольно разделяя и смешивая пределы предсказанного времени, разумея под именем Мессии то Кира, то первосвященника, и находя приведение правды вечной, 24, в окончании пленения Вавилонского. Различные счисления годичных седмиц по необходимости касаются своим окончанием времени земной жизни Иисуса Христа. Лучшим почитается то, которое полагает 69 седмиц от первого указа Артаксеркса до крещения Иисуса, и отселе полседмицы до его смерти.
Дан. VI, 10. Иероним думает, что он молился утром, в полдень и вечером. Отселе производят некоторые троякую молитву иудеев утреннюю, около 3, молитву приношения, около 6, и вечернюю, около 9 часа дня. Что принадлежит до повествования Варуха о богослужении в Иерусалиме по сожжении города, Вар. I, 2, при великом жреце Иоакиме, 7, о возвращении в храм священных сосудов, 8, о посланных туда деньгах, 10, и книге, 14, от Иехонии и других пленных иудеев, то сим преданиям трудно найти место в истинной истории.
Иезек. VIII, 1; XIV, 1; ХХХIII, 31 и след.
Смотр. Псал. СI, СХХХVI.
В родословии, 1 Парал. III, 17, после имени Иехонии стоит имя Асир אסיך но думают, что оно значит узник.
У Даниила II, 2, находится различные мудрых вавилонских наименования, коих, впрочем, особенные значения не довольно известны. Слово халдеи, объясняет Страбон. кн. ХVI, 4 Αφωρίςος δ έν τή Βυϐυλωνία χατοιχία τοις επιχωρίοις φίλσήοφοίς τοις Χαλδαίοις προσαγορευομενοις οί περί αςονομίαν είσί το πλέον. Имя אשמיס в нашем переводе – волхвы, по мнению Гроция, есть тоже, что греческое σοφοί.
В начале пленения приписываются евреям некоторые собственные знания, Дан I, 4, но которых предметы определить трудно.
Иезек. VIII. Здесь упоминается также образ ревности, 3, то есть идол, возбуждавший ревность и гнев Божий, который, вероятно, был Ваалов.
Исаии XLVI, 1; Иерем. L, 2. Небо, по изъяснению Иеронима, значит пророчество, гадание; из чего замечает Гроций, что божество сего имени сделано было из некоторого Волхва. Меродах есть имя царя. Но из соединения сих имен попеременно с именем Вила догадываются, что оные знаменуют одно божество.
Иерем. ХI, IV, 30; Иезек. XXIX.
Так исполнилось пророчество Иезекииля, XXVI 14.
Ксенофонт говорит о Кире несогласно с Геродотом, из которого взято сие происшествие; но Платон не верит Ксенофонту. De Leg. L, III.