Сегень А. Ю.

Источник

Глава двадцать седьмая. Рождение
1867 – ВЕЧНОСТЬ

Опасения келейника были не напрасны. Филарет уже давно, более двух месяцев по немощи не служил литургию. Но утром 19 ноября все тревоги развеялись. Владыка явился в домовый храм бодрый, словно в него вдохнули свежие силы. Еще недавно у него не было голоса, чтобы читать приветствие на своем юбилее, а тут откуда-то вернулся голос, причем довольно громогласный! Все смотрели на него и с удивлением видели в нем человека, для которого все только начинается в жизни! Литургия прошла радостно и легко, словно птичий полет в поднебесье. По совершении таинства преосуществления святитель в последний раз приобщился Святых Тайн. И это была его самая последняя служба Господу на земле. На ней присутствовал московский гражданский губернатор генерал-майор Александр Иванович Баранов – последний из высокопоставленных чиновников, кто видел живым Московского Златоуста. Выпив две чашки чая с миндальным молоком, владыка побеседовал с Александром Ивановичем, тот откланялся, получил архиерейское благословение и удалился, а Филарет отправился в свой кабинет и стал разбирать бумаги. Как ни в чем не бывало.

Повар сообщил келейнику Парфению, что обед готов, тот сообщил Филарету. Владыка сказал, что еще немного, и он придет. Но так и не пришел. Иеродиакон Парфений снова отправился звать его. Он увидел митрополита стоящим на коленях в узком проходном помещении без окон рядом со спальней. Но это уже было тело, разлученное с душой...

19 ноября 1867 года Московский Златоуст святитель митрополит Филарет, совершив Божественную литургию и приобщившись Святых Тайн, в половине второго часа пополудни ушел в жизнь вечную – родился в мир невидимый. Он преставился так, как подобает христианским праведникам, и принял кончину, о которой каждый православный человек молится ежедневно – безболезненную, непостыдную и мирную. Из путешествия по миру, длившегося почти восемьдесят пять лет, душа его отправилась в свое Отечество, завещанное Богом.

Узнав о кончине святителя, в Кремле ударили в большой колокол колокольни Ивана Великого. Следом за первым ударом печально прозвучали еще одиннадцать. Услышав этот звон, раздавшийся в неподобающее время, москвичи спрашивали друг друга, что случилось, какая беда, какое событие. Тревожились. Затем стала распространяться и печальная весть о смерти их любимого архиерея. К Троицкому подворью потекли толпы народа, желающего отдать ему последний поклон. Воспоминания об этом оставил архиепископ Амвросий Харьковский:

«По приезде на подворье введен был в кабинет в Бозе почившего святителя и там я земно поклонился ему. На него (он положен был на диван) надет был подрясник из материи муар-антик, скромного дикого цвета, и пояс с шелковыми цветами по белому фону. Владыка казался необыкновенно мирен: вот истинный угодник Божий, столь славно и полезно потрудившийся для православной церкви!

Честное тело его перенесено мною вместе с другими в большую залу, где облачено было во все архиерейское облачение – то самое, в котором он совершал того же дня (воскресенье) последнюю божественную литургию...

Панихида была совершена преосвященными викариями в присутствии генерал-губернатора, а на другой день (20 число), по внесении тела маститого святителя в крестовую церковь, литургия и панихида в ней отслужены соборно мною с протоиереями, иеромонахами и священниками».

Архимандрит Антоний привез из лавры кипарисный гроб, изготовленный уже давно по просьбе самого митрополита Филарета. Сей гроб поставили в домовой церкви подворья, уложили туда легкое, почти невесомое тело усопшего. И три дня в первый час пополудни и в восемь часов вечера совершались здесь панихиды.

В эти дни Иван Сергеевич Аксаков написал: «Упразднилась сила, великая, нравственная, общественная сила, в которой весь русский мир слышал и ощущал свою собственную силу, – сила, созданная не извне, порожденная мощью личного духа, возросшая на церковной народной почве... Угас светильник, полстолетия светивший на всю Россию не оскудевая, не померкая, но как бы питаясь приумножением лет и выступая ярче по мере продвижения вечернего сумрака».

В десять часов утра 23 ноября митрополит Киевский Арсений начал литургию в присутствии всего московского духовенства в черных облачениях. В полдень зазвонили колокола церкви преподобного Сергия: Троице-Сухаревское подворье прощалось со своим великим насельником. После литургии и отпевания гроб был перевезен в Троице-Сергиеву лавру, где и упокоен в приделе Филарета Милостивого храма Сошествия Святого Духа.

В первые же годы после кончины владыки в народе стал складываться целый эпос о его привычках, характере и о его чудесах. Сколько в том эпосе правды, а сколько выдумки, то только Бог ведает. В своей книге о святителе Филарете архимандрит Григорий написал: «В годовщину кончины его, то есть 19 ноября 1868 г., в крестовой подворской церкви совершена мной, по распоряжению преосвященного Игнатия, заупокойная литургия и панихида соборно. В ночь на это число почивший владыка, виденный мною в рясе и белом клобуке, благословил меня, а по сторонам его находились какие-то другие два иерарха, покрытые белым облаком».

Любили вспоминать о том, как владыка всюду забывал свои очки, и потом их искали по всем местам, где ему случилось побывать накануне – у Сергея Михайловича Голицына, у купчихи Тимофеевой или в каком-нибудь московском храме, обследовали в очередной раз все Троицкое подворье, заодно и наводя в нем порядок, а очки оказывались где-нибудь на сиденье в карете или в ином самом неожиданном месте.

С благоговейным ужасом вспоминали случай с одним московским озорным барином, который в угоду своим прогрессивным идеям решил однажды посмеяться над прозорливостью Филарета и явился к нему на подворье с лживой просьбой – мол, сгорело имение, нужны деньги, не знаю, где взять... Владыка велел подать просителю 300 рублей, и тот удалился, предвкушая, как завтра пропечатает в газете, что никакой Филарет не прозорливец. Каково же было его потрясение, когда он узнал, что в ту самую минуту, когда он получал у святителя деньги, его имение и впрямь загорелось и выгорело дотла! Пошатнулись либеральные идеи, и вскоре перепуганный шалун вновь явился на Троицкое подворье.

– Высокопреосвященнейший владыко! – пал он на колени перед Филаретом. – Прости великодушно! Я тебя обманывал... А когда ты велел мне вынести денег, имение-то и сгорело! Вот они, триста рублей...

– Оставьте их себе, они теперь-то уж точно пригодятся. Бог простит вас, да больше уж так не поступайте, – отвечал ему святитель.

Вспоминали случай, как Филарет исцелил немую девушку. В семь лет она увидела волка и так испугалась, что потеряла дар речи. До двадцати лет изъяснялась только знаками, ни словечка не могла вымолвить. Мать привезла ее к святителю, И тот спросил:

– Как тебя зовут?

И вдруг девушка, тринадцать лет молчавшая, тихо выдохнула свое имя. Он встал с нею вместе на колени перед образами и прочел молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного». Заставил повторить. Девушка с трудом, но справилась.

– А теперь давай вместе, да смелее!

И они вместе несколько раз прочитали ту же молитву. С той поры девушка навсегда избавилась от немоты.

В письмах святителя Филарета к преподобному Антонию, за какой год ни возьми, постоянно мелькают просьбы о финифтяных иконках, производившихся в Троице-Сергиевой лавре: «Имею нужду в финифтяных иконках, прошу по возможности прислать побольше». Маленькие и изящные финифтяные иконки он любил самозабвенно, любовался ими, а главное – дарил. Если кто-то приходил к нему не как тот шаловливый прогрессивный барин, а с настоящей нуждой, с тяжкой бедой, с неизбывным горем, владыка как мог утешал, помогал словом или деньгами, советовал что-то или запрещал необдуманные поступки и всякий раз в таких душевных случаях дарил финифтяную иконку:

– В честь какого святого крещен? Иоанна Воина? Вот тебе Иоанн Воин, не расставайся с этим образком, молись ему, он всегда будет тебе защитой и помощью.

– Как звать? Евфросиния? В честь Евфросинии Полоцкой? Получи от меня ее образок, будет тебе оградой от злых дел.

– Как, говоришь, фамилия того, кто тебя обижает? Львов? Вот тебе иконка первоотшельника аввы Павла Фивейского, коему два льва служили. Он их укрощал, да так, что они других львов от его обители отгоняли.

И тому подобное.

У одного московского купца в руке началась гангрена, или, как тогда говорили, антонов огонь. Врачи назначили день, когда руку отрезать. Но пришла знакомая раскольница и с усмешкой спросила:

– А чего это вы не попросите своего митрополита, чтобы он чудо совершил? Вы же говорите, что он чудотворец!

Родные несчастного купца отправились на Троицкое подворье. Филарет, выслушав их, тотчас призвал приходского священника и приказал тому совершить литургию и приобщить больного Святых Тайн, а руку не отрезать. Так и сделали. И помогло – антонов огонь стал стихать. Сорок дней усердно молились, и за это время рука полностью выздоровела.

У одного священника дочь страшно страдала головными болями. Тот отправился к Филарету, святитель дал ему свою скуфью, чтобы надеть на голову больной. Так и сделали, и вскоре девушка чудесно исцелилась.

Многие люди просто перед своим исцелением видели во сне святителя Филарета, который приходил к ним с благословением. Многие рассказывали о том, как они подходили к святителю под благословение и прикладывали его руку к больным местам на лице, плечах или груди и вскоре получали исцеление. Многие пьяницы, получив благословение владыки на трезвый образ жизни, переставали пить на всю жизнь. Точно так же исцелялись от него и бесноватые.

Некий крестьянин по дороге в Москву попал в метель, сбился с дороги, в изнеможении упал и находился в сильном страхе быть замерзшим. Но вот он увидел приближающуюся к нему тень и, полагая, что это какой-нибудь зверь хочет его растерзать, начал творить молитву Богу. По приближении тени он увидел старца небольшого роста в черной рясе и шапочке, который спросил его, кто он и откуда. И когда крестьянин объяснил ему все подробно, старец взял его за руку и сказал:

– Что ты так упал духом, встань, я доведу тебя.

Крестьянин, чувствуя, что его силы обновились, встал, и они вдвоем легко дошли до селения. Здесь старец произнес:

– Оставайся, Господь с тобою, теперь ты вне опасности. Крестьянин со слезами благодарности, упав на колени, спросил, за кого он должен молиться. Старец ответил:

– Молись за Филарета Московского, – и с этими словами стал невидим.

На другой день крестьянин пришел в Москву, ходил по разным монастырям, искал своего избавителя, покуда один купец не надоумил:

– Вероятно, тебя спас наш митрополит, – и указал ему дорогу на Троицкое подворье. Там, увидев святителя, выходящего из кареты, он упал перед ним на колени:

– Вот мой избавитель!

Владыка велел ему замолчать и следовать за собою в комнаты, где крестьянин рассказал ему все подробно. Выслушав его, Филарет сказал:

– Не приписывай этого мне, но молись преподобному Сергию – это он тебя сохранил.

И подарил ему финифтяной образок Сергия Радонежского. Во время пасхальных праздников пришли как-то к владыке великосветские дамы, и одна из них спросила митрополита:

– Почему Спаситель по воскресении Своем явился сперва женам-мироносицам?

Святитель ответил:

– Потому что женский пол очень болтлив, а надо было, чтобы это событие стало известно всем как можно скорее...

Таких рассказов было много, все они передавались московскими жителями из уст в уста, расходились по всей Руси великой.

Точно неизвестно, когда именно святитель Филарет составил свою собственную молитву ко Господу, ведомо лишь, что все последние годы жизни он постоянно читал ее, добавляя к общему чину православных молитв:

«Господи: не знаю, чего мне просить у Тебя! Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче! Даждь рабу Твоему – чего сам я и просить не умею. Не дерзаю просить – ни креста, ни утешения! Только стою пред Тобою; сердце мое – отверсто. Ты зриши нужды, которых я не знаю. Зри! – и сотвори со мною по милости Твоей: порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Предаюсь Тебе. Нет у меня желания, кроме желания – исполнить волю Твою... Научи меня молиться. Сам во мне молись».

Сейчас молитву Филарета все чаще можно увидеть во вновь издаваемых православных молитвословах.

Достойнейшим преемником святителя Филарета на московской кафедре стал Иннокентий (Вениаминов), «добрый служитель Божий», как называл его сам Филарет. Он был на пятнадцать лет моложе Филарета, родился в Сибири и большую часть своей жизни посвятил Сибири, Дальнему Востоку, Америке. По настоянию Филарета он, после кончины жены, стал монахом. Затем сделался епископом Камчатским, апостолом Америки и Сибири. Переводил Священное Писание на языки народов, обитающих там.

В год кончины Филарета архиепископу Иннокентию исполнилось семьдесят лет, он плохо видел, слабел и просился на покой в монастырь, но московский митрополит ответил ему отказом: «Господь да скажет Вам, что Ему благоугодно, и Вам и Церкви Его полезно». 5 января 1868 года владыка Иннокентий был назначен вместо скончавшегося владыки Филарета митрополитом Московским и Коломенским, известие об этом прибыло через две недели в Благовещенск, где он находился. 25 мая 1868 года своего нового святителя встречала Первопрестольная Москва.

Во всем подражая своему предшественнику, митрополит Иннокентий оставался московским архиереем до самой своей кончины 31 марта 1879 года, и похоронили его в Духовском храме Троице-Сергиевой лавры, рядом с могилой его друга и наставника митрополита Филарета. Там же рядом был похоронен и преподобный Антоний, родившийся в мир невидимый 12 мая 1877 года, прожив ровно столько же, сколько его друг и духовный сын Филарет.

Дело святителя Филарета продолжилось, полный перевод Библии на русский язык был осуществлен. Каждый год издавались его сочинения. В январе 1883 года прошло празднование столетнего юбилея Московского Златоуста. Основные торжества проходили в Чудовом монастыре в Кремле. Вскоре после этого Синод под редакцией архиепископа Тверского Саввы выпустил в свет многотомное «Собрание мнений и отзывов митрополита Филарета по учебным и церковно-государственным вопросам».

Тела Филарета, Антония и Иннокентия мирно покоились в своих гробах, к которым ежегодно притекало множество верующих. И многие получали исцеление или душевное утешение, побывав рядом с их святыми останками.

Но наступило безбожное время и произошло то, о чем в кондаке святителю Филарету сказано: «от безбожных поругание и поношения приял еси». В годы кампании по вскрытию святых мощей безбожники прошли мимо захоронения Филарета, Антония и Иннокентия, но перед самой войной их нечестивые руки добрались и до этих могил. В 1938–1940 годах все пристройки вокруг Духовской церкви были разобраны. Все погребения были вскрыты и разорены. Остались воспоминания свидетелей о том, что глава митрополита Филарета оказалась нетленной, а человек, совершивший святотатство, спустя всего несколько дней трагически погиб.

Останки снова были зарыты, а место, где стояла церковь, сровняли с землей. И это уже происходило в те дни, когда вся страна трещала под железным натиском фашистской Германии. В августе 1941 года все работы были завершены. Отныне трудно было догадаться, где именно находятся останки трех святых XIX века. После войны место вдобавок ко всему и заасфальтировали, а еще позже покрыли бетонными плитами. Полвека фундамент храма Сошествия Святого Духа и три священные могилы скрывались под толщей земли, асфальта и бетона. Над ними ходили люди.

В XX столетии человеком и пастырем, равновеликим святителю Филарету, безусловно, стал святейший патриарх Алексий II. Он и начинал свое епископское служение, как Филарет, с ревельской кафедры. Именно по его благословению начались поиски останков и подготовка к канонизации мифополита Филарета. Проведение работ патриарх поручил своему научному эксперту по вопросам истории и археологии Сергею Алексеевичу Беляеву. В своем отчете о проделанной работе он писал: «Перед началом раскопок наместник Лавры архимандрит Феогност обратился с вопросом о судьбе могил к одному из участников реставрационных работ в Духовской церкви В. В. Балдину. 10 марта 1994 года от него был получен официальный ответ, в котором говорилось: «При устройстве выстилки вокруг Духовской церкви захоронения митрополита Филарета специально не искали и не вскрывали – это я свидетельствую как участник проводившихся здесь до августа 1941 года работ. Уже после раскопок ко мне в руки попали архивные фотографии, на которых поэтапно фиксировано разрушение могилы митрополита Филарета. На последней фотографии представлено содержимое гроба, включая нетленную главу святителя. Народное предание не ошиблось. Время надругательства над могилами на фотографиях не указано, и мне оно не известно, однако есть основания полагать, что разорение произошло в период разрушения церкви во имя Филарета Милостивого... Думается, что после возрождения в Лавре монашеской жизни в 1945 году такое надругательство было невозможно, тем более что, как явствует из фотодокументов, оно было совершено после разбора стен Филаретовской церкви. В действующем монастыре на виду у всего народа сделать это, на наш взгляд, было бы невозможно, да и обстановка в стране в это время была совершенно иная, чем в тридцатые годы. На снимках же Лавра совершенно пустая, безлюдная...

После удаления Филаретовской церкви и других пристроек пространство вокруг Духовского храма превратилось в ровную, ничем не застроенную площадь, покрытую до недавнего времени асфальтом, а в настоящее время вымощенную небольшими бетонными плитами. Никаких видимых следов ни от Филаретовской церкви, ни тем более от могил не осталось. Таким образом, на первом этапе работы задача сводилась к локализации никак не обозначенных на современной поверхности контуров Духовской церкви и находящихся в ней могил. Ее решению очень помогли существующие описания мест захоронения и предоставленный В. В. Балдиным обмерный чертеж Духовской церкви».

Помимо патриаршего эксперта и наместника лавры в раскопках принимал участие архимандрит Кирилл (Павлов) – тот самый знаменитый сержант Павлов, герой Сталинградской битвы, в честь которого назван «дом Павлова» (По другим данным – однофамилец, также воевавший в Сталинграде – прим. ред.). Кроме них при раскопках присутствовали архимандриты Георгий (Тертышников), Матфей (Мормыль), Наум (Байбородин), эконом игумен Георгий (Данилов), иеромонах Викентий (Мазур), иеромонах Иоасаф (Подгоров), представители Московской духовной академии и семинарии. Все они поставили свои подписи под составленным актом вскрытия:

«Мы, нижеподписавшиеся, свидетельствуем, что 10 – 14 октября 1994 года были произведены раскопки к югу от церкви Сошествия Святого Духа на месте церкви Филарета Милостивого, снесенной в 1938–1940 годах. На тех местах, с которыми письменные свидетельства и церковное предание связывают погребение святителя Иннокентия (Вениаминова) и наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Антония (Медведева), действительно были обнаружены могильные сооружения (склепы). Но они были полуразрушены и опустошены. На месте, где, по свидетельству разного рода источников, должна была находиться могила митрополита Филарета (Дроздова), была обнаружена яма неправильной формы, суживающаяся книзу. Примерные размеры: глубина около 2,7 м от уровня современной поверхности, по линии В-3 – около 2,5 м, по линии С-3 – около 1,5 м. Яма была заполнена строительным мусором и землей, среди которых находились человеческие останки, святительское облачение и гробовые доски с ручками трех типов. 12 октября из нее были извлечены останки трех человек: черепа, большие кости, ребра и ряд других фрагментов. 13 октября обнаруженные костные останки были омыты по чину омовения мощей и разложены по порядку. После анализа останков и сопоставления их с портретами митрополита Филарета (Дроздова), митрополита Иннокентия (Вениаминова) и архимандрита Антония (Медведева), находящимися в Патриарших покоях, была признана принадлежность останков святителю Иннокентию, митрополиту Филарету и архимандриту Антонию. В дальнейшем справедливость этого утверждения, равно как и правомерность отнесения определенных останков конкретным лицам, была подтверждена специалистами-антропологами. Большинство из найденных фрагментов облачения принадлежит митрополиту Филарету (Дроздову). Принадлежность деревянной панагии пока не определена. Черная мантия принадлежала, по-видимому, архимандриту Антонию».

Далее Сергей Алексеевич Беляев более подробно рассказывает: «Раскопки начались 10 октября 1994 года и продолжались до 14 октября. За это время были произведены земляные работы и первоначальная разработка обнаруженных материалов; работа над облачениями и их фотофиксация продолжалась еще две недели. Исходя из имеющихся данных были выбраны три места раскопок, соответствующие могилам святителя Иннокентия, митрополита Филарета и архимандрита Антония, естественно, с некоторым допуском. Могилы действительно оказались в границах намеченных участков, и расширения площади раскопок не потребовалось.

11 октября духовник Лавры архимандрит Кирилл (Павлов) отслужил в Духовской церкви литию по погребенным. Во время раскопок литии и панихиды совершались регулярно по нескольку раз в день братией Лавры и священнослужителями Духовной академии и семинарии. Утром 11 октября по старой лаврской традиции в Духовской церкви началось непрестанное чтение Псалтири (до закрытия Лавры неусыпная Псалтирь читалась именно в Духовской церкви), и это чтение не прекращалось до окончания работ.

Земляные работы велись одновременно на четырех участках – в предполагаемых местах расположения трех могил с наружной стороны южной стены Духовской церкви и внутри Духовской церкви, около ее южной стены, – там, где находится гробница митрополита Филарета.

Первой была обнаружена могила архимандрита Антония – именно там, где и ожидалось, исходя из известных литературных источников. Были также раскрыты фундаменты стен притвора Филаретовской церкви и самого храма. Кроме того, чтобы исключить малейшую ошибку, была раскопана дополнительная площадь к югу от могилы, где не было никаких фундаментов. На этой площади никаких могильных сооружений не найдено – только земляная насыпь. Северо-восточный край могилы отстоит от пилястра Духовской церкви всего на 25 см, а верхний край кирпичной кладки склепа – всего на 20 см ниже современной поверхности. Перекрывающая могилу прослойка толщиной 20 см состоит из чистого песка и щебня.

Стены склепа архимандрита Антония, выложенные из большемерного кирпича толщиной в один кирпич, довольно хорошо сохранились. Три стены – восточная, северная и западная – по-видимому, сохранились в полную высоту (1,3 м) и состоят из 12 рядов кирпича, и только часть южной стены немного разрушена в центре (высотой на 1–2 кирпича). Размер могилы (по внутренним параметрам): длина (по линии восток-запад) – 2,5 м, ширина (по линии север – юг) – 1 м, высота – 1,3 м. Дно могилы песчаное, возможно, оно также было выложено кирпичом, но при разграблении могилы он был удален. Перекрытие полностью отсутствует. Обычно в монастырских могилах такого типа перекрытие делается в виде кирпичного свода, в могиле же митрополита Филарета оно состоит из плит. Надо полагать, что в могиле архимандрита Антония перекрытие тоже было либо плитовое, либо сводчатое.

Могила архимандрита Антония оказалась на всю высоту засыпана строительным мусором, однородным по плотности и составу. Грунт засыпи – земля темно-коричневого цвета, возможно, с незначительной примесью глины. Гроба в могиле не нашли, только на самом дне были обнаружены фрагменты гробовых досок, два из них – с металлическими ручками. При расчистке дна могилы в западной части найден деревянный параманный крест.

Никаких сомнений в том, что обнаружено захоронение именно архимандрита Антония, нет, причем совершенно очевидно, что оно было осквернено и разграблено. Однако ничего, что хотя бы косвенно указывало на время разграбления, – обрывков газет, монет или каких-либо иных предметов – найдено не было.

Могила святителя Иннокентия, вернее то, что от нее осталось, была обнаружена в месте, которое полностью соответствует указаниям в имеющихся описаниях. По конструкции она полностью совпадает с могилой архимандрита Антония. На ее плохую сохранность могли повлиять два обстоятельства. Во-первых, то, что она расположена ближе к современной поверхности, и, во-вторых, то, что она оказалась рядом с вновь построенным южным крыльцом Духовской церкви и даже частично под ним. А это означает, что при восстановлении крыльца кирпичные стены могилы могли оказаться помехой и были разобраны.

От могилы святителя Иннокентия сохранились части западной торцовой и южной продольной стен, а также кирпичная кладка около южного фундамента Духовской церкви – возможно, часть северной стены могилы, хотя не исключено, что это просто остатки фундамента Филаретовской церкви, вплотную примыкавшего к фундаменту Духовской церкви. Видимая длина могилы – 2 м, причем захоронение частично уходит под южное крыльцо Духовской церкви, которое разбирать не стали, поскольку ничего принципиально нового это не дало бы. На глубине 0,86 м от современной поверхности в центральной части могилы сохранилась кирпичная вымостка; ее длина – 1,35 м (по линии восток-запад), ширина (по линии север-юг) – 1м. По-видимому, это остатки дна склепа.

Могила на всю высоту была засыпана строительным мусором. Никаких останков в ней не оказалось.

С захоронением митрополита Филарета все оказалось сложнее. Раскопки, как и в двух предыдущих случаях, начались на том месте, которое было определено по описаниям и плану, предоставленному В. В. Балдиным. Однако при первых же ударах лопаты выяснилось, что в западной части этого участка проходит современная теплоцентраль; впоследствии удалось установить, что она была сооружена в 1956–1957 годах.

Доведя раскопки до глубины около 0,3–0,4 м, мы поняли, что никаких остатков погребального сооружения найти не удастся – могила была полностью уничтожена.

Примерно на этом же уровне стали выявляться контуры ямы. Ее границы довольно четко прослеживались по характеру заполнения: раскапываемая площадь была заполнена строительным мусором, включающим битый кирпич, куски асфальта, отески камней, куски извести и другие строительные материалы, а грунт вокруг состоял из довольно чистой земли темного цвета с небольшой примесью глины. Отличались эти грунты и по плотности: фунт в яме был относительно рыхлый, а вокруг нее – плотный, слежавшийся, с примесью глины и без каких-либо включений.

Примерно на глубине 0,4–0,5 м стали попадаться человеческие кости, доски от гробов, а также куски облачений. Это продолжалось до самого дна ямы. Человеческие останки находили в виде отдельных костей и небольших групп костей. В одном случае удалось зафиксировать кисть руки с правильным расположением всех малых костей, сохранивших не только правильное анатомическое положение, но и идеально выдержанный порядок взаимного расположения, к тому же эта кисть находилась почти в строго вертикальном положении. Совершенно ясно, что человек так расположить кости не мог. Объяснить этот факт можно только тем, что кисть была сброшена в яму нетленной.

Многие доски были с металлическими ручками; в процессе раскопок было найдено три разных типа таких ручек.

В двух случаях на досках от гроба были большие пробоины. Ниже досок с пробоинами были обнаружены большие камни, а под ними – выбитые части досок. Это может свидетельствовать только об одном: камни с силой бросали в яму, когда в ней уже лежали сброшенные человеческие останки и доски от гробов. Всего в яме было найдено 14–15 таких камней, из них по крайней мере 3–4 камня весом не менее 100 кг – четверо сильных мужчин еле-еле подняли их наверх.

В толще мусорного слоя на разной глубине было обнаружено два разбитых черепа, причем осколки одного из них позднее были найдены на самом дне ямы. В восточной части ямы на самом дне оказался череп с хорошо сохранившимися на затылочной части волосами, который еще до расчистки был идентифицирован как принадлежавший мифополиту Филарету. Впоследствии это полностью подтвердилось.

В западной части яма частично заходила под теплоцентраль, но с соблюдением всех мер предосторожности и этот участок был расчищен.

Дно ямы оказалось песчаным, три стенки – восточная, северная и западная – земляными, а южная – кирпичной, но это не стена могилы, а кирпичный фундамент Филаретовской церкви. В верхней части яма имеет размеры 2,25х1,6 м, книзу сужается, и размеры ее по дну значительно меньше верхних. Глубина ямы от современной поверхности составляет около полутора метров.

Разборка нижней части раскопа, где было обнаружено большинство человеческих останков, досок и епископских облачений, пришлась на вторую половину дня 12 октября 1994 года. Братия Лавры и учащиеся Духовных школ все время находились рядом. Особенно много народу собралось к вечеру того дня, когда количество находок стало увеличиваться. После окончания вечерней службы к братии и учащимся присоединились еще и богомольцы, так что общее число пассивных участников раскопок достигало порядка 200 человек.

Все находимые в яме доски и части архиерейских облачений (последние иногда вместе с комьями земли, от которых их подчас было трудно отделить) переносились в Духовскую церковь. Там все это раскладывалось в строгом порядке по определенным местам. Что же касается человеческих останков, то, вынув из мусорного заполнения ямы, их клали на разостланную у края ямы чистую простынь; в храм уносили только мелкие кости.

По мере углубления и нахождения все большего количества мощей становилось ясно, что обнаружена значительная часть трех человеческих скелетов, являющихся святыми мощами святителя Иннокентия и мощами митрополита Филарета и архимандрита Антония. На это указывало и наличие архиерейских облачений, и ряд других признаков. В частности, глава митрополита Филарета была как бы завернута и неотделима от одежды фиолетового цвета, которая во время раскопок была принята за архиерейскую мантию, а впоследствии оказалась подрясником.

Когда стало ясно, кому могут принадлежать обнаруженные мощи началось непрерывное совершение литий и панихид. Службы совершались попеременно духовенством Лавры и Академии. Богослужение продолжалось все последние два часа раскопок. Во время кратких перерывов пел народ.

После того как показалась глава митрополита Филарета, я попросил принести блюдо, покрытое воздухом, и, после соответствующей расчистки, глава была вынута и на приготовленном блюде передана братии Лавры. Это была последняя находка. Затем инспектор Московской Духовной академии архимандрит Сергий (Соколов) с хором воспитанников и всем собравшимся народом совершил последнюю литию перед лежащими на краю ямы только что обретенными мощами.

По окончании литии мощи были подняты и, сопровождаемые всенародным радостным пением «Святый Боже», перенесены в Духовскую церковь, где и были положены в центре на заранее приготовленный щит, покрытый покрывалом.

Одновременно с раскопками могил вне Духовской церкви были проведены раскопки внутри ее, у южной стены, в том месте, где находилась беломраморная плита с надписью, посвященной митрополиту Филарету. Целью этих раскопок было выяснить, была ли плита в свое время установлена на данном месте произвольно, просто, чтобы увековечить память приснопамятного святителя, или для этого имелись иные причины.

После удаления мемориальной плиты, плиток пола и слоя песка было обнаружено находящееся в грунте сооружение прямоугольной формы, вытянутое по оси храма (длиной около 1 м, шириной около 0,7 м), сложенное из современного кирпича.

После необходимой фиксации были разобраны кирпичное перекрытие и западная торцовая стенка, за которыми оказался фанерный ящик примерно вдвое больше стандартного посылочного ящика, обитый парчой с нашитым на верхней крышке крестом из галуна. Снова была проведена фиксация, теперь уже местоположения ящика.

После совершения литии ящик вынули с большими предосторожностями, поскольку фанера была очень ветхой и буквально рассыпалась.

Затем была снята крышка, под ней обнаружили черную мантию с малиновыми скрижалями, в которую были завернуты две большие кости ног (от колен до стопы) и деревянная панагия с изображением на лицевой стороне Богоматери «Знамение» и Креста с орудиями страстей – на тыльной. Панагия хорошо сохранилась, утрачено только ушко. Мантия, хоть и ветхая, оказалась по большей части сохранной: уцелели две нижние скрижали, галуны от верхних и довольно большой фрагмент ткани.

Тот факт, что мощи были завернуты в мантию архимандрита. дал основания предположить, что они принадлежат архимандриту Антонию, что впоследствии и подтвердилось (хотя узнать, на каком основании, не удалось).

Во время извлечения ящика и разборки его содержимого высказывались различные предположения относительно времени, способа и обстоятельств появления этого тайника и его содержимого, однако действительно обоснованное объяснение можно было дать только по окончании раскопок ямы с основными мощами.

Когда яма была расчищена до дна и выяснилось, что в ней находились честные мощи, ранее покоившиеся в Филаретовской церкви, стало совершенно очевидно, что при прокладке теплоцентрали в Духовскую церковь на захоронение наткнулись и затронули его верхний слой. Что при этом обнаружили рабочие, в настоящее время с определенностью сказать невозможно. Проводить какие-либо поиски или исследования в то время было невозможно. Тогда, по-видимому, и были вынуты обнаруженные человеческие останки и сооружен тайник в Духовской церкви, куда поместили честные мощи. А о том, что все это было сделано втайне, свидетельствует то, что ни старожилы Лавры, ни старожилы музея ничего не знали ни о находке, ни о каких-либо работах в Духовской церкви.

Удалось установить и время, когда это могло быть сделано, – не позже октября 1957 года, когда состоялась епископская хиротония наместника Лавры, будущего патриарха, архимандрита Пимена (Извекова).

13 октября 1994 года после литии архимандритом Наумом (Байбородиным) и иеромонахом Викентием (Мазуром), ризничим Лавры, был совершен чин омовения мощей.

В Духовскую церковь были приглашены те насельники Лавры и воспитанники Духовных школ, которые имели медицинское образование. Особенно следует отметить монаха Гавриила (Богачихина) и воспитанника Семинарии Сергея Забелича, которые внесли существенный вклад в дело определения и идентификации мощей; ими же впоследствии было составлено описание мощей.

К этому времени из Патриарших покоев в Духовскую церковь были принесены портреты всех трех лиц, похороненных в Филаретовской церкви.

После омовения мощей приступили к их отождествлению с конкретными лицами. Начали с черепов. Череп митрополита Филарета был уже идентифицирован до этого. С Божией помощью удалось правильно определить и другие.

Следующим этапом было отождествление останков. Здесь все оказалось сложнее. Быстрее и легче других были идентифицированы мощи митрополита Филарета, поскольку он, как известно, был маленького роста, и это, естественно, сказалось на размерах костей. Сложнее оказалось определить святые мощи святителя Иннокентия и мощи архимандрита Антония. Но и с этим, слава Богу, справились.

К концу дня эта часть трудов была закончена. Отождествленные мощи клались на тот же расположенный посередине храма на возвышении и покрытый пеленой щит, на который их поместили после внесения в храм и с которого потом сняли для омовения.

Мощи располагались в правильном анатомическом порядке по лицам: слева – архимандрита Антония, в центре – митрополита Филарета, справа – святителя Иннокентия. Потом мощи святителя Иннокентия и митрополита Филарета были покрыты архиерейскими мантиями, мощи архимандрита Антония – архимандричьей, а главы – белыми воздухами. Затем были возжены лампады, свечи на поставленных в изголовье подсвечниках и кадильницы с благовониями. Поздно вечером, около 22 часов, Духовскую церковь посетил Священноархимандрит Лавры Святейший Патриарх Алексий. Святейший Патриарх сначала осмотрел раскопанные гробницы и яму, из которой были извлечены честные мощи. Потом он вошел в храм и выслушал подробный рассказ о проделанной работе. После этого была пропета «Вечная память» митрополиту Филарету и архимандриту Антонию и «Величание» святителю Иннокентию. Так первый раз после многих десятилетий глумления были прославлены святые мощи святителя Иннокентия и мощи митрополита Филарета и архимандрита Антония.

Однако, хотя никто из присутствовавших не сомневался в принадлежности обретенных мощей святителю Иннокентию, митрополиту Филарету и архимандриту Антонию и в том, что мощи правильно идентифицированы, для большей убедительности следовало пригласить специалистов-антропологов. Святейший Патриарх дал на это свое благословение.

Тогда я обратился к члену-корреспонденту Российской Академии наук Татьяне Ивановне Алексеевой, возглавляющей антропологическую лабораторию МГУ и антропологическую лабораторию в Институте археологии РАН. Т. И. Алексеева любезно согласилась провести экспертизу, и дважды – 25 октября и 2 ноября – приезжала в Лавру с группой специалистов, среди которых была кандидат биологических наук, заведующая лабораторией реконструкции лица Института этнологии РАН Г. В. Лебединская, правнучка митрополита Московского Леонтия (Лебединского), скончавшегося в 1893 году.

Перед антропологами были поставлены две задачи: во-первых, на основании сопоставления найденных мощей и имеющихся портретов высказать аргументированное суждение о принадлежности обнаруженных мощей изображенным на портретах лицам и, во-вторых, проверить правильность соотнесения черепов и скелетов. На оба вопроса антропологи дали положительные ответы. Лишь около 10% костей были переидентифицированы.

Оставалось еще привести в порядок обнаруженные части облачений и досок. Эту кропотливую работу тщательно и аккуратно, ничего не повредив, выполнил в течение двух недель иеродиакон Иоанн (Макаров), клирик Патриаршего подворья в Переделкине. Иногда куски облачений вынимались прямо с землей, ткань была сырая, очень хрупкая, и обращаться с ней приходилось крайне осторожно. Кроме того, зачастую фрагменты облачений были чрезвычайно малы и требовалось большое внимание, чтобы определить, к чему именно они относятся. Отец Иоанн блестяще справился с этой задачей. Сейчас можно с уверенностью сказать, что сохранилась большая часть облачения митрополита Филарета (естественно, в виде фрагментов). Суждение это основано на сходстве рисунка и фактуры найденных деталей с изображением облачения митрополита Филарета во гробе на гравюре из Патриарших покоев Лавры. Сохранились части саккоса, омофора, епитрахиль, поручи, подсаккосник и другие фрагменты. Из других облачений была обнаружена только одна епитрахиль, причем определить, принадлежала ли она святителю Иннокентию или архимандриту Антонию, в настоящее время не представляется возможным.

По форме ручек и структуре дерева удалось определить принадлежность досок от гроба. Фигурные бронзовые (или латунные) ручки принадлежали гробу митрополита Филарета, сделанному из кипарисовых досок. Вторые ручки, по-видимому, являются деталью второго наружного гроба митрополита Филарета, который был сделан из дуба; еще одни ручки – от гроба святителя Иннокентия. Так, путем кропотливой работы удалось установить принадлежность большинства находок.

Когда была обнаружена яма и начались ее раскопки, взору присутствовавших предстала жуткая картина надругательства над дорогими каждому верующему человеку мощами: мощи трех угодников Божиих были перемешаны, забросаны мусором, трудно было понять, какая часть из них сохранилась, и слабо верилось в то, что раскопки завершатся благополучно. Но, слава Богу, почти все находки удалось идентифицировать.

Еще три святыни возвращены Русской Православной Церкви. Это воистину милость Божия. Слава Богу!»

С 29 ноября по 2 декабря 1994 года в Даниловском монастыре заседал Архиерейский собор Русской православной церкви, на нем святитель Филарет был причислен к лику святых; установлено отмечать память его 19 ноября по юлианскому календарю или 2 декабря по григорианскому.

Одним из известнейших филаретиков является заслуженный профессор Московской православной духовной академии Константин Ефимович Скурат, автор книги избранных мыслей Филарета «Алфавит духовный». Вот как он вспоминает те дни:

«В четверг, 1 декабря, прочитав лекции, я сразу ушел в город по разным хозяйским делам. Дел было немало, и я рассчитывал вернуться в святую обитель только около 16 часов. Но все шло удивительно быстро, и в 14 часов 53 минуты я уже был в гостинице. Возле дверей меня встретила матушка Анастасия вопросом:

– А вы пойдете?

– Куда? – в недоумении спросил я. – На перенесение останков митрополита Филарета из Духовской церкви в Трапезный храм.

– Когда это будет?

– А вот сейчас, ровно в 15 часов!..

Ровно в три часа я уже стоял возле Духовской церкви. Через несколько минут дверь в церковь открылась. Специально прибывшие в Лавру, по указанию святейшего патриарха Алексия II, епископ Истринский Арсений и епископ Тихвинский Симон с братией обители отслужили заупокойную литию, и под перезвон колоколов останки митрополита Филарета были перенесены и положены в уготованную раку между двумя боковыми алтарями, после чего была совершена панихида...

В субботу, 3 декабря... панихиду совершил архиепископ Тамбовский и Мичуринский Евгений в сослужении наместника Обители архимандрита Феогноста. Пел студенческий хор под управлением великого мастера своего дела, архимандрита Матфея (Мормыля)...

Я знал, что 4 декабря в Успенском Патриаршем соборе Кремля состоится сам акт канонизации митрополита Филарета. Знал и то, что в Кремль и, соответственно, на богослужение можно попасть только с пригласительным билетом. Достать в Академии его я не смог. И тем не менее, когда воспитанники спросили меня, буду ли я на торжестве канонизации, я ответил:

– Уже два раза Святитель позвал меня и, если ему угодно, позовет и в третий раз.

Услышав мои слова, воспитанники улыбнулись. И что же? Возвращаюсь из семинарского корпуса, захожу в гардероб раздеваться, а за мной входит студент первого курса Академии и, передавая пригласительный билет на богослужение в Кремль, говорит:

– Из Москвы вам прислал иеродиакон Вениамин... И я на канонизации святителя Филарета был!»

Деяние Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О канонизации святителя Филарета (Дроздова) 1782–1867, митрополита Московского и Коломенского», Свято-Данилов монастырь, 29 ноября – 2 декабря 1994 года, г. Москва

Во имя Отца, Сына и Святого Духа!

Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, исследовав жизнь и святительское служение митрополита Московского и Коломенского Филарета, стяжавшего своей молитвой и подвигами обильные дары Божественной благодати, находит ныне благовременным прославить во святых этого великого и богомудрого архипастыря Церкви Российской. В народе его почитают великим светильником православной веры, который и поныне в своих многочисленных творениях излучает свет истины Христовой. Благодаря значительному вкладу святителя Филарета в перевод Священного Писания на русский язык христиане России и поныне имеют возможность внимать Слову Божию на доступном им языке.

В полном убеждении истинности высокой духовной жзини и деятельного церковного служения митрополита Филарета Собор ОПРЕДЕЛЯЕТ:

1. Причислить к лику святых митрополита Московского и Коломенского Филарета для общецерковного почитания.

2. Честные останки святителя Филарета считать святыми мощами.

3. Память его праздновать 19 ноября по Юлианскому календарю.

4. Писать новопрославленному угоднику Божию честную икону для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора.

5. Напечатать житие святителя Филарета, а также начать издание его творений для назидания чад церковных.

6. От лица Освященного Собора объявить о прославлении святителя Филарета всероссийской пастве.

7. Имя новопредставленного святого сообщить Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения его в святцы. Предстательством и молитвами святителя Филарета да укрепит Господь православную веру среди чад церковных. Аминь.

С этого дня святитель Филарет вошел в сонм русских святых. Ежегодно 19 ноября (2 декабря) стали отмечать память его как святого.

Воскрес и вновь засиял над Москвой величественный храм Христа Спасителя, созданный архитекторами и художниками, вдохновленными идеями святителя Филарета. Храм сей – одно из его главных детищ, и Богом внушена была мысль патриарху Алексию II о том, чтобы мощи святителя Филарета покоились именно здесь, чтобы они стали главной святыней храма.

9 июня 2004 года состоялось торжественное перенесение честных мощей святителя Филарета Московского из Свято-Троицкой Сергиевой лавры в храм Христа Спасителя. Крестный ход возглавили архиепископ Тернопольский и Кременецкий Сергий (Украинская православная церковь Московского патриархата), архиепископ Верейский Евгений и епископ Сергиево-Посадский Феогност. Мощи святителя с пением молитв были вынесены из Троице-Сергиевой лавры и помещены в специальный автомобиль. По прибытии кортежа в Москву честные мощи святителя Филарета были установлены в храме во имя иконы Божьей Матери «Державная». Затем они были перенесены крестным ходом в храм Христа Спасителя, где их встретил Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Он возглавил праздничное всенощное бдение, а после богослужения поздравил собравшихся в храме Христа Спасителя с праздником и обратился к ним со словом, посвященным митрополиту Московскому Филарету:

– Дорогие братья и сестры, я поздравляю всех вас с праздником! Сегодня мы совершили перенесение святых мощей святителя Филарета, митрополита Московского, из Троице-Сергиевой лавры в храм Христа Спасителя. Во время архипастырского служения святителя Филарета строился храм Христа Спасителя. Сорок шесть лет святитель был митрополитом Московским и Коломенским. Он не оставлял без своего Первосвятительского внимания не только церковные события, но и государственные дела. Так, манифест об освобождении крестьянства подготавливался при непосредственном участии митрополита Московского Филарета. Святитель был великим богословом и проповедником, мудрым архипастырем Церкви. К сожалению, он не дожил до освящения храма Христа Спасителя, принял мирную кончину 19 ноября 1867 года и был похоронен в приделе Свято-Духовского храма Троице-Сергиевой лавры. После революции этот придел был снесен, могила святителя Филарета осквернена. Когда состоялось общецерковное прославление святителя Филарета, мы вместе с учеными-антропологами изучали останки святителя, которые подверглись поруганию в тяжелые годы испытаний для нашей Церкви. Святитель еще при жизни был сильным молитвенником, и мы верим, что и ныне он молитвенно предстательствует пред Господом за всех нас, почитающих его честную память. Отныне мощи святителя Филарета будут находиться в храме Христа Спасителя, и у жителей нашего Первопрестольного града всегда будет возможность помолиться перед этой святыней. Да благословит всех вас Господь, по молитвам святителя Филарета, митрополита Московского, перед мощами которого мы сегодня совершали Всенощное бдение и испрашивали его святого предстательства за всех нас пред Господом Богом! С праздником всех вас!

С тех пор ежегодно патриарх Алексий II поминал святителя Филарета в своих речах. Удивительно и одновременно весьма знаменательно то, что последней речью, произнесенной святейшим патриархом всего за три дня до кончины, стала речь именно о святителе Филарете 19 ноября (2 декабря) 2008 года после того, как он совершил молебен в кафедральном соборном храме Христа Спасителя у мощей Московского Златоуста:

– Собратия архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сегодня мы совершаем память и молимся перед святыми мощами святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Сорок шесть лет он был святителем Московским. В его бытность строился первый храм Христа Спасителя, в строительство которого он вложил свои силы, свой архипастырский опыт. Есть свидетельство о том, что особый иконостас, напоминающий кувуклию, был разработан святителем Филаретом, митрополитом Московским. Ни одно событие церковной или государственной жизни не обходилось без проникновенного внимания святителя Филарета. Он являлся автором манифеста об освобождении крестьян, он был великим богословом-догматистом, проповедником Слова Божия. Пять томов его проповедей являются свидетельствами его проповеднической деятельности. Целый ряд томов с его резолюциями по самым разным вопросам свидетельствуют о его вдумчивом отношении к проблемам церковной, монастырской, приходской жизни. Он был подвижником и молитвенником. Он среди тех немногих архипастырей, кто дожил до пятидесятилетнего юбилея своего архиерейского служения. За несколько месяцев до своей кончины он увидел в сонном видении своего отца, который заповедал ему «хранить девятнадцатое число». В этот день он всегда причащался Святых Христовых Тайн, и кончина его случилась 19 ноября 1867 года. Согласно его завещанию он был похоронен в приделе Свято-Духовского храма Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В годы богоборчества этот придел был разрушен, могила святителя была осквернена. После прославления в лике святых были обретены его святые мощи, которые пребывали в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Но когда был воссоздан храм Христа Спасителя, который строился на протяжении десятилетий во время святительства митрополита Филарета, я почел справедливым, что его святые мощи должны находиться в том храме, в строительство которого он вложил свои силы, опыт, свои архипастырские труды. Не дожил он до освящения первого храма Христа Спасителя; в течение всего своего архипастырского служения он считал своим кафедральным храмом Архангельский собор Московского Кремля. Часто ему приходилось служить в Успенском соборе Московского Кремля, но он никогда не восходил на горнее место, считая Успенский собор патриаршим, а горнее место в нем считая местом российских патриархов. Совершая память святителя Филарета, мы вспоминаем его подвижническую жизнь, и мы имеем возможность у его святых мощей молиться, чтобы он и нас утвердил в святой православной вере. Чтобы он помог в преодолении тех разделений, которые существуют в жизни людей, в жизни общества, в жизни народов – чтобы все мы были носителями звания православного христианина не только по имени, но и по жизни. Я поздравляю архипастырей, пастырей, вас всех, братья и сестры, с московским праздником. Потому что день памяти святителя Филарета является московским праздником. Мы верим, что молитвы святителя Филарета пребывают со всеми нами в ответ на наши молитвы к нему. Сегодня после общей соборной молитвы с архипастырями, пастырями, с православными верующими нашего града мы уйдем в свои дома к своим семьям и близким с благословением великого святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, память которого мы сегодня совершаем. С праздником всех вас!

Спустя три дня после этой речи патриарх Алексий II родился в мир невидимый.

Филарет построил храм Христа Спасителя. Алексий перенес его мощи в этот главный московский собор. И сейчас, когда мы входим под эти гулкие своды, мы первым делом должны устремиться туда, где справа от алтаря покоится Московский Златоуст. Хозяин этого храма. Небесный владыка и заступник града Москвы.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Тропарь святителю Филарету, митр. Московскому, глас 4:

Духа Святаго благодать стяжав, / богомудре святителю Филарете, / истину и правду разумом просвещенным людем проповедал еси, / мир и милость сердцем умиленным / страждущим явил еси, / яко учитель веры и страж неусыпный / паству Российскую жезлом правости сохранил еси. / Сего ради, ко Христу Богу дерзновение имея, / моли даровати Церкве утверждение, / людем и душам нашим спасение.

Приложение 2

Кондак святителю Филарету, митр. Московскому, глас 2:

Яко истинный подражатель преподобнаго Сергия, добродетель измлада возлюбил еси, богоблаженне Филарете. Яко пастырь праведный и исповедник непорочный, по святем преставлении от безбожных поругание и поношения приял еси, Боже знаменми и чудесы тя прослави и заступника Церкве нашея яви.

Святителю отче Филарете, моли Бога о нас, чтущих память твою верно и научающихся правде от словес твоих:

Приложение 3

Молитва святителю Филарету

О преславне и богомудре святителю Христов Филарете, Российския Церкве светильниче, земли нашея похвало и граду Москве украшение! Ты житием и служением твоим трием вселенским святителем был еси подобник: Великому Василию – яко бытие сущих изъяснил еси, Церкве Божия и тайн Христовых строитель добрый явился еси, иноческих уставов быв ревностный исполнитель и покровитель; Богослову Григорию – яко, неботаинственных созерцаний о Святей Троице и о Бозе Слове сподобивыйся, сих искусный провозвестник явился еси; Златоустому Иоанну – яко неустанный проповедник и учитель покаяния народа Божия был еси. И ныне, вкупе с ними пред стоя во славе Престолу Божию и ходатайствуя о нас, моли: Церкве Российстей на камени исповедания Православный веры утвержденней быти, стране нашей мир и единение даровати, пастырем слово Божественныя Истины право правити, град Москву и паству твою от всяких напастей сохрани. Святую обитель, идеже почивают честныя мощи твоя, по заветом преподобнаго Сергия, яко ученик его присный, добре управи; иноки в подвизех укрепи; наставники умудри; званныя к пастырскому деланию, учащияся вере и благочестию в вертограде твоем духовнем, соделай избранны и достойны служения сего. Призри с Небесе, святителю, на ны, чада твоя, и даруй теплым твоим ходатайством ко Господу в заповедех Его нам преспевати, веру тверду, любовь нелицемерну и благочестие до последняго часа смертнаго сохранити, да непостыдно предстанем Спасителю нашему Господу Иисусу Христу, Ему же со Отцем и Святым Духом подобает слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Приложение 4

Из послужного списка Высокопреосвященнейшего Филарета митрополита Московской епархии

Святейшаго Правительствующего Синода член Филарет Митрополит Московский и Коломенский, Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит. Сверх сего, член Императорского человеколюбиваго общества, вице-президент Московскаго попечительнаго о тюрьмах Комитета, Действительный член Конференции Московской духовной академии, ординарный академик Императорской академии наук, почетный член Общества истории и древностей Российских, Императорской Санкт-Петербургской медико-хирургической академии, Императорских Московского и Новороссийского университетов, Императорских обществ – Археологического, Географического, Конференции духовных академий – Санкт-Петербургской, Киевской и Казанской.

Имеет алмазные знаки ордена Св. Ап. Андрея Первозванного, ордена: Св. Владимира 1-й ст. Большаго креста, Св. Александра Невского и Св. Анны 1-й ст.; алмазами осыпанную Панагию и осыпанный драгоценными камнями посох, Докторский крест, наперсный, украшенный драгоценными камнями, золотую медаль по крестьянскому делу и знаки Греческаго ордена Спасителя Большого креста, бронзовые наперсные кресты на Владимирской ленте – первый за 1812 г., второй в память войны 1853–56 г.

Получал: 1) по штату Моск. Епарх. кафедры жалованья 428 р. 85 к., на содержание 1283 р. 31 к.; итого 1712 р. 16 к.; 2) по званию архимандрита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры жалованья 285 р. 90 коп., на содержание 571 р. 80 коп.; итого 857 р. 70 коп.; 3) по званию присутствующаго Московской Свят. Синода Конторы жалованья 1143 р. 60 коп., а всего 3713 руб. 46 к. серебром.

Родился 1782 г., 26 Декабря, Моск. губернии, в г. Коломне, сын соборнаго диакона Михаила Феодоровича. В мире назывался Василий Дроздов.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО

1782, 26 декабря – в подмосковной Коломне в семье диакона Михаила Федоровича Дроздова и его супруги Евдокии Никитичны родился сын.

1783, 1 января – когда отмечается память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, младенец крещен в коломенской Богоявленской церкви и назван в честь означенного святого – Василием.

1791, 20 декабря – Василий Дроздов поступил учиться в Коломенскую семинарию.

1800 – Василий Дроздов сдал испытательный экзамен и в марте зачислен в философский класс Троицкой лаврской семинарии в Сергиевом Посаде.

1803, 21 ноября – Василий Дроздов окончил семинарию и после проведенного лично митрополитом Платоном экзамена был назначен преподавателем греческого и еврейского языков.

1806, 12 января – Василий Дроздов впервые выступил с проповедью, произнес речь на день освобождения обители преподобного Сергия от нашествия поляков и литовцев в 1612 году. 30 августа – Василий Дроздов стал в семинарии учителем поэзии и проповедником.

1807, – Василий Дроздов написал посвященное митрополиту Платону стихотворение «Старость».

1808, 14 января – Василий Дроздов начал преподавать в семинарии высшее красноречие и риторику. 16 ноября – в Свято-Духовской Трапезной церкви Троице-Сергиевой лавры Василий Михайлович Дроздов принял монашеский постриг под именем Филарета в честь праведного Филарета Милостивого. 21 ноября – монах Филарет рукоположен митрополитом Платоном в иеродиакона. 29 декабря – вызванный в Санкт-Петербург иеродиакон Филарет покинул лавру.

1809, 1 марта – иеродиакон Филарет определен учителем риторики и инспектором Санкт-Петербургской семинарии. 28 марта – митрополитом Амвросием (Подобедовым) иеродиакон Филарет рукоположен в иеромонахи. 9 августа – иеромонах Филарет определен на должность ректора Александро-Невского уездного училища, учрежденного при той же семинарии, с оставлением в прежних должностях в семинарии.

1810, 8 февраля – иеромонах Филарет получил должность преподавателя церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии в звании бакалавра богословских наук. 25 марта, Благовещение – первая проповедь иеромонаха Филарета в Петербурге.

1811, 30 июня – иеромонах Филарет «всемилостивейше пожалован, за отличие в проповедовании Слова Божия» наперсным крестом с драгоценными камнями. 8 июля – иеромонах Филарет возведен в сан архимандрита.

1812, 11 марта – архимандрит Филарет определен ректором Санкт-Петербургской духовной академии и профессором богословских наук. 27 марта – архимандрит Филарет определен настоятелем новгородского Юрьева монастыря.

1813, 13 июня – в Казанском соборе Санкт-Петербурга проповедь архимандрита Филарета при погребении Михаила Илларионовича Кутузова. Опубликовано написанное им «Рассуждение о нравственных причинах неимоверных успехов наших в настоящей войне». 29 июня – Филарет награжден орденом Святого Владимира 2-й степени Большого креста со звездой.

1814 – Филарет возглавил переводной комитет Российского библейского общества. Им написано «Молебное пение об избавлении Церкви и державы Российский от нашествия галлов и с ними двадесяти язык». 13 августа – ректор Петербургской академии архимандрит Филарет стал первым действительным доктором богословия в России. 27 августа – ему была назначена пожизненная пенсия в размере 1500 рублей в год. 30 августа – Филарет был назначен членом Комиссии духовных училищ.

1815, 4 и 8 января – архимандрит Филарет присутствовал на экзаменах в Царскосельском лицее, где впервые увидел юного Александра Пушкина. Июнь – июль – архимандрит Филарет ревизовал Московскую духовную академию и семь семинарий: Новгородскую, Тверскую, Владимирскую, Ярославскую, Костромскую, Спасо-Вифанскую и Московскую, а также ряд уездных и приходских училищ.

1816, 18 января – скончался отец Филарета протоиерей Михаил Дроздов. Март – архимандрит Филарет определен настоятелем московского Новоспасского монастыря, но при этом оставлен при Санкт-Петербургской духовной академии. Он стал вице-президентом Российского библейского общества и приступил к началу труда всей своей жизни, связанного с переводом Ветхого и Нового Завета на русский язык. 8 апреля – император наградил Филарета панагией. 2 июня – архимандрит Филарет назначен членом Комитета для решения судебных дел о лицах духовного звания греко-российского исповедания в Финляндии. 16 июля – утвержден членом совета Императорского человеколюбивого общества.

1817, 3 марта – архимандрит Филарет назначен членом Строительного комитета при Санкт-Петербургской духовной академии. 7 апреля – назначен членом Главного правления училищ. 23 июля – архимандриту Филарету поведено быть епископом Ревельским, викарием Санкт-Петербургской епархии с оставлением за ним должности ректора академии и управляющего Новоспасским монастырем. 5 августа – в Троицком соборе Александро-Невской лавры архимандрит Филарет был хиротонисан во епископа Ревельского.

1818 – вышло второе издание Филаретова Евангелия. 26 августа – Филарет награжден орденом Святой Анны 1-й степени.

1819, 15 августа – епископ Филарет назначен на тверскую кафедру в сане архиепископа; тогда же стал членом Синода. К Филарету приехала для беседы настоятельница православной женской общины на Бородинском поле вдова генерала Маргарита Тучкова. Она стала духовным чадом святителя.

1820, 26 сентября – Филарет назначен архиепископом Ярославским и Ростовским; Главным правлением училищ изданы Филаретовы «Чтения из четырех евангелистов и из книги Деяний апостольских, для употребления в гражданских училищах».

1821, 3 июля – архиепископ Филарет назначен на московскую кафедру, он же – священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой лавры и присутствующий в Московской синодальной конторе. 13 августа – Филарет прибыл в Москву и поселился на подворье Троице-Сергиевой лавры.

1823 – вышло издание полного русского Нового Завета с предисловием архиепископа Филарета. 2 июня – Филарет получил орден Святого Александра Невского. В Петербурге архиепископ Филарет составил акт завещания императора Александра I о престолонаследии в пользу брата Николая Павловича.

1825, 18 декабря – архиепископ Филарет привел Москву к присяге Николаю I. 25 декабря – император пожаловал Филарету бриллиантовый крест для ношения на клобуке.

1826, 12 апреля – запрещена деятельность Российского библейского общества. 22 августа – архиепископ Филарет участвовал в коронации императора Николая I и в тот же день стал митрополитом Московским и Коломенским. 6 сентября – снято запрещение с катехизисов Филарета.

1828, 7 января – святителю Филарету объявлена высочайшая благодарность за составление Краткой священной истории, а также краткого и пространного катехизисов с прибавлением наставления для воинов.

1829, 17 августа – митрополит Филарет освятил закладку Триумфальных ворот в Москве.

1830, январь – святитель Филарет откликнулся своим стихотворением «Не напрасно, не случайно...» на стихотворение А. С. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный...», опубликованное в альманахе «Северные цветы». Осень – во время эпидемии холеры в Москве святитель Филарет в проповедях взывает к вере во имя спасения, проводит постоянные совместные молебны, крестные ходы.

1831, 19 апреля – митрополит Филарет награжден высшим орденом Российской империи – Святого Андрея Первозванного. Начало его многостраничной переписки с новым настоятелем Троице-Сергиевой лавры Антонием (Медведевым).

1833 – святитель Филарет составил «Правила» для Спасского женского богоугодного общежительного заведения на Бородинском поле.

1836, 4 июля – в Троице-Сергиевой лавре святитель Филарет постриг в монахини Маргариту Михайловну Тучкову, под именем Мелании. Осень – полемика Филарета с Чаадаевым, напечатавшим свое первое «Философическое письмо».

1837, январь – гибель Пушкина. Святитель Филарет добивается, чтобы погребение поэта прошло по христианскому обряду. 12 сентября – Филарет освятил храм Святой мученицы Татьяны при Московском университете.

1839, 26 марта – святитель Филарет награжден орденом Святого равноапостольного князя Владимира 1-й степени. 23 июля – Филарет освятил Спасо-Бородинский женский монастырь. 26 августа – освятил памятник на Бородинском поле. 10 сентября – Филарет освятил закладной камень храма Христа Спасителя на Волхонке.

1840, 28 июня – святитель Филарет совершил пострижение инокини Мелании (Тучковой) в игуменскую мантию с принятием имени Марии. На другой день она стала игуменьей Спасо-Бородинского монастыря.

1842, весна – новая волна нападок на святителя Филарета со стороны обер-прокурора Святейшего синода Н. А. Протасова. Май – Филарет вернулся в Москву и в Петербург на синодальные слушания больше не ездил.

1843 – устроение в Троице-Сергиевой лавре Гефсиманского скита. 16 ноября – святитель Филарет прочитал на всенощном бдении сочиненное им Житие преподобного Никона, игумена Радонежского.

1844, весна – на средства московского купца А. И. Лобкова началось издание избранных проповедей Филарета. Московский митрополит сделал все назначения сюжетов для барельефов и горельефов храма Христа Спасителя. 28 сентября – состоялось торжественное освящение церкви Успения Богородицы в Гефсиманском скиту.

1848 – в журнале «Звездочка» напечатано стихотворение, написанное в ответ на стихи Пушкина «Дар напрасный...», под названием «Пушкин, от мечтаний перешедший к размышлению». Конец года – к Филарету приехал знакомиться Н. В. Гоголь.

1849, 3 апреля, день Пасхи – император Николай I пожаловал святителя Филарета алмазными знаками ордена Святого Андрея Первозванного. 9 апреля – торжественное освящение Императорского Кремлевского дворца.

1851, 22 августа – по случаю исполнившегося тридцатилетия архипастырской деятельности и двадцатипятилетия в сане митрополита Филарет награжден осыпанной алмазами панагией.

1852, 21 февраля – скончался Н. В. Гоголь, отпевание его в храме Святой Татьяны.

29 апреля – скончалась игуменья Мария (Тучкова). По настоянию митрополита Филарета ее домик на Бородинском поле стал музеем.

1854, 10 января – святителю Филарету объявлена высочайшая благодарность и благодарность Святейшего синода за приношение от Свято-Троицкой лавры и от Чудова монастыря 50 тысяч рублей на воинов и за труды, понесенные в деле обращения рогожских раскольников.

1855, 12 января – святитель Филарет произнес слово на торжествах, посвященных столетию Московского университета. 18 марта – ему объявлена благодарность императора за пожертвованные 110 тысяч 600 рублей на военные надобности от Московской епархии. Святителем Филаретом написан «Акафист Пресвятой Богородице», а также «Изъяснение о проклятии, наложенном от собора 1667 года». 8 апреля – Филарет пишет возражения по поводу проекта росписей интерьера храма Христа Спасителя и сам проектирует сюжеты росписей.

1856, 26 августа – святитель Филарет совершил священное коронование Александра II и награжден осыпанным драгоценными камнями посохом. Вскоре он вновь поднял в Святейшем синоде вопрос о переводе Библии на русский язык, составил записку доказывая, что русский язык не уступает в выразительности старославянскому. Мнение московского святителя оказалось решающим, и дело русского перевода Священного Писания получило ход. Скончался секретарь Филарета А. П. Святославский.

1857, 31 мая – святителю Филарету объявлена благодарность Святейшего синода за особенное, постоянное попечение о благоустройстве Московской духовной академии.

1861 – святитель Филарет редактирует «Манифест об отмене крепостного права» и отправляет его государю (5 февраля). 21 мая – за труды по подготовке Крестьянской реформы Филарет награжден медалью, посвященной сугубо этому событию. 6 июня – Филарет всемилостивейше пожалован наперсным крестом, украшенным драгоценными камнями. 7 сентября – король Греции наградил его знаками ордена Спасителя Большого креста.

1862, 31 октября – святитель Филарет получил благодарность от императрицы за пожертвованные 10 тысяч 100 рублей от духовенства Московской епархии в пользу пострадавших от пожара жителей Санкт-Петербурга.

1863, 11 сентября – святитель Филарет избран попечителем Общества любителей духовного просвещения.

1867, 5 августа – отмечалось пятидесятилетие служения святителя Филарета в епископском сане. 19 ноября – святитель Филарет совершил последнюю в своей жизни Божественную литургию. На исходе второго часа пополудни митрополит Московский и Коломенский Филарет отошел ко Господу Погребение состоялось в Троице-Сергиевой лавре, в храме Сошествия Святого Духа, где некогда он принял монашеский постриг.

1883, январь – в Москве праздновался столетний юбилей со дня рождения московского владыки. Основные торжества проходили в Чудовом монастыре в Кремле.

1885–1888– Святейшим синодом, под редакцией архиепископа Тверского Саввы, издано многотомное «Собрание мнений и отзывов митрополита Филарета по учебным и церковно-государственным вопросам».

1938–1941 – в Троице-Сергиевой лавре снесена церковь Сошествия Святого Духа; могилы святителя Филарета, святителя Иннокентия и преподобного Антония осквернены.

1994 – по благословению патриарха Алексия II проведены раскопки и обретены честные мощи святителя Филарета, святителя Иннокентия и преподобного Антония. Архиерейским собором Русской православной церкви святитель Филарет причислен к лику святых; память – 19 ноября по юлианскому календарю.

1996 – близ храма Святых апостолов Петра и Павла в Мемориальном парке Коломны поставлен памятный крест погребенным здесь родственникам святителя Филарета.

2004, 9 июня – состоялось перенесение мощей святителя Филарета из Троице-Сергиевой лавры в кафедральный собор Рождества Христова в Москве (храм Христа Спасителя).

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

Основные издания сочинений святителя Филарета

Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского и всея России чудотворца. М., 1836.

Житие преподобного Никона, игумена Радонежского. М., 1844.

Из воспоминаний покойного Филарета, митрополита Московского. М., 1868.

Избранные труды. Письма. Воспоминания. М., 2003.

Исторические чтения из книг Ветхого Завета для употребления в училищах. СПб., 1822.

Келейный дневник Московского митрополита Филарета. М., 1908.

Краткий катехизис православной кафолической греко-российской церкви. СПб., 1824.

Меч духовный. М., 2010.

Перевод Евангелия от Иоанна на русский язык. СПб., 1819.

Письма к А. Н. Муравьеву (1822–1867 гг.). Киев, 1869.

Письма митрополита Филарета к родным (1800–1866 гг.). М., 1882.

Письма преподобному Антонию наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Т. I-III. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007.

Полное собрание резолюций Филарета, митрополита Московского. T.I-V. М., 1903–1916.

Призовите Бога в помощь. Письма. М., 2006.

Разговоры между испытующим и уверенным о Православии Восточной Греко-Российской Церкви с присовокуплением выписки из окружного послания Фотия, патриарха Цареградского, к восточным патриаршим престолам. СПб., 1815.

Рассуждение о нравственных причинах неимоверных успехов наших в настоящей войне (т. е. в войне 1812 г.). СПб., 1813.

Собрание мнений и отзывов Филарета митрополита Московского и Коломенского по учебным и церковно-государственным вопросам. Т. I-V. СПб., 1885–1888.

Сказание об обретении мощей святителя Митрофана, епископа Воронежского. СПб., 1832.

Таблица чтений из Священного Писания, церковной и гражданской печати. СПб., 1819.

Творения. Слова и речи. Т. I-V. М., 2003–2007.

Христианский катехизис православный кафолическия восточныя греко-российския церкви. СПб., 1823.

Чтения из четырех Евангелистов и из книги Деяний апостольских для употребления в гражданских училищах. СПб., 1820.

Литература о святителе Филарете

Архангельский А. К Первый и последний. Старец Феодор Козмич и царь Александр I. М., 1995.

Виноградов В. П. Платон и Филарет, митрополиты Московские (сравнительная характеристика их нравственного облика). Сергиев Посад, 1913.

Вислоцкий А. Митрополит Филарет и Библейское Общество. Троице-Сергиева Лавра, 1852. Геннадий (Гоголев), архимандрит. Святитель Филарет (Дроздов) и его роль в создании русского народного языка. Кострома, 2008.

Дмитриев Д. Гефсиманский скит: Памяти незабвенного иерарха Церкви Московской, митрополита Филарета. Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1898.

Зарницкий И. И. Филарет митрополит Московский, как проповедник. СПб., 1858.

Иоанн (Снычев), митрополит. Жизнь и деятельность Филарета митрополита Московского. Тула, 1994.

Канонизация святых в XX веке. М., 1999.

Козлов Максим, протоиерей. Заветы святителя Филарета митрополита Московского русской культуре. Саратов, 2009.

Корсунский И. Н. Святитель Филарет митрополит Московский, его жизнь и деятельность на Московской кафедре. Харьков, 1894.

Лебедев А. П. Черты нравственного облика Московского митрополита Филарета. М., 1905.

Лесков Н. С. Борьба за преобладание. Собрание сочинений. Т. VI. М., 1998.

Поселянин Е. Н. Русские подвижники XIX века. СПб., 1910.

Скурат К. Е. Алфавит духовный. Избранные советы и наставления святителя Филарета Московского. М., 2010.

Смирнов А. А., протоиерей. Детство, отрочество, юность, годы ученья и учител^тва в Троицкой Лаврской семинарии митрополита Филарета (1782–1808 гг.). М., 1893.

Смолин П. К. История русской Церкви. 1700–1917. М., 1997.

Сушков И. В. Записки о жизни и времени святителя Филарета, митрополита Московского. М., 1868.

Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. М., 1896.

Яковлев А. И. Век Филарета. М., 2010.

Яковлев А. И. Светоч Русской Церкви: Жизнеописание святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского. М., 2007.


Источник: Сегень А. Ю. С 28 Филарет Московский / Александр Сегень. - М.: Молодая гвардия, 2011. - 431[1] с: ил. - (Жизнь замечательных людей: сер. биоф.; вып. 1310). ISBN 978-5-235-03425-9

Комментарии для сайта Cackle