№ 39. Мнение Митрополита Филарета о вскрытии для медицинских целей тел людей, умерших в больницах, по причащении Св. Тайн и Елеосвящении 4 Июля 1842 г.
В Мае 1812 года К. А. Майер26 писал К. С. Сербиновичу27, прося доставить ему выписку из законов по духовному ведомству, относящихся до вскрытия тел умерших, но земле еще не преданных. Именно надобно знать, писал К. Майер, относительно умерших лечившихся от болезней, умерших в больницах, где бывает нужно производить вскрытие тел для пояснения темных случаев болезней и в пользу врачебной науки и человечества.
Какими духовными законами допускаются такие вскрытия вообще?
Какими законами воспрещаются?
В каких случаях требуется на это особое разрешение духовного начальства?
Если нет по этому предмету положительных законоположений, то какие постановления к оному могут быть применяемы?
Тела умерших в больнице, которые были пред кончиною соборованы и приобщались Св. Тайн ни в каком ли случае вскрывать не позволяется, или бывают на это изъятия и какие именно?
По истечении какого срока после Св. Елеосвящения, или приобщения Св. Тайн допускается вскрытие тел, по крайней мере какой-нибудь части, для узнавания причины смерти?
Записка эта была послана Митрополиту Филарету, который по прочтении ее писал гр. Протасову:
Сиятельнейший Граф,
Милостивый Государь!
От 22-го минувшего июня № 3915, препровожденную ко мне от Вашего Сиятельства вопросную записку, касательно вскрытая тел людей умерших в больнице по напутствовании таинствами, рассматривал я, где она меня нашла, в Лавре; и потому не мог справиться, нет ли чего по сему предмету в указах Святейшего Синода. Но сие не трудно будет Вашему Сиятельству пополнить, посредством Синодальной канцелярии.
Какое же по возможным для меня соображениям составилось о сем предмете заключение, оное при сем для дальнейшего усмотрения препровождаю.
С совершенным почтением и преданностью имею честь быть
Вашего Сиятельства
покорнейший слуга
Филарет М. Московский.
4 июля 1842
О вскрытии, для медицинских целей, тел людей, умерших в больницах, по причащении Св. Тайн и Елеосвящении
Правил церковных о сем предмете не видно: потому что в древние времена не представлялось в сем такой нужды, как ныне. В Своде Законов, касательно вскрытия тел умерших, по производству дел уголовных, есть одно правило, чтобы вскрытие происходило не ранее 24 часов по смерти (Св. Зак. Т. ХIII ст. 1031).
Препятствие вскрытию есть благоговение к Таинствам, которыми пред смертью освящен был умерший.
Но к возможному отстранению сего препятствия побуждает долг человеколюбия: потому что, с открытием, чрез вскрытие тела, болезненной причины смерти, может открыться способ к сохранению жизни больных подобною болезнью.
В больнице удобнее может сие быть допущено, нежели в другом месте: потому что здесь удобнее могут быть устранены свидетели действия, которые могли бы оным быть приведены в смущение. Из сих начал могут быть извлечены следующие правила:
1. Не дозволять вскрытия тел в больницах, если больной умер в тот самый день, в который приобщен Святых Тайн или соборован елеем. (Правило сие не будет затруднительно в исполнении, а еще будет полезно, если побудить врачей споспешествовать тому, чтобы больные причащались благовременнее, а не в последние минуты отчаяния в жизни).
2. Вскрытия тел священнослужителей не допускать.
3. Кроме сих изъятий вскрытие тел в больницах допустить, с тем, чтобы при сем присутствовали только нужные люди по обязанности и науке, а посторонние были устранены.
4. Вскрытие, по закону, должно происходить не ранее 24 часов после смерти.
4 июля 1842 г.
Дело Канц. Об. Прокурора.
№ 29857.
* * *
Карл Антонович Майер – доктор медицины.
Константин Степанович Сербинович, в 1818 г. оконч. полоцкую униат, акад., и в том же году опред. актуар. кол. иностр. дел; в 1820 г.– переводчик кол.; в 1821 г. – старш. столон.; в 1822 г.– журнал.; 1826 г. – ценз, главн. ценз, ком.; в 1830 г. начал. III отд. департ. Народ. Просвещ.; в 1831 г. – II отд., в 1833 г.– редакт. журн. Мин. Нар. Просв.; в 1834 г. – чл. археогр. Ком.; в 1836 г. – директ. канц. об.-прок. Св. С.; в 1853 г. – директ. хоз. управл. Св. Синода; в 1857 г. – директ. дух. учебн. управл. Св. С.; в 1859 г. – чл. ком. прошен, на Высоч. имя приносимых. Ск. в 1874 г.