№ 38. Мнение Митрополита Филарета на отношение генерал-майора Д. Дубельта, о праве монашествующих, послушников и послушниц отлучаться из монастырей для сбора подаяний, как в своей, так и в другие епархии
13 Марта 1842 г.
Управляющий III отделением собственной Его Величества канцелярии24 препроводил в Марте 1842 года донесение жандармского подполковника Краевского следующего содержания: несмотря на запрещение (Св. уставов благочиния т. XIV ч. IV, о пред. и пресеч. преступлений, ст. 33), ходить с образами и свечами для собирания в церкви, и дозволение (примеч. к ст. 33 п. 1-й) собирать подаяние в пределах своей епархии, на Уфимской ярмарке, с дозволения местного духовного начальства, появились два сборщика Нижегородской губернии, которые посредством полиции высланы в свою епархию.
По 50-ой статье III-й части того же XIV тома монахини девичьих монастырей, ни за монастырскими и никакими другими делами никуда отнюдь от монастырей своих отлучаться не должны, но на Уфимской ярмарке бродила монахиня Крестовоздвиженского девичьего монастыря с книгою, выданною из Нижегородской консистории. Монахине этой предложено возвратиться, на основании вышеприведенного закона, в свой монастырь. Подобное противозаконное бродяжничество по Оренбургской губернии сборщиков и других праздношатающихся людей из внутренних губерний, было причиною разглашений в 1829 году, по невежеству или по подстрекательству зловредных людей, что помещичьи крестьяне и дворовые люди, оставив своих помещиков, будто бы по воле правительства, должны воспользоваться свободою для поселения в Киргизской степи и на Сыр-Дарье. По поводу этих разглашений дворовые люди тянулись тысячами из внутренних губерний, так что Оренбургское начальство едва успело остановить этот напор крепостных людей. Эти бродящие сборщики и праздношатающиеся люди передают, или из корысти, или по невежеству своему, письма из одного края в другой таким лицам, которым правительство старается прекратить всякое между собою сношение.
Затем в Мае 1842 г. Министр Внутренних дел25 писал Обер-Прокурору, что по сообщению Оренбургского губернатора у него в губернии находятся монахини с паспортами, выданными из Нижегородской консистории и что на сделанный Преосвященному Оренбургскому запрос, на каком основании вышеозначенным монахиням разрешен сбор, Преосвященный ответил, что представил этот вопрос на разрешение высшего начальства.
По прочтении сего отношения, Митрополит Филарет собственноручно писал:
Ст. 50 XIV т. Св. Зак. заключает в себе общее правило благочиния, возбраняющее отлучки из монастырей произвольные; но не возбраняет начальствам увольнять на время по необходимым надобностям. Доказательством сему служит Высочайшее повеление, чтобы монахи, приходящие в столицу из других епархий, являлись к начальству. Сие повеление не было бы нужно, если бы монахам решительно не позволено было отлучаться из монастырей, и с позволения начальства. Сбор по книгам епархиальные архиереи могут разрешать только в своей епархии: потому что в чужой распоряжаться не могут. Сборщик Нижегородской епархии может прийти в Оренбургскую по праву данного ему паспорта, не имея права употреблять книгу. Но Оренбургский Архиерей, имеющий власть распоряжаться в своей епархии, может дозволить сбор в своей епархии и Нижегородскому сборщику. Сим образом епархиальные начальства помогают одно другому; и без сего сборы в некоторых епархиях были бы неуспешны и неудовлетворительны для нужд.
Вышеприведенный закон простирается и на послушников; но и сим не возбраняется получать на сроки отпуски по нуждам монастырей или их самих.
Посему замеченные Оренбургским гражданским губернатором случаи законам не противны.
Мая 13, 1842.
Дело Канц. Об. Прокурора.
№ 29890.
* * *
Леонтий Васильевич Дубельт род. в 1792 г.; оконч. курс в горн. кадет. корп.; в 1830 г. пост, в корпус жандар.; в 1835 г.– нач. штаба; в 1839 г.–упр. III отд. Собст. Е. И. В. Канц. Ск. в 1862 г.
Гр. Л. А. Перовский, см. выше № 36.