Источник

7-е

Святых Апостолов от 70: Евода и Онисифора

Евод был родом Иудей из Антиохии. Он был первым преемником Апостола Петра, основавшего Церковь в Антиохии. О нем говорил преемник его Игнатий Богоносец в послании своем к антиохийцам: «поминайте блаженного Евода отца вашего, который первым вам от Апостолов пастырем поставлен был». Скончался мученически.

Об Апостоле Онисифоре известно из 2-го послания Апостола Павла к Тимофею, что «когда все асийские оставили его, то (ученик его) Онисифор многократно покоил его и не стыдился уз его, но, быв в Риме, с великим тщанием искал его и нашел»; – «да даст Господь милость дому его, – продолжает Апостол Павел, говоря об Онисифоре, – да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты (Тимофей) лучше знаешь» (2Тим.1:15–18).

По некоторым сведениям Апостол Онисифор был епископ Колофона, недалеко от Ефеса. О кончине его существуют известия, что он пострадал в городе Парии (недалеко от Ефеса), на берегу Геллеспонта, с рабом своим Порфирием, будучи привязан к диким коням и влачим 14 милей.36

Св. праведной Иудифи

Иудифь, дочь Мерарии и жена Манасии, из одного с ней колена и племени, «красивая видом и привлекательная взором», в молодых гдах лишилась мужа своего. Оставшись после него богатой вдовой, жила она в своем городе Ветилуе и, не снимая одежд вдовства, проводила Богоугодную жизнь в строгом посте и молитве, и никто не укорял ее злым словом, потому что она была очень богобоязненна (кн. Иудифь, гл. VIII, 8).

Такая чистота душевная, умудрившая и разум Иудифи, поставила ее на тот путь, на котором оказалась она способной к подвигу самопожертвования и явилась спасительницей своего отечества.

В то время «последовало в доме Навуходоносора, царя Ассирийского, повеление – совершил, как он сказал, отмщение всей земле», пойти войной на все государства Малой Азии и соседние царства за то, что они отказали ему в помощи, которую он от них требовал во время войны с Мидийским царем Арфаксадом.

По окончании совещания со всеми своими сановниками, Навуходоносор, призвав главного вождя войска своего Олоферна, который был вторым по нем, что не повиновались слову уст его, и объявить им, чтобы они приготовляли землю и воду, потому что он с гневом выйдет на них, покроет все лице земли их ногами войска своего и предаст их на расхищение, и что долы и потоки наполнятся ранеными их, и река, запруженная трупами их, переполнится, а плененных их он рассеет по концам всей земли… Непокорных же повелел Олоферну не щадить, но предавать их смерти и разграблению»…

«И выступил в поход Олоферн со всем войском своим, чтобы предварить царя Навуходоносора и покрыть все лице земли на западе колесницами, конницей и отборной пехотой своей. И с ним вышли союзники в таком множестве, как саранча и как песок земной, потому что от множества не было и счета им…»

«И шел сильный враг, опустошая все на пути своем, выжигая жилища, разграбляя стада, опустошая поля и избивая юношей острием меча».

«Страх и ужас напал на жителей приморской страны, обитавших в Тире и Сидоне, на жителей Сура и Окины, и на всех жителей Иемнаана, и все обитатели Азота и Аскалона сильно испугались его… И устрашенные изъявили ему покорность».

Испугались и сыны Израиля, жившие в Иудее, услышав обо все, что сделал с окрестными народами Олоферн, и «трепетали за Иерусалим, за храм Господа Бога своего; потому что недавно возвратились они из плена» и не успели еще оправиться от бедствий, причиненных им пленом Вавилонским; и с великим усердием возопили к Богу все мужи Израиля и смирили души свои с великим усердием, и прилежно и единодушно взывали к Богу Израилеву, чтобы Он, на радость язычникам, не предал детей их на расхищение, жен их в добычу, городов наследия их на разорение, святынь их на осквернение и поругание.

«А Иоаким, великий священник, и все предстоящие перед Господом священники, служители Его, препоясавши вретищем чресла свои, приносили непрестанные всесожжения, обеты и доброхотные дары народа».

Таким образом, прибегнув к Богу и положась не Его помощь, Иудеи решились сопротивляться страшному врагу и стали готовиться к войне.

Узнав об этом, разгневался Олоферн и, призвав к себе вождей разных народов, которые вместе с ним шли воевать против Иудеев, спросил их, что это за народ, который осмеливается сопротивляться ему?

Тогда Ахиор, предводитель Аммонитян, рассказал Олоферну всю известную ему чудную историю Богом хранимого народа, то наказываемого Богом, когда он уклонялся от пути, завещанного ему его Богом, то осыпаемого благами, когда он обращался к Богу своему, «потому что с ним Бог, ненавидящий неправду», и заключил свой рассказ следующим советом: – «теперь, повелитель-господин, если есть заблуждение в этом народе, и они грешат пред Богом своим, и мы заметим, что в них есть это преткновение, то мы пойдем и победим их; а если нет в этом народе беззакония, то пусть удалится господин мой, чтобы Господь не защитил их и Бог их не был за них, – и тогда мы для всей земли будем предметом поношения» (кн. Иудифь, гл. V).

Услышав это, вознегодовал Олоферн и все прибилженные его не дерзкий совет Ахиора… – «Кто ты такой, Ахиор, с наемниками Ефрема, – с гневом воскликнул Олоферн, – что напророчил нам сегодня и сказал, чтобы мы не воевали с родом Израильским, потому что Бог их защищает? Кто же Бог, как не Навуходоносор? Он пошлет свою силу и сотрет их с лица земли, и Бог их не избавит их…

«Мы, рабы Навуходоносора, поразим их, как одного человека, и не устоять им против силы наших коней. Мы растопчем их; горы их упьются их кровью, равнины их наполнятся их трупами и гибелью погибнут они…

«А ты, Ахиор, высказавший слова эти в день неправды твоей, от сего дня не увидишь больше лица моего, пока я не отомщу этому народу, пришедшему из Египта… Когда же я возвращусь, меч войска моего и толпа слуг моих пройдет по ребрам твоим, и ты падаешь между ранеными их…»

«И приказал Олоферн отвести Ахиора в город Иудейский Ветилую, чтобы он был вестником и свидетелем исполнения слов его. Иудеи же с радостью приняли его, когда услышали рассказ его о происшедшем между ним и Олоферном. Весь народ пал тогда и поклонился Богу своему и воззвал: «Господи, Боже Небесный! Воззри на их гордыню (врага) и помилуй смирение рода нашего, и призри на лице освященных Тебе в этот день!» и утешили Ахиора и хвалили за правду его.»

Между тем Олоферн «вывел всю свою конницу пред лице сынов Израилевых, бывших в Ветилуе, и, расположившись в долине, полки его овладели водами и источниками вод сынов Израилевых», чтобы, истомив их жаждой, заставить сдаться…

Вскоре, видя себя окруженными несметными неприятельскими войсками, дошедшие до изнеможения от жажды, жители Ветилуи действительно уже готовы были сдаться, что и высказывали правителю города Озии и старейшинам.

– «Не унывайте, братья, – старался тогда ободрить их Озия, – потеприм еще пять дней, в которые Господь Бог наш обратит милость Свою на нас, – если же помощь к нам не придет, то я сделаю по словам вашим…»

В это-то бедственное время, когда неминуемая гибель угрожала Иудейскому народу, возникло спасение его в лице доблестной женщины – чистой и высокой душой и богобоязненной Иудеи.

Узнав об обращении народа к Озии с предложением сдать город неприятелю и об ответе Озии, она призвала к себе Озию и двух старейшин города и сказала им: – «не право слово ваше, которое вы сегодня сказали перед народом, и положили клятву, которую изрекли между Богом и вами, и сказали, что сдадите город нашим врагам, если на этих днях Господь не поможет нам… Кто же вы, искушавшие сегодня Бога и ставшие вместо Бога посреди сынов человеческих? Вот, вы теперь испытуете Господа Вседержителя, но никогда нечего не узнаете; потому что вам не постигнуть глубины сердца у человека и не понять слов мысли его как же испытаете вы Бога, сотворившего все это, и познаете ум Его, и поймете мысль Его? Нет, братья, не прогневляйте Господа Бога нашего; ибо если Он не захочет помочь нам в эти пять дней, то Он имеет власть защитить нас в какие Ему угодно дни, или поразить нас перед лицем врагов наших.

«Не отдавайте же в залог советов Господа Бога нашего: Богу нельзя грозить, как человеку, нельзя и указывать Ему, как сыну человеческому.

«Посему, ожидая от Него спасения, будем призывать Его к себе на помощь, и Он услышит голос наш, если это Ему будет угодно.»

Припомнив при этом, как Господь испытывал и праотцев их. Иудифь прибавила: «как их искушал Бог не для истязания сердца их, так и нам не мстить, а только для вразумления наказывает Господь приближающихся к Нему (Иуд. гл. VIII), и не оставит Своей милостью тех, которые Ему единому служат.»

Наконец Иудифь со святым дерзновением истинной веры объявила Озии и старейшинам, что она совершит дело, которое пронесется сынами рода Иудейского в роды родов… и что в продолжении дней, после которых они решили отдать город врагам, «Господь посетит Израиля ее рукой…»

– «Сегодня ночью я выйду из города с моей служанкой, – сказала Иудифь, – только не расспрашивайте меня о моем предприятии, пока оно не совершится.»

– «Ступай с миром, – сказали ей на ее слова Озия и старейшина, – и Господь Бог перед тобой на отмщение врагам нашим!» – и вышли из шатра Иудифи и пошли к полкам своим.

Иудифь же, отпустив начальников, «пала на лице и громким голосом воззвала к Господу Богу своему: «Господь – имя Тебе! Сокруши же крепость врагов силой Твоей и уничтожь их силу гневом Твоим: ибо они замыслили осквернить святилище Твое, поругаться над мирным селением имени славы Твоей и железом сокрушить рог Твоего жертвенника.

«Воззри на превозношение их, пошли гнев Твой на главы их, дай вдовьей руке моей крепость на то, что задумала я. Устами хитрости моей порази раба перед вождем и вождя перед рабом его, и сокруши гордыню их женской рукой… Ибо не во множестве сила Твоя, и не в могучих – могущество Твое; но Ты – Бог смиренных, Ты – помощник умаленных, заступник немощных, покровитель упавших духом, Спаситель безнадежных. Так, так, Боже отца моего и Боже наследия Израилева, Владыка неба и земли, Творец вод, Царь всякого создания Твоего! Услышь молитву мою, сделай слово мое и хитрость мою раной и язвой для тех, которые задумали жестокое против завета Твоего, святого дома Твоего, высоты Сиона и дома наследия сынов Твоих. Вразуми весь народ Твой и всякое племя, чтобы видели они, что Ты – Бог, Бог всякой крепости и силы, и нет другого защитника рода Израилева, кроме Тебя!»

Укрепив свою душу молитвой, Иудифь оделась в лучшую одежду свою и ночью, вместе со служанкой своей, вышла из города по направлению к неприятельскому стану.

– Чья ты? Откуда идешь и куда отправляешься? – спросили Иудифь воины, состоявшие в передовой страже Ассириян, когда она приблизилась к ним.

– «Я – дочь евреев и бегу от них, потому что они будут преданы на истребление… – отвечала им Иудифь, – я иду к Олоферну, вождю вашего войска, возвестить слова истины и указать ему путь, которым он пойдет и овладеет всей нагорной страной, так что не погибнет из мужей его ни один человек и ни одна живая душа…»

Когда эти люди слушали слова ее и всматривались в лице ее, – она показалась им чудом по красоте, и они сказали ей: «ты спасла душу твою, поспешив прийти к господину нашему; ступай же к шатру его, а наши проводят тебя, пока не передадут тебя ему на руки. Когда ты станешь перед ним, не бойся сердцем твоим, но выскажи слова твои, и он тебя облагодетельствует.»

И Иудифь, в сопровождении стражи, направилась к шатру Олоферна, который отдыхал в то время на роскошном ложе, но, услышав о появлении женщины из Ветилуи, вышел к ней и, пораженный красотой Иудифи, также как и все его воины, стал расспрашивать ее о причинах ее прихода к нему. Тогда она сказала ему, что она «раба благочестивая, день и ночь служащая Богу Небесному», получила извещение от Бога своего, что иудеи будут преданы в руки Олоферна, и потому пришла к нему для избежания смерти. Вместе с тем она предупредила Олоферна, чтобы он, если не хочет быть отражен и безуспешен, не делал нападения на Ветилую до тех пор, пока иудеи не прогневают Бога, решившись употреблять пищу, запрещенную законом Моисеевым, ибо «меч не имеет силы над ними, если он не грешат перед Богом…»

– «Но так как они уже готовы нарушить закон, вынуждаемые оказавшимся недостатком в воде и пище вследствие осады, то как только соделают этот грех, будут преданы на погубление, – продолжала Иудифь, – вот почему я, раба твоя, бежала от них, и Бог послал меня сделать вместе с тобой такие дела, которым изумится вся земля, где только услышат о них…»

«Теперь, господин мой, я останусь у тебя; только пусть раба твоя по ночам выходит на долину молиться Богу, – и Он откроет мне, когда они сделают свое преступление. Я приду и объявлю тебе, и ты выходи тогда со всем твоим войском, – и никто их них не противостанет тебе. Я поведу тебя через Иудею, доколе не дойдем до Иерусалима, поставляю среди его седалище твое, и погонишь их (иудеев), как овец, не имеющих пастуха…»

«Понравились слова ее Олоферну и всем слугам его. Они дивились мудрости ее и говорили: от края до края земли нет такой жены по красоте лица и по разумным речам.» Олоферн, плененный Иудифью, поверил ей и предоставил ей поступать, как ей угодно. И пробыла она в неприятельском лагере в отдельном шатре три дня. А по ночам выходила в долину Ветилуи и, «выходя, молилась Господу Богу Израилеву, чтобы он направил ее к избавлению сынов Его народа.» В четвертый день Олоферн сделал пир, на который пригласил и еврейскую женщину, к которой «подвигалось сердце его», и сказал ей: пей же и веселись с нами… А Иудифь отвечала ему: «буду пить, господин мой, потому что сегодня жизнь моя возвеличилась во мне больше, нежели во все дни от рождения моего.»

Но, присутствуя на пиру, Иудифь не прикасалась к приготовленному роскошному угощению, но ела и пила то, что было приготовлено служанкой ее. Олоферн же «любовался на нее и пил вина весьма много, сколько не пил никогда, ни в один день от рождения», так что когда кончился пир и все разошлись, то его в бессознательном состоянии уложили в шатре на постели его. При нем осталась одна Иудифь. В эту минуту представилась для нее возможность исполнить задуманное ею намерение…

– «Господи! – воззвала она к Богу в эту решительную минуту: – Господи, Боже всякой силы! – Призри в час сей на дела рук моих к возвышению Иерусалима, ибо теперь время защитить наследие Твое и исполнить намерение мое – поразить врагов, восставших на нас! – Потом, подойдя к столбику постели, стоявшему в головах у Олоферна, она сняла с него меч его и, приблизившись к постели, схватила волосы головы его и сказала: Господи, Боже Израиля! Укрепи меня в этот день! – И из всей силы дважды ударила по шее Олоферна и сняла с него голову, и, сбросив с постели тело его, взяла со столбов занавес и, спустя немного времени, вышла из шатра и, отдав служанке своей голову Олоферна, поспешила с ней в Ветилую, пользуясь данным ей позволением выходить вне стана на молитву. Приблизившись к воротам родного города, Иудифь закричала сторожившим их: отворите, отворите ворота! С нами Бог, Бог наш, чтобы даровать еще силу Израилю и победу над врагами, как даровал Он и сегодня.» – И, когда, услышав голос ее, отворили ворота и сбежались все жители города и старейшины, то Иудифь сказала им громким голосом: хвалите Господа, что Он не удалил милости Своей от дома Израилева, но в эту ночь сокрушил врагов наших моей рукой! – И, вынув голову из мешка, показала ее и сказала им: «вот голова Олоферна, вождя Ассирийского войска, и вот занавес его, за которым он лежал от опьянения, и Господь поразил его рукой женщины… Жив Господь, сохранивший меня в пути, которым я шла; ибо лице мое прельстило Олоферна на погибель его, но он не совершил со мной постыдного и позорного греха…»

Изумленный народ преклонился и единодушно воззвал к Господу: благословен Ты, Боже наш, уничиживший сегодня врагов народа Твоего! – А Озия сказал Иудифи: благословенна ты, дочь, всевышним Богом более всех жен на земле, и благословен Господь Бог, создавший небеса и землю и наставивший тебя на поражение головы начальника врагов наших, ибо надежда твоя не отступит от сердца людей, помнящих силу Божию до века. Да вменит это тебе Бог в вечную славу и да наградит тебя благами за то, что ты жизни своей не пощадила при унижении рода нашего, но выступила вперед, когда мы падали, ты, право ходившая перед Богом нашим! – И весь народ сказал: да будет, да будет!

«И Ахиор, призванный из дома Озии, увидев голову Олоферна и узнав, что совершила Иудифь, припал к ногам ее, поклонился ей и сказал: благословенна ты во всяком селении Иуды, и во всяком народе, которые, услышав о имени твоем, изумятся!

«И видя все, что сделал Бог Израилев, искренне уверовал в Бога и присоединился к дому Израилеву.»

Между тем Иудифь, приказав повесить голову Олоферна на городской стене, предложила на другой день, когда настало утро, чтобы иудеи, взяв оружие, вышли отрядами на всходы горы – с той целью, чтобы неприятели скорее и неожиданнее узнали о смерти своего вождя и смутились. – Так и было. Увидев иудеев, ассирийские начальники поспешили отправиться за приказанием в шатер Олоферна и с ужасом узнали о том, что совершила еврейская женщина… «и душа у них сильно смутилась, и напал страх и трепет на бывших в шатрах, которые все бросивши бежали по всем дорогам равнины и нагорной страны, и расположившиеся лагерем в нагорной стране около Ветилуи также обратились в бегство.» Тогда иудеи погнались за неприятелями и со всех сторон стали наносить им поражение, покуда они не прошли за Дамаск и за пределы его. Прочие жители Ветилуи напали на стан ассирийский, разграбили его и весьма обогатились: 30 дней занимались они собиранием добычи, оставшейся после бегства войска ассирийского. Иудифи присуждено было отдать шатер Олоферна со всеми бывшими в нем драгоценными вещами. Затем весь народ и старейшины его, жившие в Иерусалиме, и сам великий священник Иоаким пришли приветствовать избавительницу народа израильского.

«И сбежались все жены израильские видеть Иудифь, и благословляли ее, и составили из себя для нее хор; она же взяла в свои руки обвитые виноградными листьями жезлы и дала женщинам, выбшим с ней; и возложили они все на себя масличные венки. Иудифь шла впереди всего народа в хоре и вела за собой всех жен, и начала перед всем Израилем благодарственную песнь, и весь народ подпевал эту песнь: – «Воспою Господу моему песнь новую! – воспевала она, – велик Ты, Господи, и славен, дивен силой и непобедим! Да работает Тебе всякое создание Твое: ибо Ты сказал, и совершилось; Ты послал Духа Твоего и – устроилось, – и нет никого, кто противостал бы гласу Твоему! Горы с водами подвигнутся с оснований, и камни, как воск, растают от лица Твоего; но к боящимся Тебя Ты благомилостив!

«Мала всякая жертва для вони благоухания, и всякий тук ничтожен для всесожжения Тебе; но боящийся Господа всегда велик!»

Прибыв в Иерусалим, в котором иудеи праздновали избавление свое от врага перед святилищем в продолжении трех месяцев, Иудифь все драгоценности Олоферна, полученные ею, отдала в жертву Господу. – По возвращении своем в Ветилую, жила она в имении своем и была в свое время славной по всей земле. И состарилась в доме мужа своего, прожив до ста пяти лет, и по смерти похоронена была в пещере мужа своего Манассии.

«Дом Израиля оплакивал ее семь дней. И никто более не устрашал сынов Израиля во дни Иудифи, и много дней по смерти ее…»

Святого мученика Созонта

Когда правитель Киликии прибыл в город Помпеополь и по сему случаю устроялись торжества и приносимы были многие жертвы в капищах, тогда некий юноша Созонт, пастух овец, прибыл в город и, войдя в ночь в капище, отнял руку у золотого идола, раздробил ее и раздал нищим. Началось следствие о пропаже и многие привлечены были к допросу; Созонт, не желая, чтобы страдали невинные, сам явился к правителю.

На вопрос, для чего он сделал это, Созонт отвечал, что поступил так для наглядного доказательства, что идолы не суть боги. Правитель убеждал его отречься от Христа, и как Созонт пребыл непоколебимым в вере, то предан пыткам, в которых святой и скончался (в 304 году).

† Святого Иоанна, архиепископа Новгородского

В 1439 г. усердием святителя Евфимия совершались починки в Новгородском Софийском соборе. В притворе собора, в придельном храме св. Предтечи, внезапно оторвался со стены камень и так сильно ударил в крышу стоявшей тут гробницы, что крыша расселась. Священник, случившийся в это время в храме, поспешил сказать о том архиепископу. Святитель велел в своем присутствии поднять пробитую каменную доску, и храм наполнился благоуханием; архиепископ со свечей в руке наклонился ко гробу и увидел нетленные мощи святителя. Но кто сей святитель? Никто не мог сказать ни по преданию, ни по справкам с записями37. Святитель велел закрыть гробницу и, возвратясь в келью, стал усердно молить Господа, дабы открыл, если Ему благоугодно, кто сей святитель? И вот в одну ночь явственно явился перед ним облеченный в одежды святителя. «Кто ты, владыко мой, тайно пришедший сюда?» спросил его Евфимий. «Я тот, отвечал явившийся, которого ты видел лежащим в гробе и о котором ты молился: я архиепископ Иоанн, удостоившийся послужить чуду Пресвятой Богородицы, честному Ее знамению. Возвещаю тебе волю Божию, продолжал явившийся, – совершать память о лежащих здесь архиепископах и князьях 4 октября; я же буду молиться Христу за всех христиан.» В подтверждение той же воли Божией было тогда же другое видение: прежде отшедшие архиепископы вышли из алтаря один за другим по чину как на великий выход, стали перед Корсунской иконой Богоматери и начали петь и пели долго.38

Спросим прежде всего, в какое время является небесный вестник с волей Божьей для Церкви Русской?

В 1437 г. митрополит Исидор отправился на запад искать воли Божьей о Церкви Православной. Года через два или три он объявил в Русской Церкви нового владыку Церкви Вселенской – папа с его уставами странными, которых дотоле не хотела знать Церковь Русская. Вот в такое время объявляют Церкви Русской, что она должна дорожить своими святителями и своими властителями! Это значит, что нет для нее нужды искать света на темном западе, – свет есть у нее. Пусть только внимательна она будет к своему прошлому, столько обильному разными дарами благодати, и с нее довольно. Присовокупим к сему, что в это же самое время другой угодник Божий, преп. Сергий, объявлял ту же волю Божию о западе Симеону Суздальскому, бывшему во Флоренции с Исидором.39

Новгород, слишком занятый настоящим, забывчив стал о своем прошлом: он забыл самого великого из святителей своих, через которого была оказана дивная помощь ему. Если же Новгород сам сознается, что нет более у него людей, памятующих о его великом прошлом, то было бы неосторожностью принимать без осторожности все то, что только с этого времени будет он говорить о великом святителе Иоанне; при таком положении естественно, что два новгородские сказания о св. Иоанне оказываются с ошибками40; естественно тем более, что древнейшие летописи, столько доступные для нас, не были легко доступными для современников св. Евфимия.

Блаженный Иоанн, прежде чем возведен был на степень архипастыря, священствовал у священномученика Власия на Волосовой улице, на Софийской стороне, там, где некогда стоял кумир Волоса41. Затем принял он иночество с именем Илии42. Жизнь его была примером благочестия и доставила ему известность. 1163 г. умер епископ Аркадий. На его место, «князем, собором черноризцев и священников и всем народом», возведен был Илия во двор епископа43. В сан архипастыря посвящен он в Киеве митрополитом Иоанном 28 марта 1165 г. и возвратился в Новгород 11 мая. В том же году новгородцы отправили в Киев игумена Дионисия ходатайствовать перед митрополитом Иоанном, дабы архипастырь их почтен был саном архиепископа, и просьба их была исполнена44. Так св. Илия стал 10 епископом великого Новгорода и первым архиепископом его45.

Одним из начальных действий архипастырского служения его было то, что, совершив на Троицкой неделе крестный ход около деревянного города и отслужив литургию в монастыре белого Николая, что в Неревском конце, он приказал игумену устроить в том монастыре общежитие46. Вероятно тогда же основан был в Неревском конце женский Предтечев монастырь47.

Скоро затем настало тяжелое время для Новгорода и его архипастыря. Отклонив от себя князя Святослава, присланного Суздальским князем, и приняв князя Романа, сына Киевского князя Мстислава, Новгородцы восстановили против себя князя Андрея Суздальского. Особенно же раздражен он был тем, что новгородцы послали собрать дань с Двинской области, отклонившейся от них к Андрею, и разбили там войско. Зимой 1169 г. Андрей послал против Новгорода огромное войско – 72 князей подвластных. На дороге к Новгороду войска не давали пощады никому и ничему в Новгородской области, – грабили и жгли поселения, людей предавали смерти; Новгородцы спешили укрепить стены города, но все были в страхе; архипастырь их пламенно молился Господу и Пречистой Матери Его. Уже два дня продолжалась осада Новгорода. Новгородцы стали ослабевать, а надменные неприятели уже делили между собой в мечтах улицы богатого города. На третью ночь, когда блаженный архиепископ молился перед образом Спасителя, слышит он голос: «иди в храм Спаса, что на Илииной улице, возьми оттуда икону Богоматери, неси на стену города и узришь спасение». С наступлением дня архиепископ послал за иконой архидиакона своего с клирошанами; но икона не двинулась с места. С собором духовенства отправился он сам, и после молебствия икона свободно перенесена была на городскую стену. Народ молился с воплем и слезами. Осаждавшие пустили целую тучу стрел на город и в молящихся. Икона чудесно отвратилась от неприятелей и обратилась к городу. Святитель увидел слезы, текшие из очей Богоматери; капли падали на фелонь его. На суздальцев внезапно напал страх; в общей суматохе они поражали друг друга.

И новгородцы, выступив из города, стремительно ударили на них; одних били, других обратили в бегство, третьих брали в плен. Суздальцы потерпели страшное поражение. В плане взято было так много, что за выкуп суздальца охотно брали по две ногаты. Это было 25 февраля 1170 г.48. Святитель установил праздник в честь чудодействующей иконы. Замечательно, что на ней благословляющая рука Спасителя сложена именословно, а по сторонам главы Его надпись: Ис. Хр.49.

В том же году благодарный архипастырь основал Благовещенский монастырь при озере Мячине в 3 верстах от Новгорода и в 2 от Юрьева монастыря50. Суздальская война при всем том, что окончилась поражением Суздальцев, оставила после себя печальное опустошение в Новгородской области; архипастырю надобно было заботиться о беспокровной нищете, о бедных семьях, разоренных войной и терпевших голод в разоренном краю, – и он щедрой рукой подавал помощь несчастным. Он убеждал новгородцев просить мира у сильного кн. Андрея и удалить от себя неприятного для него кн. Романа. Новгородцы исполнили то и другое, но Андрей предъявлял еще неудовольствия на Новгород. Святитель (1172 г) сам отправился во Владимир примирять Андрея Юрьевича с новгородцами и, предоставив ему некоторое право над посадником вольного города, успокоил оскорбленного князя51.

Новгородцам нельзя предоставить почетное имя людей тихих; самые неосновательные слухи производили волнение в этих людях вольных и выводили их из границ правды и любви. Благотворительная любовь архипастыря к бедности, к которому обращались за помощью люди всякого звания и пола, обращена была в пищу клевете. Поднялись толки о нецеломудрии архипастыря. Народ взволновался, собрался у дома архипастыря и произнес решение выгнать архипастыря с бесчестием из города. Сказано и сделано. Святителя повлекли к великому мосту, спустили на Волхов – на плот безвесельный и предоставили быстроте волн несть, куда им угодно, недостойного, по их мнению, пастыря. – Но правда Божия вступилась за св. пастыря. Плот, вместо того, чтобы быть унесенным по течению реки, пошел к Юрьеву монастырю. Мирная обитель встретила вышедшего на берег архипастыря. – Но правда Божия вступилась за св. пастыря. Плот, вместо того, чтобы быть унесенным по течению реки, пошел к Юрьеву монастырю. Мирная обитель встретила вышедшего на берег архипастыря. Новогородцы пришли в себя, – увидели и дерзость и легкомыслие свое и со смирением просили святителя простить их. Незлобливый святитель просил Господа простить им грехи их. В память сего события поставлен был у Юрьева монастыря каменный столп. И летопись заметила под 1176 г.: «шел Волхов против течения до 5 дней».52

В 1179 г. святитель и брат его Гавриил построили каменный великолепный храм Благовещения в монастыре своем; храм заложен 21 мая и окончен 25 августа, в продолжение 70 дней.53 В том же году заложен был каменный храм Богоявления над вратами того же монастыря, но окончен он в 1182 году.54 В 1184 г. построен им на торговище каменный храм св. Предтечи55; это был второй храм в честь св. Иоанна, построенный при св. Иоанне архиепископе; прежде того на Софийской стороне построен был каменный храм в честь усекновения главы Предтечевой Михаилом Доманежичем; а брат св. Иоанна Гавриил, священствовавший на его месте у св. Власия, построил новую деревянную церковь св. Власия56.

Блаженный архипастырь любил беседовать с игуменами о душевном спасении, рассказывал им жития великих угодников и при каждом случае учил людей своей паствы не забывать вечности57. Доместик Кирик, современник св. Иоанна, сохранил до 30 правил, преподанных святителем для своего духовенства. Повторим здесь самые замечательные из них: 1) о крещении: «если неизвестно, крещен ли кто, или не крещен, следует ли крестить? Если нет свидетеля (крещению), крестить58. 2) Об исповеди: а) «если человек захочет от своего отца духовного перейти к тебе, скажи ему: отпросись у него. Если не желаешь прогневать того отца и решишься тайно принимать нового духовного сына, – внуши ему: ты бери молитву у прежнего отца и подарок давай ему, как прежде, а у меня держи исповедь тайно и слушай меня: но знай, что если ты каков же будешь и у другого, каким был у прежнего отца, нет тебе пользы»59. б) «Если человек покается и будет у него много грехов, не должно налагать тотчас большую епитимью, но сначала назначить что-либо малое и, когда обучится тому, понемногу прибавлять, а не отягощать его слишком. в) Если находящийся под епитимьей отправится в дальний путь, разрешить его и прочитать ему разрешительную молитву; только пусть он держит заповедь, данную ему духовником; если же кто пойдет на войну или разболится, дать ему и причастие»60. г) «Если человек хочет каяться, и говорит, что не может отстать от греха: прими его исповедь, чтобы, выслушав твое обличение, отстал»61. 3) О свят. евхаристии: а) «если во время службы случится, что священник или диакон забудут влить в чашу вино или воду и заметят это уже после того, как произнесены будут слова: святая святым, раздроблено будет самое тело и даже часть его вложена в потир: тогда священнослужащий, взяв чашу, пусть вынесет ее в малый алтарь (на жертвенник), вольет в нее вино и воду, произнося слова проскомидии: «един от воин копием», потом пусть поставит чашу на своем месте (на престоле) и только ее одну благословит, произнося: «а еже в чаши сей, честную кровь Христа Твоего», – на что диакон ответит: аминь. Затем пусть причащаются по обычаю, влив теплоты, и оканчивают службу, ничего более не присовокупляя и не вынимая нового Агнца. А после диакон или священник, кто только из них виновен, да подвергается епитимии». б) «Если случится, что мышь начнет грызть Агнца во время службы, и священник увидит это до переноса или по переносе св. даров: тогда, очистив начатое ножем, пусть продолжает службу, а не вынимает нового Агнца, крохи пусть сложит на литон и потом пустит на воду». в) «Если священник предоставить другому священнику причастить своего духовного сына, а между тем известна будет вина его, по которой нельзя бы ему причащаться: дать ли такому причастие? Когда не узнаешь вины, дай; а когда узнаешь, не давай, – да и тому священнику скажи: зачем, ты, брат, допускаешь до причастия, а он у тебя сомнительный»62.

Правило святителя Иоанна «черноризцам» дышет духовным помазанием. Святитель поучает:

«Раз последовавши за Христом, иноки, крестные делатели духовной жизни, должны жить в местах уединенных, удаленных от мирских людей. Пусть не обкрадывают ничем себя, ни всего посвященного Богу. Не должны они входить в мирские дела, ни в пиршества и угощения мясные; пусть под видом духовного праздника Господня не празднуют плотски и мирски, но празднуют с духовными духовно. В монастыре не должно быть посещению мирян, особенно же женщин. Отказавшиеся от мира и мирского пусть не дружатся с мирянами, и о сродниках своих не след им хлопотать. Пусть не скрывают золота и серебра и не собирают имущества. Пусть будут иноками во всем, и по месту пребывания, отдельному от других, как говорят по толкованию 3 и 4 правила собора Халкидонского. Они должны чтить старцев духовного иночества, т.е. игуменов. Для любви к Богу оставив все житейского, держась твердо при Господе, инок должен быть иноком во всякое время и во всяком месте, – и во сне, и в бодрствовании сохранять память о смерти и во плоти быть безплотным. – Не для всех монастырь служит вречевством сластолюбию, как молчание – гневу, смерть – жадности к деньгам, гроб – хопанию. Потому надобно беречься, как бы от нерассудительности и бесстрашия не погибнуть и не погубить подвластных, не остерегаясь мест и времен опасных, красот мирских, утешающих до плотоугодия, пристрастия к тленному и дружества с мирянами. От разговоров с мирскими слепнет ум, а по удалении их является туга. Беседы мирские – тенета, отягчают куплями житейскими (2. Тимоф. II, 4), скорбями железными, расслабляют в постном подвиге, уклоняют от духовного дела, отдаляют от высокой жизни созерцаний и заводят в блуд. – Необходимо из опасения вреда для души удаляться от бесед с ними. – Жизнь иноческая и мирская – несовместны, как не запрягают вместе верблюда и коня. Инок подклонил шею свою под ярмо Создателя и должен таскать соху в долине смирения, чтобы умножить прекрасную пшеницу под теплотой живодательного Духа и сиять каплями разума Божия. Чернец не владеет собой: елико Духом Божиим водими, ти суть сынове Божии (Рим.8:14). И дах им, рече, власть чадом Божиим быть (Ин.1:12). И еще: бози будете и сынове Вышняго наречетеся вси (Пс.81:6). Будучи богами, берегитесь, как бы не истлеть подобно людям и не пасть с высоты подобно князю светоносцу, великому постнику. Аще возлюбят дщери человечества, т.е. человеческую славу, от тех раждаются щудове (Быт.6:4), – от славы человеческой раздается высокоумие. Бог сказал: не пребудет Дух Мой в человецех сих, зане полни суть похотий плотских (Быт.6:3) в духе своем»63.

Незадолго до кончины св. Илия отказался от кафедры, назначил себе в преемника брата Гавриила и, приняв схиму с именем Иоанна, скончался 7 сентября 1185 г.64

После кончины св. архипастыря прошло уже 670 лет, а святительская мантия его еще цела; она василькового цвета и материи похожей на рытый бархат, с атласным источниками белого и красного цвета, со скрижалями красными. Она хранится в Софийской ризнице65.

† Страдание преподобно-мученика Макария Каневского

Блаженный Макарий прожил в тяжкое время – время унии и наконец умер мучеником. Он родился в г. Овруче, что на Волыни, в 110 вер. от Киева66. Благочестивые родители его Токаревкие воспитали его в страхе Божием по правилам православия. С молодых лет Макарий любил молитву и храм Божий; от занятий домашних уходил в церковь из дома родительского определялся к духовным лицам в услужение, с тем чтобы учиться у них духовному житию; мирская суета наводила на него только скуку. Страшное время унии невольно обращало всех к благочестию, тем более внимавших своему спасению вечному. Блаженный Макарий поступил в Овручский монастырь. Здесь молитва и изучение отеческих творений были любимыми занятиями его. И поныне хранится в Переяславском соборе книга сочинений св. Иоанна Златоуста с собственноручной подписью преп. Макария. В Овруче получил он сан иеродиакона и иеромонаха, а потом и звание настоятеля Овручской обители.

Настоятелем Овручской обители пробыл он 16 лет, а 1557 г., и много вытерпел бед и неприятностей от фанатиков папизма. Эти люди не раз нападали на монастырь его, расхищали церковную собственность и предавали насмешками и бесчестию иноков его. Братья томились и по временам доходили до уныния; преподобный утешал их надеждами на промысл Божий и на блаженную вечность. Он особенно любил псалмы Давида и ими врачевал скорби братии своей. Повторяйте, говорил он им, повторяйте чаще слова Давида: Господь просвещение мое и Спаситель мой: кого убоюся? Аще восстанет на мя брань, на Него аз уповаю (Псал. XXVI, 3). Раз хищные татары окружили обитель, с намерением хищников-грабителей; произведя грабежи в окрестностях, они держали в осаде затворившуюся обитель, так что иноки не могли выходить ни за водой, ни за хлебом. Преподобный молился и наконец в совете с братьями положил выйти на татар с духовным оружием; совершив молебствие в храме, собор иноков с иконами и хоругвями вышел за ворота обители. – Татары до того были испуганы тем, что бросились бежать и рассеялись, оставив даже всех больных под стенами обители. Это чудное избавление обители от грозившего ей опустошения исполнило сердца иноков благодарной радостью и одушевило твердостью. После того латиняне вместе с униатами пришли толпой в обитель и вызывали преподобного настоятеля на соединение с ними по духу любви, или же на спор с ними о вере. Преподобный отвечал: «какое общение возможно для нас с вами? Вы оставили правила Вселенских соборов, приняли предания лжи и вместо того, чтобы быть под главой – Христом Господом, преклонились перед властителем земным». Когда противники говорили, что и у них вера христианская, он отвечал: «покажите же мне веру вашу в делах. Христианские ли дела ваши, когда убиваете вы людей, истребляете заведения, воспитывающие христианское благочестие? О! воздаст вам Господь судом Своим за дела ваши!» Скоро после того ляхи, наставляемые иезуитами, разорили обитель Макария вместе с городом Овручем и опустошили все окрестности. Иноки Макария рассеялись, кто куда мог.

Черниговский архипастырь Лазарь Баранович, которого известил о своем бедствии блаженный Макарий, писал к о. архимандриту Овручскому от 16 мая 1671 года: «весьма соболезную о том приключении, которого вы и отклонить не могли. В этой скорби ищите утешения в одном Боге, Который кого любит, того и наказывает. Вы находитесь как роза между шипами: она растет между ними, а они ей ничуть не вредят; будете еще долго процветать в Церкви Божьей, как в вертограде, доколе не достигнете небесного. И Христос не легко приобрел тот венец, которым теперь Он украшен: сперва на земле перенес терновые на главе Своей колючки и затем получил на небе венец неувядаемый. Умеет Господь избавлять благочестивых от напасти (2Петр.2:9). Много зол праведнику, но Господь от всех избавит его (Пс.33:20). Крепко хотелось мне жить по-приятельски с вами у Всемилостивого Спаса (в Новгородсеверском монастыре), или где бы вам понравилось; но теперь этих лык не дерут; прежде гораздо удобнее было отыскать себе место, нежели теперь. В настоящее время и сами едим хлеб в изнурении (Пс.135:2), но готовы поделиться с вами тем же, потому что другого нигде нет, разве только там, где ни болезнь, ни печаль, ни воздыхание. Желаю вам после многих лет многих обителей на небе и с молитвами моими препосылаю благословение». Попечительный архипастырь много заботился о страдальце. Он писал к гетману: «его милость о. архимандрит Овручский, будучи не в состоянии покойно жить в своей архимандрии, ограбленный ордами и ляхами, лишенный служителей, которые умерщвлены, между тем как имения забраны, отправился на поклонение святым местам Киевским; будучи постриженцем моим, он посетил меня как сын отца и рассказал мне о своих бедствиях.

Благоволите, вельможность ваша, милостиво принять его, как человека достойного и заслуженного в Церкви Божьей; выслушайте его с доверием, как вполне стоющего веры».67 По запискам о блаженном Макарии, он жил после того в Киевской лавре и потом определен в настоятеля монастыря Каневского.68 Когда бесталанный сын великого отца Юрий Хмельницкий не знал, где преклонить голову, блаженный настоятель Каневский дал ему приют у себя.69

Предание сохранило несколько дивных дел преп. настоятеля Каневского. Раз пришел к нему житель Канева, лишившийся зрения от болезни, покрывшей тело его струпьями. Болезнь при пособии лекарство частью облегчилась; но зрение не возвратилось, и никакие советы врачей не оказали пользы слепцу. По совету родных обратился он за советом к преп. Макарию. Преподобный отвечал, что лекарств у него нет, но предлагает Евангельский совет: веруй и молись Тому, Кто дал зрение слепому; иди, прибавил преподобный, к навечерию Богоявления Господня и молись. Навечерие совершал сам преподобный, молясь и о слепце. Когда сказал он в молитве храма: «велий еси, Господи, и чудна дела Твоя», слепец ощутил, что мимо очей его прошел резкий луч света, и он стал видеть все. В благодарность построил он храм в честь Богоявления Господня. Другой опыт: сын одной матери молодой человек, вел жизнь рассеянную. Скорбящая мать открыла скорбь свою преподобному и просила помощи его. Преподобный взялся врачевать больного душей сына и то призывал его к себе, то бывал в доме матери, уговаривая сына прийти в себя Рассеянный сын, долго не внимавший ничему, раз сказал: зачем принуждают его долго молиться? Преподобный отвечал: «долгие молитвы совершают иноки по обету, и это к тебе не относится; но вот что относится к тебе: оставаться тебе без молитвы – то же, что осудить душу на голодную смерть; читай одну молитву «Отче наш», и в ней найдешь все – и свет богопознания, и уроки для жизни, и утешение и силу для духа; прочесть эту молитву со вниманием, думаю, не тяжело». Рассеянный сын послушался. И что же вышло? Прочтя раз молитву, он захотел прочесть ее в другой раз и в третий раз. Молитва до того понравилась ему, что он стал читать ее часто и читая учился добру, – стал трудиться, стал жить внимательно к себе, переменился во всем и был утехой матери до гроба. Третий случай относился к судье-лихоимцу, который, несмотря ни на бедность, ни на слезы, продавал суд свой за деньги. Преподобный каждую субботу посылал то от имени одного, деньги с запиской, где повторялось одно: «отдаю последнее, более не имею; пощади себя и меня». Судья, пораженный такой проповедью, не только отстал от лихоимства, но и нажитое неправдой раздал по церквам. Раз по просьбе посетил он Переяславль. В это время один отец семейства был тяжело болен. Горюющая семья просила преподобного совершить над болящим елеосвящение. Он исполнил просьбу их, и больному возвратилось здоровье.

За два года преподобный предсказал свою страдальческую кончину; он убеждал каневцев твердо держаться св. православной веры и говорил: «приять венец нетленный нельзя иначе, как совершая законно подвиг свой».

В 1678 г. султан послал многочисленное войско турок и татар – взять Украину для Юрия Хмельниченка. После осады Чигирина, «бусурманы, так говорит летописец, 25 августа пошли из-под Бужина вверх по Днепру. Дав себе отдых после военных беспокойств, подошли они к славному казацкому городу Каневу и 4 сентября, взяв его, опустошили и умертвили множество людей. Особенно в старинном и прекрасном монастыре Каневском каневцы собрались во множестве и заперлись в большой каменной церкви, надеясь спастись здесь; но турки обложили церковь соломой и дровами, зажгли и задушили всех в церкви»70. История пр. Макария передает следующие частности сего страшного события: неприятели окружили монастырь, где преподобный питал каневцев молитвой и постом; они старались выманить каневцев из обители; но это не удалось. Разрушив ворота обители, ворвались они в обитель. Преподобный Макарий стоял у ворот с крестом в руках. Они схватили его, и тогда, как прочие рассыпались по кладовым и погребам, варвары начали бить преподобного чем попало и ругались надо св. крестом. Преподобный молил их об одном – пощадить заключившихся в храме. Они вытащили его за монастырь и продолжали бить без пощады. – Страдалец со взором, обращенным к небу молился: «Господи! Приложи мне веру, да верным окажусь перед Тобой». Варвары, терзая святого, вынуждали сказать, где золото и имущество монастырское? Он отвечал: «мои сокровища на небе, – не собирал и не прятал я ничего». Варвары с насмешкой выслушали эти слова и, отпустив тех, которых успели схватить в монастыре, послали сказать заключившимся в храме: пусть сдадутся и выдадут все, иначе их ждет смерть. Преподобный с теми же посланными послал сказать: пусть хранят св. веру и помнят слова Спасителя: аще терпим, с Ним воцаримся, аще отвержемся, и Той отвержется нас. Варвары поставили преподобного между двух столбов и железным оружием стали крутить ноги его. Он молился и терпел. Они стали бить его в грудь и по лицу и хотели было сдирать кожу, но кончили тем, что отрубили голову; тело святого тайно унесено было во храм. Варвары зажгли храм и уморили всех бывших в нем дымом. По уходе из Канева, православные нашли во храме тело преподобномученика во власянице, с крестом на персях и с крестом в руке, – и оно было как бы живое71.

С любовью похоронили они его в том же храме, под жертвенником. В 1688 г. при возобновлении храма иноки открыли гроб и нашли тело святого совершенно целым. От мощей преподобного тогда же последовали исцеления. Но так как враги православия не переставали по временам нападать на Каневскую обитель, то в том же году иноки перенесли св. тело мученика в Переявлавскую полковую церковь св. Воскресения; когда же Переяславский епископ Захарий Корнилович, по дозволению Петра Великого, построил кафедральный Михайловский монастырь с храмом, то в 1713 г. мощи преп. Макария перенесены были в храм обители; по ее закрытии они поставлены (4 августа 1786 г.) в соборный храм Вознесенского монастыря, где и поныне почивают.

* * *

36

«Месяцесл. Вост.» архим. Сергия, т. 2, стр. 277.

37

Собр. лет. 3, 183. «Понеже от многих лет и ох многих моров старинные памятухи извелися и быша мощи его (Иоанна архиеп.) неведомы где лежат». 3, 112–113. «Тогоже (1439) лета архиепископ Евфимий омаза известью святую Софию всю. Тогоже лета обретено бысть тело архиеп. Иоанна, ири Еоем были Суздальды под Новым-городом». То же в Русск. времен. 1, 297. В 4 Новгор. лет. собр. лет. IV, 122. И рка. сказания о явлении свят. Иоанна. Забвение о св. Иоанне, обнаруженное в 1439 г., тем более странно, что в 1355 г. для иконы Знамения Богородицы выстроен был особый каменный храм, куда ни перенесена она из Преображенской церкви. Собр. лет. ИП, 84. 228. 215. IV, 62.

38

Собр. лет. 3, 239.

39

См. сентяб. 25. Симеон на возвратном пути с запада был в Новгороде: <все лето (1439 г.) пребысть у владыки Евфимия». Обзор Русск. литературы § 89. Опис. Румянц. муз., стр. 38.

40

Сказание об обретении мощей св. Иоанна писано при св. Евфимии; другое сказание, о путешествии в Иерусалим, – произведение известного Василия, написавшего службу св. Иоанну, Румянц. муз. № 397. Сл. обзор Русск. литературы § 90.

41

Собр. л. III, 180. 215.

42

Первая Новгор. летоп. (собр. л. III, 14–18) называет его в сане S святительском не иваче, как Илиею. Поздние летописи: «а в мире был Илия, наречен бысть во иноцех Иван» (собр. лет. 3, 215. 180). В ркп. уставе XII в. современная приписка: «в лето 6694 (1186) преставися Илия, архиепископ Новгородский, и бысть ему имя схимыно Иоанн». Если схима – великий ангельский образ, то имя Иоанна было и именем крещения, а имя Илия – монашеское.

43

Собр. л. III, 13. «В л. 6671 (1163) поставиша (избрали) великому Новграду епископом Иоанна и бысть в епископьи три лета». 3, 2. 15.

44

Собр. лет. III, 13. 215. 125.

45

Собр. лет. III, 215, 182, № 233.

46

Собр. лет. III, 215. 70.

47

Новг. 1 лет. под 1179 г. говорит о смерти первой игумении сего Я монастыря Елисаветы (Собр. лет. III, 17). Сл. ист. иер. 4. 310.

48

Собр. лет. III, 15. 215. IV, 11. VII, 87. IX, 241. 242. Отдельная повесть, изд. во времен. общ. ист., кн. XVI, и в извест. акад. № 1, 291–293, несколько украшенная в собр. лет. V, 8–10. IX, 241. 242. В степ. кн. 1, 302–305.

49

Празднование знамению Пресв. Богородицы ноя. 27 видим в обиходе XIII в., у Румянцева в музее, стр. 404. Об иконе Знамения Русск. достопам., ч. 2, стр. 302. М. 1843 г. Древ. Рос. гос. отд. 1, 15–20. Св. икона была поправляема в 1527 г. архиепископом Макарием и вероятно тогда-то изображено Новгородское чудо с планом Новгорода. Собр. лет. VI, 284 см. Красова о местоп. древн. Новгорода 138 и 139. Тихомирова сказание о чуд. иконе Знамения. Новгор. 1861 г. Макария древности 1, 232. 233. 301. 302.

50

Собр. лет. III, 15. 125. IV, 13. На пергаменном уставе Синод. библ. Q XII в. № 320. Современные приписки: «в лет. 6678 (1170) постави Илия архиепископ и брат его Гавриил монастырь св. Богородицы Благовещение и в лет. 87 (7179) каменну церковь постависта». Потом написаны годы смерти архиепископов Илии и Гавриила и затем молитва: «Господи, молитвами Рождения Тя и преподобнаго отца нашего Иоанна и Григория и архангела Твоего Гавриила сохрани, присещая дом си до скончания веку, и нам даруй спасение обрести». Устав принадлежал, очевидно, Благовещенскому монастырю и, по письму, относится к концу XII в.

51

Собр. лет. 1, 180. III, 1. IV, 12. 13. Отец. кв. 1, 304.

52

Собр. лет. III, 16. IV, 14. Повесть об открытии мощей.

53

Собр. лет. III, 17, 216. IV, 15. Сл. прим. 50. Повесть о построении Благов. мон. напеч. в памятн. старин. литер. 1, 258. Уже Карамзин (2, пр. 414) заметил несправедливость повести – в том, «будто Иоанн еще до поступления на кафедру построил каменный Благовещенский храм при помощи чудесно доставшегося золота». Бог не расточает чудес без нужды; а Новгородская кафедра имела средства строить храмы и обители (Новгородская кафедра 37–40. Спб. 1851 г. Беляева рассказы из Р. ист. 2, 126. 127). Летопись указывает год храма. Равно принимать в значение истории повесть о путешествии св. Иоанна на бесе в Иерусалим значит выдавать за историю толки народные, ни на чем не основанные. – Летопись: «они же (Новгородцы) отняша у него (у архиеп. Сергия) ум волшебством и глаголаша: Иоанн чудотворец, что на бесе ездил, тот сотвори ему». Собр. лет. VI, 236.

54

Собр. лет. III, 18. 126. 216. 10, 15.

55

Собр. лет. III, 18. 216. IV, 16. Макария древности 1, 283. 286.

56

Собр. лет. III, 16. 126. 18. 216. IV, 16. Памятником Предтечевой церкви Софийской стороны остается Евангелие, писанное «священником св. Иоанна Предтечи Максимом Тешиничем», замечательное и тем, что в нем во многих местах имя Спасителя писано: Иис (Чт. общ. ист. 1861 г.). – По сказанию, св. Иоанн построил на свой счет храмы трех друзей Данииила, св. Илии, прав. Лазаря, св. Николая я Феодора Студита. – Но церковь трех отроков построена по смерти его братом его Григорием в 1189 г. (Собр. лет. III, 20). Храм св. Николая, каменный, на Городище, построен в 1165 г. кн. Святославом (Собр. лет. III. 13. 215).

57

Сборник Серг. лавры № 8.

58

Памятники словесн. XII в., стр. 203.

59

Там же, стр. 200, 202, 203.

60

Там же, стр. 201.

61

Там же, стр. 202.

62

Памятники словесв. XII в., стр. 223.

63

В дух. вестн. 1863 г. издание Невоструева.

64

Собр. л. 3, 19. 126. 18. 216.

65

Макария Новг. древн. 1, 71. 72. – О том, как изображали св. Иоанна иконописцы, см. «подлинник» Сахарова, стр. 38. Спб. 1849 г.

66

Описание жития св. преподобномученника Макария Овручского. В нем много сведений о Каневской жизни препод. Макария, но показания хронологические – неверны. – Ошибки повторены даже во 2 изд. словаря святых. Спб. 1862 г.

67

Письма преосв. Лазаря в Черв. епарх. извест. 1863 г. Преосв. Лазарь называл Макария своим «постриженцем» в том смысле, что в 1657 г., по смерти м. Сильвестра, он управлял митрополиею и поставил Макария в игумена Овручского. – Ркп. житие говорит, что др. Макарий посвящен в иеромонаха в архимандрита м. Иосифом; новое издание словаря повторяет это известие. Но тут – очевидная ошибка.

68

В ркп. в печатном житии Макария сказано, что он определен в Канев за 10 лет до его смерти м. Кивриавоы. Но первое – неточно, если он и в том же 1671 г., как изгнан из Овруча, определен в Канев; а житие говорит еще, что в Киеве прожил он будто бы 2 года, что уже и невероятно, по заботливости о нем преосв. Лазаря. Киевского митроп. Киприана в это время вовсе не было; на правом берегу Днепра управлял церквами и монастырями м. Иосиф Нелюбович Тукальский, и он-то, конечно, вследствие ходатайства преосв. Лазаря пред гетманом Дорошенком, определил Макария в Канев. А Киприан не был ли какой-либо заграничный архипастырь, пребывавший в Украине и принявший участие в судьбе преп. Макария? В то время не малое число заграничных архипастырей проживало на Украине.

69

Конисский: «Юрий принял монашество в Корсуне в октябре1662 г. (Величко 2, 36, летоп. Белозер. 29)». В 1664 г. он заключен был в Мариенбурге вместе с Иосифом Тукальским и в 1668 г., отправляясь из Умани в Киев с игуменом Уманским, был схвачен Татарами и отправлен в Константинополь (Летоп. Белозер. 76. 78. 79. Величко 2, 334). По времени определения яр. Макария в Канев (пр. 68) принимал он Юрия в Каневе в 1672 г.

70

Величко летоп. 2, 485.

71

Сл. Максимовича Географ. словарь М. 1861 г. 1, 949. По ркп. житию кончина св. Макария и разорение Канева относятся к 1653 г. Но в этом году не видно ни по каким памятникам разорения Канева. А что говорится о разорении в его житии, – согласно с летописным описанием разорения 1678 г. (Сл. о Каневе в Киевск. губ. ведом. 1846 г. № 2–5 и 46). Письма архиеп. Лазаря не оставляют сомнения, что пр. Макарий пострадал после 1657 г. Днем кончины показано 7 ч. сент. в словаре святых, стр. 175. 1671 г.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Сентябрь. - 1900. - 388, IV с., [1] л.: ил.

Комментарии для сайта Cackle