8-е
Рождество Пресвятой Богородицы
Господь, восхотевший родиться на земле, как человек совершенный, для спасения мира, прежде уготовал среди его Свою Пречистую Матерь.
Она родилась в уничиженном у иудеев Галилейском городе Назарете, от праведных родителей Иоакима и Анны, имена которых сохранило предание. Епифаний говорит: «Иоаким значит приготовление для Господа, ибо от Иоакима приготовился храм Господень, т.е. Пресвятая Дева Мария; Анна – благодать, потому что Иоаким и Анна получили благодать через зачатие от них благословенной Девы». По отцу Дева Мария происходила от рода царского – по матери от архиерейского, и таким образом «Она венчана славой и честью; славой – как от корня царского прозябшая, частью – яко от архиерейского племени израстшая». Дева Мария была единственная дочь Иоакима и Анны, рожденная ими в старости, по их усердным молитвам, по обетованию и благословению Божию. «Пресв. Дева, говорит Иероним, названа Марией, ибо так назвал Ее ангел, предвозвестивший родителям о Ее рождении». «Мария или Мариам с еврейского языка, говорит св. Епифаний, значит: Госпожа и надежда. Ибо Она имела родить Господа, Который есть чаяние языков». Мария, сделавшись Матерью Творца, говорит св. Дамаскин, действительно стала Госпожой всех тварей.
В воспоминание Рождества Пресв. Богородицы издревле установлен Церковью праздник. Указание на него можно находить в IV веке, в котором равноапостольная Елена, как пишут путешественники, основываясь на Палестинских преданиях, соорудила храм в честь и память рождения Матери Божией. Указание можно находить также в писаниях св. Иоанна Златоустого, св. Прокла, Епифания и Августина. В V веке о празднике Рождества Богородицы упоминается в служебнике (сакраментарии) Геласия, и в этом же веке Анатолий, епископ Константинопольский, написал на день Рождества Богородицы некоторые стихиры, ныне поемые Церковью в этот день. В VI веке о праздновании Рождества Богородицы упоминает св. Григорий Двоеслов в своем саркаментарии. В этом же веке Стефан Святогородский, в VII веке св. Андрей Критский, Сергий, патриарх Константинопольский, в VIII – св. Иоанн Дамаскин, Герман, патриарх Константинопольский, в IX веке Иосиф Студит – прославили событие Рождества Богородицы многими песнопениями, коими и ныне Церковь воспевает рождшуюся Пресв. Деву. Так с древних времен «язык всяк православных похваляет и блажит и славит пречистое рождество Марии Богоневесты!»
Праздник Рождества Пресв. Богородицы есть великий, двунадесятый, вселенский, сообразно важности события в домостроительстве нашего спасения. Празднуя Рождеству Богородицы, Церковь и св. отцы прославляют высшую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством, в лице предъизбранной Девы, рожденной по обетованию Божию, «мановением всех Создателя». «Днесь плод раждати благодать начинает, являющи миру Божию Матерь», воспевает Церковь при богослужении. «Днесь всемирные радости провозвещение, днесь возвеяша ветры, спасения провозвестницы. Иоаким и Анна поношения безчадства свободистася во св. рождестве Пречистой дщери своей. Раждается Мати живота, тму разрешающи, – Адамово обновление, и Евино воззвание, и нетления источник: Еяже ради мы обожихомся, и от смерти изобавлени быхом. Раждается Матерь Божия, и мир с Нею обновляется, Церковь в свое благолепие украшается». Св. Андрей Критский в слове на день Рождества Пресв. Богородицы говорит: «настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Ныне Создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь уготовляется в новое Божественное жилище Творцу». По словам св. Иоанна Дамаскина, «день Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицей весь род человеческий обновился и печаль праматери Евы применилась в радость. Дева Мария родилась от неплодной, потому что чудесами должно было предуготовить путь к единственной новости под солнцем, главнейшему из чудес, и постоянно восходит от меньшего к большему».
Праздник Рождества Богородицы, в пределах предпразднества и попразднества продолжается 6 дней, с 7 до 12 сентября.
Празднество Почаевской иконе Богородицы
Об этой иконе сохраняются следующие предания. В 1595 году греческий митрополит Неофит, путешествовавший в России, в благодарность за оказанное ему гостеприимство, благословил одну из благочестивых и страннолюбивых жен привезенной им из Константинополя иконой Пресвятой Богородицы. Пребывая в доме той, которая благословлена иконой, эта святыня сначала немногим известна была. Но Богу угодно было прославить ее. Она неоднократно являлась в лучезарном свете жившим в доме Гойской и ей самой во сне, но Анна не верила ни другим, ни снам своим. Случилось, что она увидела Богоматерь в сиянии света уже не во сне, а на яву, и с той поры стала более оказывать благоговения к иконе Богоматери; приказала теплить неугасаемую лампаду и молилась перед иконой.
Прошло немного времени, и от иконы Богоматери стали истекать чудеса. Анна удивлялась благодати от иконы Богоматери. Но когда брат ее, слепец от рождения, подведенный к иконе и как бы вдохновенный свыше озарившей его благодатью, в умилении сердца, со слезами и молитвой подвергся перед иконой, получил зрение, – Анна, видя столько великую благодать Пречистой Девы, являемую от Ее образа, в 1597 году с торжеством препроводила сей образ, по совету и согласию духовных и мирских лиц, в Почаевскую обитель, находящуюся в Волынской губернии в местечке Почаев. С тех пор икона известна под именем Почаевской. Между многими чудесами от Почаевской иконы Богоматери, особенно было чудесное избавление Почаевской обители в 1675 году в 20 день июля заступлением Богородицы от турок, которые приступили уже к монастырским стенам. Православные иноки, возлагая надежду свою на помощь Пресвятой Девы, всю ночь молились и пели перед чудотворной иконой Богородицы акафист, и когда возгласили: «Взбранной Воеводе», в эту минуту Божия Матерь явилась в светлой одежде, окруженная ангелами, имеющими обнаженные мечи, с белоблещущим омофором, знамением Своего всегдашнего предстательства и заступления. На неверных напал внезапный страх, который обратил всех их в бегство. В 1770 году, года Почаевской обителью уже владели униаты, учреждена была особая комиссия для достовернейшего исследования преданий о чудотворной иконе Богородицы. Собранные комиссией сведения утверждены свидетельством епископов. Из сих сведений, подтвержденных собственноручной подписью многих лиц, видно, что на поклонение Почаевской иконе Божьей Матери приходили и исцеление от нее получали не только православные и бывшие униаты, но и христиане исповедания латинского и лютеранского и даже евреи, кои по исцелении принимали христианскую веру.
В 1831 г., по возвращении Почаевского монастыря православном ведомству, он наименован Успенской Почаевской лаврой. И ныне православные христиане питают к Почаевской иконе Богоматери великое благоговение. На поклонение к ней притекают богомальцы из отдаленных мест России, даже из Архангельской губернии и Сибири, и богомольцев всегда много в обители Почаевской.
Празднование Курской иконы Богородицы
Один из жителей Рыльска, ходя по лесу в 1295 году 8 сентября, для охоты по берегу реки Тускари, увидел при корне дерева образ, обращенный ликом к земле; поднял икону и увидел, что это образ Знамения Богоматери. Когда образ поднят был, из земли открылся источник воды на том месте, где лежала икона. Слух о явлении иконы достиг Рыльского князя Василия Шемяки. Икона, по распоряжению его, перенесена был в Рыльск и благоговейно встречена народом. Сам князь при сретении святыни не присутствовал и во время сретения объят был слепотой. Он сознал свою вину, принес покаяние и моление перед явленной иконой и вновь получил зрение. В благодарность за сие благодеяние он соорудил в городе Рыльске во имя Рождества Богоматери церковь, в которой и была поставлена явленная и чудотворная икона, и установлен праздник явления Курской иконы 8 сентября. Но она чудесно возвратилась на место явления своего, где построена была для нее часовня, и пребывала в ней 302 года. Эта часовня при нашествии татар в 1385 году сожжена, доска иконы была расколота и разметана. Но впоследствии икона явилась невредима. Слава о чудотворной иконе Курской достигла до столицы и в 1597 году святыня перенесена была в Москву. Здесь ее встретили с великим торжеством царь Федор Иоанович, духовные, бояре и народ. В Москве поставили ее п сребро-позолоченную раму и присовокупили, по подобию иконы Софии – Премудрости Божией, изображение на ней Господа Саваофа сверху, а по сторонам и внизу изображения пророков. Царица Ирина Федоровна украсила икону драгоценными камнями. Впрочем, в том же году икона была возвращена на место явления ее, и здесь по усердию Феодора Иоановича основаны манастырь или пустынь и церковь во имя Рождества Богородицы. От явления иконы при корне дерева икона часто называется Коренской, а сама пустынь известна под именем Коренной. При нашествии крымских хищников на южные пределы России, св. икона перенесена была из пустыни в Куркс, а в Коренной пустыни поставлен список с нее. Борис Федорович, благоговея к святыне, защищавшей Курск от голода, бывшего при нем, принес ей от своего усердия много пожертвований. Даже самозванец, по вторжении в Путивль, желая мнимым благочестием привлечь к себе православных, повелел перенести в стан свой Курскую икону и, по сказанию современного повествования, молился перед ней. Тогда она вторично посетила первопрестольную Москву и осталась в царских чертогах. В 1612 году курские граждане видели особенную помощь Божьей Матери надо своим городом, когда поляки со многочисленным войском осаждали город в этом году.
При самом начале некоторые видели над стенами города жену с двумя светлыми иноками, осеняющую город. В это время жители Курска неоднократно совершали крестные хождения вокруг города и произнесли обет, если Бог поможет им освободиться от осады, воздвигнуть среди города монастырь в честь Богоматери и поставить в нем чудотворную Ее икону по возвращении ее из Москвы. Неприятели скоро отступили от города с великой потерей. Исполняя обет свой, жители Курска, в благодарность Заступнице, построили в Курске во имя Пресвятой Богородицы иконы Знамения монастырь. В 1615 году, по прошению Курских граждан и по повелению царя Михаила Феодоровича, чудотворная икона Курская возвращена из Москвы в Курск и поставлена в соборном храме. В 1618 году курские граждане просили о дозволении перенести икону из собора в монастырь, куда она по дозволению Михаила Феодоровича и перенесена и где доселе пребывает и посему называется Курской.
В 1676 году св. икона поднимаема была на Дон для благословения храбрых и благочестивых донцев. В 1684 г. от государей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей прислан был в Коренной монастырь список с чудотворной иконы Знамения Пресв. Богородицы в сребро-позолоченном окладе, с повелением носить сей список в походах православных воинов. В 1689 г., по грамоте тех же царей, с чудотворной Курской иконы снят был новый список для полков, отправлявшихся в поход. И в достопамятный 1812 год Курское градское общество и прав. Воинство возлагали упование свое на Пресв. Деву. По усердию своему к отечеству, Курские граждане послали в действующую армию к князю Кутузову-Смоленскому в позолоченной ризе список с чудотворной Курской иконы для благословения и ободрения подвизающихся за веру и отечество. Князь, в письме своем от 20 сентября того же года на имя Курского градского головы, изъявил гражданам свою признательность, с уверением, что город Курск есть и будет всегда в безопасности.
В воспоминание перенесения Курской иконы из Москвы в Курске и первоначального появления образа, ежегодно с 1618 года после праздника Пасхи, в пятницу девятой седмицы, этот образ препровождаем бывает, с крестным ходом, из Курска на место явления его – в Коренную пустынь, и остается там до 13-го сентября. «Нельзя не заметить, говорит один очевидец, что, при совершении крестного хода с чудотворной Курской иконой в Коренную пустынь, богомольцы сопровождают ее в таком количестве, что подобного стечения народа не встретит не только в России, но и во всей Европе. На лицах всех, сопровождающих шествие иконы, выражается благоговейное умиление, а в сердцах чистая преданность к святыне».
Празднование Сямской иконы Богородицы
В селении Отводном, близ Кубенского озера, недалеко от Вологды, крестьянин Иван Родионов два года лежал в расслаблении. В 1524 году является ему во сне Богоматерь, повелевая идти в Сямскую волость к Покровской церкви и объявить прихожанам волю Владычицы и построении здесь обители во имя Пречистого Ее Рождества, близ сей волости у речки Крутца на поляне Долгой.
За исполнение сего повеления больному обещано исцеление. Повинуясь небесному внушению, он возвестил волю Богоматери и во то же время получил исцеление. Видя в чудесном исцелении крестьянина ясное подтверждение истины словом его, жители волости в тот же год воздвигли деревянный монастырь в честь Рождества Богородицы. Чудотворная икона Рождества Богородицы с тех пор сделалась местной храмовой, известной под именем Сямской; в монастырском летописце записано много от нее чудес. В 1542 году весь этот монастырь сгорел до основания; спасена только одна чудотворная икона и снова воздвигнуты были монастырские здания.
Св. новомуч. Афанасия Солунского
Св. новомуч. Афанасия Солунского, пострадавшего от турок в 1774 г. за порицание магометанской веры и непринятие ислама. (См. «Христ. мучч.» Соловьева).
Преп. Лукиана
Родом из Галича. Еще в молодых годах разделял с отцом своим Дионисием благочестивое и подвижническое уединение в Брынском лесу. После того, пожив в обители Покровской близ Углича, Лукиан (до пострижения – Иларион) удалился в пустынное место в 30-ти верстах от Переславля, поставил себе келью близ запустившей после нашествия Литвы церкви Рождества Богородицы, в которой находилась чудотворная икона Ее; возобновил эту церковь и, приняв пострижение с именем Лукиана, священнодействовал в ней. Много потерпел от клеветы завистников. Был основателем двух монастырей: женского близ города Александрова и мужского – при опустевшей церкви Божьей Матери, где и погребен по смерти своей в 1655 году. Отличался умилительным даром слова и даром прозорливости (напр. задолго предсказал о губительном моровом поветрии, предупреждая народ о необходимости покаяния, так как «грядет гнев Божий великий и язву смертоносную пошлет Господь»).
(См. «Словарь историч. о святых Росс. Церкви»).