Источник

6-е

Святого Павла исповедника, архиепископа Константинопольского

Павел – Солунянин, архиепископ Цареградский, был из жертв той смуты, которою долго потрясала православную Церковь гибельная Ариева ересь.

Несколько раз восходил Павел и был низвергаем с престола патриаршего, смотря по тому, чье влияние преобладало в ожесточенной и часто кровопролитной борьбе между арианами и православными. Но и в ссылке, и на престоле он всегда одинаково заявлял себя твердым и непоколебимым исповедником и столпом православия, что и послужило наконец причиною его мученической смерти: сосланный императором Констанцием, приверженцем Ариева учения, в Каппадокию, в город Кукуз, Павел был задушен арианами во время Богослужения собственным его омофором...

Это было в 350 г. – В 381 г. мощи его были перенесены в Константинополь, а оттуда в Венецию в 1326 г., где и находятся в настоящее время.

В неистощимо-разнообразных славословиях святым своим изливающаяся Церковь воспевает и св. Павлу, торжествуя память его:

«Божественные веры исповеданием, другаго Павла, тя Церковь ревнителя во священницех показа; свозопиет ти и Авель ко Господу, и Захариина кровь праведная, отче преподобне, Христа Бога моли дароватися нам велией милости!» (Тропарь).

«Облиставый на земле, яко звезда небосветлая, кафолическую просвещаеши Церковь ныне, о нейже и страдальчествовал еси, душу твою, Павле, предложив; и якоже Захариина и Авелева, ясно вопиет твоя кровь ко Господу!» (Кондак).

† Преставление преп. Варлаама Хутынского

По вкладной преп. Варлаама видно, что он был сын богатых родителей и от них получил богатое наследство. «Се же все дал Варлаам Михалев сын», говорит преподобный70. По синодикам, родители его – Михаил и Анна. По твердому местному преданию, они жили в Новгороде, на Софийской стороне, в прежнем Неревском конце. Здесь родился и проводил юные годы свои Алексий Михайлович, будущий подвижник Варлаам. Это место впоследствии отличено было каменным крестом, а потом часовнею. В грамоте патр. Никона читаем: «устроена часовня 1645 г. на Досланной улице, где прежде того стоял каменный крест, а в древнее время жил чудотворец Варлаам»71.

По древнему житию72, Алексей Михайлович еще при жизни родителей занимался не земным, а небесным, постился и молился. В дом родителей пришли странники и из числа их инок Порфирий особенно возбудил в душе Алексия горячую ревность к подвигам. Алексий удалился после того в Лисичий монастырь, где нашли себе вечный покой и родители его. Не довольствуясь монастырскою жизнию, Алексий, в иночестве Варлаам, решился подвергнуть себя более строгим подвигам в уединении.

Уединенный холм в лесу, на берегу Волхова, в 10 вер. от Новгорода, понравился пустыннику. И точно, Хутынский холм – самое красивое место из всех окрестностей Новгорода: с холма, даже и при чаще лесной, видны окрестности на дальнее расстояние. – Правда, в народном мнении не высоко стояла эта местность: Хутынь – худынь, худое место, место нечистой силы; тут же болото Видень, где видятся нечистые. Но раб Божий призван на то, чтобы не бояться нечистого, ему дано оружие – крест; он должен гнать нечистое и из сердец человеческих. – В таких мыслях преподобный поставил себе в Хутыне кедию и стал подвизаться в посте и молитвах73. Как строга была пустынная жизнь его, показывают памятники, доселе целые. Во власянице его – 18 фунтов, в веригах 8 фунтов74. Итак, 26 фунтов тяжести постоянно было на теле его, и жесткая власяница постоянно чесала и драла тело его.

О строгом пустыннике, как ни скрывался он от людей, узнали люди и воздыхающие о небесной отчизне приходили слушать наставления его. Строгий к себе, отшельник не мог отказать благой просьбе тех, которые желали жить с ним. А таких оказывалось не мало. Не мало тогда было обителей в ведении Новгородского владыки: но они были городские, стояли или в самом городе или верстах в двух от шумного торгового города. Хутынь был местом пустынным, где нечем было развлекаться, где было тихо и безмолвно, любезный простор для безмолвного подвижничества и молитв. Когда собралось к преподобному довольно пустыннолюбивых людей, он поставил небольшой деревянный храм Преображения Господня и при храме несколько келий75. Так было и после в пустынях! – В пустыне преп. Сергия и до самого конца долгой жизни его не было каменного храма. Пустыня Варлаама начала цвести подвижниками. Пример и наставления преподобного вели их к совершенству. Варлаам сам копал землю и отправлял другие работы: еще цел колодезь, выкопанный им вблизи келии его, которая была построена также его руками76. Преподобный не щадил себя ни в посте, ни в бдении молитвенном, ни в терпении скорбей. Обитель впоследствии чтила преп. Варлаама как одного из великих постников, признавая постничество отличительною чертою его77. Оскорбления наносили ему люди, опасавшиеся ущерба для своей корысти. Преподобный прощал обиды бескорыстной душе своей78.

Поныне целая в обители Хутынской грамота преп. Варлаама показывает, что он, еще не быв игуменом, дал ее и следовательно, не быв еще игуменом, старался оградить покой ее от нужд земной жизни и от притязаний корысти. Вот что пишет он в своей грамоте: «я Варлаам дал св. Спасу землю, огород, рыбные и гоголиные ловли и пожни: 1) Рель (поемный луг) против села за Волховом, 2) на Волховце рыбную ловлю, называемую Кол, 3) ловлю Корь, 4) ловлю Лозу, 5) землю Вольмину и землю на острове с нивами; всю ту землю я отдал св. Спасу с челядью (поселянами) и скотом. Поселяне же: 1) молодой человек с женою, 2) Власий, 3) девка Февронья с двумя сыновьями, 4) Недачь; к тому шесть лошадей и корова. Еще я дал св. Спасу другое село на Слудице, в котором церковь св. Георгия, с пашнями и сенокосами, рыбными ловлями и со всем, что в нем есть. Все это я, Варлаам, сын Михаилов, дал св. Спасу. Если же кто, по научению диавола и злых людей, захочет отнять что-либо, из пашень ли, из сенокосов ли, из ловлей ли, да будет ему противником св. Спас в сем веке и будущем»79.

В обители преподобного поныне цел крест из серебристой меди, с надписью: «Михаила образ» и другою над распятием: «Црь славы Ись Хс.». Это – памятник уважения преподобного к родителю. Этот крест уже известен был по описанию чуда 1460 г. Целы также священническая риза преподобного из мухояра кофейного цвета, подризник, поручи80 и служебник81, памятники благоговения его к достойному священнослужению.

Преп. Варлаам дал для обители своей устав; но, к сожалению, драгоценный устав святого не сохранился для нашего времени во всей целости. Известно, что уставом его предписано было раздавать милостыню бедным и всех странных кормить и поить82. Один иностранец записал статью устава о настоятеле: «сперва братия, так говорит устав, просят князя о избрании достойного настоятеля и руководителя по заповедям Господним. Избранный, до утверждения в звании своем от начальства, обязывается клятвою и подпискою жить в той обители по правилам св. отцов, честно и благоговейно; ко всякой должности и ко всякому монастырскому послушанию определять людей верных и быть заботливым о пользе монастыря; о нуждах и делах советоваться с тремя или четырьмя из старшей братии, а потом предлагать дела на общее рассуждение братии и не иначе приводить в исполнение, как с общего согласия; жизнь вести трезвую и ничего лишнего против прочих для своего продовольствия не держать, а потому всегда ходить на общую трапезу и довольствоваться пищею общею с братиею; все годовые приходы и расходы вести неопустительно и прибытки полагать в казну без утайки. Все это обещает он выполнять под опасением взыскания от начальства и лишения звания своего. В то же время и старшие из братии дают клятву в точном исполнении всего вышесказанного и в совершенном повиновении своему настоятелю»83.

Дела открывали людям великого подвижника Варлаама. К нему приходили вельможные люди и простолюдины, богатые купцы и бездомные иноки, все с надеждою получить душевную пользу. Его строгая, нестяжательная жизнь, его опытность в распознании душевных болезней, его слово, исполненное силы и духа, оставляли глубокое впечатление в слушавших его. Он каждому говорил свое: богатым внушал не забывать, что есть вечность с муками для веселых и забывчивых, начальствующим предлагал помнить, что начальствуют они над подобными себе и должны дать отчет Господу.

Высокие подвиги самоотречения очистили дух его и – он являл в себе опыты прозрения.

Раз шел он в Новгород к владыке. На мосту народ готов был сбросить в Волхов уличенного преступника. – Преподобный, взглянув на бедного осужденного, сказал народу: «он загладит вины своя в Хутыне, отдайте мне его». И народ отдал уважаемому пустыннику. – В другое время точно такая же случилась встреча с Варлаамом; в этот раз даже просили преподобного спасти осужденного от смерти, но он молча прошел мимо. – «Что это значит? Отчего одного спас, а другому не хотел оказать той же милости?» спросили его изумленные ученики. «Господь всем хочет спасения, сказал преподобный. Первый осужденный был осужден по правде: но ему, кающемуся, Господь дал время очиститься покаянием и он совершает покаяние в обители. Последний осужден несправедливо: но за невинное страдание получил он венец праведника, тогда как иначе земная лесть могла испортить душу его».

Князь Ярослав прибыл в пустыню к преподобному. «Будь здоров, добрый князь, и с сыном твоим», сказал преподобный при первой встрече. Князь изумился, но потом узнал, что у него родился сын. По просьбе князя, преподобный крестил новорожденного. Признательный князь дал обители преподобного земли84. Это было в 1190 г. 85.

Монастырские рыболовы, вытянув удачную тоню, скрыли большего осетра и принесли обители только мелкую рыбу. Преподобный с улыбкою сказал им: «вы принесли ко мне детей, где же мать их?» Смущенные рыбаки исповедали грех свой.

Благоговейный селянин по усердию доставлял обители нужное и неожиданно лишился единственного сына. Он привез мертвого в обитель и преподобный возвратил его отцу живым. В другое время плыли люди по Волхову и один упал из лодки в воду; его вытащили бездыханного и принесли к Варлааму. Преподобный помолился и утопленник ожил86.

Один опыт прозорливости преподобного запечатлен общественною хвалою Бога. Преподобному случилось быть у архиепископа, и святитель (это был блаж. Григорий, брат великого Иоанна), отпуская его после беседы, оказал, чтобы побывал у него старец спустя неделю. «Если Господу угодно, отвечал преподобный, в пятницу первой недели поста св. Апостолов приеду к твоей святыне на санях». – Архиепископ удивился, но не требовал объяснения. – В ночь пред показанною пятницею выпал глубокий снег и был сильный мороз. – Преподобный прибыл к владыке на санях. – Архипастырь скорбел о том, что мороз может повредить хлеб. «Не скорби, святой владыка, сказал преподобный: надобно благодарить Господа за милость, – мороз истребил червей, которые погубили бы хлеб в корне, – а снег только напоит жаждущую землю». Действительно на другой день жар дневной растопил снег и вода напоила сухую землю, а при корнях ржи найдены погибшие от мороза черви; вследствие того и другого был такой урожай хлебов, какого давно не видали. – В благодарную память об этом событии в пятницу на первой неделе Петрова поста совершается крестный ход из Новгорода в Хутынь монастырь87.

Деянием последнего года жизни преподобного было построение каменного храма в обители. – При освящении храма во славу Спасителя, преподобный почтен был саном игумена. – Не удивимся тому, что так поздно преп. Варлаам облечен был саном игумена. Преп. Антоний Новгородский, предшественник его, также только при освящении каменного храма своей обители посвящен был в игумена (1130 г.), хотя до того времени он уже 24 года подвизался над устроением обители88. Как Антоний, так и преп. Варлаам, не нося по смирению имени игумена, по жизни своей были начальники над совестию братии и Оратия покорялись им. – Преп. Варлаам, чувствуя близость кончины своей, назначил ученика своего Антония в преемники себе и мирно почил 6-го ноября 1192 г.89.

В 1461 г. освящен был в Москве первый храм во имя пр. Варлаама Хутынокого. С того времени, говорит летопись, начали праздновать в Москве память пр. Варлаама. – Но в Новгороде храм в честь пр. Варлаама Хутынского видим за 50 лет прежде того, в 1410 г.90.

Мощи преподобного, говорит древнее житие, видел нетленными блаж. архиепископ Евфимий (1429–1458 г.). Это было так: святитель, призвав Хутынского игумена Тарасия, заповедал три дня поститься и совершать келейно молитвы, дабы узнать волю Божию об основателе обители. – Спустя три дня архиепископ, игумен и с ним иподиакон Иаков вошли в храм, сняли каменную крышу с гроба и увидели нетленное тело, лице и брада оказались сходными с изображением преподобного на иконе, стоявшей над гробом. Святитель прославил Бога, а иподиакон, пораженный чудом, принял иночество. Это было после того, как явившийся святитель Иоанн заповедал чтить великих мужей Русской Церкви91.

Мощи преподобного остались и после того закрытыми. В 1471 г. великий князь Иоанн III, предав опустошению Новгородскую область, взошел в Новгород грозным победителем. Он прибыл и в Хутынь поклониться, как говорил, преподобному92. – «Почему, спросил он, не открывают гроба св. Варлаама?» – «Издавна никто не смеет», отвечал игумен Нафанаил, «видеть мощи чудотворца: ни для князей, ни для архиепископов, ни для бояр не открывают их, пока Господь не соблаговолит изъявить на то Свою волю». Великий князь, думая, что тогда, как вручен ему меч, может он ненаказанно распоряжаться и святыми, с грозным гневом приказал открыть мощи. Но, видно, если есть грозные на земле, есть они и на неб, и с последними первым спорить не под силу. Едва только начали, по приказанию грозному, поднимать каменную доску и копать землю, как из гроба чудотворца вырвался дым и за дымом пламень, опаливший стены. – Великий князь в ужасе бросился вон из храма со всею свитою, так что выронил в монастыре и трость свою93; трость эта поныне цела в обители; цела и обожженная пламенем дверь94.

Трудно описать все чудеса, какие совершал преп. Варлаам. Не раз и начинали составлять описание их95. Преподобный исцелял больных всякого рода, иноков своей обители и мирян. Его видим теплым молитвенником то за Новгород, то за целую Россию. – Последнее было в 1521 г. во время нападения Магмет-Гирея96 и в 1610 г. в бедственное занятие Москвы Ляхами97. – Относительно Новгорода вот что рассказывает повесть современника. Инок Тарасий ночью приготовлял в храме свечи для утреннего служения. И вот видит: сами собой зажглись свечи, фимиамом наполнился храм, из гроба своего встает преподобный Варлаам и, став среди храма, молится вслух за Новгород, дабы человеколюбивый Господь отвратил от него гнев Свой. – Тарасий в ужасе пал на землю. Преподобный, подняв его, сказал: «не бойся, Тарасий; хочу открыть тебе горе, готовое для Новгорода, неправды которого вопиют на небо; ступай, взойди на церковную кровлю и посмотри, что делается в Новгороде?» Тарасий побежал и увидал, что воды озера Ильменя поднялись и готовы затопить город; в страхе прибежав, рассказал, что видел. Преподобный со слезами молился Господу о спасении города. Потом опять послал инока смотреть на город. Тарасий увидел множество ангелов, бросающих огненные стрелы на толпы мужчин, женщин, детей. – Когда сказал он о том, преподобный снова слезно молился. Затем сказал: «молитвами Богородицы и святых избавлен Новгород от потопления, но в нем сильный мор на людей». И опять послал Тарасия смотреть. Иноку представилась огненная туча, наступающая на город. В трепете сказал он о том святому. «После мора будет пожар в Новгороде и вся Торговая сторона его сгорит», сказал преподобный и лег опять в гроб свой и свечи погасли. Летопись замечает, что мор и пожар были в 1509 году, при архиепископе Серапионе, а откровение Тарасию было за 4 года пред тем, в 1505 г.98

В обители своей преподобный является бдительным настоятелем, иногда очень строгим. Двух игуменов обители своей он жестоко наказал посохом игуменским и один, после наказания, больным и умер, другой перенес сильную болезнь. Казначей Тарасий, живший сперва строго, потом начавший употреблять монастырскую собственность на веселое угощение подобных ему, был также наказан палкою и едва выздоровел, принесши покаяние, а веселый собеседник его умер расслабленным. Келарь Иоасаф, наказанный, но не исправившийся, с заздравною чашею в руке испустил дух. – Для иноков внимательных к себе преподобный являлся весьма милостивым. К иноку Иринарху, три года страдавшему от грыжи и уже готовившемуся к смерти, явился он в одеянии пресвитера с иеродиаконом и несколькими иноками как бы в крестном ходе. Окадив иконы, благословил он больного и сказал: «вот ты и здоров, брат мой; вкуси пищи», которая тогда же принесена, была. Больной встал здоровым. Это было в Пасху99.

В 1408 г. Константин Дмитриевич, князь Новгородский, больным привезен был в обитель преподобного и уже думали готовить погребение его. Совершив молебен, оставили больного в храме и здесь мало-помалу он ожил: когда игумен пришел из трапезы в храм, князь уже сам прикладывался к раке преподобного100.

Чудо, совершившееся над молодым постельничим князя, поучительно и по частностям своим. Добрый молодой человек сделался тяжко болен и желал поклониться преп. Варлааму в его обители. Явившийся преподобный обещал исцелить его; когда повезли больного в Хутынь, на дороге он умер; но когда подвезли к воротам обители, очнулся и при мощах преподобного совсем выздоровел. – Спрошенный о том, что с ним было, он рассказал следующее: «я видел около себя множество бесов и один из них держал свиток, где записаны грехи мои. Явившийся св. Николай сказал: немногие добрые дела его более значат, чем грехи его, открытые при том духовному врачу. Бесы скрылись. Явились ангелы и великий из них с ласкою повел меня в какое-то светлое место, где много прекрасных дерев и цветов. – Вот вижу преп. Варлаама чудотворца с посохом в руке, как написан он на иконе. «Григорий!» подойдя сказал он, «я не успел придти к тебе при исходе твоем, теперь ты хочешь ли остаться здесь?» «Хочу здесь пребывать», отвечал я. Сам Варлаам сказал: «хорошо было бы остаться тебе здесь; но будут скорбеть родители твои, – иди, утешь отца и мать, я – твой помощник». Взяв за руку, повел он меня, а впереди шел тот ангел в диаконском одеянии. – Пройдя мимо цветущих дерев, ангел скрылся, а св. Варлаам, оградив меня крестным знамением и иконою св. Николая, сказал: «Григорий! ты молился великому чудотворцу Николаю и меня призывал на иомощь; молись ему и вперед, а я – помощник твой». Отойдя немного, оглянулся и сказал: «спустя 7 лет ты будешь у меня» – и стал невидим»101.

«Взяв крест Господа, преподобный Варлаам, ты твердо следовал за Распявшимся на кресте за нас: все оставив, возлюбил ты единого Христа. Предстоя пред Ним с ангелами, моли ущедрить мир и спаси души наши»102.

† Преставление св. Григорий, архиепископа Казанского

Блаженный Герман, в крещении Григорий103, был из фамилии Полевых, происходившей от князей Смоленских. Полевы отличались и усердною службою гражданскою и ревностию к благочестию. Александр Борисович Полев был боярином великого князя Василия Дмитриевича. Внук его Феодор Дмитриевич служил у Волоколамского князя Бориса, духовного друга преп. Иосифу. Василий Феодорович старший служил в Угличе у князя Дмитрия Ивановича; а сын его Никифор постригся у преп. Иосифа с именем Нила104. Сын Афанасия Феодоровича, брата Василиева, Феодор был отцом блаженного Григория105. В Иосифовой обители подвизались еще Полевы Серапион и Симеон106. Это, как вероятно, были племянники Афанасия Феодоровича, Иван и Владимир Васильевичи107. Под влиянием благочестивых родственников и обители Иосифовой, блаж. Григорий еще в доме родителей соблюдал строгий пост и любил молитву, а потом удалился в Иосифов монастырь и здесь принял иночество с именем Германа. Сюда же поступил и родитель его, принял иночество с именем Филофея и пожертвовал обители свою деревню108. В Волоколамской обители Герман подвизался под руководством игумена Гурия Руготина, впоследствии первого святителя Казанского. По его благословению, «последний в иноках», так называл себя Герман, трудился над списыванием книг. Так известны списанные им Богородичник109 и Евангелие; а кроме того в Иосифовой обители были «псалмы печатные в честь архиепископа Германа Казанского»110. Хотя Волоколамская обитель и была местом самого сурового заточения для блаженн. Максима Грека, но блаженн. Герман с любовию изучал наставления блаж. Максима, как мужа просвещения высокого и страдальца невинного111. Старицкая братия вызвала к себе Германа для управления обителию и он посвящен был (в нач. 1551 г.) в архимандрита Тверским епископом Акакием. Пробыв два года с половиною в Старице, возвратился он в Иосифов монастырь, чтобы быть под начальством других и обучать себя смирению. В 1553 г. архимандрит Герман был на соборе против Матвея Башкина и этот злой враг христианства отдан был ему на увещание в Волоколамский монастырь112.

Собором 1555 г. блаж. Гурий избран и посвящен был в архиепископа Казанского, а блаж. Герману поручено было устроить обитель в Свияжске, чтобы была она рассадником благочестия и веры св. в стране магометанской. Получив богатые пособия от царя и святителей, блаж. Герман ревностно занялся исполнением возложенного на него поручения: он построил каменный храм успения Богоматери с колокольнею и келии для монашествующих. По переписке его с св. Гурием, работы по построению монастыря производились поденщиками, которым платилось по денежке за день работы, и однако преподобный жаловался святителю, что цена работе очень высока. – Это показывает, как дороги были тогда деньги! Недавно еще цела была келья, где св. Герман проводил время в молитве и трудах. Келья под колокольнею не более трех квадратных аршин. На этом нешироком пространстве помещалась и печка; одно окно, менее аршина в вышину. В переднем углу икона Богоматери и пред нею фонарь из слюды. Иглы, нитки, наперсток, которые употреблял он при келейном занятии, оставались при его гробнице113. Так была проста жизнь Свияжского настоятеля! Так был строг к себе преподобный! Слух о добродетельной жизни его разнесся по окрестностям Свияжска и вдали от него. В новую обитель, к ее подвижнику-настоятелю, приходили многие: одни, чтобы принять благословение человека Божия, другие принимали иночество от рук его. Строгий к себе самому, преподобный был милостив и щедр ко всем нуждающимся. Христианская благотворительность его, не различавшая ни своего, ни чужого, ни верного, ни неверного, ни друга, ни врага, сама собою показывала неверным, каков дух христианского закона. А для того, чтобы благотворениями проповедовать о вере детям природы, блаженному Герману даны были достаточные средства114: ни блаженный Герман, ни другие не думали тогда, что не иначе, как наставлениями, надобно преобразовывать души дикие; напротив, хорошо понимали тогда, что нельзя учить детей философии Платоновой, им нужна азбука. «Иноки должны уподобляться Апостолам, которых послал Господь учить и крестить», писал царь архиепископу Гурию. Блаж. Герман вполне был таким иноком. Слушатель наставлений мудрого Максима был в состоянии предлагать с отчетливую проповедь о св. вере и магометанам и язычникам. Свияжская обитель была средоточием, откуда распространялась проповедь св. веры по правому берегу Волги, и в ней преимущественно принимали крещение оглашаемые чада веры. Такое значение за обителию Германа осталось на долгое время и после Германа. По писцовой книге 1568 г. видим, что заботливостию блаж. Германа собрано было в его обители до 152 книг разного содержания; из них 8 были нисаны на пергаменте: Псалтирь, книга Антиоха, пролог и пр.115. Блажен. Герман был усердным помощником святому архипастырю своему по делам веры и усердно выполнял поручения его по епархии. С своей стороны св. Гурий оказывал ему особенное доверие свое, – поручал суду его все сельские церковные причты Свияжского уезда, а монастырь его освободил от своего суда116.

Так протекло 8 лет жизни в Казанской стране, когда скончался св. Гурий. Собор 1564 г. признал блаж. Германа достойным занять кафедру св. Гурия, и он был посвящен (марта 1?) в Москве в архиепископа Казанского. Он «пас Церковь Божию три лета и восемь месяцев»117. Собственно в Казани пришлось ему жить не более двух годов; но и в эти немногие годы он оставил по себе память великого святителя. Так в Зилантовой пустыни, где дети обучались грамоте и закону Божию, введено им общежитие, что дало возможность более прежнего содержать братии и учеников118. В 1566 г. (мая 12) митрополит Афанасий по болезни отказался от кафедры. Блаж. Герман находился тогда в Москве и был ходатаем за знаменитого князя Воротынского пред царем119. Царь знал высокие добродетели святителя. «Герман, так писал бывший царедворец Иоанна, князь Курбский, был человек знатного рода Полевых и столько же высок умом, сколько ростом, муж жизни чистой и святой, ревностный исследователь священного Писания, подвижник духовный; он несколько перенял и учение Максима философа; был человек простой, искренний и твердый, готовый на помощь застигнутым бедою и напастию и усердный попечитель о бедных»120. – Иоанн в это время иногда приходил в себя, но уже страдал душевною немочию, которая терзала его и особенно подданных его. Он назначил Германа в митрополита; блажен. Герман не мог желать высокой кафедры уже и потому, что с диким зверем, каким бывал тогда Иоанн, жить было не легко; но по воле царя занял митрополичий дом. Высоко уважая обязанности сана, которым готовились облечь его в храме, Герман не хотел связать себе рук молчанием; прежде чем облечен будет высоким саном, он решился переговорить с царем. Раз Иоанн посетил его в митрополичьем доме. Во время разговора блаж. пастырь обратил речь к высоким и необходимым предметам жизни, тихо и кротко говорил царю о страшном суде Божием, пред которым должны дать отчет вое, подданные и цари, и пред которым страшно будет презрителям закона Божия, кто бы они ни были. Царь задумался и вышел от Германа мрачным, в тревоге души, страдавшей подозрительностию. Он пересказал грязным любимцам своим речи святителя и спросил: что думают они? Они знали Германа и понимали, что при первом случае будет он настаивать пред царем прогнать негодяев, как бесчестие царю и страшное зло государству, и потому в один голос отвечали: «Боже тебя сохрани, царь, от такого советника; ужели ты хочешь быть в неволе, более тяжкой, чем был у Сильвестра и Адашева?» Они стали упрашивать царя на коленях, и более всех Алексей Басманов с сыном, не допускать Германа до высокой кафедры. Иоанн послал сказать Герману, чтобы выехал из митрополичьего дома, и поручил передать ему такие слова царя: «ты еще не возведен на митрополию, а уже отнимаешь у меня свободу»121. – Опозорив верного своему долгу святителя, не отпустили его в Казань, но в первое время тайно держали его где-то в заключении, почему не было его на соборе, избиравшем св. Филиппа в митрополита; оттого-то думали, что он или отравлен, или задушен122. Но он был на посвящении св. Филиппа в митрополита123. – «Преставися в л. 7075 ноябр. 6 д. в Москве, во время морового поветрия, погребен в чину святительском, якоже повеле, в церкви св. Николая, иже зовется мокрый, паствы своея архимандритом Иродионом (Свияжским) и Спасским (Казанским) Иеремиею, который последи бысть архиепископ Казанский»: так говорит Казанское известие124.

Спустя 27 лет, 1595 г., Свияжские граждане выпросили у царя и патриарха дозволение перенесть св. тело архипастыря их в Свияжск. Архиепископ Гермоген свидетельствовал и нашел тогда нетленными мощи святителя. Когда ставили их (25 сент.) в алтаре созданного им монастырского храма, то не только в храме, но и по всей обители разлилось благоухание. Тогда же истекли от них исцеления нескольким больным, в том числе прозрели два слепца. Затем еще исцелились при иконе святителя двое подьячих Свияжска, один глухонемой и расслабленный, другой страдавший от пьянства125.

Св. мучениц семи дев: Текусы, Александры, Полактии, Клавдии, Евфросинии, Афанасии и Матроны, и св. Феодота

Св. мучениц семи дев: Текусы, Александры, Полактии, Клавдии, Евфросинии, Афанасии и Матроны, и св. Феодота. (О них см. 18-го мая.)

* * *

70

Допол. к ист. акт. 1, № 5.

71

Собр. грам. Хутын. монастыря. Земля, где поставлена часовня, до 1820 г. принадлежала Хутынскому монастырю.

72

В Минее 1438 г. указывают житие и канон пр. Варлаама, изв. акад. VI, 295. По описанию чуда 1640 г. пр. Варлаам говорит больному: «ты прибываешь меня на помощь, не зная меня, как жилец далекой стране, списал себе канон и житие мое». Собр. лет. VI, 325. След. канон и житие были написаны прежде того. Пахомий написал похвальное слово и пересматривал житие в 1641 г. См. о св. Ионе.

73

Собр. лет. VI, 134. 135. Макария древности 1, 431.

74

Ист. иер. VI, 617. Свед. о монаст. 372.

75

Собр. лет. VI, 135.

76

Опись Хутынского монаст. 1645 г. – в записк. археол. общ. IХ, 544. 545.

77

См. ниже прим. 83.

78

Собр. лет. VI, 135.

79

Дополн. к ист. акт. 1. № 5.

80

Все ризничные вещи, как и крест, показаны в монастырской описи 1642 г., притом хранящимися в особом сундуке, с надписью: «ризница Варлаама чудотворца». Записки археол. общ. IX, 508. По описанию чуда 1460 г. «знаменаша отрока честным крестом воздвизальным святого Варлаама». Собр. л. VI, 322.

81

На служебнике, на обороте 1 л. надпись ХУ в. «служебник чудотворца Варлаама» (Саввы указатель синод. б. стр. 251. М. 1858 г.). По описи 1642 г. «служебник чудотворцев харатейный, оболочен в тафту». Зап. археол. общ. IX, 512.

82

Чудеса пр. Варлаама, записанные 1512 г. Ркп. Сергиевой лавры № 42. л. 195.

83

Герберштейн rer. moscov. comm. р. 20. ed. Starzexscy. В Хутынской обители пролог с припискою: «в л. 6087 (1479) края достиже книга сия десною рукою – Евфимия инока, повелением священноинока Германа, игумена дому св. Спаса и преподобнаго и богоноснаго, иже в постницех великаго, чудотворца Варлаама, при нем (Германе) и община сотворися, от него же и аз убогы пострижен бых». – Не изменен ли устав преподобного о настоятеле при Германе и измененный попал в руки Герберштейна?

84

Собр. л. VI, 135. Повесть об осужденных yапеч. в памят. стар. литер. 1, 273–275.

85

Собр. л. III, 20. «Родися Новгороде у Ярослава сын Михаил, а княже имя Изяслав, а внук Володимирь».

86

Собр. л. VI, 135. Четь-Минея 6 ноября.

87

По повести о чудесах пр. Варлаама крестный ход из Новгорода в Хутынь в первый пяток Апостольского поста совершался не только при архиеп. Макарие, но и при архиеп. Геннадие († 1505). При первом во время хода исцелен глухонемой и слепой мальчик. При втором также во время хода, расслабленный, лежа при раке, видел: преподобный вышел из раки Η как бы опалил все члены расслабленного и больной вскричал: помилуй мя, раб Божий. После того больной встал здоровым. – Повесть о санном пути напеч. в памят. стар. литер. 1, 277–280.

88

См. о св. Антоние авгус. 3.

89

В старшей Новгор. летоп. под 1193 г. читаем: «в то же лето постави цьрьковь вънизу на Хутыне Варлаам цьрнец, а мирским именем Алекса Михалевич, в имя св. Спаса Преображения и святи владыка архиеп. Гаврила па праздник (т. е. 6 августа)» (Собр. л. III, 20). То же сказано в трех младших летописях, только здесь означено: «церковь камяну» (Собр. летоп. III, 127, 217. IV, 17). В 4 летописи и в летописях Софийской и Воскресенской: «того же (6701) л. заложк церковь Преображение чудотворец Варлаам Хутынский; того же лета и преставися» (Собр. л. IV, 17. У, 169. VII, 102). – Сочинитель степенной книги видел в летописях запись: «6751 г. (1243) преставися раб Божий Варлаам, а мирскы Вячеслав Прокшинич, на Хутыне у св. Спаса, м. мая в 4 д.» (Собр. л. III, 54) и приняв Варлаама Прокофьевича за одно лице с основателем Хутынского монастыря, отнес ковчину преп. Варлаама к 1243 г. (Степ. κ. 1, 354). Это повторяли многие, напр. словарь святых. Но преп. Варлаам по крещению назывался Алексий, а не Вячеслав, по отцу был Михайлович, а не Прокофьевич, умер 6 ноября, а не 4 мая. По летописи в 1230 году видим на Хутыне игуменом Алексия, а не пр. Варлаама (Собр. л. III, 47).

90

Собр. л. III, 104. 235. IV, 112. VI, 184. Пахомиева служба преп. Варлааму – у Царского 564, у Румянцева № 154. В 1446 г. «постави архиепископ вел. Новгорода Евфимий церковь каменную св. Варлаама на Хутине, а на верху колокольницю». Соб. л. IV, 123.

91

По ркп. святцам общ. ист. № 231 дело было июня 6-го 1452 г.

92

Повесть о посещении Хутыня в. князем помещена в ркп. летописи после повести о взятии Новгорода в. к. Иоанном. Последняя начинается так: «в л. 6979 князь великий ходил ратию на великий Новгород». Затем известие о посещении Хутыни начинается так: «того же лета прииде в. к. – в обитель – Варлаама». Ясно, что в Хутыне был Иоанн 3 в 1471 г. В печатном издании 3 Новгор. л. (Собр. лет. III, 241) повесть о взятии Новгорода не помещена, как напечатанная в Софийск. врем. Строева. – От того при чтении печатной летоп. легко подумать, что рассказывается событие 1562 г. Так и подумал о. Макарий (древности 1, 434). И в печ. прологе посещение Хутыня отнесено к 1564 году – к грозному царю. – Это – ошибка.

93

Собр. л. III, 241. 242. Соф. временник изд. Строева.

94

Трость Иоанна длиною 1½ арш., толщиною в 1½ вер. с хрустальною головкою. Макария древн. 1, 434. 2, 258. Ист. иер. VI, 616.

95

После Пахомия одна повесть написана была в 1512 г. Жития и повести – ркп. Сергиевой лавры № 42.

96

Русский времен. II, 272–280. Степ. кн. II, 198.

97

Палицын об осаде лавры.

98

Собр. л. III. 245–257. По описи 1642 г. «Образ видение преподобного Варлаама чудотворца о погибели вел. Новгорода и о граде ко Господу моление его». Записки археол. общ. IX, 435.

99

Ркп. описание чудес пр. Варлаама.

100

Собр. л. VI, 134. III, 103. 109.

101

Повесть дьяка Иродиона Кожухова о чуде 1460 г. – в собр. л. VI, 320–330.

102

Стихира на 6 января, в минее М. 1645.

103

Елисеева жизнеописания святителей Гурия, Германа и Варсонофия Казанских, Казань 1847 г. Рукоп. житие свят. Германа, составл. по воле митр. Лаврентия (1658–1673 г.).

104

Родословная книга во времен. м. общ. ист. X, 179, 263. Опись книг Иосифом в 1573 г. стр. 8, 12.

105

Житие; завись на часовне в пр. 108. Родосл. кв. 263.

106

Опись книг Иосифова мон. стр. 13.

107

Родослов. кн. во времен. X, 179. 263.

108

Акт. ист. 3, 154. Запись на Волокол. часовнике № 134. «Да с ним (с Гурием) – в Свияжский город Герман; прежде был в архимандритех на городке на Старице полтретья года, да оставя архимандритство, в Иосифове жил более году без архимандритства, потом (послан) в Свияжский город; а постриженник Иосифова монастыря, Феодоров сын Полева, по прозвищу Садырев и во иноцех Филофей (т. е. сын Феодора Полева, по прозвищу Садырева, в иноках Филофея).

109

Волокол. ркп. № 68. «Богородичник, написанный благословением игумена Гурия последним во иноцех Германом Садыревым, в л. 7052 (1544)».

110

Опись книг Иосифова монаст. 1573 г. стр. 2. 213.

111

Курбский стр. 123. Спб. 1842 г.

112

Волокол. часовник № 134. «Лета 7061 (1554) м. июля явился еретик Матвей Башкин и иные; осудили их – собором в л. 7062 декабря (1553) и в заточение их разослали... Привезли его (Башкина) в Иосифов монастырь декабря 22 в пятницу, – привез Герман архимандрит». Сл. пр. 116.

113

Журнал мин. внут. дел 7. 32, 433.

114

«В Свияжской архимандриту Герману государева жалованья: денег 500 р., ржи 500 четьи, муки ржаные 500 четьи, пшеницы 200 четьи, муки пшеничные 100 четьи, круп грешневых 50 четьи, круп овсянных 80 четьи» и пр. А. э. I, 261.

115

Писцовая книга в библ. Казанского унив. См. ж. м. просв. ч. 83 отд. III. 10. 11. Казанск. губерн. ведом. 1846 г. № 7–10. Продол. древн. вивлиоф. 5, 241.

116

Ак. э. 1, 269. 270.

117

Слова Гермогена в житии Гурия. То же говорит Казанская иерархия архим. Платона Любарского, летоп. у Карамз. IX, пр. 268, ист. ак. 1, 233.

118

Ист. a. 1, 354. 411.

119

В апр. 1566 г. видим имя его на клятвенной записи Воротынского. Собр. грам. 1. № 189.

120

Истор. Иоанна стр. 122. 123.

121

Курбский, стр. 121. 122.

122

Курбский, стр. 122. Карамз. IX, пр. 174. 170.

123

Карамз. IX, пр. 177.

124

Иерархия Любарского. Годом кончины был 1567. Так по счету лет иераршества. Ист. иер. VI, 54, сл. выше пр. 108. Что касается до того, будто Герман защищал св. Филиппа на соборе, о чем пишет Муравьев (ноябр. 67. 77. 78), то этого не могло быть, потому что собор был в 1568 г. См. января 9 ч.

125

Иерархия Любарского; ркп. житие. О других чудесах надпись и грамоты у Елисеева пр. 49. 50.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900. / Ноябрь. – 414, IV с.

Комментарии для сайта Cackle