7-е
Св. муч. Иерона и дружины его – св. тридцати двух мучеников: Исихия, Никандра, Афанасия, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Феодула, Евгения, Епифания, Феодота, Аникиты, Илариона, и проч.
Иерон, сын христианки, уроженец г. Тианы в Каппадокии, достигнув совершеннолетия, был потребован на службу; ему предстояло поступить в числе способнейших юношей в дополнительный отряд того войска, которое предназначалось между прочим для действий против христиан, значительно распространенных в Армении и Каппадокии в царствование Диоклитиана, и которые упорно противились повелению императора – чтить богов и соблюдать языческие постановления. Не пожелал христианин служить с язычниками, не мог он также решиться оставить свою слепую и престарелую мать, и потому, воспротивясь посланным за ним воинам, которые хотели взять его насильно, Иерон с дружиною своею скрылся в пещере, где и продолжал успешно сопротивляться, когда воины снова приступали к пещере, с тем чтобы его захватить. Он однакоже уступил настояниям друга своего Кириака, посланного к нему местным правителем с поручением убедить его пойти в войско. Дойдя с воинами до г. Мелитины, Иерон был заключен в темницу вместе с другими тридцатью двумя христианами. Спокойно приняв свою участь, он и в других возбуждал и поддерживал бодрость для предстоящего подвига. – Поэтому, когда Иерон и дружина его были призваны к допросу, то с непоколебимою твердостию исповедали имя Христово и никакими угрозами, никакими лестными обещаниями нельзя было их заставить отречься от Христа. Тогда все они были приговорены к смертной казни. Прежде совершения ее над ними все они были подвергнуты истязаниям; у Иерона, как более всех виновного в сопротивлении воинам, была отсечена правая рука. После истязаний протомились мученики еще несколько дней в темнице; затем, снова вызванные на суд и снова отказавшиеся отречься от Христа – все они были обезглавлены в 298 г. Тела их тайно были взяты и погребены христианами. Они были обретены нетленными (как свидетельствует Прокопий), когда строился храм св. Ирины, по приказанию Иустиниана126.
«Лик мученический ясен, полк светоносен, сошед к нам разумно, Церковь днесь просветил есть чудными зарями. Темже празднующе честную память их, просим от Тебе, Спасе наш: тех молитвами от бед избави нас, да поем Ти: аллилуиа!» – взывает к Богу Церковь именем святых мучеников, празднуя память их.
Преп. Лазаря, подвизавшегося на горе Галисийской
Преп. Лазарь, с детства отличавшийся незлобием, кротостию, состраданием и любовию к бедным, ознаменовал себя великим подвижничеством в течение всей своей жизни. В молодых годах, обладая образованием, но чуждаясь всяких мирских удовольствий и следуя благочестивому настроению своей души, он отправился на поклонение Иерусалимской святыне, затем десять лет провел в монастыре св. Саввы в Палестине; за высокую свою жизнь был возведен в сан священства Иерусалимским патриархом. По особому откровению во время дальнейшего своего подвижничества уже в совершенно безлюдной пустыне – Лазарь возвратился на родину – в селение в Магнезии; был узнан своею матерью, но не остался с нею, а, привязавшись к пустынной жизни, снова уединился на необитаемой горе Галисийской – близ г. Ефеса, в трех днях пути от Смирны к югу. Здесь однажды ночью, во время молитвы, Лазарь был поражен видением огненного столпа, восходящего до небес и окруженного множеством ангелов, певших: «да воскреснет Бог и расточатся врази Его!» и приняв это за указание свыше, построил на этом месте храм во имя Воскресения Христова – при содействии императора Константина Мономаха (1041–1054), имевшего к нему большое уважение.
При храме же построил подвижник столп, на котором и предал себя на перенесение зноя и холода, так как столп не имел покрова. Поправ свою плоть, возрастая все более и более в силе духовной, Лазарь достиг дара прозорливости и дара чудотворений. К нему стали собираться благочестивые люди, жаждавшие его руководства, желавшие укрепиться в созерцании такого образца. Таким образом подвизался преп. Лазарь до конца своей жизни в неусыпном бодрствовании, терпении и молитве; он скончался 72-х лет и был погребен в столпе и прославлен по смерти многими чудесными исцелениями, совершившимися от мощей его. – Св. Церковь воспевает победившему в себе всякие земные пристрастия: – «Бденными молитвами, теченми слезными столп омочил еси, и из глубины воздыханми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси пастырь, всем подая прощение: преподобне отче наш Лазаре, молися Христу Богу спастися душам нашим».
* * *
«Месяцесл. Вост.» архим. Сергия т. II, ч. 2, с. 350.