Источник

2-е

Св. Феодота исповедника, епископа Киринийского

Уроженец Галатии, Феодот был епископом в г. Киринии, на острове Кипре, и в царствование Ликиния терпел от местного правителя истязания и бичевания за исповедание Христа и распространение веры. Когда же император Константин победил Ликиния (323 г.) и прекратил насилия от язычников, то и Феодот получил свободу и скончался около 325 года.

Cв. Арсения, епископа Тверского

Святой Арсений12, родившийся в Твери от благородных и благочестивых родителей, получил приличное воспитание и ещё в юные годы, отличаясь кротостью, не любил рассеянности. – По смерти родителей своих, оставшись наследником богатого имения, он обратил дом свой в дом принятия странных и бедных. – Родные сочли такую жизнь молодого человека странной. Они то упрекали его в расточительности, то уговаривали вступить в брак. К чему это святошество? говорили ему. Стыд и грех разорять отцовское достояние. Молодой человек думал с собой: точно грех расточать отцовское добро на дела худые; а полезно ли нам благочестие, увидим за гробом, если не видим здесь. Он дал свободу слугам, наделил их щедро, а сам решился расстаться с миром и молил Господа указать ему путь. Ночью, во время сна, услышал он голос, звавший его в Киев, в обитель Пречистой. Он встал, тайно вышел из города и отправился в Печерскую обитель.

Со слезами объявив настоятелю о своих расположениях душевных, Арсений принят был в обитель и облечён был в иночество. Как и всякий новый послушник, проходил он и нелёгкие послушания, но проходил с любовью: усердно рубил дрова, носил воду, готовил пищу. Ночь проводил он в молитве и пищей довольствовался простой. Чистой жизнью и трудами по клиросу обращал он на себя особенное внимание братии. – Тогда жил в Киеве м. Киприан (1383–1388 г.). Святитель узнал и полюбил Арсения; он посвятил его в иеродиакона и держал при себе13. Когда Киприан в 1390 г. возвратился из Царяграда с именем и правами митрополита всей России, то, отправляясь в Москву, он взял с собой Арсения и поручил ему заведовать письменными делами митрополии, как человеку сведущему и чистой совести.

В июне 1390 г. первосвятитель приглашён был в Тверь для рассмотрения дел Тверского епископа Евфимия. На соборе Евфимий найден неправым во многом; митрополит ещё до окончания суда запретил Евфимию священнослужение, но князь Михаил не довольствовался тем и требовал, дабы удалён был Евфимий. Митрополит вынужден был выполнить требование князя. На месте удалённого Евфимия князь Михаил Александрович желал видеть архидиакона Арсения и – митрополит, зная Арсения, рад был такому желанию. Но никак не хотел того смиренный Арсений. «Я – человек грешный, говорил он, не имел и не имею другого желания, кроме желания оплакивать грехи мои; потому не принял я и сана священства; о епископском же грешно мне и думать»14. Блаженный Арсений более всего боялся смут и раздоров княжеских и боярских, от которых положение Тверского архипастыря действительно бывало невыносимо-тяжёлым; участь Евфимия, ставшая печальной более всего от столкновения не совсем определённых прав князя и епископа по церковно-гражданским делам, также оскорбляла блаж. Арсения. По воле митрополита остался он в Твери, чтобы ближе ознакомиться с делами будущей паствы своей. Но возвратясь в Москву, он снова просил митрополита избавить его от назначаемой ему тяжкой доли. Святитель сказал, что за сопротивление собору архидиакон Арсений подвергает себя запрещению, и покорившийся Арсений в день Успения Богоматери посвящён был в Тверского епископа15.

Пока жив был князь Михаил Александрович, он дарил блаж. Арсения душевным миром. Своим умом, своей твёрдой волей, своими расположениями душевными он поддерживал мир между подчинёнными князьями, заставил даже Москву уважать его, а подданные его пользовались при нём счастьем правды и мира; последние годы свои он особенно посвящал на строение и украшение храмов Божиих. – Но он уже был стар и близился к другой жизни. Для блаж. Арсения служило утешением последнее время жизни его. Вот современное известие о том, вполне назидательное! «Уже два года прошло, как Михаил отправил в Царьград послов с милостыней к соборной церкви св. Софии и к патриарху, по своему обычаю. Император и патриарх приняли и отпустили Тверских послов с большой честью; патриарх отправил к Михаилу своего посла с Иконой Страшного суда, с мощами святых, с честным миром. Когда великий князь узнал, что послы приближаются к Твери, то велел, им войти в город к вечеру. Ему пришла мысль – встретив икону святого места и приняв благословение патриарха, не возвращаться более домой. На другой день утром, когда сыновья, другие князья, бояре и разные люди ждали его с делами по обычаю управления, Михаил не велел уже никому входить к себе, а позвал одного епископа Арсения и объявил ему о намерении своём постричься. Благочестивый епископ одобрил и укрепил в князе доброе желание его – посвятить последние дни очищению совести и молитве. Князь просил не говорить о том никому. Не смотря на то, уже по всему городу разнёсся слух, что Михаил хочет оставить княжение и постричься в монахи. Народ изумился, иные не верили, но все собирались к дому князя; бояре и отроки его, склоняясь друг к другу, проливали слёзы, плакала княгиня, плакали молодые князья, но в присутствии Михаила никто не смел сказать слова, потому что все боялись его, – был он человек строгий и сердце у него точно львиное. Между тем послы Царяграда вошли в город, неся священные подарки. Епископ, все духовенство и множество народа вышли к ним на встречу, со свечами и кадилами; вышел и сам великий князь, с трудом встав с постели, и встретил послов на своём дворе, у церкви св. Михаила. Поклонившись иконе, Михаил приказал отнести её в соборную церковь Спаса, и сам проводил её туда. Угостив затем духовенство, бояр и бедняков щедрым обедом, князь вышел к народу, стал на высокую ступень и, поклоняясь на все стороны, сказал: «простите меня, братия и дружина, добрые дети Тверские! оставляю вам любимого и старшего сына Ивана; пусть будет вам князем вместо меня; любите его, как меня любили; а он пусть оберегает вас, как я соблюдал». Народ отвечал горькими слезами и похвалами своему старому князю. Он опять смиренно всем поклонился и пошёл в Афанасьев монастырь. Здесь за известную плату выпросился жить у одного монаха, именем Григория. На четвёртый день он был пострижен под именем Матфея (блаж. Арсением) и спустя восемь дней после этого обряда умер»16.

После Михаила начались сильные раздоры между князьями Тверского княжества. Эти раздоры, сами по себе столько противные духу христианскому, вносили ещё раздор в дома боярские, а для народа были сущим бедствием. – Много надобно было трудиться святому пастырю, чтобы сколько-нибудь ослаблять, если не совсем погасить, этот пагубный дух вражды. И труды его не были бесплодны. В 1403 г. он успел примирить Кашинского князя Василия с Тверским князем Иваном Михайловичем, и вслед затем сам венчал сына князя Ивана с дочерью князя Василия. И однако опять поднимались раздоры кровавые. В 1406 году в день Св. Троицы блаж. архипастырь окончательно примирил враждовавших. Сильно волновавшиеся страсти князей и бояр их усмирены влиянием страха Божия, который внушал святитель Арсений17.

Жизнь блаж. пастыря служила назиданием для всех. – Всегда тихий и кроткий, он ни от кого не отходил с гневом или враждой; был бескорыстен и не ласкал ничем своего самолюбия; дышал любовью ко всем, забывая себя18. «Раб Господа, говорит Апостол о епископе, не должен ссориться, по быть приветлив ко всем, учителен, незлобив; должен с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог обратиться к познанию истины» (2Тим.2:24). Так и поступал блаж. Арсений. Выполняя волю Небесного Владыки, он усердно «искал заблуждших и вводил в ограду покаяния»19. Заботливый о славе имени Божия, святитель построил несколько храмов в Твери и её окрестностях и возобновил кафедральный Спасский собор20. Им освящены знаменитые каменные храмы архангела Михаила в Микулине21 и в Новом городке (в Кожевках)22, и во имя свят. Николая в Твери23. Первосвятитель Киприан любил блаженного святителя, три раза вызывал его в Москву для соборных совещаний24.

Тяготясь делами страстей людских, пустынно-любивый архипастырь искал себе отдыха пустынного. В 4 верстах от г. Твери, на реке Тмаке, полюбилось ему место, и он построил здесь храм в честь преп. Антония и Феодосия, незримых наставников своих, поставил кельи, пригласил иноков и избрал для них игумена. Это было в 1394 г. С того времени он часто проживал здесь, занимаясь Богомыслием, молитвами и трудами пустынника25. – В 1404 г. святитель основал и в следующем году освятил в любимой обители своей каменный храм в честь Успения Богоматери – новое напоминание о близкой к душе его Печерской обители26. Памятником того же благоговения к Печерским подвижникам, а вместе и заботы о назидании других примерами благочестия, служит Печерский патерик, списанный в 1406 г. «замышлением (пожеланию) Боголюбивого епископа Арсения Тверского»27.

Дабы иметь пред глазами постоянное напоминание о смерти, блаж. Арсений вслед за тем, как окончилось построение обители, начал готовить себе гроб. Собственными руками тесал он его из камня, выдалбливая ложе из одного и покрышку из другого камня28. Так готовил он душу свою к жизни загробной. «Сентября 1 (1408 г.), говорит современник, мы ещё многолетствовали пастырю и учителю своему; а в понедельник слышали из уст его вразумления по правилам». В феврале 1409 г. «великий наш учитель» сильно заболел; 28 февраля открылась сильная боль в голове, так что с полуночи не мог он говорить. Марта 1, после утрени, Тверский князь с братьями, детьми и боярами пришёл к одру болящего святителя; совершено было елеосвящение над ним, паства спешила принять благословение и прощение; ночью постоянно находились при нём 10 черноризцев, думая услышать от дорогого пастыря какое-нибудь слово, но он был безмолвен, и часа за два до утра блаженный пастырь окончил земной путь свой29.

В 1483 г. Тверской епископ Вассиан, по личному соизволению великого князя Иоанна, с торжеством благоговейным осматривал нетленные мощи блаженного Арсения и поставил их в Спасском приделе храма Богоматернего; тогда же была написана икона святителя и поставлена была на гробнице его; она поныне цела30. В 1547 г. собором определено местно чтить память св. Арсения31. Самое поразительное чудо совершилось при мощах святителя в 1566 г. Тверский рыболов Терентий, имевший большую веру к св. Арсению, подвергся исступлению ума. Родители привезли его в обитель для исцеления, но он здесь умер. – Спустя два дня внесли его в церковь Богоматери, где лежали мощи Арсения. Родители сильно плакали о смерти сына и от скорби роптали на Арсения: «мы надеялись, говорили они, на милость твою, а сын наш умер у тебя». Священники пели молебен над ракой, и внезапно мёртвый встал и стал плакать о грехах своих. Епископ Акакий доносил о том митрополиту и царю. На серебряной раке святителя изображены семь чудес св. Арсения: первое чудо – воскрешение рыболова Терентия; второе – дарование сына Иоанну Карташу; третье – исцеление протоиерея Алексия, страдавшего ногами; четвёртое – исцеление девицы Устинии Головленковой; пятое – спасение одного от удавления; шестое – чудо с покровом святого; седьмое – исцеление Григория и жены его, бывших без ума. Чудо с покровом было в 1606 г. Поляки, опустошая Русскую землю, ворвались в обитель Арсения. В ней не было ничего, кроме покрова над ракой святителя. Один лях сорвал этот покров и положил на коня своего: но, когда хотел он сесть, конь взвился на дыбы и грянулся на землю вместе с всадником; и конь, и всадник остались мёртвыми на месте; чудесный покров ещё цел. По шитой надписи, он шит в 1600 г. по усердию Козмы Глазьмина игуменьей Московского Алексиевского монастыря Феогнией Огневой32. – В 1637 г. по воле царя Михаила строили новый соборный храм Успения. Во время построения сего храма, когда св. мощи святителя поставлены были в церкви Печерских отцов, инок Савватий в нетрезвом виде заснул в вечерню за крылосом, близ раки святителя. Проснувшись ночью, видит он свет в храме, а на гробнице сидит святитель. – В ужасе хотел он бежать из храма, как услышал голос: «монах недостойный! как смел ты в нетрезвом виде входить в церковь Божию»? Пав от страха полумёртвым, Савватий несколько дней оставался больным, исповедал грех свой игумену и исцелился молитвой благого святителя33.

† Память о пр. Саввы и Варсонофии Тверских

Преподобный Савва, игумен Сретенского, иначе Саввина, монастыря поставлен в числе святых по ркп. святцам. По свидетельству преп. Иосифа Волоколамского, преп. Савва и Варсонофий проводили высокую духовную жизнь и за святость жизни удостоены были дара чудес. – Он довольно подробно описывает жизнь их, называя их святыми. «Мы видели, говорит он, и блаженного Савву, который настоятельствовал в Саввином монастыре, в Тверской стороне, более 50 лет. Он так заботился о своей пастве, что всегда стоял в церковных дверях с жезлом в руке; если кто-либо из братии не приходил к началу служения в церковь, или выходил прежде отпуска, или во время пения разговаривал, или переходил с своего места на другое, то Савва никак не молчал о том, а запрещал, так что не опускал без внимания и малых проступков. А тех, которые вступали в спор и бесчинствовали, иногда бил жезлом, а иногда сажал в затвор; когда нужно, бывал он строг; а когда надобность была, бывал и милостив. Раз он, строго вразумляя бесчинного брата, положил бороду на окно, а этот, по внушению бесовскому, схватил обеими руками бороду его и едва не всю вырвал. Братия схватили его, привели к блаженному Савве и спрашивали: как велит наказать его? Он отвечал им: я бью жезлом и сажаю в затвор за бесчинства и оскорбления братии, но за свою обиду не могу наказывать, а должен всё терпеть. Когда же увидел он брата кающимся в своих грехах, то вскоре простил его, и прощённый брат пребыл в монастыре до смерти, в покаянии и умилении. Был большой мор, и священники перемёрли, – остался один блаженный Савва с заботами о своей братии – посещать больных, сподоблять исповеди и погребать умерших. Когда блаж. Савва посещал больного и сподоблял исповеди, а в это время приходил брат и говорил, что такой-то умирает и требует исповеди, то блаженный отвечал: иди, брат, скажи умирающему, чтобы не умирал, а подождал моего посещения, и как только брат передавал это умирающему, тому становилось легче; когда же приходил блаженный Савва и удостаивал св. причащения, тогда брат умирал. И это было не с одним или двумя, а со многими. – Мы слышали об этом от благоговейных старцев и особенно от того святого великого старца Варсонофия, называемого Неумоей, который был братом блаж. Савве и которого поставил настоятелем старший Савва Бороздин, бывший настоятелем той обители и потом отходивший в св. гору. Блаженный Варсонофий пробыл на игуменстве пять лет и потом удалился в пустыню, а игуменство передал сему Савве (брату своему), и тогда же велено ему принять сан священства. Варсонофий свидетельствовал, что чист он от чрева матери своей и достоин такой благодати. В пустыни прожил Варсонофий сорок лет и во все эти года другого дела не было у него, как молиться, петь и читать книги. Он брал книги у христолюбцев и по прочтении отдавал, потом брал в другом месте. У блаженного не было ничего, даже ни медной монеты, ибо любил он нищету и нестяжание. За долгое внимание к себе, безмолвие, молитвы, чтение удостоился он такой благодати, что помнил всё св. писание наизусть и свободно передавал всякому требующему. К нему приходили многие отовсюду, иноки и мирские благородные люди, иные для пользы душевной, другие требуя разрешения на какое либо место писания. Даже митрополит всей Руси Фотий по временам присылал к нему с просьбой дать объяснение непонятному изречению св. писания, о котором был у него, с кем-либо спор. Тамошние отцы с клятвой извещали нас, что, когда блаженный жил ещё в пустыне, пришёл к нему брат Саввина монастыря и молил его, чтобы пошёл к Савве и попросил простить ему некоторые согрешения. Блаженный Варсонофий, идя в монастырь, взглянул на образ Пресвят. Богородицы, стоявший в его келье, и сказал так: Пречистая Владычица Богородице! Ты будь хранительницей моим книгам. По удалении его, брат, прельщённый лукавым, положил все книги в пазуху свою и хотел бежать; но, подойдя к дверям кельи, поражён был незримой силой и пал мёртвым. Блаженный Варсонофий, возвратясь, нашёл его мёртвым и с книгами за пазухой. Он стал плакать и рыдать и говорил: я виновен и в смерти брата. – Брата отнесли в монастырь, чтобы предать земле. Когда стали отпевать его, блаженный Варсонофий столько плакал о брате, что всё место, где стоял он, смочено было слезами. Когда же стали прощаться с умершим, тогда мёртвый начал двигаться. Они открыли голову его и развязали его, и мёртвый сел. Братия, подняв его, спрашивали: что видел, или слышал он? Ничего не видал и не слыхал я, отвечал он. Брат жил после сего в монастыре до смерти добродетельно. Когда блаженный Варсонофий достиг глубокой старости, св. Савва повелел привести его в монастырь. Братия весьма рады были приходу его: блаженный был врачом для душевных и телесных немощей. Пока живы были блаж. Савва и св. Варсонофий, в монастыре было всё чинно, тихо и мирно, при их наставлениях. Если являлся какой-либо строптивый и с худым нравом, они не дозволяли ему творить свою волю. Когда же преставились блаж. Савва, св. Варсонофий и другие отцы, ревнители отеческого предания, братия выбрали игумена из другого монастыря, и тот начал жить не по уставу сего монастыря и не по преданию тех святых старцев: их предание было такое, чтобы никто не ел и не пил иначе, как за общей трапезой, чтобы не выходили из монастыря без благословения, чтобы отроки не жили по кельям или в дворе, и чтобы женщины не входили в монастырь; вообще у них всё было по уставу общежития. А тот игумен, пришедший сюда, всё это испортил и оставил без внимания. Спустя немного времени является ему во сне св. Савва и говорит: несчастный! почему ты нимало не заботишься о монастырском благочинии и благочестии, но всё пренебрёг и сочёл ни во что? И бил его жезлом довольно, так что тот не мог встать с постели. Когда же выздоровел и почувствовал свою неисправность, то уже не смел более и настоятельствовать, а вскоре возвратился туда, откуда пришёл»34. Монастырь, где подвизались преподобные Савва и Варсонофий, назывался Саввиной пустыней, по храму во имя пр. Саввы освященного, и находился в 20 верстах от Твери, там, где ныне остаётся с. Саввино. В храме с. Саввина есть древняя икона преп. Саввы и Варсонофия. Здесь же ещё целы царские врата с мелкотравчатой резьбой и с надписью: «л. 7069 (1561) августа в 29 д. поставлены двери сия царские при державе царя и в. к. Ивана Васил. – при епископе Акакии Тверском, в церковь преп. отца нашего Саввы освященного, старанием игумена Леванида Саввина монастыря»35. Московском Успенском соборе хранится устав Тверского Саввина монастыря XV в.; в конце пасхалии его, доведённой до 8 тысячи, сказано: «конец седми тысящам. Троице Святая, слава Тебе, δοξα σοι ο Θεοσ». На л. 295 читается древняя, драгоценная, заметка: «в л. 6940 (1432) в Петрово говение монастырю св. Саввы минуло 35 лет, а смерти князя великого Михаила 34 лета36. По этой заметке несомненно, что Тверский Саввин монастырь начался с 1397 года и с того же года начались подвиги пр. Варсонофия и Саввы в Саввиной пустыни. На ркп. книге Исаака Сирина подпись говорит, что книга писана в 1416 г. в монастыре препод. Саввы, на иждивение ктитора обители князя Александра Ивановича († 1426 года), по воле игумена Варсонофия. – Другая книга, лествица, писана в 1419 г. для священноинока Саввы37. Поскольку же преп. Савва вместе с тем, как принял сан священства, принял и начальство над обителью (так пишет преп. Иосиф), то очевидно, что в 1419 г. игуменом Саввиной обители был уже преп. Савва. По времени же основания пустыни (1397 г.) и по немногим годам игуменства Варсонофиева (5 лет), надобно положить, что 1416 г. был последним годом игуменства Варсонофиева после правления Саввы Бороздина. Если же после того с 1417 г. будем считать 50 лет начальствования преп. Саввы Тверского, то блаженную кончину его должны будем отнести к 1467 г.38.

† Память о преп. Савватии Тверском и ученике его Евфросине

В рукописном описании святых города Твери читаем: «преподобный Савватий игумен пустыни, – образом сед, брада, аки Иоанна Богослова». Пустынь преп. Савватия находилась в 15 верстах от Твери, там, где теперь остаётся с. Савватиево. В одном из двух храмов бывшей пустыни стоит гробница преп. Савватия, с образом его. Вериги его, найденные в пещере, находящейся близ села, показывают подвижничество его против плоти; а пещера, свидетельница чистых, безмолвных молитв его, говорит, что пребывание и с людьми пустыни не всегда было легко душе его, и он по временам укрывался в пещеру для бесед с Господом39. Пустынь Савватиева так была известна по строгости и святости правил основателя её, что приходили обучаться в ней иноческой жизни и преп. Корнилий Комельский, и преп. Иосиф Волоколамский. Последний уже не застал в живых самого преп. Савватия; он видел только ученика его – блаженного Евфросина. Как по этому обстоятельству, так по времени славных дел преп. Евфросина несомненно, что преп. Савватий подвизался по указанию святителя Арсения, и блаженная кончина его последовала не позже 1434 г. Жизнь ученика его отчасти может показать нам, как жил учитель. «Я видел в Савватиевой пустыне, пишет Иосиф, святого старца, отшельника, по имени Евфросина. Он был родом из князей Тепринских. В пустыни, безвыходно, прожил он 60 лет. К нему приходили многие иноки и мирские князья и бояре, и прерывали безмолвие его. Соскучив тем, он бежал в Великий Новгород, на озере Нево (Ладожском) нашёл остров и здесь прожил несколько лет. Христиане тех мест, жители сёл, услышав о нём, приходили к нему с жёнами и детьми. Он убежал опять в Савватиеву пустынь. – Когда пришёл он сюда, властитель той земли князь Борис Александрович прислал к нему юную дочь свою, тогда обручённую невесту великого князя Ивана Васильевича; с ней пришли архимандриты, игумены, бояре и стали просить блаж. Евфросина, чтобы помолился о девице: она была очень больна, и в пустыню к блажен. Евфросину принесли её на руках. Он отказывался, называя себя недостойным и грешником. Они, пав на землю, со слезами упрашивали его, чтобы помолился: «если останется жива по твоим молитвам, говорили они, – то умиришь ты, отче, два княжества». Когда говорили они это, девушка впала в такую болезнь, что все думали – умерла она. Увидав это, все стали плакать. Блаж. Евфросин приказал отнести её в церковь Савватиевой пустыни, и сам, придя в монастырь, вошёл в церковь, где увидел девушку едва дышащей. Блаж. Евфросин, став пред иконой Пресвятой Богородицы, держащей на руках предвечного Младенца, начал молиться со слезами и рыданием. Потом велел петь молебен Пресвятой Богородице и велик. чудотворцу – Николаю. Когда окончился молебен, девушка открыла глаза и села; они подняли её здоровой и в тот же день отвели её к отцу. Увидев это, прославили Бога, прославляющего угодников Своих». Так пишет препод. Иосиф. По другим памятникам известно, что княжна Мария, дочь Тверского князя Бориса Александровича, обручена была с семилетним сыном великого князя Василия Иоанном Васильевичем в конце 1446 года40, а умерла супругой в 1467 г.41. Отселе видно, что кончина препод. Евфросина последовала не позже 1460 г.42.

Память о свв. 440 мучч., пострадавших в Италии

Память о свв. 440 мучч., пострадавших в Италии от Лангобардов за сопротивление участвовать в служении идолам, около 579 г. (См. Ист. Христ. Ц. Рудакова).

Преп. Агафона, пустынника Египетского

Однажды к преп. Агафону пришли иноки, чтобы послушать его духовной беседы, – «Ты ли отец Агафон?» – спросили они его, как незнакомого им, так как они прибыли издалека.

– Видите перед собой грешного раба Божьего, отвечал преподобный. – «Носится слух, что ты человек гордый и невоздержный, сказали иноки. – Совершенная правда, отвечал Агафон. – Мы слышали также, что ты лжец, и любишь пересуживать других» ... – И это правда, подтвердил праведник. – «Сверх того говорят, что ты еретик?» – Напрасно, возразил преподобный, я не еретик. – «Почему же ты прочие пороки на себя принимаешь, а от последнего отрекаешься?» спросили иноки.

– Тех пороков нельзя и не приписывать себе, – объяснил преподобный, – потому что всякому человеку свойственно погрешать, и все мы, по испорченной природе нашей, невольно увлекаемся пороками, а ересь есть Богоотступничество, самовольное отречение от истины Божией» ...

И ещё на вопрос: какие подвиги важнее в деле спасения, внешние или внутренние? – преп. Агафон отвечал: «человек подобен дереву; внешнее или телесное занятие приносит листья, а душевное произращает плод. Но так как св. Писание уверяет, что «всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф.3:10), то из этого видно, что более внимания следует обращать на плод. Но дерево также имеет нужду в листьях, чтобы ими поддерживать жизненные соки, и чтобы тень листьев подавала защиту дереву и плодам его от иссушающего зноя» ...

Преп. Агафон был современником преп. Макария, мирно скончался около 435 г.

Св. мученицы Евфалии девы

Св. Евфалия была из Сицилии, имела мать язычницу, страдавшую кровотечением; но свв. мучч. Алфий, Филадельф и Киприн (пам. 10-го мая), во сне явившись ей, обещали исцеление, если она уверует во Христа. Она крестилась, исцелилась, крестила и дочь свою. Но сын её Сермилиан, узнав об этом, едва не задушил мать свою; только с помощью служанки она вырвалась и убежала. Сестра же его Евфалия, исповедав себя перед ним христианкой, была жестоко бита и усечена мечом от брата».

(См. месяцесл. Вост. Архим. Сергия. Ч. II, стр. 68).

* * *

12

Житие св. Арсения, напис. иноком Феодосием, у Царского № 123 со службой в Румянц. муз., стр. 93. 594. Оба сочинения в Желтиковом монастыре (Опис. монастыря, стр. 37–40. Тверь 1852 г.). Служба, по послесловию, написана в 1483 г. иноком Феодосием, при игумене Геронтии. Сочинитель жития, описав чудо 1566 г., говорит: „мне смиренному иноку Феодосию поведаша про сие великое чудо мниси тояже обители, наипаче же сам видев своима очима того бывша в мертвых человека“ и пр. Списание Желтикова монаст., стр. 38. 39. 68. Опис. Румянц. муз., стр. 594.

13

Никон. лет. 4, 284. В печатном житии св. Арсения, изд. 1764 г., сказано, что Арсений пострижен в монашество Киприаном, до возведения его на митрополию. Не было ли это разве тогда, как Киприан, по поручению, патриарха, мирил князей Юго-Запада с митрополитом? см. сентябрь 16 числа.

14

Ркп. житие Арсения; современная записка о Евфимии у Карамзина 5, пр. 232. В печатном житии 1764 года напрасно обвинён Евфимий в ересях.

15

Никон. лет. 4, 195–199. Собр. лет. VIII, 60. ркп. житие.

16

Ник. л. 4, 292–294. Русск. времен. 1, 265. 267. Собр. л. VIII, 73. 74.

17

Ник. л. 4, 284. 290. 299. 307, собр. л. VI, 130–133. V, 225.

18

Ркп. и печатное житие. И в церковной службе (минея марта м., 1646 г.) св. Арсений именуется милостивым, незлобивым и кротким; служба, как сказано, писана в 1483 г.

19

Канона пес. 6. в минее на март, Μ. 1646 г.

20

Никон. л. 4, 284. Пролог 2 марта ркп. житие.

21

Надпись: „в лет. 6906 (1398) построен собор сей архистратига Михаила великим князем Тверским Михаилом Александровичем, при владыке Орсенье“. Микулин. летоп.

22

Собр. л. VI, 129. Микул. летоп. Никон. л. IV, 270.

23

Древн. лет. 2, 339.

24

Собр. л. 6, 128. Никон. л. 4, 300. 301. Карамз. 5, пр. 232.

25

Карамз. 5, пр. 254. Никон. л. 4, 254. 307. В прологе 2 марта ошибочно сказано, что Арсений ещё до поставления в епископа основал монастырь на реке Тмаке.

26

Никон. лет. 4, 312. 316. Собр. лет. VII, 74. В ист. иер. 4, 105, о времени основания обители – ошибка; а в печати, житии 1764 г. – ошибка о построении храмов.

27

Послесловие к Патерику, ныне находящемуся в руках Ржевского купца Берсенева. Кубарев о Патерике, стр. 25. Буткова ответ на новый вопрос, стр. 14–16. 44. СПб. 1850.

28

Этот гроб с 1655 г. стоит в храме преп. Антония и Феодосия. Ист. опис. Желтикова монаст. стр., 15. 21. 24.

29

Собр. лет. VI, 111. 112. Никон. лет. 5, 30–32. Печатн. житие Арсения заставляет онемевшего Арсения говорить длинное поучение.

30

Ркп. житие; опис. Желтикова монаст., стр. 19. 34. 38.

31

Акт. 3. 1, 204. Ист. иер. 4. 106. „Преставление св. Арсения епископа Тверского 2 марта“. В святцах устава XVI века у Толстого J. N. 100.

32

Описание Желтиков. монаст., стр. 51. 52. 34–36.

33

Ркп. описание чудес св. Арсения.

34

Духовн. грам. преп. Иосифа, гл. X.

35

Древн. гос. Росс. V, 57. Этнограф. сборн. 1, 201. В опис. святых г. Твери: „преп. Савва игумен Сретенского монастыря“.

36

О том, что этот устав – собственность Саввина Тверского монастыря, не оставляет никакого сомнения надпись в начале его: „л. 7138 сия книга устав Тверского уезду Саввина монастыря; взят в Москве при игумене Тихоне, сентября в 24 день по отписке Тверского и Кашинского архиеписк. Евфимия. Принесли де тот устав того же монастыря начальники Савва и Варсонофий с собою из Грек“. Только здесь последняя заметка XVII века – ошибка. По словам преп. преп. Иосифа на Афон ходил Савва Бороздин.

37

Опис. ркп. Толстого 2 № 174 и 4.

38

Перепись 1662 года: „монастырь Саввин 50 дворов“. Зап. арх. общ. 408.

39

Журн. мин. внутр. дел 5, 505. Сл. Буслаева словесн. и искусство 2, 357.

40

Арханг. лет. у Карамз. 5, пр. 341.

41

Летоп. у Карамз. 6, пр. 12. Собр. л. 5, 274.

42

По переписи 1662 г.: „монастырь Савватиева пустынь 45 дворов“. Сведен. о мон. 517.


Источник: Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Март. - 1892. - 296, портр.: ил.

Комментарии для сайта Cackle