Источник

3-е

† Преп. Пиамы (или Пиамуки) и Александры

В окрестностях Александрии, при святителе Златоусте, было много спасавшихся девственниц. Иные жили в отдельных кельях, другие в киновиях. «В стране Египетской, – говорит великий проповедник, – в Антиохии, можно видеть Христово воинство, чудное общество, образ жизни, свойственный небесным силам. И это не только между мужчинами, но и между женщинами... И жены часто превосходят подвигами своих мужей и воздвигают знамения блистательной победы»43.

Близ Александрии спасалась и спаслась в могильной пещере великая девственница Александра. «Не могла я, – говорит усердная посетительница восточных отшельников, Мелания старшая, – видеть сию блаженную в лицо, но, став у отверстия, просила её открыть причину, по которой оставила она город и заключила себя в могильной пещере».

Она отвечала мне через отверстие: «Один человек сходил с ума по мне: чтобы не огорчать и не бесчестить его, я решилась лучше заключить себя живой в этой гробнице, чем портить душу, созданную по образу Божиему». Когда сказала я ей: «Как же ты, раба Христова, выносишь это, что совсем никого не видишь, а одна борешься со скорбью и помыслами»; она отвечала: «С самого утра часа до девятого я молюсь; с час пряду лён; в остальные часы дня припоминаю себе сказания о вере святых отцов и патриархов, о подвигах блаженных апостолов, пророков и мучеников; когда наступает вечер, я, принесши славословие Господу моему, ем свою долю хлеба, а ночь всю провожу в молитве, ожидая конца своего, когда разрешусь отселе с благой надеждой и явлюсь лицу Христову». Пищу приносила ей одна добрая женщина и передавала через отверстие пещеры. Иначе затворница не показывалась на глаза ни мужчине, ни женщине. Так подвизалась она до двенадцати лет! Чувствуя близость кончины, приготовила она сама себя к погребению. Раз женщина, принесши пищу, не получает никакого ответа затворницы. Поняв, что она почила, дала знать о том в городе. Целые толпы поспешили из города к пещере великой подвижницы, открыли вход в пещеру и увидели, что Господь, по ожиданию подвижницы, принял её к Себе в селение праведных44.

Так как Мелания беседовала с затворницей не прежде 373 г., а Палладий, путешествовавший по пустыням Египта с 388 г., уже не застал её в живых, то кончину святой надобно отнести к 376 году45.

Святая девственница Пиамука (Пиама) взошла на дивную степень духовного совершенства в доме матери. Она жила и здесь как в затворе, уединённо, не видалась с людьми пустыми, принимала пищу через день, после молитвы пряла лён. Так говорит о жизни её Палладий. При такой простоте жизни, но и при зорком наблюдении за своей душой, она так преобразовала свою душу, что Господь удостоил её дара прозрения. Последнее открылось по особенному случаю. Так как Нил разливом вод своих оплодотворяет поля, то поселениё, дорожа благодетельной влагой, задерживают её на полях искусственными загородями; при этом немощи людские поднимают спор и ссоры, нередко сопровождаемые драками. Община, более многолюдная, чем та, где жила Пиамука, поклялась истребить за воду слабое поселение. По молитвам Аммы Пиамы Бог спас от преступления и смертей. Ангел открыл Пиамуке о злодейском замысле соседей. Она, созвав старшин села своего, объявила им о замысле. Ступайте, говорила она, встречайте тех, которые идут на вас, упрашивайте их, чтобы удержались от боя. Старшины в страхе пали ей в ноги и говорили: «мы не смеем идти на встречу им; мы знаем пьяную жизнь их и их буйство; сотвори новую милость с нами, иди сама к ним и уговори их оставить нас в покое». Она не поступила по их просьбе, не пошла иметь дело с людьми, от сношения с которыми давно отказалась, а обратилась к Господу; удалясь в свой домик, провела всю ночь в молитве. «Господи! так молилась она. Ты Судия земли и не любишь неправды, прими молитву мою, пошли силу Твою, чтобы устремившиеся на погибель нашу стояли как столпы на месте, где встретит их сила Твоя!» И молитва её была услышана. Неприятели на третьем камне от села остановились и не могли сдвинуться с места. Им также было дано знать, что задерживает их молитва праведницы. Они прислали послов своих в село и просили мира. Благодарите, говорили, Бога, Который, по молитвам девы Пиамуки избавил вашу собственность от истребления46.

Память о св. Пиамуке (Пиаме) чтится марта 3-го дня и в субботу сыропустную.

Тот род подвижнической жизни, какой проходили блаженные девы Александра и Пиамука, много имеет своих преимуществ, но он соединён и со многими опасностями. По наблюдениям духовного опыта, жизнь наедине сближает с гордостью или отчаянием, а иногда с страстью к корысти, тогда как общежитие отнимает пищу у этой последней страсти и обламывает угловатую гордость. Вот и пример, выставленный Палладием из жизни современной свв. Александре и Пиамуке.

В Александрии была девственница. По виду она была смиренна, но в душе горда, и любила более деньги, чем Христа, Она была богата, но не подавала пособия ни страннику, ни деве, ни монаху, ни обиженному, ни бедняку, ни в церковь. Она взяла себе на воспитание дочь сестры своей. Ей-то день и ночь обещала она своё имущество, расставшись с любовью к Небу. Бедная обманывала сама себя. Сперва заразилась она страстью к деньгам; потом и любовь свою к племяннице довела до страсти, под влиянием тщеславия. Кто поработил душу свою заботе о родных, тот подлежит суду закона за то, что мало ценил свою душу. Больную девственницу решился излечить пресвитер Макарий, надзиратель богадельни увечных. В молодости своей он был ювелиром, о чём знала и дева. Придя к ней, говорит он: попались мне дорогие камни-изумруды и яхонты; краденые они или не краденые не умею сказать, только камни высокой цены; владелец продаёт их за 500 червонцев; это – чудный наряд для твоей племянницы! Дева, привязанная к племяннице невесте, говорит: «сделай милость, не уступай их никому; вот тебе деньги», и выдала 500 червонцев. Святой Макарий употребил деньги на нужды богадельни. Прошло много времени, а девственница стыдилась напомнить ему о камнях. «Он пользовался высоким уважением, как старец весьма благочестивый и милостивый; он жил около ста лет, и я ещё застал его в живых», замечает Палладий. Наконец, встретившись с ним в церкви, дева говорит: «что ж камни, за которые дано 500 червонцев?» Он отвечал: «в тот же день, как ты дала мне деньги, я и заплатил их за камни; пойдём в странноприимный дом, они там у меня; если не понравятся тебе эти камни, возьмёшь свои деньги назад». Когда пришли они к дому, старец говорит: «что угодно тебе видеть сперва – яхонты или изумрудины?» «Что хочешь», отвечала она. Макарий повёл её наверх и, указывая на женщин увечных, слепых, сказал: «это вот яхонты!» Потом, сойдя вниз, указал ей на таких же мужчин, с словами: «а это – изумруды! По-моему, драгоценнее этих камней нигде не найти! Впрочем, прибавил он, если они не нравятся тебе: возьми свои деньги назад». Пристыженная девственница вышла и, придя к себе, занемогла от скорби. Но после она благодарила старца, когда племянница её, по выходе замуж, умерла бездетной. Она и сама стала употреблять своё имущество как должно47.

В наших штатных обителях, где деньги делятся по рукам, как нередко попадаются подобные больные!

В тот же день празднование Волоколамской иконе Богоматери

В тот же день празднование Волоколамской иконе Богоматери. Эта святая икона прославилась 3 марта 1677 года в Иосифовом монастыре города Волоколамска.

Свв. мучч. Евтропия, Клеоника и Василиска – Каппадокиан

Свв. мучч. Евтропия, Клеоника и Василиска – Каппадокиан, воинов из дружины св. Феодора Тирона, за исповедание Христа пострадавших в конце III-го стол. Первые двое, братья по плоти, были распяты после мук в Амасии Понтийской от Асклипиада 3-го марта; Василиск усекнут мечом при Максимиане; память его мая 22-го.

* * *

43

Бес. 4, на Евангелие Матфея. У Абиссинцев и Коптов почитаются между Святыми: февр. 9. (3) „три ясны отшельницы“; апр. 8 (3) Агапис, Ариана и Аскопия девы; апр. 13 (8) диаконисса Дионисия; мая 6 (1) Саломия подвижница; мая 20 (15) Седеза ученица преп. Аммона; июля 3 (июня 27) Мария подвижница; июля 6 (июня 30) Сатурнина подвижница. Ludolfi comm. ad hist, æthiop. p. 405, 413. 415. К сожалению подробных известий о их жизни не имеем в виду.

44

Лавсаик Палладия, гл. 5. У Гераклида, в гл. 1, Дидим говорит о затворнице: „на двенадцатом году, отходя на последний покой, убрала сама себя“. Тоже по особой редакции Лавсаика. Migne Т. 94, р. 255, 348.

45

У Коптов св. Александра – апр. 15 (10). Ludolfi comm. ad hist. p. 413.

46

Гераклид, гл. 18, «Лавсаик», гл. 33.

47

Лавсаик, гл. 6. Гераклид, гл. 2. Таже повесть в Прологе март. 30 и в сборнике Патерик под знам. м. Там и здесь инокиня называется Монакой.


Источник: Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Март. - 1892. - 296, портр.: ил.

Комментарии для сайта Cackle