31-е число
Святого мученика Ермия, в Кожанах
Ермий был воином во время царствования Римского императора Антонина (во II стол.). В глубокой старости взят он был на мучение за исповедание христианской веры.
– Я – воин небесного и бессмертного Царя-Христа и не могу изменить Ему... – сказал Ермий игемону Севастьяну, когда тот потребовал, чтобы старец принёс жертвоприношение языческим богам, – ты властен над телом моим, потому что такова воля Божия, но над душой моей власти никто не имеет, кроме единого Бога, Который может подать мне терпение и сохранить меня во веки!
Желая в лице всеми почитаемого старца приобрести исполнителя царского повеления в назидание остальных христиан города Комман Каппадокийских, куда Севастиан был прислан для суда над ними, он всеми силами старался убедить Ермия отречься от Христа, склонял его к этому, между прочим, и многими милостями.
– Не нуждаюсь я в милости от тебя, – возразил христианин, – но ищу милости Божией, которая ущедрит меня Духом Святым и приведёт к Богу...
Не успев склонить старца, игемон велел совершить над ним примерные истязания – во устрашение других, но силой Божией Ермий оставался невредимым; даже отравленное питье, поднесённое ему одним волхвом, не причинило ему смерти. Но и это обстоятельство не убедило в их неправде ослеплённых гонителей и подало повод лишь к тому, что волхв, давший отраву, сила которой ему была совершенно известна, был поражён действием иной силы, открывшейся ему в чудной недействительности смертельной отравы, и уверовал в Бога христианского, творящего чудеса...
Это усилило ярость язычников; уверовавший волхв был немедленно предан смерти; Ермий же был подвергнут ещё большим истязаниям, во время которых многообразно и дивно проявилась чудодейственная Высшая сила, возбудившая веру во Христа во многих из предстоявшего народа, но не вразумившая мучителя, который, наконец, приказал отрубить голову мученику. Это было в 166 г. Христиане похоронили тело его, и оно было прославлено после того многими чудесными исцелениями.
Святого Апостола Ерма от 70-ти
Он был приветствуем св. Апостолом Павлом в послании к Римлянам (Рим.16:14). После того был епископом в Филиппополе, как свидетельствуют каталоги 70-ти Апостолов, приписываемые Ипполиту и Дорофею, и месяцеслов Василия (4-го ноября)457.
Святого Философа мученика
В гонение Декия, около 252 года, взят был за исповедание Христа в Фиваиде некоторый юноша, которого много мучили, принуждая к идолослужению; наконец связанного легко по рукам и ногам положили в саду на мягкой постели и пустили к нему молодую девицу, которая обняла и целовала его, возбуждая похоть. Не имея сил оттолкнуть от себя блудную, св. мученик крепко стиснул зубами язык свой, откусил его и плюнул в лицо бесстыдной, угасив в себе таким добровольным страданием начавшуюся страсть. Преп. Павел Фивейский в молодости своей был очевидцем этого подвига.
* * *
«Месяцесл. Востока» архим. Сергия, стр. 154, т. II, ч. 2.