Праздники переходящие
Воспоминание Вознесения Господня
Состояние славы Воскресшего Христа окончилось на земле вознесением Его на небо. Христу Архиерею грядущих благ (Евр.9:11), принёсшему Себя единою в жертву за грехи (Евр. VII, 27; IX. 26), надлежало войти не в рукотворенная святая, но в самое небо, да явится лицу Божию о нас (Евр.9:24). О своём вознесении Господь предсказывал и в Ветхом Завете через Своих пророков (Псал. 46:6), и во время Своей земной жизни предрек: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему Богу вашему (Ин.20:17). По воскресении своём Спаситель в продолжении четыредесяти дней являлся Своим ученикам и Апостолам, уверял их в истине Своего воскресения и приготовлял к Своему отшествию на небо (1Кор.15:5–8). Апостол Пётр говорит: мы с Ним ядохом и пихом, по воскресении Его от мертвых (Деян.10:41). Пред ними же Он постави Себе жива по страдании Своем, во мнозех истинных знамениих денми четыредесятми являлся им, и глаголя яже о Царствии Божии (Деян.1:3). Говорил им о Своей Божественной власти на небеси и на земли, о Божественном избрании их проповедать Евангелие всем народам, крестить их во имя Отца и Сына и Святого Духа, и учить блюсти вся, елика Господь заповеда; обещался быть с Своей Церковью во вся дни до скончания века (Мф.28:18–20).
В последний день Своего видимого пребывания на земле Господь, явившись Своим ученикам и Апостолам, заповедал им не отлучаться из Иерусалима, но ждать обещанного сошествия Духа Святого. Ведя их на гору Елеонскую, покрытую маслинами, отстоящую от Иерусалима на субботний путь (Деян.1:12), Господь обещал им чудодейственную силу: приимете силу, нашедшу Святому Духу на вы, и будете Ми свидетели даже до последних земли (Деян.1:8). По глаголании же к ученикам и Апостолам, Господь воздвиг руце Свои и благослови их. И бысть егда благословляиие их, отступи от них, и возношашеся на небо. И тии поклонишася Ему (Лк.24:50–52), и смотрели на небо, во время восхождения Его, и облак подъят Его от очию их. И се мужа два стаста пред ними в одеждах белых и сказали: Сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо (Деян.1:9–11). Апостолы возвратились в Иерусалим с радостью великой и до сошествия на них Снятого Духа пребывали всегда во храме, хваля и благословляя Бога. Так, совершив искупление мира, Сын Божий в 40 день после славного Своего воскресения паки восшел на небо к Богу Отцу Своим человечеством и седе одесную Бога (Мк.16:19).
одесную сел еси Отца, Слове,
Веру учеников невестную показавый.
Спаситель восшёл на небо не как Енох и Илия: сии взяты, а Он вознёсся Сам Своим всемогуществом.
В воспоминание славного вознесения Господня издревле установлен Церковью праздник, ежегодно совершаемый в четверток шестой по Пасхе недели. Этот праздник есть Апостольский; об нём упоминается в постановлениях Апостольских и говорится: «по прошествии 40 дней от первого воскресного дня празднуйте Вознесение Господне». Об Апостольском происхождении праздника Вознесения Господня свидетельствует также блаженный Августин в письме своём к Януарию, где говорит оп: «что храним мы не по писанию, а преданию, и что сохраняется во всём мире, то предано или от самих Апостолов, или от соборов. По их спасительному установлению сохраняются в Церкви правила и постановления, напр. касательно ежегодного празднования страданий, воскресения и вознесения Господа на небо и сошествия Святого Духа.
Воспоминание Сошествия Святого Духа
В день Новозаветной Пятидесятницы, в 50 день после исшествия Своего из гроба, и в 10 по вознесении своём Господь, восседший одесную Бога Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и Апостолов.
Церковь и св. отцы, созерцая событие чудесного сошествия Святого Духа, на основании Писания поучительно изъясняют это событие. Дух Святый называется Утешителем (Ин.14:16), потому что Он способствует нам в немощах наших: Сам ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными, (Рим.8:26). «Дух Святый, говорит Григорий Богослов, действовал, во-первых, в ангельских и небесных силах; их совершенство, озарение и неподвижность ко злу – от Святого Духа. Потом действовал в отцах и пророках. После сего действовал в учениках Христовых, и в них троекратно, по мере их удобоприемлемости, и в три различные времена: прежде страдания Христова – неявно (Мф.10:1,20), по воскресении Его – явственнее (Ин.22:22), и в день Пятидесятницы – существенно».
Сошествие Святого Духа совершилось в великий праздник, чтобы сие чудесное событие сделалось известно многим, – в Пятидесятницу, когда древле и закон Богооткровенный дан был народу Божию; ибо в 50 же день подобало излиться и Духу благодати, потому что Иисус Христос пожрен был во дни Ветхозаконной Пасхи. Там гора Синай, здесь горница; там огнь, здесь огненные языки. Вместо мрака и громов Синайских здесь с небесе шум, яко носиму дыханию бурну, дабы явно было, что один и тот же есть Дух Святый, тогда и ныне законополагающий, освящающий и совершающий. Сошествие Духа Святого было в виде языков в ознаменование живого и действенного слова, которым Апостолы имели научить и обратить ко Христу вся языки. В виде огненных язык, в знак крещения Духом Святым и огнём, как предсказал Предтеча (Мф.3:11), и освящения учеников Христовых. По гласу Церкви сошествие Святого Духа есть решительное очищение грехов. А св. Григорий Двоеслов беседует: «когда извне явились огненные языки, тогда внутри начали пламенеть сердца искреннею любовью к Богу». В виде языков огненных и разделяемых – по причине разных дарований Святого Духа. Как древле Бог, смесив языки, разделил и рассеял говоривших одним языком; так ныне разделил языки и послал Апостолов во весь мир, дабы рассеянных людей по всей вселенной собрать во едину св. Церковь. В виде языков седших – в означение почивания Святого Духа во святых. Древле «языки смесились за дерзость столпотворения: ныне же языки разделились ради славы Боговедения». Надобно было, говорит Григорий Нисский, чтобы народы, рассеянные при вещественном столпотворении, снова соединились при духовном строительстве Церкви». В виде язык, седших на головы Апостолов, в освящение главного и владычествующего члена, и самого ума, силой которого говорит язык, или как бы – во образ рукоположения пастырей Церкви. Благословенный Дух, почив на Апостолах в виде огненных языков, утвердил в памяти их спасительные для человеков изречения Христа.
Сошествие Святого Духа на Апостолов есть совершение нового вечного завета с человеками, о котором предсказал прор. Иеремия: се дние грядут, глаголет Господь, и совершу на дом Израилев и на дом Иудов завет новый. Сей завет, его же завещаю, дая законы Моя в мысли их и на сердцах их напишу их (Иер.31:31–34; Евр.8:8–12). Дух Святый, сшедший на Апостолов, Дух истины (Ин.16:13), Дух премудрости и откровения (Еф.1:17; Лк.11:20) начертал вместо Синайского новый Сионский закон, о котором предсказал прор. Исаия (2, 3), не на скрижалях каменных, а на скрижалях сердца плотяных (2Кор.3:3). Место закона Синайского заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению закона и верующим изрекающего оправдание не по делам, а по благодати (Рим.5:16).
«Святую Пятидесятницу прияхом от Еврейских книг, говорит синаксарь на этот праздник. Якоже бо они Пятьдесятницу празднуют, почитающе седьмое число и зане по Пасце пятьдесят дний прешедше, закон прияша: тако и мы по Пасце пятьдесят дний празднующе Всесвятаго Духа приемлем, законополагающаго и наставляющаго на всякую истину, и угодная Богу повелевающаго». «Иже древле, поёт Церковь, закон начертавый Моисею, Нового Завета величия и закон благодати излагает ясно, в Апостольских сердцах написав». Бл. Иероним пишет: «законоположение Синайское и Сионское было в 50 день по Пасхе. На Синае от землетрясения колебалась гора: на Сионе сотрясся дом Апостолов. Там среди пламени и сверкающих молний раздавались громы и глас бурный: здесь с огненным видом языков бысть шум с небесе, яко носиму дыханию бурну. Там звук трубный возгремел слова закона: здесь труба Евангельская возгласила устами Апостолов». Таким образом день Пятидесятницы, бывший древле ежегодным воспоминанием дарования закона Божия на горе Синае, и для христиан сделался ежегодным праздником торжественного открытия данной св. Апостолам власти учить, священнодействовать и управлять. В 50 день по воскресении Христа Господа Апостолы приняли Божественную силу Св. Духа и для всей вселенной соделались свидетелями Иисуса Христа (Деян.1:8).
Новоначавшаяся Церковь христианская прежде сошествия Св. Духа уже предпразднствовала свою Пятидесятницу, ожидая предсказанного пророками и Спасителем сошествия Св. Духа, – при непрестанной и единодушной молитве (Лк.24:53; Деян.1:14). В самый день Пятидесятницы беша вси Апостоли, единодушно вкупе: и исполнишася вси Духа Свята и начаша глаголати иными языки величия Божия (Деян.2:1,4,11). По сошествии Св. Духа на Апостолов сила Божия к увеличению торжества Пятидесятницы тотчас открылась в могущественной проповеди Ап. Петра. Событие чудесного излияния даров Св. Духа на Апостолов в праздник Пятидесятницы привлекло к ним множество народа: тогда Ап. Пётр краткой Богодухновенной проповедью обратил к воскресшему Иисусу Христу 3,000 человек.
По сошествии Св. Духа, Апостолы ежегодно начали праздновать день Пятидесятницы и заповедали воспоминать его всем христианам ради сошествия Св. Духа.
В Апостольской истории действительно находим указания на празднование дня Пятидесятницы, собственно христианское, во времена Апостолов. Ап. Павел, положив намерение посетить Церковь Коринфскую, писал в послании к ней о сём намерении своём; но прибавлял, что он пробудет ещё в Ефесе до Пятидесятницы (1Кор.16:8), а выше, говоря об исправлении некоторых беспорядков в сей Церкви, сделал ясный намёк на празднование Пасхи, но не Иудейской, а христианской (1Кор.5:6–8). Если Пасха здесь разумеется христианская, и Пасха сия есть праздник; то, конечно, таков же и день Пятидесятницы. Для чего Апостолу, столько ревновавшему о свободе христиан от закона Иудейского, дожидаться в Ефесе праздника Иудейского? Вскоре после сего мы видим того же Апостола поспешающим на праздник Пятидесятницы в Иерусалим (Деян.20:16). Можно ли думать, что Апостол имел в виду при сём исполнить только требование закона Моисеева, который повелевал каждому Израильтянину являться в сей день к месту общественного Богослужения? Не справедливее ли допустить, что в том и другом случае разумеется день Пятидесятницы, который Апостол и в Ефесе и в Иерусалиме желал провести, как праздник христианский? Св. Епифаний и бл. Августин утверждают, что св. Ап. Павел и Евангелист Лука в указанных местах разумеют христианский, а не Иудейский праздник.
В постановлениях Апостольских есть прямая заповедь праздновать Пятидесятницу: «спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи); сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа». В другом месте Апостольских постановлений в числе дней, в которые рабы должны быть свободны от работ, после Пасхи и Вознесения упоминается и Пятидесятница: «в Пятидесятницу рабы должны быть свободны от работ ради пришествия Св. Духа, данного уверовавшим во Христа». Тертуллиан, употребляя слово Пятидесятница и в значении всего пятидесятидневного времени, в другом месте выражается так: «в день Господень мы считаем неприличным поститься, или преклонять колена: той же свободой пользуемся от дня Пасхи до Пятидесятницы (а die Paschae in Pentecostem usque)». Здесь под именем Пятидесятницы, очевидно, разумеется один определённый день, именно – сошествие Святого Духа, заключение всего пятидесятидневного времени, начинающегося Пасхой. Ориген, приводя возражения язычников против праздников христианских, упоминает вместе с Пасхой и о Пятидесятнице. Собор Эльвирский (около 306 г.) в отвращение беспорядков в Испанской Церкви, между прочим, постановил праздновать Пятидесятницу, на основании Писания, не в сороковой, а в пятидесятый день после Пасхи. В IV веке у Евсевия Кесарийского, у св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Епифания и Златоуста, также у бл. Августина и др. часто встречается упоминание о празднике сошествия Св. Духа под именем Пятидесятницы.
Есть предание, что на месте сошествия Св. Духа на Апостолов устроен был первый христианский храм, который в IV веке возобновлён был св. Еленой.
День Пресвятой Троицы
Основание праздников в 50-й день по Пасхе Пресв. Троице указано в Писании, и начало этого празднования относится к началу христианства. Сам Иисус Христос, предрекая Апостолам о радостнейшем событии новозаветной Пятидесятницы, исполнение его приписал Троице Единосущной и Нераздельной; о сошествии Св. Духа Господь сказал: егдаже приидет Утешитель, Его же Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне (Ин.15:26). Притом явление Св. Духа, сходящего от Бога Отца и посланного Богом Сыном, распространило в мире благодатное познание о таинстве Св. Троицы (Ин.16:8–15,14:26). Посему со времени сошествия Св. Духа на Апостолов постоянно воздаётся в Церкви Православной, в день Пятидесятницы, богопоклонение и прославление С. Троице. Ап. Пётр в проповеди слова Божия к многочисленному народу, в день Пятидесятницы, объясняя явление огненных языков Апостолам, между прочим говорил: Сего Иисуса воскреси Бог, ему же вси мы есмы свидетели. Десницею убо Божиею вознесеся, и обетование Святого Духа прием от Отца, излия сие, еже вы ныне видите и слышите (Деян.2:32–33). В самый же день Св. Троицы 3,000 из слушателей Ап. Петра приняли слово Божие и крестились во имя Отца и Сына и Св. Духа (Деян.2:41). Так и сотворение и искупление и освящение мира совершилось любовью Бога Отца, пославшего Спасителя на землю, благодатью Сына Божия, искупившего человеков, и наитием Св. Духа, освящающего верующих (Деян.2:17). Посему день Пятидесятницы есть торжество и в славу Бога Отца, от Которого Дух Святый исходит, и Бога Сына, Который послал Духа Св. от Отца, и в славу Духа Святого, видимо сшедшего на св. Апостолов и учеников Христовых.
День Пресвятого Духа
Понедельник Пятидесятницы называется Духов день. Название дня произошло от древних свят. отцов в их словах в день Пятидесятницы. У св. Григория Богослова он называется днём Духа, у бл. Августина – праздником пришествия Св. Духа. Духов день есть продолжение праздника Пятидесятницы и установлен для того, чтобы после поклонения Пресвятой Троице воздать особое поклонение Св. Духу, видимо сшедшему на св. Апостолов и Своим сошествием призвавшему верующих к прославлению и Пресвятой Троицы.
«Вожделенный день воссиял нам, братия, говорит бл. Августин, и святая Церковь блистает ныне во взорах и пламенеет в сердцах верующих. Мы празднуем тот день, в котором Господь Иисус Христос, прославленный по воскресении вознесением, послал Св. Духа. И бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну, и явишася им разделены язы́цы, яко огненни, седе же на едином коемждо их, и начата глаголати иными языки, яко же Дух даяше им провещавати (Деян.2:2–4). Ибо как после потопа гордое нечестие людей создало высокую башню против воли Господа, и род человеческий тогда разделён на разные языки, чтобы каждый народ, говоря своим языком, не был понимаем другими: так смиренное благочестие верных различие языков обратило к единству Церкви, да рассеянное раздором соберёт любовь, да расточенные члены рода человеческого, как члены одного тела, соединятся под единой главой Христом, и огнём любви сплавятся в единое святое тело. Итак, сего дара Святого Духа совсем чужды те, кои ненавидят благодати мира, не сохраняют общения единства. Пусть они даже собираются ныне торжественно, пусть слышат и чтения, повествующие, как Дух Святый обещан и послан; они слышат сие в осуждение себе, а не на пользу. Ибо что пользы им принимать то слухом, что отвергают они сердцем, и праздновать тот день, коего свет им ненавистен? Но вы, братия мои, члены Христова тела, отрасли единства, сыны мира, вы проводите день сей радостно, празднуйте благонадёжно. В вас исполняется то, что предъизображалось в те дни, когда пришёл Святый Дух. Как тогда каждый приявший Святого Духа говорил всеми языками, так и ныне единство во всех народах говорит всеми языками. Пребывая в сём единстве, вы имеете Святого Духа, ибо никаким расколом не отделяетесь от Церкви Христовой, говорящей всеми языками».
«Итак получили и мы Св. Духа, если любим Церковь, если связуемся любовью, если имеем имя кафолическое и веру. Верим, братия, что столько кто любит Церковь Христову, сколько имеет Св. Духа. Апостол предпочёл любовь языкам человеческим и ангельским, предпочёл чудесам веры, предпочёл знанию и пророчеству, предпочёл даже великому делу милосердия, – раздаянию всего имения бедным, наконец предпочёл её самому страданию тела (1Кор.13:1 и д). Имея любовь, будешь иметь всё. А что любовь принадлежит Св. Духу, внимай о том слову Апостола: любы Божия излияся в сердца наша Духом Святым, данным в нас (Рим.5:5). Почему же Сего Духа, Коим излита любовь Божия в сердца наши, Господь благоволил даровать по своём воскресении? Что сим означил? То, чтобы любовь наша пламенела в воскресении нашем, чтоб удаляла нас от любви мира, чтобы вся текла к Богу. Ибо здесь рождаемся и умираем, здешнего да не любим; любовью да преселяемся, и вселяемся горе, тою любовью, которую имеем к Богу. Господь не блага сего мира обещал нам, когда сказал: веруяй в Мя да приидет и да пиет, и реки от чрева его истекут воды живы. Обещал жизнь вечную, где нет места никакой болезни, никакому смущению, откуда не прейдём, где не умрём, где не оплакивают покойников и не ожидают наследников. Вот что обещал Он любящим; а потому и благоволил даровать Духа только по своём прославлении, да явит в своём теле жизнь, которой теперь не имеем, а ожидаем в воскресении».