Источник

24-е число

Преп. Симеона Столпника, Дивногорца

Разнообразны пути, на которых люди могут достичь спасения души своей, хотя на всяком пути для достижения этой цели требуется одно и то же: искренняя любовь к Богу, искреннее стремление послужить Ему – в какой бы форме оно ни проявлялось. А что Бог не отвергает никакого пути, избираемого человеком для выражения усердия послужить Ему по своему крайнему разумению, видно из того, что Бог чудно и неоднократно прославлял людей, подвизавшихся даже на странном, непостижимом вообще пути...

Одним из таких прославленных Богом угодников был воспоминаемый сегодня св. Симеон Дивногорец, подвизавшийся на столпе, на Дивной горе, названной так потому, что здесь Господь «удивил милость Свою в Симеоне» ...

Вникая в мысль подвига стояния на столпе, можно обратить внимание в особенности на два обстоятельства: во-первых, подобные подвиги происходили, с одной стороны, во времена живой, пламенной веры, не останавливающейся ни перед какими пределами, изобретающей всевозможные формы для излияния от своего избытка, – с другой стороны, во времена крайнего непросвещения умов, когда большинству людей недоступно было назидаться внутренним духовным подвигом, между тем как созерцание внешнего подвига необычайного, сверхъестественного терпения, воздержания и даже самобичевания действовало на них наглядным примером самоотвержения, наглядным образцом силы, проявляемой ради Бога и только при помощи свыше... И промыслом Божиим допускались такие проявления.

Во-вторых, можно заметить, что в более просвещённое время, наставшее для человечества, такие внешние подвиги утратили не только большую долю своего значения, но, может быть, и сама сила совершать их утратилась в отдельных личностях, и вообще с развитием людей прежняя суть добра и подвижничества если даже и не истощилась, то стала выражаться в иных формах, более сообразных разумению и потребностям данного времени; собственно же внешние поразительные подвиги, бывшие данью и выражением известного времени, заменились иным, более соответственным и назидательным подвижничеством. Тем не менее, прежние не теряют своего значения в том смысле, что напоминают и свидетельствуют об изумительной способности страдать, об изумительном усердии приносить в жертву своему высшему, духовному стремлению всё, что почитается удобством, радостью, приятным удовлетворением в земной жизни. Если не сама форма подвига, то сила и чувство, руководившие при совершении подобных внешних подвигов, вот что навсегда останется достойным подражания.

Симеон родился в Антиохии Сирийской, в 522 г. Мать его Марфа, благочестивая женщина, по смерти мужа своего, погибшего под развалинами своего дома во время землетрясения (между тем как Марфа и Симеон чудным образом спаслись от погибели), воспитывала сына своего в тёплой привязанности к Богу, которой проникнуто было её собственное сердце. И не бесплодно изливала она в душу своего сына преисполняющие её чувства: воспринятые младенцем, они сделали его сосудом избранным Божией благодати.

Когда Симеону было пять лет, мать поручила его святому старцу Иоанну Столпнику (пам. его 4-го июля), подвизавшемуся в пустыне. Подражая ему, Симеон, будучи семи лет, пожелал подобного же подвига и скоро превзошёл своего учителя истинно-ангельским терпением. Опытный старец Иоанн, опасаясь, чтобы нежный отрок не изнемог от непосильного подвига, уговаривал его не предаваться такому преждевременному труду, но Симеон, подкрепляемый Высшей силой продолжал своё молитвенное предстояние, пред Богом, жить для угождения Которому научила его мать его... Но не удовольствовался он этим стоянием. Прошло шесть лет и он «захотел более высоким столпом к небу приблизиться». Ему построили другой столп в 40 локтей вышиной. Проведя на нём 8 лет, Симеон, по откровению Божественному, удалился на Дивную гору402 в окрестностях Антиохии, и там основал обитель и столп на камне, на высоком холме. – Во время прежнего подвижничества Симеон так проводил время: с утра до девятого часа молился, потом упражнялся в чтении и писании до захождения солнца, после того опять молился и без сна стоял на молитве до самой зари. На рассвете же он «приказывал сну, как рабу своему, приступить к нему ненадолго, а подремав немного, просыпался и начинал свой день».

Великие откровения получал свыше юный подвижник, и исполнился премудростью, и дивился собиравшийся вокруг столпа его народ, слыша его поучения и видя творимые им чудеса... Тяготился славой своей и частыми посещениями народа отвлёкший душу свою от мира столпник; потому и пожелал переселиться в более уединённое место на Дивной горе; но и сюда люди приходили к нему и никому не отказывал он в помощи – добром слове, или исцелении, или предупреждении, предсказывая будущие события. Так, предсказал смерть Антиохийскому архиепископу и землетрясение, разрушившее почти Антиохию.

Св. Симеон принял по откровению свыше сан священства (33-х лет) от Дионисия, епископа Селевкийского, хотя прежде отказывался от него. «Восхваляя Божественного отрока», повели его святители в церковь, там посвятили в иерейский сан и с пением псалмов возвели снова на столп, на котором неизменно и немолчно совершал своё великое служение преп. Симеон до блаженной кончины своей – в полнейшем смирении на 76-м году своей жизни, – в 596 г. Описатель жизни его свидетельствует, что «и по кончине святого чудеса его продолжались потоком» ...

Во время детства Симеона, – говорит Евагрий, – был такой случай, что во время игр на горе, он, связав шею леопарда своим поясом, привёл к своему наставнику – Иоанну, называя леопарда кошкой... По этому случаю Иоанн, уразумев, каков этот отрок будет в добродетели, и не отказал ему поставить его на столп, сделавшийся в продолжение 70-ти лет прославленным достоянием дивного избранника Божия403...

† Св. Марфы Монемвассийской и трёх неизвестных подвижниц

Св. Марфа была игуменьей Монемвассийской обители св. Богородицы. Морея с VII века занята была Славянами и Монемвасия, которой святители известны с VIII века404, в VIIΙ веке полагалась в Славянской земле405. Блаженной Марфе, как и современным ей проповедникам веры, предстояло между прочим утверждать в вере и благочестии недавних язычников406. Жизнь христианская сама по себе свет; только в точном своём виде не легка она для нас немощных. Св. Василий Великий писал к современной ему, благородной инокине Феодоре: «Не лёгкий подвиг обещающемуся выполнить обещанное. Долг каждого избирать жизнь Евангельского закона. Но выполнять всё до малости и не пренебрегать ничем из написанного в Евангелии, как знаем, не многие успевают. Надобно обуздывать язык и очи, просвещённые Евангельским учением; надобно, чтобы и руки делали в угождение Богу, и ноги двигались и каждый член употреблялся так, как изначала назначил Творец нам. Надобно соблюдать скромность в одежде, осторожность в сношениях с мужчинами, умеренность в пище, не иметь лишнего из вещей нужных. Всё это кажется просто малостью, а требует великого подвига при выполнении, как дознаем на деле. Надобно хранить смирение, чтобы не помнить о знатности предков своих, не гордиться природными дарованиями тела или души, не превозноситься добрыми мнениями о нас других. Всего этого требует жизнь Евангельская; к тому же нужны: постоянство в воздержании, усердие к молитве, сострадание любви к другим, щедрость к нуждающимся, смирение в мыслях, сокрушение сердечное, целость в вере, равнодушие в скорбях; постоянное памятование о том страшном и неизбежном суде, к которому все близимся, и о котором однако не многие помнят, беззаботные о его решении»407. Блаженная Марфа крепко подвизалась сама на пути Евангельского закона, и усердно понуждала сестёр к подвигам благочестия408. Потом удостоилась страдальческой кончины с тремя сёстрами в конце царствования Константина Порфирогенета. Записка о ней, известная ныне только по отрывку, не объясняет, по какому случаю и от кого последовала эта смерть; но так как с одной стороны вместе с св. Марфой и тремя сёстрами пострадали «знаменитые благочестием мужи», как бывает в нападение неприятелей, с другой стороны единственные неприятели Греческой власти в Морее были тогда Славяне, частью ещё язычествовавшие: то более, чем вероятно, что св. Марфа с сёстрами пострадала от Славян-язычников.

Тот же блаженный Павел, епископ Монемвассийский, который писал о св. Марфе, оставил следующее известие о трёх современницах св. Марфы409.

«Был я, говорит он, послан на восток по царскому делу. На дороге встретился мне пустынный монастырь и мне захотелось побывать в нём. Игумен и черноризцы вышли ко мне на встречу и, поздоровавшись, сели мы на горе. Тут были плодовитые деревья. И вот птицы прилетая ломали ветки с плодами и быстро уносили. Я спросил игумена: «отчего это птицы не едят плодов, а уносят куда-то с ветками?» Он отвечал: «вот уже одиннадцатый год, как они тоже делают каждое лето». – «Тут в горах, сказал я по какому-то вдохновению, живут или мужи, или жёны и им-то носят они плоды». Когда говорил я это, прилетевший ворон сломил ветвь с плодом. Я сказал игумену: «пойдём за ним», и пошли. Ворон с плодом летел впереди нас и, долетев до утёса, положил ветку. Когда подходили мы к нему, он, взяв ветку, полетел в провалье и там оставив ветвь, воротился без всего. Придя к провалью, мы бросили вниз камень. И вот кто- то кричит: «если вы христиане, не убивайте нас». – «Кто вы таковы?» спросили мы. «Если хотите, был ответ, видеть нас, бросьте нам три одеяния, – мы – нагие жёны; идя по горе, увидите дорожку и по ней можете сойти к нам». Услышав это, три чернеца сняли с себя одеяния и, обвивши ими камень, пустили вниз. Найдя указанную узенькую дорожку, с трудом сошли мы по ней к святым. Три жены, увидев нас, поклонились нам до земли и, сотворив молитву, сели мы. Одна из них тоже села, а две стояли. Тогда игумен спросил севшую: откуда ты, госпожа-матерь, и как пришла сюда? Я из Константинограда, отвечала она, муж мой служил при императоре и скончался молодым; я осталась вдовой 20-ти лет и горько плакала как о вдовстве, так и о том, что не имела детей. Спустя несколько дней один вельможа присылает ко мне слуг, с тем, чтобы насильно доставить меня к нему. Слуги, ничего не слушая, хотели вести меня. Я помолилась Господу Иисусу, да избавит меня от того, который готов осквернить душу и тело моё. Потом сказала слугам: я рада идти к вашему господину, столько славному; но теперь я очень больна, непрестанно течёт кровь; потерпите, пока выздоровлю, и тогда с радостью пойду. Хорошо, сказали они, господин будет ждать до 40 дней. По удалении их, созвала я слуг моих и, дав им денег, отпустила их на волю, а при себе оставила только двух служанок, которых вы видите. Потом, пригласив одного родственника, человека христолюбивого, под клятвами завещала ему продать сёла мои и дом, и раздать деньги нищим. Так я осталась без забот житейских. Ночью, взяв моих служанок, а теперь моих сестер, вступила я с ними на корабль, и мы пришли на это место, где видите нас. Вот одиннадцатый год, как не видали мы ни одного человека, кроме вас. Одежды наши изветшали и распались. Игумен сказал: «откуда, госпожа, получаете вы пищу?» – «Благой и человеколюбивый Бог, отвечала она, прокормивший народ Свой в пустыне 40 лет, посылает пищу и нам недостойным рабыням Его. Каждое лето птицы приносят всякий овощь, даже до излишества. И нагота не тяготит нас, – ни зимой не боимся холоду, ни летом – зноя, прославляя Святую Троицу». Мы слушали это с изумлением. Игумен сказал: «если прикажешь, госпожа моя, пошлю брата в монастырь принести пищи и мы покушаем с вами». Она отвечала: прикажите прийти священнику, пусть наперёд помолится, и мы причастимся святых Таин, – с того времени, как удалились мы из города, не удостаивались мы принять святые Тайны. Игумен послал чернеца в монастырь позвать пресвитера и принесть пищу. Пресвитер, придя, совершил службу и Божии рабыни причастились святых Таин. Потом покушали они с нами. «Молю святыню твою», сказала святая, «пробыть здесь три дня». Игумен дал обещание. Блаженная, встав, усердно молилась и тихо преставилась ко Господу; совершив надгробное пение, похоронили мы её. На другой день также покойно скончалась другая, а на третий – третья. Похоронив их, возвратились мы, славя Христа Бога, творящего чудеса».

† Преп. Никиты столпника, Переяславского

Преобразования гражданского быта – счастье для людей, – если они выполняются с доброй совестью. Кн. Юрий Долгорукий, преобразовывая Суздальский край, велел перенести (1152 г.) Переяславль с Клещина озера на нынешнее место; земляное укрепление на берегу Трубежа надлежало сделать обширнее прежнего; даже каменный храм Спасителя, заложенный на старом городе, перенесли на новое место; здесь доканчивали его уже при сыне Юрия410. Понятно, что всё это не легко было жителям Переяславля. На покрытие издержек князя потребовался усиленный сбор податей. Новым несчастьем для жителей нового города был уроженец Переяславля Никита, заведовавший сбором податей411. Он был беспощаден к другим, не столько для князя, сколько для своей корысти: грабил бедных, теснил слабых и безнаказанно наживался на счёт других. Против взысканий правды он обезопасил себя связями с знатью. Вместе с тиунами и другими начальниками жил он весело, засыпая их подарками. Несчастные лили слёзы; а он был покоен и доволен. Так жил Никита без страха Божия и так прошло много лет жизни его. Бывает же, что человек всеми силами души живёт для греха, но не видит того: грех прикрывается в его взоре благовидными покровами то нужды житейской, то простительной слабости, то дозволенной рассеянности. Господь никогда не хочет, чтобы погиб кто-нибудь из грешников. Он употребляет разные раздражающие способы, чтобы пробудить заснувшую совесть грешника; употребляет ту или другую меру, смотря по свойствам и расположениям грешника. Для Никиты допущены были две меры и одна чудесная. Раз взошёл он в церковь и услышал проповедь пророка: «измыйтеся и чисти будете». Проповедь поразила Никиту: она так потрясла его душу, что целую ночь провёл он без сна, волнуемый мыслями о прошлой жизни своей. На утро пошёл он к друзьям своим и, желая развлечься, пригласил их к себе на весёлую беседу. Накупив нужное для стола, приказал жене приготовить обед. Та принялась за своё дело. Но когда стала варить, то сперва увидела кровь на верху воды, потом выплывала то рука, то голова. Она пришла в ужас и не знала, что делать? Сказала мужу и тот увидел то же самое. Совесть грешника пробудилась до самой глубины своей. Никита понял, что его промысл – то же, что грабёж и убийство людей. Горе мне, много согрешившему, сказал он с глубоким вздохом и, не сказав более ни слова, вышел из дома с мольбой к Господу: «настави мя, Господи, на путь Твой».

В глубокой скорби о грехах Никита явился в монастырь вм. Никиты, что от Переяславля в 3-х верстах, и, пав к ногам игумена, омывал пол слезами своими. – «Что за скорбь у тебя, сын мой? скажи мне», – спрашивал игумен. Никита рассказал все грехи свои и бывшее видение и умолял принять его в обитель. «Можешь ли ты вдруг подчиниться послушанию, столько лет прожив на своей воле?» сказал игумен Никите. «Готов выполнять всё, что повелишь, отче», отвечал Никита. «Пробудь же три дня при вратах монастырских и исповедуй грехи свои», сказал настоятель. В глубоком раскаянии сел Никита при вратах монастыря и всем входящим и исходящим исповедовал грехи своей жизни. Потом за обителью, сняв с себя одежду, сел ногой в тростниковое болото. Спустя три дня игумен послал посмотреть, что делает Никита? Брат, не найдя его у ворот, нашёл его лежащим в тростнике; пауки и мошки осыпали его, а иные ползали по земле и кровь текла из тела, изъязвлённого ими. Брат рассказал игумену о том, что видел. Игумен и братия пошли и нашли Никиту в положении изумительном. «Что это ты делаешь, сын мой?» сказал игумен. Он едва мог проговорить от изнеможения: «спаси, отче, погибающую душу». Игумен велел принести власяную одежду, облёк его; взяв за правую руку, ввёл в монастырь и учинил достойным обетований, принадлежащих ангельскому образу. Никита в тесной келье проводил ночи в молитве, в пении псалмов, в чтении жития святых. По благословению игумена, он возложил на себя тяжёлые вериги. По ночам выходя из обители, выкопал два колодца, – один близ монастыря св. муч. Бориса и Глеба, другой близ потока студёного412. Разгораясь в любви к св. жизни, построил он себе столп и прокопал небольшой проход под церковь, которым ходил на общественную молитву никем невидимый; мало и того – подвижник носил на голове каменную шапку413.

Близок Господь к призывающим Его искренно, кто бы то ни был. Душа блаж. Никиты день от дня очищалась молитвами и подвигами и благодать Божия до того проникла наконец в её сосуды, что обнаруживалась в чудесных явлениях. Юный князь Михаил, сын Всеволода, князя Черниговского, страдал тяжким недугом. Услышав, что в Переяславле есть святой старец Никита, ещё при жизни удостоенный дара исцелений, он с верой прибыл к нему; преподобный послал ему жезл свой и больной, опершись на него, стал здоров. Признательный князь мая 16-го 1186 г. велел поставить, в память милости Божией, каменный столп на том месте, где получил исцеление. И памятник стоит доселе414. Вскоре за тем пришло время переселение Никиты в жизнь другую и правда Божия приготовила ещё очищение для праведника. Преступно возлагавший руку свою на чужую собственность умерщвлён был руками жадными до корысти; родственники преподобного, приходившие для принятия благословения у преподобного, прельстясь блестевшими веригами, которые приняли они за серебряные, умертвили св. столпника. Совершив преступление ночью, убийцы унесли с собой вериги, но, увидав свою ошибку, бросили их в Волгу. Благочестивому старцу Ярославского монастыря св. Апостолов Петра и Павла415 чудесно было указано место, где брошены были вериги св. столпника, и они взяты были иноками Никитской обители. Древний повествователь о св. Никите говорит: «черпающие и вкушающие воду с верой из колодезей получают здравие, что бывает поныне». Мощи преп. Никиты обретены нетленными при митр. Фотии и при Никитском игумене Данииле и прославились множеством чудес. В грамоте 1521 года преп. Никита называется чудотворцем416. Ныне святые мощи его почивают под спудом в каменном храме вм. Никиты, где построен придел во имя столпника в 1564 году417.

«Преподобный отец Никита! ты подаёшь свет слепым, исцеление больным, здравие хромым, милостивым являешься для приходящих с верой в храм твой и просящим помощи твоей. Все верные находим в тебе заступника и предстателя и хвалим тебя честно».

«Ты, преподобный, присоединился к ликам постническим и украсился жизнью иноческой. И ныне веселишься на небе, там, где ликуют ангелы, осияваемый светом Божиим. Помилуй нас, ублажающих тебя на земле и почитающих успение твое, Никита»418.

Св. муч. Мелетия Стратилата и с ним 1218 воинов с жёнами и детьми, – и св. муч. Серапиона и дружины

Св. муч. Мелетия Стратилата и с ним 1218 воинов с жёнами и детьми, – и св. муч. Серапиона и дружины, скончавшихся от различных мук при Антонине императоре, во II веке.

* * *

402

Дивная гора находилась в треугольнике, образуемом городами Антиохией на Оронте, Селевкией, Пифрией и Росом (Арх. Серг. «Месяцесл. Востока»).

403

Этого Симеона не следует смешивать с Симеоном первым Столпником, память которого 1-го сентября.

404

Монемвассийский епископ подписался под определениями Никейского собора 787 г. Mansi conc. XII, 1109. XIII, 145. 392. Le-Quien ог. chr. II, 216.

405

Морея занята была Славянами со времени нмп. Маврикия (502–602 г.). Путешественник Виллибальд в 723 г. писал: «из Сицилии плывя, прошли за Адриатику к городу Моновасии в Славянскую землю». Tafel de Thessalonica р. 455. 456. Falmerayer Geschichte d. Morea I, 104.

406

Обращение Морейских майонитов Константин ясно относит ко времени имп. Василия (de admin. imperio р. 134). В то же время, т. е. когда Кириллом и Мефодием переведены были священны книги на Славянский язык, обратились к св. вере и Морейские Славяне. Falmerayer Gesch. d. Morea S. 230.

407

Epist. J73. Op. 4, 646–650.

408

In act. Sanct ad. 24 Maii p. 431. «Павла архиепископа Монемвассийского повествование о св. Марее игумении храма Пресвятой Богородицы, находящегося в Богоспасаемом городе Монемвасии ниже монастыря Одигитрия, и о других знаменитых по добродетели мужах и жёнах и о трёх особенно жёнах, которые все преданы смерти при Константине, сыне Льва и Зои и зяте Романа старшего». В месяцеслове Вершинского нет этой святой.

409

Пролог под 10 декабря: «в той же (10) д. память святых триех жен, обретенных на горе, о нихже сказа Павел епископ Моновасийский. Павел, сын Леонов, сказа о святых сих» и проч. Сказатель называется по имени и по отцу. Это – не по-гречески, а по-славянски. Не дивно, что Морейский Славянин был в службе императора, как и то, что после был он епископом на родине, в Моновасии. Не дивно и то, что знал он по-гречески так же, как по-славянски. То же известие в Четь-Минее, только один рассказ начат так: «бувшу ми мирянниу послан бых».

410

Летоп. у Карамз. 2, пр. 376. «Того же (1125) лета Юрий Владимирович в Суздальстей стране в Переяславль преведе от Клещина и заложение церкви и заложи (церковь) во имя всемилостивого Спаса». Никон. л. 2, 136. «Град Переяславль от Клещина перснесе и созда больши стараго». В собр. л. 1, 149. Кн. Андрей Боголюбский «церковь сконча, юже бе заложил прежде отец его св. Спаса каменну», по Троицк. еп. «в Переяславли новем». Городище в 5 вер. от Переяславля к северу, на берегу Плещеева озера, – памятник Клещина или старого Переяславля. Внутри городка найдены основания церкви и кладбище. Жури. Мин. Просв. 1857 г. март.

411

Ркп. житие пр. Никиты, по языку XIII в., в минее м. Макария, в Синод. ркп. 1459 г. № 637. XV в. р. № 556, XVI в. № 491. 560. 90. 948.

412

О Борисоглебском Переяславльском монастыре летопись упоминает под 1155 г. Он находился на берегу Переяславльского озера, невдали от Ник. монастыря и назывался Борисоглебским на горе. Свед. о мон. 48. Без сомнения его-то остатки недавно открыты на Александровской горе, лежащей в 300 саженях от Городища, – где был древний Переяславль. Найдены основания церкви и келий; плита с именем инока Максима 1512 г. Ж. Μ. Просв. 1857 г. март.

413

Каменная шапка до 1735 г. оставалась в обители и её вместе с веригами носили на себе Богомольцы, обходя вокруг столпа преподобного. Владимир. сборник 25.

414

Степ. кн. 1, 315. 316. Житие.

415

Петропавловский Ярославский монастырь стоял на том месте, где ныне Петровская церковь на берегу р. Волги. Опис. муз. 224. В 1214 г. Петровский игумен посвящён в епископа Ростову, пробыв игуменом 13 л. и 5 мес. (Карамз. 3, пр. 171. 208).

416

Грамотой 1521 г. «в Переяславль к Никите чудотворцу дано сельцо Микитино на Угличе». Грамота дана Угличским князем Дмитрием Ивановичем. Русск. вивл. 5, 104–126. Собр. грам. 1, № 147. Север. арх. 1823 г. ч. 6. 407. Никита Переяславский в числе святых чудотворцев по грамоте 1563 г. Ист. ак. 1, 320. Служба пр. Никите у Царского № 563 и в минее на май. Μ. 1646 г. Она написана после того, как Грозный царь и п. Настасья посещали обитель пр. Никиты.

417

Ист. иер. 6, 1027–1029. Степ. кн. 2, 269. 270. Надпись на храме во Владим. сборнике стр. 94. 95. Здесь же надпись на покрове: «царь – пожаловал в дом чудотворца Никиты, а на нём вышит образ преподобного и великого чудотворца Никиты самые благов. в. кн. Анастасии Романовны, её руками и благолепными труды».

418

Стихиры в минее на май. Μ. 1646 г.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Май. - 1900. - 438, IV с., [1] л. портр.: ил.

Комментарии для сайта Cackle