Источник

23-е число

Святого Михаила исповедника, митрополита Синадского

Св. Михаил, после иночества в одном из монастырей близ Константинополя, посвящённый в митрополита Синадского, во Фригии, был одним из отцов Седьмого Вселенского собора, пользовался доверием императора Никифора, который в 805 году посылал его к халифу Гаруну для заключения мира, и в 811 году послан был к папе Льву с известием о воцарении Михаила. Но император Лев Армянин за несогласие с его нечестивым собором, постановившим уничтожить иконы, в 815 году сослал Михаила в крепость Евдокиаду, во Фракии, где он и умер в 818 году.

† Святого Леонтия, епископа Ростовского

Св. Леонтий – один из самых великих святителей земли Русской363. Он велик по действиям земной жизни, как равноапостольный просветитель Ростовского края. Он велик на небе, как сильный молитвенник за землю Русскую.

По словам блаж. Симона, св. Леонтий был постриженником Печерского монастыря; в пещеру св. Антония пришёл он, конечно, не прежде 1032 г., так как Феодосий нашёл тогда у Антония только Никона. В епископа Ростову посвящён он прежде, чем Иларион, второй святитель из пещерян, поставлен был, в 1051 г., в митрополита364. В Ростове святитель встретил язычников упорных, суровых и диких. Предшественники его, Феодор и Иларион, первые Ростовские епископы, принуждены были бежать из Ростова от ярости язычников365. – Ростов до 1054 г. был в ведении великого князя Ярослава, жившего в Киеве; а по завещанию Ярослава, Ярославль, Белоозеро и всё Заволожье достались сыну его Всеволоду, который постоянно жил в южном Переяславле366. Таким образом св. Леонтий должен был бороться с язычеством в Ростове без близкой помощи князя367, а закоренелые язычники не хотели слушать его. Увещания и мольбы любви христианской пожалеть себя самих, не губить себя мраком и грехами, не склоняли заблудших к добру. Мало того, они осыпали святителя бранью, подвергли его побоям и выгнали из города. Но он решился не оставлять вверенного ему стада. Поселясь за городом близ ручья Брутовщицы, построил здесь небольшой деревянный храм архистратига Михаила368. Видя невозможность действовать с успехом прямо на застарелое поколение, окрепшее в язычестве, он обратился к поколению юному, ещё не испорченному: стал приглашать к себе детей, кормил их и ласкал; обласканные дети ходили к нему, а он учил их началам св. веры и потом крестил; за детьми вслед принимали слово веры и некоторые из возрастных. Зато старые закоренелые язычники сильно раздражались успехами св. веры. Святитель, «укрепясь силой крестной, постом и бдением», не смотрел на волнения слепцов и возвратился в соборный свой храм. Здесь он продолжал ласками приманивать к себе детей и учить их св. вере, – а в храме проповедовал о пустоте и нечестии идолослужения. Закоренелые язычники взволновались: огромной толпой, одни с дубинками, другие с оружием в руках, отправились они к собору, чтобы убить или выгнать Леонтия. Причт соборный испугался. Святитель был покоен и укреплял бывших с ним пресвитеров и диаконов. «Не бойтесь, дети, говорил он им. Без Божией воли ничего они не сделают нам». Он облёкся в священные ризы и повелел священникам и диаконам также облечься в ризы. Святитель, облачённый в святительские одежды, вышел к язычникам спокойный и твёрдый. Это спокойствие неземное, эта твёрдость небесная, являющаяся в виду смерти, поразили язычников; «увидев лицо его, подобное лицу ангела, они пали, одни – полумёртвые, другие слепые. Святой же молитвой восставил их и сотворил здоровыми». Он преподал им наставление в св. вере, полное духа и силы, и язычники приняли крещение369. С того времени учение небесное находило себе свободный доступ в народе Ростовском. Древняя летопись говорит: «св. Леонтий, священный епископ, просвети св. крещением град Ростов»370. «Тогда начал отходить от нас мрак идольский и воссиял свет благоверия», говорит древнее Ростовское слово в память Леонтия371. Новый летописец пишет: «древле чудотворец Леонтий Ростовский приводяше заблудящую Чудь в православную веру»372. Эти известия вместе с тем, как показывают нам бесплодную деятельность равноапостольного Леонтия в Ростове, дают видеть и то, что святителю Божию, при всей его ревности, не привелось довести до св. веры всю «заблудящую Чудь». И действительно, по житию св. Аврамия, «в Чудском конце Ростова» ещё стоял Велес, после св. Леонтия. Мало того, святитель рукоположил многих священников и диаконов; но Апостольский подвиг его окончился мученической смертью. Блаженный Симон, сказав, что из Печерского монастыря многие поставлены были в епископы, пишет: «первым был Ростовский епископ Леонтий священномученик, которого прославил Бог нетлением; это был первый (из пещерян) престольник; неверные мучили и убили его и он стал третьим (небесным) гражданином из Русской земли, получив вместе с двумя Варягами венец от Христа, за Которого пострадал»373. Когда это было? Известия молчат о годе кончины святого; но, по всей вероятности, это было в 1073 г., когда видим по летописи страшные злодейства проповедников Чудского язычества в пределах Ростовской епархии374.

Мощи св. Леонтия открыты 23 мая 1164 г. Когда копали рвы для нового соборного храма, говорит древнее известие, «нашли гроб, покрытый двумя досками; в недоумении открыли гроб и увидели лицо (Леонтия) светящееся славой; ризы на нём как вчера надетые; столько лет минуло и не изменялось священное тело его»375. В руке держал он свиток, на котором написаны были пресвитеры и диаконы, поставленные его рукой376. Ныне св. мощи почивают в приделе собора, куда перенесены они из церкви св. Иоанна в 1230 г. февр. 25 д.377.

В праздник святителя пономарь, отворив двери храма к утрени, увидел свечи зажжённые и святителя восставшего из гроба и молящегося с воздетыми к нему руками. Затем случилось, что небрежный клирик погасил негасимую свечу у гроба святителя, но зато наказан был расслаблением тела, глухотой и немотой, а покаявшись исцелился у раки святителя378. Ростовский князь Иван Александрович († 1400 г.) три раза исцелялся по молитве св. Леонтия, два раза в детстве, от глазной болезни, а в третий раз, уже женатый, от горячки. После пожара 1408 г. по освящении соборного храма «в один месяц совершилось до 40 чудесных исцелений – слепых, хромых, сухоруких, больных расслабленных». В летописи записали: в 1418 г., «молитвами святого чудотворца Леонтия» поставлен был новый епископ Ростову; равно в окружной грамоте свят. Ионы 1448 г. Леонтий «святый чудотворец»379. При великом князе Иоанне и при архиепископе Трифоне (1462–1467 г.) свирепствовала «короста», от которой многие и умирали; у раки св. Леонтия многие из этих больных получили исцеление. При том же архиепископе Захария, слуга князя, спорил с кафедрой об участке земли. «Обычай издавна бе и у прежних епископов, яко егда с кем спорное слово о земли, то священника с Леонтиевым крестом на размежевание посылают». Так поступили и теперь. Захария нашёл свидетелей лжи и с их помощью завладел участком. Но лишь только засеял он похищенный участок, как начал кричать, что та земля стоит над ним облаком и засыпает ему глаза; слепого в раскаянии привели к раке чудотворца и, когда архиепископ отслужил молебен св. Леонтию, Захария стал здоров380. – В 1521 г., во время неожиданного нашествия Махмет-Гирея, святитель Леонтий вместе с Московскими святителями являлся ходатаем перед Богом за Москву381.

«Общник Апостолов, верный молитвенник перед Богом, святитель Леонтий! добродетелями достиг ты небесного, при сильной любви к Любящему тебя; неверных людей освятил ты верою. – Потому, ликуя с ангелами, стоишь пред престолом Царя всех, Христа Бога. Молися Ему, да спасет души наша»382.

† Преставление пр. Евфросинии, княжны Полоцкой

Препод. Евфросиния, по народному наименованию Предслава, была внучка владетельного князя Полоцкого Всеслава Брячиславича († 1101)383; отец её Святослав – Георгий был меньший из семи сыновей князя Всеслава. Родители воспитали Предславу в страхе Божьем и она оказывала такую любовь к учению, что изумляла тем родителей. Красота её стала привлекать князей, которые, лишь только достигла она 12 лет, искали руки её. Родители хотели обручить её с одним из прекрасных молодых князей; но сердце чистой девы было занято любовью к Небесному Жениху и она тайно удалилась в женскую иноческую обитель, где начальствовала тётка её, супруга князя Романа Всеславича384. Здесь, по неотступной просьбе, облечена она в иноческий образ под именем Евфросинии. Родители, узнав о том, горько плакали о ней, как бы о умершей, но предоставили её воле Господа. В первые годы вела она обыкновенную иноческую жизнь. Потом испросила у епископа Исаии дозволение жить в затворе, при соборном храме. Здесь, после молитв, занималась она списыванием книг и плату, какую получала за то, раздавала нищим. Потом, по особенному видению, бывшему ей и епископу, решилась она основать свой монастырь. Епископ, призвав дядю князя Бориса, бывшего владетельным (1119–1128)385, и отца его Георгия, объявил им: «вот я, при вашем правлении, даю Евфросинии место св. Спаса на сельце с тем, чтобы здесь был монастырь девичий; пусть никто и после меня не изменяет сего моего даяния». Так на загородном месте, принадлежавшем архиерейской кафедре, где по гребались Полоцкие архипастыри, основалась женская обитель св. Спаса. К благочестивой Евфросинии скоро собрались сёстры.

В 1130 году дом Полоцких князей подвергся тяжким скорбям, что не могло не печалить и Евфросинию. За то, что Кривские князья ослушались великого князя во время самое важное для всей России, не поспешили на помощь ему в войне с заклятыми врагами России Половцами, великий князь Мстислав захватил и выслал в Царьград князей Давида, Ростислава, Святослава – отца Евфросинии, и двух сыновей дяди её Рогвольда, с их семьями386. Младшая сестра Евфросинии Градислава принята ей в обитель и наречена Евдокией; дочь скончавшегося князя Бориса принесла к преподобной все дорогие вещи, приготовленные к браку, и навсегда отреклась от мира с именем Евпраксии. Так как сестра князей Всеславичей была в супружестве за сыном императора Алексея Комнина, то изгнанные из отечества князья приняты были в Царьграде не без ласки; император назначил им жалованье и они, вступив в службу, храбро воевали с Арабами387. Тем не менее князьям дорога была родина и по смерти Мстислава двое из них воротились в Полоцк в 1140 году, а другие ещё прежде того. По житию св. Евфросинии видно, что отец её и дядя Давид также возвратились на родину. – Нельзя не признать участия бл. Евфросинии в прекрасном поступке племянника её князя Василька, возвращённого в Полоцк (1132 года) любовью Полочан. Князь Всеволод, сын великого князя Мстислава, на пути в Псков, шёл мимо Полоцка. Василько легко мог отмстить теперь Всеволоду за бедствия, которые претерпели князья Полоцкие по распоряжению отца его Мстислава. Но Василько выехал на встречу Всеволоду, принял его в доме с любовью, проводил с почестью и князья дали клятву не помнить о том, что было прежде388. Во всяком случае этот поступок племянника был приятнейшим утешением для пр. Евфросинии.

Преподобная княжна, ревнуя о благолепии дома Божия, решилась, вместо ветхого деревянного храма, построить каменный храм Спасителю в своей обители. Храм, построенный при её молитвах, доселе цел. Он носит имя «Спас Юрьевича»389 и своим именем показывает, что в построении его участвовал пожертвованиями и отец преподобный князь Юрий. Построение его происходило около 1160 г. Для нового храма своего преподобная приготовила драгоценный напрестольный крест, сохранившийся до нашего времени. Надпись на нём говорит: «честьное древо безценно есть; а кованье его, злато и сребро и каменье жемчуг, в 100 гривень, а др... 40 гривень». По этой надписи оклад креста стоит 140 гривен серебра и так как гривна равнялась фунту сер. или 10 руб. нашим, то ценность оклада восходила до 1400 руб. сер., что в то время составляло сумму весьма значительную. В храме преп. Евфросинии, по сторонам хоров, целы ещё две тесные кельи, – в одной из них жила преподобная. Отсюда слушала она богослужение храма; а сквозь небольшое окно, пробитое в стене, открывались её взору обширные поля и вид города с его храмами.

Горя любовью к Спасителю и Богоматери, преподобная воспользовалась родственною связью с домом императоров Комнинов, чтобы выпросить одну из трёх икон, писанных, по преданию, Еванг. Лукой, – ту, которая тогда находилась в Ефесе. По её усердной просьбе имп. Мавуил и патр. Лука Хрисоверг прислали ей Ефесскую икону и она, украсив её ризой, поставила в своей Спасской церкви. Эта драгоценность доселе не утратилась: она стоит в Торопецком соборном храме, где поставила её в 1230 г. дочь Полоцкого князя Брячислава при вступлении в брак с благоверным Александром Невским.

Не вдали от своей обители преподобная княжна построила каменный храм Богоматери и при нём общежитие иноков390.

Преп. игуменья, заботливая о славе имени Божия, усердно заботилась и о спасении сестёр своих о Господе. Древний жизнеописатель передаёт трогательную беседу, которой она возбуждала их к подвижничеству. «Я собрала вас о Господе, говорила преподобная, как кокош391 собирает птенцов; собирала словесных овец на духовную пажить. Паситесь же на заповедях Господних; возрастайте в добродетелях от силы в силу, чтобы я с радостью заботилась о вашем спасении и видела с утешением духовные плоды трудов. Стараюсь я сеять в вас слова Божии; но сердечные нивы ваши не остаются ли в прежнем виде? они не зреют; а время жатвы близится и лопата готова, чтобы отделить плевелы от пшеницы. Страшусь, не нашлись бы между вами плевелы и не преданы бы были огню негасимому. – Старайтесь, молю вас, старайтесь сохранить себя от грехов и спастись от геенны. – Творите из себя чистую пшеницу Христову, измелитесь в жерновах смирения, трудами постническими, чистотой, любовью, молитвами, чтобы быть хлебом сладким для Бога».

Устроив обитель свою, дав ей правила, преп. Евфросиния уже в преклонных летах решилась выполнить давнее желание своё – посетить святые места Палестины. Горько было любимому и любившему её князю Вячеславу расставаться с ней. Преподобная в утешение ему говорила: буду молиться за себя и за вас в святых местах. Взор её открыл, что две юные дочери Вячеслава – Кириния и Ольга посвятят себя на служение Богу, и они потом пострижены были Полоцким епископом Дионисием († 1181 г.). Вверив обитель сестре своей Градиславе – Евдокии, преподобная отправилась на восток в сопровождении кн. Давида, уже знакомого с востоком; с ней отправилась и родственница Звенислава – Евпраксия. На пути своём она встретилась с императором Мануилом, шедшим против Венгров; потом в Константинополе была обласкана патр. Лукой. Она посетила св. Софию, поклонилась святыням и в других местах столицы восточной и продолжала путь в Иерусалим. Здесь, остановясь в Русском монастыре Пресв. Богородицы, святая княжна несколько раз ходила на поклонение живоносному гробу Господню и поставила над ним лампаду. Потом обошла разные места, ознаменованные жизнью Спасителя, и в Русском монастыре занемогла. После 24 дней болезни предала дух свой Господу, 23-го мая 1173 г.

Тело почившей преподобной, по её завещанию, погребено было в обители преп. Феодосия, в паперти храма, там, где покоились матери преп. Саввы и Феодосия. Впоследствии и вероятно тогда, как Саладин (в 1187 г.) готовился снова взять Иерусалим, св. мощи её перенесены были в Киевские пещеры, где они нетленно почивают поныне392.

«Евфросинию, радование Полоцкое и девам сияние, Христе мой, Тебе привожду молитвенницу, ея же ради спаси мя»393.

† Преставление преп. Паисия Галичского

Обитель, где более 70 лет подвизался преп. Паисий394, первоначально называлась Николаевской, занимая берег Галичского озера, вблизи гор. Галича. При Димитрии Донском набожный боярин Иоанн Овин, при восстановлении упавшей обители, получил от неизвестного лица икону Божией Матери, поставил её в храме обители и в честь её назвал обитель Успенской. В 1433 г. великий князь Василий Тёмный, в войне с дядей князем Юрием, нарушившим недавний договор, овладел Галичем и перенёс чудотворную икону со всеми драгоценными украшениями её в Москву. Но это торжество Василия было непрочное и кратковременное. Князь Юрий, собравшись с силами, разбил Василия на голову, осадил затем Москву и взял св. икон395. Чудотворная икона возвратилась в Галичскую обитель и это событие празднуемо было всеми Галичанами. Игуменом обители был тогда преп. Паисий, подвизавшийся в ней с 1385 г. Князь Юрий перед своей кончиной (1434 г.) передал Галич третьему сыну своему Димитрию Красному396. Это был лучший из сыновей кн. Юрия. Он глубоко благоговел к святой иконе. Когда внук боярина Овина, бездетный Димитрий, впал в предсмертную болезнь, его посетили преп. Паисий, духовник его, и кн. Димитрий; преп. Паисий убеждал духовного сына достойно приготовиться к переходу в вечность и озаботиться на счёт вверенной дедом обители. Больной в присутствии князя передал обитель с святой иконой и всю свою отчину духовному отцу преп. Паисию, с тем непременным условием, дабы в обители устроено было полное общежитие. Преп. Паисий в точности исполнил волю благочестивого боярина, завёл в обители общежитие. Набожный князь Димитрий Красный во многом облегчал заботы преп. игумена о обители. Благоговея перед чудотворной иконой, он приказал написать список с неё и обложил новую икону драгоценным окладом. Готовясь к смерти, он просил преп. Паисия перенести тело его в Москву и доставить великому князю списанную им Овиновскую икону. Смерть сего князя была изумительна по своей особенности. За несколько дней до кончины он лишился слуха, вкуса и сна. Хотел причаститься св. Таин и долго не мог, – кровь лила у него из носу. Ему заткнули ноздри, чтобы дать причастие. Когда приобщился он св. Таин, то совсем успокоился и даже покушал ухи. Потом заснул. Но в поздний вечер увидели, что он умирает; прочитали отходную и все думали, что князь скончался; его одели, как мёртвого. – В полночь мнимый мертвец скинул с себя покров и, не открывая глаз, начал петь церковные песни. Перед утреней духовник Осия принёс св. Дары. Князь, взглянув, сказал: «радуйся, утроба Божественного воплощения», и причастился. Целые три дня князь пел и говорил о душеспасительных предметах, узнавал людей, но не слышал ничего. Наконец 22-го сентября 1440 года он умер. Тело его перенесли в Москву397. Когда преп. Паисий по завещанию кн. Димитрия явился в Москву с иконой Богоматери, его приняли здесь с торжеством: первосвятитель Иона, великий князь, бояре, народ благоговейно встретили святую икону. Великий князь просил благословения у преп. Паисия; но преп. игумен, покланясь великому князю, сказал: «не смею благословлять при великом святителе, сам имея нужду в его благословении». Великий князь тронут был рассудительным смирением игумена и сказал ему: «ты – истинно раб Божий и Богоматери». Икона внесена была в соборный храм. Святитель Иона почтил Паисия саном архимандрита. Великий князь вручил ему грамоту к своим наместникам, с предписанием оберегать обитель его от нападений неприятельских и от всяких неприятностей. Великий князь, помня, как строго наказан он был за дерзкое распоряжение своё с Овиновской св. иконой, положил почтительно возвратить в Галич св. икону, принесённую Паисием. Для сопровождения её до Галича отправились из Москвы два архимандрита398. – По памятникам Галичская Успенская обитель называется Паисиевым монастырём399. Это показывает, что преп. Паисий много потрудился как для хозяйственного её благоустройства, так и для основания в ней правил монашеской жизни. Преп. Паисий, достигнув глубокой старости, готовился к переходу в вечность молитвой. Причастившись св. Таин, он мирно преставился мая 23-го 1460 г. Мощи его почивают под спудом в соборном Успенском храме, где находится и чудотворная Овиновская икона Божией Матери400.

Преп. Додо, подвизавшегося в Иверии

Преп. Додо, подвизавшегося в Иверии, в Гареджийской пустыни под руководством св. Давида, и основателя обители (ныне находящейся в развалинах). При жизни удостоился дара чудотворений и скончался в преклонной старости в 623 г. – (О нём см. подр. в «жизнеоп. свв. Груз.» Сабинина и Всемирный календарь на 1874 г.).

Св. муч. Михаила черноризца, инока из обители св. Саввы, ученика и сродника св. Феодора, еп. Едесского

Св. муч. Михаила черноризца, инока из обители св. Саввы, ученика и сродника св. Феодора, еп. Едесского (9 июля).

Оклеветанный, подобно целомудренному Иосифу, женой Персидского царя Ардамелеха и воспротивившийся настояниям царя, чтобы он принял магометанство, был осуждён царём на отсекновение головы мечом (в IX стол.). Мощи его видел в теле «аки живого» игумен Даниил в начале XII века, в лавре св. Саввы401.

* * *

363

Житие св. Леонтия в кратком и распространённом виде издано в Правосл. Собеседнике, февр. 1858 г. Краткое житие писано по открытии мощей, около 1165 г.; оно называет кн. Андрея Боголюбского нашим князем, повелевающим в Ростове. – Пространное принадлежит 16 веку. Впрочем, по спискам видно, что краткое житие дополняемо было и прежде 16 века. В Сннод. р. б. 1459 г. № 637. XV в. № 550. XVI в. № 90. 948.

364

По ркп. житию, св. Леонтий (преосв. Макария ист. I, 201. II, 273), поставлен в епископа в 992 г. – Это очевидная неправда. В кратком житии не определён год посвящения; но и это житие, как приметно, относит пребывание Леонтия в Ростове к первым временам христианства. Приняв же неосторожно одну ложную мысль, будто Леонтий рукоположен во Владимире, допустили и другую такую же, что он «родился и воспитался в Царьграде», именно потому, что епископы времени Владимирова были Греки. Дополнявший житие св. Леонтия в 16 в. прибавил к тому ещё сказку, что Леонтий посвящён п. Фотием (Преосв. Макария Ист. II, пр. 59). Св. Симон: «от того Печерскаго монастыря Пречистыя Богородицы мнози епископы поставлены быша и яко светила светлая осветиша всю Русскую землю святым крещением: первый Леонтий епископ Ростовский священномученик, его же Бог прослави нетлением и се бысть правыя престольник, его же невернии, много мучивше, убиша. И се третий гражданин бысть Русского мира, со онема Варягома венчался от Христа, Его же ради пострада». Памятники XII в. стр. 256.

365

См. о св. Феодоре июня 8. Краткое житие св. Леонтия: «зде бо Апостоли не были». В Синодальном цветнике XVI в. (№ 687): «не бывшу никоему же Апостолу в Русской земли, но по истине Русскому языку милость Божия открыся».

366

Собр. л. III. Карамз. 2. пр. 50.

367

Только на короткое время был здесь Мономах в 1068 г. В завещании своём пишет он: «первый поход мой был в Ростов, по стране Вятячей; послал меня отец, когда сам пошёл в Курск. Затем ещё ходил я к Смоленску со Ставком Скордятичем»... Зачем был? По всей вероятности, для сбора дани. «И вручил я отцу три ста гривен золота», говорит он в описании путешествий своих.

368

Ркп. житие по второй редакции. – В кратком житии не сказано о том ни слова. Но и по летописи, на месте деревянного храма кн. Константин построил каменный храм Архангела, освящённый 25 ноябр. 1205 г.

369

Житие св. Леонтия по обеим редакциям.

370

Собр. л. I, 195.

371

Слово на память св. Леонтия в правосл. собесед. 1858 г. I, 425. Издатель уверен, что оно писано около 1164 г. Но более вероятно, что сочинено оно около 1231 г. См. опис. муз. Румянц. № 156.

372

Никон. л. VIII, 245.

373

Послание Симона по списку Акакия. См. пр. 361. По житию: «с миром отъиде к Богу». Слова верные, если означают только счастливое переселение к Богу. Иначе: а) то же краткое житие говорит: «непостыдно предался за веру». б) Только не полная ясность слов слишком краткого жития и заставляла вводить разные перемены в известие св. Симона о св. Леонтии. Один заменял слово: «священномученик» словами: «великий святитель», другой написал: «много мучивше» и опустил «убиша», оставив речь не конченной (христ. чтен. 1853 г. I, 283. Пр. Макария ист. I, пр. 59). Но слова Симона, как их ни извращали, все остаются с мыслью о мученической кончине св. Леонтия за веру. Иначе с чего бы ставить Леонтия на ряду с мучениками Варягами?

374

См. о св. Исаие мая 15. Только в одном позднем списке святцев сказано: «преставися в л. 6581» – 1073 г.

375

Краткое житие. Никон. л. собр. л. IX. 230. 231.

376

Преосв. Макария ист. 3, 277.

377

Собр. л. I, 220. V. VII. 137. Муз. Румянц. № 156. В уставе 1428 г. видим: «мая 23 обретение честного телеси св. отца нашего Леонтия епископа Ростовского, чудотворца». Здесь же тропарь ему. Myз. Румянцева 712. В Ладожском трефологе XI в. (Извест. акад. I, 187) служба св. Леонтию.

378

Ник. л. собр. л. IX. 231. Краткое житие· Опис. муз. стр. 675.

379

Ист. акт. I, 87. Собр. л. VI, 141.

380

Ркп. минея Моск. дух. акад. № 73. Сказание о Захарии напеч. в чтен. Μ. общ. ист. Μ. 1848 г. № 2, стр. 61. 62. Оно же и два другие и Буслаева в христом. 735–741. В соборной грамоте 1488 г. архипастыри призывают помощь «великого святителя и чудотворца Леонтия». Ист. акт. I, 138. В 1519 г. «священа бысть церковь Леонтий чудотворец за Неглимной». Собр. л. VI, 263.

381

Степ. кн. 2, 197. 200.

382

Тропарь в минее. Μ. 1646 г.

383

«Житие и хожение пр. Евфросинии» дошло до нас в ркп. XIV в. (обзор дух. литературы. § 40). Оно же в ч. минее св. Димитрия и в минее Макария под 23 мая.

384

Роман Всеславич умер в 1114 г., а брат его Глеб – в 1119 г. См. Строева родосл. кн. Полоцких.

385

Собр. л. 3. 5.

386

Собр. л. I, 131, 2. 12. 15. 16.

387

Татищева ист. 1129 г.

388

Собр. л. 2. 15. Сыновья кн. Рогвольда Василий и Иоанн (Львов. л. I, 23). По Воскр. лет. 2, 239: «Вильняне взяша себе из Царя града князя Полоцкого Ростислава, Иоанна Рогвольдовича детей». – Князь Василько Рогвольдович в 1132 г. вызван был в Полоцк, на место Изяслава Мстяславича. В Полоцке с 1152 г. княжил Ростислав, сын Глеба Всеславича Минского: с 1158 г. был здесь кн. Рогвольд, сын Бориса Всеславича, а в 1161 г. Всеслав, сын Василька Рогвольдовича, скончавшийся в 1171 г. (Карамз. 2, пр. 269).

389

Ж. м. внутр. дел 1833 г. стр. 10–12.

390

По местной памяти храм и обитель находилась там, где ныне Латинское кладбище с костёлом Ксаверия, на полдороге из Спасской обители в город. При копании могил на кладбище находят остатки каменного здания, цемент и кладка которого одинаковы с кладкой Спасского храма. – Местом завладели паписты с 1681 г., когда Баторий передал все православные Полоцкие обители, в том числе и Спасскую, в руки иезуитов.

391

Кокош – курица, наседка с цыплятами. – Редакция Азбуки веры.

392

Святыни Киева стр. 63. Ркп. служба пр. княжне Евфросинии у Царского № 563.

393

Мелетия Сирнга канон Печерским угодникам, пес. 8, троп. 3.

394

Ркп. житие пр. Паисия мало говорит о нём и не мало заключает в себе ошибок. Ж. м. внутр. дел 7, 22, стр. 5. 6.

395

Карамз. 5, 153, 154.

396

Собр. гос. гр. 105. Карамз. 5, пр. 276.

397

Царств. летоп. 229–233.

398

Слава Богоматери 3, 38–40. Μ. 1853 г. Собр. л. 5, 271.

399

Паисиев Галичский монастырь в разрядах II, 534.

400

Ист. иер. 5, 450. Сведен. о монаст. стр. 157. Μ. 1852 г. В 1862 г. на землях Успенского монастыря жили поселяне в 608 дворах.

401

«Полный месяцесл. Востока» архим. Сергия, т. II, ч. 2, стр. 145.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Май. - 1900. - 438, IV с., [1] л. портр.: ил.

Комментарии для сайта Cackle