Источник

1-е число

† Память св. пророка Иеремии

Иеремия был один из тех святых мужей, которых воздвигал Господь от времени до времени среди Своего избранного народа – для напоминания ему о правде Божией, которую забывал он, уклоняясь в заблуждения идолопоклонства и погрязая в своеволии необузданных страстей и порока.

Свято хранившие веру во Единого истинного Бога и память об Его обетованиях, эти люди мужественно обличали зло и неправду, проповедовали истину, не отступали от неё до конца и неустрашимо шли на погибель от нечестивцев, не терпящих противодействия своему нечестию.

Так и пророк Иеремия, живший за 600 лет до Р. Хр., вдохновляемый свыше, просвещал народ свой и действовал, как бы уже проникнутый тем откровением, которое через 6 слишком столетий после него услышал мир из уст Богочеловека в Его изречении: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное; блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф.5:10–12).

Сын священника Хелкии, жившего в г. Анафофе, в земле Вениаминовой, в царствование благочестивого царя Иудейского Иосии, едва только достиг Иеремия юношеского возраста, как его осенило Божественное вдохновение: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя, пророком для народов поставил тебя» ... (Иер.1:5), услышал чистый юноша голос Божий в сердце своём...

«О, Господи Боже! – отозвался он в смирении своём, – я не умею говорить, ибо я ещё молод». Но Господь сказал ему: «Не говори: я молод, – ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдёшь, и всё, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их, ибо Я с тобой, чтобы избавлять тебя». И простёр Господь руку Свою, и коснулся уст Иеремии и сказал ему: «Вот, Я вложил слова Мои в уста твои. Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» (Иер.1:6–10).

И было ещё слово Господне к Иеремии: «Препояшь чресла твои и встань, и скажи им всё, что Я повелю тебе; не малодушествуй перед ними, чтобы Я не поразил тебя в глазах их. Скажи им, что Я произнесу над ними суды Мои за все беззакония их, за то, что они оставили Меня, и воскуряли фимиам чужеземным богам и покланялись делам рук своих. И вот, Я поставил тебя ныне укреплённым городом, и железным столбом, медной стеной на всей этой земле, против царей Иуды, против князей его, против священников его и против народа земли сей. Они будут ратовать против тебя, но не превозмогут тебя; ибо Я – с тобой, чтобы избавлять тебя» (Иер.1:16–19).

Послушный повелению Божию, Иеремия выступил на стезю пророка.

– «Возвратитесь, дети – отступники! – взывал он к народу Иудейскому от имени Божия, – возвратитесь, мятежные дети, и Господь исцелит вашу непокорность. Вот, Он предлагает вам путь жизни и путь смерти. С раннего утра производите суд и спасайте обижаемого от руки обидчика, не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы, и невинной крови не проливайте. Исправьтесь, чтобы гнев Божий не открылся, как огонь, и не воспылал неугасимо по причине злых дел ваших» ... (Иер.7).

Но как отозвались дом Иудин и дом Израилев на увещания Божии, передаваемые юным пророком?

«Они сказали: нет Бога и беда не придёт на нас, и мы не увидим ни меча, ни голода. И пророки станут ветром, и слова Господня нет в них; над ними самими пусть это будет» ... (Иер.5:12–13).

«Поэтому так говорит (через Иеремию) Господь Бог Саваоф: за то, что вы говорите такие слова, вот Я сделаю слова Мои в устах твоих (пророка) огнём, а этот народ – дровами, и этот огонь пожрёт их» (Иер.5:14).

Огнём в устах Иеремии и оказались угрозы прогневанного любимым народом Своим Господа Бога:

«Выслушай это (говорит Господь), народ глупый и неразумный, у которого есть глаза, а не видит, у которого есть уши, а не слышит. Меня ли вы не боитесь, предо Мной ли не трепещете? Я положил песок границей морю, вечным пределом, которого не перейдёт; и, хотя волны его устремляются, но превозмочь не могут; хотя они бушуют, но переступить его не могут. А у народа сего сердце буйное и мятежное, они отступили и пошли» ... (Иер.5:21–23).

«Как клетка, наполненная птицами, дома их полны обмана; через это они и возвысились, и разбогатели. Сделались тучны, жирны, переступили даже всякую меру во зле; не разбирают судебных дел, дел сирот; благоденствуют и справедливому делу нищих не дают суда. Неужели Я не накажу за это? и не отомстит ли душа Моя такому народу, как этот? Изумительное и ужасное совершается в сей стране» ... (Иер.5:27–30).

«Вот, Я приведу на вас, дом Израилев, народ издалека, народ сильный, народ древний, народ, которого языка ты не знаешь, и не будешь понимать, что он говорит. Колчан его, как открытый гроб; все они – люди храбрые. И съедят они жатву твою и хлеб твой, съедят сыновей твоих и дочерей твоих и волов твоих, съедят виноград твой и смоквы твои; разрушат мечом укреплённые города твои, на которые ты надеешься». «Итак слушайте, народы, и знай, собрание, что с ними будет; слушай, земля: вот, Я приведу на народ сей пагубу, плод помыслов их; ибо они слов Моих не слушали, и закон Мой отвергли» (Иер.5:15–17).

«И будут трупы народа сего пищей птицам небесным и зверям земным, и некому будет отгонять их. И прекращу в городах Иудеи и на улицах Иерусалима голос торжества и голос веселия, голос жениха и голос невесты, потому что земля эта будет пустыней» (Иер.7:33–34).

«В то время выбросят кости царей Иуды, и кости князей его, и кости священников, и кости пророков, и кости жителей Иерусалима из гробов их» (Иер.8:1).

«И будут смерть предпочитать жизни все остальные, которые останутся от этого злого племени во всех местах, куда Я изгоню их», говорит Господь Саваоф... (Иер.8:3).

«Ты же не проси за этот народ, и не возноси за них молитвы и приношения, и не ходатайствуй передо Мной; Ибо Я не услышу тебя», – продолжает грозный Судия, обращаясь к Иеремии, в сердце которого читал Он, всеведущий, тяжкую боль об участи братски-любимого им народа, – «но скажи им, – продолжает Любвеобильный, как бы желая и среди кары исторгнуть народ Свой из безнадёжности, – разве упавши, не встают, и совратившись с дороги, не возвращаются?» (Иер.8:4).

«Но они не послушали, и не преклонили уха своего, и жили по внушению и упорству злого сердца своего» ... (Иер.7:24). Боговдохновенные слова пророка приводили в ярость народ, возбуждаемый притом своими жрецами и лжепророками, и Иеремия подвергся жестоким преследованиям... Им овладело глубокое сокрушение сердечное, силы его стали ослабевать и в изнеможении души восклицал он: «Ты влёк меня, Господи, и я увлечён; Ты сильнее меня и превозмог; и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мной. Ибо лишь только начну говорить я, кричу о насилии, вопию о разорении; потому что слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние. И подумал я: не буду я напоминать о Нём и не буду более говорить во имя Его; но было в сердце моём, как бы палящий огонь, заключённый в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог... Я слышал, как совещаются против меня, как прежние друзья мои говорят между собой: нападём на него и отмстим ему... Но со мной Господь, как сильный ратоборец, и потому не устоят преследующие меня, и посрамление их будет вечное, никогда не забудется» ... (Иер.20:7–11).

Пророческое служение своё начал Иеремия в своём родном городе – Анафофе, но, преследуемый своими соотечественниками, он удалился в Иерусалим, но и здесь, как выше изложено, не избежал гонений. Чудно руководимый и подкрепляемый Богом, он, однако же, не уклонился от служения, к которому чувствовал Божественное призвание, и продолжал поучать народ и возвещать ему волю Господню и Его определения. Он постоянно и неустрашимо проповедовал среди собраний народных, и в храме, и у самого царского дворца. Однажды, когда он, по повелению Господню, возвещал народу о падении храма и самого города, он был схвачен за эти слова священниками и лжепророками, которые требовали, чтобы он был предан смерти...

«И сказал тогда Иеремия всем князьям и всему народу: Господь послал меня пророчествовать против дома сего и против города сего все те слова, которые вы слышали. Итак исправьте пути ваши и дела ваши, и послушайтесь гласа Господа Бога вашего, и Господь отменит бедствие, которое изрёк на вас. А что до меня, вот я в ваших руках; делайте со мной, что в глазах ваших покажется хорошим и справедливым. Только твёрдо знайте, что если вы умертвите меня, то невинную кровь возложите на себя и на город сей, и на жителей его; ибо истинно Господь послал меня к вам сказать все те слова в уши ваши. Тогда князья и весь народ сказали священникам и пророкам: этот человек не подлежит смертному приговору, потому что он говорил нам именем Господа Бога нашего» (Иер.26:12–16).

Таким образом, освободясь от казни, Иеремия снова стал возвещать народу слышанное им от Господа, и предсказания его исполнились, но это не вразумляло упорствующих в грехах и в неверии Иудеев. Тогда снова излились угрозы Божии устами Его пророка. То было предвещание долговременного подчинения Иудеев власти чужого царя, разорения Иерусалима, запустения всей страны Иудейской. И действительно вскоре после того Иерусалим был осаждён и взят Навуходоносором, царём Вавилонским, который разорил храм и увёл в плен множество Иудеев. Над оставшимися он допустил быть царём – Иоакиму, поставленному царём над Иудеями фараоном Нехао, когда он завладел Иерусалимом. В это время лжепророки, желая быть приятными народу, ублажали его ложными обещаниями, что подчинённость его продолжится не долго и что пленники будут скоро освобождены. – Иеремия же, духом провидевший грядущие события, говорил другое; зная, что подчинение Иудеев будет долговременное, он увещевал их с покорностью принять это наказание Божие за их грехи и не возмущаться.

«Так говорит Господь, – передавал он народу: – ныне отдаю все земли сии в руку Навуходоносора, царя Вавилонского, раба Моего; и все народы будут служить ему и сыну его, и сыну сына его, доколе не придёт время и его земле, и ему самому, и будут служить ему народы многие и цари великие. И если какой народ и царство не захочет служить ему, Навуходоносору, царю Вавилонскому, и не подклонит выи своей под ярмо царя Вавилонского, этот народ Я накажу мечом, голодом и моровой язвой, – говорит Господь, – доколе не истреблю их рукою его... И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочётов, которые говорят вам: не будете служить царю Вавилонскому, – ибо они пророчествуют вам ложь, чтобы удалить вас из земли вашей, и чтобы Я изгнал вас, и вы погибли»... (Иер.27:6–10).

И к остатку старейшин между переселенцами, и к священникам, и к пророкам, и ко всему народу, которых Навуходоносор вывел из Иерусалима в Вавилон, послал такое письмо Иеремия из Иерусалима: «Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся. Ложно пророчествуют они вам именем Моим; Я не посылал их, – говорит Господь. Ибо так говорят Господь: когда исполнится вам в Вавилоне семьдесят лет, тогда Я посещу вас и исполню доброе слово Моё о вас, чтобы возвратить вас на место сие. Взыщете Меня и найдёте, если взыщете Меня всем сердцем вашим. И буду Я найден вами, и возвращу вас из плена, и соберу вас из всех народов и из всех мест, куда Я изгнал вас, и возвращу вас в то место, откуда переселил вас» ... (Иер.29:8–14).

Между тем, доверяя лжепророкам, Иудеи только раздражались противоречащими их надеждам и желаниям скорого освобождения предсказаниями Иеремии и достигли того, что он был заключён в темницу. Тогда Иеремия, через ученика своего Варуха, который через окно темницы выслушивал и записывал слова своего учителя, повторил все пророчества, высказанные им до этого времени, и велел Варуху прочесть их народу. Варух прочёл свиток в присутствии народа и после того он передан был на прочтение самому царю. Слова пророка привели в ярость Иоакима, он сжёг свиток и приказал убить Иеремию и Варуха, но Бог сохранил их...

Между тем, слова Иеремии не замедлили исполниться. Навуходоносор послал войско против Иоакима, отказавшегося платить ему дань – на основании уверений своих лжепророков, что скоро последует освобождение страны от чуждого ига. Нападение врагов совершилось так неожиданно, что в Иерусалиме не успели приготовиться к сопротивлению. Иоаким был убит и труп его был выброшен за город (как это и было предсказано Иеремией); более десяти тысяч Иудеев были уведены в плен в Вавилон. – Избранный на царство Иехония также, по пророчеству Иеремии, был уведён в плен Навуходоносором, который поставил царём в Иерусалиме Седекию.

Седекия также совершал беззакония! Иеремия не переставал призывать всех к покаянию: «Выслушай слово Господне, царь Иудейский, сидящий на престоле Давидовом, ты, и слуги твои, и народ твой! – взывал вдохновенный избранник Божий, – так говорит Господь: производите суд и правду и спасайте обижаемого от рук притеснителя, не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы, и невинной крови не проливайте на месте сём. Если не послушаете слов Моих, то Мною клянусь, говорит Господь, что дом сей сделается пустым и города ваши необитаемыми. Я приготовлю истребителей, каждого с своими орудиями; и многие народы будут проходить через город сей и говорить друг другу: за что Господь так поступил с этим великим городом? – И скажут в ответ: за то, что они оставили завет Господа Бога своего, и поклонялись иным богам и служили им... Не плачьте об умершем и не жалейте о нём, но горько плачьте об отходящем в плен, ибо он уже не возвратится и не увидит родной страны своей. А царя Седекию, – говорит Господь, – слуг его и народ, и оставшихся в городе сём от моровой язвы, и меча и голода, предам в руки Навуходоносора, царя Вавилонского, и в руки врагов его, и в руки ищущих души их; и он поразит их острием меча, и не пощадит их, и не пожалеет, и не помилует» ...

Сокрушалось любвеобильное сердце пророка, устрашающего братий своих грозными бедствиями, предстоящими им; пламенно молился он об отвращении Божественной кары, и Милосердый Господь утешал его откровениями далёкого будущего: «Любовью вечной Я возлюбил тебя (Иудейский народ), и потому простёр к тебе Моё благоволение. Народ, уцелевший от меча, нашёл милость в пустыне; иду успокоить Израиля. Вот, Я приведу их из страны северной и соберу их с краёв земли; слепой и хромой, беременная и родильница вместе с ними, – великий сонм возвратится сюда. Они пошли со слезами, а Я поведу их с утешением; поведу их близ потоков вод, дорогой ровной, на которой не споткнутся... Слушайте слово Господне, народы, и возвестите островам отдалённым и скажите: Кто рассеял Израиля, Тот и соберёт его, и будет охранять его, как пастырь своё стадо. И придут они, и будут торжествовать на высотах Сиона... и душа их будет как напоённый водою сад, и они не будут уже более томиться... И изменю печаль их на радость, и утешу их, и обрадую их после скорби их» ...

«Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о них, ибо их нет. Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слёз, ибо есть награда за труд твой, и возвратятся они из земли неприятельской»... (Иер.31). «И напою я душу утомлённую, и насыщу всякую душу скорбящую» ... – прозревает затем в таинственном откровении Боговдохновенный пророк – величайшее утешение мира: пришествие в мир Спасителя... «Вот наступят дни, – говорит Господь, – когда Я исполню слово благое, которое Я дал дому Израилеву и дому Иудину. В те дни и в то время возвращу Давиду Отрасль праведную, и будет производить суд и правду на земле. В те дни спасён будет Иуда, и Иерусалим будет жить безопасно; и сие есть имя, которым нарекут Его: Господь – оправдание наше!» (Иер.33:14–16).

Между тем и для Седекии увещания пророка оставались гласом, вопиющим в пустыне... Подобно царям предшественникам своим, вместо того, чтобы вразумиться словами Иеремии об исправлении пути своего и о покорном перенесении наказания Божия за грехи народа, он продолжал творить беззакония и также поверил лжепророкам, ублажающим народ обещаниями скорого освобождения от власти царя Вавилонского, и отказался платить ему дань. Иеремию же за обличения его1 велел бросить в глубокий тинистый ров...

Погруженный в тину по самую шею, едва не погиб Иеремия, но, встретив защитника в одном из приближённых царя, по имени – Авдемелехе, был извлечён из ямы и отведён в темницу2.

Между тем слова его не замедлили исполниться. Иерусалим был осаждён царём Вавилонским, жители подверглись всем мукам голода во время продолжительной осады, и город наконец был взят. Сыновья Седекии в глазах его были умерщвлены; сам же Седекия, которому выкололи глаза, был в цепях отведён в Вавилон. Храм в городе был разрушен, жители уведены в плен; Иерусалим опустел, в стране Иудейской остались одни земледельцы, да пастухи...

В то время, когда началось разрушение города, но прежде запустения церковного, освобождённый Иеремия взял скинию, устроенную Моисеем, и кивот завета со скрижалями, и при помощи священников и левитов отнёс эту святыню на гору Нафан, с которой открылась перед Моисеем обетованная земля... Здесь, положив в пещеру горы ковчег завета и алтарь кадильный, Иеремия заградил камнями вход в неё. Предание передаёт слова его, сказанные при этом случае священникам: «Господь отошёл от Сиона на небо и опять придёт с силой; а это будет, когда все народы станут поклоняться древу. Тогда Моисей вынесет из пещеры кивот завета, и Аарон разогнёт скрижали закона» ... Таким же образом скрыл Иеремия и огонь, постоянно со времён Моисея горевший в храме Иерусалимском; он скрыл его на дне глубокого и безводного колодца для того, чтобы Иудеи, по возвращении из плена Вавилонского, снова возожгли этот огонь в храме, который им предстояло построить.

Когда был взят и разрушен Иерусалим, то «об Иеремия Навуходоносор дал такое повеление Навузардану, начальнику телохранителей: возьми его и имей его во внимании, и не делай ему ничего худого, но поступай с ним так, как он скажет тебе». Тогда «послали и взяли Иеремию со двора стражи, и поручили его Годолии (оставленному царём Вавилонским за князя земли Иудейской), отвести его домой, и он остался жить среди народа» (Иер.39:11,12,14). Печальная жизнь наступила теперь для уцелевших от смерти и плена порабощённых Иудеев; Иеремия продолжал призывать их к покаянию и возвещать им волю Божию; скорбя вместе с ними, он излил скорбь свою в песне, известной под названием: «Плач Иеремии»:

«Как помрачил Господь во гневе своём дщерь Сиона! С небес поверг на землю красу Израиля, и не вспомнил о подножии ног Своих в день гнева Своего».

«Погубил Господь все жилища Иакова, не пощадил, разрушил в ярости Своей укрепления дщери Иудиной, поверг на землю, отверг царство и князей его, как нечистых».

«Сидят на земле безмолвно старцы дщери Сионовой, посыпали пеплом свои головы, препоясались вретищем; опустили к земле головы свои девы Иерусалимские».

«Истощились от слёз глаза мои, волнуется во мне внутренность моя, и удалился мир от души моей; я забыл о благоденствии, и сказал я: погибла сила моя и надежда моя на Господа; потоки слез изливает око моё о гибели дщери народа моего; упал венец с головы нашей; горе нам, что мы согрешили!»

«От сего-то изнывает сердце наше; от сего померкли глаза наши».

«Оттого, что опустела гора Сион, лисицы ходят по ней» ...

«Ты, Господи, пребываешь во веки; престол Твой в род и род. Для чего совсем забываешь нас, оставляешь нас на долгое время? Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся; обнови дни наши, как древле... Неужели Ты совсем отверг нас, прогневался на нас безмерно?» ...

Недолго Иеремия оставался в земле Иудейской; против воли своей он, вместе с пророком Варухом, должен был последовать в Египет за Иудеями, бежавшими туда от страха царского гнева за убиение поставленного над ними Годолии. Напрасно Иеремия советовал им оставаться в земле Иудейской, именем Божиим обещая им безопасное пребывание здесь и угрожая им страшными бедствиями в Египте по причине нападения на него Вавилонского царя; неисправимо-упорные Иудеи и в этот раз не послушали пророка и насильно увлекли его за собою в Египет.

Здесь прожил Иеремия четыре года и успел возбудить великое уважение к себе в Египтянах, видевших его святую жизнь и совершавшиеся по его молитве чудеса. Он и здесь продолжал пророчествовать, но и здесь ненавидели его Иудеи и, когда он повторил предсказание об истреблении Иудеев, пришедших в Египет, то они, в яростном негодовании на него, побили его каменьями... Пророчество же его не замедлило исполниться: в том же году Навуходоносор, овладев Египтом, повелел предать смерти всех бывших там Иудеев.

Спустя 250 лет по кончине пророка Иеремии (в Тафнисе, в Нижнем Египте, – библейский Цоан), мощи его были перенесены отсюда Александром Македонским в построенный им в Египте город – Александрию, на месте, называемом Тетрафил, которое почиталось народом по множеству мощей пророческих, погребённых там.

После пророка Иеремии осталось три книги: 1-ая из 56-ти глав, заключающих в себе вышеизложенные события и пророчества, 2-ая – Плач Иеремии и 3-я – послание его к отведённым в Вавилон пленным Иудеям.

Между прочим, Иеремия предсказал и жрецам Египетским падение идолопоклонства с рождением на земле Спасителя мира. Существует предание, что царь Птоломей видел, как Египтяне покланяются младенцу, положенному в яслях, и, когда спросил жрецов: что это означает, то они отвечали ему, что св. пророком (Иеремиею) заповедан этот обычай и что они ждут разрешения этой тайны...

Спустя 400 лет по смерти Иеремии, Израильский полководец Иуда Маккавей, отправляясь в поход против царя Антиоха, видел в откровении пророка Иеремию молящимся за народ Иудейский с первосвященником Ониею; при этом Иеремия, подавая золотой меч Иуде Маккавею, сказал: «прими этот меч, дар Божий, и сокруши им врагов Израиля!»

Так и за пределами могилы не умирает, но вечно живёт то святое чувство, которое воодушевляло человека в его земной жизни...

† Преставление преп. Пафнутия Боровского

«Приятен для учеников и со-живущих подвижник добродетелей», так начинает своё описание жития пр. Пафнутия Вассиан, архиепископ Ростовский, некогда ученик Пафнутия. «Он может возбуждать их к подражанию, может руководить их даже и по смерти. Всего же приятнее, когда кто постарается изложить письменно деяния его. Не в короткое время, а во все времена он может возбуждать к подражанию ему и одушевлять любовью к добродетели. Так и мы решились кратко, избегая излишества, описать добродетельное и Богоугодное житие мужа, усовершившегося в добродетели»3.

Дед пр. Пафнутия был баскаком в Боровске и крестился с именем Мартина. Пафнутий, в крещении Парфений, родился в наследственном сельце Кудинове, в 3 верстах от Боровска, и в своё время обучен был грамоте. На 20 году, оставив дом родителей (Иоанна и Фотинии), поступил он в Боровский Высокий монастырь – Покрова Богородицы4; здесь был наставником его Никита, ученик пр. Сергия5. По смерти настоятеля Маркелла братия и Боровский князь Симеон Владимирович упросили его принять на себя начальство над обителью; посвящённый в игумена (1431 г.), он присоединил к подвигам инока подвиги пастыря вверенных ему душ и был искусным пастырем6. Дни проводил он в трудах монастырских, а ночь в молитвах, представляя своей жизнью образец подвижничества. Господь одарил его даром рассудительности; иногда бывали ему откровения во сне. Раз послан был по нуждам обители в село брат и пал там в грех плотской нечистоты. Пр. Пафнутий, совершив обычное правило, склонился, чтобы несколько почить, и видит прекрасный сад, с красивыми плодовитыми деревьями; одно дерево, очень красивое, вдруг упало; опечаленный тем Пафнутий, подняв вырванное дерево, опять посадил его, – оно шаталось и наклонялось к земле; но он поддержал его, утоптал около корня землю и утвердил. Проснувшись, опечалился уверенностью, что один из его духовных детей требует особенных забот о себе. Когда возвратился тот брат, преподобный сказал: «с тобой случилась неприятность?» Брат от стыда не хотел исповедать свой грех и даже не мог смотреть прямо в лицо отцу своему. Долго преподобный уговаривал его открыть больную душу свою, но наконец тот покаялся и преподобный исцелил душу его надеждой на благость Божию, готовую принимать кающегося.

На тридцатом году игуменства Пафнутий сделался тяжко болен и долго болел; в этом положении принял он на себя схиму. – Выздоровев от болезни, он отказался от игуменства и в 2 верстах от Боровска, в густом лесу, в долине между двумя реками, стал жить с одним братом. Это было 1444 года. Мало по малу начали приходит сюда братия; по благословению старца ставили они себе кельи и стали жить под руководством доброго наставника. – Когда умножилось число учеников и место расширилось, братия молили наставника, чтобы дозволил он устроить церковь для общих молитв. Он не запретил, и они построили деревянный храм в честь Рождества Богородицы. Боровскому князю Василию Ярославичу досадно было, что оставленный Пафнутием Высокий монастырь падает, а новая обитель на земле князя Суходольского начинает расцветать7; волнуемый грешными страстями, не раз посылал он слуг сжечь новую обитель, но те каждый раз попадались на глаза Пафнутию и братии; один из крещённых татар, отличавшийся дерзостью и удальством, вызвался, не смотря ни на что, выполнить волю князя. Преподобный встретил его и ласково спросил: «зачем ты, друг мой, пришёл к нам?» Эта ласка обезоружила удальца и он сознался в грехе своём. Преподобный простил его и с миром отпустил. Когда «нечестивый Мамотяк», сын Казанского царя Улу-Махмета, неожиданно вторгся в Россию с множеством татар, а великий кн. Василий не успев собрать достаточно войска, встретил татар у Суздаля: татары, разбив Русских, взяли многих в плен, в том числе и князя Василия Ярославича; это было в 1445 г.8. Находясь в плену, бедный князь пересмотрел свою жизнь и увидел, что несправедливо злился он на преподобного; он положил загладить грех свой любовью, если Господь освободит его. Преподобный с своей стороны молился за князя, и по его молитве князю удалось уйти из плена; по возвращении в дом свой князь немедленно пришёл к авве, испросил у него прощение и с того времени стал быть почтительным к нему.

Преподобный не только был незлобив, когда оскорбляли его, но был терпелив в нуждах, и это терпение, одушевлённое упованием на Господа, низводило благодать на обитель. Раз подошёл праздник Пасхи, а в обители вовсе не было рыбы. Братия скорбели о том. «Не скорбите, братия, сказал он: Господь милосердый не оставит рабов своих без утешения». В Великую субботу в вечерню пономарь пошёл на малый источник взять воды для литургии и видит множество рыбы, «которая в том краю называется сижики, незначительной величины, но больше сельдей». Их собралось так много, – был разлив воды, – что как будто кто согнал их сюда, «и ни прежде, ни после, никогда не было их здесь так много». Пономарь поспешил сказать о том преподобному; рыболовы, по приказанию Пафнутия, закинули мрежу и вытащили так много рыбы, что её достало на всю светлую неделю.

Далеко разносилась слава о подвижнике Пафнутии. При такой известности, «многие приходили к Пафнутию, чтобы жить с ним. В том числе приходит благородный молодой человек Иоанн (Санин), постригается руками его, отлагает всё мирское с лишением власов, нарекается Иосифом и весь остаётся в его воле». Это будущий основатель Волоколамской обители. Под руководством Пафнутия подвизались «дивный старец Иннокентий», Исаия, сродник блаженного, Вассиан, писатель жития и впоследствии архиепископ Ростовский, и многие другие. Было у кого учиться добру.

С того времени, как Пафнутий стал иноком, жизнь его шла так: в понедельник и пятницу ничего не ел он; в среду – сухой хлеб; в прочие дни кушал вместе с братией. Всегда бывал в трудах, сёк дрова, орошал растения, копал в саду землю, занимался другими тяжёлыми работами и никто прежде его не являлся ни на работе, ни на общем правиле молитвы. В зимнее время занимался чтением и рукоделием, плёл мрежи для ловли рыбы. К телу своему не дозволял касаться никому, а женскому полу не дозволен был и вход в обитель его; чистота девства сохранена им небесною. Тем не менее с того времени, как принял он схиму, не литургисал он, как обрекший себя на уединённую молитву смиренного схимника; только раз по нужде совершил он таинство. При наступлении праздника Пасхи послан был нарочный отыскать священника для служения, но священника не нашли. Преподобный, всегда рассудительный, в такой нужде сам совершил литургию и с глубоким умилением; по совершении литургии говорил он ученикам своим: «ныне душа моя едва осталась в теле». Когда было нужно, вступал он в разговор; а когда надобно было молчать, молчал; во всём любил нищету и бедность; о телесных нуждах не заботился. Относительно догматов веры наблюдал такую строгость, что если кто начинал говорить несогласно с Священным Писанием, не медля выгонял того из обители. Другой ученик преподобного Пафнутия так говорить о нём: «с ним жили мы несколько годов, видели его труды и скорби, подвиги ревнования, худость одеяния, твёрдую любовь к Богу, надежду на Пречистую Богородицу, надежду постоянно хранимую в уме и устах. Потому-то сподобился он и благодати Божией, по которой провидел сердечные помыслы и открывал их братии, исцелял болезни, получал всё, чего просил у Бога и Пречистой Богородицы. Он по жизни своей истинно превышал людей нынешнего времени»9.

Обитель окружена была густой рощей, где водилось множество чёрных воронов. Любвеобильное сердце Пафнутия утешалось множеством этих птиц, как созданий Божиих, хотя и крикливых. Он положил заповедь не ловить и не убивать их, ни детей их. Сын городского воеводы, проезжая по лесу, натянул лук и убил одного ворона; он рад был, что удачно пустил стрелу, но когда хотел повернуть голову, не мог повернуть её, – она всё смотрела на сторону. Поняв причину беды своей, пришёл он к преподобному Пафнутию и, прося прощения, просил помолиться о нём. Преподобный с улыбкой сказал: «отмстил Бог за кровь ворона»; совершив в храме молебное пение, святой осенил больного крестом, и голова стала на своё место.

Раз воры пришли ночью и взяли трёх рабочих волов монастырских. Но когда пошли с ними, то блуждали всю ночь около монастыря. Стало рассветать; они хотели бежать, но не могли; искавшие волов взяли воров и привели к преподобному. Пафнутий, преподав им наставление впредь не красть, велел накормить их и отпустил с миром.

Два брата хотели тайно уйти из обители и уже собрали вещи на путь. После утреннего пения преподобный, заснув, видит: эфиоп бросает уголья на кельи тех братьев; отец погрозил ему и запретил бросать, чтобы не зажёг здания. Тот отвечал, что для того и бросает, чтобы зажечь. Проснувшись, преподобный тотчас послал за братьями и рассказал им своё видение; они сознались в своём преступном намерении и принесли самые узлы платья, готовые для дороги. – Другой брат бранил всё в обители и роптал на отца. В одно время видит он себя в храме вместе с прочими, подходит к нему отец и, бросив на него строгий взгляд, говорит: этот человек хульник, выведите его из церкви, и два мурина10, схватив его, с толчками потащили вон. Мгновенно пробудясь, инок прибежал в ужасе к преподобному и умолял простить его. – Раз после утрени преподобный отдыхал; ученик его Иосиф шёл к кельи его и лишь только подошёл, как Пафнутий открыл оконце кельи и, увидав Иосифа, сказал: «кто-то, сотворив молитву, сказал мне: «старец Константин отошёл ко Господу». И вот, отворив окно, никого не вижу кроме тебя». – «Я сейчас вышел от Константина, он ещё жив», отвечал Иосиф. Преподобный велел опять идти в келью старца, и тот нашёл его умершим.

Был в обители старец духовной жизни и очень древний. Он имел такой дар слёз, что они текли у него всегда, в келье и на правиле церковном. Он имел и дар прозорливости. Два брата любили друг друга, но не по Божией воле. Преподобный был очень недоволен тем и они решились выйти из обители. Во время литургии Евфимий, стоя в храме с обыкновенным для него умилением, видит: какой-то мурин, косматый, с шлемом на голове, начал крюком тащить тех братьев с клироса; крюк срывался и мурин снова цеплял его за одежды братьев. Начали читать Евангелие и мурин исчез из церкви. Потом опять явился и начал делать прежнее. Во время Херувимской песни опять исчез и потом опять явился. Когда же пришло время освящения Святых Даров, он исчез, как дым, и больше не являлся. Старец смотрел на всё это с трепетом и был как бы в исступлении. По окончании литургии подошёл он к преподобному и рассказал всё, что видел. Преподобный, призвав иноков, говорил им, чтобы не принимали они в сердце внушений вражьих, а приняв не таили бы их. Те с сокрушением приняли вразумление и исправились.

Преподобный говорил ученикам своим, что можно узнать по взору, добрыми ли кто занят мыслями, или худыми. Ученики дивились, но потом увидели и опыты тому в святом старце. Один новоначальный, не отучивший очей своих от мирской дерзости, за нуждой отлучась из обители, при встрече с женщинами, устремил на них очи и пленился похотью от долгого взора. Возвратясь в келью отца, застал он его за книгой. Отец взглянул на него и отвратясь сказал: «этот человек – не прежний». – Брат ужаснулся и рассказал всё жившему с ним Иосифу; тот советовал открыться во всём отцу и испросить прощение. Преподобный, выслушав кающегося, поучил и простил его. В другой раз преподобный сидел и читал книгу. Какой-то человек, сотворив молитву, спрашивал ученика его Иосифа, называя себя жителем одного с ним места. – Старец, никогда не видав этого человека, говорил Иосифу: «ступай, тебя спрашивает человек с злым взором». Иосиф вышел и, узнав знакомого, спросил его: зачем пришёл он? «Я хочу, отвечал он, быть монахом». Иосиф доложил о том преподобному. Он сказал: «накорми и отпусти его». Иосиф исполнил волю старца. Когда же возвратился в келью, отец сказал: «этот человек – убийца; он ещё в юности ударил инока ножом в чрево и умертвил». Другой человек, по имени Иван, служил по научению в Новгороде у одного князя и уморил господина ядом. Потом тревожимый совестью облёкся в иноческое одеяние и пришёл в обитель Пафнутиеву. – Преподобный, увидав его, сказал ученикам: «видите ли, этот человек не очистился от крови и иночеством?» Они удивились, но не посмели тогда спросить. После преподобный сказал одному ученику: «этот человек отравой умертвил князя Димитрия Шемаху; оттого-то и иночеством не очистился от крови». По летописям, смерть князя Димитрия Шемахи последовала в Новгороде 18-го июля 1453 года11 и по словам одних «князь Димитрий умре напрасно»12, по словам других «умре с отравы»13, иначе «даша ему лютого зелия»14 и давший отраву Шемяке был боярин и любимец его Иван Котов15. – К скорби своей, преподобный видел не этот один опыт неразборчивой в средствах политики людской. – Боровский князь Василий Ярославич, более 20 лет бывший верным союзником Василия Тёмного, в 1457 году внезапно взят был под стражу с тремя детьми и заперт в Углич, где он и умер; старший сын его с мачехой убежал в Литву; обширный удел Боровского князя присоединён был к владениям Василия Тёмного16. Таковы дела людские!

Когда число учеников умножилось в обители и в неё многие стали приходить для молитвы, преподобный решился построить каменный храм в честь Пречистой. При постройке его он сам носил кирпич, воду и другие материалы. Из иконописцев, украшавших храм, начальный Дионисий сильно страдал ногами и за болезнью не мог сам работать в храме. Преподобный, понуждая его к работе, сказал ему: «Бог простит тебя, Матерь Божия подаст здравие ногам твоим». Дионисий принялся за работу и выздоровел. Старец заповедал Дионисию и товарищам его – не есть мясного в обители и не носить в обитель, а пусть ходят в ближнее село. Раз, пообедав в селе, взяли они с собой жареное овечье стегно17, начинённое яйцами, чтобы повечерять в обители, а о заповеди аввы забыли. Сели вечерять, и когда первый стал есть, Дионисий увидал, что там, где были яйца, кишат черви. На самого Диописия напала свербёжь18 и всё тело покрылось струпьями. Он послал умолить преподобного о прощении и преподобный, преподав увещание, повёл больного в церковь, где отпет был за него молебен, покропил его св. водой, и тот выздоровел. По отзыву современника, храм дивно расписан был Митрофаном и Дионисием, лучшими живописцами земли Русской; он украшен был иконами, книгами и всякой утварью, так что дивились ему властители земли Русской. Преподобный торжествовал освящение его октября 26-го дня 1466 года19.

Некоторая боярыня, супруга Алексея Бабурина, которой сыновья после были иноками и жили вместе с Вассианом, биографом преподобного, весьма уважала пр. Пафнутия и часто посылала к нему детей своих с подарками и с просьбой о молитве за неё; с ней случилась болезнь и она мешалась в мыслях: ей виделись нечистые духи, страшившие её, и от того теряла она смысл. В этом состоянии явился ей старец, низкий ростом, сгорбленный, с седой и длинной бородой, в плохой одежде; он прогонял от неё духов, и. она приходила в себя; она слышала и голос: «Пафнутий Боровский прогонит от тебя бесов». Совсем выздоровев, пожелала она видеть святого; ей хотелось поверить, он ли являлся ей и прогонял духов? Она пришла с слугами к обители и, так как для жён не доступен был монастырь, остановилась у ворот. Чрез слуг своих упрашивала она учеников, как бы ей увидеть старца. Те, указав слугам на святого, сказали: вот он пойдёт к трапезе из церкви, тогда укажите ей. Но она, прежде чем указали ей слуги, увидав святого, выходившего из церкви, узнала его и со слезами говорила: истинно он прогонял от меня духов и даровал мне исцеление. Затем послала она богатую милостыню инокам, благодаря Бога и Пречистую Матерь Божию за своё исцеление.

У одного из учеников заболел глаз и он, очень страдая от него, просил врачевства у преподобного. Отец дал ему свои чётки и приказал проговорить тысячу раз: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешного». Тот, сильно страдая, едва послушался, но совершив 500 молитв, почувствовал, что глаз его здоров; от радости он прибежал к отцу с известием об исцелении глаза; от прозорливого старца не скрылось, что не 1000, а 500 молитв проговорил тот, и велел ему докончить.

В одно время братия сидела у преподобного, и так как от некоторых мирян получено было известие, что умер архимандрит в Симоновом монастыре, то рассуждали между собой, кто будет архимандритом? Блаженный, посмотрев на одного из учеников, Вассиана, брата Иосифова, сказал, улыбаясь: «вот Симоновский архимандрит!» Вассиан, хотя не в то время, точно был архимандритом Симоновским.

Преподобный отец был весьма рассудителен. Потому не только иноки, но и мирские люди имели его своим духовным отцом. Он хорошо знал церковные правила и умел, как искусный врач, давать лекарства, приличные болезни. При приёме духовных детей не разбирал он лиц, не боялся сильных людей и не презирал бедняков, гордым не совсем был доступен, но с смиренными был ласков и обходителен.

Когда в один год был сильный голод, он кормил окрестных, так что каждый день питал до 1000 человек и ничего не оставил из запасов; зато в следующий год Господь для слёз бедности послал особенное плодородие.

Преп. старец в жизнь свою испытал довольно скорбей от удельной власти, сильной для своеволий и бессильной для защиты подчинённых ей. Потому-то, когда в последние годы его великий князь Иван Васильевич отдал князю Борису Васильевичу Вышгород и старцу Пафнутию сказали, что монастырь его достаётся князю Борису вместе с Вышгородом, Пафнутий говорил: «великий князь взял к себе у Ярославичей подобный нашему Сергиев монастырь; потому хотя бы и отдал он наш монастырь князю Борису, я прошу великого князя взять наш монастырь в свою власть; и великий князь не дал Пафнутиева монастыря». Так пишет ученик его Иосиф20.

Шестьдесят три года преп. Пафнутий провёл в иночестве и приблизился к кончине. В четверг на третьей неделе после Пасхи блаженный вместе с братией выходил на работу после утрени. Ему сказали, чтобы вышел после обедни: но он отвечал: нельзя мне выйти, есть нужное дело. После литургии был в трапезе. Потом пришёл к нему один из учеников Иннокентий и напомнил о работе. «Есть у меня другая нужда, отвечал он, – хочет разрешаться союз». В то же время известили, что князь Михаил Андреевич хочет быть в обители. Блаженный велел отвечать: пусть не приходит князь, – есть другое дело. На вечернее правило преподобный не пошёл, а велел Иннокентию читать в его келье и сказал о своём нездоровье. Отпуская от себя Иннокентия, сказал: когда придёт ещё четверток, буду свободен от немощи моей. В пятницу к литургии привели его под руки. Был он в тот день и на вечерне; когда стали петь панихиду о усопших, хотели отвести его в келью, но он не пошёл и сказал: эта панихида нужна мне, уже не услышу её. В субботу был у литургии и после того просили его покушать что-нибудь, так как ничего не ел он с четверга. «Знаю, что по правилам в субботу разрешается пост, сказал он; но мне надобно поговеть три дня пред причащением Святых Таин». Вечером исповедовался у духовника, был на всенощном бдении и стоял поддерживаемый учениками; «не слушать мне более всенощного бдения», сказал он. Во время литургии стоял с умилением и со слезами причастился Святых Таин. В тот день, по просьбе учеников, вкусил немного пищи; после того не велел никого пускать к себе. Окрестные жители и бояре, услышав, что Пафнутий болен, присылали к нему избранных людей для посещения и с милостыней, но он отвечал: «я сам теперь имею нужду в молитве любви». Наступил четверг. «Вот день Господень, веселитесь, други, сказал он; я говорил вам об этом четверге». Когда он выходил из кельи в церковь, дали знать, что идут посланные великим князем и митр. Геронтием. Он опечалился тем, воротился в келью и заперся в ней. Пришли ученики и он сказал: «тот, о ком говорите, что болен он, хочет, покаявшись, умереть; устал я, хочу отдохнуть до вечера, вечером пусть соберутся ко мне братия». Все поняли, что близка кончина его. Ученик его Иннокентий спросил: отче! Когда умрёшь ты, нужно ли звать протоиерея и священников на погребение? Святой сказал: никого не звать, чтобы не было шума в обители; пусть свои монастырские совершат погребение; могилу велел выкопать близ дверей храма. Вечером, когда при нём был один ученик, он пел: «блаженны непорочнии в путь ходящий в законе Господни», а припевал заупокойные стихи. Окончив псалом, стал петь: «святых лик обрете источник жизни» и потом начал со слезами молиться Богу и Божией Матери о спасении души своей и о обители. Собрались некоторые из учеников. Блаженный начал ворочаться слева направо и шептал слова. Потом положил руки крестообразно на грудь и, вздохнув три раза, предал душу свою в руки Божии, мая 1-го 1478 г.21. При отпевании преподобного от слёз и рыданий не могли ни петь, ни канонархать, – иные даже падали под тяжестью скорби; один только Иннокентий и то с трудом мог совершать надгробное пение; а братии было тогда 85 человек22.

Ещё ученик преподобного написал службу преп. Пафнутию23. – Мощи его открыто почивают в приделе главного храма обители, и придел сей посвящён его имени24. По описи XVII века, в царской моленной хранились «посох, часть клобука, башмаки и онучки Пафнутия, чудотворца Боровского»25.

† Страдание священномученика Макария, митрополита Киевского

Блаж. Макарий, до посвящения своего в митрополита, был архимандритом Виленского Троицкого монастыря. В 1495 году при венчании великого князя Литовского Александра с Еленой, дочерью великого князя Московского Иоанна, блаж. Макарий присутствовал в сане архимандрита Виленского, но уже назывался наречённым митрополитом. Великий князь Иоанн III желал, чтобы этот брак совершил «наречённый митрополит Макарий», но гордость Латинян хотела везде первенствовать и унижать православие; по её настоянию, брак Александра с Еленой в костёле совершил Виленский бискуп Войцех Табор, а в православном храме совершил придворный священник и духовник Елены – Фома; блаженному Макарию оставалось при том быть только свидетелем и тайным молитвенником. В том же 1495 г. «собрались епископы, так говорит современная летопись, Владимирский Вассиан, Луцкий Иона и поставили Макария архимандрита митрополитом Киева и Всей России. А к патриарху послали старца Дионисия и диакона инока Германа за благословением. Той же осенью прибыл из Царьграда посол патриарха Нифонта. Он сказал: «не поставляйте после сего митрополита, пока не получите благословения от нас, за исключением великой нужды». Они отвечали: «мы не отказываемся от древних обычаев соборной Цареградской Церкви и от благословения отца нашего патриарха. Мы учинили то по нужде, как и прежде поступали братия наши епископы при великом князе Витовте. И в правилах святых Апостолов и святых отцов написано: два или три епископа пусть без всякого сомнения поставляют епископа»26. Блаж. Макарий, по примеру предшественников своих, жил в Вильне: здесь посвятил он в 1495 году Кирилла в епископа Луцку. В Вильне личным сношением с великим князем Литвы святитель легко мог предупреждать происки и насилия папизма, равно помогать православию и в других нуждах. С другой стороны, Киев в те печальные времена оставался полуразрушенным и часто подвергался нападениям Крымских и Ногайских хищников. Татары два раза опустошали Волынь в 1496 г. и в марте 1497 г. два отряда их снова вторгались туда же, но оба были разбиты на голову и почти истреблены27. Попечительный пастырь давно желал осмотреть древнейшее место своей кафедры и святыни Киева. К тому побуждала его и настоятельная нужда привести в порядок Софийский собор, ограбленный паред тем татарами. После счастливых дел с татарами, решился он отправиться в Киев. Ему говорили о возможных опасностях пути, но он по делам долга своего предал себя воле Божией. Современный летописец, знавший Макария, оплакивает смерть его, встреченную на пути в Киев, как наказание за грехи паствы, а утешается ею, как залогом наград за святую ревность его. Он так пишет: «того же 1497 г. Мая 1-го дня, в первый день шестой недели после Великого дня (Пасхи), в понедельник, безбожные Перекопские татары убили преосвященного Киевского Макария, митрополита и архиепископа всей России». В селе Стриголове, Минской губернии, за пять миль от Мозыря28 «на реке Бчиче, нагнали они его совсем неожиданно. Они увели в свою землю бывших с ним и одних убили, других побрали в плен. Много волостей и мест ограбили и выжгли они и, взяв в полон множество людей, возвратились в своё место. Так Бог попустил по нашим грехам. Грешники мы от ног до головы. Но уповаем на Господа Бога. – Такая смерть с архиереем Божиим случилась для того, чтобы более награждён он был. Он отправился в Киев, желая помочь Софии церкви Божией, разорённой прежде того теми же нечестивцами... Ужасно, братия: если так случилось с архиереем Божиим, по попущению Божию, то мы как избежим гнева Божия за наши дела? Перед кончиной его, за 8 дней, некто открыл ему близкое разлучение души его с телом: но он, как человек, несколько усомнился. С самого того времени, как приняли мы крещение, никогда не случалось на земле Русской того, что случилось с этим архиереем Божиим. В суд и позор обратились мы за грехи наши»29. Так писал современник. И не напрасно утешался он за блаж. Макария при мысли о кончине его. Святое тело его прославлено нетлением. Оно покоится ныне в Софийском соборе открыто. Там же покоилось оно и при Кальнофойском, который описывал и два чуда, совершившиеся при мощах святителя в 1625 и 1634 г.30. В том же соборе хранится кипарисный крест святителя31.

† Преставление преп. Герасима Болдинского

Родясь в Переяславле Залесском, преп. Герасим, в мире Григорий, ещё в юных летах усердно ходил в храм Божий32; святая жизнь преп. Даниила особенно увлекала его душу за собой и на 13-м году он уже со слезами просил св. старца принять его к себе. Даниил принял его к себе послушником; это было ещё тогда, как преподобный жил в Горицком монастыре. Герасим был «кожешвец» – сапожник и по воле старца усердно служил ремеслом своим бедной братии божедомья. На время оставлял он старца, чтобы слушать наставления подвижников и, по их совету возвратясь к Даниилу, принял пострижение от рук его. Это было тогда, как Даниил начал жить в Троицкой обители33. Он ревностно совершал подвиги поста и молитвы: принимал пищу через день и через два; постоянно выполнял келейное правило, а иногда всю ночь стоял на молитве. Преп. старцу усердно служил он в его заботах об обители, особенно при построении храмов и келий. Чистой и подвижнической жизнью Герасим снискал себе общее уважение не только в обители, но и за оградою её; – он стал известным и в Москве34. Это стало тяготить его; он желал безмолвного уединения. Открыв старцу свой помысл, он в первый раз встретил несогласие старца; но потом преподобный благословил его исполнить своё желание. Так, прожив до 26 лет под руководством преподобного Даниила, он вышел из обители его без всего, только с желанием работать Господу в уединении.

В 1528 году поселился он в Дорогобужском округе в таком диком лесном месте, что кроме змей и диких зверей никого там не было; по временам же скрывались там разбойники, так как не вдали проходила большая дорога, на которой они занимались своим промыслом. Блаженный Герасим поставил себе хижину и в ней стал подвизаться; промышлявшие дурным ремеслом не раз били его, стараясь прогнать его из своего соседства; пустынник терпел и молился: для пропитания своего у дороги на дереве повесил он кузовок и у проходящих испрашивал подаяние; иногда в его отсутствие кузовком его пользовались другие бедняки; он благодарил Бога. В хижине своей он жил, как птица, без печалей и забот о земле, хранимый и питаемый Господом. Впоследствии явился у него сторож – ворон; если недобрый человек подходил к кузовку и хижине, ворон поднимал крик и летая бил крыльями по лицу нежеланного посетителя; то же было с хищным зверем: тому клевал он глаза, пока не заставлял обратиться в бегство. По особенному видению перешёл он потом на Болдину гору, где над потоком Болдиным стоял огромный дуб. Отсюда хотели прогнать его поселяне; они били его палками, связали руки и ноги верёвками и хотели бросить в озеро, но один сказал: если убьём его, сами будем в ответе пред начальством; представим его к наместнику в Дорогобуж, вместе с добрым подарком нашим. С этим согласились. Наместник, получив хороший подарок, приказал немедленно представить к нему пустынника связанным. Когда был представлен к нему связанный и избитый Герасим, наместник осыпал его ругательствами и велел посадить в тюрьму, как бродягу. На всё это преподобный не сказал ни слова и только молился в душе своей. Помощь явилась тому, кто просил её. В то самое время входит к наместнику посланный царя из Москвы. Увидав пр. Герасима, которого видал вместе с преп. Даниилом у царя, он с глубоким уважением покловился ему и просил благословения. Наместник испугался. Дело кончилось тем, что наместник, испросив прощение у св. старца, объявил, что употребил всё зависящее от него, дабы покой его был ограждён, доставил ему от себя пожертвование и тогда же сделал должные распоряжения. С того времени имя св. старца стало в уважении и в его пустыню стали приходить ревнители благочестия. Преподобный с радостью принимал их. Сперва построена была молитвенная храмина для общих молитв и поставлена хижина. Потом преподобный отправился в Москву и там получил позволение на построение обители. Мало-помалу построены были храм Святой Троицы и келии для братий с трапезой. Храм освящён марта 9-го 1530 г. Преподобный сам трудился при постройках, трудился потом и для общежития вместе с другими. Молол жерновом рожь, даже и за других, пёк хлебы, рубил и носил дрова, мыл для братии свитки, прислуживал больным. Спал он мало и никогда лёжа. Пища его – хлеб с водой. Такая жизнь скоро собрала в обитель много иноков, и обитель преподобного стали посещать вельможи. Преподобный жил в уповании на Господа, и Господь устроял как сердца иноков, так и средства жизни земной. Раз украли двух волов обители; инок, которому поручено было смотрение за скотом, пришёл к Герасиму в страхе. Преподобный, взглянув на него, сказал: «не скорби, брат, повторяй с Иовом: Господь дал, Господь и взял». Это ещё более смутило инока, который ещё ни слова не говорил о пропаже настоятелю; он пал к ногам и просил прощения. Преподобный ласково простил его. «Благослови, отче, погнаться за ворами», сказал ободрившийся. «Брат! отвечал старец, кто гонится, не догонит убегающего; а убегающий скоро очутится вблизи преследующего». Инок на этот раз не понял слов; но спустя три дня воры сами привели волов в обитель. Преподобный отпустил виновных с наставлением – впредь приобретать хлеб честным трудом.

Кроме Болдина монастыря преподобный Герасим построил ещё Предтечев монастырь в Вязьме; потом в Брынском лесу, на реке Жиздре, основал обитель Введения во храм Богоматери. Древний повествователь говорит о Предтечевом монастыре: «до прихода преподобного, на этом месте не было никакого поселения; на реке Бездре стоял лес ольховый; здесь было приволье ворам и разбойникам». Так говорит о том и сам преподобный в завещании. «Бе, пишет он, на месте том прежде корчемником, блудником прибежище и разбойником и прочим играм бесовским, душегубство, убийство и кровопролитие». Дурные люди находились под защитой знатного боярина Телепнева-Оболенского, который недалеко отсюда имел своё поместье (Спас-Телепнево) и ездил проводить разгульную жизнь близ Вязьмы. Плохое житье было Вяземцам от удалых людей: ночь проводили они настороже в своих дворах, ограждённых высоким тыном. Преподобный Герасим, раз узнав о таком печальном состоянии края, решился сделать возможное для его улучшения. Он смело являлся в разбойничьи шайки и убеждал их исправиться. Не раз случалось, что проповедника били и прогоняли от себя, но это не охлаждало ревности его; в 1535 году основал он здесь иноческую обитель. Спустя 7 лет усильной проповеди и молитвы, по видению Предтечи, построен был храм в честь Предтечи. Братии собралось до 40 человек, и преподобный назначил им в настоятеля ученика своего Симеона, а сам обратился на другие подвиги.

Также не легко было ему завести обитель на реке Жиздре. На это вызвала его просьба окрестных жителей. От Болдиной обители место Жиздринской пустыни в 300 верстах; преподобный, как всегда, ходил сюда пешком. Здесь сам он расчищал лес и строил постройки. Братии собралось и здесь до 40 человек, и игуменом оставлен ученик Пётр Коростелев.

За 9 лет до смерти своей устроил он не вдали от Дорогобужа, в Сверховой луке, монастырь Рождества Богородицы. Здесь оставил он игуменом также одного из учеников своих.

В Болдиной обители он оставался игуменом до самой кончины; здесь под конец жизни его было братии до 140 человек. Он усердно вёл всех по путям спасения. В завещании своём писал он:

«Поставляйте в игумена из своих людей, из своей братии: они знают общежитие и порядки, как жил я по Боге с вами. У братии всё должно быть общее. Всякое монастырское дело надобно выполнять без ропота и ходить на монастырское служение по благословению настоятеля. Одежду носить из сукна, какую установил я. Если кто не захочет, то давать в год по 2 рубля игумену, священнику и диакону. Хмельного пития не держать в обители, за исключением кваса дрожжевого; тоже и для гостей. Ничего не держать в келье, кроме одежды, и та была бы от общины. Питаться всем в трапезе с безмолвием и тем, что Бог подаст, но слушать жития святых и поучения. Пища для всех одинаковая, как для братии, так и для игумена. Тою же пищей кормить и гостей. Если брат впадёт в прегрешение, смирять послушанием, но из монастыря не выгонять, разве только тогда, когда не послушает наказания. Странных и нищих не огорчать, а подавать им и на путь, что есть в обители. Игуменов почитать. Если кто из них начнёт жить не по Боге и не по чину монастырскому, то послать к нему в келью кого-либо из братии, чтобы поговорить с ним с духовным смирением. Во всех монастырских делах ничего не предпринимать без игумена и 12 старцев. Игумен пусть не отпускает своих постриженников в чужие монастыри. Так приказываю поступать во всех монастырях».

Под руководством преподобного воспитались строгие подвижники: блаженный Аркадий, скончавшийся в затворе35, и блаж. Антоний, почивший Вологодским епископом (1588 г.)36. Учениками его основано было несколько обителей: Баскакова в Сычевском уезде, Вознесенская на реке Угре в Юяновском, Подлесная-Николаева в Бельском уезде37.

Кончина преп. Герасима последовала в Болдиной обители 1-го мая 1554 года, на 65 году жизни его. Из чудес, совершённых преподобным в загробной жизни, приведём здесь два. Иеромонах Корнилий имел горячее усердие к преп. Герасиму и перед ракой его дал клятву – не выходить из его обители. Но потом он стал роптать на игумена, на трапезу и на устав обители. Игумен вразумлял его, – он ещё более ожесточился. Наконец он пошёл к гробнице преподобного и пал перед ней, испрашивая благословения выйти из обители, – как слышит: кто-то вышел из гробницы, сзади пригнул его к земле и не давал ему встать; вместе с тем почувствовал он расслабление во всём теле, потерял и зрение, и язык. В таком положении нашла его братия у гроба преподобного. Отслужили молебен, и в то время, как после рассказывал он, вышел из гроба преподобного лёгкий пламень, не жгучий, а тонкий, охватил всего больного, и он встал здоровым. – Инок Дионисий долго вёл жизнь осмотрительную, по преданию преподобного. Потом напали на него хульные помыслы и довели его до бешенства. За него совершили молебствие у гроба преподобного и к нему возвратился смысл. «Меня немилосердно мучили духи», так рассказывал он сам тогда же, «но теперь прншёл ко мне преподобный Герасим с Вологодским епископом Антонием (Дионисий был ученик епископа Антония) и с трудом прогнали от меня тёмных духов».

Ныне мощи преп. Герасима почивают в соборном храме обители его38.

Св. преподобномученика Акакия нового

Св. преподобномученика Акакия нового, пострадавшего от турок в Константинополе, в 1816 г. (См. Афонск. патерик, ч. II, стр. 214).

Празднование Царевококшайской иконе Жен Мироносиц

Стрельцы и жители Царевококшайска в 1648 году устроили в семи верстах от своего города монастырь по случаю явления на том месте, 1-го мая 1647 г., иконы Жен Мироносиц, которая и поныне славится чудотворениями.

* * *

1

Между прочим, так обличал Иеремия лжепророка Ананию: «Не посылал тебя Господь и ты ложно обнадёживаешь народ! Посему так говорит Господь: вот Я сброшу тебя с лица земли; в этом же году ты умрёшь, потому что ты говорил вопреки Господу». И умер Анания в том же году, в 7-м месяце (Иер.28:15–17).

2

Царица Елена украсила зданием место или ров в Иерусалиме, куда ввержен был Иеремия («Полн. месяц. Востока» архим. Сергия, т. II, ч. II, 120).

3

Ркп. житие преп. Пафнутия в минее м. Макария, в Синод. р. XVI в. № 818. Оно и с службой напечатано было в Μ. 1652 года. Сокращение жития в ч. минее мая 1. Вассиан так говорит об источниках сведений своих о Пафнутии: «он (Иосиф, впоследствии Волоколамский игумен) поведал нам о блаженном; иное слышали мы от других учеников его, каков дивный старец Иннокентий, священноинок Исаия, именуемый Чёрный, сродник его по плоти; другое видел я своими глазами, так как и я, окаянный, сподобился получить от него ангельский образ, именно на утрени Сретения Господня, и долго жил с ним, стоя на клиросе в лике певцов». Другое краткое житие пр. Пафнутия в сборн. Сергиевской лавры № 8.

4

На месте Кудинова стоить теперь часовня. Высокий монастырь в путешествии к Русск. св. местам принят за одно с Высоцким. Напрасно. Тот был в Боровске, а Высокий – в Серпухове. Название Высокого вполне прилично бывшей обители, по месту. Местность, где находилась обитель и где теперь только городское кладбище, господствует над всей окрестностью.

5

По краткому житию, Парфения постригал Высоцкий архимандрит Маркелл, из Серпухова, приходивший для посещения старца Никиты; на Высоком тогда не было игумена; Пафнутий пострижен нояб. 30 д. Собр. л. VIII, 183.

6

По краткому житию, Пафнутий пробыл на Высоком иноком и игуменом 30 лет, а основал новую обитель в 1444 году. По словам Вассиана, игуменом Высокого монастыря пробыл он до 13 лет, быв посвящён м. Фотием. Таким образом надобно положить, что Пафнутий посвящён в игумена в 1431 г. перед самой кончиной св. Фотия († июля 1431 года).

7

По краткому житию, Суходольским князем был Дмитрий Шемаха, а Боровским – Василий Ярославич. Летопись (у Карамз. VI, ир. 629): «пришел из монастыря Высокого, из Боровска, – прежде бо тамо игуменил при князе тамошняго отчича кн. Василия Ярославича».

8

Собр. л. V, 268. VI, 170–172.

9

Иосиф Волок. в сказании о св. отцах.

10

Му́рин – русск.-ц.-слав. – негр, мавр, нечистая сила, чёрт, эфиоп. – Редакция Азбуки веры.

11

Собр. л. V, 81. IV, 126. 215. III, 141. VI, 171.

12

Собр. л. VI, 180.

13

Собр. л. V, 271.

14

Карамз. 5, пр. 357.

15

Львов. лет. 2, 348.

16

Костром. л. 2, 31. 36.

17

Стегно́ – а, мн. стёгна, – устар. и обл. – Часть ноги от таза до коленного сгиба; бедро. – Редакция Азбуки веры.

18

По глаг. свербеть; зуд. – Редакция Азбуки веры.

19

Краткое житие, Карам. 6, пр. 629.

20

Послание к Борису Вас. Кутузову.

21

Собр. л. IV, 152. VI, 33. VIII, 183. 184. Степ. кн. 2, 133.

22

Краткое житие пр. Пафнутия. Собр. л. VIII, 183.

23

Служба пр. Пафнутию, написанная учеником его Иннокентием, у Румянцева № 397, у Царского 563. Степ. кн. 2, 130.

24

Сведения о монас. Μ. 1852 г.

25

Забелина, быт Русских царей, стр. 196. Μ. 1862 г.

26

Супрасльск. лет., стр. 141–143. Μ. 1835 г.

27

Собр. лет. 2, 358–360. Супрасл. л. 141–145.

28

По Густин. лет., «усечен бысть от татар над р. Припетью в селе Стриголовых». Собр. л. 2, 360.

29

Киев. лет. по Супрасл. сл. 145, 146.

30

Тератургима Кальнофойского. К. 1636. Сказание о св. Макарии Μ. К. 1848. Густинская лет. говорит: «мощи его доселе лежат нетленны в св. Софии». Собр. л. 2, 360.

31

Фундуклея. Киев, ст. 43. Здесь и изображение креста.

32

Ркп. житие пр. Герасима, написанное учеником его Антонием, впоследствии епископом Вологодским († 1588 г.), я дополненное чудесами в 1686 г., по списку Ундольского. Тоже в импер. б. № 711.

33

Ркп. житие пр. Даниила, гл. 26.

34

Ркп. житие пр. Даниила, гл. 26. И ркп. житие пр. Герасима.

35

Сведен. о монаст. стр. 494.

36

Ркп. Святцы о Вологод. святых. Сл. сент. 24.

37

Описание Смоленской епархии, стр. 392–394. СПб. 1864.

38

Ист. иер., 3, 413; сведен. о монас. 494.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Май. - 1900. - 438, IV с., [1] л. портр.: ил.

Комментарии для сайта Cackle