28-е
Перенесение мощей св. Кира и Иоанна, бессребреников и чудотворцев
Мощи святых мучеников, пострадавших в гонение Диоклитианово (см. 31 января) в городе Канопе близ Александрии и погребённых там, найдены нетленными около 400 года и положены в церкви Апостолов, а в 412 году по особенному откровению перенесены св. Кириллом архиепископом в подгороднее село Мануфин, в ново-созданную в честь их церковь. Господь прославил их чудесами.
† Память о преп. Сергии и Германе Валаамских
Преп. Сергий и Герман были основателями иноческой жизни на Валаамском острове. – Опустошения северного края Шведами лишили нас точных сведений о начале и начальниках Валаамской обители. По мнению одних, Сергий и Герман жили на Валааме ещё при равноапостольном Владимире; Но это мнение едва ли не столько же справедливо, как и то, которое выдаёт их за современников в. кн. Ольги или Ап. Андрея, потому что выставляемое им дело так же несообразно с обстоятельствами времени св. Владимира, как и со временем св. Ольги. Указывают на то, что по повести о перенесении мощей их, мощи обретены и перенесены при Новгородск. архиепископе Иоанне в 1163 г. Но если и не обращать внимания на то, что святитель Иоанн выставляется здесь архиепископом в 1163 г., эта повесть убеждает «повиноваться помазанному царю и благоверным князьям Русским», убеждает князей не жаловать монастырям крестьян и земель, а вместе с тем называет себя «древле-писанной, ветхой», т. е. она обличает сама себя в подлоге, составленном при Грозном царе288. – На доске древнего списка правил Софийского собора написано: «в лето 6837 (1329) нача жити на острове Валаамском, на озере Ладожском, старец Сергий»289. – В Новгородском свитке, писанном в конце XVI в., читается следующее известие: «6837 (1329) старец Сергий пришёл на Валаам; 6901(1393) «старец Арсений пришёл на остров Коневский» 290. Такое показание о времени первого Валаамского пустынника согласно и с обстоятельствами северного края, известными по летописям. – Известно, что в Карелии чистое, православное христианство распространено было перед самым нашествием Татар (1227 г.)291; а с 1249 г. Шведы, утвердясь в юго-западной Карелии, огнём и мечом принуждали Карелов к папизму – и тем возбудив в них отвращение к христианству, заставили их искать помощи в старых богах; между тем России, ограбленной и угнетаемой Монголами, не было возможности вступиться с силой за православие Карелии292. – Преп. Сергий и Герман, поселясь на Валааме в начале ΧΙV столетия, явились отрадными лучами для угнетённого края и оживили там учением и жизнью св. православие. На Валааме очень помнят короля Магнуса и не могут указать ни на один памятник времён более древних. Это служит новым подтверждением тому, что основание Валаамской обители относилось ко времени этого усердного слуги папы – и основателям пришлось потерпеть много скорбей по милости Магнуса, перекрещивавшего Финнов орешковских мечом в 1349 году. – О духе монашеского жития, насаждённого на Валааме преп. Сергием и Германом, вот что писали Валаамские иноки: «на Валааме исстари, как только стал монастырь, начальники Валаамского монастыря Сергий и Герман установили общину, полотняную одежду и обувь давали каждому... По уложению Валаамских начальников Сергия и Германа выходило в год на платье и обувь 50 руб., а много в иной год 60 рубл.»293. – По этим словам, братство иноков, собранных пр. Сергием и Германом на Валааме, было довольно многолюдное и для него установлено ими общежитие полное... Блаженная кончина Валаамских начальников последовала вероятно около 1353 г.294, а обретение мощей и написание их иконы, бывшее по повести при архиеп. Иоанне, должно быть отнесено ко времени архиеп. Иоанна, управлявшего церковью до 1401 г.295. Память их празднуется 28 июня, а перенесение мощей из Новгорода на Валаам, бывшее после Шведского опустошения, сентября 11. – Ныне мощи их почивают под спудом в нижней церкви соборного монастырского храма, посвящённой памяти самих св. угодников.
† Преставление преп. Ксенофонта Робейского
Преп. Ксенофонт полагал начало иноческой жизни под руководством преп. Варлаама Хутынского; по удалении преп. Антония из Хутыня, был он игуменом в Хутыне, потом удалился за 25 вёрст от Новгорода и на берегу речки Робейки основал пустыню с храмом Св. Троицы. Так как по летописи в 1230 году видим Хутынским игуменом Арсения296, то конечно незадолго перед тем было удаление пр. Ксенофонта из Хутыня и основание пустыни на Робейке. Отселе вполне вероятно и то, что преподобный почил в своей обители не позже 1245 г.; днём кончины его было 12 ч. июня. Мощи его почивают под спудом в часовне упразднённой пустыни его. Тропарь и кондак в честь его написаны ещё в древнее время297.
Память св. мучеников Плутарха, Леонида, Диоскора, девицы Потамиены, Маркеллы, Раисы и др.
Память св. мучеников Плутарха, Леонида, Диоскора, девицы Потамиены, Маркеллы, Раисы и многих других, пострадавших в Александрии, в гонение Септимия Севера, в 202 году. Плутарх и Раиса были сожжены, а Патамиена брошена в котёл с кипящей смолой, как и мать её, Маркелла.
Празднование Образа Пресв. Богородицы Троеручицы
Сия св. икона есть памятник исцеления отсечённой руки Иоанна Дамаскина, в царствование Льва Исаврянина иконоборца, в VΙΙΙ веке. Св. Иоанн, сильно защищавший письменно и устно почитание св. икон, за эту ревность оклеветан был Львом Исавром перед Дамасским князем, при котором св. Иоанн занимал важную гражданскую должность, будто бы он писал ко Льву письма, враждебные против Дамаска и князя. Князь, не разобравши дела, приказал отсечь у оклеветанного руку, писавшую к императору письмо, и повесить всенародно, на страх другим. Вечером в тот день узнал блаженный, что гнев князя утих, послал к нему моление через друзей своих, говоря: «умножается болезнь моя и несказанно меня мучит; и не могу иметь отрады, доколе рука моя, на позор повешенная, не будет мне отдана». Князь склонился на моление страдальца и повелел отдать ему отсечённый член. Получив его, Иоанн затворился в свою молитвенную клеть и падши перед св. иконой Богоматери с Богомладенцем, приложил отсечённую мёртвую свою руку к составу и из глубины сердца со слезами и рыданиями молился перед иконой Богоматери об исцелении руки своей на пользу верных. По молитве Иоанн заснул и в сонном видении узрел Богоматерь, светлыми и милостивыми очами на него взирающую. «Се здрава тебе рука, сказала Она ему; не скорби более и исполни то, что ты обещал Мне в молитве своей». Иоанн проснулся без болезни, с рукой исцелённой. В благодарность за чудесное исцеление руки своей с помощью Богоматери и в память этого благодатного события св. Иоанн сделал из серебра изображение ручной кисти и приложил её к иконе своей Заступницы, а по сказанию иных подписал третью руку. Отчего эта икона впоследствии и получила название Троеручицы.
По мнению некоторых, Русские иконописцы будто бы ошибочно изображают на иконе Троеручицы третью снизу руку, как-бы принадлежащую Самой Богоматери. Эта третья рука не имеет никакого отношения к изображаемому на иконе пречистому телу Божией Матери. Третья рука должна считаться совершенно отдельной и как-бы приложенной к образу. Но, кажется, иконописцы изображают согласно с древними описаниями иконы Троеручицы.
Подлинная икона Троеручицы из Дамаска самим Иоанном перенесена в лавру св. Саввы Освящённого, куда Дамаскин переселился для подвигов благочестия, и пребывала там от половины VIII до XIII века. В этом веке она перенесена св. Саввой, архиепископом Сербским, в Сербию, а отсюда на Афон, и ныне находится в Афонском монастыре Хиландаре (уста Львовы). Первоначально она поставлена была в алтаре соборного храма и там находилась несколько лет.
В начале ΧVIΙ столетия монастырь Хиландарский лишился своего игумена; братия приступили к избранию нового настоятеля, но никак не могли согласиться в выборе. Божия Матерь Сама прекратила несогласия братии. В один день иноки Хиландарские по обычаю собрались к утреннему Богослужению и увидели, что икона Троеручица стоит не в алтаре, а на игуменском месте. Приписывая это тайным действиям церковнослужителей, братия отнесли её в алтарь; на следующий день она опять появилась на игуменском месте. Это чудесное перехождение повторилось и ещё. Богоматерь в ночном видении одному святому затворнику изъяснила волю Свою, чтобы братия не переносили иконы Её с игуменского места. «Для устранения несогласий в избрании игумена в настоящее и на будущее время, Она Сама хочет занять это место Своей иконой и управлять монастырём». После этого она стоит над игуменским местом, в знамение того, что Богоматерь Своей Божественной иконой как-бы настоятельствует монастырём. Посему в этом монастыре нет игумена, а есть только проигумен или игуменский наместник, заведующий монастырскими делами и занимающий в церкви второе место близ игуменского, над которым стоит икона Троеручица. Вид иконы чрезвычайно выразителен и даже строг. От неё обыкновенно принимают иноки благословение на все церковные службы как-бы от присутствующего игумена.
С Афона из Хиландаря список образа Троеручицы принесён был в Москву в 1661 году 28 июня к патриарху Никону, который поставил эту икону в Воскресенском монастыре (Новом Иерусалиме). Точный список Троеручицы находится в Белобережской пустыне Орловской губернии.
* * *
«Перенесение мощей преподобных отец наших Сергия и Германа, Валаамского монастыря начальников, из великого Новограда в Корельский уезд в обитель Всемилостивого Спаса, на остров Валаам сент. 11 д.», – Царского № 128. 376. Синод. № 171 содержит в себе: а) жалобу, очень пространную, пр. Германа и Сергия на дозволение инокам владеть населёнными имениями. В ней советуется иерархам «благословити царей и великих князей на единомысленный Вселенский совет, – от всех градов своих – держати погодно при себе от всяких мер всяких людей». Извет говорит: «горе роду христианскому, – шлыки их (неверных) имущих на себе», б) Решение архиепископа Иоанна: «святитель Иван архиепископ, слышав преподобных сицев извет, благослови», т. е. одобрил. Сочинение явно подложное, современное шлыкам грозного царя. Едва ли сочинителем его не был известный священник Василий, творец разных вымыслов.
Ист. Иер. 3, 484. – Словарь святых, стр. 250.
Оппс. Румянц. Муз., стр. 43.
Собр. л. I, 191.
Север. архив 1824 г. 48–60.
Ист. Ак. I, 451. О делах Магнуса в север. архиве 1824 г. ч. 10, стр. 60–65.
По житию пр. Арсения м. Коневского, в 1394 г. Валаамским игуменом был Сила. – След. основатели Валаама в 1394 г. уже почили – 12 июня.
Ист. Иер. 3, 482–486. Сказание о перенесении мощей: «написан бысть образ их, Сергия и Германа, по благословению Иоанна архиепископа великого Новгорода, нового чудотворца». Последние слова – ошибка.
Собр. л. III, 47. Сл. Окт. о пр. Варлааме.
Ист. Иер. IV, 878. 639. В 1582 г. в Ксенофонтовой пустыни были два храма, из них один каменный, – в 6 кельях настоятель с 5 братиями, а 8 келий пустые (Неволин о пятинах, стр. 137). – По Отенскому списку святцев и по списку Общ. Ист. № 231, «пр. Ксенофонт, ученик пр. Варлаама Хутынск., строитель Троицкого монастыря, иже на Робьи реке, от Новгорода 16 поприщ, преставился в л. 6770 (1262) июня в 28 день; мощи под спудом; службы нет, тропарь и кондак есть».