27-е
Преподобного Сампсона Странноприимца
Странноприимство, т. е. принятие и упокоение бедных людей, не имеющих пристанища, издревле есть христианская священнейшая добродетель. Авраам, будучи пришельцем в земле Ханаанской, с усердием принимал под сень свою и угощал странников (Быт.18:1–9). Господь через Моисея узаконил Евреям: пришельца не озлобите, ниже оскорбите его: пришельцы бо бесте в земли Египетстей (Исх.22:21), и в Евангелии называет благословенными странноприемлющих (Мф.25:34–35). Посылая Апостолов на проповедь, Он заповедал им находить для себя пристанище у странноприемлющих (Лк.10:1–11). Апостол Павел между обязанностями епископа внушает ему быть страннолюбиву (1Тим.3:3) и между добрыми делами вдовицы поставляет: аще странные прият (1Тим.5:10), и всем христианам заповедует: страннолюбия не забывайте: тем бо неведяще нецыи странноприяша ангелы (Евр.13:2). Странничество, по изъяснению св. Апостола Павла, есть свидетельство, что мы не имамы зде пребывающего града, но грядущего взыскуем (Евр.13:14). Итак, странноприимцы служат спасительным пристанищем для бесприютных нищих, недужных и всех требующих помощи Христа ради. Таков был св. преподобный Сампсон странноприимец, который родился в Риме от богатых и именитых родителей, происшедших из царского рода. Хорошо обучился мирским наукам и особенно врачебной, не ради корысти и нужды, потому что сам был богат, но ради Бога, чтобы послужить нуждающимся. Сампсон любил и разумел и учение Божественного Писания, в котором много упражнялся. По смерти своих родителей, наследовав большое имущество, он по расположению сердечному подавал щедрую милостыню бедным, отпустил на волю своих рабов и сам стал рабом Божиим. Подражая Иисусу Христу, Сампсон сделался добровольным странником и питателем странников и всех бедных. Переселившись в Константинополь, он устроил дом для странников, нищих и больных, и для пользы и упокоения их посвятил всё своё имение, время и знания. Патриарх, узнав о его добродетелях, рукоположил его в пресвитера. Император Юстиниан, исцелённый от болезни силой его молитвы, устроил в награду ему по его желанию странноприимницу и больницу, в которых поставил начальником своего исцелителя. Здесь святой Сампсон провёл остаток своей Богоугодной жизни, неусыпно служа больным и нищим. По смерти святого странноприимца, в больнице, украшенной его именем, все приходившие с верой получали исцеление. Преподобный Сампсон скончался в 530 г. 28 июня. Кости св. Сампсона с благоговением сохраняются в Грузии в обители Гелата.
Имя св. Сампсона, как целителя и чудотворца, воспоминается при таинстве св. елеосвящения.
† Память о блаженном старце Мартине
В Царстве Христовом нет ни раба, ни свободного (Кол.3:11). Никакое звание не унижает христианина и никакое занятие не составляет непреодолимой преграды к совершенству духовному. Земледелец, дровосек, кожевник, повар в Царстве Христовом имеют то же значение, что военачальник, градоправитель, судья. Наоборот гражданская свобода – не то же, что духовная свобода; с ней одной человек может остаться не выше степного животного. – В Царстве Христовом нет места для гордости и своеволия. Смирение – основа и краса христианства. Оттого-то бывает, что, пренебрегаемые миром, но верные закону Божию, неожиданно и для них самих, оказываются великими перед Небом, удостаиваются посещения небожителей.
В городе Турове, ныне местечке Минской губернии, был монастырь св. князей Бориса и Глеба. Здесь была и кафедра Туровских епископов, впоследствии Минских. Здесь был повар Мартин. «Он служил при Туровских епископах Симеоне, Игнатии, Иоакиме и Георгии», из которых Иоаким известен по летописи в 1144–1146 (?) г.280. «Епископ Георгий уволил Мартина от поварской службы по его старости». Благочестивый старец не хотел расстаться с монастырём; он «принял монашество и жил в епископском монастыре св. мучеников на болонье» (на выгоне). «Живя один, он часто бывал болен: кишки у него выходили в лоно», вследствие прежних тяжёлых работ, от которых усердие его никогда не отказывалось. В припадках тяжкой болезни лежал он неподвижный, кричал от боли и не мог служить себе самому. «Раз, когда страдал он от той же болезни и лежал в келье, изнемогал он от жажды, так как никто не посещал его тогда и не служил ему, – около монастыря была сильная вода». – Монастырь стоял на р. Припяти, у которой под монастырём был рукав – Струмень; весной вода, разливаясь, покрывает окрестности, так что сообщение Турова с ближними деревнями бывает возможно только на лодках. «На третий день» беспомощного положения «входят к Мартину св. мученики Борис и Глеб, явно, в своём виде, как пишутся они на иконе, и говорят: «чем ты болен, старец?» Он рассказал им о своей болезни. «Не хочешь ли воды?» спросили они. – О! господа мои! отвечал он, уже давно жажду. Один взял ведро (ручку) и принёс для старца воды; а другой взял ковш и напоил старца. И старец спросил: «чьи вы детки»? – «Ярославовы, отвечали они». Св. братья называют старшего брата, в. кн. Ярослава Владимировича отцом своим. Таково уважение святых к старшим! И при жизни своей св. Борис называл Святополка отцом своим, как старшего брата281. Но когда Святополк «окаянными» делами своими лишил себя прав на всякое уважение, святые называют Ярослава отцом своим. «Старец Мартин подумал: верно это слуги Ярослава Георгиевича». В 1146 г. в. кн. Изяслав (Георгий) посадил в Турове сына своего Ярослава282. И старец сказал: «да умножит Господь Бог годы жизни вашей, господа мои, возьмите сами хлеб и соль и кушайте, а я уже не могу послужить вам». Они отвечали: «нет, побереги себе; мы уйдём, а ты не болей и усни». Они перестали быть видимы, а старец оказался здоровым, сам встал, прославил Бога и святых мучеников. Он жил ещё год. Об этом рассказал он духовному отцу своему283.
Память «об иноке Мартине» видим и в печ. прологе под 27 июня284.
† Преставление преп. Серапиона Кожеозерского
По ркп. святцам, «преп. отец Серапион, иже на Кожеозере, в Каргопольском уезде, новый чудотворец, преставился в л. 7000 июня в 27 д.». Преп. Серапион – прекрасное деревцо, принёсшее превосходные плоды св. любви, после того как дикой отраслью привился он ко Христу Господу285. В числе Казанских пленных татар, принявших св. крещение, был молодой мурза Туртас Гравирович, принявший при купели имя Сергия. Он жил в доме боярина Захария Ивавовича Плещеева, женившегося на Астраханской царице Ельякше, в крещении Иулиании. – Царь ласкал его286. Сергий так искренно, так глубоко полюбил св. веру, что решился расстаться с миром, чтобы выполнять самые высокие правила новой веры. Обойдя иноческие пустыни, на пустынном острове озера Кожи встретил он отшельника Нифонта, пленился жизнью его и остался жить с ним. Это было в 1560 г. Пищей для отшельников служила трава и частью ягоды; Сергий со всей точностью выполнял наставления Нифонта. После испытания, данного себе самому, Сергий просил старца постричь его в иночество; старец, видя искренность и чистоту желаний его, назвал его при пострижении Серапионом. Мало по малу узнали строгих отшельников, и молва о их высокой жизни стала привлекать к ним ревнителей духовной жизни; отшельническая жизнь Серапиона продолжалась почти 18 лет. Когда собралось к Нифонту и Серапиону довольное число иноков, Нифонт оправился в Москву просить земли для обители; но он скончался в Москве, не начав дела там. В обители не знали о судьбе Нифонта и по недостатку съестных припасов стали чувствовать голод. По состраданию к страждущим Серапион отправился испрашивать подаяния. Ему дали хлеба в зерне и жернова; по мхам и лому хвороста он принёс всё это на себе в обитель и спас братию от голодной смерти. Узнав о кончине Нифонта, блаж. Серапион отправился в Москву. Здесь получил он царскую грамоту от 30 сент. 1584 г., которой предоставлялась земля для новой обители по 4 версты во все стороны; а митрополитом дана грамота с благословением на устроение монастыря. Возвратясь на своё место, блаж. Серапион расчистил с иноками для пашни лес, оградил место обители оградой и соорудил храм в честь Богоявления Господня; потом отправился к новому патриарху Иову, чтобы получить антиминс, и наименован был строителем монастыря. Скоро потом построен и освящён другой храм, тёплый, в честь святителя Николая. Вот что говорил сам блаж. Серапион в просьбе своей к царю 1595 г.: «поставил он на Лонском озере, на Кожеозере, храм во имя Богоявления Господня, а другой тёплый – свят. Николая; устроил общий монастырь; а строение его продолжалось 36 лет. – Но ныне начали посылать с Москвы в их Богоявленский монастырь опальных людей, а им старцам и самим питаться нечем и беречь тех людей не кому; царской милостыни ни деньгами, ни хлебом не выдаётся; вотчинные земли Богоявленской обители, всего четыре обжи на р. Онеге, куплены, и они сами, приезжая, пашут пашню, а крестьян у них нет; сами же варят соль в Пияле для монастырского расхода; да на посаде, в Турчасове, куплен для приездов двор. – Мимо монастыря их проходили царские ратные люди, и они, помогая им и доставляя подводы, много задолжались». Вследствие сей просьбы царь освободил земли Кожеозерской обители от податей и повинностей287. В 1608 г., по прошению отягчённого старостью подвижника, поставлен был в игумена обители Аврамий, ученик его. Блаж. Серапион скончался 27 июня 1611 г., оставив после себя до 40 иноков в общежительной обители своей.
Жизнь преп. Серапиона говорит нам: «мы погреблись со Христом крещением в смерть, дабы как Христос воскрес из мёртвых славой Отца, так и мы ходили во обновлённой жизни. Итак, да не царствует грех в смертном теле, чтобы вы повиновались ему в похотях (Рим.6:11–12).
* * *
Собр. л. 1, 136. 2, 19. 25.
Собр. л. 1, 55.
Собр. л. 1, 186. 2, 19. Догадка, будто старец Мартин разумел Пинского князя Ярослава Георгиевича, известного в 1184 г. (Карамз. 2, пр. 415. 3, пр. 64) вовсе не «всего естественнее» (Макария Ист. Русск. Церк. 3. 256). Напротив, вовсе непримирима со временем епископа Иоакима, тогда как Ярослав Юрьевич с 1416 г. князь Туровский и епископ Иоаким 1144–1147 г. точно современники в Турове.
«Слово о Мартине мнисе», помещённое в прологе Румянцева XV в. № 321 под 27 июня, напечатано у преосвящ. Макария в Ист. Русск. Церк. 3, 256. 257. Здесь в вариантах напечатан и другой текст, из Макариевской минеи; но последний текст во многом переделан против древнего. Русский перевод следует первому тексту.
См. пр. 182. Повесть о блаж. Мартине из пролога 27 июня перенесена в повествование о чудесах св. князей, помещённое в минее под 2 мая. Так видим её и в минее св. Димитрия под 2 мая.
Сведен. о блаж. Серапионе, извлечённые из рукоп. в статье: «Кожеозерский монастырь», помещённой в Моск. ведом. 1852 г. № 83. 34.
О Ельякше Никон. л. 7, 235. Туртасово или Турчасов погост в грамоте 1549 г. (Ист. Ак. I, 218. 219) и в грамоте 1536 г. (А. Э. I, 152).
Ист. Акт. I, № 246.