20-е
Святого пророка Илии
Пророк Илия (3Цар.16:29, 17–19) родился в городе Фесвии Галаадской в колене Левиином, в племени Аарона, от отца именем Саваха. Святой Епифаний Кипрский сообщает о рождении Илии поучительное предание. Святитель говорит: «когда родился Илия, отец его Савах видел в видении, что мужи благообразные приветствовали его, пеленали огнём и питали пламенем огненным. Видение это он объявил в Иерусалиме священникам, которые ему сказали: «не бойся, сын твой будет жить во свете и судить Израильтян мечом и огнём». «Илия» значит «крепость Господня». По месту своего рождения он называется Фесвитянин; жил за 900 лет до Рождества Христова; был строгий подвижник и ревнитель веры в Бога истинного; пылал к Богу Божественным огнём любви, как Серафим. По наружности был муж космат и поясом длинным препоясан о чреслех своих (4Цар.1:8). Призванный возвещать людям волю Божию при Ахааве, царе Израильском, бывшем в супружестве с язычницей Иезавелью, во дни грубого идолопоклонства, введённого в царстве Израильском Иеровоамом и усиленного Ахаавом, Илия с дерзновением молил Бога обратить прельщённых идолослужением на путь истинного благочестия, и ожесточённых побудить к покаянию гневом небесным. Именем Божиим Илия объявил Ахааву о наказании его и народа трёхлетним бездождием и голодом. Молитвой пророка заключилось небо, и три лета шесть месяцев ни одной капли дождя и росы не пало на землю (Иак.5:17–18). Последовали засуха и голод, и исполнилось слово пророка Моисея на непокорного Израиля: будет небо над главой твоей медяно, и земля под тобой железна (Втор28:23). Сохраняя Илию от убийственных рук Иезавели, Господь, во время бедствия, послал обличителя нечестия в сокровенное место, а, чтобы избавить его от голода, постигшего землю Израилеву, дал ему для пития воду потока Хорафа, и чтобы внушить пламенному ревнителю благочестия сострадание к людям, томящимся от голода и жажды, повелел хищным птицам питать его. Через год поток иссох от сильного зноя, и Господь послал Илию в Сарепту Сидонскую к бедной вдовице, дабы он видел ближе бедствие, тяготеющее над богатыми, а тем более над бедными, и вместе веру многих из них в Бога истинного, и умерял свою пламенную ревность. Бедная вдова, имея горсть муки и немного елея, составлявшие единственный дневной запас для неё и детей её, не пожалела отдать ему и последнее, в надежде на Бога, исполняющего алчущих благами (Лк.1:53). Действительно, по Божественному слову пророка, и последний малый запас муки и масла служил около двух лет неистощимой и достаточной пищей для пророка, вдовы и её семейства. В награду за пропитание пророка она удостоилась знамения особенного благоволения Божия. У неё умер сын; Илия молитвой, троекратным на него дуновением и призыванием всемогущего Господа жизни: Господи Боже мой, да возвратится душа отрочища сего в он, воскресил умершего. Жена совершенно уразумела, яко Илия человек Божий и глагол Господень во устах его истинен. После трёх лет бездождия и голода, когда сам Ахаав преклонился к покаянию и искал пророка, пророк явился к царю, и для довершения обращения его и народа его к Богу единому истинному от богов ложных, которые подвергли царство Израильское трёхлетнему и тяжкому бедствию, Илия побудил царя собрать на гору Кармил старейшин Израиля и жрецов Ваала и Астарты. Собрался многочисленный народ и жрецы; ревнитель Божий обличил Ахаава и народ в идолослужении и, чтобы очевиднее показать, сколь ничтожны боги языческие и всемогущ Бог истинный, изведший Израиля из Египта, Илия молился Господу послушать его огнём, и своею дивной молитвой свёл с неба огонь на приготовленную жертву, после того как жрецы Ваала долго и напрасно умоляли его послать огонь на жертву их. Столь ясно видя всемогущество Бога истинного, все люди, бывшие на Кармиле, пали на землю и исповедали: воистину, Господь Бог, Той есть Бог. Народ, по повелению Илии, схватил и убил жрецов, как обманщиков. По слову и молитве пророка отверзлось небо и дождь напоил жаждущую землю. Ахаав познал своё заблуждение.
Иезавель негодовала на пророка Божия за убиение жрецов её и грозила умертвить его. Илия скорбел духом о бессилии своём истребить идолопоклонство и просил себе смерти. Ангел Господень повелел Илии удалиться в Аравию на гору Хорив, где он сподобился беседовать с Богом и получить от Него утешение. Илия скорбел и говорил: ревнуя поревновах по Господе о Бозе Вседержителе, яко оставиша завет Твой сынове Израилевы олтари Твоя раскопаша, пророки Твоя избиша оружием, и остах аз един, и ищут души моея изъяти ю. На другой день Господь воззывает Илию на гору и, после грозных явлений бури, землетрясения и пламени, в коих Господь не явил Себя, являет, и Илия ощущает присутствие Господа во гласе хлада тонка. Сим знамением Милосердый поучает пламенеющего ревностью по Боге пророка человеколюбию и снисхождению и внушает ему, что не весь ещё Израиль отступил от Бога; ещё 7,000 мужей не преклонили колен Ваалу.
Впрочем, Бог внял желанию пророка Своего и повелел ему избрать преемником себе в деле пророческого служения – Елисея. Елисей возделывал землю, Илия пришёл к нему и поверг на него милоть свою; и остави Елисей волы, и тече вслед Илии и служаше ему. Ахааву, павшему в новые и тяжкие преступления, Илия по внушению Божию грозно возвестил о близкой погибели его, Иезавели и всего дома его. Ахаав плакал о грехах своих, облёкся во вретище, постился и хождаше скорбен. Бог возвестил Илии о кающемся Ахааве: сего ради не наведу зла во днех его: но во днех сына его наведу зло на дом его (3Цар. XXI).
Внутренний огонь св. ревности к Богу в Илии явлен был ещё неоднократно, посредством видимого огня небесного, который, по слову пророка, дважды сходил и истреблял войнов, коих Охозия, сын и преемник Ахаавов на царстве и в идолопоклонстве, посылал взять Илию (4Цар. I). Наконец на огненной колеснице Илия вознесён, подобно Еноху, живой на небо. Елисей зряше и вопияше: отче, отче, колесница Израилева и конница его – помощь и защиша Израиля! и не увиде его ктому. И взя милоть Илиину Елисей падшую к верху его (4Цар.2:11–12), и получил сугубую благодать от Бога. По выражению Церкви, Илия «с плотию сый бессмертен уверяет мертвых востание». Через 7 лет по взятии Илии на небо он ревность свою по Боге явил и с небес; от него прииде к Иораму царю Иудейскому писание обличения □ и наказания за идолослужение (2Пар.21:12–20).
К пророку Илии, – столь ревностному проповеднику правды Божией и столь высокому орудию благодати, люди во все времена имели великое уважение и благоговение. Современники пророка, ясно видя в нём благодать Божию, называли его человеком Божиим (3Цар.17:18), во устех которого глагол Господень истинен (3Цар.17:24); в знак особенного благоговения к нему повергались перед ним на землю (3Цар.18:7; 4Цар.1:13); исповедали перед ним великую благодать Святого Духа, живущую и действующую в нём (3Цар.18:12; 4Цар.2:15–16). Сирах пишет о великом пророке: «востал Илия пророк, как огонь, и слово его, как свеща, горело. Он навёл на них глад, и ревностью своею умалил их. Словом Господним заключил небо и свёл трижды огонь с неба. Как ты прославился, Илия, своими чудесами, и кто сравнится с тобою в славе! Ты воздвигнул мёртвого от смерти и из ада, словом Вышнего. Ты низвёл царей в пагубу, и знаменитых с ложа их. Ты слышал на Синае обличение и на Хориве суд отмщения. Ты помазал царей для воздаяния и пророков преемниками по себе. Ты вознесён вихрем огненным на колеснице с огненными конями. Ты предопределён в обличительных пророчествах на времена будущие утишить гнев Божий при его воспламенении, обратить сердце отца к сыну, и восстановить колена Иаковлевы. Блаженны те, кои увидят тебя и украсятся любовью» (Сир.48:1–11). Составитель первой книги Маккавейской с похвалой упоминает между прочими знаменитыми и благочестивыми мужами Ветхого Завета и о пророке Илии: Илия егда возревнова ревностью закона, взяся даже на небо (1Макк.2:58).
Во время земной жизни Иисуса Христа Иудеи, взирая на великие чудеса Его, считали Его за пророка Илию (Мф.16:14). В день преображения Господня Илия, как представитель пророков, во свете явился с Моисеем на горе и беседовал с Господом. Апостол Пётр, бывший очевидцем преображения Господня, желал между прочим сотворить едину сень и Илии. От времён Апостольских почитание пророка Илии продолжается в Церкви Христовой и даже вне её непрерывно. В III веке преп. Харитон на месте пустынного пребывания пр. Илии основал обитель Илиотов. В IV столетии, в день пророка Илии св. Амвросий Медиоланский, Августин и Златоуст говорили поучения, которые показывают, что праздник сему пророку в IV веке совершаем был в разных Церквах христианских. Св. Иоанн Златоуст, беседуя во храме св. мучеников в день пророка Илии, между прочим произнёс об нём: «множество времени не затмило его памяти, как и следовало. Такова добродетель». Даже и доселе, слишком через 2780 лет, благоговейные предания не затмились о пророке Илии; – доселе Палестинские предания с благоговением указывают места, освящённые стопами ног великого пророка Божия. В XI веке Иоанн, архиепископ Евхаитский, и позднее иеромонах Пахомий Логофет на день пророка Илии написали многие песнопения, доныне поемые Церковью в этот день.
Св. пророка Илию почитают даже Монголы – Буряты Забайкальские. День пр. Илии чтут Татары и в этот день не работают.
В песнопениях своих Церковь называет Илию пророком и провидцем великих дел Божиих, Ангелом во плоти, основанием пророков, предтечей второго пришествия Христова, и празднует ему, как «вещанием некогда уставившему водоточные облаки», в самое жаркое время года, когда для произращающей земли особенно нужны дожди, прося его молить о нас единого Человеколюбца, дабы не отяготели над страной нашей бездождие и голод, как древле постигли царство Израильское, по слову пророка Илии. Издревле в нашем отечестве в день пророка Илии во многих местах совершают крестные ходы и молебствия по полям для освящения их и для умилостивления Господа молитвами пророка Илии, который во дни своей земной жизни постоянно ходил с силой своей проповеди и чудес.
* * *
Память св. Илии, патриарха Иерусалимского, и Флавиана, патриарха Антиохийского. Об них смотри 1 апреля, в житии Марии Египетской.
† Преставление преп. Аврамия Чухломского (Галичского)
Преп. Аврамий264 с молодых лет возлюбил Господа и был пострижен в иночество преп. Сергием; в его обители он сперва выполнял послушания в хлебне и поварне, потом носил дрова и воду для братии; после долгого искуса, как укрепившийся в духовной жизни, он удостоен был сана священства, но испросил у преп. Сергия дозволение провести несколько времени в совершенном безмолвии. Потом, стремясь к высшему духовному совершенству, по благословению Сергия удалился он в дикую тогда страну Галичскую и здесь стал подвизаться.
В одно время молился он под горой и услышал голос: «Аврамий, взойди на гору, там икона Богоматери». Он взошёл на гору и увидел в ярком свете икону, стоящую на дереве. Он поставил здесь келью. Сухой хлеб утолял голод его и чистая вода источника прохлаждала жажду. Поселянин неожиданно нашёл пустынника под горой и по просьбе его обещался тайно приносить ему по одному хлебцу в неделю. Потом о дивном пустыннике и его чудной иконе услыхал Галичский князь Димитрий Феодорович и едва упросил преподобного посетить Галич265. Преподобный достиг Галича озером и встречен был духовенством и народом при входе в город, там, где ныне Староторжский Николаевский девичий монастырь; – набожный князь встретил св. икону в Спасском храме; здесь преподобный отпел молебен Богоматери с водоосвящением, и многие больные получили исцеление. Набожный князь доставил преподобному средства основать на месте явления св. иконы храм и обитель в честь успения Богоматери266. И озеро, на берегу которого поселился отшельник Аврамий, называется Чухломским или Чудским, и та возвышенность, на которой провёл он последние свои годы, называется по памятникам «Чудским городком»267. – Это уже показывает, с какими людьми пришлось иметь дело преп. Аврамию. – Чудь Галичской страны хотя уже знакома была с христианством, но поверхностно и слабо; обычаи и нравы были грубы, язычество ещё жило в сердцах и открывалось в делах; волхвы давней старины ещё более значили для многих, чем чистая святая вера. Так говорит о Галичской Чуди и житие пр. Аврамия. И так была нужда явить славу христианства и особенным чудом и особенным подвижником. Преподобный боролся в Чудской стороне и с нуждами обители и с Чудской грубостью. Он часто собирал к себе суеверов и убеждал их расстаться с суевериями, указывая на чудеса христианства; а ещё чаще молился он за них перед иконой Богоматери. И не бесплодны были труды его. Те, которые получали исцеление от иконы Богоматери, и сами искренно убеждались в превосходстве св. веры и других убеждали в том же. Успенская обитель процвела и стала многолюдной; преподобный назначил ей в настоятеля ученика своего Порфирия, а сам удалился в пустыню268.
За 30 вёрст от Успенской обители, на берегу небольшого озера, нашёл он красивое место и стал здесь подвизаться отшельнически. Спустя несколько времени ученики узнали о месте, куда скрылся любимый учитель, и пришли умолять его, чтобы возвратился к ним в обитель. Преподобный согласился только на то, чтобы остались при нём некоторые из учеников. Для них построил он храм в честь положения пояса Богоматери; с помощью набожных людей вскоре устроилась здесь общежительная обитель. Она называлась великой пустыней Аврамиевой269.
Убегая многолюдства, Аврамий удалился на р. Вочу. – Ученики нашли его здесь и стали ставить около его хижины кельи. Любящий отец благословил им построить храм в честь собора Богоматери. Образовалась и здесь обитель, для которой Аврамий назначил в игумена ученика своего иеромонаха Пафнутия.
Преподобный ещё раз скрылся от учеников своих. В 13 верстах от Вочской обители он нашёл себе такое место, где пребывание его более, чем где-нибудь, могло иметь последствия благодетельные. Он поселился под горой, на которой был «Чудский городок»; это было гнездо старого Чудского суеверия; здесь нужно было много света и силы небесной, чтобы рассеять остававшийся мрак язычества. Когда собрались сюда ревнители духовной жизни, Аврамий с любовью основал на Чудском городке храм в честь покрова Богоматери; сам на старческих плечах своих носил землю для укрепления крутого берега и ревностно трудился вместе с учениками при устроении обители. Скоро в новой Покровской обители оказалось до 100 человек братии. Чудное действие производит на сердца община подвижников благочестия. «Бедный, посетив обитель иноков, говорит святой Златоуст, идёт из монастыря с утешением для бедности; посещает иноков богатый и возвращается от них лучшим, с здравыми понятиями о вещах; когда приходит к ним облечённый саном, пропадает здесь вся надменность; здесь и волков обращают в агнцев; если загорелось в ком желание вести подобную прекрасную жизнь, – пока горячо в тебе это желание, спеши к ангелам и разгоришься ещё более»270. Таково было значение Аврамия в Чудской стороне! Он сам жил уединённо под горой; но сюда приходили к нему ученики для исповедания помыслов своих; сюда же приходили и окрестные жители и получали полезные наставления. Чухломская страна чтила его, как своего просветителя. За год до кончины передал он управление обителью ученику своему Иннокентию и остальное время проводил в совершенном безмолвии. Причастившись св. Таин, он мирно почил 20 июля 1375 года. Мощи его почивают под спудом, в приделе храма, посвящённом его имени271.
Праздник Галичской иконе Богородицы
Галичская или Чухломская икона явилась Аврамию, Галичскому или Чухломскому чудотворцу, в XIV веке, около 1350 года. Постриженный в инока Сергием Радонежским, по его благословению, Аврамий для строжайших подвигов смирения удалился в Галичскую пустыню Костромской губернии, к озеру Галичскому, напротив города Галича. Здесь он молился Богоматери: «Пречистая Богородице Христа моего! Заступница всего рода христианского! Будь и о мне грешном ходатаицей и молитвенницей к Сыну Своему и Богу, да призрит на смирение моё. Ради Его имени я изшёл в пустыню сию. Тебя, Матерь сладкого мне Христа, предлагаю молитвенницей о мне, ибо Ты и пристанище всем». По молитве он сел немного почить, и вдруг слышит голос с горы: «Аврамий! взойди на гору, где стоит икона Моей Матери». Ужаснулся преподобный и взглянул на гору. На вершине её он увидал свет, сияющий паче луча солнечного. Преподобный оградился крестным знамением, взошёл на гору, где сиял свет, и увидел на дереве икону Богоматери с Предвечным Младенцем Иисусом. Аврамий встрепетал и пал ниц на землю, не будучи в силах снести великого сияния, и долго лежал и плакал от умиления. Вдруг услышал он опять: «Аврамий, встань и укрепись». Аврамий поднялся от земли; невыносимого света уже не было на иконе; Аврамий со слезами молился. Икона сама спустилась на руки преподобного. Он слезами омочил икону и с умилением повторял слова Евангельские: «откуда мне сие, яко прииде Мати Господа моего ко мне!» Поставив икону на дереве, он обратился с молитвой к Господу; всю ночь был без сна, воспевая благодарственные песни Богоматери.
Через несколько времени Аврамию пришёл помысл – удалиться с явленной иконой в пустыню, куда направит путь его Богоматерь. Помышляя о сём, он задремал и немного заснул; во сне услышал голос от иконы: «Аврамий, пребудь на месте сём, и спасёшься, и обитель воздвигнешь во упокоение Мне, тебе и учеников твоих. Я не оставлю, снабжая и соблюдая их во все дни жизни твоей, и по твоём к Богу отшествии не отступлю от обители твоей, покрывая её и даруя ей всякое изобилие». Аврамий пробудился и со слезами благодарил Богоматерь за обетование. И так он поставил часовню на той горе, которую избрала Богоматерь, и стал тут жить в безмолвии.
Несколько времени Аврамий уединялся на горе, не знаемый никем; но после слух о нём и о чудотворной иконе дошёл до князя Галичского Димитрия Феодоровича, и он послал просить Аврамия с иконой к себе; Аврамий сначала отказывался, но, уступив вторичному молению князя, переехал на лодке Галичское озеро. Во вратах города встретил его весь священный собор со множеством народа, и сам князь с семейством; он взял икону на свои руки, внёс в соборную церковь и поставил на приличном месте. Перед иконой отпел молебен сам преподобный Аврамий со всем клиром, освятил воду и окропил ею князя и народ. Недужные со всего города принесены были перед икону Богоматери, и когда преподобный окропил их водой святой, и они приложились к иконе Богоматери, – все получили исцеление. На другой день преподобный рассказал князю о явлении иконы и о обетовании Божией Матери касательно устроения монастыря на месте явления. Князь пожертвовал имение на построение монастыря и содействовал скорейшему его окончанию. Сначала выстроена и освящена была церковь во имя Успения Богоматери, а по времени образовался при ней и монастырь, называемый ныне Городецкий Покровский. Посему и Галичская икона иногда называется Городецкой.
* * *
Ркп. житие пр. Аврамия – в июльской минее Сергиевой лавры № 5, в импер. б-ке № 710. Сочинитель жития говорит: «иноцы тоя обители принесоша мало нечто написано о житии преп. Аврамия, ветхо и издрано, аз же едва прочтох»; далее: «случися мне грешному Протасию быти в той обители и видящу чудеса. Пребывшу в монастыри том три лета, содержа жезл паствы». Итак, сочинитель игумен Чухломский Протасий. Едва ли это не тот же игумен Протасий, который в 1546 г. открывал мощи пр. Павла Обнорского и оставил записку о пр. Павле. См. окт. 7 д.
Ркп. житие: «бе же тогда в Галиче содержай град и землю Галичскую благов. князь Дмитрий Феодорович, внук благ. кн. Василия Константиновича, а Константин – четвёртый сын в. кн. Ярослава Всеволодовича» Далее сказано, что в. кн. Димитрий Иоаннович выгнал кн. Дмитрия Феодоровича из Галича и отдал Галич сыну своему кн. Юрию. См. родосл. книгу в времен. Моск. общ. ист. X, 73. 74.
Ркп. житие Аврамия, слава Богоматери ПИ, 37. 38. Μ. 1853 г.
Ист. ак. I, 98. В Солигалицком летописце Воскресенского монастыря Чухломское озеро называется Чудским. Ж. м. внутр. д., ч. 22, стр. 5. 6
По описи 1662 г., за Успенским Аврамиевым монастырём 310 дворов поселян.
По описи 1662 г., за великой пустыней Аврамиевой 82 двора.
Бес. на Еванг. Матфея, бес. 8. 9. 4, бес. 68. § 3. 4, бес. 69 § 3. 4.
Ист. иер. 3, 748. Сведен. о монаст. 159. 162; ркп. святцы: «пр. Аврамий игумен Городецкий, иже на Чухломе озере, Галичский чудотворец, ученик Сергиев, преставися в л. 6883 (1375) мес. июля в 20 д.». Тот же год кончины – и в житии пр. Аврамия, по списку импер. б-ки. – По переписи 1662 г., за Городецким Аврамиевым Покровским монастырём – 310 дворов.