21-е
Святого пророка Иезекииля
Иезекииль, сын священника Вузии, был отведён в плен вместе с другими Иудеями и с царём Иехонией во время второго пленения Иерусалима царём Вавилонским Навуходоносором и поселён в земле Халдейской, при реке Ховаре. Здесь, на тридцатом году жизни и после четырёх лет жизни в плену (около 595 г. до Рождества Христова), Иезекииль был призван Богом проповедовать покаяние Иудеям. Знамением призвания его было чудное видение Славы Божией, шествующей на четырёх животных, имеющих каждое четыре лица: человеческое, львиное, телячье и орлиное, обращённые на четыре стороны. Видение это, по объяснению св. отцов, было прообразованием четырёх Евангелистов, просветивших весь мир Евангельской проповедью.
«Увидев это, я пал на лицо своё, – говорит Иезекииль, – и слышал глас Глаголющего, и Он сказал мне: сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня; они и отцы их – изменники предо Мной до сего самого дня. И эти сыны с огрубелым лицом и с жестоким сердцем; к ним Я посылаю тебя, и ты скажешь им: так говорит Господь Бог! Будут ли они слушать, или не будут, ибо они – мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них. – А ты, сын человеческий, не бойся их, и не бойся речей их, если они волчцами и тёрнами будут для тебя, и ты будешь жить у скорпионов; не бойся речей их и не страшись лица их, ибо они – мятежный дом.
«Ты же не будь упрям, как этот мятежный дом; открой уста твои и прими, что Я дам тебе» ... Это был свиток, исписанный с обеих сторон, и было написано на нём: «плач, и стон, и горе» ...
Наполнив внутренность свою этим свитком, Иезекииль почувствовал себя вместе с тем «в огорчении, с встревоженным духом», но «рука Господня была крепко на нём» ...
Семь дней однако же после этого видения Иезекииль ещё не решался начинать указанную ему свыше деятельность, пребывая всё это время в великом изумлении. Тогда снова было душе его внушение Божие:
«Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слова из уст Моих и будешь вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: «смертью умрёшь!» а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, – то беззаконник тот умрёт в беззаконии своём, и Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрёт в беззаконии своём, а ты спас душу твою». С этих пор Иезекииль стал проповедовать народу внушения, которыми сам был вразумляем от Бога; он убеждал пленённых Иудеев исправиться от пороков их и с раскаянием обратиться к Богу; он возвещал страшные бедствия, которые «изольёт Господь в ярости Своей» на Иерусалим и Иудею, и «совершит над ними гнев Свой и будет судить их по путям их» ... Иезекииль предсказывал и разорение других стран: Тира, Сидона, Идумеи, Египта за то, что народ их радовался разрушению Иерусалима; Иудеям же обещал он и возвращение из плена через 70 лет и возобновление Иерусалима и храма. Вместе с тем указывал он им и на пришествие Избавителя, Которого изображал в виде пастыря, ищущего спасти заблудившихся овец своих, и называл Его Давидом в знамение того, что Он произойдёт от племени Давида: – «Я спасу овец Моих, и они не будут уже расхищаемы, – говорит Господь устами пророка Своего, – и поставлю над ними одного Пастыря, Который будет пасти их, раба Моего Давида». «Я освобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный. Буду пасти их на хорошей пажити, и загон их будет на высоких горах Израилевых; Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их; потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу и больную укреплю; а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде. И Я – Господь буду им Богом, и раб Мой Давид будет князем среди их. И заключу с ними завет мира, и удалю с земли лютых зверей, так что безопасно будут жить в степи и спать в лесах. Дарую им и окрестностям холма Моего благословение. И будут они безопасны на земле своей, и никто не будет устрашать их. И произведу у них насаждение славное, и не будут уже погибать от голода на земле и терпеть посрамления от народов. И узнают, что Я, Господь Бог их – с ними, и они, дом Израилев, Мой народ, – говорит Господь Бог, – и что вы – овцы Мои, овцы паствы Моей; вы – человеки, а я – Бог ваш, – говорит Господь Бог» (Иез. гл. 34).
Объясняя погрязшим в нечестии и пороках, Иезекииль так взывает к ним от имени Бога: отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? Ибо Я не хочу смерти умирающего, – говорит Господь Бог; но обратитесь и живите (Иез.18:31–32).
В одном из знаменательных видений, которыми Бог посещал возвышенного духом Иезекииля, получил он откровение о воскресении мёртвых. «Была на мне рука Господа, – повествует он, – и Господь вывел меня духом, и поставил меня среди поля, и оно было полно костей; и обвёл меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. – И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: «кости сухие! слушайте слово Господне!» Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживёте. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожей, и введу в вас дух, и оживёте и узнаете, что Я – Господь. И вот, – продолжает Иезекииль, – произошёл шум, движение, и стали сближаться кости, кость с костью своей. И видел я, вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, но духа не было в них». Когда же, по повелению Божию, пророк призвал духа, чтобы он дохнул на этих мёртвых для оживления их, то «вошёл в них дух, и они ожили и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище... И сказал Он мне, – продолжает Иезекииль: – сын человеческий! кости сии – весь дом Израилев. Вот, они говорят: «изсохли кости наши и погибла надежда наша, мы оторваны от корня». Поэтому изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и введу вас в землю Израилеву. И узнаете, что Я – Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживёте, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я Господь сказал это и сделал, говорит Господь»... (кн. прор. Иезек., гл. 37).
Это пророчество о всеобщем воскресении мёртвых читается за утреней Великой субботы.
О жизни пророка Иезекииля, жившего в VI веке до Рождества Христова и пророчествовавшего около 27-ми лет – мало подробностей в Библии, но помещена в ней книга его, состоящая из 48-ми глав. – О кончине его известно лишь по преданию, что он был растерзан конями, к которым привязали его Иудеи, озлобленные его обличениями и угрозами за их беззаконную жизнь. Тело его было погребено в селении Маур, недалеко от Багдада.
Преп. Симеона, Христа ради юродивого, и спостника его Иоанна
Сириане из Едеса. Иоанн 30 лет, а Симеон около того прибыли в Иерусалим на Богомолье и, поклонившись животворящему Кресту Господню, пожелали видеть монастырь преп. Герасима; тут они приняли монашество от игумена Никона, и через год, с благословения игумена, удалились на пустынное житие к реке Иордану, где у впадения реки в Мёртвое море нашли келью и огород при ней, оставшиеся после умершего старца некоего. Помолившись и возблагодарив Бога, они тут поселились и благоугождали Богу в молитвах, постах и пустынных трудах. Иоанн прожил в кельи до самой смерти (около 592 года), а Симеон немного раньше, именно в 582 году, оставил его, посетил Иерусалим и стал юродствовать в Емесе, где и скончался около 590 года, облагодетельствованный даром прозрения и чудес, показавши много опытов самоотвержения и любви к ближним.
† Память о преп. Онуфрии Печерском
Житие преподобного Онуфрия Печерского не описано в Патерике. У Кальнофойского назван он старцем и чудотворцем, – в каноне лавры – любителем молчания. Мощи его почивают открыто в Антониевой пещере272.
* * *
Опис. Киев. лавры 110. 290. В ркп. святцах: «пр. отцы Онуфрий и Анатолий». Мощи пр. Онуфрия при Кальнофойском – на линии пещеры Северной, вблизи пр. Иоанна Многострадального; – а при Гербинии (1675 г.) – уже там же, где и ныне, в трапезе отцов.