Источник

22-е

† Преставление преп. Корнилия Переяславского

Пр. Корнилий, в мире Конон273, сын Рязанского купца, в юных летах скрылся из дома родительского и в Лукияновой пустыне, в 25 вер. от Переяславля, прожил 5 лет у старца Павла. Потом пришёл в Переяславскую обитель св. Бориса и Глеба, что на песках; здесь было тогда только три монаха и строитель Сергий; монастырь был самый бедный. Конона долго не соглашался принять Сергий, потому что он был ещё молод, – по виду полагали ему «не более 15 лет», – к тому же он ничего не говорил о себе; но терпение Конона довело его до цели. Он не отходил от ворот обители, и его приняли в обитель, признав его глухим и немым. Конон усердно ходил в храм и усердно трудился по послушанию, – молол рожь, носил дрова в трапезу хлебную, таскал воду, – делал всё, что приказывали; а в трапезе не садился с старцами, но после всех довольствовался тем, что оставалось; к тому же принимал пищу только три раза в неделю. Так прожил он 5 лет и по просьбе его пострижен был в иночество. С того времени никто не видал его спавшим на постели, а послушания по-прежнему выполнял он с полным усердием. Число братии уже увеличилось в обители, и некоторые смеялись над Корнилием, как над юродивым; он терпел и молчал. Спустя три года просил он у строителя дозволения жить в затворе. Строитель, видя подвижническую жизнь его, выстроил ему келийцу и благословил жить в ней. Корнилий затворился и безвыходно подвизался в посте и молитвах. Но раз нашли его у кельи едва живым, – келья была заперта изнутри и отворено было только оконце. – Корнилий пролежал больным три месяца с и ничего не ел, а принимал только воду и сок. Выздоровев, остался он, по убеждению настоятеля, жить с братией, усердно ходил в храм, исправлял должность пономаря, служил в трапезе, – копал землю, садил овощи и плодовые деревья. В саду его росли превосходные яблоки, и он с любовью раздавал их безденежно. Строгий пост и подвиги так иссушили его, что он походил на сухое дерево; и однако не переставал трудиться. – Своими руками выкопал для братии колодезь, и вода колодезя его была весьма вкусная и чистая. Он не прерывал молчания своего и теперь, когда жил с братиями. Так прожил он 30 лет, оставаясь во мнении других глухим и немым. Перед кончиной, о которой дал он знать знаками, пошёл он к общему духовному отцу, игумену Никольской обители Варлааму, исповедался, причастился св. Таин и по просьбе его облечён был в схиму; только теперь, по просьбе духовника, рассказал о себе, кто он, откуда, как шла жизнь его. Возвратясь в обитель, особоровался св. маслом и в тот же день скончался. Это было 22 июля 1693 г. Он был похоронен в часовне, вблизи первоначального схимника Адриана убиенного. Спустя 9 лет, при построении нового храма, обретены были нетленные мощи его. При освящении храма в честь Смоленской иконы Богоматери в 1705 г. святитель Димитрий Ростовский, в ведении которого стоял тогда Переяславль, свидетельствовал мощи, и они положены были в новом храме, под спудом. Святитель написал тропарь и кондак преподобному; тогда же написана была икона преподобного. – В ркп. житии записано всего 17 чудес, совершившихся при мощах преподобного до июля 1717 г.; имя его внесено и в ркп. святцы. – Икона его с надписью: «образ пр. Корнилия, Переславского чудотворца».

Кондак преподобному, сочинение св. Димитрия: «Вышняя получити желая, в вышних Живущему неленостно поработал еси, блаженне; да наследиши горняя, презрел еси дольняя, не токмо очи отвратив не видети суеты, но и устнам своим молчание наложив не глаголати суетная: обаче немолчным сердцем воспел еси Богу. – Не умолчи убо и ныне о нас моляся, Корнилие преподобне»274.

Св. Мироносицы и равноапостольной Марии Магдалины

Мария Магдалина родом из Палестины, из колена Иссахарова, из местечка Магдалы (Мф.15:39), потому названа Магдалиной. Она была усерднейшей ученицей Иисуса Христа; ходила за Ним и служила Ему (Мк.15:40–41). Вместе с другими жёнами Магдалина шла и плакала за Господом, ведомым на пропятие (Лк.23:28,55). Когда Господь был распят на кресте, она издали с глубокой скорбью смотрела на Распятого и находилась при Его погребении (Мк.15:47; Мф.27:61). В первый день недели по смерти Иисуса Христа, называемый ныне Воскресным, она весьма рано с приготовленными ароматами пришла ко гробу Господа, чтобы помазать тело Его. Не нашед тела Господа во гробе, она поспешно возвестила об этом Апостолам Петру и Иоанну и снова притекла ко гробу, стояла в недоумении и плакала. В сокрушении сердечном она приникла ко гробу, и первая услышала от Ангелов радостную весть о воскресении Господа (Ин. 20:1–13; Лк.24:1–6); потом первая увидела и исповедала воскресшего Господа, и первая принесла ученикам Его благовестие о воскресении Его (Мк.16:9–10; Ин.20:14–18).

По вознесении Иисуса Христа на небо, Магдалина вероятно пребывала в единодушной молитве с Апостолами и с Марией, Матерью Иисуса Христа (Деян.1:14). По сказанию Никифора, Кедрина и Константина Манассия, Магдалина много потрудилась для проповеди Евангелия; путешествовала в Рим (Рим.16:6); представши пред императора Тиверия, она поднесла ему красное яйцо и обвиняла перед ним Пилата в несправедливом осуждении Иисуса Христа. Из Рима равноапостольная благовестница пришла к Иоанну Богослову в Ефес и там, послужа с Апостолом спасению человеков, окончила свою земную жизнь и погребена.

По мнению западных, Мария Магдалина будто бы скончалась в Галлии в Провансе и погребена в Марсели, жителей которого она обратила ко Христу.

В IV веке отцы Церкви Амвросий, Златоуст, Августин и другие прославляли равноапостольную в своих поучениях. В V веке, в царствование Греческого императора Льва I, мощи её перенесены из Ефеса в Константинополь.

В том же V веке Анатолий Константинопольский, в IX – Византии и Феофан Никейский написали многие песнопения на день св. равноапостольные Марии Магдалины. Церковь, совершая память её, прославляет её славной ученицей Слова, всюду возвещающей слово благодати спасения и уловляющей многих, прельщающихся неведением.

На литургии в день Марии Магдалины чтением Апостольским Церковь свидетельствует, что Апостолы имели власть водить с собой жены из сестёр, между коими была и Мария Магдалина (1Кор.9:2–12); Евангельским благовествует о жёнах, исцелённых Спасителем от злых духов и болезней, и в благодарность за это служивших Ему своим имением, между коими была и Мария Магдалина (Лк.8:1–3).

* * *

273

Ркп. житие преп. Корнилия у Ундольского и в Переяславской Борисоглебской церкви. Оно почти буквально, в Русском переложении, напечатано свящ. Свирелиным: преп. Корнилий Переславский чудотворец, Μ. 1861 г.

274

Сведение о монаст. 48. Ист. иер. 3, 428. 1, 122. 332. Чудеса описаны у Свирелина.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900. / Июль. – 332, IV с.

Комментарии для сайта Cackle