Источник

3-го числа

Святых праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы

Святых праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. О них довольно сказано выше, в празднике Сретения.

† Преставление св. Симеона, епископа Тверского

В рукописных святцах Симеон, епископ Тверской, поставлен между святыми русской Церкви. Летописи разных времен, говоря о нем, называют его «преподобным епископом», чем показывают в нем подвижническую, святую жизнь1.

Блаженный Симеон был первым Тверским епископом2, а седьмым Полоцким епископом3. По некоторым памятникам, он был из рода князей Полоцких4. Последнее подтверждается и тем, что множество земель и угодий роздано им Полоцким обителям и церквам5. Скорби времени заставили его оставить Полоцк. В 1263 г. убит был князь Миндовг, женатый на княжне Тверской. Тогда же лишен был жизни и племянник его, князь Полоцкий, Товтивилл. Сын Товтивилла скрылся в Новгород; другие князья и бояры бежали, кто куда мог6. Полоцкий епископ, заведовавший и прежде того церквами Тверского княжества, уклонился от бед в Тверь, тем более, что в то же самое время Тверский князь Ярослав Ярославич стал великим князем России и любимую им Тверь избрал в свой престольный город. – Благоверный князь принял блаженного пастыря со всею любовию: он наделил Тверскую кафедру его богатыми имениями и угодьями7. По летописи, блаженный пастырь в 1271 году с любовию отдавал последний долг любви и уважения почившему благотворителю своему. Великий князь Ярослав Ярославич скончался на пути из Орды, и его привезли в Трерь для погребения; «Тверской епископ Симеон совершил над ним обычное надгробное пение, и его положили в соборном храме св. Козмы и Дамиана»8. Блаженный Симеон управлял паствою, как пастырь искренний, как один из лучших пастырей церкви. По свидетельству летописей, он был «учительный и хорошо знакомый с книгами; не боясь неприятностей и бед, вступал в спор с князем и вельможами, а нищим и сиротам благотворил9. Снисходительный и добрый для обижаемых и несчастных, внимательный к чину иноческому и священническом у, он бы л грозен для оскорблявших правду и добродетель, – они боялись его10. Памятники древности передают разговор его с Полоцким князем Константином. «Константин, князь Полоцкий, называемый Безрукий, желая уколоть своего тиуна, сказал вслух всех епископу: «где будут наши тиуны на том свете?» Владыка Симеон отвечал: «там же, где и князь». Князю это не понравилось и он сказал: «тиун судит неправо, берет деньги, продает и мучит людей, делает все худое; а я что делаю?» Владыка сказал ему: «если князь добр и Богобоязнен, жалеет людей, любит правду, и потому выбирает в тиуна или властелина человека доброго и Богобоязненного, умного и правдолюбивого: то князь будет в раю и тиун его с ним. Если же князь без страха Божия, не жалеет христиан, не думает о сиротах и вдовах, и поставляет начальника злого, нерассудительного, только бы добывал ему куны (деньги), пускает его, как голодного пса на падаль, губить людей: то и князь будет в аду и тиун его с ним. Говорю вам, князьям и наместникам: утешайте печальных, избавляйте слабых из руки сильных. Богатые обижают их, и они к вам приходят как к защитникам добрым. Вы же, князья и наместники, подобны дождевой туче, пущающей воду над морем, а не над землею жаждущею. Вы тем дасте и помогаете, у которых много серебра и золота, а не тем, которые не имеют ни пенязя; бедных отдаете в рабство, а богатых наделяете щедро»11. Это свободное, бестрепетное обличение сильных земли, это чистое сознание требований правды древность русская почтила тем, что внесла его в общие руководства правосудия12. В 1276 г. пожар истребил жилые строения гор. Твери; истреблены были и все храмы, за исключением одного. Заботливому святителю много надо было употребить трудов для построения дома святительского и храмов. В 1282 году снова был пожар в Твери13. Ветхий деревянный кафедральный храм св. Козмы и Дамиана был разобран и на его месте в 1285 г. святитель основал каменный кафедральный храм в честь Спасителя. В следующем году святитель имел утешение видеть опыт искренней любви паствы своей к пастырю. Хищные Литовцы внезапно напали на церковные волости Тверского владыки и ограбили их. Тверитяне добровольно, сами собой, бросились за хищниками, догнали их и отняли все награбленное. Такой князь, каков был святой Михаил Ярославич, употребил все, чтобы новый собор строился без замедления и остановок. Но прочный великолепный храм не мог быть построен скоро. Святитель, чувствуя, что при его старости не доживет он до освящения нового собора, и скучая без служения при кафедре, столько отрадного для печальной старости, освятил (1287 г.) в созидавшемся соборе подвижной престол, чтобы молиться здесь вместе с паствою, нока может. И точно, он мирно почил 3-го февраля 1289 года а храм был освящен преемником его, епископом Андреем, в 1290 году14.

† Преставление благоверного Pомана, князя Угличского

Благоверный князь Роман Угличский был сын князя Владимира Угличского и внук великого князя Константина I-го; – с молодых лет обучали его христианским добродетелям, особенно же обучали его тому скорби жизни. Ему было 23 года, когда Батый с своими страшными полчищами вступил в Россию. На общем совете с боярами князь Владимир положил оставить Углич в ведении старшего боярина, и когда Батый потребует сдачи его, то немедленно сдать, чтобы не лилась бесполезно кровь христианская. Сам же князь Владимир с двумя сыновьями, Андреем и Романом, удалились в Новгород. Батый был в Угличе в феврале 1237 года и оставил его не тронутым. Князь Владимир с семьею своею целые три года скитался в Новгородской области и, когда татары уже совсем оставили Россию, возвратился в Углич. В 1244 году Владимир вместе с другими князьями был в Орде и Батый дозволил князьям владеть отчинами; князь Владимир возвратился в Углич. – Но в то страшное время нельзя было жить покойно ни в одном углу России. В 1248 году явились в Углич татарские чиновники; князь Владимир отправился во Владимир и здесь умер в 1249 году15. Чиновники хана нашли, что Угличское княжество покорно хану и исправно платит дань. Потому старший сын князя Владимира Андрей стал управлять княжеством Угличским. Но бездетный Андрей был болен, и с 1261 года Роман Владимирович вступил в управление княжеством16. Блаженный Роман был попечительным отцом подвластных ему. Область его заключала в себе при нем города: Углич, Кашин, Бежецкий верх, Устюжну, Дмитров, Звенигород, и он еще построил на высоком берегу Волги, напротив слободы Борисоглебской, новый город Романов. Под кров доброго князя приходили и из других княжеств. Им устроены были богадельни и странноприимные дома, и первые содержались на его счет, а последние от монастырей. До 15 храмов построено им в разных местах княжества его. Каждый день слушал он службу Божию и часто беседовал с опытными иноками, любил читать душеспасительные книги.

В 1278 г. оплакал он смерть матери, затем спустя года два умерла и бездетная супруга его. Осиротевший в мире блаженный Роман посвящал последние годы жизни своей преимущественно подвигам благочестия, молитве, посту и благотворительности. Он скончался 3-го февраля 1285 года и погребен был в соборном храме гор. Углича17. В 1486 году, при основании нового соборного храма, обретены нетленные мощи благоверного князя Романа. По распоряжению патриарха Иова они были вновь свидетельствованы (в 1595 году) Казанским митрополитом Гермогеном. – В 1609 году ляхи предали огню соборный храм и св. мощи князя: но останки их продолжают источать исцеления; они хранятся ныне в приделе, посвященном имени благоверного князя Романа18.

* * *

1

В 1285 г. «заложена бысть церковь каменная на Твери преподобным епископом Семеоном». Собр. л. 1, 207. В 1320 г. «положиша тело святаго великаго князя Михаила в церкви св. Спаса на десной стране, подле преподобнаго епископа Семеона». Cобр. л. 5, 216.

2

Воск. л. под 1289 г.: «преставися Семеон, первый епископ Тверский». Собр. л. 7, 179. Ник. л.: «служиша в ней (в кафедр. Спаской церкви) Господеви епископи мнози Тверстии Божественную и священную службу: первый Семион при великом князе Михаиле Ярославиче; 2 Андрей, при нем же; 3 Варсонуфий, при великом князе Михаиле и при сынех его Димитрие, Александре, Константине и Василие; 4 Феодор, при великом князе Константине Михаиловиче; 5 Феодор, при великом князе Василие Михаиловиче; 6 Василий; 7 Евфимий Вислень, при князе Михаиле Александровиче; 8 Арсений чудотворец». Никон. Л. 4, 284. По этому известию следует исправить ошибки в Ист. иер. 1, 274, 275.

3

Платона Ист. Рос. Ц. 1, гл. 7.

4

Ист. иер. 1, 274. В списке епископов по Никон. л. (т. 1, прилож. стр. 5): «Семион из Полоцка; Андрей из Литвы». Собр. л. 7, 179.

5

Так говорят акты иезуитов на имения, которые отняты были у православия.

6

См. мая 20-го житие е. Довмонта.

7

Собр. л. 1, 60. Собр. грам. 1, 297. 298.

8

Никон. л. 3, 54. 65. Собр. л. 1, 28. 29.

9

Троиц. летоп. у Карамз. 4, пр. 178.

10

Никон. л. 3, 86.

11

Карамз. 4, пр. 178.

12

Обличение святителя внесено было в «Мерило праведное» – юридический сборник. Правосл. Собесед. 1851 г. 1, 19. 92. Розенкампф о кормчей 217. 218.

13

Собр. л. 1. 36. Сурманова ист. свед. о Тверском княж. 1778 года.

14

Собр. л. 1, 107. 4, 44. Никон. л. 3, 87. 88. Карам. 4, пр. 178. 182.

15

Карамз. 4, прим. 37. 113. Никон. л. 3, 18 Киселя ист. Углича стр. 45–59.

16

Жития февр. 3: «известно только, что оставшись в юных летах после кончины родителей княжил», стр. 2. Кн. Роману в 1237 году было 23 года, а в 1249 году было 35 лет.

17

Никон. л. 3, 40. 41. Собр. л. 7,174, 178. Русск. времен. I, 148. Карамз. 4, пр. 182. Кисель об Угличе, стр. 68–73. Ркп. святцы: «святый благоверный князь Роман Угличский, чудотворецт, преставися в 6790 (1282) февраля 3-го дня».

18

Ркп. полное житие препод. Папсия Угличского: «на том основании соборные церкви дарова ему (кн. Андрею Васильевичу) Бог обрести мощи св. благов. кн. Романа Угличского чудотворца. Мощи св. кн. Романа целы и нетленны лежали в соборной церкви вящши 120 лет, даже до Польского нахождения на Россию и на г. Углич. Тогда грех ради наших мощи св. князя Романа от злых людей Польских сожжены и церковь соборная в крепости города, от тех же злых людей, весьма разбита. Остались св. мощей глава, кости ребр, обоих рук и ног. И чудеса паки творят», Никон. л. 8, 32. Летоп. о мятежах, стр. 42. Свед. о мон. церкви, 562. М. 1852. Царская грамота 1683 г. (у Киселя стр. 417): «ко князю Роману Угличскому чудотворцу два пуда воску». В сборнике Нижегород. Благовещ. мон.: «повесть, стихеры и каноны (св. кн. Роману) сотворены по благословению св. патриарха Иова – тщанием инока Сергия, обители Пресвятые Троицы Данилова монастыря Переяславля Залесскаго». В словаре стр. 235 не верно.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Сост. преосвящ. Филаретом (Гумилевским) архиеп. Черниговским, с дополнениями из других авторов: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева и др. – Изд. 3-е, доп. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900. / Февраль. – 479, IV с.

Комментарии для сайта Cackle