Источник

2-го числа

Сретение Господне во храме Иерусалимском

Егда исполнишася дние очищения ею, по закону Моисеову, говорит св. евангелист Лука о Богоматери и Богомладенце, вознесоста Его во Иерусалим, поставити Его пред Господем, и еже дати жертву: якоже ест писано в законе Господни: яко всяк младенец мужеска полу, разверзая ложесна, свято Господеви наречется (Лк.2:22–24). За древнее искупление Израильтян от рабства Египетского, смертию первенцев Египетских, погубленных рукою Ангела, закон Господень требовал от Евреев (Исх.13), чтобы всякий перворожденный их младенец мужеского пола, как собственность Божия, приобретенная кровию чуждых первенцев, в 40 день по рождении своем был принесен во храм Божий, посвящен Господу и искуплен у Господа. Это было представление или посвящение младенца Богу. Божественный Законодатель, как перворожден всея твари (Кол.1:15), яко первородный в избранных Божиих (Рим.8:29) и яко первенец Девы Марии (Мф.1:25), исполнил закон Моисеев о первенцах. Тот, Которому надлежало освятить и искупить всех людей, был Сам преждепосвящен Богу и искуплен! «Ветхий денми, давший древле на Синаи закон Моисею, днесь Младенец видится и, закон исполняя, в храм приносится».

Младенец Господь принесен был во храм Иерусалимский Богоматерью и Иосифом в настоящий день, который есть сороковой по рождении Спасителя. По закону Моисееву (Лев.12), жене, родившей младенца мужеского пола, воспрещено было входить во храм в продолжение 40 дней: это были дни очищения по закону. По окончании сего срока, мать новорожденного приходила во храм Божий для принесения жертвы Богу. В жертву приносили агнца и горлицу, или двух горлиц, если не в состоянии были дать агнца. Дщерь Давида могла принести только последнего рода жертву! Хотя Мария, сделавшись Матерью Господа, освятилась рождением Его, и, не переставая быть Девою, не имела нужды в очищении по закону общему, «яко нескверная, неблазная, нетленная и пречистая Дева», но по глубокому смирению подчинилась предписанию закона.

Тогда жил в Иерусалиме праведный и благочестивый старец Симеон, чая утехи Израилевы: и Дух бе Свят о нем (Лук.2:25). Ему обещано было, что он не умрет, не увидев Христа Господня. По внушению Духа Божия, Симеон пришел во храм в то время, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы поставить его пред Господем; принял Богомладенца на руки, почему и называется Богоприимцем; благословил Бога и изрек пророчественную песнь о Спасителе: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: Свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля (Лк.2:29–32). Иосиф и Матерь Божия дивились сказанному. Симеон благословил и их и продолжал пророчествовать о Младенце: се лежит Сей на падение и на востание многим во Израили. И тебе же самой, св. старец предрек Богоматери, душу пройдет оружие, да от многих сердец откроются помышления (Лк.2:34–35).

Во храме была также 84-летняя вдовица Анна, яже не отхождаше от церкве, постом и молитвами служащи день и нощь: и та в той час приставши исповедашеся Господеви, и глаголаше о Младенце всем, чающим избавления вo Иерусалиме (Лк.2:36–38); почему и называется Пророчицею. Так ясно и величественно открылось

Божество в сорокадневном Младенце! Чаявшими утехи Израилевой Он был узнан и прославлен, как Христос, Спаситель мира и Господь. Симеон, благословляя Бога, сказал: яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей. Жизнь праведника, по воле Божией, как сказывает предание, долее обыкновенного продлилась, дабы он, своими очами узрев Младенца-Спасителя мира, с миром отошел от жизни настоящей.

Празднованием Сретению Господню Церковь исповедует и утверждает ту непреложную истину, что «Христос явился мирови не мнением, ни привидением, но истиною», и следовательно обличает тех древних лжеучителей, которые отвергали во Иисусе Христе естество человеческое, считая оное недостойным Бога и неистинным.

Примером Иисуса Христа, посвященного Богу, яко первенца, Церковь внушает, что и мы, купленные ценою крови Христа, уже не свои (1Кор.6:19–20); от рождения своего должны быть посвящены родителями Богу, дабы после сего и нам, по подражанию Младенцу Христу, возрастать и укрепляться духом, исполняясь премудростию и благодатию Божиею (Лук.2:40). А в бедствиях, нас постигающих, праздник Сретения научает нас обращаться к Богу, – всегдашнему и скорому Помощнику и Заступнику для призывающих Его с верою и истинным раскаянием.

Св. преподобномученика Гавриила

Кроме обстоятельств, случайно обнаруживающих готовность христиан пострадать за свою угнетаемую на Востоке веру, как это видно, между прочим, из примера вчера воспоминаемого новомуч. Анастасия Навплиота, нередки и такие случаи, когда пламенно возлюбившие свою веру во Христа не ждут случайных поводов проявить ее, но предупреждают их, и сами создают себе возможность удостоиться страдальческого подвига.

Одним из увлеченных таким положительным желанием мученичества был воспоминаемый сегодня Гавриил, родившийся в Аллионийском округе, в Приконисской епархии. Он еще в молодости избрал путем своим иночество, вел жизнь целомудренную и добродетельную; со временем переселился в Константинополь и сделан был канонархом великой церкви. Постоянная с юных лет мысль о мученичестве и здесь не покидала его никогда, и он горячо молился об указании ему желанного пути...

Однажды, после причастия Св. Таин, он в раздумье (вероятно, все о том же предмете) проходил по улицам Константинополя. Здесь встретился с ним один мусульманин и дерзко столкнул его с дороги. Гавриил отвечал ему тем же и при этом выразился оскорбительно против магометанской религии. На крик мусульманина сбежались его единоверцы, начали бить Гавриила и повлекли его к судье.

На обычное в подобных случаях предложение христианину – оставить свою веру и принять магометанское исповедание Гавриил отвечал: «Я не дошел еще до такого безумия и невежества, чтобы назвать простым человеком Господа моего Иисуса Христа, истинного Сына Божия и совершенного Бога, а вашего Мухаммеда, обыкновенного человека, пророком! Я исповедую Иисуса и верую, что Он – истинный Бог от Бога Истинного; ваш же Мухаммед не только не пророк, но человек глупый, невежда, обманщик и враг Спасителя нашего Иисуса Христа. Я презираю его и отвергаю, как его самого, так и его религию»...

Ответом на эти слова было повеление отрубить голову христианину. Палач немедленно приступил к исполнению этого повеления. Связав руки Гавриилу, привели его в Бакче-Каписи, близ таможни, и там, 2-го февраля 1676 года, отсекли голову молящемуся на коленях исповеднику.

Святые останки Гавриила, девственника, инока и мученика, турки бросили в море, не согласившись в своем раздражении уступить их христианам даже ценою золота.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Сост. преосвящ. Филаретом (Гумилевским) архиеп. Черниговским, с дополнениями из других авторов: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева и др. – Изд. 3-е, доп. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900. / Февраль. – 479, IV с.

Комментарии для сайта Cackle