Источник

4-го числа

Преп. Исидора Пилусиота

Пилусиотом называется от того, что был настоятелем близ города Пилусия (или Пелузия, в северном Египте, на пограничьи Азийском). Родился в Александрии от благородных и богатых родителей, почему и имел средства получить блистательное образование в светских науках; но еще в молодых летах оставил шумную городскую жизнь и около 398 года принял монашество в монастыре Горы близ Пилусия. Здесь глубокое уединение, строгие подвиги и поучение в слове Божием просветили его ум и возвысили душу его; а желание послушать Златоустого побудило отправиться в Константинополь и привело быть очевидцем несправедливого суда над сим святителем (в 403 году, в июне). То, что видел и слышал Исидор у Златоуста, равно и писания его остались для Исидора и на последующую жизнь предметом внимательного изучения и удивления, так что ясность ума Златоустова, простота и ревность И. Златоуста соделались собственностию Исидора и отпечатлелись на всех его действиях. По возвращении в Пилусиотскую обитель, он продолжал свою подвижническую жизнь, не стыдясь и обличать лицемеров и обидчиков: епископа своего обличил за то, что назначал цену местам, а гражданских властеначальников за пристрастие. Посему и страдал много за свою ревность, но утешался словом Апостольским: вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него (Фил.1:29). Как ревнитель благочестия, он принимал участие в защите истины против ереси Нестория. Скончался около 440 года, оставив нам более двух тысяч сочинений, в виде Писем, из коих большая часть заключает в себе объяснение разных мест св. Писания.

† Преп. Кирилла Новоезерского

Вы – друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин.15:14), сказал Сын Божий. – Какое высокое преимущество для человека быть другом Сына Божия! Что же нужно, чтобы получить это преимущество? Надобно исполнить заповеди Сына Божия. После того удивительно только то, что люди так мало дорожат заповедями Сына Божия. Как счастливы, как высоки умом те, которые с юности до гроба, как блаженный Кирилл Новоезерский19, творят волю Сына Божия!

Земною родиною блаженного Кирилла, родившегося для неба в 4 день февраля, был город Галич. Родители его были люди богатые и благочестивые, дворяне Белые20. – Кирилл еще отроком почувствовал непреодолимое желание иноческой жизни и тайно оставил родительский дом, чтобы найти на реке Обноре преп. Корнилия, о котором много слышал они от родителей. От Галича до келии Корнилия было 80 верст. Отрок прошел 15 верст и не знал, куда идти далее. Но на дороге увидел он старца, украшенного сединами. На вопрос старца, куда идет он? Кирилл отвечал: «к Корнилию; у него, как слышно, учатся спасению, а мне хотелось бы спастись». «Благословен Бог, вразумивший тебя, отвечал старец; если хочешь, иди за мною к Корнилию». На другой день в виду было местопребывание Корнилия; указывая на него, старец сказал: «иди, чадо, к блаженному Корнилию; я попрошу его за тебя», и благословил его. Отрок более не видел старца. Преподобный Корнилий с любовию принял отрока и тогда же постриг его в иночество21; ему было тогда около 20 лет22. Молодой инок с горячею любовию начал совершать подвиги иночества, послушание, пост, молитву. После молитвы общей, со всем усилием трудился то в пекарне, то на другой службе. В свободное от трудов время поучался житию святых, читал св. книги, особенно псалмы Давидовы. Чистая, духовная жизнь его радовала всех, живших с Корнилием. Родители блаженного, без пользы искав сына долгое время, начали уже считать его умершим, как спустя 7 лет Комельский инок сказал им, что в их пустыни ведет высокую жизнь молодой инок, неизвестно откуда пришедший. Отец отправился в пустынь с богатыми пожертвованиями и не узнал в строгом постнике Кирилле сына своего. Сын продолжал молить Господа о спасении родителей. Наконец отец, узнав сына, объявил преподобному Корнилию, что сам желает иночества, и его постригли с именем Варсонофия. Спустя 8 дней получено известие, что мать блаженного скончалась инокинею Еленою. По распоряжению Кирилла, оставшееся имение роздано было бедным, и слугам дана была свобода. Отец прожил в обители около трех лет, в посте и молитвах, и сын покоил старость его до гроба.

Спустя год по смерти родителя, Кирилл, стремясь к высшему совершенству, решился вести жизнь отшельническую, в глуши лесов северных. По благословению св. Корнилия отправился он на север ходить по пустыням; пищу его составляли теперь то разные травы, то кора сосновая; чаще ему случалось видеть зверей, чем людей. Так провел он около 7 лет23, очищая в уединении душу молитвою и созерцаниями духовными. По временам посещал он, как благоговейный поклонник, святые места Новгорода и Пскова; но, проходя по жилым местам, не заходил он ни в один дом и не брал ни от кого подаяний, кроме разве куска хлеба. Дух его возвысился в таких подвигах, но телесное здоровье ослабело, и он молил Господа – указать ему место постоянного пребывания. Молитва была услышана.

По небесному указанию блаж. Кирилл из Тихвина пошел к Белуозеру; с Кобылиной горы увидел Новое озеро и на нем Красный остров; ангел во сне известил его, что здесь место его. На Кобылиной горе и ныне стоит часовня, а в ней та самая Тихвинская икона Богоматери, с которою пришел сюда преподобный Кирилл; сюда каждый год бывает крестный ход из обители в благодарное воспоминание о милости Божией, основавшей обитель24. Преп. Кирилл на Красном острову, под высокою елью, устроил себе хижину; – это было в 1517 г. У крестьян дер. Шиднем, Дия, Григория и Давида выпросил он Красный остров для основания обители; построив другую келию, сборную для ожидаемой братии, соорудил он две малые церкви Воскресения Христова и Одигитрии. Вероятно тогда, как испрашивал он благословение архипастыря на освящение храмов своих, посвящен он был в сан священства. Церковная песнь поет: «зная, что разумение Богодухновенного писания – средство ко спасению, ты благоговейно изучил все писание, преподобный Кирилл; затем и принял сан священства»25.

Первым учеником его на острову был Дионисий; потом стали приходить к нему и другие. – Не мало искушений встречалось для новой обители молитвенников. Но преподобный Кирилл был уже тверд. Рыболовы, приезжавшие на остров, для своего острова видели в Кирилле своего врага, – они делали ему разные оскорбления, домогаясь согнать его с острова. Блаженный переносил оскорбления их терпеливо. – Не так принял он людей, живших бесчестным, бесчеловечным ремеслом (в тогдашнее время таких людей было довольно). Шайка разбойника, грабившего берега Нового озера, досадовала уже и на то, что поселились на острову люди,

которые могут знать о ее делах. Хищники приплыли на челнах к Красному острову. «Сыны беззакония! грозно сказал преподобный при встрече с ними. Вы забыли, что есть грозный суд правды Божией, и на пустой остров явились вы для грабежа, и у пустынника думаете найти корысть? Что вы делаете?»... Приведенные в ужас, хищники молили простить их. «Вперед не злодействуйте, чтобы не быть в аду», сказал преподобный, и отпустил их. – Это чудесное укрощение злодеев утешило и одушевило собравшихся к преподобному молитвенников. В другой раз, теснимые бедностию, воры сняли колокола у бедного храма обители и спешили переправиться на другой берег, но заблудились. «Зачем вы прибыли сюда?» спросил встретивший их Кирилл. Те пали к ногам св. мужа и просили прощения. «Еще не бывало того, сказал преподобный, чтобы кто-либо счастлив был чужим добром. Алчешь чужого, потеряешь свое. Вор не бывает богат, а бывает горбат. И с умом воровать, беды не миновать. Вот – трудовая копейка – до веку живет. Заработанный ломоть лучше краденого каравая. Помните эту народную мудрость». Затем велел он накормить их и отпустить с миром. Блаженный служил для учеников своих образцом подвижнической жизни: сам копал землю и рубил лес. В жестокие морозы ходил в худой одежде и даже иногда босой. Когда только нужно было для других, сам совершал литургию, никогда не утомляясь. Похотливая жена вздумала прельстить блаженного на грех; она явилась в келью, когда чтением молитв готовился он к совершению литургии. На вопрос блаженного: «зачем пришла?» лукавая отвечала, что, не зная, где добыть огня, пришла за огнем. Преподобный обличил ее пред всею братиею: «вздумала, говорил он, видеть тело мое мертвое, заживо погребенное». Пораженная страхом, трепетала она всем телом. Преподобный успокоил ее кротким наставлением, но запретил женам являться на острову его. Блаженный Александр Свирский присылал ученика своего Никифора видеть подвижника Божия Кирилла. Было чему учиться у него ученикам его.

Благодать Божия до того возросла в духе блаженного подвижника, что открывалась и для людей сторонних в осязаемых опытах. Ученик его Дионисий видел преподобного в великий четверток, когда вся братия должна была приобщаться, служащим вместе с диаконом; но при выходе из храма уже не видно было диакона. «Где же сослуживший диакон?» спросил Дионисий авву своего. «Не сказывай о том, что видел ты, до моей смерти». – В обитель Кирилла собралось много иноков, а средства обители были бедны, и ученики Кирилла по временам страдали от недостатков содержания. – Преподобный усердно молился за учеников, и помощь подаваема была неожиданно26. Раб Божий доставил им и постоянное обеспечение. Князь Иван Васильевич Пенков был тяжко болен. Во сне говорит ему кто-то: «иди в пустынь Кирилла Белаго, за Тихвин, и – выздоровеешь». Князь спрашивал потом: что это за пустынь? И узнав, что она на Новом озере, отправился по указаниям. Когда увидал он блаженного Кирилла, то узнал в нем являвшегося ему. По просьбе больного князя, Кирилл служил литургию и молебен: от жестокого мороза другие не могли стоять в церкви, а Кирилл служил в разодранной одежде своей и босой. Больной князь совсем выздоровел и, признательный к милости Божией, дал грамоту – выдавать для обители Кирилловой каждый год 40 мер ржи, масло и соль. Церковная песнь поет блаженному Кириллу: «мглу страстей прогнав молитвами, ты представил Богу сердце твое чистым. Потому и вселилась в тебя благодать Святого Духа, так что видел ты будущее, как близкое к тебе. И просившим у тебя с верою, разрешил узы неплодствия»27. Пред кончиною своею преподобный видел и объявил бедствия, готовившиеся для России. «Будет, говорил он, на нашей земле мятеж между людьми и беды великие, прольется сильный гнев Божий, падут от меча многие и многие разбросаны будут между чужими. Плачьте, братия, пред Господом и пречистою Материю Его за твердость русского царства». Потом прибавил: «но царство наше будет умирено и устроено Богом». Причастившись св. Таин, оградив себя крестным знамением, сказал он: «слава Богу за все», и предал Господу дух свой 4 февраля 1532 года.

Вслед за кончиною преподобного Кирилла, открылись знамения близости его ко Господу. Больной инок Кириак, которого послушанием было ловить рыбу для братии, по болезни не был при погребении преподобного и сильно скорбел о том. Явился преподобный и сказал: «что ты так болен, брат Кириак? Вставай, иди ловить рыбу». Осенив больного крестным знамением, престал он быть видимым. Больной, дотоле лежавший без употребления рук и ног, начал двигаться, а принесенный к гробу преподобного, совсем выздоровел. Рассказав изумленной братии бывшее ему видение, пошел он ловить рыбу и наловил столько, как никогда прежде. В ряду разных исцелений, следовавших за тем, особенно поразительно исцеление инока Макария. Он поступил в Новоезерскую обитель из Корельской стороны. Своевольный и сварливый, не хотел он переносит скудость обители и вышел в монастырь г. Белозерска. Здесь посетила его жестокая болезнь, так что ни ел, ни спал он. Придя в сознание грехов своих, обратился он с молитвою к преподобному Кириллу. Почувствовав затем некоторое облегчение, он, по его просьбе, отведен было в обитель преподобного. Здесь вдруг стал он кричать и упал бездыханным. Испуганные братия положили его на самый гроб преподобного. Он очнулся, встал и вот что говорил о себе: «демоны без милости мучили меня, но благолепный старец прогнал их жезлом. Встань, сказал он мне, и более не греши». Царю Иоанну св. Кирилл, явясь во сне, сказал не ходить в приемную палату до 3 часов дня. И в этот час палата упала, от чего несколько человек лишилось жизни. Опасенный царь, кроме того, что утвердил за обителию деревни Шиднем и Кобылино, отдал монастырю всю землю на 3 версты во все стороны монастыря. Это было в 1542 году28.

В 1620 году жена священника Михаила, села Кема, сильно страдала от родов. Преподобный явился ей в иерейском облачении, с крестом в руке, и сказал: «иди в монастырь мой и будешь здорова». Она почувствовала облегчение, хотела идти в обитель, но удержана была родными, под опасением за нее. Преподобный явился опять в прежнем виде, но еще держал свечу и кадильницу. «Не бойся, Антонина! сказал он: пусть с свечою и ладаном священник отслужит молебен, и ты будешь здорова. Мужу твоему иерею Михаилу скажи, чтобы учил людей добру. Видите гнев Божий: то нападают иноплеменники, то посещает голод или мор. Это за то, что презирают праздники Божии, не постятся в среду и пяток, не чтят воскресного дня и валяются в грязи грехов. Если не покаются, хуже того будет»29. Дивная сила молитвы святых Божиих! В деревне Шиднем поныне живут, нс вымирая, потомки Дия, Григория и Давыда, уступивших остров преподобному для обители молитв30.

Мощи преподобного Кирилла обретены были нетленными при основании нового храма, отроившегося по обету спасенного от бед боярина Иорозова. По определению собора, они свидетельствованы были Вологодским архиепископом Маркеллом; а в 1652 году августа 22-го дня перенесены были в раке в новый храм», где и ныне почивают, источая чудеса31.

«По успении твоем, блаженный, и твоя рака – учитель нам: истекающими из нее чудесами, возбуждая к трудам и подвигам, говорит нам: любите Господа, чтобы обрести благодать вечную; не ставьте ничего выше Его, дабы тогда, как приидет Он, найти покой с избранными. О! да сподобимся мы того твоими молитвами»32.

† Память препод. Аврамия и Коприя Печенгских

По ркп. описанию святых Вологодских, «преподобные отцы Аврамий и Коирий, иже у Спаса на Печенге, быша в лето 7000 (1492)». Спасская пустынь на речке Печенге, закрытая в 1764 году, находилась в 20 верстах от Вологды, в Грязовецком уезде. В 1492 году блаженные ревнители пустынной жизни в первый раз поселились в здешнем, тогда глухом, лесном месте. Много надобно было им вытерпеть разных нужд и скорбей: но они твердо подвизались для Господа до гроба. Мощи их почивают под спудом в Спасской церкви, ныне приходской33.

Препод. Николая исповедника, игумена Студийского

Богаты были VΙΙΙ и начало IХ-го столетия исповедниками и мучениками, охранявшими чистоту христианского учения и неустрашимо возвышавшими голос в опровержение одно за другим возникавших заблуждений. Между прочими свирепствовала ересь иконоборства и производила сильное смятение на Востоке. Казни и пытки за иконопочитание почти не прекращались, но православные не отступали ни перед какими мучениями и громогласно заявляли свое почитание Господа и Святых Его в их изображениях.

Одним из претерпевших за иконопочитание жестокие истязания и изгнание был преподобный Николай, игумен Студийского монастыря. Он родился в 793 году в Крите, в гор. Кидонии. Достигнув 10-летнего возраста, был отдан родителями в Студийскую обитель, в Константинополь, где находился в иночестве дядя его Феофан. Предотавленный дядею игумену монастыря Феодору, мальчик был помещен игуменом в училище, находившееся при монастыре. Когда же он пришел в возраст, то был пострижен в иночество и принял сан священства.

Достойно проходил Николай служение свое и созрел для великой борьбы, которая предстояла ему в жизни. Мир церкви Христовой был нарушен тогда иконоборною ересью. Царь Лев Армянин ожесточенно преследовал тогда защитников иконопочитания (813–820), и св. Николай вместе с св. Феодором Студитом были заточены в Мезопу, близ озера Аполлониадского, отсюда же переведены в восточные страны – в укрепление Вониту. Но и из заточения находили они возможность вести сношения с православными и распространять благочестие. Узнав об этом, царь приказал подвергнуть их жестоким истязаниям и морить голодом. Они были изранены до костей и нагими оставлены на всю ночь на стуже. Среди страданий они только благодарили и славили Бога; через три года после того, за новые писания их в защиту св. икон, они снова были подвергнуты мучениям, переведены израненные в Смирнские пределы, также в темницу, где и оставались около 20-ти месяцев.

При Михаиле II – Бальбе, также иконоборце, но не преследовавшем народ за иконопочитание, все заключенные в темницах были освобождены, но так как в Константинополе не позволялось держать икон, то святые Феодор и Николай поселились в Акрите, мысе в Вифинии, где св. Феодор и скончался в 826 году, 11-го ноября.

Когда при воцарении Феофила снова началось гонение на святые иконы, то преподобный Николай, оставив свое убежище, скитался с места на место до смерти гонителя и уже во время царствования благочестивой жены его Феодоры, успокоившей Церковь восстановлением иконопочитания на 7-м Вселенском Соборе, возвратился в Студийскую обитель. Здесь был он поставлен игуменом, но года через три отказался от игуменства, желая предаться полному безмолвию. Со временем, при возникших при дворе и в городе смутах, против которых действовал безуспешно сам патриарх Игнатий, преподобный Николай, бывший тогда по настоятельной просьбе братии вторично игуменом, оставил обитель и снова скитался по разным убежищам, пока не был схвачен но повелению царя и заключен на два года в темницу Студийского монастыря при игумене Савве.

Только с воцарением императора Василия I Македонянина (867–893) был освобожден из темницы преподобный Николай и по желанию царя поставлен снова в игумены Студийского монастыря, хотя и отговаривался своею старостию от этого настоятельства.

Теперь, хотя и не надолго, успокоился наконец много пострадавший, пользуясь великим уважением, с которым стали относиться к нему все, в особенности после того, как Бог прославил его даром целений и предведения будущего, как бы в указание того, что преподобный Николай был одним из тех верующих, про кого сказал Христос: «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин.15:12).

Мирно скончался преподобный Николай на 75-ми» году от рояидения, 4-го февраля 868 года.

* * *

19

Ркп. житие препод. Кирилла с чудесами, писанное в 1620 году, у Царского № 162, 682, в Импер. библ. № 731, 733. Извлечение в прологе 4-го февраля. – Так как житие написано довольно поздно после кончины препод. Кирилла: то неудивительно, что в нем встречается несколько неточных показаний.

20

Надпись жития: «февраля 4-го житие препод. отца нашего Кирилла-игумена Белаго, Новоезерскаго чудотворца». В ист. акт. 2, 401. Белой Никита Васильевич воевода осадный. По летописи Белый Василий дьяк. Карамз. 7, пр. 152. 187.

21

Так показано в ркп. житии. В летописи, присоединенной в конце жития, сказано, что Кирилл пришел к Корнилию в 1481 году. Но тогда Корнилий еще не жил в Комельском лесу. В житии сказано: «пришед отрок ко вратам монастыря видит иноков монастыря (Комельского); хощу, рече, видети игумена». По житию Корнилия это не могло быть раньше 1501 г., когда Корнилий облечен саном священства и стал начальником обители, жив с 1497 года отшельником в Комельском лесу.

22

В ркп. житии показано 15 лет: но это – неточность, обличаемая житием Корнилия и годом кончины Кирилла.

23

Жития февраль, стр. 51: «в подвиге трудного странничества провел он до двадцати лет». Слишком много. Если Кирилл прожил у Корнилия с 1501 г. не менее 10 лет: то после того до 1517 г. остается для странствования не более 7 лет. – В числе растений, которыми питался пр. Корнилий в пустыне, поставляется «вахта» – трава северного климата, menyanthes.

24

Ист. иер. 4, 507–510. Шевырева поездка в Кириллов монастырь 2, 184–186.

25

Церковная служба на 4 февраля.

26

Церковная служба на 4 февраля. Приемля твои молитвы, Бог подавал обитавшим с тобою, во время скудости, нужное для жизни (Пес. 8).– Минея за февраль. М. 1646 г.

27

Седален по 2 кафизме, в минее. М. 1646 г.

28

Особое, современное, повествование о том нап. в Чтен. Общ. Ист. 1864 г. кн. 3.

29

Ркп. описание чудес преподобного.

30

Шевырева поездка в Кириллов мон. 2, 84, 86.

31

Особое повествование о обретении мощей нап. в Чтен. Общ. Ист. 1864 г. кн. 3. В старинной описи Вологодского архиерейского дома значится грамота д. Алексея Мих. от 21 окт. 1651 г. о поставлении раки для мощей чудотворца Кирилла в его монастыре Новоезерском. – Донесение архиеп. Маркелла 1649 г. об освидетельствовании мощей пр. Кирилла нап. в Волог. Епарх. Ведом. 1865 г. № 22. Здесь сказано: «а как чудотворец Кирилл Белый преставися и погребен, тому сто семнадцать лет».

32

Стихира литии в минее. М. 1646 г. Здесь на 4 февр. и два канона, Ркп. служба преподобному на 4 февр. у Царского, № 126. «Ноября 7 слово на обретение честных и многоцелебных мощей преп. и богоноснаго отца нашего Кирилла игумена Белаго, Новоезерскаго чудотворца», у Толстого 2, № 114.

33

Ист. иер. 5. 543. Сведен. о монаст. стр. 70.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Сост. преосвящ. Филаретом (Гумилевским) архиеп. Черниговским, с дополнениями из других авторов: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева и др. – Изд. 3-е, доп. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900. / Февраль. – 479, IV с.

Комментарии для сайта Cackle