16-е
† Преставление преп. княгини Софии
Юной дочери боярина Юрия Константиновича Сабурова неожиданно выпала блистательная доля. Для наследника Московского престола, по воле великого князя, собраны были девицы-невесты, лучшие по красоте и здоровью; из 500 выбрали 10, и из этих десяти молодой князь Василий выбрал себе невесту207. Это была Соломония Юрьевна Сабурова. Сент. 4-го 1505 года совершён был законный брак, а с 28 октября Василий был уже великим князем. – Но прошло пять, десять, 15 лет, а великая княгиня бездетна. Это – скорбь для супруга, а ещё более для супруги. – Великий князь сперва охладел в любви к супруге, потом стал обнаруживать и негодование. Один посланник при дворе вел. князя говорит: «не имея детей, Василий не уважал супруги, так что я, находясь в Москве, должен был ходатайствовать о свободе брата её, сидевшего в темнице за лёгкую вину»208. – Наконец, в 1525 г. великий князь решился развестись с неплодной Соломонией, чтобы вступить в брак с княжной Глинской. Государству, говорили, необходим наследник престола. Если бы у Василия не было и братьев, добрая цель не оправдывает собой незаконного средства, и не благословение, а гнев Божий, низводят на государство дела незаконные. Так говорили и лучшие современники Василия209, между прочими преп. Максим Грек. – Но перед силой закон бессилен; страсть князя к Глинской признали обидой для себя голоса чистой совести210. От невинной Соломонии потребовали, чтобы она по воле приняла монашество. Она отвечала, что не чувствует в себе такого желания. Её вывели из дворца. Ноября 25-го 1525 года «великий князь Василий велел постричь свою великую княгиню»211. При выполнении этой воли, слуги князя доходили до того, что ругали и даже били бывшую княгиню. Её постригли в Рождественском девичьем монастыре с именем Софии и отправили в Суздальский Покровский девичий монастырь212. «Вот я князь великий Василий Иванович всей России пожаловал старицу Софию в Суздале моим селом Вышеславским с деревнями и новосёлками, – после её смерти это село поступит в дом Пречистой Богородицы, к Покрову»: – так писал Василий в грамоте от 19 сент. 1526 г.213, т. е. спустя год после заключения княгини в монастырь. Тяжело было Софии в первое время переносить свою долю, когда сама она не думала расстаться с миром. – Но грамота вел. князя показывает, что в конце года она уже стала мириться со своей долей. 1530 г. авг. 28-го у вел. князя родился от Елены сын и «потом бысть грозный государь»214. – Рождение сына у Василия без сомнения ещё более смирило Софию. Она теперь уже вся обратилась к Господу и изгнала из души мирские мечты. Она стала очищать сердце, столько нечистое у всех нас, духовной бдительностью, самоукорением, покаянием, молитвой. Так восходя от совершенства к совершенству путём скорби и борьбы с собой, преподобная София прожила в обители 17 лет и пережила не только князя Василия († 1533 г.), но и развратную Елену, погибшую от яда (1537 г.); достигши высокого совершенства, она скончалась 16 дек. 1542 г.215. Князь Курбский называет блаж. княгиню преподобной мученицей216. По словам степенной книги, София, «пожив благодарно и богоугодно, к Богу отъиде» 217.
Уже супруга в. кн. Феодора Иоанновича прислала «на великую княгиню Соломониду, а в иноцех Софию», бархатный покров с изображениями Спасителя и святых218. На другом древнем покрове изображена сама княгиня инокиня с подписью: «святая великая княгиня София, Суздальская чудотворица»219. – Этот покров принадлежит ко времени патр. Иосифа. П. Иосиф писал к Суздальскому архиепископу Серапиону: «писал ты, сын, к нам, патриарху, что в нынешнем 1650 г., по нашему указу и грамоте, в Суздальском Покровском девичьем монастыре свидетельствовал ты мощи вел. княгини Софии, и благоверная великая княгиня, погребённая под соборной Покровской церковью, лежит под спудом. Слушав твою грамоту, велели мы послать тебе в ответ нашу грамоту. Когда придёт к тебе наша грамота, то ты прикажи положить покров на гробницу и петь панихиды и молебны, как водится по чину, но не приказывай разбирать гробницу и разрывать землю»220. – Ключарь Анания пишет, что «от гроба преподобной Софии истекало много чудес и исцелений для притекающих с верой, в славу Христа Бога нашего». Он описывает сами чудеса. «Авг. 1-го 1598 г. преподобная благоверн. великая княгиня София простила у гроба своего девицу Анну, дочь княгини Александры Ногтевой»; та была слепа шесть лет, а у гроба Софии прозрела и стала здоровой. В 1609 г. Суздаль спасся от разорения защитой преп. княгини. От грозного явления её у известного Лисовского отнялась рука, и он поклялся не разорять города и монастырей. В 1610 г. при гробе преподобной исцелились три расслабленные, и прозрела слепая. В 1647 г. получили здравие один помешавшийся в уме, один глухой, три слепых и один расслабленный. Замечательно чудо 1654 г.: Юрьевский крестьянин Иеремия был болен головой и не спал ни днём, ни ночью; в тонкой дремоте явилась ему преп. София и исцелила от болезни221.
† Память блаж. Феофании, царицы
Плод молитв матери, долго бывшей бездетной, дочь вельможи Константина Мартинакия и Анны, получила блистательное образование; родители нежно любили Феофанию и ничего не жалели для её воспитания222. Имп. Василий Македонянин избрал её в супругу сыну своему Льву, и с брачным венцом возложен был на Феофанию венец царский, как на супругу наследника престола223. Но счастье недолго ласкало Феофанию. Феодор Сантаварин, человек злой и коварный, подав совет Льву носить под одеждой меч на случай опасности для царя-отца, также наклеветал царю, что сын нетерпеливо ждёт как-бы сесть на престол отца и намерен умертвить его скрытым под одеждой мечом. – Лев и супруга его заперты были в крепость и три года пробыли в тяжёлом заключении. В день пророка Илии, по ходатайству вельмож, ручавшихся за невинность сына, Василий возвратил сыну и невестке свободу.
Но здоровье Феофании, расстроенное неожиданным несчастием, уже не возвращалось к ней. У неё была только одна дочка и та, лишь только родилась, как и умерла224. Блаженная увидала, что земля скорбями отталкивает её от себя и что приходится искать покой, только не на земле. Где же покой, столько желаемый душой? Душа сама знает, где её покой: созданная по образу Божию, она рвётся к Нему, Богу своему, – там её свет, там её радости. Временные блага, меняющиеся образы земные, обольщают собой душу, увлекают её за собой, но ведь это – только обольщение, обман: после него в душе только пустота и горечь. Так блаженная обратилась всей душой к Господу своему. Она усердно занималась молитвой и читала св. Писание225. Одеваясь для приличия царственной одеждой, она на теле носила власяницу. Кровать её была царски-пышна, но она спала на голом полу. Пищей ей служили хлеб и овощи. С теми, которые служили ей, обращалась она ласково и кротко, никто не слыхал от неё и слова гневного. Светского празднословия не любила она, как и весёлостей забывчивой рассеянности. Заботы о бедности служили утешением для неё. Всё, что получала она от двора, обращала на вспоможение сиротам, вдовам несчастным, на монастыри и храмы. Она жила мыслями о вечности и мирно почила 16 декабря 892 г., пробыв в супружестве 12 лет.
Супруг её имп. Лев, зная святость жизни её, построил храм и желал посвятить её имени; но, по совету других, храм освящён был во имя всех святых, и здесь основался женский монастырь226. «Уважая первую супругу, блаженную Феофанию, Лев создал памятник в её имя вблизи храма св. Апостола, где положил и тело её, говорит Греческий историк227. Русский поклонник святыней в 1342 году писал: «идохом к св. Константину, в монастырь женский: ту лежит тело св. Климента архиепископа и Феофании царицы»228.
Св. пророка Аггея
Ничего не известно о св. пророке Аггее до того времени, когда он выступил на пророческое служение, вскоре по возвращении Иудеев из плена Вавилонского (в начале VI стол. до Р. X.). Он укорял их, живших в хороших домах и пренебрегающих довершением храма Господня, который начали они восстановлять по возвращении из плена.
«Так сказал Господь: – передаёт пророк возвещённое ему духом, – этот народ говорит: не пришло ещё время, не время строить дом Господень. А вам самим – время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом этот в запустении?»
«Посему ныне, – так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши.
Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьёте, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь. Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесёте домой, то Я развею, – за что? говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите каждый к своему дому. Посему-то небо заключилось и не даёт вам росы, и земля не даёт своих произведений» ...
Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши.
«Взойдите на гору, и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему и прославлюсь, говорит Господь» ...
«И послушались Зоровавель, сын Салафиилев (правитель Иудеи), и Иисус, сын Иеседеков (великий иерей), и весь прочий народ гласа Господа Бога своего и слов Аггея пророка, как посланного Господом Богом их, и народ убоялся Господа. Тогда Аггей сказал народу: Я с вами! говорит Господь. И возбудил Господь дух Зоровавеля, и Иисуса, и дух всего остатка народа, и они пришли и стали производить работы в доме Господа Саваофа, Бога своего» ...
И ободрил Господь весь народ земли: – «Я с вами! – сказал Он ему через Своего пророка, – завет Мой, который Я заключил с вами при исшествии вашем из Египта, и дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь!»
«Ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу; потрясу все народы, и приидет Желаемый всеми народами, и наполню дом этот славой», – «и слава этого последнего храма будет больше, нежели прежнего, и на месте сем Я дам мир, – говорит Господь Саваоф»
И довершает Господь через пророка Аггея Свои обетования о торжестве Нового Завета, Установителем которого явится в новосозданном храме Обещанный Им:– «потрясу Я небо и землю; и ниспровергну престолы царств, и истреблю силу царств языческих, опрокину колесницы и сидящих на них, и низвергнуты будут кони и всадники их, один мечом другого. В тот день Я возьму тебя, Зоровавель, раб Мой, и буду держать тебя, как печать; ибо Я избрал тебя, – говорит Господь Саваоф» ...229.
* * *
Герберштейн Rer. Moscov. com. р. 25.
Герберштейн р. 25. 26.
Псков. летоп.: «в. князь постриже княгиню Соломонию, а Елену взят за себя: а все то за наше согрешение... Иже аще кто пустит жену, а оженится иною, прелюбы творит».
Карамз. VII, пр. 343. Курбский, стр. 4. 5. Житие преп. Максима янв. 21 д. Князь Симеон Курбский, человек строгой жизни, за то, что осуждал незаконные желания князя, сослан в ссылку (Герберштейн р. 60). Князь инок Вассиан за то же заперт в Иосифов монастырь.
Летоп. у Карамз. 7, пр. 280. Герберштейн comm. р. 25. Курбский: «остриг ее во мнишество, не хотящей и не мыслящей ей о том». Стр. 4. Продолжатель Нестора, стр. 383, пишет, что будто сама вел. княгиня просила супруга постричь её в монашество по её болезни и бесчадию, и будто Василий только уступил настоятельной просьбе её. – Но уликой тому, что Соломонию заставили постричься, служит и розыск о средствах, какие нелюбимая супруга употребляла в своём положении (Акт. ист. 1. № 130. Соб. л. IV, 295. 296. V. 30. А. э. 1, 340). Не говорим о помянутых свидетелях.
Анания о граде Суздале, стр. 183. «Житие благов. в. кн. Соломонии, во иноческом чину Софии преподобныя» – у Румянцева № 165. Herberstein de reb. Moscov. p. 26.
Карамз. 7, пр. 280. Грамота дана при игуменье Ульяне; подтверждена вел. кн. Иваном Вас. мар. 30-го 1534 г. при старице Елене Шастовой. Муз. Румянцева, стр. 77.
Ркп. житие у Румянц. № 165. Анания о Суздале, стр. 56.
Степ. кн. 2, 203. Анания, стр. 183.
Ист. Иоанна, стр. 112.
Степ. кн. 2, 203.
Владимирский сборник, стр. 90. Μ. 1857 г.
Древности гос. Рос. отд. VI, ,24.
Анания о Суздале, стр. 56.
Анания, стр. 183–186. Житие пр. Софии. Ркп. святцы: «святая праведная княгиня София инокиня, яже бысть в Покровском монастыре девичье, чудотворица».
Жизнь её описал в Панегирике Никифор Грегорас. Lambec. Comm. Vindob. 1,61. Извлечение – в Четье-Минее дек. 16 и в Синаксаре Греч. Минеи.
Leo grammat. p. 473.
Du-Cangii famil. byzant. p. 141.
Leo gramm. p. 475.
Скилитза p. 599. Симеон Логофет п. 5. Гликас.
Зонара у Дю-Канжа. Constant, chr. d. 152, famil. byzant. p. 114.
Стефан Новгородец в путешествии иерод. Зосима в 1420 г. заметил: «Ту есть монастырь, иже зовется Филостратос, в нем же мощи св. Климента Анкирского и Феофании».
Книга пророка Аггея: Агг.1:2,4,5,6,9,10,7,8,12,13,14 2:4–9,21–23.