Источник

17-е

Св. пророка Даниила и св. мучч. отроков Анании, Азарии и Мисаила в Вавилоне

Даниил, происходивший из рода царей Иудейских, и сверстники его – Анания, Азария и Мисаил были из числа тех отроков Иудейских, которых царь Вавилонский, когда (за 606 л. до Р. X.) взял Иерусалим, разрушил храм Соломонов и увёл в плен множество Иудеев, велел воспитывать при своём дворе, чтобы они потом могли служить в его царстве, помогая ему в сношениях с чужими, подвластными ему народами. Жизнь этих отроков, окружённых придворной роскошью и чужеземными, противными Иудейским законам, обычаями, представляла для них много искушений и соблазнов, но, не смотря на свою молодость, они пребыли твёрдыми в исповедании веры отцов своих и не уклонились от исполнения закона Моисеева. Так, с самого начала «Даниил положил в сердце своём – не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьёт царь»230, и просил начальника, поставленного над ним, позволить ему со своими тремя товарищами питаться только овощами. Но тот, обязанный беречь отроков, опасаясь, чтобы они не похудели и не расстроили своего здоровья от недостаточной пищи, не позволил им лишать себя пищи, назначенной им с царского стола.

– Сделай опыт над рабами твоими в течении десяти дней, – стал уговаривать тогда Даниил своего начальника Амелсара, – пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья, – и потом пусть явятся перед тобой лица наши и лица тех отроков, которые питаются царской пищей, и затем поступай с рабами твоими, как увидишь. – Он послушался их в этом и испытывал их десять дней. По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами. Тогда Амелсар брал их кушанье и вино для питья и давал им овощи.

«И даровал Бог четырём этим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу ещё даровал разуметь всякие видения и сны»231.

По окончании воспитания Даниила, Анании, Азарии и Мисаила, «царь приказал представить их себе и говорил с ними, и из всех отроков не нашлось подобных им, и стали они служить перед царём. И во всяком деле мудрого уразумения, о чём ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всём царстве его»232. Так, напр., когда однажды царь Навуходоносор видел сон, смутивший его, но который не мог он отчётливо вспомнить при своём пробуждении, и потому созвал всех мудрецов и требовал от них под угрозой смерти, чтобы они отгадали и объяснили ему его сон, то только один Даниил мог исполнить то, что недоступно было ни для какой человеческой мудрости...

Узнав о грозном требовании царя, Даниил явился к нему и упросил его дать ему время, чтобы представить толкование сна... а сам, придя в дом свой, «рассказал дело Анании, Мисаилу и Азарии, товарищам своим, чтобы они просили милости у Бога Небесного об этой тайне... И тогда открыта была тайна Даниилу в ночном видении, и Даниил благословил Бога Небесного и сказал: да будет благословенно имя Господа от века и до века! ибо у Него мудрость и сила. Он изменяет времена и лета; низлагает царей и поставляет царей; даёт мудрость мудрым и разумение разумным. Он открывает глубокое и сокровенное; знает, что во мраке, и свет обитает с Ним».

«Славлю и величаю Тебя, Боже отцов моих, что Ты даровал мне мудрость и силу и открыл мне то, о чем мы молили Тебя; ибо ты открыл нам дело царя»233.

После того Даниил пришёл к Навуходоносору и сказал ему: «тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели».

«Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни»234... – И затем, рассказав царю сон, забытый им, Даниил объяснил, что он означает четыре царства: Вавилонское, Персидское, Греческое, Македонское, которые должны последовать одно за другим, и, наконец, пятое царство, которое «Бог воздвигнет во дни тех царств, которое вовеки не разрушится и не будет передано другому народу; которое сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно»235... – Так сказал Даниил, боговдохновенно прозирая в будущем благодатное Царство Иисуса Христа, имеющего родиться от Пречистой Девы Марии...

«Тогда царь Навуходоносор пал на лицо своё и поклонился Даниилу, и велел принести ему дары и благовонные курения и сказал ему: – истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны, когда ты мог открыть эту тайну!

Тогда возвысил царь Даниила и дал ему много больших подарков, и поставил его над всей областью Вавилонской и главным начальником над всеми мудрецами Вавилонскими.

Но Даниил просил царя, и он поставил Ананию, Азарию и Мисаила над делами страны Вавилонской, а Даниил остался при дворе царя»236.

Но хотя и признал царь Навуходоносор Царём царей Бога истинного, тем не менее гордыня и закоренелое суеверие скоро погасили в душе его этот проблеск Божественной истины, и он, в память побед своих, поставил новый колоссальный золотой истукан на поле Дейра, близ Вавилона, и издал указ, чтобы все его подданные покланялись этому истукану, как Богу. – «А кто не падёт и не поклонится перед пим, – объявлялось в указе, – тотчас брошен будет в печь, раскалённую огнём»237. Тогда все подданные и вельможи, и сановники приняли участие в торжественном поклонении истукану... и только три отрока – Анания, Азария и Мисаил воспротивились исполнению царского повеления, решаясь лучше быть брошенными в огонь, чем нарушить одну из заповедей драгоценного для них и святого закона Божия, переданного им через Моисея на горе Синайской. Об этом немедленно было донесено Навуходоносору. «В гневе и ярости велел он привести их к себе и сказал им: – с умыслом ли вы, Седрах, Мисах и Авденого238, богам моим не служите, и золотому истукану, который я поставил, не покланяетесь?

Отныне, если вы готовы, как скоро услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей, симфонии и всякого рода музыкальных орудий, пойдите и поклонитесь истукану, который я сделал: если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскалённую огнём, и тогда какой Бог избавит вас от руки моей?»

«И отвечали Анания, Азария и Мисаил, и сказали царю Навуходоносору: нет нужды нам отвечать тебе на это. Бог наш, Которому мы служим, силён спасти нас от печи, раскалённой огнём, и от руки твоей, царь, избавит.

Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем, и золотому истукану, который ты поставил, не поклонимся».

«Тогда Навуходоносор исполнился ярости, и вид лица его изменился, и он повелел разжечь печь в семь раз сильнее, нежели как обыкновенно разжигали её. И самым сильным мужам из войска своего приказал связать Седраха, Мисаха и Авденого, и бросить их в печь, раскалённую огнём.

Тогда мужи эти связаны были в исподнем и верхнем платье своём, в головных повязках и в прочих одеждах своих, и брошены в печь, раскалённую огнём. – И как повеление царя было строго, и печь раскалена была чрезвычайно, то пламя огня убило тех людей, которые бросали Ананию, Азарию и Мисаила.

А эти три мужа, Анания, Азария и Мисаил, упали в раскалённую огнём печь связанные, и ходили посреди пламени, восхваляя Бога и благословляя Господа.

И став, Азария молился и, открыв уста свои среди огня, возгласил: – «благословен Ты, Господи Боже отцов наших, хвально и прославленно имя Твоё во веки!

Ибо праведен Ты во всём, что соделал с нами, и все дела Твои истинны, и пути Твои правы и все суды Твои истинны.

Ты совершил истинные суды во всём, что навёл на нас и на святой град отцов наших, Иерусалим, потому что по истине и по суду навёл Ты всё это на нас за грехи наши.

Ибо согрешили мы и поступили беззаконно, отступив от Тебя, и во всём согрешили.

Заповедей Твоих не слушали, и не соблюдали их, и не поступали, как Ты повелел нам, чтобы благо было нам.

И всё, что Ты навёл на нас, и всё, что Ты соделал с нами, соделал по истинному суду.

И предал нас в руки врагов беззаконных, ненавистнейших отступников, и царю неправосудному и злейшему на всей земле.

И ныне мы не можем открыть уст наших; мы сделались стыдом и поношением для рабов Твоих и чтущих Тебя.

Но не предай нас навсегда ради имени Твоего и не разрушь завета Твоего.

Не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного Тобой, ради, Исаака, раба Твоего, и Иакова, святого Твоего, которым Ты говорил, что умножишь семя их, как звёзды небесные, и как песок на берегу моря.

Мы умалены, Господи, паче всех народов, и унижены ныне на всей земле за грехи наши.

И нет у нас в настоящее время ни князя, ни пророка, ни вождя, ни всесожжения, ни жертвы, ни приношения, ни фимиама, ни места, чтобы принести жертву Тебе и обрести милость Твою.

Но с сокрушённым сердцем и смиренным духом да будем приняты.

Как при всесожжении овнов и тельцов и как при тысячах тучных агнцев, так да будет жертва наша перед Тобой ныне благоугодной Тебе; ибо нет стыда уповающим на Тебя.

И ныне мы следуем за Тобой всем сердцем, и боимся Тебя, и ищем лица Твоего.

Не посрами нас, но сотвори с нами по снисхождению Твоему и по множеству милости Твоей.

И избави нас силой чудес Твоих, и дай славу имени Твоему, Господи.

И да постыдятся всё, делающие рабам Твоим зло; и да постыдятся со всем могуществом, и сила их да сокрушится; и да познают, что Ты Господь Бог един и славен по всей вселенной!»

А между тем, слуги царя, ввергшие их, не переставали разжигать печь нефтью, смолой, паклей и хворостом; в поднимался пламень над печью на 49 локтей, и вырывался, и сожигал тех из Халдеев, которых достигал около печи.

Но Ангел Господень сошёл в печь вместе с Азарией и бывшими с ним, – и выбросил пламень огня из печи, и сделал, что в средине печи был как-бы шумящий влажный ветер, и огонь нисколько не прикоснулся к ним, и не повредил им, и не смутил их» ...

Тогда эти трое, как-бы одними устами, воспели в печи, и благословили и прославили Бога:

«Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших, и прехвальный и превозносимый вовеки, и благословенно имя славы Твоей, святое и прехвальное и превозносимое вовеки.

Благословен Ты в храме святой славы Твоей, хвальный и преславный вовеки.

Благословен Ты, видящий бездны, восседающий на херувимах, и прехвальный и превозносимый вовеки.

Благословен Ты на престоле славы царства Твоего, и прехвальный и превозносимый вовеки.

Благословен Ты на тверди небесной, и прехвальный и превозносимый вовеки.

Благословите, все дела Господни, Господа, пойте и превозносите Его вовеки.

Благословите, Ангелы Господни, Господа, пойте и превозносите Его вовеки.

Благословите, небеса, Господа, пойте и превозносите Его вовеки.

Благословите Господа, все воды, которые превыше небес, пойте и превозносите Его вовеки.

Благословите, все силы Господни, Господа, пойте и превозносите Его вовеки.

Благословите, солнце и луна, Господа, пойте и превозносите Его вовеки.

Благословите, всякий дождь и роса, Господа, пойте и превозносите Его вовеки.

Благословите, холод и зной, Господа, пойте и превозносите Его вовеки.

Благословите, ночи и дни, Господа, пойте и превозносите Его вовеки.

Благословите, молния и облака, Господа, пойте и превозносите Его вовеки.

Да благословит земля Господа, да поёт и превозносить Его вовеки.

Благословите, горы и холмы, Господа, пойте и превозносите Его вовеки.

Благословите Господа, все произрастения на земле, пойте и превозносите вовеки.

«Благословите, источники, моря и реки, Господа, пойте и превозносите Его вовеки.

Благословите Господа, все птицы небесные, звери и весь скот, киты и все движущееся в водах, пойте и превозносите Его вовеки.

Благословите, сыны человеческие, Господа, пойте и превозносите Его вовеки.

Благослови, Израиль, Господа, пой и превозноси Его вовеки.

Благословите, священники Господни, Господа, пойте и превозносите Его вовеки.

Благословите, рабы Господни, Господа, пойте и превозносите Его вовеки.

Благословите, духи и души праведных, пойте и превозносите Его вовеки.

Благословите, праведные и смиренные сердцем, Господа, пойте и превозносите Его вовеки.

Благословите, Анания, Азария и Мисаил, Господа, пойте и превозносите Его вовеки; ибо Он извлёк нас из ада, и спас нас от руки смерти, и избавил нас из среды печи горящего пламени, и из среды огня избавил нас.

Славьте, Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.

Благословите, все чтущие Господа, Бога богов, пойте и славьте, ибо вовек милость Его» ...

Навуходоносор царь, услышав, что они поют, изумился, и поспешно встал и сказал вельможам своим: не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными? Они сказали в ответ царю: истинно так, царь!

На это он сказал: вот, я вижу четырёх мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвёртого подобен сыну Божию... Тогда подошёл Навуходоносор к устью печи, раскалённой огнём, и сказал: Седрак, Мисах и Авденого, рабы Бога Всевышнего! выйдите и подойдите! Тогда Седрах, Мисах и Авденого вышли из среды огня.

И собравшись, сатрацы, наместники, военачальники и советники царя усмотрели, что над телами мужей сих огонь не имел силы, и волоса на голове не опалены, и одежды их не изменились, и даже запаха огня не было от них.

Навуходоносор сказал: «благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденого, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него и не послушались царского повеления, и предали тела свои огню, чтобы не служить и не поклониться иному богу, кроме Бога своего!

И от меня даётся повеление, чтобы из всякого народа, племени и языка кто произнесёт хулу на Бога Седраха, Мисаха и Авденого, был изрублен в куски, и дом его обращён в развалины, ибо нет иного Бога, который мог бы так спасать».

Тогда царь возвысил Ананию, Азарию и Мисаила в стране Вавилонской, и возвеличил их и удостоил начальства над прочими Иудеями в его царстве. (И провозгласил) Навуходоносор царь всем народам, племенам и языкам, живущим по всей земле: «мир вам да умножится!

Знамения и чудеса, какие совершил надо мной Всевышний Бог, угодно мне возвестить вам.

Как велики знамения Его, и как могущественны чудеса Его! Царство Его – Царство вечное, и владычество Его – в роды и роды»239.

Казалось бы, что снова и глубоко проникнутый сознанием единой силы и славы, свойственной единому истинному Богу, надменный царь Вавилонский навсегда изменит сердце своё, и покорится под крепкую руку Господню... Но не последовало того. Он продолжал превозноситься своей славой и величием и снова получил предупреждение свыше. Состояло оно в таинственном сновидении, в котором представилось ему стоящее среди земли большое, крепкое дерево, высотой своей достигающее до неба; «прекрасные были листья его, и плодов на нём множество, и пища на нём для всех; под ним находили тень полевые звери, и в ветвях его гнездились птицы небесные, и от него питалась всякая плоть».

И вдруг увидел царь, что «низшел с небес Бодрствующий и Святой и, воскликнув громко, сказал: «срубите это дерево, обрубите ветви его, стрясите листья с него и разбросайте плоды его; пусть удалятся звери из-под него и птицы с ветвей его. Но главный корень его оставьте в земле, и пусть он в узах железных и медных среди полевой травы орошается небесной росой, и с животными пусть будет часть его в траве земной... Сердце человеческое отнимется от него, и дастся ему сердце звериное, и пройдут над ним семь времён... Повелением Бодрствующих это определено, чтобы знали живущие, что Всевышний владычествует над, царством человеческим и даёт его, кому хочет, и поставляет над ним уничиженного между людьми» ...240.

Смущённый таким знаменательным, но загадочным сном, Навуходоносор призвал Даниила и просил его объяснить ему значение этого странного сна: «так как никто из мудрецов в моём царстве не мог этого исполнить – сказал царь Даниилу, – а ты можешь, потому что дух святого Бога в тебе»...241.

Выслушав царя, Даниил был так поражён, что долго не мог говорить....

– «Валтасар!242 да не смущает тебя этот сон и значение его» ... ободрил царя Даниил.

– «Господин мой! твоим бы ненавистникам этот сон, и врагам твоим значение его»... решился предупредить царя Даниил и продолжал объяснение его сна. – Дерево, которое ты видел, «это – ты, царь, возвеличившийся и укрепившийся»... определение же Бодрствующих, которое постигнет господина моего царя, – то, что «тебя отлучат от людей и обитание твоё будет с полевыми зверями; травой будут кормить тебя, как вола, росой небесной ты будешь орошаем, и семь времён пройдут над тобой, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и даёт его кому хочет... А что повелено было оставить главный корень дерева, это значит, что царство твоё останется при тебе, когда ты познаешь власть небесную.

Посему, царь, да будет тебе благоугоден совет мой: искупи грехи твои правдой и беззакония твои милосердием к бедным; вот, чем может продлиться мир твой»243.

Но не вразумился царь предупреждением Даниила, в котором обитал уже дух пророчества, и все слова пророка Божия сбылись над ним...

– «Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силой моего могущества и в славу моего величия!» превозносился через год после того Навуходоносор, расхаживая по царским чертогам в Вавилоне, – но едва успел он выговорить слова эти, как исполнилось предсказанное ему... «и отлучён он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росой небесной, так что волосы у него выросли, как у льва, и ногти у него, как у птицы» ...244.

По окончании же семи лет Бог умилосердился над ним и возвратил разум впавшему в безумие. – «Возвёл я глаза мои к небу, – рассказывает сам Навуходоносор, – и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество – владычество вечное, и Которого царство в роды и роды.

И все живущие на земле ничего не значат; по воле Своей Он действует, как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: что Ты сделал?

Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Отца Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо» ...245.

Подобным же образом предвозвестил пророк Даниил кару Божию и сыну Навуходоносора – Валтасару, за то, что «не смирял он сердца своего и возносился против Господа небес», не смотря на то, что ему было известно о наказании, постигшем его отца.

Это было после одного большего пиршества, среди которого Валтасар поражён был ужасом, увидев «персты руки человеческой, которые писали против лампады на извести стены чертога царского»246 непонятные слова. Призванный разъяснить значение их – Даниил, о котором царь слышал, что «дух Божий в нём, и свет, и разум, и высокая мудрость»247, – И объяснил царю, что «начертано это писание и послана от Бога кисть руки за то, что оскорбляет он своими делами Бога и не прославляет Того, в Чьей руке дыхание его и у Которого все пути его»...248.

«Значение же начертанных слов: мене, текел, упарсин, – продолжал пророк следующее: мене – исчислил Бог царство твоё и положил конец ему. Текел – ты взвешен на весах и найден очень лёгким. Перес разделено царство твоё и дано Мидянам и Персам.

В ту же самую ночь Валтасар был убит, и Дарий Мидянин принял царство, будучи 62-х лет» 249.

Место своё, «третьего по царе властелина в государстве», Даниил сохранил и при Дарии, который особенно его полюбил и приблизил к себе. Другие вельможи возненавидели за это Даниила и с той целью, чтобы его погубить, уговорили царя издать такой указ, в силу которого никто из его подданных в продолжение тридцати дней не смел бы просить чего-либо ни у какого Бога, ни у людей, но только у царя, как у властелина, на столько могущественного, что он сам, подобно божеству, в состоянии доставить удовлетворение всякому подданному во всякой нужде его. – Это они предложили царю как-бы ради того, чтобы возбудить полнейшее благоговение к его особе и таким образом утвердить повиновение ему его подданных.

– Кто же не исполнит такого постановления, – прибавлено было в заключение указа, – «кто в течение тридцати дней будет просить какого-либо бога или человека, кроме царя, тот, как виновный в неуважении к царю, должен быть брошен в ров на съедение львам».

Не догадался Дарий, что предложение царедворцев издать такой указ было направлено против Даниила, который, как строгий исполнитель отеческого закона, должен был непременно оказаться нарушителем его, – и подписал указ.

Узнав об этом, «Даниил пошёл в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колена и молился своему Богу, и славословил Его, как это делал он и прежде того. – Тогда эти люди подсмотрели и нашли Даниила молящегося и просящего милости перед Богом своим» и поспешили донести царю, что Даниил, который из пленных сынов Иудеи, не обращает внимания ни на него, ни на указ, подписанный им, но три раза в день молится своими молитвами.

Царь, услышав это, сильно опечалился и положил в сердце своём спасти Даниила, и даже до захождения солнца усиленно старался избавить его. Но те люди приступили к царю и сказали ему: знай, царь, что по закону Мидян и Персов никакое определение или постановление, утверждённое царём, не может быть изменено. – Тогда царь повелел, и привели Даниила и бросили в ров львиный. При этом царь сказал Даниилу: «Бог твой, Которому ты неизменно служишь, Он спасёт тебя!» – И по любви к Даниилу, проведя в огорчении всю ночь, Дарий, встав на рассвете, поспешил пойти ко рву львиному и, приблизившись, жалобным голосом кликнул Даниила и сказал ему: Даниил, раб Бога живого! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?

Тогда Даниил сказал царю: царь! во веки живи! Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался перед Ним чист, да и перед тобой, царь, я не сделал преступления.

Тогда царь чрезвычайно возрадовался о нём, и повелел поднять Даниила из рва; и поднят был Даниил из рва, и никакого повреждения не оказалось на нём, потому что он веровал в Бога своего.

И приказал царь, и приведены были те люди, которые обвиняли Даниила, и брошены в львиный ров, как они сами, так и дети их, и жёны их; и они не достигли до дна рва, как львы овладели ими и сокрушили все кости их.

После того царь Дарий написал всем народам, племенам и языкам, живущим по всей земле: мир вам да умножится! Мною даётся повеление, чтобы во всякой области царства моего трепетали и благоговели перед Богом Данииловым, потому что Он есть Бог живой и Присносущий, и Царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно.

Он избавляет и спасает, и совершает чудеса и знамения на небе и на земле; Он избавил Даниила от силы львов».

«И Даниил благоуспевал и в царствование Дария Мидянина (538 г. до Р. X.), и в царствование Кира Персидского (536)250. И ещё раз чудным образом избавлен был Богом от смерти. Это было тогда, когда он был брошен снова в львиную пещеру за разрушение языческого идола Вила и обличение в обмане жрецов.

Взбунтовавшийся народ кричал царю: «предай нам Даниила, иначе мы умертвим тебя и дом твой». И Кир, любивший Даниила, который «жил вместе с ним и был славнее всех друзей его», вопреки своему желанию, «принужден был предать народу Даниила. Они же бросили его в ров львиный, и он пробыл там шесть дней», но львы не касались его, и Бог чудным образом пропитал его через пророка Своего Аввакума, жившего в Иудее, но по внушению Божьему и «силой духа Божьего поставленного над рвом, в который был брошен Даниил в Вавилоне. Даниил! Даниил! – воззвал тогда Аввакум, – возьми обед, который Бог послал тебе. – Даниил же сказал: – вспомнил Ты обо мне, Боже, и не оставил любящих Тебя!» – И встав, ел и укрепился, так что когда в седьмой день пришёл царь, чтобы поскорбеть о погибшем, то поражён был, увидев Даниила сидящим во рву невредимо...

И воскликнул царь громким голосом и сказал: «велик Ты, Господь Бог Даниилов, и нет иного, кроме Тебя!»

«И приказал вынуть Давила, а виновников его погубления бросить в ров, – и они тотчас были съедены львами в присутствии его»251,..

Давил пережил весь плен Вавилонский и скончался, имея от роду около 100 лет, в Вавилоне. В продолжение жизни своей, за неизменную любовь и преданность Богу он удостоился многих откровений свыше. В чудных видениях открыта была ему судьба как Еврейского народа, так и других царств: Персидского, Греческого и Римского. Пророчествовал он и о пришествии Спасителя и о судьбе Иерусалима, о чём получил извещение во время пламенной молитвы своей, однажды, – от явившегося ему Архангела Гавриила: – «молю Тебя, Господи Боже великий и дивный, хранящий завет и милость любящим Тебя! – взывал к Богу и исповедовался Даниил, – согрешили мы, поступали беззаконно, упорствовали и отступили от заповедей Твоих, и не слушали пророков Твоих, которые Твоим именем говорили царям нашим и вельможам нашим, и отцам нашим и всему народу страны.

«У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд, у каждого Иудея и у всего Израиля во всех странах, куда Ты изгнал их за отступление их»...

«Господи! у нас на лицах стыд, потому что мы согрешили пред Тобою.

А у Господа Бога нашего – милосердие и прощение, ибо мы возмутились против Него...

Господи! по всей правде Твоей да отвратится гнев Твой и негодование Твоё от града Твоего, Иерусалима, от Святой горы Твоей!

Приклони, Боже мой, ухо Твоё и услышь, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено имя Твоё; ибо мы повергаем моления наши перед Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твоё великое милосердие.

Господи! услыши; Господи! прости; Господи! внемли и соверши, не умедли ради Тебя Самого, Боже мой»252!

И когда ещё молился Даниил, то предстал являвшийся ему и прежде Архангел Гавриил и, вразумляя его, сказал: – «В начале моления твоего вышло слово, и я пришёл возвестить его тебе, ибо ты – муж желаний... и так вникни в слово и уразумей видение.

Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная и запечатаны были видения и пророк, и помазан был Святой святых.

Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ, и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.

И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придёт, и конец его будет, как от наводнения, и до конца войны будут опустошения»253.

Пророчествовал также Даниил и о втором пришествии и страшном суде Господнем, о славе святых и о мучении грешников.

Святые Анания, Азария и Мисаил также пережили плен Вавилонский и так же, как и св. пророк Даниил, не возвращаясь в отечество, скончались в Вавилоне.

Преподобного Даниила исповедника

Он был богатый начальник острова Ниверты, близ Кадикса V в Испании. Оставив власть и имущество детям, отправился в Рим и сделался монахом. Из Рима пришёл в Константинополь, где беседовал с царями Константином (912–959) и Романом (948–963), в Иерусалиме принял схиму с именем Стефана от патриарха Христофора, в Египте кончил жизнь после многих мучений за веру от мусульман.

Преподобного Дионисия Егинского

Уроженец острова Закинфа (Занта), он был архиепископом острова Егины. Отказался от престола в 1589 году и, воротившись в отечество, подвизался в Богородичном монастыре скалистого островка Строфады. Тут он однажды скрыл от преследователей убийцу брата своего, увидев в несчастном раскаяние. Скончался 17-го декабря 1624 года. Нетленные мощи его, по случаю набегов Турецких, перенесены в Зант и почивают в кафедральном соборе.

* * *

230

Книга прор. Даниила, Дан.1:8.

231

Книга Даниила, Дан.1:12–17.

232

Там же, Дан.1:18–20.

233

Даниила, Дан.2:17–23.

234

Там же, Дан.2:27–28.

235

Там же, Дан.2:44.

236

Кн. Давиила, Дан.2:46–49.

237

Там же, Дан.3:6.

238

Так были переименованы в Вавилоне пленные отроки Иудейские Анания, Мисаил и Авария начальником, поставленным над ними.

239

Кн. пророка Даниила, Дан.3:13–100.

240

Кн. пророка Даниила, Дан.4:10–14.

241

Там же, Дан.4:15.

242

Так именовали Вавилоняне пленника Иудейского Даниила.

243

Кн. пророка Даниила, Дан.4:16–24.

244

Кн. пророка Даниила, Дан.4:26,27,30.

245

Там же, Дан.4:31,32,34.

246

Кн. пророка Даниила, Дан.5:5.

247

Там же Дан.5:14.

248

Там же Дан.5:25,24.

249

Там же Дан.5:26–31.

250

Кн. пророка Даниила, Дан.6:10–28.

251

Кн. пророка Даниила, Дан.14:41–42.

252

Кн. пророка Даниила, Дан.9:4–9,16,18,19.

253

Кн. пророка Даниила, Дан.9:23–26.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900. / Декабрь. – 514, IV с.

Комментарии для сайта Cackle