15-е
Св. священно-муч. Елевферия и матери его Анфии и епарха Корривона и двух казнесовершителей
Елевферий – Римлянин знатного происхождения, получил от матери своей Анфии, обращённой в христианство самим Апостолом Павлом, христианское воспитание и, присоединив к нему блистательное научное образование, с юности посвятил себя на служение Богу. Пятнадцати лет от роду был посвящён в диакона папой Анаклетом (79–91), на 18-м году получил сан пресвитера, а на 20-м возведён в сан епископа Иллирийского и вскоре заявил себя на высоте своего избрания святостью жизни своей и деятельным распространением и утверждением христианства среди паствы своей. Слух об его успешной деятельности в пользу гонимого христианского учения достиг до Рима, и император Андриан вызвал сюда Елевферия и, после многих истязаний, велел обезглавить этого исповедника Христа (около 120 г.).
Поражённый чудесами, бывшими при испытании Елевферия, которого не коснулись выпущенные на него дикие звери и который среди огня остался невредимым, сам префект Корривон обратился ко Христу и принял вместе с Елевферием мученическую кончину. Пострадали и мать Елевферия – Анфия, подошедшая к своему умершему сыну, чтобы дать ему последнее целование; она также была обезглавлена. Были ещё усечены мечом и двое простолюдинов, сначала мучивших Елевферия, но во время мучений его уверовавших во Христа.
Мощи священномуч. Елевферия в настоящее время находятся в Риме, в церкви мученицы Сосанны. В конце IV столетия был сооружён при императоре Аркадии храм во имя его в Константинополе близ Ксиродофа (Сухого Холма) (Василием Патрикием). – Св. Иосифом песнописцем составлен в честь св. мученика канон, в восьмой песни которого говорится, что рака его изливает реки исцелений и чудес183.
Преподобного Павла, подвизавшегося в Латре
Уроженец Елей близ Пергама, по смерти родителей вступил в монастырь горы Латра (близ Милета) и подвизался там во дни императора Константина Багрянородного. Слава его святой жизни и добродетелей собрала к нему множество ревнителей благочестия, и он был основателем знаменитой и в последующее время обители в ущелье той же Латрской горы. Скончался 15 декабря 950 года.
Святого Стефана, архиепископа Сурожского
Св. Стефан, родом из Каппадокии, пятнадцати лет пришёл в Константинополь, в царствование Феодосия императора, третьего сего имени (715–716), для окончания образования в науках, и преуспел в мудрости внешней и священной. Патриарх Герман (714–730) полюбил его и сделал клириком при себе; но, ища жизни безмолвной, Стефан тайно ушёл в монастырь, оттуда же впоследствии удалился в пустынное место.
Когда умер в Суроже (Судак, Сугдая), что в Тавриде, епископ и граждане, несогласные в выборе преемника ему, предоставили этот выбор патриарху, то Герман посвятил для них Стефана (около 730 года). Стефан, заняв архиепископский престол, оказался достойным пастырем словесного стада Христова, усердно поучал народ и в пять лет обратил ко Христу всех Сурожских жителей, не ведавших истины. Ибо в Суроже, стоявшем на пограничьи, большом торговом городе, жило тогда много язычников, Евреев и магометан.
Между тем император Лев Исаврянин, уже изгнавший (730 г.) патриарха Германа за противление его распоряжениям касательно св. икон, следил за поборниками православия и в отдалённых провинциях; посему вызвал Стефана из Сурожа и, не смогши склонить его на свою сторону, велел придворным своим трепать его за волосы и бороду и с бесчестием отослал в тюрьму. Скоро после сего и умер Лев (18-го июля 741 г.), оставив престол сыну Константину Копрониму. Копроним женат был на Ирине, дочери Хазарского хагана (царя) в Воспоре (Керчи), которая, ещё находясь в отечестве, научилась уважать святителя Сурожского. По её ходатайству Копроним освободил Стефана и отпустил на его кафедру. Довольное время пробыв на престоле и уведав свою скорую кончину, Стефан назначил преемником себе клирика Филарета и с миром предал дух свой Богу.
† Память о преподобном Трифоне Кольском
Уроженец Новгородских владений, сын священника, Трифон184, в крещении Митрофан185, призван был Господом на особенный подвиг, на подвиг проповедника веры диким Лопарям.
С юных лет благочестивый, он кроме того, что любил посещать храм Божий, читал и пел там, – по временам удалялся в уединение, чтобы беседовать с своей душой и Господом. Звание отца священника наводило его на мысль посвятить себя проповеди о св. вере язычникам; но он был призван к тому и особенною волей Божией. Раз, когда он молился в уединённом месте, услышал он голос: «не здесь твоё место, тебя ждёт земля необитаемая и жаждущая». Повинуясь небесному званию, отправился он в Кольский присуд, на р. Печенгу, к диким Лопарям. Страна дальнего севера входила прежде в состав Новгородских владений, а потом перешла под державу вел. князя России186. Русские и в начале XVI в. бывали здесь только временными гостями, являлись для рыбных и звериных промыслов; рыбный промысл манил к св. Носу многих. Недаром говорят поныне: «где рыба ни ходит, а св. Носа не минует»187. – Но между Лопарями для Русских только в Коле была часовня, а церквей нигде не было. Длинная и широкая полоса по р. Печенге была занята более кочующими, чем оседло живущими Лопарями. Это было поле обширное для деятельности проповедника, полного ревностью к истине Христовой и к спасению людей.
Первые сношения с Лопарями завязал Митрофан под видом дел торговли. Потом он говорил с ними о их верованиях и об одной небесной вере. Лопари обожали не только духов, но даже гадов и ночных нетопырей, поклонялись камням. Проповедник Евангелия говорил им, что один есть истинный Бог, один Творец земли и неба, один Отец всех племён и народов, один Спаситель всех потомков первозданного человека. Он показывал детям природы, как близок к ним Отец Небесный, посылая им пищу и одежду, и как грубо-ошибочно обожание идолов и духов, из которых первые не видят и не слышат, а другие – не более, как слуги Божии, мятежные или покорные, но творение одного Творца вселенной. – Тяжелы подвиги, какие надлежало совершать проповеднику Лопарей. Не легко ум отупелый от неподвижности привычек, загрубелый от копоти суеверий и страстей, навести на стези света и истины. Ещё труднее заставить сердце разорвать связь с привычными заблуждениями, с нажитыми привязанностями, с застарелыми пристрастиями. – А вот ещё против проповедника истины восстают жаркие друзья лжи, для которых служение заблуждению выгодное ремесло, – при нём они живут в довольстве и пользуются известностью, без него же они – ничтожество. Кебуны восстали на Митрофана сперва с гордой надеждой оспорить его, потом с ярою злобой, готовой убить и растерзать непобедимого проповедника новых мыслей и дел. Не раз они не только осыпали его бранью, но били жестоко и таскали за волосы. «Ступай прочь отселе, говорили ему кебуны, – иначе ждёт тебя злая смерть»; не раз собирались они и убить его; но Господь хранил раба Своего. Святой ревнитель небесной истины с кротостью переносил брань и побои, и когда свирепела злоба, удалялся в горы, а потом опять выходил на проповедь188. Как ни много в нас худого, – душа наша создана Господом для истины, и сердце ищет вечного покоя. И между Лопарями были такие, которые не оставались глухи для проповеди о вечной истине и вечном повое, – Когда Митрофан на время оставлял упорных произволу их дикой злобы, – оставаясь с своей совестью, они начали видеть свою виновность и нравственное превосходство христианского проповедника; его любовь к ним, его терпение и незлобие, его самоотречение для проповедуемой истины поражали сердца их, и они начали воздыхать о покое, ненаходимом в своей вере. Когда проповедник снова являлся к дикарям и одни из них, волнуемые слепой злобой, кричали – убьём его, другие говорили: он ни в чём не виноват перед нами, напротив он желает нам добра; за что же убивать его? Таким образом сперва немного было таких, которые принимали к сердцу слова проповедника истины, потом число их становилось значительнее.
Блаж. Митрофан и для торговых сношений, которыми он начал свою связь с Лопарями, должен был сколько-нибудь знать Финский язык и, конечно, он узнал разговорный язык дикарей от других, вступавших в торговые связи с Лопарями. Но проповеднику веры надлежало знать гораздо более Финский язык, чем торговцу. На помощь ему Господь послал усердного и способного деятеля, иеродиакона Феодорита; это было в 1529 г., когда северный пустынник уже провёл более 5 лет «в прегорчайшей пустыне»189. Феодорит прежде того 15 лет прожил на Соловецком острове190; там, при частых сношениях с Лопарями, легко было даровитому Феодориту научиться языку Лопарей. Потому не трудно было ему перевести «некоторые молитвы с Славянского языка на язык Лопарей»191. А это было самой важной услугой для Печенжского проповедника.
После долгих трудов и скорбей проповедника значительное число Лопарей, живущих у р. Печенги. уверовали в Господа Иисуса. Блаж. Митрофан не крестил их, потому что не был облечён в сан священства и даже не был ещё иноком. Он отправился в Новгород испросить у архиепископа Макария грамоту на построение храма. Из Новгорода привёл он с собой и плотников, которые более для Господа, чем за деньги, решились идти с ним в дальнюю и дикую страну. При построении храма блаженный за три версты носил на плечах своих брёвна и лес. – Построенный храм долго оставался не освящённым: из Новгорода не присылали священника. – Митрофан отправился в Колу, тогда ещё малолюдное местечко, и нашёл там иеромонаха Илию, который освятил храм, крестил обученных вере Лопарей и постриг в монашество самого проповедника, с именем Трифона. Это было не прежде 1532 г. Так надобно положить по соображении жития Трифона с летописью. Последняя говорит, что зимой в Филиппов пост 7040 – 1531 г. «прибыли в Великий Новгород Лапландцы с Мурманского (Норвежского моря) с р. Колы и Тутоломи (с р. Туломи, соединяющейся с р. Колой перед впадением в море) и просили государева архиепископа Макария дать им антиминсы и священников, чтобы освятить церкви Божии и их просветить св. крещением. Боголюбивый архиепископ Макарий послал священников и диакона, и они освятили церкви Благовещения Богородицы и святителя Николая в Филиппов пост и их самих крестили в великом числе, даже Лопарей за святым Носом»192.
Блаженный Трифон, воспользовавшись услугами Кольского иеромонаха для окрещения Печенжских Лопарей, стал устроять на устье р. Печенги обитель Св. Троицы. – Теперь у него были два труда – труд распространения Евангелия и труд устроения обители. Чтобы продолжать дело Евангельской проповеди, надлежало путешествовать. А что это значило в той стране? Жилища Лопарей разбросаны по местам болотистым, пересечённым горами и скалами; ни сёл, ни деревень нет, а только уединённые шалаши. – Каково же было, не встретив готовности сердец в одном жилье, идти по тундрам и горам, чтобы встретить подобный приём в другом шалаше? Подвижник Божий терпеливо трудился. Когда из тех, которые открыли вере христианской глубины души своей, нашлись готовые посвятить жизнь свою служению Господу, – это облегчило труды проповедника веры. Лопари, наученные Трифоном живому благочестию, с живым одушевлением передавали другим семена благочестия, и целый дикий край получил совсем новый вид. Вместе начала укрепляться и обитель Трифона. «Благодатью Божией, писал современник, блаж. Максим Грек, многие иноверные обратились в православную и благочестивую веру христианскую... Прежде того жили они как звери в пустынях непроходимых, в пещерах и расселинах, не имея ни храма, ни нужного для жизни; питались животными, зверями, птицами, морскими рыбами, и что кто ловил, тем торговал... Православие распространилось до Варяжского города Варгава, где живёт капитан или князь. И здесь ныне благоволением Отца, изволением Сына и действием Св. Духа устроен честный монастырь и собралось большое братство иноков. Это в 60 верстах от того Варяжского города, на р. Печенге, близ моря»193. По житию Трифона, крещённые Лопари до того полюбили св. веру, что одни приносили в пользу обители плоды торговли своей – деньги, другие отдавали земли, озёра и приморские угодья. Последнее видим и по царской грамоте, где записаны «земли, воды, угодья и промыслы, что дала в дом живоначальной Троицы новокрещённая Лопь»194.
В глубоком севере сеять хлеб почти нельзя, его надобно доставать из более тёплого края. «Печенжский монастырь стоит на украине, у студёного моря; пашни около монастыря нет, земля каменистая, стужа великая, во всё лето снег сходит на короткое время», так писали Печенжские иноки столетием позже Трифона195. Потому-то блаж. Трифону, отечески любившему собранную им обитель, не раз приходилось отправляться в Новгород, чтобы там собрать хлеба для своей обители. С таким намерением был он в Новгороде в 1551 г.196.
Рассадник благочестия и новой веры, насаждённый в стране дикой, нужно было оградить защитой гражданской власти. Блаж. Трифон не принимал на себя звания игумена обители своей, звание игумена предоставил он другому; но он был отцом, насадителем и попечителем своей обители. Потому отправился он в Москву к царю с опытным иноком. В Москве полезен был Трифону прежний сожитель его в Лапландской пустыни, а теперь архимандрит Феодорит; последний в это время пользовался вниманием царя, так что отправлен был вскоре с особенными поручениями на Восток. Друг пустыни и сотрудник по проповеди Лапландской, конечно, говорил в Москве боярам и духовным об усердном проповеднике Трифоне197. Трифон и его спутник представили царю просьбу обители, когда с царевичем Феодором шёл он в храм. Добрый царевич вышел из храма в придел, как-бы по случаю, снял с себя верхнюю одежду и, послав её Трифону, велел сказать: «царевич, посылая одежду, желает, чтобы милостыня его предупредила царскую; пусть преподобный употребит её на церковную одежду». – По возвращении из храма, царь советовался с боярами о просьбе Трифона. Не трудно было видеть, после беглого взгляда на дела блаж. Трифона, что к проповеднику Лопарей не следует относить слов царя, которые незадолго перед тем предлагались собору: «старец поставит келью в лесу или срубит и церковь, но пойдёт по миру с иконой просить на сооружение, а у царя просить земли и руги, а что соберёт, то пропьёт»198. Царь наделил блаж. Трифона как церковной утварью, так и угодьями. Царская грамота от 1 ноября 1556 г. говорит: «по просьбе сыновей моих царевичей Иоанна и Феодора Иоанновичей, пожаловали мы Печенского монастыря, что у холодного моря, у Мурманской границы, обители Св. Троицы игумена Гурия с братией и кто бы там ни был игуменом с братией, в замен руги, молебных и панихидных денег, по их скудости, на пропитание в вотчину, морскими губами (заливами) Матоцкой, Лицкой и Урской, также губами Печенской, Пазренской и Навденской, в море всеми рыбными ловлями и выметом морским, когда из моря выкинет кита или моржа или иного зверя, со всем морским берегом и его островами, с реками и речками, с пашнями и лесами, с лесными озерками и звериными ловлями, с Лопарями, какие только приписаны теперь или будут приписаны к Матоцкой и Печенской губам, со всеми угодьями заливов и с царскими денежными сборами и волостными кормами, чтобы тем монастырь мог обустраиваться и питаться. Боярам нашим Новгородским и Двинским приказным людям Усть-Кольской волости, всем приморским жителям, Карельским детям и Лопарям и всякому другому не вступаться в ту отчину, в реки, тони, рыбные ловли и угодья»199. Блаж. Трифон, возвратясь в свою обитель с царскими и дарами, и грамотой, принёс ей радость и мир. Рыбными ловлями и другими угодьями она теперь обеспечена в существовании. – Первым делом его после благодарности Господу было объявить царскую грамоту местным начальникам и старшинам. Надобно было обрадовать и новокрещённых детей своих. Средствами, привезёнными из Москвы, блаж. Трифон построил для них на устье р. Паза (Паэса) храм св. Бориса и Глеба200.
С 1557 г. во всём северном краю был сильный продолжительный голод. Несколько лет сряду мороз убивал посевы201. Это вызвало блаж. Трифона на новые, тяжкие труды для обители. Взяв с собой несколько братий, он ходил по Новгородскому краю из одного поселения в другое, испрашивая у Боголюбивых подаяния. Всё, что получал, отсылал он на содержание братии. Так кормил он духовных детей своих целые 8 лет.
С юных лет возлюбив Господа, перенесши столько трудов и скорбей для Него в летах зрелости, преподобный боялся быть неверным Ему в старости и продолжал подвизаться для Него до гроба. – Раз купил он в Коле ручные жернова и положил их себе на плечи, чтобы нести в свою обитель. Ученики просили его не мучить себя такой ношей. «Братия! сказал старец, тяжёлое бремя лежит на потомках Адама, с рождения до самой смерти: к чему веселиться? Нет! Трифон! лучше повесить камень на шею твою, нежели соблазнять братию праздностью». И 158 вёрст от Колы до Печенской обители, дорогой то болотной, то гористой, нёс он жернова на себе; мало и того, он при таком труде мало вкушал пищи.
Такими подвигами преподобный достиг великой крепости духовной. Раз медведь вошёл в его келью, опрокинул квашню и начал есть тесто. Преподобный, придя к келье, сказал медведю: «Иисус Христос, Сын Божий, мой Бог, повелевает тебе выйти из кельи и стоять смирно». Медведь вышел и стал у ног преподобного. Взяв палку, преподобный наказал виновного медведя и, сказав, чтобы вперёд не смел беспокоить обители, отпустил его. С того времени, прибавлает инок обители, медведи никогда не делали вреда ни оленям, ни другим животным обители.
В последние годы жизни своей преподобный часто удалялся в пустыньку, где, построив храм Успению Богоматери, проводил время в уединённой молитве202.
Перед кончиной своей блаж. Трифон был тяжко болен. Наконец, близкий к смерти, сказал он братиям: «заповедую вам, погребите меня у церкви Успения Богородицы в пустыньке, куда отходил я на молчание». Глубокой старости достиг он, если почил в 1583 г.; тогда он прожил на Печенге почти 60 лет203. – Он был ростом не велик, но крепок, несколько сгорблен и плешив, с длинной, седой бородой. Так говорят о нём по уцелевшей древней иконе его и по видениям!
После кончины его царь Феодор Иванович осаждал крепкий город в Ливонской стране. Осаждённые Немцы, на рассвете, направили пушки свои на царский шатёр, когда царь ещё спал. Ему явился благолепный старец в иноческой одежде и сказал: «встань, государь, и выйди из шатра, иначе будешь убит». – Кто ты такой? спросил царь. Явившийся отвечал: «я тот Трифон, которому ты подал свою одежду, чтобы твоя милостыня предварила другие, – Господь Бог мой послал меня к тебе». Пробудившийся царь едва успел выйти из шатра, как ядро из города ударило в кровать царскую. Благочестивый Феодор возблагодарил Господа за чудное спасение своё. Он послал в обитель Печенгскую найти блажен. Трифона, но получил ответ о его кончине. Царь оказал потом милости обители. «Сказание» не определяет ни года, ни города, когда и где случилось дивное событие с царём. Но без сомнения это было под Нарвой, в феврале 1590 г. Царь Феодор был здесь с войском; Шведы упорно защищали Нарву, но она была взята204.
В то же время (1590 г.) Шведы на севере опустошали поселения Русских. За неделю перед праздником Рождества Христова, говорит «сказание», они сожгли храм Успения Богородицы, где почивали мощи преподобного под спудом. Здесь замучили они праведного инока Иону. – Потом скрылись в засаде. В самый праздник, во время литургии, ворвались они в обитель Св. Троицы и, с зверской жестокостью, начали умерщвлять иноков и послушников; одних рассекли пополам, другим отрубили руки и ноги. Иных вдоль рассекли, – Игумена Гурия и иеродиаконов мучили различно, кололи оружием, жгли на огне, допытываясь от них, где монастырская казна. – Страдальцы не сказали им о казне, и разъярённые Шведы изрубили их в куски. Ограбив, что могли найти, предали они огню храмы и все здания обители. – Всех иноков погублено в обители 51 человек; послушников и рабочих – до 65 человек; остались целы только те, которых не было в обители. После того, по воле ц. Феодора монастырь, для безопасности, основался в г. Коле у Благовещенской церкви. После пожара 1619 г. он построен у города за р. Колой, но до 1675 г. два раза и здесь разоряли его Шведы205.
Мощи преподобного остаются под спудом, на месте погребения их, в Печенжском Лопарском погосте, в Сретенской церкви, приписанной к Кольскому собору.
Иноки, перейдя в Колу, сохраняли такой устав: если кому из иеромонахов случалось быть вблизи прежнего места обители, непременно пел панихиду над гробом блаженного основателя обители. – Иеромонах Иона, быв здесь, не только не выполнил устава, но ещё сидел на могиле старца Ионы, замученного Шведами. Когда он отъехал на несколько вёрст от места покоя блаж. Трифона, внезапно вся половина тела его поражена была параличом. Глубоко почувствовав свои согрешения и исповедав их перед братией, он стал молить преподобного простить его. – На четвёртую ночь, явились ему двое святолепных мужей, один в иноческой одежде, другой в священнической. Последний говорил: «начальник и отец мой, святой Трифон! прикоснись к больному, чтобы был он здоров». – «Ты, отец Иона, почтен саном пресвитера, отвечал Трифон, на твоей гробнице сидел он: ты и должен исцелить». Нет, возразил Иона, ты – первоначальник в этой стране и мой учитель, а я только ученик. Преподобный сказал: «если называешь меня учителем, должен ты исполнить мою волю». – Тогда Иона осенил крестным знамением поражённые части больного и сказал: «во имя Святой Троицы, молитвами препод. Трифона, будь здоров и не нарушай пределов, положенных отцами». – Больной, проснувшись, почувствовал себя здоровым и увидел луч света, последовавший за отходящими святыми.
О блаж. Ионе сохранилось предание, что он был священником церкви св. Николая в г. Коле и в мире назывался Иоанном. Потеря любимого дитяти так поразила его, что он ушёл в обитель блаж. Трифона и стал учеником его; он такую имел любовь к учителю своему, что после его смерти поселился при скитском храме Успения Богоматери, чтобы каждый день совершать литургию за покой усопшего. Здесь мученически убитый Шведами, положен он близ учителя своего.
Иноку Иоасафу, ослепшему от тяжкой головной боли, явился преп. Трифон и, коснувшись очам его, сказал: «во имя Св. Троицы будь здоров и прозри, но сохраняй монашество по обету». «Исцелился я и прозрел явлением преп. отца нашего Трифона!» кричал в восторге прозревший, и собравшиеся на голос его иноки прославили Господа.
Не раз преп. Трифон являлся во время бури на море и спасал погибавших206.
Таков преп. Трифон, благодатью Св. Троицы!
* * *
«Месяцесл. Вост.», архим. Серг., т. II, ч. 2, стр. 389.
Житие преп. Трифона, известное ныне, писано после того, как «Св. Троицы и праведного обитель от Немец разорена и сожжена, – житие святаго, самовидцы писанное, погибе... У некоторых в малых книжицах и в писаниях кратких соблюдошеся». Сочинитель говорит: «попудихся службу и житие преподобнаго, во едину книгу совокупив, написати». След. это было не прежде 1655 г.; житие сшито из нескольких рассказов и рукой неискусной. Текст его в Правосл. собесед. 1859 г., но без многих чудес.
В житии не показано мирское имя Трифона; но у Курбского пустынник, к которому прибыл Феодорит на р. Печенгѵ, называется Митрофаном. «Памятамися, Митрофан бе имя ему». Тогда, как Феодорит прибыл к Печенгскому проповеднику, последний ещё не был Трифоном.
Договорная грамота Новгородцев 1265 г. «а се ти, княже, волости Новгородские: Торжек, Бежище, Вологда, Заволоцье (по берегам Двины). Тре (Лапландия), Перем (по Вычегде и верхней Каме), Печора (по берегам Печоры и Урала), Югра (за Уралом)». Летоп. под 1216 г. «Новгородьц убыша Семьюна Петриловпця, Търьскаго даныцика» – сборщика даней с Трейской, Лапландской области. Собр. лет. III, 35.
Даля пословицы, стр. 356.
«Народ омраченный, а паче кебуны пряхуся с праведником Божиим и пряхуся яко звери и неисповедимыя ему деяху пакости, за власы торгаху и о землю метаху и бияху и пхаху, называюще незнаема странника и юрода, – вопльствующе нань, аще от предел их не изыдет и пребывати с ними будет, горькою мукою и самою смертию претяху». Ркп. житие. Путешественник Вундерер, посещавший Псков, Пермь и Лапландию в 1590 г., пишет: «что касается до Лапонцев, – эти люди очень грубы и некрасивы, лицо у них толстое, желтоватое, но они очень поворотливы и хорошо стреляют из лука. Одежда их шита из звериных шкур. Они привозят в Ригу свои товары: сухую рыбу, звериные шкуры и т. п. Благодаря своему волшебству, они безопасно плавают по морю» (Аделунга путешествия иностранцев по России, стр. 282. Μ. 1863). О славе волшебства, которой пользовались Финны и Лопари см. De fama magiae Fennis attributa a Porthan, Aboae 1780.
Курбского ист. Иоанна. В известиях Курбского о Феодорите должно иметь в виду два определённые предела времени и по ним располагать не совсем точные показания Курбского о Феодорите. Это 1554 г., когда Феодорит подвергся ответам за Артемия, и 1526 г., когда он пришёл в пустыню к Порфирию, бывшему игуменом Сергиевской Лавры до окт. 1525 г. По словам Курбского, с Порфирием пробыл Феодорит 4 года, на р. Коле около 20 лет, два года в Новгороде, 2 года в Новгородском монастыре, 4 года в Суздале (Ист. Иоанна, стр. 130. 131. 133). Таким образом: а) по этому счету прожито Феодоритом до заточения в Кириллов монастырь 30 лет; а с 1526 до 1554 г. выходит 28 лет. б) 20 лет жизни Кольской, очевидно, заключают в себе не только время пребывания Феодорита на Коле и основания там монастыря, но и жизнь Феодорита у Митрофана; по отделении же большего числа лет для жизни в Коле, останется для пребывания с Митрофаном не более 5 лет и при том для пребывания разновременного, в) По счёту Курбского надлежало бы положить, что Феодорит отправился в Новгород в 1551 г., а он в этом году был и в Москве. След. опять – неточность или неполнота.
Курбского ист., стр. 126.
Курбский, стр. 132.
Собр. лет. VI, 289.
Предисловие к житию Соловецких чудотворцев, изд. Ундольским в библиогр. разысканиях, стр. 30. 31. Также в правосл. собесед. 1859 г. 2, 216. 217. Оно писано, по всей вероятности, после свидания с Артемием и Феодоритом в 1551 г. См. пр. 154.
Дополн. к ист. акт. VI, 383. 389.
Ист. акт. IV, 545.
Курбский: «пребыв тамо со оным старцем аки 20 лет, оба приходят до Новгорода».
По известию Курбского, о Феодорите говорил царю игумен Сергиевой лавры Артемий, и по его отзывам вызван был Феодорит в Москву для поставления в архимандрита Суздальского (Курбский, стр. 133). Поскольку же Артемий с июля 1551 г. пробыл игуменом лавры менее года, то ясно, что Феодорит был у царя в конце 1551 г. и след. за 5 лет раньше того, как Трифон явился в Москву и получил грамоту от 1 нояб. 1556 г. И Курбский, мало зная дела блаж. Трифона, как видно по его отзыву, не ясно отделил деятельность Феодорита, обнимавшую окрестности Колы, от деятельности Трифона, подвизавшегося на Печенге. А другие, включив без разбора в сказание о Трифоне повествования Курбского о Феодорите, навели полный мрак на жизнь Трифона. – Феодорит отправился на восток в 1557 г. летоп. у Карамз. VIII, пр. 587.
В Стоглавнике 20 вопрос царя.
Ист. иер. 4, 582. 573. Щекатова геогр. словарь 111. 695. Без сомнения в этой грамоте включены и дары, данные обители новокрещёнными.
Акт. ист. IV, 549. «На Паз р. храм страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба – поставление строителя их старца Трифона». То же в грамоте 1657 г. Дополн. к ис. акт. VI, 391. В книге большого чертежа – читаем: «на устье с левой страны р. Таза, от моря 20 вёрст, погост Бориса и Глеба». Таз – ошибка, чит. Паз. Ныне на картах: р. Паяс. – Далее в кн. чертежа: от Паза р. морским берегом 20 вёрст пала в море речка Деньга да речка Воема; а промеж тех речек Волотово городище» (стр. 160). Под именем Волотов известны были великаны. Карамз. V, пр. 210.
Никон. лет. VII, 279.280. Сл. июня 19 жизнь пр. Варлаама Шенкурского.
По большому чертежу видно, что «пустынька» впоследствии обращалась в монастырь. Здесь читаем: «на усть реки Печенги два монастыря», стр. 160.
По житию, он скончался декабря 15-го 1583 г. По одному списку святцев преподобный преставился июля 23, но другому – нояб. 14, по третьему – дек. 15 д. День кончины без сомнения 15 декабря, прочие дни – дни празднования перенесения мощей.
Арцибашева повесть о России.
Ист. а. IV, 546–547. Житие Трифона.
В ркп. житии, после известия об иноках, избиенных «от Свейских Немец», следуют статьи «о священноиноце Ионе Сорокоуме; о кровоточивой жене; о вдове Марии; о исцелении отрока Игнатия; о Иоасафе мнисе; о спасении монастырской лодии от потопления; о спасении другой лодии; об исцелении ока; о явлении преподобнаго иерею Алексею; о мнисе Иоасафе Майкове; о игумене Иоанне.