Источник

10-е

Святых мучч. Мины, Ермогена и Евграфа

Мина – образованный и красноречивый Афинянин, исповедовавший тайно веру Христову, быв послан императором Максимином в Александрию для укрощения смут, возникших между христианами и язычниками, и с поручением изгонять из города христиан и содействовать восстановлению почитания языческих богов, успел примирить и успокоить враждующих, но вместе а тем воспользовался этим случаем, чтобы открыто проповедовать истину христианской веры. Проповедуя с увлекательным красноречием, он многих язычников обратил ко Христу.

Узнав об этом, Максимин отправил в Александрию епарха Ермогена для суда над бывшим своим приближённым, воеводой Миной, и с строжайшим приказом очистить город от христиан.

Ермоген, также Афинянин, и хотя язычник, но одарённый высокой душой, которой свойственны были христианские чувства и понятия, начав производить суд над Миной, был так поражён его ответами и потом терпением, с которым Мина переносил истязания, которым он по обязанности своей

подвергнул его, что сам уразумел истину и достоинство христианской веры, просветился окончательно от мученика Мины и, приняв от него крещение вместе со множеством народа, был поставлен епископом Александрийским.

Тогда Максимин сам прибыл в Александрию (ок. 311 г.) и, не смотря на поразительные чудотворения, проявленные во время жестоких истязаний, которым были подвергнуты Мина и Ермоген, не уразумел истины, не смягчился в своей ожесточённости, и даже собственными руками умертвил уверовавшего при этих чудесах в Бога христианского – одного язычника, именем Евграфа, который во всеуслышание стал славить имя Господа, творящего чудеса.

Мощи этих святых мучеников были впоследствии перенесены в Константинополь. Император Иустиниан Великий построил здесь храм во имя св. муч. Мины Александрийского. Св. Иосиф песнописец в IX-м веке написал канон в честь этих мучеников, где говорится и об исцелениях от мощей их154.

Святая Церковь воспевает им: – «Мину чуднаго, Ермогена Божественнаго и Евграфа купно священными сладкопении почтим вси, яко почествовавшия Господа и страдальчествовавшия за Него, и лика бесплотных на небесех достигшие и чудеса точащие!»

† Память блаженных деспотов Иоанна и его родителей Стефана и Ангелины Бранковичей

Не легко найти в истории владетельных лиц, где жизнь была бы так полна превратностями и бедами, как жизнь блаж. деспота Сербского Стефана Бранковича и семьи его155.

В 1457 г. Турки овладели Сербией, и деспот Георгий Бранкович умер скитальцем в Белграде. Младший сын Лазарь, прогнав старшего и отравив мать, присвоил себе права деспота, но спустя месяц умер. Стефан был средний сын деспота Георгия. Он с юности отличался кротостью, почтителен был к родителям, любил братьев, образован был прекрасно, особенно же знал св. Писание. Когда отец, для покоя Сербии, принуждён был отдать дочь султану Мурату, то с сестрой отправился ко двору султана и Стефан. – Тут сильно соблазняли Стефана и роскошной жизнью, и поблажками честолюбия и суетности; но Стефан оставался твёрд. Затем придворная зависть успела возбудить политическое подозрение против сыновей деспота. Такие отважные люди, как сыновья деспота, – опасны для Турецкой власти, говорили султану. – И султан, давший клятву отцу не касаться ни жизни, ни здоровья детей деспота, велел ослепить их; Стефан отправлен в Каппадокию. По смерти брата, Стефан, услыхав, что Турки фанатики сожгли прекрасный Милешевский монастырь и готовятся разорить в конец Сербию, решился возвратить себе наследство. Сербы, удалившиеся с ним в Срем и Банат под защиту Венгрии, провозгласили (1460 г.) Стефана деспотом. Он вступил в супружество с Ангелиной, дочерью Албанского князя Георгия и внучкой св. страдальца князя Лазаря. Ему родились два сына и дочь. В Купинове построен им красивый храм Евангелиста Луки. Он жил довольно покойно. Но Туркам это очень не нравилось: они опасались силы деспота. Нанятые слуги Сербы схватили его и в оковах отправили в Далматию. Освободясь от уз, он возвращался опять в Сербию; но со скорбью увидел, что стольный город предков его Смедерево в крепких руках магометанских, а соотчичи его пали духом, с фанатиками же Турками невозможно вступать ни в какие договоры. Последний Боснийский бан сдался Туркам на слово клятвы не лишать его жизни; но фанатик шейх собственноручно умертвил его: – нет, говорил, никакой нужды соблюдать слово, данное христианину156. Потому Стефан удалился в Скендерию. Но Турки не давали ему покоя и в Албании: они и там искали его смерти, домогаясь истребить фамилию деспотов Бранновичей. Он вынужден был бежать с супругой и детьми в Италию157. Печальный скиталец, чувствуя близость кончины своей, октября 1-го 1476 г. писал к Рагузянам, с которыми в особенном союзе были предки его: «вижу, что близок конец мой. – Не скорблю о смерти моей, но болею о моей Ангелине и детях моих Георгии, Марии и Иоанне... Поручаю вам перед Богом, перед Пречистой и святыми мою Ангелину и детей моих: что вы для них сделаете, то Бог для вас сотворит. Не оставьте их, – окажите любовь к ним, какую имели вы к предкам нашим... Завещания не о чем писать мне, – не оставляю Ангелине и детям моим ни серебра, ни золота, ни населённых имений... Препоручаю их вашему господству»158. – Деспот скончался вдали от отчизны.

Спустя 8 лет после смерти блаж. Стефана добрая Ангелина перенесла нетленные остатки супруга в Купиново, что близ Срема159. Вук Бранкович, племянник Ангелины, управлял тогда Сербией и распространял ужас и смерть в войске Магомета, когда то нападало на него. Ангелина и сыновья её, по уважению к фамилии деспотов Бранковичей, пользовались почётом соплеменников. По смерти Вука Бранковича был владетельным деспотом Георгий; но скоро передал своё право брату Иоанну, а сам принял монашество с именем Максима и был архиепископом. Иоанн, женатый на дочери Стефана Якшича и племяннице храброго Димитрия Якшича, вступил в права деспота. Якшичи храбро бились с Турками за свободу Сербов. Деспот занимался делами внутреннего правления и жил подвижнически. В 1496 г. «самодержавний господинь земле Сербскые Иоанн деспот» грамотой подарил несколько земель монастырю Крушедолу, в том числе Купиново, где лежали мощи отца его160. От частых нападение варваров деспот переселился дальше от границ, в местечко Беркасово; здесь он пожил недолго и христиански скончался в 1503 г., оставив одну дочь161.

Добрая Ангелина продолжала благодетельствовать бедным и инокам, хотя и сама жила почти бедной. Вот что писала она к вел. князю России Василию с старцем Евгением: «смиренная монахиня Ангелина кланяется до земли твоей милости. Она молит Господа и Пречистую Его Матерь, и святого деспота Иоанна, сына своего, да даруется тебе долголетнее здравие, спасение и победа над врагами, на радость христианам и на утешение прочное, а после долгой жизни вечное царствование со Христом, где радость неизъяснимая и свет немерцающий. Милость твоя, конечно, слышала о сыне моём, деспоте Иоанне, как он перешёл к Богу. По преставлении его всё имение, какое мы имели, взяли Венгры; теперь мы ничего не имеем, кроме надежды на Бога и на твоё милосердие. Потому послали мы к тебе старца своего, священноинока Евгения, с некоторыми речами, и ты благоволи внять ему и доверять. С ним послала я твоей милости броню сына моего деспота Иоанна. Ещё слово, государь! откупила я за сто золотых место и хочу соорудить церковь во имя св. Иоанна Златоустого. Потому кланяюсь тебе и прошу, пожалуй нам твою милостыню, чтобы соорудить ту церковь, да будет она твоей ктиторией в вечное поминовение. В той церкви хочу подожить мужа моего, св. деспота Стефана, и св. Иоанна, сына моего. Всеблагий Бог да дарует тебе здравие». Другой грамотой просила она вел. князя тогда же за Афонский Пантелеймонов монастырь162. Чудная жена! «За святость жизни народ поныне называет её матерью Ангелиной», говорит Сербский историк, и другой пишет, что она была украшена «всякими добродетелями»163. Третий говорит: «по смерти мужа своего создала церковь близ Крушедола и постриглась в иночество, собрала я сестрей к себе, живила Богоугодне и Богу дух предала я близ мужа своего погребена бысть»164.

Описатель мученичества св. Георгия († 1515 г.) сообщает такое известие: «вот и в наши дни творит Бог Своё. Когда я грешный пришёл в себя, слышал по житию о деспоте Стефане: умер он и погребён, оставив супругу и двух детей, а спустя 8 лет проявился знамениями и чудесами; откопав гроб, нашли его целым и невредимым, как был погребён, и ещё благоухание исходит от тела его; положенный в раке остаётся поныне. Потом сын его Иоанн владел Сремской землёй; он также умер и погребён, оставив жену и одну дочь; спустя три года он также проявился, как и отец, и также чтится»165. Мощи праведного деспота Иоанна и праведных родителей его, Стефана и Ангелины, покоились в монастыре Крушедоле, на Фрушской горе, но изуверы и им не дали покоя166.

* * *

154

«Поли. месяц. Востока», архим. Сергия, т. II, ч. 2, стр. 382.

155

Житие св. Стефана Бранковича и детей его видно в житии сына его архиеп. Максима: «это житие издано в Гласнике XI, 125–130.

156

Негри у Гаммера в ист. Османов 11, 552.

157

Служба и Синаксарь праведному Стефану новому, деспоту Сербскому, в Сербллке под 9 октября. Летопись Гласника V, 93, 108–111. – Иные принимают Ангелину за одно с Милицей, супругою кн. Лазаря; но это – грубая ошибка.

158

Миклошича monum. Serb. № 442. Грамота Рагузян, на которую надеется деспот Бранкович, – у Миклошича № 203.

159

Поздняя летопись (Шафарика памят. 2, 82) говорит, что «мощи святого страстотерпца Стефана, сына деспота Гюргя, в град Купиник» перенесены февр. 15-го 1466 г. Но описатель страданий св. Георгия, видевший мощи, пишет, что они перенесены спустя 8 лет после смерти.

160

Грамота изд. у Миклошича: monum. Serb. № 463. Грамота 1495 г. Иоанн обещал Павлову монастырю выдавать всё, что обещано было предками. Monum. Serb. № 462, в Гласнике V, 224. 225.

161

Раича ист. 3, 243–247. 312–324. Летоп. в Гласнике V, 111. 112. I, 169. XI, 154. В помяннике монастыря Грачаницы записано: «помяни, Господи – благочестивую и христолюбивую монахиню Ангелину, архиепископа Максима и брата его деспота Иоанна» (Изв. акад. VIII, 57). В Афонском протатском помяннике: «еще молимся о приснопамятных рабах Божиих Димитрие крале и Иоанне деспоте и с ними умерщвленных православных христианах» (Запис. поклонника св. горы, стр. 126). «Димитрий краль»-князь Димитрий Якшичь, храбрый боец с Турками, сын краля Рашского, дядя по жене Иоанна деспота (Раича ист. 3, 288–292).

162

Сношения России с востоком, СПб. 1858 г. 18. 19.

163

У Раича 3, 243. 246.

164

Летоп. в Гласнике V, 111.

165

Мученичество св. Георгия – в летоп. археол. общ. СПб. 1864 г. Сербская летопись у Шафарика в памяти. 2, 63. У Раича 3, 324–325 – неточности о мощах.

166

В 1716 г. изуверный визирь приказал сжечь мощи св. Стефана, Ангелины и Иоанна; остались только части их. Гласник V, 112. 93. Сербляк, в Белграде, 1861 г., л. 85–94. Здесь же особая служба Ангелине, под 30 июля. Но в службе прав. Иоанну восхваляются как Ангелина, так и Стефан.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900. / Декабрь. – 514, IV с.

Комментарии для сайта Cackle