Источник

9-е

Зачатие Пресвятой Богородицы

Господь, предопределивший воплотиться для спасения рода человеческого, постепенно уготовал для Себя на земле Пречистую Матерь Свою – в избранном потомстве Авраама; в царстве Иудейском, в царском племени Давида, в смиренном и праведном семействе, в высоко-смиренной и всецело преданной Богу Деве. Праведные её родители Иоаким и Анна своим благочестием превосходили своих современников. Но Богу угодно было испытать и ещё возвысить праведников огорчениями бесчадия, дабы они через своё неплодие сделались тем более достойными орудиями благодати Божией, совершающейся в немощах человеческих. Праведные Иоаким и Анна прожили 50 лет в супружестве, дожили до старости и не имели детей. По своему благочестивому желанию участвовать в благословении Божием, данном человекам – расти и множиться (Быт.1:28,9:1; Исх.13:26; Втор.7:14), и в обетованиях Божиих о размножении Богоизбранного племени и о рождении Мессии (Быт.12:2,15:5), считая своё бесчадие бесславием для себя (1Цар.1:6–7; Лк.1:25) и терпя за то посрамление от ближних, сетующие праведники Иоаким и Анна не теряли однако ж надежды на всеблагого и всемогущего Бога. Они постились и в пламенных молитвах и обетах просили Бога разрешить узы неплодства своего. Как некогда Сарре, в глубокой её старости, дал Он сына Исаака, так, наконец, Бог внял усердной молитве и обету смиренных и совершенно Богу преданных праведников, и возвестил им через ангела, что от них родится благодатная Дщерь.

Сказание о зачатии преблагословенной Девы Марии сохраняется в Церкви христианской от самого её начала. На основании древнейших церковных преданий о зачатии Пресвятой Девы Марии, в IV веке писал блаженный Иероним в назидание Хроматию и Илиодору – епископам, которые, читая предания сии, спрашивали Иеронима о достоинстве их. Он отвечал им: «блаженная и присноблагословенная Дева Мария произошла от царского рода, из дома Давидова, родилась в городе Назарете, воспитана в Иерусалиме, в храме Божием. Отец её называется Иоаким, а мать – Анна. По отцу она происходила из Галилеи, города Назарета, по матери из Вифлеема. Жизнь Иоакима и Анны была строгая и правая перед Богом, честная и неукоризненная перед людьми. Всё своё достояние они делили на три части: одну жертвовали храму Божию и его служителям, другую – в пользу странников и бедных, а третью употребляли для своих родных и себя. В св. любви к Богу и в благотворении ближним они много лет провели целомудренно, не имея детей. Впрочем, они дали обет Богу посвятить дитя своё на служение Ему, если Господь им даст его. Они имели обыкновение ходить на великие праздники в Иерусалим во храм Божий. Приближался день обновления храма. Иоаким вместе с некоторыми своими соседями пошёл в Иерусалим. Тогда первосвященником был Иссахар. Увидев между прочими своими соотечественниками Иоакима с жертвой, Иссахар показал к нему и его приношению пренебрежение, спросив Иоакима: почему он, бездетный, становится на ряду с родителями, и внушая ему, что дары того не могут быть угодны Богу, кого Бог судил быть бездетным. Огорчённый таким обличением, Иоаким удалился в пустыню к пастухам стад своих и не хотел возвратиться в дом свой, чтобы не встречаться со своими соседями, которые были с ним во храме и слышали произнесённую ему укоризну. В пустыне праведник плакал о своём бесчадии и поношении, растворяя свою скорбь молитвой, постом и надеждой. Но в то время, как он был у пастухов, Анне, разделявшей скорби мужа о бесчадии и бесчестии слезами и молитвой, явился Ангел Господень (Гавриил) и, к утешению её, возвестил, что у них родится дщерь Мария и будет благословенна паче всех жён; повелел ей идти в Иерусалим, предсказав, что когда она достигнет до золотых ворот в Иерусалиме, то встретит мужа своего, о здоровье коего она беспокоится». Ангел Господень явился также Иоакиму и сказал: «Господь видит смирение твоё и слышит поношение бесчадия. Бог лишил тебя чадородия, дабы рождённое признано было за особенный дар Божий. Анна жена твоя родит тебе дщерь, и наречёшь ей имя Мариам. Она по обету вашему от детства своего будет посвящена Господу. Ангел повелел и Иоакиму идти в Иерусалим, предсказав, что когда он дойдёт до златых врат в Иерусалиме, то встретит Анну, жену свою, которая, быв обеспокоена замедлением его возвращения, обрадуется, увидев его. И так праведные супруги пришли в Иерусалим и, достигши места, указанного им Ангелом, встретились друг с другом. Обрадованные явлением им Ангела и обнадёженные обещанием им младенца, они принесли благодарение Господу, возносящему смиренных, и, возвратясь в дом свой, несомненно и радостно ожидали исполнения Божественного обещания.

Веселие праведников во храме Иерусалимском и живая их благодарность Богу, разрешившему их неплодство и отнявшему от них поношение между ближними, было началом празднования зачатия. В зачавшейся не только её праведные родители, но весь мир имел верный залог искупления, потому что зачатие её было по особенному благодатному смотрению Божию. Впрочем, начало церковного празднования Зачатию Богородицы с точностью определить трудно, по недостатку письменных памятников, но можно полагать, что это празднование началось с древних времён; ибо все обстоятельства жизни Богоматери для христиан древних и православных были важны и священны. Преподобный Андрей Критский в VII в. на день Зачатия Богоматери написал канон и беседу. День Зачатия отнесён к 9 декабря, потому что этот день бывает за 9 месяцев до дня рождества Богородицы.

Св. праведной Анны, матери пророка Самуила

У отца пророка Самуила152, по имени Елканы Ефрафянина, было две жены: Анна и Феннана, – у Феннаны были дети, а у Анны не было детей, и, не смотря на то, что она была любимой женой Елканы, она проводила печальную жизнь, сокрушаясь о своём бездетстве, тем более, что соперница её Феннана, завидуя предпочтению, которое муж её оказывал Анне, постоянно огорчала её поношением и укорами в том, что у неё не родятся дети, что и вообще почиталось бесславием в народе Израильском.

И вот, однажды, когда вся семья была в Силоме ради наступившего срока жертвоприношения, так как в Силоме тогда находилась скиния, то Анна, угнетаемая скорбью душевной, с особенным усердием в глубине души своей призывала молитвенно Господа. И, изливая тоску свою в безмолвном возношении ума и сердца к Богу, мысленно давала она обет, что «если призрит Всемогущий Бог на скорбь рабы Своей, и вспомнит о ней, и даст ей дитя мужеского пола, то отдаст она его Господу на все дни жизни его» ...

Между тем, как Анна углублена была в молитву, которую тихо повторяли её уста, первосвященник Илий, сидевший у дверей скинии и, замечая движение уст Анны, но не слыша слов, подумал, что эта женщина – пьяна, и укорил её...

Нет, господин мой, – возразила ему тогда Анна, – я – жена, скорбящая духом, вина я не пила, но изливаю мою душу перед Господом... Не считай рабы твоей негодной женщиной; ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе» ...

«И отвечал Илий и сказал: иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твоё, о чём ты просила Его» ...

И действительно Бог исполнил молитву Анны, усердную, внутреннюю, сердечную, которая всегда доходит до Него и которую Он никогда не оставляет без исполнения... Родился сын у Анны и был назван Самуилом, что значит: «испрошенный у Бога».

«И когда вскормила своим молоком Анна Самуила, то пошла с ним в Силом для принесения установленной жертвы и для исполнения своего обета относительно сына своего и привела отрока к первосвященнику Илию и сказала ему: – О, господин мой! Да живёт душа твоя, господин мой! я – та самая женщина, которая здесь при тебе стояла и молилась Господу; об этом дитяти молилась я, и исполнил мне Господь прошение моё, чего я просила у Него; и я отдаю его Господу на все дни жизни его служить Господу. И поклонилась там Господу».

«И молилась Анна и говорила: возрадовалось сердце моё в Господе; вознёсся рог мой в Боге моём; широко разверзлись уста мои на врагов моих; ибо я радуюсь о спасении Твоём.

Нет столь Святого, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш.

Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших; ибо Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены.

Лук сильных преломляется, а немощные препоясываются силой. – Сытые работают из хлеба, а голодные отдыхают; даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает.

Господь умерщвляет и оживляет; низводит в преисподнюю и возводит. – Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает.

Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы даёт им в наследие; ибо у Господа основания земли, и Он утвердит на них вселенную.

Стопы святых Своих Он блюдёт, а беззаконные во тьме исчезают; ибо не силой крепок человек...

Господь сотрёт препирающихся с Ним; с небес возгремит на них. (Господь свят. Да не хвалится мудрый мудростью своею, и да не хвалится сильный силою своею, и да не хвалится богатый богатством своим, но желающий хвалиться да хвалится тем, что разумеет и знает Господа). Господь будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему, и вознесёт рог помазанника Своего.

И оставили (отец и мать) Самуила там пред Господам, и пошёл Елкана в Раму в дом свой, а отрок остался служить Господу при Илии священнике.

И благословил Илий Елкану и жену его, и сказал: да даст тебе Господь детей от жены сей вместо данного, которого ты отдал Господу! – И пошли они в место своё. – И посетил Господь Анну, и родила она ещё трёх сыновей и двух дочерей; а отрок Самуил возрастал у Господа» 153...

* * *

152

Пам. его 20-го августа.

153

Перв. кн. Царств, гл. 1 и II.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900. / Декабрь. – 514, IV с.

Комментарии для сайта Cackle