Источник

30-е

Святых Александра, Иоанна и Павла, Константинопольских патриархов

Александр из пресвитеров сделался помощником престарелому Митрофану (4 июня), епископу Византии, и уже в сане епископа присутствовал, как представитель его, на первом вселенском соборе. По смерти Митрофана (326) занимал престол 13 лет и скончался 340 года. В его время Византия сделалась столицею империи и переименована в Константинополь Иоанн Постник скончался 595 года; о нем 2 сент. Св. Павел управлял Церковию четыре года и шесть месяцев, с 20 февр. 780 года по 30 авг. 784, когда отказался и удалился в монастырь св. Флора, где вскоре и умер. Он сильно убеждал императрицу Ирину восстановить почитание икон и указал на св. Тарасия, как на преемника себе.

† Память о сербских святителях

Сербская Церковь в 30 д. августа прославляет своих учителей, прославленных Господом, архиепископов Савву 2 и Никодима, патриархов Иоанникия, Ефрема, Спиридона, Макария и Гавриила, из которых последний удостоился мученической кончины288.

Преемник св. Арсения Савва 2 был младший сын первовенчанного краля Стефана и племянник великого Саввы. Предслав, так назывался он в миру у сербов, возревновав идти по следам св. дяди своего, еще в молодости принял иночество. Он ходил в Иерусалим и там прожил не малое время; потом подвизался на Афоне. Ему пришлось потерпеть много бед от охотников жить на чужой счет. По возвращении его в отчизну бл. Арсений, чувствуя свою старость и тяжкую болезнь, посвятил его в преемники себе. В сане первосвятителя подражал он жизни предшественников своих. Любимою добродетелию его была кротость289. С именем св. Саввы покоится он в Пекской обители, вблизи св. Арсения290. Сербская Церковь поет ему: «из корене благаго благая отрасль прозябл еси, Божия разума водами напаяем, тем и плод благоуханен явился еси житием от юности, веселяя сердца и души поющия тя»291.

Пред иконостасом печского храма, на левой стороне, стоит рака с мощами св. Никодима архиепископа сербского, великого чудотворца292. Блаж. Никодим, природный серб, подвизался постнически на Афоне и был игуменом Хиландаря. По смерти Саввы 3 Сербия объявила желание видеть Никодима своим первосвятителем; не хотелось ему расстаться с тихою пустынею, но афонские отцы убедили его не отказываться от призвания Церкви. Потому «посвятили его в день вознесения Господня и возведоша на престол св. Саввы с многих лет приветствием глаголюще: преосвященному архиепископу Никодиму всея сербския и поморския земли многая лета», так говорит современник293. Это было в 1317 г.294. При гробе блажен. кор. Милютина поднято было кровавое волнение приверженцами Симониды; энергический архипастырь остановил кровопролитие и грабеж. Потом в янв. 1321 г. венчал он на кралевство старшего сына Милютинова, не взирая на партию королевы295. Ревностный патриот был ревностным попечителем о делах св. веры. В предисловии к переведенному им в 1319 г. уставу пишет он, что быв в Константинополе, еще в сане игумена, он расспрашивал у иерусалимского патриарха об уставе церковном по заботе о том, «еже единствовати по словеси богоносца братона ввупе и всей срьпьской земли»: потом будучи архиепископом, «послал, говорит, в црьскый град в монастырь св. Предтечи и крьстителя Иоанна и принесень ми бысть си типик ерусалимскы и преложихь и в нашь езыкь от письмень грьчьского езыка... Елико есть противу мощии, подвигнемь се еже бдети и трезвити се. в славословие Богу. Мы убо потьшимсе, братие, се сь естеством и обычаем пльтьскыи: благи же дародатель и подвигоподавець, всемогеи Бог, веди немощь нашу, ть подасть нам мощь духовну, нь аще прьвее трудь покажемь»296. – Прекрасный урок о деле спасения нашего! В 1324 г. по распоряжению святителя черноризец Дамиан написал в Печской обители апостол, доныне уцелевший, а прежде того – параклитик и октоих, ныне неизвестные297. Богомилов – бабунов первосвятитель преследовал обличениямп и предавал суду как вредных обществу и церкви298. Блаженный архипастырь, искренно любивший иноческую жизнь и содействовавший процветанию ее в Сербии299, писал грамоту о том, дабы сербские архиепископы в хиландарские игумены не забывали типикарницы св. Саввы, при чем красноречиво описал жизнь св. Саввы, это было предсмертное завещание хиландарского подвижника и архиепископа всей Сербии300.

Блаж. Иоанникий управлял Церковию с 1339 г. сперва в сане архиепископа, – а потом в 1346 г. сербский собор, состоявший из болгарского патриарха и всех сербских архипастырей, по желанию вор. Душана, провозгласил его патриархом; патриарх вслед затем венчал Душана царским венцем301. Блаж. Иоанникию много надобно было иметь высоких качеств, чтобы иметь влияние на Душана. Душан был владетель умный, энергический, но иногда бурный в порывах страстей302; он не был так худ, как изображали злившиеся на него греки: он страстно любил не одну свою славу, а и славу имени Христова: так показывает выполненная молитва его в победоносцу Георгию303! Но иметь влияние на такого человека – подвиг трудный. Блаж. Иоанникий влиянием на Душана ограждал покой православия и вызывал Душана на благотворения Церкви304. Так в 1348 г. «благословением господина патриарха, кир. Иоанникиа и всего збора» дана была грамота Призренскому монастырю архангелов, с дарованием множества земель. И в том же году выдана была Душаном грамота для иерусалимской церкви арх. Михаила, построенной Е. Милютиным; последнею приписан был в той церкви храм св. Николая Вранинского со всеми селами, угодьями и поселенцами. – Это было посильною помощию православию, после того, как Душан имел неосторожность отменить постановления отца и деда о православии в Рагузе; следствием отмены было гонение на православие в республике; православные иноки вынуждены были удалиться в Иерусалим и для них-то оказана теперь помощь305. До иночества своего блаж. Иоанникий, родившийся в стольной Призрене, служил при короле в звании секретаря. Как хорошо знавший юридические обычаи страны своей, он участвовал в составлении законника и в 1349 г. утвердил его на церковном соборе306. Церковь чтит в св. Иоанникие «сирот и вдов питателя, скорбящих утешителя, прибегающих помощника и тепла заступника, призывающих его скоро послушающа, самодержавнаго Стефана на милосердие и милость прелагающа, противные примиряюща»307. Он и скончался на подвиге миротворения. – Душан поссорился с венгерским королем и пригласил патриарха в Жидчу. Патриарх поспешно прибыл, сильно хлопотал о потушении ссоры и от хлопот почувствовал себя сильно нездоровым. Больного понесли его в патриаршую обитель и он на дороге скончался, 3 сент. 1349 г.308.

Так как законник Душана составлен под влиянием великого святителя и особенно церковные статьи его принадлежат без сомнения уму и перу сербского первосвятителя: то в почесть святителю и для общей пользы выписываем церковные статьи законника309.

Ст. 1. Прежде всего надобно иметь в виду, как промышлять следует о христианской вере, о храмах, о монастырях, о священниках.

2. Начальники и прочие люди не должны жениться, не получив благословения от своего архиерея или от духовного отца или от поставленного архиереем.

3. Ни одна свадьба не должна совершаться без венчания. Если же совершится без благословения и дозволения Церкви: таковых разлучать и сажать в темницу.

4. Каждый должен слушаться священников и своего духовного отца. Если кто окажется виновным пред Церковию или священником или нарушит что-нибудь, особенно иноверец по своему произволу: пусть покорится св. Церкви и исправит должное. Если же не послушается и не захочет исправиться: отлучить его от Церкви и подвергнуть наказанию.

5. Священники не должны произносить проклятия на христиан за их прегрешения. Пусть тихо и кротко приглашают их для двукратного я троекратного вразумления. Если не послушаются: отлучать от Церкви.

6. Совращающих православного христианина в латинство патриарх и митрополит с епископами убеждают наставлениями и св. писанием, дабы возвратились к православной вере и чистому христианству. Если кто не покорится и не захочет возвратиться в православие: того подвергать наказанию, как предписано в законе св. отцов. Благочестивый дар будет выгонять всякую ересь из своих пределов. Кто не захочет обратиться: отбирать у него все имение и передавать тем, которые покорятся православной вере. Иноверческих еретических попов, отвращающих людей от православия, ловить и отсылать в рудники и заточение. Еретические храмы освящать и передавать православным священникам; пусть наставляют в них – заблудившихся обращаться к св. вере.

7. Великая Церковь поставит протопопов по городам, местечкам и селам, чтобы умножались христиане, обращаясь из латинской ереси, где кто совратился. Выдать духовную заповедь, чтобы каждое воскресенье учили тех в храме и чтобы каждый христианин соблюдал православный, истый, закон, переданный апостолами и св. отцами.

8. Если латинский поп совратит христианина в латинскую веру: подвергать его наказанию, по закону св. отцов.

9. Если полуверец возьмет за себя христианку: он, хищник, должен обратиться в христианство (православие); если же не обратится, жена, дети я дом отбираются, а его отсылают в заточение.

10. Если же еретик живет с христианкою тайно: прогнать его, и кто такого укрывать будет, подвергать его наказанию.

11. Святители поставляют духовников во всем областям, во городам и селам, и те пусть будут духовники духовниками, которые получили от своих архиереев благословение на духовничество, чтобы вязать и разрешать; их должен слушать каждый, по церковному закону; а те духовники, которые не поставлены в духовников, должны быть прогнаны, – пусть Церковь накажет их по закону310.

12. Мирянин пусть не разбирает духовного дела; если же окажется, что не поставленный судил церковное дело, то платит 300 перперов. – Только Церковь судит о грехах и о всяком церковном деле.

13. Епископы, митрополиты, игумены не должны быть поставляемы за деньги. Иначе поставивший проклят и анафема. Те должны быть поставляемы – собором. Каждый должен судиться пред своею церковию. Если спорящие принадлежат к двум церквам: пусть ищут решения у обеих церквей. – Церковные села и церковные люди должны служить своей церкви, а не чужой. К чужим церквам пусть не ходят ни для сенокоса, ни для пахати, ни для сада виноградного, ни для другой работы, малой ли или великой. Если кто вынудит на свою работу церковных подданных: царская власть отнимает у того боярина имение его и он наказывается как преступник царский и церковный.

14. Священники баштинники пользуются своею баштанною землею по своему усмотрению; они люди свободные. А тем священникам, которые не имеют батьковщины, должно давать три нивы по закону и эта земля (капа) священническая свободна (от подати)311; церковную баштину никто не должен ни купить, ни продать, за исключением промена на близкую к церкви.

15. Священник не должен отходить от своего господаря (помещика). Если господарь не выполняет законного, священник идет к архиерею и архиерей дает знать господину, чтобы содержал священника по закону. Если же господин не послушается: тогда священник может поступить по своей воле. Если же священник – баштинник: господин не имеет права удалить его.

16. Если властели и другие люди имеют церкви на своих батьковщинах: царь и патриарх не подчиняют те церкви церкви великой. Баштинник имеет право ставить церковь и держать своего калугера (иеромонаха), только должен представить к архиерею для благословения ему духовной власти. Если же властелин подчинил свою церковь великой церкви: то он уже не властен в той церкви.

21. Если властелин обесчестит архиерея или монаха или священника: то платит 100 перперов и содержится 40 дней в тюрьме, как ругатель Божий.

38. Митрополиты и епископы не должны быть поставляемы за деньги. Иначе оба лишаются престола, как поставленный, так и поставивший.

39. Игумены не удаляются без вины от церкви. В игумены монастырей поставляются люди добрые и искусные, желающие быть строителями дома Божия. Игумены должны жить в киновиях по закону и иметь совещания с старцами. При тысяче куков (хат) должны питаться в монастыре 50 монахов. Царская власть передана игуменам церкви, они заведывают имением монастырским, лошадями, овцами и всем прочим; они свободно распоряжаются всем, как требует правда и как написано в грамотах ктиторских. Пусть установят для иноков в церквах устав киновий, смотря по монастырю312.

40. Архиереи не должны посылать мирских людей за священниками; пусть рассудительный монах посылается за ними по духовным дедам; а должное с баштины пусть отбирает церковный духовник.

41. Монахи и монахини, которые, быв пострижены, живут в своих домах, должны быть выгоняемы; они должны жить в монастырях. Те монахи, которые постриглись из баштинников, не должны жить у той церкви, а пусть идут в монастырь313.

42. Монах, снимающий монашество, должен быть заперт в тюрьму, пока не обратится к послушанию. Надобно строго смотреть за монахами, чтобы не жили вне монастыря; разве уже это пустынник, который по любви к Богу поселился в пустыне.

43. Есть еретики, которые берут из гробов мертвые тела и сожигают их. Если где окажутся такие: такое место или село платит за это беззаконие и выдает суду виновных. Если же участвовал в том священник: он лишается сана и отсылается в рудники, до смерти.

44. Если кто продаст христианина иноверцу: отсечь ему руку и отрезать язык.

45. Церквам не должно быть обиды ни от кого. Если посетит царь: его принимают с почестию.

46. Церквами владеют только царь, святой господин патриарх и царский логофет, а другой никто. Царская власть освободила все церкви своей области от всех работ, малых и больших.

47. При всех церквах должны содержаться бедные, и как положено первыми ктиторами. За тем смотрят митрополиты и епископы; они собирают в церквам нищих, чтобы были питаемы314.

49. Церковные люди во всяком деле судятся пред своими митрополитами, епископами, игуменами315.

55. Если кто ударит или убьет архиерея или монаха или священника: отсечь ему руку и потом повесить его316.

68. Если подсудимый убежит из заключения и придет на двор царский или патриарший: то он свободен.

93. Тому, кто ест и пьет с еретиками, назначать покаяние, как предписывает восточная кафолическая церковь: но нет запрещения для заключенных и рабов, которые едят с иноверцами»317.

Таковы законы, утвержденные блаж. Иоанникием для сербской церкви!

Ефрем, сын священника, современного кор. Милютину, еще в молодых летах почувствовал влечение к иноческой жизни318. Родители желали видеть его женатым: но он скрылся из их дома и, найдя отшельника Василия, стал жить у него в посте и молитве, и у него же скоро дал обет иночества. Родители, узнав о месте пребывания его, хотели отнять его у пустынника: но он убежал на Афон и там скрылся в одном из скитов. Во время военных тревог Ефрем с учениками своими перешел в Ибровский монастырь здесь был он и игуменом, но недолго. Поклонившись святыням патриархии, он поселился в уединенном месте вблизи Дечанского монастыря и здесь жил строгим отшельником. По смерти ц. Душана начались смуты безначалия и потом появились разбои. Отшельник Ефрем избит был до полусмерти дурными людьми, вынуждавшими поделиться с ними деньгами. – Патриарх Савва, преемник св. Иоанникия, взял старца в патриархию и назначил для него пещерную велию; великий постник ожил и выздоровел здесь. Благоч. князь Лазарь отправил посольство к патриарху констан. с просьбою об окончании споров, происходивших относительно сербской патриархии. Мир с греческою церковию восстановлен. Надлежало спокойно избирать нового патриарха, на место почившего Саввы. Но, к сожалению, в Сербии явилось довольно искателей патриаршей кафедры. – После общей молитвы собор избрал в патриарха «преподобного отшельника Ефрема», как украшенного высокими добродетелями. Блаж. Ефрем, вовсе неожидавший такого избрания и попавший на собор случайно, горько заплакал и молил уволить его от тяжелой для него доли. Собор отвечал: указанный Богом имеет быть посвящен. Это было окт. 3-го 1376 г. Вслед затем Ефрем посвящен был в патриарха и потом венчал кн. Лазаря венцем сербских властителей319.

Не напрасно блаж. Ефрем так плакал о том, что возлагают на него высокий сан. Время было тяжелое: столько беспорядков завелось в Церкви при расстройстве гражданского правления. Как не все областные правители охотно покорялись кн. Лазарю: так не все архиереи и прочие духовные лица оказывали повиновение патриарху Ефрему, не взирая на его высокую духовную жизнь320. Привыкший к тихой, уединенной жизни, отягощенный нестроением дел, св. Ефрем отказался от многозаботливой должности правителя сербской церкви. В 1382 г. он посвятил на свое место блаж. Спиридона, а сам стал жить уединенно в архангельской обители ц. Душана. Известен ныне летописец Амартола, с припискою: «написасе – дрьжащу престол святительства срьбскые земли преосв. и патриарху вир Спиридону, в дому св. архистратигь Михаила и Гавриила, при господине учителе, бывшем патриархе, кир Ефреме, – в л. 1387»321. Заметка дает видеть, что люди духовной жизни высоко уважали блаж. Ефрема и в его уединении, признавали его наставником и учителем опытным и охотно следовали советам его. Блаж. Спиридон, заботливый о иноческих обителях322, скончался в 1388 г. почти в одно время с бл. кн. Лазарем, павшим на Косовом поле. По церковным песням, Спиридон «цевница духовная»323; это подает мысль, что он писал свящ. песни для сербской церкви. Мощи его почивают в храме Печской обители324.

Так как по кончине Спиридона и кн. Лазаря время было крайне смутное: то упросили блаж. Ефрема снова управлять Церковию до избрания нового патриарха. Так он довольное время снова управлял сербскою паствою к утешению лучших людей325.

Дивный подвижник, кроткий, как ангел, почил 88 лет при преемнике п. Даниила, Савве326. Мощи его почивают в великой патриаршей церкви327.

В трапезе печского Храма лежат под спудом мощи патриарха св. Макария. Блаженный святитель заботился о распространении просвещения в Сербии. При нем печатались церковные книги в разных местах: в Милешевом монастыре следованная псалтырь 1557 г.328. Молитвослов (требник) в 1545 г.; в Белграде евангелие 1552 г. в Меркшином монастыре евангелие 1562 г.; в Венеции молитвослов 1557 г.; служебник 1554 г.; постная триодь 1521 г.-в Скадаре цветная триодь 1562 г.329. Очевидно, что славянская любовь к просвещению – не то что любовь Лютера, топтавшего в грязь древнее, апостольское, христианство и доведшего учеников своих до антихристианства330. – Блажен. святитель, по милости Божией, имел возможность сделать многое для сербской Церкви и по ревности своей сделал весьма многое. Брат его был визирем при султане. При его помощи получил он гаттишериф султана на возобновление монастырей и церквей, расстроенных фанатизмом магометанским331. Прежде всего, как естественно, обратил он старание свое на возобновление древней патриаршей обители. Первые годы свои жил он в Милешевом монастыре332. Теперь он восстановлял свою кафедральную обитель. При обновлении святого престола сербской Церкви, говорит современная надпись, огромная трапеза патриархии, поддерживаемая тремя мраморными колоннами и тремя кирпичными, построена была «трудом и усердием преосвященнейшего и блаженнейшего кир Макария патриарха – в л. 7070 (1552)»333.

Блаж. патриарх Гавриил334 из дворянского сербского дома Раичей335, был первосвятителем сербским во время весьма тяжелое. Христиане сербские сильно страдали тогда от своеволий магометанского фанатизма. В октоихе, писанном в 1639 г. в. Милешевом монастыре, писавший его говорил: «тогда подъехом нужду и гонение великое и приет мучения венец Гавриил иеромонах м. октоврия в 9 день и много мучение подъет от трьклетого Нух паши. И тогда изгна бостанжие из монастыря и не имехом, кому плакати. И идохь на царствующий град и царь (Мурат) бе на Богдаду; не имехомь, кому плакати»336. По крайним нуждам кафедры и страны блаж. патриарх Гавриил отправился для милостыни в Валахию и оттуда явился в благотворительную Москву. – Здесь в 1655 г. он вместе с антиохийским патриархом присутствовал на соборе, весьма важном для славянских церквей. – Собор определил исправить церковные книги по греческим и древним славянским книгам. Восставшие тогда же против определений собора протопоп Аввакум, главный виновник порчи книг при п. Иосифе, и друзья его, коломенский епископ Павел и муромский протопоп Даниил, отосланы были в монастыри на покаяние337. Блаженный патриарх, привезший в дар Москве несколько рукописей и три напечатанные на юге литургии, получил щедрую милостыню для Сербии от доброго царя338. Когда после долгого странствования возвратился он в Сербию: патриаршая кафедра оказалась занятою другим (Максимом). Он объяснял право свое на кафедру и несправедливое присвоение ее другим. – Под турецкою властию, особенно тогда, простор был только страстям. Интриги иезуитов, злобствовавших на Россию за Хмельницкого, довели в 1657 г. конст. патриарха Парфения до мученической смерти: его обвинили в государственной измене за сношение с Россиею339. Точно также враждовавшие против блаж. Гавриила, действуя под влиянием иезуитов Австрии, где бедные искали недоступного счастия340, донесли турецким властям, что Гавриил – государственный изменник, жил в России. Визирь потребовал в себе блаж. Гавриила и допросил подробно о всех обстоятельствах пути его. Когда окончилось исследование, визирь, вполне узнавший несостоятельность клеветы, объявил святителю: так как тебя обвиняют в государственной измене, то по законам, как сам знаешь, ты должен быть казнен смертию; но если ты согласишься принять нашу веру, не только пощажу жизнь твою, по предоставлю тебе важную должность и ты будешь жить в почете и роскоши. Блаженный видел, что государственному изменнику не должны были предоставлять ни почестей, ни жизни, а если предоставляют, то только за измену св. вере; как же согласиться на измену вере в Господа Иисуса? Он отвечал визирю: «я совершенно невинен в государственном преступлении, – это сознаете вы сами. Спасти же жизнь мою отступлением от веры христианской не соглашусь никогда, пока остаюсь с здоровым смыслом. Почести и богатства ваши поберегите себе, мне они не нужны». Святитель предан был пыткам, которыми принуждали его принять магометанство. Мужественный страдалец переносил все терпеливо и благодарил Господа, что удостоил его страдать за св. веру. Потеряв всякую надежду отвлечь святителя от христианства, привели его на место казни и повесили341. Это было в октябре 1659 г. В Печской обители хранится посох с надписью: Патху Ку (патриарху Кириу) Гаврилу»342.

Преставление пр. Александра Свирского

Благословен Бог, дарующий на пользу бедных людей таких великих подвижников благочестия, таких близких к Нему рабов Своих, каков преп. Александр Свирский. Жизнь его – чудно высокая, отражение чистой евангельской жизни; и чего не может он получить от Господа, став так близким к Нему высокою жизнию своею343.

Дивный раб Божий родился в древней обонежской пятине, в с. Мандере, что ныне в Олонецкой губернии. Когда он отдан был учиться грамоте: то сначала тупо учился в сравнении с прочими. Это сильно огорчало его. Раз со слезами молился он в храме о раскрытии разумения своего и услышал голос: «встань, что просил, получишь». Веселым воротился он в дом и – с того времени легко и скоро стал понимать книжную мудрость. Богобоязненное дитя был и отроком таким же, – постоянно соблюдал пост и молился по ночам. «Зачем ты, сын мой, так изнуряешь себя?» с скорбию говорила мать. Сын отвечал: «зачем же тебе, мать моя, отклонять меня от приятного мне воздержания?» Родители хотели, чтобы вступил он в брак: но он уклонялся от того под разными предлогами, и думал об одном, как бы совсем расстаться с миром. В село, где жили родители, пришли иноки валаамские; увидав их, отрок подошел к ним и поклонился им до земли, с словами: «благословите меня, отцы святые!» Иноки изумились смирению отрока. Старший из них, поняв расположение отрока, сообщил, как живут иноки в Валаамской обители их, но прибавил «нам игумен не приказал отнимать детей у родителей и привозить в монастырь; иди в дом твой; Сам Господь управить твой путь».

Блаженный отрок решился расстаться с родителями, которых любил. Получив дозволение их отлучиться в ближнее село за делом, он оставляет дом, чтобы не возвращаться более в него. Он отправился прямо на Валаамский остров и здесь на 26 году возраста облекся в иноческие одеяния. Здесь провел он 13 лет, как самый строгий к себе послушник. Крепкий здоровьем, он усердно служил всем, носил воду, таскал из леса дрова, а того и до души своей не допускал, чтобы отказаться от приказания старших. Ночь проводил в молитве, а иногда обнаженное до пояса тело свое отдавал в пищу комарам, и потом шел к утрени. Спустя 13 лет, проведенных в общежитии, получил он благословение подвизаться в уединении. Он и прежде того желал посвятить себя этому подвижничеству. Но опытный наставник удерживал его. «Нет, чадо, говорил настоятель, не утвердясь ногами на ступени общежития послушанием, как на корне, нельзя касаться вершины молчанием и уединением; не следует не вовремя предаваться своей воле; на все свое время».

В 1486 г. Александр удалился на озеро Рощинское, туда, где желал он жить еще тогда, как ушел из дома родительского; в 6 верстах от р. Свири избрал себе место и там, где впоследствии построен храм Спасителя, 7 лет подвизался в тесной хижине. Здесь по случаю нашел его боярин Завалишин и подумал, что видит привидение: так изнурил себя подвигами раб Божий. По усердной просьбе набожного боярина преподобный открыл ему жизнь свою, под условием молчания. «Семь лет живу я здесь, не видя никого, говорил он; ни разу не вкушал я хлеба, а довольствовался травою; иногда же и приходилось мне есть одну сырую землю». «Трудно было жить тебе так?» спросил изумленный боярин. – Вначале было тяжело, отвечал преподобный; сильно страдал я желудком; по временам валялся на земле, не в силах будучи поднять головы; я совершал пение свое, лежа на земле: раз очень сильно страдал я и – вот вижу кого-то светлого. «Чем ты болен?» спросил он меня. – Желудком, отвечал я. «Покажи мне больное место», сказал он. И когда я указал, он возложил на меня руку и сказал: «се здрав еси, к тому не согрешай, но работай Господу». – С того времени чувствую себя здоровым. Была и еще борьба отшельнику. Духи злобы не раз являлись ему в грозных привидениях: но он не уступал насилию их и молитвою рассеивал мечты их344. Спустя 7 лет стали собираться к нему труженики: но и они сперва жили отшельнически, не близко один от другого. Боярин Завалишин доставлял по временам отшельникам хлеб, что укрепляло слабых.

По особенному внушению, преподобный начал строить монастырь в 130 саженях от своей хижины; а сподвижники убедили его принять на себя сан священства и начальствования. – В 1508 г. посвящен он в игумена и тогда же освящен храм св. Троицы345. – Став игуменом, блаженный Александр не переменил строгости к себе, но казался последним в обители. Первый выходил на труды и больше всех трудился: то месил в хлебне тесто и пек хлебы, то носил воду из озера, то рубил и носил дрова, то приходил туда, где мололи рожь, и тогда, как другие спали, он молол за других своими руками. Никогда не спал он даже на рогоже, а на голой доске или сидя. Одежда его была ушита заплатами. Иные и смеялись над ним за такую одежду, но он оставался верным себе. Усердно заботился он о спасении чад своих, иноков. В глубокий вечер приходил он к келье каждого, чтобы знать, кто чем занят, и потом кротко давал знать о цене времени. Он умолял братию приближаться к Богу смирением, трудами, послушания, постом и молитвою.

Когда умножилось число братии: преподобный начал строить обширный храм св. Троицы, при том каменный. Братия, смотря на скудость средств обители, говорили: «где возьмем средства? Предприятие нерассудительное!» Преподобный отвечал: «точно, мы ничего не можем сделать, если не поможет Господь; но Он помогает уповающим на Него». Храм освящен по благословению архиеп. Макария, в 1526 г. Преподобный построил еще братскую трапезу и другие здания, необходимые для общежития.

Высокая духовная жизнь северного подвижника привлекала к нему многих, из близких и дальных мест. К великому авве одни приходили для испрошения благословения и молитв, другие шли с скорбями земной жизни, третьи открывали больную совесть свою. Преподобный принимал всех с кроткою любовию.

«Сын Авраамов пришел к нам, диакон Феодорит», так приветствовал преподобный Феодорита, соловецкого инока и будущего просветителя лопарей, к которому вышел он навстречу. Об этом пишет современник, князь Курбский»346.

Боярин Априлов, у которого рождались только дочери и который бил за то жену, просил преподобного помолиться, чтобы Бог дал ему сына. Святой старец сказал: «и теперь жена твоя носит во чреве дитя не мужского, а женского пола. Это устрояет Бог, а не жена твоя. Потому напрасно, сын мой, оскорбляешь ты жену твою. Патриархи по молитве получали чадородие. Поступай, как они поступали. Земледелец, засевая землю ячменем, не думает, чтобы родилась ему пшеница. Подавай милостыню бедным: они – молитвенники наши пред Богом». По неотступной просьбе Априлова преподобный помолился за него и через год исполнилось желание боярина.

Один из самых богатых и знаменитых купцов Новгорода, Богдан Семенович Корюков, хотя жил вдали от обители святого, но был близок к нему душою, уважал его. В одно время посетил он монастырь преподобного. Пав к ногам святого, говорил он ему: «помилуй меня, раб Божий! помолись за меня Богу: у меня один сын и есть и тот тяжело болен, готов умереть». Преподобный отвечал: «не в нашей воле, чадо, давать, что хотели бы. Веруй Богу искренно и молись Ему с сокрушением. Он может подать все полезное для души нашей. У тебя много было детей и все они еще юноши расстались с жизнию, судьбами Божиими; придется похоронить и того, который остается, за грехи твои, которых так много. Сын мой! по крайней мере теперь пробудись расстанься с грехами: не прибавляй более ростов к ростам («не прилагай резы на резы»); будь сострадателен к бедным, сирым и вдовам, корми заключенных в темнице; процентов не вымогай с должников. Такими добрыми делами обратишь к себе милость Божию... Ты удостоишься, сын мой, и ангельского чина». По летописи видим, что Богдан Семенович вошел потом в особенное доверие в. князя, – ему поручено было (1536 г.) надсматривать за деланием монеты в Новгороде. По известию ученика Александрова Корюков пред смертию облекся в иночество.

Вот еще опыт прозорливости преподобного.

Когда освящал он храм св. Троицы: после молебна народ подавал ему то деньги, то вещи. – Поселянин Григорий также хотел подать от себя что-то: но преподобный не принял. Два и три раза Григорий пытался положить дар свой в фелонь преподобного: но преподобный отталкивал руку его. «Рука твоя смердит, сказал ему наконец преподобный, ты бил ею мать твою и тем навлек на себя гнев Божий». – Что ж мне делать? спросил в сокрушении Григорий. «Ступай, испроси прощения у матери твоей и впредь не смей оскорблять ее».

Незадолго до смерти своей, преподобный построил еще каменный, теплый храм в честь покрова Богородицы, с братскою каменною трапезою. Тогда же утешен он был видением Богоматери, которая обещала ему не забывать обители его и умножить число иноков ее.

Препод. Александр воспитал многих подвижников благочестия. В бывшей Оредежской пустыни – ученик его преп. Макарий, основатель пустыни, почивший в 1532 г.347. В важеозерской Спасской пустыни, в 12 вер. От Свирского монастыря, почивает подвижник его и основатель пустыни преп. Никифор. В Оятской пустыни скончались питомцы свирского наставника: Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Феофан, Корнилий и Афанасий348. Александр – великий авва. В духовном своем завещании он писал: «братии моей приказываю жить в любви о Христе и отнюдь не держать в нашей пустыне опьяняющего питья, не иметь вражды между собою и не считаться ни в чем. Бог дал, доселе считаться не из чего, – казны монастырской нет: что Бог посылал при моей жизни, какой христолюбец давал вклад в монастырь – то все пошло в дом св. Троицы и боголепного преображения, на храм и теплую церковь и на другой монастырский расход»349. Св. старец скончался на 85 году от рождения, 80 августа 1533 г. Наружный вид его: плешив, борода широкая и долгая, но редкая.

С 1547 года уже чтили преп. Александра церковною службою350, но мощи его открыты только в 1641 году и ц. Михаил в 1643 году устроил для них серебряную раку, в которой они и ныне покоятся351.

Перенесение мощей благов. вел. кн. Александра Невского

В 1710 император Петр I основал на берегах Невы, прославленных победою, одержанною в 1240 году 15 июля Невским, известную ныне Александроневскую лавру, и заключив славный мир со шведами после продолжительной брани, повелел 4 июня 1723 года перенести из Владимира в свою новую столицу честные мощи Александра Невского, который по самому названию своему принадлежал уже столице невской, чтобы перенесением св. мощей освятить новую столицу, новую обитель и торжество мира. По совещанию с Святейшим Синодом Император повелел устроить великолепную раку от своих сокровищ. До Новгорода св. мощи с торжеством несены были на руках, а от Новгорода водою на богатоубранной ладии. Перенесение совершилось 30 августа, в день освящения храма Св. Троицы в Невском монастыре и заключения с Швециею Нейштадтского мира. Император Петр сам встретил мощи чудотворца у устья Ижоры и, поставив на великолепную галеру, с вельможами своими вез в С.-Петербург и потом от пристани нес в обитель. Во вратах ее архиепископ новгородский Феодосий с членами Святейшего Синода и священным собором встретил св. мощи и своими руками внесли раку во вновь устроенный храм во имя Александра Невского. Три дня столица торжествовала это событие. С того времени, в память перенесения мощей св. благоверного великого князя Александра Невского, установлен Церковию 30 августа ежегодный праздник, в ознаменование благодарности Богу как за победы, дарованные молитвами св. Александра над шведами, так и за славный Нейштадтский мир, заключенный в 1721 году. Гавриилом Бужинским, епископом разавским, написана была служба на день перенесения мощей св. Александра Невского.

С 1725 года 30 день августа сделался вместе кавалерским праздником ордена, установленного Екатериною I в честь св. благоверного великого князя Александра Невского. В 1753 году императрица Елисавета Петровна соорудила богатейшую серебряную раку для мощей Александра Невского и учредила в С.-Петербурге 30 августа крестный ход из Казанского, ныне из Исакиевского собора, в Невский монастырь. Великая Екатерина устроила в Невской лавре новый величественный собор, куда в день его освящения в 1790 году св. мощи Александра Невского перенесены из Благовещенской церкви монастыря с великим торжеством.

В песнопении своем в честь св. благоверного Александра Невского Церковь возглашает к нему: «яви тя Христос, яко некое божественное сокровище Российстей земли, нового чудотворца преславна и богоприятна». Паремии и чтения Евангельские и Апостольское во дни благоверного князя Александра те же, какие назначены св. преподобным. Ибо и он при своей смерти принял иноческое пострижение.

* * *

288

В общей службе сербляка на 30 августа упоминается еще «Григорий богоносный», архиепископы: Иоанникий, Иаков, Савва третий, патриархи: Кирилл, Никон, Иоанн, Максим (л. 161. 162). В предисловии сербляка сказано: «надлежало бы нам – вместити молебные правила и сих угодников Божиих: св. Григория, сербского архиепископа, иже бе от корене неманичей, его же мощи беша в монастыре Куманице на р. Лиме, преподобного Стефана, его же мощи почивают в Пипере, и св. новоявленного Петра черные горы митрополита: обаче ничтоже ныне обрести возмогохом». Тоже должны и мы сказать о Иакове – Иоанне. В гласнике VI, 34. 43. 44, весьма мало сказано о них. Не можем не прибавить и того, что пат. Максим, сколько известен он, едва ли не напрасно причислен о. Анфимом (зап. геогр. общ. XIII, 175) к великим святителям; построение галереи и венчание Бранковича – не великия дела, а отношения его к св. Гавриилу очень не благовидны. В древнем сербском уставе (гласник XI, 194) не называются святыми ни Иаков и Савва третий, ни Евстафий 2. О св. Стефане сказано под 28 мая. В одной сербской летописи ХV в. говорится, что со времени св. Неемани «явилась в сербской церкви великие светильники миру, одни равночестные апостолам, другие миротворцы и чудотворцы и архиереи достоблаженные и множество преподобных и праведных мужей». (Рус. беседа 1860. 11, 19). Теперь пока неизвестно «множество» преподобных сербской земли, а из праведных пока известен только Щилянович. Сохранилась надпись на кресте, назначенном для храма св. апостолов Петра и Павла: «и крест створи епискупь Рашки Григорие вьтори, еко и она вьдовица две цете дадуще». Так как в устроении того же креста, по надписи, участвовал и король Милютин (Mikloschitz monum. № 86): то Григорий, расский, епископ, был современником сего короля.

289

Раича 11. 410. 411. Летоп. в гласник 1, 165. У, 41. VI, 28. 29. X, 264. Общая служба: „радуйся Савво вторы. подобный Моисею во кротости“. Сербляк л. 162. По известию о первосвятителях (гласник VI, 28) «еще жив сый святый сей (Арсений) постави серблен архиенископа вместо Себе Савву втораго». Так как блаж. Арсений († окт. 28-го 1266 г.) 3 года пред смертию был болен: то конечно не позже 1263 г. Савва посвящен был в архиепископа Арсением. В том же известии сказано, что Савва архиерействовал 7 лет. Но тогда он умер в 1270 г., а этого не могло быт. В 1269 г. был архиепископом Иоанникий. Да и само известие в другом случае (гласник VI, 30) говорит, что Савва 2, как и Даниил, не долго был архиепископом. – Потому надобно положить, что блаж. Савва почил в начале 1268 г. В древнем уставе (гласник XI, 194) сказано: февр. 12 «престависе архиеп. свет Савва втори».

290

Зап. геогр. общ. ХIII, 174, 152. Изображение его – в Грачанице, ibid. 236.

291

Служба св. Савве в сербляке 1861 г.

292

Зап. геогр. общ. ХIII, 173. В сербском уставе мая 12 «престависе архиепископь светы Никодимь». Гласник XI, 194. Служба в сербляке, л. 128.

293

Даниил у Раича 2, 506. 507.

294

Даниил пишет, что кн. Милютин умер «летом яко рещи четырем минувшим архиепископу Никодиму», т. е. спустя почти 4 года после поставления Никодима в архиепископа. Поскольку же Милютин умер окт. 20-го 1320 г. то возведение Никодима в архиепископа было в начале 1317 г. или иначе пред вознесением Господним. В хиландарской грамоте Милютина подписался «Сава по милости Божией архиепископ всех сербских и поморских земель». В приписке исчислены предшественники его: Савва св., Арсений, Савва 2, Иоаникий, Евстафий, Иаков, Евстафий 2. (Аврамовича памятники № 4. Григорович стр. 56). В житии Милютина сказано (сербляк л. 57), что при к. Милютине были архиепископами: Савва 3. Никодим и Даниил. Это – не точно. При нем были: св. Евстафий († 1279 г.), Иаков († 1285 р.), Евстафий 2 († 1304), Савва 3 (1305–1316 г.) и Никодим. Но Даниил был архиепископом уже при Дечанском и Душане.

295

Гласник V, 62. 63. В сербляке общая служба; «радуйся Никодиме, подобный пророку Илии, доблестный ревнителю».

296

Изд. в гласнике XI, 189–193.

297

Изд. акад. II, 346–349.

298

В сербляке служба ему: «православными ученьми твоими иноплеменные ереси от церкве Христовы далече отгнал еси... Ревность божественную имея, яко Илия великий, гневом дыхаеши на враги креста Христова и сих отгоняеши, якоже волеи хищные, от своего стада, пастырю блаженне».

299

При нем в соборе вместе с епископами были (у Григоровича стр. 48) игумены: студенечский, милещевский, сопочанский, банский, градечский, моравского градца, рашский, кончульский, ораховецкий, нагорницкий, скопский. У Раача II, 512. показаны еще современные св. Никодиму игумены; модрицкий, хвосшенский, гостиварский. Епископы при нем: леттский, рашский, хлумский, хвостенский, топлицеий, будимльский, дьбрский, моравидкий, скоильский, призренский, липлянский, браничевский, мачвенский, грададкий и кончульский, всего 15 (Хризовул у Шафарика в памятн. стр. 51). См. окт. 30 о кафедральных храмах и монастырях Милютина.

300

У Григоровича (пут. 57) показано, что грамота написана в 6840 (1332 г.). Но тут ошибка. Гласник (VI, 35) показывает, что Никодим управлял церковию 8 лет и след. скончался в мае 1325 г. Да известно евангелие 1329 г. писанное при архиеп. Данииле (Григоровича стр. 18–21).

301

Гласник VI, 41. 42. XI, 160–162. Душан: «венчан был на царство в л. 6854 (1346) апр. 14 д. – благословеннемь и рукою преосвященнаго патриарха Иоанникия и вьсеми архиереи собора срьбскаго, благословеннемь и рукою преосвященнаго патриарха болгарского кир. Симеона и вьсеми архиереи сьбора бльгарскаго». (Майков 239. 240). Поскольку же венчание Душана происходило вслед за провозглашением Иоанникия патриархом (Раича II, 746): то ясно, что возведение Иоанникия в патриарший сан было делом болгарского патриарха и собора архипастырей. Харьковский вестник (1854 г.1:512) принимает Симеона за орхидского архиепископа. Это – ошибка. Симеон был терновским патриархом (Изв. акад. VII, 155). Записка о сербском патриаршестве, писанная полугреком, говорит: «патриарьха себе изьбра срьблемь не по закону, ни с благословением цароградского патриарха, – нь поиска благословение безчинно на архиепископу трьновьском и на ахриепископу орхидском и сбором срьбским». (Гласник XI, 161). По «тому известию на соборе был и охридский архиепископ. Кто же он был? Без сомнения, тои же «смиренный ахридонский Анфим», который подписался под деянием констант. собора 1347 г. и которого Мелетий называет „многоученым“. Но полугрек а) несправедливо называет болгарского первосвятителя архиепископом: сама константинопольская Церковь признала его патриархом. б) Так как сербский первосвятитель признан конст. собором за независимого и всегда посвящался собором сербских архипастырей; а патриарх константинопольский еще при св. Савве отказался от управления сербскою Церковию: то полугрек несправедлив и в том, будто «по закону» посвящение сербского патриарха должно быть «с благословением цареградного патриарха». Да и при св. Иоанникие греческая Церковь не предъявляла неудовольствий на сербское патриаршество. Неудовольствия подняты при п. Савве собственно за то, что Душан выгнал из своего царства греков епископов, не хотевших повиноваться воле его.

302

О характере летоп. в гласнике «, 66. 68.

303

Письма святогорца 11, 152–155.

304

Грамота у Майкова стр. 237–239. 842.

305

Грамота Призренскому монастырю в гласнике ХV, 264. 269. 306. 311. Грамота иерусалимской церкви Михаила у Аврамовича в памятниках № 35. О времени ее Шафарик: Monumenta illyrica. Pragae 1839. Майков стр. 28. 238. Троношская летопись о Душане; «той нанесенния им (рагузянам) обиды или повеления от деда и отца загладил и паки свободное и волное, якоже кто хощет, исповедание да держит. Итак паки восприяли рагужане, но не вси, тогда римское исповедание». Гласник V, 68. О гонении на православие см. декаб. 2 прим. 13.

306

«Закон – поставляем в л. 6857 (1349) – мая 27 – честным сбором нашим с преосвященным господином отцом нашим патриархом Иоаникием и всеми архиереи и церковники». Законник издан у Раича (неполный) IV, 342–271 Шафариком: Pamatkii drevniho Pisemstvie w Praze 1851. До исследованию Шафарика законник дополняем был в 1354 г. Законник 1349 г. оканчивается 136 статьею, остальные 64 статьи принадлежат к дополнению 1354 г. Майков (стр. 36). Очень может быть, что и сочиняло его какое-нибудь духовное лице.

307

Служба св. Иоанникию в сербляке л. 168.

308

Известие в гласнике VI, 52. Законник утвержден в мае 1349 г. (Прим. 297). Но в том же 1449 г. ц. Душан уже при патр. Савве утверждает земли за храмом введения. (Аврамовича памят. № 12 Григоровича стр. 49. 50). До древнему уставу «сент. 3 престависе прь вы патриархь Иоанникие». (Гласник XI, 193). Итак блаж. Иоанникий скончался сент. 3-го 1349 г. После того ясно, что св. Иоанникий был в сане патриаршем три года с половиною и в сане архиепископа около семи лет, а в сербских поздних заметках (гласник VI, 42. XI, 161) несправедливо сказано, будто святительствовал он 16 лет. После того не можем ничего сказать о том, что будто п. Иннокентий в 1354 г. писал к ц. Душану и к патр. Иоанникию об унии, о чем говорит Дю-Канж. Мощи св. Иоанникия покоятся в Печском храме, в прекрасной мраморной гробнице. Зап. геогр. общ. XIII, 174.

309

Переводим текст по изданию Раича IV, 243. Церковные статьи законника рассмотрены при пособии грамот Крестичем, в гласнике XI, 204–261. Шафариково сравнение законника с чешскими и другими юридическими обычаями – в чтен. общ. ист. 1846 г. в гласнике 11, 97–155.

310

Так по сп. 1390 г. у Майкова стр. 29, у Раича кое-что изменено и прибавлено.

311

Выражение сп. 1390 г. «кто не имать бащины» в сп. 1701 г. пояснено словом: «сирома». Кто не имел батяковщины, т. е. родовой и наследственной собственности, назывался сиротою. Другой закон: «сирота горшечник – свободен, как и поп», т. е. если горшечник не имеет родовой земли, где бы мог добывать глину, то он свободен от повинности за ремесло, как и священник.

312

Так по изданию Шафарика ст. 13–16. 36. 37. У Раича в ст. 39 смысл закона довольно изменен. Грамота 1348 г. Призренскому монастырю: „быть только игуменству – и общему житию. Игумен сидит на соборе за одним столом с игуменами св. Стефана (банским). Пандократора (дечанским) и забродским. Игумен ставится не иначе, как из киновии, кого изберут патриарх и царь с согласия монастырской братищ если же не найдется способный, взять из Хиландаря. Игумен не сменяется, разве по великой вине... Когда приходит (на праздник) в монастырь патриарх, дарится ему конь и когда ставит игумена, также дарится конь. Игумен не имеет права ни отдать (монастырское), ни сделать что-либо подобное, без согласия эконома и экклесиарха. Хранитель хлеба и вина выдает, как установил святой король (Милютин) в Банске, для всех одинаково хлеб, в среду, пятницу и понедельник раз в день, вино по утру и вечером; в пост каждый день однажды кроме субботы и воскресенья; трапеза – всегда». Гласник ХV, 269. 306.

313

По изданию Шафарика ст. 18. «монахи постригшиеся из подворьев монастырских должны идти в другой монастырь. Иначе живя в монастыре не могут удержаться, чтобы не давать чего либо родственникам и знакомым. Выходит и великий соблазн для братии: созывают в монастырь гостей π пришельцев».

314

По изданию Шафарика в ст. 28 прибавлено: «кто ли их (нищих) не узьхранить от митрополито или от игумень, да отлучить се от сана».

315

Церковными людьми в законнике называются а) люди духовного звания; б) арендаторы церковных земель и наемные смотрители; в) поселенцы, работающие на церковных землях. Напр. ст. 48: «Если церковные люди, которые держат церковные села и церковные земли, прогонят посадников (поселенцев церковных): то прогнавшие церковных людей связываются, земля отбирается у них, пока не наймут поселенцев».

316

По изданию Шафарика ст. 82. 83. «Если кто обезчестит святителя или монаха или попа: платит 100 перпер. Если кто окажется убийцею святителя или монаха или попа: убивается или вешается».

317

Еще есть несколько статей против нарушителей целомудрия и супружеской верности. Ст. 92. 100 и 101.

318

О жизни его синаксарь в сербляке л. 151–153.

319

Сказание в продолжении Родослова (муз. Румянц. стр. 159), Раича III, 20. 21. Летопись в гласнике V, 76. 77. Заметка: «елико болыпе возрасташе власть и честь церкве сербския, толико уже вяше начаша и охотники не добродетельми, но деньгами и разбойническо, куповати сан сей». Гласник VI, 42, 43. Титул сербского патриарха; „васесветейшему васеблаженнейшеиу отцу же и господину нашему, архиепископу пекскому прьвие Иусттиание, патриарху же васем срьблемь и болгаромь, поморие, далматие, травуние и вретанинскимь островомь и севернимь странамь и белаго подуновиня, господамь господину». – Так возглашали патриарху желание многих лет во время литургии. Гласник IX, 257.

320

Летоп. в гласнике V, 80.

321

Григоровича пут. 23. 24.

322

В 1382 г. «благословением патриарха кир Спиридонац основана обитель с храмом в с. Дренчах и освобождена от подчинения афонской горе. Григоровича стр. 83. У Миклошича (monum. seb№ 191. 200). грамоты патр. Спиридона: ибарской введенской церкви 1385 г. и другая монастырю Ждрело (Жерло) или Горнаку. В последних п. Спиридон освобождает обители горнакскую от подчинения местному митрополиту. Это естественно: пр. Григорий Синаит основатель обители, пользовался высоким уважением и при жизни, а по смерти он чтится в числе святых. Патр. пишет свою жалованную грамоту на основании грамоты кн. Лазаря († 1389 г.). В грамоте представляется дело в таком виде, будто пр. Григорий испрашивает милостей для основанной обители. Поскольку же пр. был настав. п. Каллиста, ск. в 1362 г. (см. февр. 27 д.): то едва ли пр. Григорий явился лично к к. Лазарю и тогда как Лазарь был только князем Подунавия. Потому слова грамоты о пр. Григорие дело воображения. Указанный в грамоте год ее – ошибочный, как признает и Миклошич.

323

Общая служба в сербляке л. 162. 163.

324

Зап. геогр. общ. ΧIII, 175.

325

По троношской летоп. (V, 80) вторичное управление св. Евфрема Церковию было после Саввы. Но летопись сообщает тут предания явно ошибочные: она говорит, что во второй раз призывал бл. Евфрема на кафедру кн. Лазарь и что это было после смерти Даниила и Саввы; – обстоятельства несовместимые. См.пр. 322. Д. Даниил в 1395 г. утвердил грамоты к. Милицы – Евгении. Григоровича стр. 83. О. Порфирия стр. 56. Диплом деспота Стефана 1403 г. «и сговори се с госпогом маикот ми кнегином Милицом и с господином ми преосвещенниим патриархом кир. Данилом и с митрополити и чьстными игумени и властели моими». Аврамовича древ. афон. стр. 63. Миклошича monum. р. 568. У Миклошича (monum. № 130) напечатана грамота Душана 1351 г. Которянам с привилегиями утвержденными то «архиепископом кир. Данилом», то «патриархом кур Данилом». Но – или вся грамота подложная, или же надобно разуметь в ней архиепископа Даниила († 1338 г.) – и след. принадлежит она к 1336–1338 г.; у того же Миклошича грамота 1357 г. дана по совещанию с патриархом Саввою (№ 141). Да и по другим заметк. (Глас. XI, 163. 164. 194. VI, 42. 43). Савва 2-й патр. долго управл. Церковию, так что св. Евфрем называется преемн. его и 3-им патр.

326

П. Даниилом утверждены грамоты кн. Милицы – Евгении в 1395 г. Григоровича стр. 83. О. Порфирия указ. стр. 56.

327

Сербляк л. 153. В древнем сербском уставе: «июня 15 престависе иже во светых патриарх з Ефрем». Гласник XI, 194.

328

Поклонник св. Горы видел в Карее псалтырь следованную, печатанную в Милешеве мон. 1557 г. при архиепископе «вьсее сербския земле и поморскые кир. Макарие» стр. 125.

329

Сахарова славян. библиогр. № 24. 25. 28–31. 39, 41. Шафарика югославян. типографии в чт. общ. ист. 1846 г. Как смотрели на печатание книг в Венеции, высказывает дечанский иерод. Моисей в предисловии е сборнику 1538 г. «Велико поперение бысть от измаильтян на христианех ради согрешений наших. Того ради и наше укьснение бысть в западных странах италских, в велицей ереси римской, не могши изыти в своем отчьству, ради измаильтских великих поперений». Строева дополн. к опис. стар. книг стр. 7. М. 1841.

330

Славянская оценка папе и Лютеру: на стене болгарского Зографского монастыря представлена на море ладья с учителями Церкви и со Христом Господом на корме; с берегу грозятся на нее еретики, папа старается багром опрокинуть лодку, а рядом с ним Лютер стреляет в нее из ружья. Заметки поклонника стр. 333.

331

Летоп. в гласнике V, 75.

332

См. пр. 328. Не знаем на чем основаны известия Момировича стр. 131 о перенес. патр. кафедры в 1389 г. в новый Дек, в 1438 г. в Белград. Первого не видно по житию п. Евфрема. Стефан Деспот избирал своею столицею Белград, но по памятникам не видно, чтобы патр. кафедра тогда же перенесена была в Белград; напротив п. Никодим приходил в Белград на погребение деспота. См. июля 19 прим. 230. «Кое-что о сербской церкви под турецким владением». Спасича в гласнике 1, 140–153.

333

Зап. геогр. общ. XIII, 173. По надписи на евангелии (Григоровича стр. 189. 190.) блаж. святитель еще жив был в 1563 г. В известии о первосвятителях сербских (гласник VI, 43. 44) предшественниками Макария после Саввы показаны только четверо: Кирилл, Никон, Никодим и Арсений. Едва ли это было так. П. Кирилл известен в 1407 г. (Раича III, 406.407). Никодим в 1427 г. погребал блаж. деспота Стефана. – См. „Жития св“. июль пр. 230.В сопочанск. синодике (зап. геогр. ХII, 152) после Арсения и Никодима Павел и Феодосий и затем Макарий, после Савватия Филипп и предшественник Паисия Симеон. В известных списках первосвятителей сербских (гласник VI, 43. 44. XI, 165) эти четыре лица опущены. См. пр. 74. До одной летописи (Майков стр. 52) в 1574 г. скончался архиеп. Антоний. Это – преемник Макария (гласн. VI, 44).

334

О мученичестве св. Гавриила – христианскии мученики востока стр. 100. 101. Спб. 1862 г.

335

Гласник VI, 44.

336

Зап. геогр. общ. XIII, 311–313. Писец говорит еще, что гонение происходило при п. Паисие, известном в 1641 и 1646 г. по его надписям на книгах. Зап. геогр. общ. XIII, 168. Гласник VIII, 150. Грамота архиепископа Паисия стр. 1633 г. у о. Порфирия стр. 60. У него же (стр. 60) разрешительная грамота п. Максима 1669 г. В гласнике 1, 159. 160. грамота п. Максима в Сараево 7131 (1623). Если верно показан год последней грамоты: то кроме п. Максима, скончавшегося в 1681 г. (гласник VI, 44) был еще п. Максим, предшественник Паисия. В гласнике (III, 299) указано письмо пекского патриарха Иоанна к босанскому митрополиту Феодору, писаннае в июле 1614 г.

337

Ист. рус. Цер. IV, 133–135. В тоже время на Моск. соборе был щее сербский митрополит Михаил. Строева дополнение к опис. староп. книг стр. 152. 162. 163. М. 1841 г. Митроп. Михаил, пробыв полтора года в Москве, в 1657 г. был в Иерусалиме, где оставил сборник для сербской обители арх. Михаила. (Ж. м. пр. 1836 г. XI, 542. 546, 547).

338

По записям двора московского, в мае 1654 г. прибыл в Москву Гавриил, патр. сербский и болгарский; он привез с собою письменные книги: типик и сборник патр. цареградского Михаила Кавасилы на латинскую ересь (читай: Нила Кавасилы архиеп. солунского Fabrieli bibi. gr. X, 20), житие и пов. сербских царей и патр. еще свиток жития всех святых сербских и откуда изидет царствие и патриаршество, тетради Кирикла философа и учителя славянского и книгу Василия великаго с тремя напечатаннами литургиями (Саввы опис. патр. библ. стр. 8. М. 1858 г.). По дворц. зап. сербский патр. Гавриил в 1655 г. обедал у государя февр. 12 в имянины царевича и февр. 20 в имянины царевны. Дворц. раз. III, 457. 458.

339

Христиан. мучен. на востоке стр. 89–92. Отзывы современников о Парфение у Арсения Суханова, по изд. Сахарова, стр. 104.

340

Раича IV, 99–103.

341

Гласник: «от агарян удавлением скончася, от братии оболган неправедное». VI, 44. Мало сказано.

342

Зан. геогр. общ. ХIII, 175.

343

Житие св. Александра описано учеником его в 1545 г. Сочинитель говорит: «что слышал я о сем блаженном и великом отце нашем Александре от бывших с ним первых отцов, то и написал я, грешный Иродион, меньший всех в обители святого. И я принят был, им в монастырь, его рукою пострижен и удостоен чина священства, которого не стою по грехом моим и невежеству. Видя и слыша житие сего преподобного и богоносного отца Александра, радовался я, что в последнее наше время так подвизался он. Поскольку же никто не писал о жизни его, то скорбел я о том. По любви моей к великому отцу решился я кратко описать, что видел и слышал о нем». В син. библ. № 874.

344

Стихиры службы на 30 августа в минее, М. 1646 г.

345

Пролог авгус. 29 Ист. иер. 6, 39,40.

347

Ркп. святцы общ. ист. 231. Сведен. о монастырях стр. 422.

348

По ркп. святцам, «преп. отцы: Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий и Афанасий, – ученицы пр. Александра свирского, в задней пустыни на Ояте р. в монастыре введения Богородицы, от Свири р. 5 поприщ, но Ояти, вверх села Архангельского Сермакса, идеже отец и мати Александра положены». Пр. Афанасия, основателя сяндемской пустыни, считают также учеником пр. Александра (сведен. о монас. 423). Но он, как писал сам, полагал начало своей пустыни при архиеп. Пимене, а архиеп. Александр граматою 1577 г. ограждал право его заведовать обителию (акт. ист. 1. № 197). След. это было долго после кончины пр. Александра. В грамоте 1577 г. он назван бывшим игуменом свирской пустыни, но не учеником пр. Александра. По описанию сяндебской пустыни. Спб. 1856 г. Афанасий – сподвижник Александра на Валааме. Это уже вовсе выходит из пределов вероятия.

349

Ист. a 1. Л 135.

350

Ист. рус. ц. 3, 201. 295. 239. А. э. 1, 203. В 1559 г. в Москве устроен был придел в честь преп. Александра свирского (Карамз. 8. пр. 587). В грамоте 1563 г. преп. Александр святой. (Ист. акт. 1, 320).

351

А. э. 3. № 323. Ист. иер. 6, 40 41. Материалы статистики стр. 64. Спб. 1831. г. Служба пр. Александру (в минее) написана после открытия мощей – очень неискусно; это набор пышных слов, без мысли и чувства.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург : Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1885. / Август. – 292, IV с.

Комментарии для сайта Cackle