Источник

31-е

Положение пояса пресв. Богородицы

Кроме ризы пресв. Богородицы сохранился между христианами в честный пояс ее, который во успении Божией Матери ею самою вверен был ав. Фоме, потом, как пишет Никифор Каллист, передаваем был между верующими, так же как и риза ее, преемственно от одного к другому. В V веке, в царствование Аркадия, сына Феодосия Великого, честный пояс Богородицы перенесен из Иерусалима, а по мнению иных из Зилы, в Царьград, и положен в драгоценном ковчеге, за царскою печатию, в константинопольском Влахернском храме, построенном во имя Богородицы благочестивою Пульхериею, сестрою Феодосия Младшего (408–450). В IV в. Иосиф Студит написал канон на день положения пояса, с акростихом или краегранесием: «крепостию мя твоею опояши чистая Дева». В Х веке честный пояс Богородицы прославлен был особенным знамением, бывшим от него. Греческая царица Зоя, супруга императора Льва философа I (886–912), долгое время страдая от болезни, получила однажды во сне откровение, что она немедленно выздоровеет, если возложен будет на нее пояс пресв. Богородицы. Царица объявила о сем видении императору в патриарху: тогда священный ковчег был открыт, и пояс, найденный совершенно невредимым, распростерт руками патриарха над больною, которая действительно получила исцеление от недуга. После сего всенародно принесены и были благодарственные молитвы Господу Богу и пречистой Его Матери за дарованную милость, и пояс с торжеством опять положен был в ковчег, в котором прежде хранился; в воспоминание же чуда, бывшего от него над больною царицей, установлен в начале X века праздник в честь преблагословенные девы Богородицы: положение честнаго пояса пресв. Богородицы, 31 августа. Российская Церковь, приняв от греческой сие благочестивое установление, совершает также празднество в похвалу преблагословенной Девы Марии, прославляя в честном ее поясе и залог благословения и утверждения православных царств.

В песнопениях богослужебных в этот день Церковь прославляет пояс Богоматери, как кивот освящения верующим, священное ограждение, источник исцелений. Апостол и евангелие на Литургии в день Положения пояса Богородицы те же, что и в день положения ризы ее. И вообще песнопения в честь пояса Богородицы во многом очень сходны с песнопениями в честь ризы.

О последующей судьбе пояса Богоматери сообщают предания следующее. Пояс, сопутствовавший в походах императоров греческих, взят был у греков победоносным царем болгарским Коломаном и принесен в дар обители Ватопеда на Афоне сербским князем Лазарем в ΧΙV веке. Пояс разделен на две части, из коих одна постоянно пребывает в обители, запечатанная двумя царскими печатями, вероятно – Аркадия и Льва Философа, а другая носится по селениям Румелии. Во время страшной холеры, опустошавшей Адрианополь, спасительно было таи появление части пояса.

В 1387 году русский митрополит Пимен видел во Влахернском храме ковчег, в котором лежали риза и пояс Богородицы. Часть пояса Богородицы находится также в пределах наших, в домовой церкви владетелей мингрельских, куда пожертвовал император Роман, выдавший в исходе X века дочь свою Аргиру, получившую исцеление от этого пояса, за знаменитого царя Абхазии и Грузии, – Баграта Куропалата. Аргира умоляла отца отпустить с нею в дальнюю страну часть чудотворного пояса. Эта часть ныне находится в Мингрелии, в Зугдиде, где, по повелению Российского Императора Александра I выстроена церковь для охранения святыни.

Св. свмч. Киприана, епископа Карфагенского

Уроженец Карфагена, воспитанный в язычестве, Киприан в очень молодых летах сделался преподавателем философии и красноречия в своем городе, жил весело и роскошно. Ему случилось познакомиться с христианским священником Цецилианом, который убедил его, что только христианское учение ведет к истине и спасению. Киприан уверовал и крестился, пробывши немалое время в разряде оглашаемых, в 246 году, а скоро рукоположен и во пресвитера. «Узнал я», – писал он другу по обращении – «что прежняя жизнь для плоти и греха есть жизнь земная и гибнущая, а жизнь по заповедям Христовым есть жизнь божественная».

В 248 году, по смерти епископа Доната, карфагенские христиане избрали его во епископа. Киприан был ревностным пастырем Церкви, учил словом и писаниями, назидал примером собственной жизни. В гонение Декия укрылся от преследователей, но при Валериане сперва подвергся изгнанию (257 г.), а потом осужден на смерть. Он был обезглавлен 14 сент. 258 года.

Св. Геннадия, патриарха Константинопольского

Геннадий, из конст. священников, возведен на престол в июле 458 года, в царствование Льва Великого. Был ревнителем истины, учителем чистоты нравов, искоренял симонию между епископами и от принимающих свящ. сан требовал знания Псалтыря (то есть наизусть). Пас Церковь тринадцать лет; скончался 471 года на острове Кипре, на обратном пути из Иерусалима, куда ходил на богомолье.

Во дни сего патриарха некий иконописец дерзнул неподобающим образом написать образ Спасителя, по подобию языческого бога Зевса, и тотчас постигла его казнь; ибо рука, дерзнувшая на то, усохла. Он пришел к патриарху с плачеи и раскаянием; и патриарх, помолившись Богу, исцелил руку его.

† Преставление святого Иоанна, митрополита Киевского

После м. Георгия, преемника блаж. м. Илариону, блаж. Иоанн, родом, вероятно, болгарин, при был в Киев в сане митрополита всей России в 1080 г. и скоро заслужил общее глубокое уважение352.

Преп. Нестор, современник и очевидец дел его, восхищенный высокими качествами его, говорит: «подобного ему еще не было в Руси да и не будет; это – муж сведущий в книгах, искусный в учении, милостивый к убогим и вдовицам, ласковый ко всякому, богатому и бедному, смиренный и кроткий, любитель молчания, владевший даром слова и утешавший святыми беседами печальных353. Древность называла святителя Иоанна пророком Христовым. По высокому изображению блаженного Иоанна у преп. Нестора не сомневаемся, что, называя его пророком Христовым, соединяли с тем мысль о прозорливце354. Из дел его летопись упоминает о немногих. По ней, в 1086 году он основал храм ап. Андрея в Андреевском монастыре, – причем называется он «преподобным митрополитом»; в 1087 году торжественно погребал убиенного кн. Ярополка; в 1087 году освящал храм архангела Михаила в Выдубицком монастыре355; 1089 г. августа 14 освящал чудную, великую церковь печерскую и вслед затем скончался356. Летописи после Нестора называют его то добрым, то святым, то блаженным357. По ркп. святцам он «святый Иоанн митрополит»; а в одном списке прибавлено: «положен бысть в Печерском монастыре». Блаженный Иоанн оставил для Церкви русской несколько сочинений358.

Послание м. Иоанна к Клименту папе старшего Рима359 – драгоценно и по содержанию своему, особенно же по духу кротости, которым дышит оно. «Приятна любовь твоя во Господе, человек Божий, достойный апостольского престола», так писал русский святитель. – «Ты из далекой страны призираешь на нашу худость и смирение, касаешься нас крылами любви твоей, приветствуешь нас искренно и с любовию, предлагаешь желания духовные, догматы православной и чистой веры нашей приемлешь и изумляешься им, как возвестил нам и ясно показал епископ твоего святейшества. Так как дела в таком положении и ты таким оказываешься архиереем Божиим, не каковы были недавно архиерействовавшие, возмутители и оскорбители истины: то и я, самый меньший, приветствую и мысленно лобызаю священную главу твою. Будь счастлив! Да покрывает тебя божественная, Всевышня рука! Да даст благий и милостивый Бог тебе и твоим дням увидеть улучшение дел между вами и нами!

«Не знаю я, откуда и как явились соблазны и препятствия на пути Божием? отчего и как они доселе не исправились? Недоумеваю и не понимаю, какой жестокий демон, злобный враг истины и благоческие, наделал все это, разрушил братскую любовь вашу и союз, соединяющий христиан. Не скажу, что все погублено. Мы знаем, что вы из начала христиане по благодати Божией и во многом мы одобряем вас. Но вы не во всем согласны с нами и кое в чем отделяетесь. Вот смотрите:

«Все признают семь святых и вселенских соборов. На них благочестивая и православная вера христиан исследована, изучена, получила твердость со всею полнотою и убедительностию, они семь столпов богословствующей мудрости; на них построила она свой святой дом – вселенскую Церковь. Сим святым вселенским соборам единомысленно последовали все предстоятели и преемники кафедры верховного из славных апостолов Петра, одни – лично присутствуя и одобряя согласием деяния и слова, другие – чрез доверенных посланных своих подавая содействующий голос апостольской кафедры вашей. Таковы были: на первом вселенском соборе Сильверст, на втором Дамаз, на третьем Целестин; четвертому -вселенскому собору был подкреплением блаженнейший и славный папа Лев, написавший послание к Флавиану премудрое и святое, которое считали столпом православия все знаменитые того времени. На пятом соборе был Вигилий, на шестом Агафон, муж почтенный и духовно-просвещенный. На седьмом вселенском соборе святейший папа Адриан изъявлял согласие чрез посланников своих, святых и богоносных мужей, Петра протопресвитера и игумена римсвой обители св. Саввы.

«Когда же все это так, откуда явились раздор и разделение? Кто посеял на римской ниве такие плевелы? Подлинно много у вас творится дерзостей. Из многого предложу я любви твоей немногое:

«Во первых пост субботний соблюдаете незаконно. Потом первую неделю, отделяя от великого поста, заставляете народ есть молоко, сыр и другую вседневную пищу. Отвергаете иереев вступивших в законное супружество. Тех, которые миропомазаны пресвитерами, в другой раз помазываете, как будто это должны совершать не иереи, а епископы. Не говорю о опресноках: это явная принадлежность иудейского служения и веры. Всего хуже то, что вы осмеливаетесь изменять св. символ, утвержденный вселенскими определениями, и говорите, что Дух св. происходить не только от Отца, но и от Сына»...

Представив потом опровержение каждого из выставленных своеволий запада, в обличение произвола о св. Духе говорит: «изумительно и страшно, как дерзаете вы изменять веру 318 св. отцов и св. вселенских соборов. От конца до конца вселенной, во всех христианских церквах, поется единогласно: «веруем и в св. Духа, Господа животворящаго, от Отца исходящаго, со Отцем и Сыном споклоняемаго и славимаго». Для чего вы не говорите так, как все христиане, а делаете прибавление? Вы вводите новое учение. Но апостол говорит: «иже благовестит вам паче, еже приясте, да будет проклят» (Гал.1:8). О! да не услышите вы над собою сего проклятия! Истнано страшно изменять и портить святое писание, хотя бы одною иотою или одною чертою! Уже ли не понимаете, как велик этот соблазн? Вы вводите две причины, два начала для св. Духа; вы унижаете достоинство Его в впадаете в ересь Македония».

В заключение всего пишет: «прошу и молю и припадаю в священным ногам твоим, – исправитесь во всем этом, особенно же относительно опресноков и указанного недостатка, так как то касается св. причащения, а это пагуба для чистой веры. Прости написавшего тебе это»...

«Иоанна митрополита русского, нареченного пророком Христовым церковное правило», писанное для черноризца Иакова, долго оставалось в составе правил Церкви русской, как объяснение правил вселенской Церкви в применении их к нуждам русской Церкви360.

В правиле 4 писал святитель: «с теми, которые служат на опресноках, едят мясо в сырную неделю, едят кровь и удавленину, не должно приобщаться св. Таин) и совершать богослужение. Но ни мало не возбраняется вкушать с ними пищу, по обстоятельствам, для любви Христовой. Если кто хочет под видом чистоты или по немощи избегать и сего: пусть уклоняется; но смотрите, чтобы не вышел из того соблазн или не возродилась сильная вражда и злопамятование. Надобно из большого зла избирать меньшее». Превосходное правило! апостольское правило!

В других правилах св. Иоанн осуждает волхвование, языческие обычаи, соблазнительные песни, показывает, как грешно торговать крещенными рабами в земле половцев; священникам предписывает быть примером трезвости; князьям запрещает отдавать дочерей за иноверцев; налагает епитимии на нарушающих чистоту и целомудрие; дает наставления о таинствах и разных священных предметах. «Ты спрашивал меня, так пишет он к Иакову, о тех, которые покупают слуг и после того, как с ними вместе молились и приобщались св. Таин, продают их язычникам, какой подвергать их епитимии? Закон говорит: христианина не должно продавать ни жиду, ни еретику; кто продаст жидам, тот беззаконник; он виновен не только пред законом, но и пред Богом. Представь себе Ананию и Сапфиру – и подумай. Они обещали ап. Петру цену поля принесть Богу, но потом удержали только малую часть и осуждены на смерть. Купившие же слуг положили знамение Божие на них (крещение) и освятили молитвою, как пишешь ты, потом продают их язычникам? – Они творят не тайное, а явное хищение у Бога, крадут часть, которую принесли Богу. Как думаю, они грешат столько же, сколько те, которые гонят нашу веру и многих от веры доводят до неверия. Их надобно отклонять от такого злого дела всеми убеждениями и увещаниями. Если же не послушают, то считать их за язычников и мытарей».

«Если святая трапеза деревянная и честные кресты и иконы сделаются ветхи: то отнюдь не бросать их, а поправить. Если слишком обветшают и на иконах не видно ликов, то положить их в огражденное место, где бы не человек, ни животное не могли коснуться их нечистотою, дабы не быть нам сквернителями святыни. В случае перенесения деревянной церкви на другое место, место, где стоял алтарь и совершалась бескровная жертва, должно оградить и хранить неприкосновенным, как святыню».

«Те, которые приносят жертвы бесам, болотам, кладезям, или без благословения берут по нескольку жен, или отпускают свою жену и начинают жить с другою, или ни разу в год не приобщаются св. Таин, тогда как не удержаны от того духовным отцом, – ты знаешь сам, все таковые чужды чистой нашей веры, осуждены соборною Церковию. Старайся всею силою убеждения направлять их на правый путь, вразумляй их не раз и не два, а много раз, пока узнают истину и научатся добру. Если же не покорятся, не оставят своей худой привычки: то считать их чуждыми соборной Церкви, непринадлежащими к ведению ее заповедей».

«Тех, которые совершают волхвования и чары, мужчина ли то, или женщина, должно вразумлять словом наставления и обращать от зла; если не обращаются, подвергать строгому наказанию; но не лишать жизни и не уродовать; последнего не допускает церковное учение»361. Припомните при этом, что на западе в XI и XII в., по предписаниям бискупов, жгли волхвов и чародеев на кострах! Бак же не говорить нам от души: слава св. Троице, просвещающей пастырей св. православной Церкви!

* * *

352

Собр. л. 2, 276. Погодин полагает, что Иоанн был не грек, а болгарин, знавший греческий язык. «Каким образом грек мог прославиться красноречием между русскими не зная русского языка? – Правило его имеем только на русском языке». Исследов. 7, 39.

353

Собр. л. I. 89.

354

«Иоанна митрополита русского, нареченного пророком Христовым церковное правило», – так надписывается правило его по всем спискам. Латино-греческий словарь объясняет слово antistites словами Ιερείς, προφηπται, επισκοποι? Ho а) Иоанн в надписи уже назван митрополитом и следовательно не для чего было прибавлять еще название того же значения; б) обыкновенное народное значение пророка есть значение прозорливца и след. надпись, говоря о нар. назв. митроп., могла иметь в виду только значение прозорливца, а не придуманное искусством значение предстоятеля церкви.

355

Собр. л. 1, 88, 89.

356

Собр. л. 1, 89. Симон в послан. к Поликарпу – об освящении церкви.

357

Собр. л. 2, 276. 277. Степ. кн. 1, 228. 229.

358

Обзор дух. литер. § 16.

359

Это послание, известное по некоторым слав. ркп. без имени папы, к которому писано, сочинителем Палинодии и другими приписывалось м. Иоанну 4. Но в надписи греческого послания стоит имя папы Климента. Кто же этот п. Климент? Собственно в Риме не было п. Климента ни при Иоанне 2, ни при Иоанне 4. м. Но по воле имп. Генриха, врага Гильдебрандова, избран был в папы архиепископ Равенский, который с именем Климента оставался папою с 1080 до 1099 года. – Эта современность п. Климента ученому м. Иоанну 2 служит твердым основанием уверенности, что послание русского митрополита к п. Клименту писано м. Иоанном вторым (Неволин в извест. акад. 2, № 6). – Содержание послания говорит то же. Запад, по посланию, ищет союза с русскою церковию. Генрих, унижаемый и преследуемый гордым Гильдебрандом, находился в необходимости искать помощи своему делу в союзе с русскою церковию. Послание к папе на греческом и славян. языках напечатано в учен. записк. акад. наук кн. 1. Спб. 1854 г. 3, 1–20.

360

Изд. в русск. достоп. т. М. 1815 г. По другим спискам издан. у Макария в ист. р. ц. 2, 345–352.

361

Правила 22. 11. 15. 7.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург : Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1885. / Август. – 292, IV с.

Комментарии для сайта Cackle