21-е
† Преподобного Аврамия Смоленского
Блаженный Аврамий, как повествует о нем ученик его Ефрем180, родился в Смоленске от богатых и благочестивых родителей; родитель его пользовался уважением за услуги, оказанные в суде; и отец и бать были набожны. Они имели 12 дочерей, но ни одного сына; долго молились о даровании сына, раздавая милостыню по церквам, и наконец молитва их была услышана. Сын молитв воспитан был в страхе Божием и учении книжном, и сам с юности любил ходить в храм Божий. Родители очень желали, чтобы единственный сын их вступил в брак: но юноша отказался, чувствуя в себе влечение к иноческой жизни; к тому же родители скоро умерли; по смерти их, сын, раздав имущество монастырям, церквам и бедным, ходил в рубище, моля и Бога указать ему путь спасения, и скоро, по влечению внутреннему, поступил «в монастырь пресвятой Богородицы, что в пяти верстах от Смоленска, на месте называемом Селище»181. Здесь, облеченный в иночество, проходил он разные послушания и трудился от всей души. В 1177 г. в Смоленске совершилось чудо. Ослепленные владимирцами князья Мстислав и Ярополк Ростиславичи, братья владетельного князя смоленского, на пути в южную Россию усердно молились св. мученикам Борису и Глебу в их Смядынском монастыре и в день убиения св. Глеба (5 сент.) прозрели182. Это не могло не утешить такого раба Божия, каким был Аврамий. – Он любил переноситься мыслию к святым местам, где Господь Иисус проводил земную жизнь и запечатлел любовь свою в людям крестною смертию; в жизни же Спасителя поучался, чего можно ожидать праведным людям от мира грешного и где их защита? Тогдашний смоленский князь Роман, сын св. князя Ростислава, любил просвещение: завел в Смоленске училище, где учились не только по славянски, но даже по греческим и латинским книгам183. Бл. Аврамий ревностно читал отеческие сочинения, особенно Златоустого и Ефрема Сирина, также – жития святых: Антония, Евфимия, Саввы, Феодосия восточных, Феодосия печерского и других, стараясь по возможности усвоять душе своей мысли и чувства святых184. Как трудолюбивая пчела, собирая отвсюду душеспасительные писания, иные списывал сам, другие поручал списывать писцам. – Жизнь земная, думал и говорил он, – война; а для войны нужны оружия, нужны познания опытные: так для брани духовной нужно учиться многому у опытных св. мужей, нужно от них узнать, какое духовное оружие полезно в каком случае: – от них же можем хорошо узнать и врагов наших. Блаженный усердно трудился и по монастырю, исполняя с точностию поручаемые ему дела. – Видя добродетельную жизнь Аврамия, игумен убедил его (1198 г.) принять сан священства. В сане священства преподобный каждый день совершал служение и всегда с глубоким благоговением. Игумен, зная его обширные познания и дар слова, поручил ему должность духовника и дозволил принимать в себе желающих слушать наставления его. Это было при Мстиславе Романовиче, когда уже более 30 лет преп. Аврамий подвизался в обители185. Но вот настали для блаженного Аврамия искушения, преимущественно от своей братии. – Смотря с завистию на то, что познания и красноречие его привлекали к нему многих, как иноков, так мирян, некоторые стали выдумывать разные клеветы на преподобного и наносили ему разные огорчения; 5 лет терпел он все неприятности, не преставая назидать приходящих к нему. Наконец восстал против него и игумен. Блаженный уступил место вражде и оставил обитель.
Изгнанный праведник перешел в город и стал жить в бедном «монастыре св. Креста». Здесь еще более стали стекаться к Аврамию; монастырский храм полон бывал богомольцев. Многие приносили ему жертвования, которые употреблял он в пользу монастыря и храма или же раздавал нищим; он украсил храм Божий иконами, завесами, свечами186. Сам он написал две иконы: на одной изобразил страшный суд, – на другой мытарства. На этих иконах он часто останавливал внимание свое и других, возбуждая к покаянию. – Он проводил такую строгую жизнь, что от поста и трудов был крайне сух и бледен. Вина он совсем не вкушал и воду пил в меру, – не любил дорогих одежд, а одевался в худые. Совершая сам с благоговением литургию, он не терпел того, чтобы разговаривали во время литургии, и строго внушал стоять в храме со страхом Божиим. Он усердно предлагал наставления, в храме и в кельи. «Уста его не умолкали для великих и малых людей, для рабов и свободных, для ремесленников и других, приходивших то на церковное пение, то для бесед... Когда облевался он в священнические одежды: то походил на великого Василия, украшенный такою же черною брадою, но с главою безвласою». Дух злобы много творил пакостей подвижнику Божию, домогался смутить его мечтами и привидениями и потом возбудил против него людей. На Аврамия поднялось городское духовенство, огорчавшееся тем, что он привлекал к себе множество духовных чад. Начали распускать слухи, что Аврамий то еретик, – читает «гълубинные книги»187, то живет нечисто, прикрывая темные дела наружною святостию, – наконец подняли такое волнение в городе, что знать городская явилась к епископу Игнатию и просила подвергнуть Аврамия суду. Злость против Аврамия до того была велика, что иные требовали сжечь его на костре, другие настаивали, чтобы Аврамия водить по улицам с побоями и потом бросить в воду188. – Посланы были слуги – доставить Аврамия на суд. Аврамий стоял на молитве, когда явились в обитель слуги: они схватили его и двух учеников его и повлекли с бесчестием и бранью к епископу. В это самое время один благочестивый инок, Лука Прусин, совершавший девятый час молитвы в монастыре св. архангела Михаила189, слышал с неба глас: «вот ведут угодника моего. Аврамия с учениками его на сонм, но ты не соблазняйся тем». Блаж. Лука старался образумить притеснителей праведника. «Невинен тот, говорил он, кого хулите вы. О! когда бы грехи его были на мне»! Но его не слушали. На суде епископа, совершившемся в присутствии князя и вельмож, все обвинения, какие выставляли против Аврамия, оказались клеветою. Но «безчинные попы» как волы, рыкали на Аврамия, игумены – также». Князь и вельможи говорили, что не видят они вины в Аврамие; и однако не приняли мер к обузданию людей безпокойных, так нагло оскорблявших невинность. – Епископ, для общего покоя, повелел Аврамию удалиться в Богородичный монастырь, запретив ему беседовать с людьми и совершать священнослужение.
Врагам пр. Аврамия не удалось сделать более того, что праведник удален был в загородную обитель с запрещением. – Но и из запрещения, возложенного на Авраамия, вышло много последствий вредных. Люди слабые, которых удерживал он от пороков своими наставлениями, стали теперь жить по-прежнему, порочно. – Благочестивый смоленский священник Лазарь, тот самый, который после Игнатия был епископом, пришел к епископу Игнатию и сказал: город строго будет наказан, если не раскается в своей несправедливости против Аврамия. И точно скоро наступила страшная засуха в стране Смоленской. – Напрасно совершались молебствия о дожде с крестным ходом вокруг города; дождя не было. Блаженный Игнатий чувствовал, что он допустил слабость, сделав уступку проискам злобы. Он послал сказать врагам Аврамия, чтобы пришли в себя и перестали поносить Аврамия. Но те мало думали о себе. По их милости Аврамий стоял под такою строгою опалою, что мечники стерегли на дорогах и не пущали никого к Аврамию, а иных и грабили. Но один благоговейный священник, явясь к епископу, сказал: мы молились Богу и не были услышаны; не оттого ли это, что невинному Аврамию запрещено священнодействовать? Тогда епископ, призвав к себе Аврамия, разрешил ему священнослужение, просил у него прощения себе и городу и молитв его о дожде. Угодник Божий с глубоким смирением называл себя грешником, недостойным милости Божией, но обязанным исполнить волю святителя. Возвращаясь в обитель, дорогою молился он в душе о дожде и еще не дошел до обители, как сильный дождь напоил жаждущую землю. Все увидели в этом силу молитв праведника, все признали невинность Аврамия и стали высоко уважать его.
Блаженный святитель Игнатий, построив близь города новый «монастырь в честь положения ризы Богоматери», почтительно, чрез протопопа Георгия, пригласил к себе блаж. Аврамия и поручил ему настоятельство в новой обители. Преподобный скоро украсил новый храм иконами и утварию. По-прежнему стали стекаться к преподобному бояре и простолюдины, богатые и бедные, чтобы пользоваться наставлениями его. Много было желавших поступить в Аврамиеву обитель; но преподобный принимал их весьма разборчиво и после испытаний, так что у него было только 17 братий. Преп. Аврамий пережил духовного друга своего, епископа Игнатия190. После его смерти он еще более прежнего стал готовиться к исходу из сей жизни, молился день и ночь о том, дабы не быть осужденным на суде Божием, и внушал братии помнить о смерти.
Из учеников преп. Аврамия прославился святостию жизни блаж. Ефрем, описавший жизнь учителя своего. Какое смирение воспитал в себе ученик под руководством святого наставника, лучше всего показывают собственные слова Ефрема. В заключении жития Аврамиева бл. Ефрем пишет: «я, грешный и недостойный Ефрем, пребываю в великом нерадении и не совершил ничего доброго. Называюсь черноризцем, а по делам вовсе не таков... И при жизни преп. Аврамия я был последним из его учеников, потому что вовсе не следовал его житию: терпению, смирению, любви, молитве и другим добродетелям. Он в умилении плакал, а я веселился; он ревностно спешил на молитву, на чтение священных книг и славословие в церкви Божией; а я предавался дремоте и глубокому сну... Он не празднословил и не осуждал: а я осуждал и говорил не нужное. Он любил памятовать о страшном суде, – а я помышлял о трапезах и пирах... Он старался подражать житию святых, а я подражал суетным обычаям худых людей. Он смирял и унижал себя; а я увлекался веселием и гордостию. Он любил нищих и раздавал все нуждающимся – а я только собирал и никому не давал, побеждаемый скупостию и немилосердием... Господи Иисусе Христе! приими худую молитву грешного и недостойного раба Твоего Ефрема; помилуй меня и не удали меня от преподобных. Много согрешил я пред Тобою, прогневал Тебя более, чем кто-нибудь: но не знаю иного Бога, кроме Тебя, создавшего все... Наставь и научи меня, Господи, творить волю Твою; посли благодатную помощь рабу Твоему, да сохраняемый Тобою избавлюсь от нападений врага. Подай и всему граду и рабу Твоему руку помощи. Не допусти, Владыко, чтобы взята была душа моя из тела без покаяния; примии сие малое мое покаяние; воскреси и оживи меня грешного, молитвами Пречистой Богородицы и всех небесных сил».
Так как смоленский епископ Игнатий, в последние годы свои духовный друг преп. Аврамия, по летописи в 1206 г. был послом князя своего Мстислава Романовича к в. к. Всеволоду191, а преемник его блаж. епископ Лазарь в 1224 г. уже оставил кафедру192, то блаж. кончина преп. Аврамия, подвизавшегося в иночестве до 50 лет193, последовала не позже 1220 года, тогда как блаженный ученик его Ефрем умер не прежде 1238 г.
Ркп. служба «на память преп. отца нашего Аврамия смоленского чудотворца и ученика его Ефрема» молит преподобных: «молитеся Христови даровати православным людем избавление от поганских пленений... молите милостиво, да вас избавит от агарянских обстоятй194. Очевидно, эта служба составлена была под гнетом языческого татарского ига. Потому нет сомнения, что если не прежде, то в конце 13 века в Смоленске уже чтили память преп. Аврамия и ученика его195. В 1608 году смоленцы писали, что обещались они Господу и угодникам Меркурию, Аврамию и Ефрему стоять за дом Богоматери до смерти196. В каменном храме обители один придел посвящен пр. Аврамию. Но мощи его вовремя польского разгрома 1609 г., неизвестно где сокрыты197.
Осматривая жизнь преп. Аврамия, видим в ней то труды и подвиги жестокие, то гонения и скорби от людей. Печальная картина! Ужели иному быть нельзя для праведника? «Нечестивые, говорил с скорбию страждущий Иов, возносят голос при звуке тимпанов и цитры и веселятся при гласе псалтыри. Протекают в удовольствии дни их и в минуту нисходят во гроб» (Иов.21:12,13). Но нам христианам стыдно измерять земным счастием достоинство и жизнь человека. Нам сказал Спаситель, что просторная дорога – в ад, а до неба доходят тесным путем. Нам стыдно скучать долею бедности – и алчно жаждать удовольствий земных. Мы уже слышали, где слышит богач голос Авраама: «чадо! вспомни, что ты благоденствовал в жизни своей, а Лазарь бедствовал; ныне он здесь утешается, а ты страдаешь» (Лк.16:25). Мы уже по стольким опытам знаем, как «блажен человек, который переносит искушения: прошедши испытания, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак.1:12).
† Память о преп. Аврамие Печерском
На старинной иконе печерских чудотворцев Антониевой пещеры пр. Аврамий назван игуменом; точно с тем же саном известен он в ркп. святцах. Если так: то он в 1396 г. похоронил подле гроба Феодосиева кн. Скиригайла – Иоанна, убиенного слугами в Вышгороде198. У Кальнофойского пр. Аврамий трудолюбивый почивает в пещерной трапезе199. Это дает право положить, что пр. Аврамий последнее время жизни своей подвизался в пещере и здесь после молитвы трудился над приготовлением всего нужного для пещерной братии, чем и заслужил название трудолюбивого.
† Воспоминание о преп. Корнилие и Аврамие Палеостровских
Дикое изуверство раскольников два раза предавало истреблению Палеостровский монастырь200; почему затруднялись определить даже время, когда подвизался основатель северной пустынной обители201. При ближайшем знакомстве с памятниками отдаленного прошлого оказывается, что хотя нет средств «определить, в каком году прибыл пр. Корнилий на Палий остров, но можно определить время подвигов его. В писцовой книге 1482 г. видим «пустынку Пречистой на Палье острове»202. В межевой записи Юрьева монастыря 1391 г. читаем: «пойдет межа водою Муромского и Палеостровского монастыря»203. – К концу XIV в. относится и первая разводная грамота самой Палеостровской пустыни204. Принимая еще во внимание то, что до преп. Лазаря, как говорит завещание его, не было на Онежском озере ни монастырей, ни церквей, приходим к убеждению, что подвиги основателя Палеостровской пустыни относились к концу XIV и к началу XV в.205. Так как Палеостровская пустынь только в конце XV в. освободилась от подчинения новгор. Вяжицкому монастырю, быв дотоле в его ведении206, то это дает право положить, что преп. Корнилий, родом псковитянин, полагал начало иноческому житию в Вяжицкой обители и отселе любовию к уединению увлечен был на Палий остров. – Любовь его к этому острову была не напрасна. Трудно найти уединение более полное и более красивое, как Палий остров. Остров – невелик; доступ к нему возможен только в одном месте. С вершины отвесной скалы его открывается панорама всего Онежского озера, во всей дикой красоте. Изредка только виднеется рыбачья лодка, еще реже барка с лесом из Повенца. Только в начале весны караван соловецких богомольцев заходит к мощам преп. Корнилия; затем круглый год не бывает в пустыни ни богомольцев, ни посетителей, – так ныне. Что же было тут в конце ХIV в.? И на этом-то острове жил преп. Корнилий, как Божия птица, для подвигов поста и молитвы. Благочестивая жизнь его, не взирая на глухое и дикое уединение острова, привлекла к нему ревнителей отшельнической жизни. Преподобный построил храм Рождества Пречистой и другой, теплый, с трапезою, в честь пр. Илии207. Любитель пустынной жизни устроил общежитие, по духу любви апостольской, и храмом пр. Илии указывал пустынникам на великого пустынника и постника, питавшегося надеждою на Господа. Онежская сторона поныне бедна хлебом, – такова почва ее. Зато Палий остров мог питать пустынников своих рыбою: близкие заливы берегов твердой земли известны особым родом рыбы, сообщившим острову свое имя: палий – рыба, род форели. Сам преподобный и тогда, как занимался строением обители, часто удалялся для уединенной молитвы в пещеру, за полверсты от обители. В последнее же время своей жизни он пребывал в ней постоянно, посвящая время молитве и подвигам поста. Тяжелые вериги, бывшие на теле его, служат памятником сурового подвижничества его. Он почил в пещере – около 1420 г. и мощи его перенесены в храм обители учеником его Аврамием. Аврамий также проводил подвижническую жизнь; о нем в ркп. святцах сказано: «преп. Аврамий, игумен Рождества Богородицы палеостровский, на Онеге, новгородский чудотворец», – ныне мощи преп. Корнилия и Аврамия покоятся под спудом в храме обители их208.
† В тот же день преп. Феоклеты
Отчизна и род праведницы209 были в провинции оптиматов, где были города: Никомидия, Еленополь, Пренет, Парфенополь. Родители ее были Константин и Анастасия, христиане искренние; с нежного возраста дочь воспитана была ими в благочестии. Сочетавшись с супругом Захариею, она уговорила его жить с нею, как с сестрою. Так она никогда не знала удовольствий брачного ложа и осталась девственницею. Люди Периклова века были образованы, очень образованы в искусствах и в философии, а гнусная гетера отнимала супруга у супруги и заражала болезнями дорогую юность. Только вера Христова не только защищает супружескую верность, но и обращает супругов в девственников чистых210. Феоклета усердно занималась чтением душеполезных сочинений и особенно священных наставлений о жизни приличной женам211. Она твердо заучила желание апостола, предъявленное женам. Желаю, писал св. чтобы жены в приличном одеянии, со стыдливостию и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию (1Тим.2:9, 10). Деньги, истрачиваемые другими на наряды, она назначала для лучшего употребления. Средства свои, труды, силы посвящала она преимущественно на пользу ближних: всякий день, так или иначе, помогала она бедным. Родина ее доставляла ей много случаев к тому. Провинция оптиматов (вельможей) называлась так в насмешку. Это была страна самая бедная; жители ее, говорит император Константин, – деньщики офицеров и высших придворных чиновников; они же погонщики при походах войска; при бедности они грубы212. В такой-то стране совершала подвиги милосердия св. Феоклета. «Стыдись, говорил Квинтилиан, склоняться пред бедным, а скорее отвращайся от него с презрением». Плавт писал: «для чего ты даешь подаяние бедному? Твоя помощь только удлиняет страдания его. Он беден? Ну, пусть и пропадает с голоду». Вот как рассуждала философия языческая! Она то от гордости не уделяла бедняку и ласкового взгляда; то при недостатке самоотверженной любви отчаивалась в возможности успешно лечить раны бедного. Как неизмеримо высока пред тем любовь христианская! Оптиыаты с их разнородными нуждами находят в ней неисчерпаемый родник утешений! Что нужно для того, чтобы подвиг сострадательной любви был вполне христианским, вполне угодным Господу и потому сильным благодатию? Нужно, чтобы совершался он в духе смирения, без поисков за славою человеческою и без самоуслаждения самолюбивого (Мф.6:2); нужно, чтобы совершался он веселою душою, с радостию (2Kop.10:7; Рим.12:8, Мк.12:42); нужно, чтобы не ослабляли его ни неблагодарность человеческая, подчас и грубая, ни собственное желание покоя (Гал.6:9; 2Сол.3:13). Так подвизалась Феоклета. Она не утомлялась трудами служения другим, не оскорблялась непризнательностию людскою; каждому помогала с любовию и радостию; не дозволяла себе и тешиться своими делами, славя за все Господа и твердо помня о своей греховности. И вот она была неистощимым родником живительных утешений для несчастных оптиматов. Подвигами самоотверженной любви она столько возвысилась в жизни духовной, что, когда приблизилось время кончины ее, пригласив знакомых, объявила о дне смерти своей и частных обстоятельствах ее будущих. По смерти ее, мощи прославились множеством чудес, к утешению страждущих. Подвиги догробного милосердия ее совершались при императоре Феофиле, и потому кончину ее надобно отнесть к 840 г.213
Св. ап. Фаддея
В тот же день св. ап. Фаддея, из 70. О нем см. 4 января и 16 августа (в соборе 70 и в сказании о Нерукотв. образе).
* * *
В жизнеописателе виден современник. «Острижеся, говорит он об Аврамие, яко мнози ведят, св. Богородицы монастырь к востоку, Селище нарицают е». О том что Аврамий пресвитер каждый день совершал службу, говорит он так: «якоже и мнози ведят его бывша и до самое смерти». О сладости устных бесед его говорит: «сему мнози суть послуси». – Впрочем житие написано не прежде 1237 г. уже при монголах; потому что говорит: «поганых нашествия испроверзи... измаильтеские языки разсыпли». – Сокращение древнего жизнеописания в четьи мин. и в прологе 2 авг. Евфремово описание изд. в Собеседнике 1858 г. со списка 1558 г. с множеством явных пропусков и ошибок писца, да и не все издано, без послесловия Евфремова. – В синод. б. ркп. XV в. № 555. К сожалению в писании блаж. Евфрема видно излишнее усилие говорить искусственно и многоречиво, а не сказано даже того, когда скончался пр. Аврамий.
Богородичный Успенский монастырь на Селище был на рославской дороге, там, где ныне село Богородичное; он существовал в 1522 г. (Карам. 7. пр. 238. Опис. мон. 497).
Собр. л. 3, 17. 4, 15. 5, 167.
Татищева ист. III, 238. 339. Собр. л. II, 123.
Жизнеописатель не только здесь указывает на «жития и словеса святых», но он делает потом выписки из жития пр. Саввы, из книги златая цепь, из повести духовного отца сыну. «Достойно же есть зде помянути слово, еже от жития пр. Саввы, о патр. иерусалимстем Илии... Пишет бо в златых чепех вся вселенныя святый отед... И есть подобно помянутой повесть отца духовнаго к сыну».
В Смоленске после Ростислава († 1167 г.) были князьями Роман († 1170 г.) и Давид Ростиславичи, Давид, постригшийся в Смядынском монастыре († 1197 г.) Мстислав Романович до 1214 г., с 1214 Владимир Рюрикович (Новг. IV, 20), с 1223 г. Мстислав Давидович † 1230 г. (Переслав. летоп. 76. 104). Преп. Аврамий иночествовал 50 лет; звание духовника и наставника поручено ему «при княжении великаго и христолзобив. князя Мстислава смоленскаго», а скончался не позже 1220 г. (См. пр. 129–132). След. духовником он был при еп. Мстиславе Романовиче.
Якоже и ныне есть видети всем притекающим“, прибавляет блаж. Евфрем для своих современников.
По лучшим спискам: «гълубинныя», или „г’лубинные“. – поскольку же звук ъ в древнем говоре заменял о напр. в слове, въсток: то здесь разумеется таинственная, голубинная книга, о которой сложен известный стих о голубинной книге, иначе разумеется своеобразное учение о творении мира.
«Никтоже, аще бы не глаголя на блаженнаго Аврамия в граде, събравшися вси от мала до велика весь град на нь: инии глаголют заточити, а инии к стене ту пригвоздити и зажщи, а другии потопити и проведше сквозь град».
Каменный храм архангела Михаила построен быль Романом Ростиславичем, скончавшемся в 1180 г. о без сомнения с того же времени основалась при храме обитель, которая известна была в 1486 г. и после того (ак. зап. Росс. 1. № 87. Ак. ист. 2, 318. Опис. мон. 496 497.).. „Монастырь св. креста» находился на покровской горе, на правой стороне Днепра, где ныне кладбищный храм «в Садрах». Свед. о мон. 495. 496).
Мало же по той любви пожив епископ, преставися к Богу, по правде рещися – от юности потрудився и до самые седины великаго священства, тако преставися к Богу святитель великий Игнатий града Смоленска, яко же в преставленьи его мнози поведают о нем, глаголющет яко велик свет сниде на ня с небесе, яко страх нападе на вся, и тако взыде радуяся на небеса, свершив течение добре о Бозеи. По ркп. святцам: «святый Игнатий епископ смоленский», по другому списку: «чудотворец преставися ген. 29».
Троицк. лет. у Карам. 3, пр. 118. В собр. л. 1, 178. 7, 114. До одному списку епископ назван Михаилом, а по другим – Михаил был игуменом Отроча монастыря; последнее верно, но не первое.
Послание Симова – в памятн. XII в. и у Карам. 3. пр. 171. В послании Симеон говорит о созданной им в Суздале соборной церкви; а она освящена сент. 8-го 6733 (1224 г.). Собр. л. 7, 133. О епископе Лазаре блаж. Евфрем говорит «истиною рещи, яко поборник и пастух Христовы церкви и словесных овец, сей бо Бога ради оставил епископью свою и за много обидение святых церквей, иже обидят властители, отнимающе имения и злая без правды творяще и обидяще вдовицы и сироты». – Эти слова, сличаемые с словами Симона, дают видеть, что блажен. Лазарь оставил кафедру в 1224 г., вследствие неудовольствий за обиду церквей.
В печ. прологе: «пожив 50 лет от рождения». Это – ошибка, вследствие не правильно понятой рукописи. В ркп. житии: „и пребысть блаженный Аврамий подвизаяси лет 50, от юности до конца живота своего“. – Св. Димитрий: Ему же (Господу) до 50 лет неленостно во иночестве поработа“.
Служба с житием Авраамия в Новг. соб. ф. № 322.
Ркп. святцы: «преп. отец Аврамий архим. преставился в л. 6800 мес. авг. в 21 д. Преп. Евфрем архимандрит ученик св. Аврамия».
Акт. ист. 2, 317.
Опис. монаст. стр. 493.
Литовская хроника стр. 40, опис. лавры 137.
Опис. Киев. лавры стр. 110, 291, 293.
Ист. акт. V, 254–256. 260.
Костомаров в северн. народопр. 2, 360.
Архив истор. юрид. свед. кн. 3. отд. 2. стр. 23. Спб. 1861 г.
Вестник георг. общ. 1851 г., смесь стр. 19.
Лохвицкого отрывки путеш. по Олонецкой губернии – в Отеч. зап. 1864 г. февр., стр. 709.
Местное предание, считающее до 700 лет существованию обители, очевидно увеличивает древность ее, вопреки актам.
У Лохвицкого грамота вяжицкого игумена 1478 г.: «а кто почнет с ними (иноками Далеостр. п.) супоровати: ино его звати нашею пизовницею, а суд его предо мною».
У Неволина опись 1582 г. «монастырь общий, церкви рож. Богородицы и пр. Илии», последняя с трапезою, «построены прежним игуменом Корнилием», кроме игум. Ионы два иеромонаха и 49 братьев. Пятины, прилож. стр. 166. Спб. 1953 г. сл. ист. акт. V, 258.
Ист. иер. IV, 451–454. Свед. о мон. 419.
О ней Синаксарь греческой Минеи августа 21, и краткий менолог Банажа. В месяцеслове Вершинского нет и помину об этой святой.
См. выше о св. Мелание, о Магне, о жене самосского пресвитера.
Наприм. еще св. Дионисий александрийский († 266 г.) писал: «о женах, находящихся в очищении, позволительно ли им в таком состоянии входить в дом Божий, излишним почитаю исследовать, ибо не думаю, чтобы они, аще суть верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступити к святой трапезе или коснуться тела и крови Христовых. Ибо и жена имевшая дванадесятное кровотечение, ради исцеления прикоснулась не Ему, но токмо воскрилия. Молитися, в каком бы состоянии кто ни был и как бы ни был расположен, поминати Господа и просити помощи не возбраняю есть. Но приступати к тому, еже есть святая святых, да запретится не совсем чистому душою и телом». Книга правил стр. 303. Спб. 1839 г.
Constantini Porphyr. de thematibus p. 26. 27. Bon. 1840.
Краткий Менологе под 21 августа «воспоминание о св. Феоклете чудотворице. Она жила при ненавистнике Феофиле; с детства воспитанная в благочестии, занималась размышлением о слове Божием, подаянием милостыней и трудом служа нуждам бедных. Она предсказала и день смерти своей. Сколько и какие чудеса совершены ею, трудно обнять в кратком слове».