Источник

16-е

Празднование Феодоровской Костромской иконы Богородицы

Феодоровская-костромская икона Богородицы называется Одигитрия. По сказанию предания она написана св. ев. Лукою, с начала XII века находилась в часовне вблизи города Кидекша. Псковский князь, Георгий Всеволодович, устрояя этот город, по желанию жителей, хотел перенести сюда образ. Но когда, по окончании молебного пения, приступили взять образ: то не могли сдвинуть с места. Князь заключил, что Богоматери угодно своею иконою здесь пребывать и он в 1164 году основал обитель, известную ныне под именем Городецкой-Феодоровской, по имени Городца, города Нижегородской губернии, и храма во имя Феодора Стратилата. В соборном храме этого монастыря, до разорения Городца в 1238 году татарами при Батые, Феодоровская икона находилась запрестольною. В 1239 году, августа 16 дня, костромской князь Василий Георгиевич Квашня был на охоте. Вблизи того места, где стоял князь с небольшою свитою, пробежал зверь: князь погнался за ним; заехал в чащу леса и вдруг прямо пред собою увидел на сосновом дереве икону Богоматери; изумленный видением, князь сошел с коня и хотел взять икону; но она поднялась на воздух. Князь повергся на колена и долго молился пред явленною иконою. Она спустилась на прежнее место. Князь немедленно отправился в Кострому и возвестил о чудесной иконе протоиерею и священникам, в присутствии множества граждан. Духовные в священных одеждах, с иконами, крестами, кадилами и свечами, по указанию князя, отправились к месту явления, воспевая молебные пения. Пришедши на указанное князем место, действительно все увидели икону Богоматери на сосновом дереве. Совершив пред нею молебное пение, все пали пред нею на колена. Восстав от земли, священники приступили к иконе, невозбранно взяли ее на руки свои и отправились в город. Жители города вышли навстречу Богоматери и с умилением припадали пред нею. Икона внесена была в соборный костромской храм.

Слух о явлении и перенесении в Кострому иконы Богоматери разнесся по окрестностям города и отовсюду стеклись бесчисленные толпы народа на поклонение ей. К литургии в собор пришел и князь Василий Георгиевич жители окружили князя и сказали ему: «вчера, до отбытия своего на охоту, мы видели эту самую икону несенную по городу человеком в богатой воинской одежде, очень похожим на св. великомученика Феодора Стратилата, как изображается он на иконе». «Предстательством своим и заступлением, поет Церковь в день явления иконы, Божия Матерь благоволила послать всечестную свою икону с рабом своим святым великомучеником Феодором Стратилатом в град Кострому. Днесь Феодор Стратилат тебе служит и почитающи Тя от места на место икону твою преносит». Чудесное видение благочестивых граждан Костромы, подтверждаемое гласом Церкви, а равно и храм, в котором икона поставлена, посвященные св. великомученику Феодору Стратилату, подали повод наименовать, обретенную князем, икону Богоматери Феодоровскою. Между купцами, проживавшими в Костроме по торговым делам, было несколько граждан опустевшего после татар Городца. Услышав о явлении чудотворной иконы, они вместе с прочими поспешили в собор и тотчас узнали святой образ, столько лет охранявший отечественный их город. На месте явления иконы на берегу реки Запрудни князь основал Запруденский монастырь Нерукотворенного образа Господня, потому что в этот день обрел он икону Богоматери, и доселе в 16 день августа бывает в сей монастырь крестный ход из города в воспоминание явления иконы Богоматери Василию Георгиевичу. Самая икона поставлена была в костромском соборном храме. Спустя несколько времени сгорел этот храм. Иконы не успели спасти от пожара, и князь, думая, что икона погибла в пламени, чрезвычайно печалился. Благочестивую его скорбь разделял и весь народ. Богоматерь услышала глас скорби и переменила печаль на радость. На третий день после пожара, разрывая пепел пожарища, обрели чудотворный образ нимало не повредившимся от огня.

Вскоре на месте погоревшего храма воздвигнут был новый – во имя великомученика Феодора Стратилата. Чудотворная икона украшена золотом, серебром, дорогими каменьями и многоценным жемчугом, помещена в киоте и поставлена в ново-созданной церкви, внутри св. алтаря, за престолом.

Между тем Костроме угрожала та же участь, какая постигла другие города России – участь совершенного разорения от татар за сопротивление; но Богоматерь чудесно спасла Кострому. Татары подступили к городу, с полною уверенностию в победе. Благочестивый князь, простирая руки к чудотворному образу Богоматери, молился: «мольбы твоих рабов приими, Богородице, заступнице и прибежище наше; и к кому прибегнем мы грешнии, кроме тебя, Владычице! Ты покров наш и заступление, и ныне не оставь нас погибнуть до конца, избави град сей и людей твоих и всякую страну христианскую от нашествия иноплеменных. Помяни рабов своих, и не презри слез и воздыхания нашего, да утешимся радостию, имея в Тебе помощницу нашу». Князь по примеру благочестивого предка своего вел. князя Андрея Боголюбского приказал поднять из собора чудотворную икону Богоматери; обнес ее пред полками, утверждая их в мужестве к предстоящей битве, и после сего с упованием и смирением повел войско противу татар. Священники, нося икону Богоматери за войском, пели молебны, да не презрят Бог и святая Богоматерь моления их, и да помогут благоверному князю и воинству его одержать победу над сопротивными. Когда же сошлись войска и татары обнажили мечи и напрягли луки свои: внезапно от чудотворного образа пресвятые Богородпцы воссияли божественные и пресветлые лучи, светлее солнечных, и, как огнь попаляющий, устремились на полки татар и пожигали их. Враги смешались, не выдержав блеска и пламени лучей; страх и трепет овладели врагами. Они не узнавали друг друга. Русские воины, ободренные помощию свыше, быстро напали на смятенных татар, и обратили их в бегство. Радостно возвращалось победоносное воинство в город, впереди его несли икону Богоматери, своим заступлением победившей врагов; священники пели ей благодарственное пение. Все жители Костромы вышли в сретение своей Заступнице и после молебствий чудотворная икона снова поставлена в собор. На том месте, где во время битвы находился чудотворный образ, по желанию князя, поставлен был крест, и место сие стали называть Святым, а также и близь лежащее озеро получило с сих пор название Святаго; впоследствии основалось на берегах его селение, и оно приняло имя Святаго (Святой веси) (см. 14-го марта).

Перенесение Нерукотворенного образа Господня от Эдессы в Константинополь

Евсевий (270–338), епископ палестинской Кесарии, знаменитый историк древней христианской Церкви, повествует: «Божественность Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, ради чудотворной своей силы прославляемая между всеми, привлекала к Нему надеждою исцеления от болезней и различных страданий бесчисленное множество даже чужестранцев, живших далеко от Иудеи. По этой причине и царь Авгарь, с великою славою управлявший народами, обитавшими за Евфратом, но страдавший тяжкою болезнию, неизлечимою человеческими средствами, как только услышал об имени и чудесах Иисуса, единогласно всеми свидетельствуемых, тотчас послал к Нему письмо, прося исцелить его от болезни. Хотя Спаситель тогда и не пошел к призывающему Его, однакож удостоил его собственным письмом, в коем обещал послать к нему одного из своих учеников для исцеления от болезни и вместе для спасения как его, так и всех близких ему людей, и недолго после того обещание было исполнено. Представлю и письменное о том свидетельство, говорит Евсевий, взятое из архива Эдессы, которая тогда была царственным городом. В тамошних общественных бумагах, в коих записано как древнее, так и сделанное при Авгаре, хранится и это свидетельство. Выслушаем самые письма, извлеченные нами из архива и буквально переведенные с сирийского языка, следующим образом. «Авгарь, эдесский владелец, приветствует Иисуса благого Спасителя, явившегося в стране Иерусалимской. Я слышал о Тебе и Твоих исцелениях, что Ты совершаешь их без всяких лекарств и трав. Говорят: Ты слепым даешь зрение, хромым хождение, очищаешь прокаженных, изгоняешь нечистых духов, исцеляешь страждущих долговременною болезнию и воскрешаешь мертвых. Слыша это о Тебе, я положил в своем уме одно из двух: или, что ты Бог и творишь это, сошедши с неба, или: Ты Сын Божий, если совершаешь такие дела. Итак я счел нужным просить Тебя сим письмом: посети и исцели меня от болезни. Я же и слышал, что иудеи ропщут на Тебя и хотят причинить Тебе зло. Город мой хотя очень не велик, но почетен и в нем для обоих нас будет довольно места. Так писал Авгарь, когда божественный свет лишь немного озарил его».

Письмо Авгаря послано было в Спасителю с живописцем Ананиею, который, вручив письмо, начал рассматривать лице Спасителя. Но как Анания от множества народа не мог подойти в Нему близко: то и стал на камне, который несколько возвышался от земли; отсюда устремил он взор свой на Христа, держа в руке хартию, на которой хотел изобразить лице Его. Но усилия его были напрасны от пременения Божественной, неизобразимой и непостижимой славы, и благодати лица Христова. Между тем Серцеведец видел желание Анании, призвал его к себе, потребовал воды, умылся, взял в четверосложенный плат, отерся им – и вдруг на этом убрусе отразилось подобие лица Его, – начертался Его образ нерукотворенный. Господь отдал плат Анании, сказав: «иди и вручи сие тому, кто послал тебя». Вместе с образом Господь послал письмо к Авгарю, которое Евсевий передает нам в своей истории. Вот содержание письма Христова к Авгару: «блажен ты, Авгарь, что уверовал в Меня, не видав Меня. Ибо писано о Мне, что видевшие Меня не уверуют в Меня, дабы невидевшие уверовали и были живы. Ты писал ко Мне, чтобы Я пришел к тебе: но Мне надлежит совершить здесь все, для чего Я послан, и по совершении вознестись к Пославшему Меня. Когда же вознесусь: пошлю к тебе одного из учеников Моих, который исцелит тебя от болезни и дарует жизнь и тебе и другим с тобою». Авгарь с благоговением принял от Анании нерукотворенный образ Спасителя и с тех пор исцелился от главной своей болезни, которая оставила впрочем следы на лице его, но и от того избавил его Фаддей, один из 70 апостолов, посланный в Эдессу ап. Фомою, по вознесении Христовом на небо. «Это происходило в 340 году. Акты сии, буквально переведенные с сирийского языка, кажется мне, говорит Евсевий, помещаются здесь не без пользы для читателей».

Авгар оказывал глубокое благоговение к образу. Начертив на нем слова: Христе Боже, всяк, уповая на Тя, не постыдится, Авгарь велел поставить Его в Эдессе над городскими воротами, на место стоявшего там эллинского божества, приказав, чтобы ходящие чрез эти ворота воздавали поклонение образу. Это повеление соблюдалось при нем и при сыне его. Но один из правнуков его, преданный идолопоклонству, хотел было снять образ и на ворота опять поставить идола: однако епископ эдесский, по непосредственному откровению Божию, пришел ночью ко вратам, где стоял образ, и употребил все, что могло служить к охранению святыни. Поставив пред ним зажженную лампаду, он закрыл его каменною доскою, заложил кирпичом и известью так, что место сделалось ровным с прочею поверхностию стены и было забыто, где сокрыт был образ. Сохранялось только между верующими предание о городе Эдессе, что он никогда не будет покорен врагами. В 545 году, во время осады Эдессы Хозроем I, царем персидским, когда жители этого города приведены были в уныние: эдесскому епископу Евлавию в видении явилась Невеста в небесном величии. Показав место, где сокрыт образ, она повелела ему взять его. По этому указанию Евлавий открыл икону, обрел неповрежденною во всех чертах, светильник неугосим, и на доске, пред светильником, другое совершенно точное изображение первого образа. Святитель с народом, в чувстве благоговейной радости, совершил по городским стенам крестный ход, при коем нерукотворенный лик Христа Спасителя обращали к стану персидскому, и все персидское воинство обратилось в бегство. 4-го апреля 622 года император Ираклий, выступая войною против персов, поднял на своих руках пред своими воинами нерукотворенный образ Спасителя и произнес клятву сражаться с врагами до смерти, а между собою жить в согласии. В 630 году Эдессою овладели арабы и не препятствовали покланяться нерукотворенному образу, о котором слава распространилась по всему востоку, так что в VIII веке, по примеру Церкви Эдесской, во многих местах христиане праздновали нерукотворенному образу. В X столетии, в 944 году, императоры Константин VΙΙ Порфирородный и тесть его Роман I, Лакапин, движимые христианским благочестием, купили икону у владельцев Эдессы, послав им в дар 200 пленных сарацын, 12,000 серебренников и обещав, что римские войска никогда не будут враждебно нападать на Эдессу и ее окрестности.

«Для принятия божественной иконы, говорит Георгий Кедрин, император Лакапин послал в Эдессу епископа самосатского, бывшего тогда в Византии. Между христианами эдесскими произошло волнение и неоднократно возобновлялось, потому что не хотели выдать неоцененную святыню, которая хранила в спасала город от неприятелей. Но градоначальник Амира – одних убеждением, других силою, иных страхом смерти, заставил уступить Шествие иконы сопровождалось славою чудес. В 15 день августа, когда императоры по обычаю торжествуют праздник Успения Богоматери во всечестном ее храме Влахернском, – рано утром пришли туда служители святыни и на горнем месте сего св. храма поместили кивот, хранящий в себе икону и послание. Прибывшие императоры благоговейно покланялись святыне. Отсюда препроводили образ с великим торжеством во храм, называемый Фарос. На другой день, 16 августа, после благоговейных лобзаний и поклонений священники и младшие императоры (старейший оставался дома, за слабостию своего здоровья) подняли киот при пении псалмов, при великолепном освещении, и обратно поплыли в столицу. Достигши берега, императоры пешие, весь сенат, предстоятель священнодействия и все духовенство с подобающим великолепием сопровождали ковчег, хранящий в себе святейшие и достопокланяемые залоги. Когда пришли к золотым воротам и вступили в город: псалмы, пение и песни духовные увеличились; блеск светильников безмерно умножился; лица со всех сторон стекались сопровождать священное шествие. Во время шествия блаженной иконы и досточестного послания срединою города, столько было от всей столицы пролито слез радости, столько вознесено к Богу молитв, благодарений и обетов, что никакое слово изобразить не может. По принесении в славный храм Премудрости Божией поставили всечестный образ пред царскими вратами алтаря. Отселе после поклонения и чествования иконы всем собором церковным носящие священную ношу отправились к царским чертогам и в палате вознесли божественную икону Спасителя на царский трон, где обыкновенно производятся важнейшие дела государственные, справедливо полагая, что непременно надобно освятить царственную кафедру, и чрез то сообщить восседающим на ней правду и милость. По совершении обычной ектения, божественная икона поднята и обратно несена в прежний храм, в Фарос. Там она поставлена на правой стороне к востоку, в славу верных, в соблюдение царей, безопасность всего царства и в заступление христиан».

В память перенесения образа установлен Церковию в 16 день августа праздник. В XIII веке от константинопольского патриарха Германа Церковь приняла канон на перенесение нерукотворенного образа из Эдессы в Константинополь. Церковь прославляет нерукотворенный образ Господа, яко свидетельство неложного Его воплощения и иконопочитания. «Яко да твой образ зряще, нас ради воплощшагося и пострадавшаго волею, к Твоей любви распаляемся, юже за нас излия великия ради Твоея милости». Евангелие на утрени и на литургии в день перенесения нерукотворенного образа благовествует о самарянах, иже не прияша Господа, яко лице Его бе грядущее во Иерусалим (Лук.9:51–56); а Апостол о благодатном царстве Сына Божия, иже есть образ Бога невидимаго (Кол.1:12–17).

О последующей судьбе нерукотворенного образа можно сообщить два предания. По первому: нерукотворенный образ, около половины ХIV века, Иоанном Палеологом отдан был в дар генуэзцам, которые под начальством генуэзского дожа Леонарда Монтольто возвратили императору Иоанну Тенедос и другие места от ига сарацин. По завещанию Монтальто, умершего в 1384 году, образ, с благоговением хранимый им, отдан в базилианский монастырь св. Варфоломея и в 1384 году торжественно поставлен для всенародного поклонения. В 1654 году монастырь с иконою передан Варнавитянам. В 1810 году посланные из Франции в Геную комиссары объявили, что показанный образ не древней живописи и малоценный.

По другому преданию нерукотворенный образ, по разграблении Константинополя в 1204 году крестоносцами, похищен из храма Фарос венецианским дожем Дандоло и отправлен на корабле в Венецию. Но корабль погиб в Мраморном море и святыня сокрылась в волнах. Греческие судовщики доселе с благоговением указывают место, где погиб корабль.

Впрочем сохраняется и третие предание о нерукотворенном образе в Грузии.

Память св. муч. Диомида

Св. Диомид, уроженец города Тарса, верою христианин, художеством врач, врачевал не только тела, но и души человеческие, ибо язычников научал вере во Христа и ко крещению приводил их. В царствование Диоклитиана прибыл в Никею и, по обычаю врачуя народ, при этом распространял славу имени Христова. Император послал воинов взять его и представить на суд. Воины везли его из Никеи в Никомидию; дорогою сошел он с телеги, помолился и умер. Воины в доказательство, что они исполнили порученное им дело, отрубили голову и представили ее императору, но сами при этом потеряли зрение. Император велел им отнесть голову и приложить к телу, на ее место. После сего воины прозрели и уверовали во Христа, истинного Бога.

† В тот же день память преп. Иоакима Осоговского

Преподобный Иоаким137 был один из четырех великих отшельников болгарских, возбудивших своими подвигами сотни и тысячи между болгарами к христианскому подвижничеству. Первым был св. Иоанн Рыльский; подвиги пр. Иоакима совершались в последней половине XI в.

Почувствовав непреодолимое желание подвизаться в уединении, Иоаким молил Господа указать ему место уединенное. Помолившись в малом храме с. Нового Градца, он сел на паперти церковной. Добрый и богатый боярин того места вступил в разговор с ним, и когда Иоаким сказал, что желал бы наедине подвизаться, но не знает удобного места, боярин указал ему на место самое удобное. – Под крылом горы Осоговской, говорил боярин, при р. Скупище в местности Бабин дол есть пещера глубокая, защищенная скалами, – вот тебе место, – спасайся там о Господе. Преподобный благодарил Бога за открывшееся место, близкое к его желаниям, и просил боярина по временам вспоминать о его нищете своею милостию.

Поселясь в пещере, он подвизался здесь не мало времени в посте и коленопреклонных молитвах, незнаемый никем. Уже пред кончиною его, по смотрению Божию, напали на него два зверолова. «Вы что-то печальны, сказал им старец при встрече. – На этой горе, отвечали они, всегда имели мы счастливый лов, а на этот раз бродили несколько дней и ничего не поймали. «Дети! отвечал старец, день к вечеру близится; отдохните у меня эту ночь, а завтра утром ступайте вот в ту сторону и с вершины горы идите в дом свой». Охотники на утро встретили на вершине горы самый счастливый лов. Один из них пришел к старцу благодарить его за совет. «Божие благословение с вами», сказал старец. С того времени в доме охотников появилось довольство. Спустя недолгое время охотники пришли посетить старца, но уже нашли его почившим. Благодарные, они до смерти своей приносили свечи на могилу преподобного. Кончина его последовала, как открыл он в загробном явлении своем, «пред великим мраком прежде осми лет»138.

Не мало времени прошло после того; при имп. Мануиле (1148–1179) Бог благоволил прославить раба своего. Священник села Осмидола страны Овчепольской Федор, овдовев, положил оставить мир и, слышав о месте подвигов блаж. Иоакима, отправился в Осоговской горе с решимостию подвизаться отшельнически таи же, где проводил равноангельскую жизнь Иоаким. Является ему во сне преподобный и спрашивает: «куда идешь ты»? Феодор сказал о своем желании. Преподобный оградил его крестным знамением и, вынув сосуд, отер водою ему голову, лице и руки. «Иди, чадо! с миром», прибавил преподобный. Проснувшись, Феодор от радости омыл лице свое слезами. Приняв иночество с именем Феофана, он построил храм на месте подвигов преподобного, – обрел гроб его и по неоднократному явлению преподобного открыл мощи его в общее назидание. При мощах совершались чудеса.

В сербском синаксаре XIII в. под 16 августа: «преподобн. Отца нашего Иоакима Осоговского»139.

По сербской летописи, благочестивый краль Милютин построил храм «светому отцу Иоакиму»140.

* * *

137

Болгарское сказание о нем изд. Ламанским в зап. акад. VI, стр. 121–189. известно оно и гласняку ХI, 41. Оно многословно; берем нужное из него.

138

В русских летописях солнечное затмение 19 марта 1113 г. (Погодина исслед. IV, 91). Если преподобный указывает на это затмение, то кончина его последовала в 1105 г.

139

Опис. муз. стр. 451. В 1586 г. приезжал в Москву за сбором милостыни игумен Гервасий, „из великой горы Соговицы – обители пустынножителя Иоакима». Сношения России с востоком стр. 182, Спб. 1858 г.

140

Шафарика памятн. 2, 60. Сборник Ламанского: «в молбу и похвалу 4 звезды, иже в последние времена просиявше, Прохора пшинского, Иокима сърандодорского, Илариона мегленского и Гаврииа лесновского». Зан. акад. VI, 122. 123.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург : Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1885. / Август. – 292, IV с.

Комментарии для сайта Cackle