15-е
Успение Пресвятой Богородицы
Высокий жребий преблагословенной Девы в деле благодатного смотрения Божия о спасении мира соделал всю ее жизнь дивною и поучительною. «Чудно рождение твое, восклицает Церковь, чуден образ воспитания, чудно, дивно и неизъяснимо для смертных все в тебе, Богоневеста»!
После того, как Спаситель, со креста утешая и ублажая пречистую Матерь Свою, вместо Себя усыновил ей возлюбленного ученика своего Иоанна Богослова, разделявшего с нею страдания ее, ученик взял ее к себе (Ин.19:28–27) и не оставлял до ее успения, служа ей как матери своей. Пребывание ее было в дому св. Иоанна Богослова, в Иерусалиме на Сионе.
Уже при жизни ее начали сбываться над нею пророческие ее слова о себе: се бо отныне ублажат мя вси роди. С распространением славы Иисуса Христа, яко Сына Божия, блажима была и пречистая Его Богоматерь, жившая на земле. По вознесении Иисуса Христа на небо она пребывала с учениками в молитве (Деян.1:14), и прияла дары Святого Духа в день Пятидесятницы.
Для апостолов и всех верующих она была утешением и назиданием. Беседуя с ними, она передала им все слова, которые слагала в сердце своем; поведала о чудесных событиях благовещения, бессеменного зачатия и нетленного от нее рождества Христова, Его младенчества» и всей земной жизни. Подобно апостолам, насаждала и утверждала христианскую Церковь своим присутствием, словом и молитвами. Благоговение апостолов к Богоматери было чрезвычайно. По приятии Св. Духа они пребывали в Иерусалиме около 10 лет, служа спасению иудеев и желая чаще видеть и слышать от нее божественные слова. Имея ее, яко наместницу Христа Господа Своего, взирая на ее святое лице и слушая ее слова, ученики Христовы исполнялись высокой радости. Многие из новопросвещенных верою даже приходили из дальних стран в Иерусалим, чтобы видеть и слышать Матерь Христа Бога.
Во время гонения, воздвигнутого Иродом на юную Церковь Христову (Деян.12:1–3), пресв. Дева Мария с св. Иоанном Богословом, около 43 года по Р. X. удалилась в Ефес, в котором проповедать Евангелие выпал жребий Богослову. Впрочем, по сказанию предания, она была не только в Ефесе, но и в Кипре у св. Лазаря, там епископствовавшего, и также на горе Афонской, о которой, как говорит Стефан Святогорец, Богоматерь пророчески сказала: «сие место буде мне в жребий, данный мне от Сына и Бога моего. Аз буду заступница месту сему, и Богу о нем ходатайница».
Равно и благоговение древних христиан к Божией Матери было так велико, что они предали все о жизни ее, что только могли заметить из ее св. слов и деяний, и даже передали нам о ее внешнем виде. По сказанию св. Амвросия Медиоланского, основанному на словах Дионисия Ареопагита и Игнатия Богоносца, пресвятая Богородица, живя на земле, «была Дева не только плотию, но и духом, в сердце смиренна, в словах богомудренна, в глаголании не скора, в чтении писаний неутомима, в трудах бодра, в беседах целомудренна, никого не обидела, всем желала добра, не гнушалась убогого, никому не посмеялась, и вид ее был образцом внутреннего ее совершенства. Все дни свои она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело ее покоилось, духом она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дому выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, она хотя и являлась вне дома своего в сопровождении других, но лучшим стражем для себя была она сама; другие охраняли только тело ее, а нравы свои она блюла сама». А св. Епифаний Кипрский, и за ним Никифор Ксанфопул, жившие – первый в IV, а второй в XIV веке, упоминают на основании преданий, до них дошедших, даже о внешнем виде Девы Марии. «Вид лица ея был аки вид зерна пшенична, власа желтаго, очес острых, в них же зеницы подобны бяху масличнаго плода виду; брови ея наклонены и изрядно черны; нос не краток; уста, аки цвет розы; лице не кругло, ни остро, но мало продолжено; руце и персты продолговать; одежды ея бяху просты, якоже и ныне святый покров пресвятые главы ея являет».
Ко времени своего блаженного Успения пресв. Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Слава Ея, как Богоматери, распространилась уже по земле и вооружила против нее многих завистливых и гордых иудеев, которые покушались на ее жизнь: но Бог хранил ее от врагов.
Живя у св. Иоанна Богослова, в Иерусалиме, пресв. Дева пребывала в непрестанной молитве, постоянно имела божественное желание созерцать Сына своего, седящего одесную Бога. Часто посещала места, которые Сын ее и Бог освятил стопами пречистых ног Своих. Горя непрестанно любовию к Богу, св. Дева часто молилась и воздыхала о своем переселении в блаженные обители Сына Своего и Бога нашего. И как предвозвещено ей было о воплощении от Нея Сына Божия: так, когда приблизилась она к своему отшествию от земной юдоли, Господь открыл ей о ее блаженном успении.
Обстоятельства, предшествовавшие успению Богоматери и сопровождавшие оное, известны в православ. Церкви от времен апостольских. В I веке о успении Богоматери писал Дионисий Ареопагит. Bo II веке сказание о телесном переселении пресв. Девы Марии на небо находится между сочинениями Мелитона, епископа Сардийского. В IV веке на предание об успении Богоматери указывает св. Епифаний Кипрский. В У веке Ювеналий, патриарх Иерусалимский, о успении Богородицы говорил греческой царице Пульхерии: «хотя в священном писании нет повествования об обстоятельствах кончины ее, впрочем мы знаем об них из древнейшего и вернейшего предания». Это предание с подробностию собрано и изложено в церковной истории Никифора Каллиста в ΧΙV веке.
Пресв. Дева Мария окончила свою земную жизнь в летах преклонных. Из древнейших сказаний о успении Богоматери, собранных Никифором, известно следующее. Успение Божией Матери сопровождалось многими чудесными знамениями, которые все величественно изображает Церковь в своих священных песнях. Ко времени преставления Богоматери Апостолы восхищены были на облаках из разных стран и поставлены в Иерусалиме. В самый день успения ее явился в сретение душе ее в необычайном свете, осиявшем храмину отходившей, Господь с Ангелами и Святыми. Подобно облачному столпу, осенявшему и охранявшему древле народ богоизбранный (Исх.14:19–20), облачный круг в день погребения также осенял и охранял святейшее тело богоизбранной отроковицы и матери, несомое апостолами для погребения.
По завещанию пресв. Девы, святое тело ее положено было в Гефсиманской веси, находившейся на горе Елеонской, близ Иерусалима, между гробами праведных ее родителей и ее обручника. На третий день по смерти, когда ап. Фома, небывший при погребении св. Девы, пришел в Гефсиманию и открыл гроб ее, пречистого тела ее уже не было в гробнице. Господь переселил пренепорочную Матерь Свою в небесные обители. Как Сам Он воскрес в третий день и в сороковый вознесся на небо с пречистою Своею плотию: так и Матерь Его, в третий день по смерти ее, дивным смотрением Божиим с телом взята на небеса, согласно с предсказанием пророка Давида: воскресни Господи в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея (Пс.131:8). После успения Богоматери, когда апостолы во время трапезы своей беседовали о необретении тела Богоматери во гробе, они увидели пресв. Деву на небесах, «живу, со множеством ангелов стоящую и неизреченною славою осияваемую, яже и рече к ним: радуйтеся». Место погребения пресв. Девы доселе служит предметом благоговения и поклонения не только для христиан и даже для неверных.
Преставление Божией Матери называется Успением. Ибо она, «как бы сном на малое время смертию уснула, вскоре от нее, яко от сна воспрянула, и мертвость гробную, как сонное от очес дремание оттрясши, узрела бессмертную во свете лица Господня жизнь и славу».
В честь и память Успения Божией Матери установлен Церковию праздник с древних времен христианства. Об нем упоминается в IV веке в сочинениях Иеронима и Августина. Иероним свидетельствует, что на гробе Богоматери построен был храм, и хотя не упоминает, кем этот храм построен, но по настоящим преданиям христиан палестинских он сооружен был равноапостольною царицею Еленою. В V веке Анатолий Константинопольский, в VIII св. Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский, в IX Феофан Никейский – написали каноны на день Успения, поемые ныне Церковью в этот день.
Праздник Успения есть великий дванадесятый, вселенский. Иероним называет праздник Успения торжеством, несравненным с празднествами Святых, «ибо в оный, говорит он, Спаситель всех Сам во всей Своей славе с радостию сретил и вселил Матерь Свою с Собою». После пятого вселенского Собора, исповедавшего человеческое естество Иисуса Христа, по желанию императора Маврикия (582–603), одержавшего знаменитую победу над персами в 15 день августа, день Успения Богоматери сделался торжественнейшим в прав. Церкви.
В песнях канона на день Успения называется он знаменитым, торжественным и божественным праздником. Кроме сего Успение Богоматери в прав. Церкви восхваляется особенным акафистом в честь этого события.
Праздник Успения Божией Матери, в пределах предпразднества и попразднества, продолжается 10 дней с 14 по 25 августа.
Празднование св. Софии – премудрости Божией
Значение изображения Софии – премудрости Божией объясняют словами притчей Соломоновых: Премудрость созда себе дом, и утверди столпов седмь (IX, 1). Здесь под словом премудрость или по-гречески София, разумеют Сына Божия, как говорит и ап. Павел: ми проповедуем Христа, Божию Силу и Божию Премудрость (1Kop.1:24). Согласно с изъяснением апостола, понимают премудрость св. Игнатий Богоносец, св. Амвросий Медиоланский, Августин. Итак, Божия Премудрость есть Господь, создавший Себе дом. Этот дом в смысле обширнейшем знаменует Церковь Божию, как изъясняет и Афанасий Великий, или частнее – Матерь Божию, яко одушевленный храм Спасов. Под словом: дом разумеют Божию Матерь св. Игнатий Богоносец и прав. Церковь, которая в паремиях и песнопениях своих, в богородичные праздники, называет Матерь Божию домом, свитком, горою, вратами, и прочими прообразовательнопророческими именами. Посему слова: Премудрость созда Себе дом, означают пресв. Деву Марию, чрез которую Бог для спасения ыира облевся естеством человеческим и стал видим; – Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу, яко единороднаго от Отца (Ин.1:14).
Пророчественное изображение воплотившейся Софии – Премудрости – Божией послужило образцом для иконописных ее изображений, какие были в древле построенных храмах в Византии – в храме Юстиниановом, в Киеве, Новгороде и в других местах. Иконы св. Софии – Премудрости Божией, византийская и киевская, изображают соединение Церкви небесной и видимой, чрез воплощение Сына Божия, – Премудрости Божией, представляют дом или храм, и в нем стоящую Богоматерь в хитоне, с покрывалом на голове, под сению, поддерживаемой семью столпами. К этому числу приспособлены многие предметы иконы. Руки и длани Богоматери начертаны распростертыми, ее стопы утвержденными на серповидной луне (Ап.12:1). При персях Божией Матери на ее деснице изображается Предвечный Младенец, десницею своею благословляющий, а в шуйце имеющий державу. Над сению начертаны слова: Премудрость созда Себе дом, и утверди столпов седмь. Над домом вверху изображены в сиянии лучей Бог Отец, имеющий в левой руке державу, а правою благословляющий, из уст Его исходят слова: Аз утвердих столпы ея; и окруженный лучами – Дух Святой. По обеим сторонам изображения Бога Отца и Св. Духа представлены Церковь небесная: – предстоят в облаках седмь архангелов: с правой – Михаил с пламенным мечем в руке; Уриил держит молнию, вниз опущенную; Рафаил – алавастр мира; с левой Гавриил с лилиею; Селафиил с четками; Иегудиил с царским венцем; Варахиил с пуком цветов на белом плате. На ступенях дома по обеим сторонам пред Божиею Матерью представлена Церковь Божия на земле; изображены ветхозаветные тайнозрители Воплотившегося – праотцы и пророки: Моисей со скрижалями; Аарон в митре, яко великий архиерей, с прозябшим жезлом; Давид в царской мантии, с ковчегом завета; Исаия с хартией, на которой написано: се Дева во чреве зачнет и родит Сына; Иеремия со свитком; Иезекииль, держащий врата затворенные; Даниил с камнем.
Впрочем не все изображения Софии – Премудрости Божией одинаковы; например – новгородская икона есть род Деисуса; на ней изображен Вседержитель в царской одежде или далматике, с огненными крылами, яко велика совета Ангел (Ис.9:6), на огненном престоле о семи столпах. Окрест Вседержителя голубое небо со звездами, по сторонам Богоматерь с иконою Иисуса Христа и св. Иоанн Креститель, как ближайшие свидетели воплощенного Слова Божия. Сверху изображения Спаситель в огненном круге и надпись: Премудрость Божия; еще выше опять звездное голубое небо, и на золотом престоле евангелие, пред которым по три ангела с каждой стороны преклоняют колена.
Однакож все изображения Софии выражают одну главную мысль: Матерь Божию, послужившую воплощению Сына Божия, или воплотившуюся от нее Премудрость Божию. Поэтому празднование Софии – Премудрости Божией совершается прав. Церковию в богородичные дни, напр., в Киеве в день Рождества Богородицы; в Новгороде, Вологде, Тобольске, в Москве и в других местах в праздник Успения Богоматери.
Празднование Семигородной иконе Богоматери
Икона Успения Богоматери, именуемая Семигородная, писана преподобным Дионисием Глушицким в ХУ веке и, вероятно, отшельниками из его обители принесена в непроходимые леса, на расстояние 20 верст от его обители, за реку Двиницу. Там построена была приходская церковь для Семигородной волости. В страшную чуму, опустошавшую вологодские волости в ХV веке, все жители этой волости вымерли. Около полутораста лет церковь стояла в запустении. В 1593 г. одной старице Юлиании из рода Белоозерских дворян, долго болевшей и уже три года лежавшей в расслаблении в московском Новодевичьем монастыре, было видение. Ей явилась Богоматерь и обещала исцеление, если она пойдет в Семигородную пустынь и возобновит ее. Дав обет исполнить повеленное, старица получила исцеление. Пришедши на место обители, она нашла здесь одну только церковь, и в ней Дионисиеву икону Успения Богоматери. Она построила келию, а около 1602 г. обитель я до самой кончины жила тут с несколькими сестрами в общежитии. В конце XVII века сия обитель обращена в мужскую. В 1810 г. прочищена на 13½ верст лесом широкая дорога для проезжающих к чудотворной Семигородной иконе Богоматери, от коей многие совершившиеся чудеса и исцеления записаны в особенной монастырской книге.
Празднование Владимирской Ростовской иконе Богородицы
Алимпий, постриженец Никона, игумена Сергиева монастыря, будучи весьма искусен в иконописании, писал иконы для игумена и для братии. Если слышал, что где либо в церквах есть обветшавшие иконы: он брал их к себе и поправлял, не требуя платы. Никогда не видали его без дела. Только божественная служба, которой он не опускал ни для какого дела, отвлекала его от иконописания, а большую часть ночи проводил он в молитве и пении. Если случалось ему получить плату за свой труд: то часть употреблял на расходы для иконописного дела, другую – на милостыню нищим, а третью – на свои нужды. За свои великие добродетели и чистую жизнь, по одобрению игумена, он рукоположен был во священника, Присутствие в нем божественной благодати обнаружилось даром чудотворений. Как лекарством он помазывал своими вапами струпы больных и исцелял.
Один христолюбивый мирянин хотел сделать для церкви Деисус и две местных иконы. Он поручил двум инокам печерским договориться о сем деле с Алимпием. Иноки несколько раз брали деньги с него, но удерживали их у себя, не говоря Алимпию, и наконец объявили, что Алимпий не хочет писать икон. Заказывавший пошел жаловаться к игумену. Алимпий говорил, что он и не слыхал о сем поручении. Послали за досками, на которых должны быть написаны иконы. Они явились написанными чудным образом. Благодать божественная вскоре прославила сии иконы. Случился пожар, сгорела и церковь, где были сии иконы, но они обретены совершенно невредимыми. Князь Владимир Мономах был свидетелем сего чуда. Одну икону, изображающую пресв. Богородицу, он взял и перенес в Ростов, где она прославилась чудесами и доселе пребывает в ростовском Успенском соборе, известная под именем Владимирской.
Празднование Псковопечерской иконе Богородицы
Псковопечерская икона Успения Богородицы явлена в 1473 году, исцелением слепой жены, и пребывает в Псковопечерском монастыре, основанном при заштатном городе Печерах, в 56 верстах от Пскова. От явления иконы над древнею пещерою и город и монастырь и икона получили свое имя. Явленная икона прославилась многими чудесами, в память коих установлен праздник 15-го августа. В 1521 году, псковскими купцами Василием и Феодором пожертвована в Печерский монастырь новая икона Успения Богородицы-умиление, прославившаяся с 1524 года чудотворениями. Но обе иконы прославились особливо во время нашествия на Псков и на Печерский монастырь Стефана Батория, короля польского, в 1581 году. В 27 день августа этого года, по сказанию псковской летописи, некоему благочестивому мужу Дорофею было явление и откровение от Матери Божией о будущем нападении на город со стороны угла крепости при Покровском монастыре. Почему Печерского монастыря игумен Тихон, еще до осады вызванный в город с чудотворными печерскою и умиления Богородицы иконами Печерского монастыря, начал, по повелению царя и епископа, совершать крестные хождения с сими иконами на помянутое место. В соборном храме Пскова совершали ежедневно моления о прав. царе, его детях и всех прав. христианах, чтобы Господь отвратил праведный свой гнев. 6-го сентября игумен Тихон и протоиерей Лука, по совещанию с прочими духовными, но утру благовестом созвали граждан в собор и совершили оттуда опять крестный ход к покровскому углу с чудотворною Печерскою иконою Богородицы, с мощами св. благоверного князя псковского Гавриила и с древнею печерскою хоругвию. Весь народ сопровождал их с плачем и рыданием, не чая ни откуда более помощи и защиты, кроме Бога. 7-го и 8-го чисел сентября были усиленные и непрестанные приступы Батория к стенам Пскова для покорения его. Наконец и горестная весть о проломе в стенах и о занятии врагами стен Пскова достигла до множества народа, собравшегося в соборе на беспрерывное моление. Страх овладел сердцами всех; поднимали руки к небу с рыданиями; старые, жены и дети наполнили церковь воплем и, как говорит летопись, весь пол облили слезами, моля о защищении города и о внушении защитникам его – доброго совета и мужества. В это самое время, как все устремились на защиту проломанного места и крепко отражали врагов, пришло на мысль защитникам поставить большое псковское орудие у церкви Покрова Богородицы и употребить на поражение неприятелей. Это распоряжение поколебало ряды осаждавших и заставило их отступить. Король, увидев бегущих воинов своих, немедленно выслал на помощь им свежие, лучшие свои войска, с решительным повелением не отступать от стен до совершенного взятия города. Битва возобновилась и защитники опять начали ослабевать от сильного напора неприятелей. Тогда воеводы послали в собор к духовным сказать, чтобы они принесли из собора мощи св. благоверного князя псковского Гавриила с чудотворными иконами Богородицы и другими. Немедленно подняты были святыни; а наперед их прибыли в пролому три инока Печерского монастыря и громко воскликнули к воеводам и воинам: «не бойтесь, братия! станем крепко, устремимся дружно на литовскую силу! Богородица к нам грядет с милостию и заступлением и с помощию всех Святых»! Этот нечаянный, утешительный и ободрительный голос оживил ослабевших. Все с радостию повторяли: «Богородица к нам грядет, умрем вкупе за Христову веру и за прав. царя и не предадим града». Вслед за сим появились духовные, неся мощи св. благоверного князя Гавриила и чудотворные иконы. Началось молебствие пред самым проломом в виду защитников и врагов и продолжалось шествием к Покровской церкви. Это благоговейное зрелище вдохнуло защитникам такое мужество, что все они единодушно устремились в пролом на неприятелей; самые женщины вмешивались в сражение. Сражение с обеих сторон было жаркое, долговременное и упорное. При наступающей уже ночи 8 сентября неприятели все вытеснены были из пролома, сбиты со стен и прогнаны в беспорядке в поле, где на бегу поражаемы были уже народом, а иные взяты в плен. Чтобы по крайней мере каким-нибудь завоеванием ободрить унылую рать свою и потешить корыстолюбивых наемников, Баторий хотел взять в 56 верстах находящийся от Пскова Печерский монастырь. Там, кроме иноков, для защиты было только 200 или 300 воинов, и они мужественно отразили два приступа и взяли в плен трех знатных сановников. С того времени многочисленная рать неприятельская сражалась более всего с холодом.
Иоанн Васильевич обложил чудотворную икону Псковопечерскую золотом и устроил для нее серебряный киот. Псковопечерские иноки, в воспоминание избавления своего от Батория, дали обещание ежегодно ходить во Псков с иконою в седьмую неделю по Пасхе. Геннадий, епископ псковский, утвердил в 1601 году и устав сего хождения, с расписанием всего порядка церковных служб. Кроне этого ежегодного приношения Псковопечерской иконы во Псков бывали иногда и временные сюда пришествия ее при несчастиях.
Празднование Овиновской иконе Богородицы
Овиновская икона Богородицы пребывает в Паисиевом мужском монастыре костромской губернии. Во время княжения Димитрия Донского, некто боярин Иоанн Овинов, живший на берегу Галичского озера, поусердствовал обветшавшую церковь в монастыре Николаевском, близь которого жил, возобновить. В день воскресный вышел Иоанн посмотреть место строения храма и, когда приблизился к воротам монастырским, увидел внезапно двух прекрасных юношей, несущих ему на встречу икону Матери Божией. Они кротко ему сказали: «радуйся, Иоанн, родители твоей супруги посылают тебе сию икону Пречистой Богоматери и заповедали соорудить церковь во имя ее и святителя Мирликийского». Иоанн простерся ниц пред св. иконою и, приняв ее, внес в монастырскую ограду, поставил на том месте, где хотел соорудить церковь, и рассказал игумену и братии о чудном видении. Овинов соорудил храм во имя Успения Богородицы и поставил в нем данную ему икону, которая и стала называться Овиновскою. Когда великий князь московский Василий Васильевич Темный, в 1433 г. воевал против родного дяди своего – Георгия Дмитриевича галичского и взял Галич: чудотворную икону со всеми драгоценными ее украшениями перенес в Москву и поставил в соборной церкви. Но икона чудным образом явилась на прежнем месте. Это явление прославило икону еще более и соделало предметом особенного благоговения для верующих.
Преподобного отца нашего Макария Лезенского чудотворца
О преподобном Макарие из устного народного предания известно, что он родом был римлянин, по прибытии из своего отечества в Россию избрал местом своего уединения небольшой островок, среди топкого болота, находящегося неподалеку от небольшой речки Лезены или Грезены, в 110 верстах от Новгорода. На этом островке преподобный Макарий устроил себе небольшую землянку и жил в ней, пребывая в строгом посте и молитвах. Долгое время убежище его от мира никому из людей не было известно, но впоследствии Господь открыл его через охотников, которые во время охоты на зверей, сбившись с дороги, долго времени искали ее, наконец увидели дым из курящейся землянки, а в ней пустынножителя, преподобного Макария, который, после молитвы подкрепил их небольшою крошкою сухого хлеба, а затем, по наставлении в добродетелях, указал им дорогу в их жилищам. С этого времени охотники стали посещать преподобного, а вместе с ними и другие окрестные жители, которые приносили ему все необходимое для существования. Избегая человеческой молвы, преподобный удалился с пустынного островка, за три версты от него, в глухое лесистое место, находящееся близь самой речки Лезны, и там построил себе вторично убогую хижину, усугубив в ней свои молитвенные подвиги. В скором времени стали стекаться к преподобному сподвижники благочестия, с которыми преподобный Макарий устроил небольшую деревянную церковь во имя Успения Пресвятые Богородицы и основал пустынный монастырь, в коем был много лет игуменом. Угодник Божий остальное время своей жизни провел в подвигах поста и молитвы, и мирно скончался в своей обители, не позже XV века.
Мощи преподобного Макария Лезенского почивают под спудом в Макариевской, упраздненной 1764 года, пустыне, которая находится от г. Новгорода к северу в 110 верстах, от станции Любань в 20 верстах, на левом берегу речки Лезны. Местная память преподобного Макария совершается 15-го Августа. В этот день в пустыне бывает большое стечение богомольцев.