17-е
† Пр. Алипия Печерского
Блаженный Алипий учился иконописанию у греческих иконописцев, в 1083 г. украшавших великую печерскую церковь св. иконами141. Когда окончено было стенное писание в печерской церкви: Алипий, усердный труженик в св. деле, пострижен был в иночество пр. Никоном. Превосходный иконописец писал иконы игумену и братии даром. Если слышал, что где либо в церкви обветшали иконы: он брал их к себе и поправлял, но не требовал платы. Никогда не видади его без дела. Только божественная служба, которой не оставлял он ни для какого дела, отвлекала его от иконописания; а большую часть ночи проводил он в молитве и пении псалмов. Если случалось ему получать плату за свой труд: то часть употреблял на покупку материалов для иконописания, другую – на милостыню нищим, а третью – на свои нужды. За свои великие добродетели и чистую жизнь, по одобрению игумена, он возведен был в сан священства. Присутствие в нем Божией благодати обнаруживалось чудесными делами.
Один киевлянин страдал проказою и ему не помогали никакие лекарства. – По совету других, но без собственного убеждения, пришел он в Печерский монастырь за помощию. Игумен приказал напоить его водою из колодезя святого Феодосия, а главу намочить тою же водою. За неверие свое больной закипел смрадными струпами, так что стали бегать его. С горестию воротился он домой и смрадом струпов приведен был в сознание грехов своих. Снова пошел он в монастырь и искренно исповедал пред Алипием грехи свои, как и свою скорбь. Алипий красками, приготовленными для св. икон, покрыл все струпы его. Затем привел в церковь, приобщил тела и крови Спасителя, обмыл струпы его водою, которая принесена была для литургии. И все струпы его спали, – он весь стал здоровым.
«Набожный киевлянин, построив храм, захотел для его украшения приобресть икону деисус142 и еще несколько других. Он поручил двум печерским инокам заказать Алипию иконы, какой бы цены тот ни потребовал и дал им доски и часть денег. Иноки два раза брали у него деньги и после того, но Алипию не говорили ни слова. Долго ждав икон, киевлянин настойчиво потребовал их у иноков и те отвечали, что Алипий, взяв деньги, не хочет писать икон. Тот явился с жалобой к игумену. Призванный Алипий отвечал, что ни слова не слыхал о поручении и не видал денег. Послали за иноками и дсками. Дски оказались с превосходными ликами святых». Игумен Никон выгнал корыстолюбивых и лживых иноков из монастыря. Те оказались такими дурными людьми, что, прикрывая бесчестный свой поступок, разгласили по Киеву, что будто иконы написаны ими и заказавший не заплатил им ничего за труд их, а за их обиду их же выгнали из обители. Господь оправдал и прославил правду. В пожар, церковь, в которую поставлены были иконы, сгорела, а те иконы найдены целыми. Кн. Владимир Мономах, слышавший о прежнем происшествии, услышав о новом, прибыл на место и видел чудо Божие. Он благоговейно взял себе одну икону – икону Богоматери и отослал ее в Ростов, для храма, построенного им. «Она и поныне тут стоит, говорит при том благоговейный Поликарп. Я видел ее. При мне случилось в Ростове, что церковь та упала, а икона осталась невредимою. Потом она внесена была в деревянную церковь; церковь сгорела, а икона осталась без вреда, так что нет на ней и следа пожара»143.
Другой благочестивый человек заказал Алипию написать икону Богоматери к празднику Успения. Алипий захворал и не мог взяться за кисть. Тот не раз приходил за иконою. Алипий отвечал: «положись на Бога, он все выполнит». Заказавший пришел накануне праздника, а икона не была готова. «Зачем ты не сказал мне о твоей болезни?» говорил с досадою заказавший икону. «Я поручил бы написать икону другому иконописцу. А теперь ее не будет к празднику Успения». Преподобный отвечал: «не гневайся, брат! От небрежности ли моей случилось так? Но для Бога достаточно одного слова, и икона пресв. Девы будет написана. Вот я отхожу из сего света, – так открыл мне Господь, – но Господь утешит тебя». Когда тот вышел с скорбию: к Алипию входит прекрасный юноша и начинает писать икону. Алипий и сам подумал, что верно разгневанный господин прислал другого иконописца. Но спустя три часа икона была готова и писавший спросил: «не допущено ли ошибки в иконе»? Алипий отвечал: «хорошо написано, Бог помог тебе». К вечеру писавший скрылся и с иконою. Заказавший всю ночь не спал от слез, горюя о том, что к празднику не готова праздничная икона. Встав к утрени, он первый пришел в храм и поражен был изумлением: дорогая для него икона – готова, стоит на месте. Боголюбивый муж пришел потом к игумену и рассказал все случившееся. Вместе пошли они к Алипию и застали его уже умирающим. Однако игумен спросил его: кто бы это написал образ? «Был у меня, сказал Алипий, юноша, но думаю, что это ангел: так скоро написал и исчез; впрочем вот он теперь предстоит предо мною». И с этими словами предал Богу дух свой. Так рассказывает блаж. Поликарп. По ркп. святцам преп. Алипий почил 17 августа и это согласно с повествованием Поликарпа. Сильверст Коссов в 1635 г. писал, что память преп. Алипия празднуется 17 Августа144. Полагают, что преподобный дожил до 1114 г.; мощи его открыто почивают в Антониевых пещерах145. У правой руки его три первые перста сложены совершенно ровно, а два последние пригнуты в ладони: обличение новым суеверам! Одна икона преп. Алипия, известная под именем: «предста царица одесную тебе», ныне стоит в иконостасе московского Успенского собора одеяние небесной царицы отделано роскошно; раскраска похожа на мозаику146. Икона Божией Матери, перенесенная Мономахом в Ростов, ныне стоит в иконостасе каменного ростовского собора. Она потемнела не столько от свечного дыма, сколько от дыхания прикладывающихся к ней: ее носят в дальние места в крестном ходе147.
† В тот же день память о пр. Филиппе Янковском
По ркп. святцам, «пр. Филипп бысть на Сухоне реце, новый чудотворец». Преп. Филипп несколько лет подвизался отшельнически на Янковой горе, в 2 верстах от Устюга. Набожные устюжане, уважая жизнь его и желая видеть вблизи обитель молитвенников, выпросили дозволение построить на месте его пребывания обитель. – В 1654 г. построен был храм в честь иконы – знамения Богоматери, с приделом во имя вновь прославленного святителя Филиппа. Под руководством опытного в духовной жизни отшельника собрались ревнители благочестия: но преподобный не принял на себя сана и скончался иноком ок. 1662 г. Мощи пр. Филиппа покоятся под спудом, в храме обители его148.
В тот же день св. муч. Мирона
Св. Мирон, пресвитер из Ахаии, схвачен был в день Рождества Христова во время священнослужения, пытан был железом и огнем, и наконец обезглавлен 251 года, в гонение Декия.
Празднество Свенскому образу Пресв. Богородицы
Заступлению Богоматери ради ее Свенской иконы приписывают неоднократное спасение Брянска от нашествия врагов. В 1812 г., когда полчища французов стремились к Брянску, жители его и окрестностей совершили крестный ход вокруг города с чудотворною Свенскою иконою Богоматери, прося ее о заступлении города, и вскоре утешились вестию, что войска, шедшие на Брянск, возвращены назад. В благодарность за избавление Брянска от разорения, жители его в 1815 году устроили на чудотворную Свенскую икону Богоматери золотую ризу с вещами, и установлен ежегодный крестный ход вокруг города со св. иконою 17 августа.
* * *
Ркп. Послание Поликарпа к Акиндину.
Моление Богоматери и Предтечи пред Спасителем называлось по-гречески δεησις, а у поздних русских Деисус.
Послание Поликарпа по рукописи. Пожар, истребивший ростовскую деревянную соборную церковь, был в 1160 г. (Никон. л. 2, 191. Собр. л. VII, 314, см. о св. Леонтие мая 23). В 1695 г. м. Иосиф украсил Алимпиеву икону драгоценною серебряною ризою; по бокам ризы 7 черневых изображений с надписями. Над 6 изображением слова: «князь Владимир мономах сию святую икону посла во град Ростов в построенную им каменною церковь». Над 7-м: «по временя ж оная каменная церковь в Ростве падеся, святая же икона пребысть невредима, обретена в плинфах». Ярослав. епарх. ведом. 1860 г. № 20.
Patericon w Kiowe 1635 р. 89. Ркп. святцы: «преп. отец наш иерей Алипий иконописец преставися в л. 6600 (1092 г.) мес. августа в 17 д.»
Опис. К. лавры стр. 105. 289. 293. У Кольнофойского № 11. «Святый инок Алипий лежит в гробе против церкви» (Введения Богородицы во храм).
Снегирева памятники стр. 12. Древ. гос. рос. VI, 53.
Древние святыни велик. Ростова соч. гр. Толстого стр. 21. 22. М. 1849. Иванчина – Писарева Спасоандроннков монастырь стр. 19. 82. М. 1842 г.
Ист. иер. 6, 593. Сведен. о мон. 68. 69. Словарь святых.