18-е
Св. муч. Флора и Лавра
Флор и Лавр, братья по телу и духу, каменосечцы, научены святой вере учителями своими, Проклом и Максимом. После мученической кончины последних, братья продолжали свои занятия и подрядились выстроить капище идольское. Во время производства работ юноша, сын жреца Мемертина, подошел в месту я от внезапно отскочившего обломка вышиб себе глаз. Флор и Лавр утешали жреца, обещая вылечить сына, и взяв последнего на ночь с свое жилище открыли ему учение о едином Боге и сказали: «если станешь всем сердцем веровать в проповедуемого нами Бога, то глаз твой будет здоров». Юноша обещал веровать. Тогда братья помолились о нем Господу, крестным знамением осенили больной глаз и исцелили его. Юноша уверовал вместе с отцом своим.
Окончивши же здание, освятили его в славу имени Христова и поставили в нем св. крест; а после всенощного бдения, на которое собрали много христиан, пошли в храмину, где сложены были идолы для нового капища, и сокрушили их на мелкие части. За это все участники были сожжены, а Флор и Лавр брошены в глубокий колодезь и засыпаны землею (в третьем веке). Это происходило в Иллирии.
† Преставление преп. Иоанна Рыльского
Преподобный отец наш Иоанн149, великий между подвижниками, был из пределов города Средца, из села называемого Скрином150. Родители его были люди благочестивые, и не очень богатые, из племени бoлгapcкогo. Когда они умерли, а он с юности возлюбил Господа: то оставшееся ему имущество роздал он бедным и больным151; а сам, приняв монашество, вышел из родины своей, нося на теле своем одну кожаную одежду152. Взойдя на высокую и голую гору, стал тут подвизаться, питаясь лишь диким растением». – Хижина его была сплетена тут из хвороста. Спустя не долгое время разбойники напали на него ночью и избив прогнали отсюда»153. – Он нашел глубокую пещеру и поселился в ней. Сюда пришел к нему молодой племянник Лука, который, скрывшись от отца, едва нашел дядю в скалах диких. Так трудно было найти тут отшельника, что сам он, увидав издали отрока, сочел появление его за мечту. С любовию принял Иоанн юного племянника и особенно обрадовался, когда услышал, что тот жаждет душевного спасения. Они стали подвизаться вместе. – Брат, узнав, что сын его скрывается у дяди, закипел гневом и злобою на Иоанна. Найдя его в пещере, он ругал его всячески и даже поднимал на него камень. – Преподобный молчал. Отец, ухватив сына, потащил его за собою. Иоанн пал на землю и со слезами молил Господа, дабы устроил он сам нужное для вечного спасения человека молодого. – Помолясь, сел он в своей пещере, с тугою об опасностях мирской жизни. Что же случилось с отроком? Дорогою змей укусил его и он умер. Отец, так неожиданно потерявший сына, почувствовал свою виновность. Он возвратился к брату и сказал о несчастии. Пустынник велел ему похоронить умершего»; впоследствии преподобный хаживал на могилу праведного отрока и здесь было любимое место отдыха его154. Крепки были подвиги его и против мечтаний духов и против немощей плоти. Двенадцать лет пробыл Иоанн в дикой своей пещере155.
Из пещеры перешел он «в пустыню Рыльскую и, поселясь в дупле дерева, твердо подвизался, постился, молился и плавал постоянно; питался он только травою:, не видел здесь и лица человеческого, но пребывал с зверьми156; Бог, видя великое терпение его, повелел, да произрастает для него слануток – (бобы)157 и блаженный питался тем долгое время. Пастухи увидели его и чрез них узнали о нем везде». Это было так: овцы внезапно от какого-то страха побежали и летели по стремнинам дотоле, пока не добежали до места, где жил отшельник. Пастухи, бежав за ними, с изумлением увидели пустынника. «Вы пришли сюда голодные, – рвите себе слонутки мои – и кушайте», сказал отшельник158. Они ели и насытились; только один напрятал себе много бобов в запас, без благословения пустынника, и когда на дороге дал товарищам: то в украденных стручьях не оказалось ни зерна. Они воротились к доброму старцу с раскаянием. Старец простил их и с улыбкою сказал: «видите, дети, эти плоды назначены Богом для пропитания пустынного». Понятна, как много говорили после того пастухи о дивном отшельнике. Но известие их породило разные толки, в том числе, как бывает у мирских людей, и невыгодные. Знавшие его в миру называли его исступленным, чуть не пустым человеком. Отчего стал жить, как не они159. Но другие и «многие приходили к нему и, принося своих больных, получали здравие молитвами святого». Человек несколько лет одержимый нечистым духом, увидя шедших в Иоаннову пустыню, последовал за ними. Не дошел он еще версты до Рыльской пустыни, как упал на землю и стал кричать: «не могу идти далее, палит меня огонь». Спутники, связав несчастного, приволокли его к преподобному и просили исцелить его. «Дети мои, сказал он, – это – не по силам моим, – я немощный человек, как и вы; один Бог может исцелить его». Те неотступно просили его и отшельник помолился о нем, больной внезапно стал здоровым и все прославили Бога160.
Избегая известности человеческой, подвижник скрылся из любимого дуба и, найдя весьма высокую и едва доступную скалу, поселился тут. Здесь он провел более 7 лет, под открытым небом, перенося все воздушные перемены, молитвы совершая то стоя на ногах, то коленопреклонный161. Дошел слух о великом пустыннике до болгарского царя Петра. Благочестивый царь сильно желал видеться с ним: но смиренный отшельник отклонил свидание и только в письме сказал доброму царю нужное для него162. «Многие, возревновав о жизни добродетельной святого, пожелали жить около него и устроили монастырь, имея начальником и пастырем преподобного. Он пас свое стадо мудро». Храм устроен в пещере, где прежде жил преподобный. Достигнув глубокой старости, преподобный предал дух свой Богу августа 18-го 946 г. на 70 году своей жизни163.
Спустя не малое время преподобный явился ученикам своим и повелел перенесть мощи его в город Средец (Софию). Открыв гроб, они нашли нетленное и благоуханное тело и прославили Бога, перенесли с честию св. тело, поставили его в храме св. евангелиста Луки164. Когда же построен был в его же имя прекрасный храм: то положили его здесь и многие подавались пособия страдальцам всякого рода165.
«После долгого времени, венгерский король приходил войною и взял многие места, в том числе и Средец. Взяв мощи преподобного, с великою честию перенес их в свою страну, где положены они были в храме, так как слышал он о чудесах его. Остригомский бискуп, тогда как слышал, что велик он пред Богом, сказал: «не знаю я этого святого, в древних писаниях не поминается он». И внезапно онемел язык его. Несчастный поспешил к раке преподобного, просил прощения, и угодник Божий, услышав молитву его, разрешил его тот час. Много и других чудес совершил преподобный в земле венгерской. Король, услышав о тои, украсил раку золотом и возвратил ее в Средец в 1093 г.
При болгарском царе Иоанне Ясене и при п. Василие мощи пр. Иоанна перенесены были в Тернов и положены были в храме, посвященном его имени. Это было в 6746 (1238 г.)166.
Ныне мощи пр. Иоанна почивают в его Рыльской обители, которая составляет питомник благочестия и просвещение для всего народа болгарского167.
Празднество иконе Божией Матери Одигитрии
Сия святая икона в конце IV века преподобными Варнавою и Софронием принесена из Азии в страну Трапезундскую, где и поставлена в пещерной церкви основанного ими монастыря в горе Черной (Меда, ныне Сумела). Монастырь доныне существует, и на богомолье к иконе стекаются поклонники из Малой Азии, Тавриды и стран прикавказских. Память преподобных основателей монастыря празднуется в сей же день. Скончались в 412 году.
* * *
О св. Иоанне: а) известия писанные тогда, как мощи его лежали в Средце: аа) служба ему в минее за август, в ркп. XII в. парижской б-кн № 23. Здесь сказано о Иоанне: «в наши дня явися, преподобне». бб) житие св. Иоанна в ркп. 6-ке общества сербской словесности (списки службы и жития доставлены професс. Лавровским): 6) известия составленные по перенесения мощей в Тернов: аа) сказание синаксаря 1340 г. напеч. в изв. акад. VIII, 150–152. бб) Описание жития, составленное п. Евфимием около 1380 г. Передаем текст синаксаря, с дополнениями Евфимия и других источников.
Синаксарь говорит еще: „в царство христолюбивого Петра царя болгарского“. Это – неточность. К первой половине царствования Петра относятся последние пустынные подвиги преподобного. Так как он скончался 70 лет в 945 г., то рождение его было в 876 г. при к. Борисе.
Служба: «отвергл еси мирскую любовь и нищим раздал еси – сокровище, некрадаемое желая стяжаты».
Служба: «наготою уразумев человека прьваго, ризою кожною приодеяся». Одежда пльти твоея, отче, риза поисана, в ню же облечеся и умертвил еси преподобне страстныя вьзыграние, дебельство же кононое адемскые, ризы отвергль еси».
Служба: «разбойники посла (диавол) от малые тя кущи изгнати Ты же, преблаженне, яко за Христа гоним, радовашеся».
Об этом говорит и средеческое сказание, где сказано и то, что отрок похоронен, по указанию преподобного, на месте Осенево, и св. Иоанн «хождаше на место то душе тое ради праведничью сътвори себе место то покоище».
По средческому сказанию, «сътвори в пещере той св. Иоанн, не исходе, тры лета и 6 месяц». – Так как известие Евфимия, писанное позже, оправдывается во всех других случаях: то и в этом заслуживает предпочитательного доверия, тем более, что по средечскому сказанию Иоанн вслед за тем живет 7 лет на скале, тогда как по другим известиям он прежде скалы жил в дупле.
Служба: «в дупно древо вселився, без покрова и без пищи многы дни пребыл еси, пребогате».
Служба: «обновлено ралом постничества, отче, сердце твое въсприем Бог, в пустыни неорана прозябает тебе славнуток (по др. списку: «слаенюток»)». У Востокова в словаре слаенуток в переводе с греческого отвечает теревинфу, Миклошич считал слануток за плодовитое дерево. Но по службе св. Иоанну, слануток – растение являющееся на невспаханной земле. Евфимий заменяет его словом: бобы.
Служба, пес. 6. «Якоже Илия грьстию питаше вдовицю и чада ея: так и ты малою алною препител еси пасющих». У Востокова алъна – лань, дикая коза. В службе – пища дикой козы.
Служба: «божественных послушав заповедей, – мльчаши пребыл еси въсе житие твое, яко непотребен и безчестен, в отчьстве своем въменися поношением».
Древняя служба: «от многих лет, отче, диаволь въсихщааше человека и мючаше: но того исцелил еси въскоре, принесена бывша к тебе».
Так средечское сказание. Здесь же сказано: „высота камене того 40 саженей... До днешнего дне знаятое стопи ногу его на камены и кръвь его».
До средечскому сказанию, место, где стоял ц. Петр, желавший видеть пустынника, «оттоле назвася царев върх».
В минее августа XII в. «18 д. успение преподобнаго отца нашего Иоанна Рыльскаг». – Тот же день кончины в средечском сказании.
По средечскому сказанию, преподобный являлся самому царю Петру и при этом царе мощи перенесены с пустынной скалы в Средец.
Служба, слава глас I. «В постницех въсиявших ревнителя, пустынное въспитание, средечскаго светилъника словесы песньми вси вернии похвалим, зовюще: радуйся великая славо, иже в наше дни явися, преподобне». Пес. 7. Божественная рука мощей твоих, яко другыи раи благоухает притекающим к тебе... Пес 8. Маче звезднаго множества, паче песка морского чюдес твоих множество. Отче: ибо слепым зряк даеши и недужным исцелениа и всех прошениа испльняеши к полевному».
«Идеже до днешнего дне лежит чудотворное тело преподобнаго», говорит синаксарь. Эти слова показывают, что сказание синаксаря писано около 1240 г. У Евфимия следует после того история обители. Памятники обители – в гласнике VII, 180–189. Память ир. Иоанна показывается под 19 октября – листопада у Григоровича стр. 70 у поклонника св. Горы стр. 336. Но это – день перенесения мощей в Тернов. Место, куда перенесены были мощи, в синаксаре болгарском и афонском (у поклонника св. Горы стр. 335), называется Трапезицею, тогда как по известию Евфимия перенесены они в Тернов. Г. Княжич пишет: „в Тернове – между двух скал и р. Янтрою есть возвышенность, называемая Трапезец или Трапезицею, на этом месте был дворец болгарских царей“. (Зап. археол. общ. IV, 109). Так как храм во имя св. Иоанна решились строить в то же время, как положили перенесть мощи его в Тернов, и ко времени перенесения не могла окончиться постройка его: то естественно, что на первое время св. мощи положены в храме Трапезицы, столько затруднявшей собою поклонника, стр. 332.
Григоровича путеш. стр. 147–101. 101. где описана и местность обители. ИЗ 1627 г. являлся в Москву за милостынею настоятель Рыльской обители; в грамоте дарю было иисано: „в области сардикийской на горе Книшаве есть царского создания обитель Рыло с храмом преп. отца Иоанна пустынножителя, где почивают мощи его, целые и невредимые доселе. Здесь же сказано, что обители преп. Иоанна даны были грамоты царями Иоанном и Феодором. Сношения с Востоком 2, 57–60.