Источник

§ 135. Василий Великий в сочинениях: а) как духовный оратор.

Великий пастырь Кесарийский является в своих сочинениях весьма многосторонним489: он вития-проповедник, догматико-полемик, толкователь Писания, учитель нравственности и благочестия, наконец устроитель церковного богослужения. Но как все действия св. Василия отличались необыкновенным величием и важностью, так и все сочинения его запечатлены тем же характером высоты и величия христианского; это их общее и отличительное свойство, которое принадлежит им более, нежели сочинениям кого-либо другого, даже из близких по духу к духу Василия; имя Великого есть собственное имя Василия.

Патр. Фотий, отличный знаток ораторского слога, пишет о словах св. Василия: «Во всех словах своих Великий Василий превосходен. Если кто другой, он особенно владеет языком чистым, изящным, величественным; – в порядке и силе мыслей за ним первое место; убедительность соединяет он с приятностью и ясностью. Речь его так плавна, как поток свободно вышедший из своего источника. Кто хочет быть отличным гражданским оратором: не нужен ему ни Демосфен, ни Платон, если он принял себе за образец и изучает слова Василия». Фотий замечает еще, что и письма св. Василия могут быть образцом письменного слога490. Из собственных слов св. Василия видно, что он во время поста каждый день по крайней мере одно говорил слово, а иногда и два491. Ныне известны 25 бесед Василия о различных предметах и между ними несколько похвальных слов святым Божиим492. Беседы: против ростовщиков, против пьянства и роскоши, о гладе – по силе и одушевлению считаются лучшими между всеми беседами Василия.

Многие из писем св. Василия живо описывают события его времени. Многие – с превосходными наставлениями о любви, о кротости, о прощении обид, о воспитании детей, против скупости и гордости богатых, против напрасной клятвы493; или же с духовными советами для иноков494.

* * *

489

Издания: Op. S. Basilii gr. et lat. 1618. Paris, studio Frontonis Ducaei et Morellii; это изд. перепеч. 1738 г. и худо. Лучшее: graec. et lat. Т. 1 et 2. 1721–22. cura Garnierii T. 3. cura Marani 1725, 1775. Paris. После того издано: Ioannis Xyphilini et Basilii m. aliquot, Orat. cura Mathaei Mosquae. Здесь напечатаны три дотоле не изданные сочинения Василия: о совершенстве жизни иноческой, о милости и суде, утешение страждущему. Первое принад. к монашеск. правилам. (Montfau. Bibl. Coisl. р. 295). Последнее состав. письмо, и второе Беседу; то и другое есть в Венец. библ. св. Марка (cod. 54–56. jacc. XI)., в Коаленовой б-ке (cod. 48 et 50. Montfauc. р. 117–118). Кроме то в той же Венец. библиотеке есть след. не изд. сочинения св. Василия: а) письмо к Урбану о воздержании (cod. 54); б) об управлении в Христе; в) пох. Слово предшественнику; г) о св. Троице; д) на Евангелие Луки и о св. Анне: Отроча же растяше; е) на св. Пасху; ж) на память мучен.; з) на расслабленного; и) на поставление св. Апостолов, cod. 55, 61); й) на слово: о дни же том никто же весть; к) о св. Петре на генисаретском озере (cod. 55. Montfauc. Bibl. Coisl. 293. 191). На армянский язык еще в 5 веке переведены были: а) Шестоднев Василия (изд. 1830 г.); б) 8 Бесед из числа изданных на греческом, и кроме того, неизданная на греческом бес. об очищении Девы (на сретение Господне); в) пространные и краткие ответы о подвижничестве, подвижническое слово и подвижнические наставления, известные и на греческом; г) письмо к Терентию военачальнику о смерти дочери его, не известное ныне на греческом. Neumann, Gesch. d. armen, Litterat. S. 81. На сирский язык некоторые сочинения св. Василия переданы были также вскоре после его смерти. На славянск. яз. сочинения св. Василия, изд. в 4 част., М. 1787–1790 г., в переводе темном и часто неверном. Русский перевод: творение св. Василия Великого М. 1845–1848. 8, ч. 1–7.

490

Bibl. cod. 141–143.

491

Видно из 1-го слова о посте Т. 1. р. 42. из беседы на Шестоднев. Т. 2, р. 35–69.

492

У Гарньера издано 24 беседы; 25 у Маттея; о не изданных в прим. 47. Две беседы о посте, которых подлинность подвергали сомнению, недавно отысканы в армянском переводе V века. Neumanns, Gesch. d. armen. Litter. S. 81. Lpz. 1836. Похвальные слова: а) 40 Мученикам; б) М. Варламу; в) М. Гордию; г) М. Маматту; д) М. Улитте.

493

См. Epist. 24–26. 49. 65. 83. 85. 97. 106. 112. 115. 116. 161. 174. 182. 183. 197. 219–222. 240. 246. 251. 259. 277. 283. 291–294. 296–299.

494

Ер. 2. 10. 11. 14. 18. 22. 23. 42–46. 150. 173. 249. 295.


Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.] / [Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. II-го Отд-ния собств. Его. Имппер. Вел. Канцелярии, 1859. / Т. 2. – VIII, 384 с. (В 1-м изд. т. 2 напеч. в тип. Акад. наук; Т. 3 - в тип. В. Безобразова и К°).

Комментарии для сайта Cackle