Глава 5. Преподобного Нила подвижника Синайского. Слово о молитве
Предисловие |
Благовременно восставил ты меня, лежащего в жгучей горячке (речь применяется к исцелению тещи Симоновой прикосновением руки Спасителя) нечистых страстей, прикосновением боголюбивого письма твоего, и ум мой, недугующий самыми срамными недугами, ободрил утешением, блаженно подражая великому Наставнику и Учителю. И не дивно. Долею твоею всегда было искать славного и знаменательного, как и благословенного Иакова. Почему, поработав хорошо ради Рахили и получив Лию, ищешь и возлюбленную, как и за нее исполнивший седмилетие (работы) (Быт. 29:20–28).
А я не отрекаюсь сознаться, что протрудившись всю ночь, ничего не поймал; но, по слову твоему, ввергши мрежи извлек множество рыб, не думаю что великих, однако ж сто и пятьдесят три (Ин. 21:11). – И их то я посылаю к тебе в кошнице любви: и тем исполняю повеление твое, составив равное тому число глав (о молитве). Удивляюсь я тебе, и очень ублажаю прекрасное произволение твое, что возжелал ты (не другого чего), а глав о молитве; и при том не просто возжелал, чтобы они руками на хартии написаны были чернилами, но чтобы водружены были в уме, любовью, и незлобием. Поскольку «вся сугуба, едино противу единаго», по слову премудрого Сираха (Сир 42:25), то не по букве только приими их, но и уразумей духом.
Слово о молитве, разделив на сто пятьдесят три главы, посылаем тебе евангельский оброк...
За бедность глав не брани, как умеющий и «насыщатися и лишатися» (Фил. 4:12). Да, не брани, помня, что Господь не отверг и двух лепт вдовицы, но принял их благосклоннее, чем богатые вклады многих других. Но паче, умея хранить в отношении к искренним братиям своим благорасположение и любовь, молись о немоществующем, чтоб он стал здрав, и взяв одр свой начал ходить, благодатию Христовою. Аминь.
153 главы о молитве |
1) Если бы кто захотел приготовить благовонный фимиам, то ему надобно по закону сложить по ровной части «ливана чистаго, кассии, ониха и стакти» (Исх. 30:34). Это – четверица добродетелей. Когда они все сполна бывают присущи в душе и в равной силе, тогда не будет предан ум (изменнически, разумеется, каким либо внутренним предателем).
2) Душа, очистившись полнотою добродетелей (тем, что становится полною добродетелей), поставляет ум в состояние безмятежия, соделывая его способным принять устроение, какое требуется (в молитве).
3) Молитва есть беседа ума к Богу. Какое же нужно устроение уму, чтобы он мог неуклонно вознестись к своему Владыке, и беседовать с Ним, без всякого посредника? (славянское: ничесому же посреде сущу, – может быть, лучше).
4) Если Моисею, когда он пытался приблизиться к наземной купине горящей, возбранено было это, пока не иззует «сапоги от ног» (Исх. 3:5), – то как же тебе не отрешить от себя всякое страстное помышление, когда желаешь видеть Того, Кто выше всякого чувства и помышления, и быть Ему собеседником?
5) Прежде всего, молись о даровании тебе слез, чтобы плачем умягчить сущую в душе жесткость и исповедав на себя «беззаконие Господеви» (Пс. 31:5), получить от него оставление грехов.
6) Употребляй слезы, как орудие к получению всякого прошения. Ибо очень радуется о тебе Владыка, когда ты молишься со слезами.
7) Когда во время молитвы своей проливаешь источники слез, никак не возносись тем сам в себе, как будто ты выше других. Это помощь тебе привлекла молитва твоя, чтобы ты охотнее и искреннее исповедал грехи свои и со слезами умилостивил Владыку. Не обращай же в страсть средства против страстей, чтобы еще более не прогневить Даровавшего тебе благодать сию (т. е. слезы).
8) Многие из проливавших слезы о грехах, забыв цель слез вознеистовствовали и совратились (с пути правого; не о сумашествии речь, а о крайнем возгордении).
9) Стой притрудно и молись благотонно (благоумно, или благонастроенно), отрывая приражения житейских попечений и всяких помыслов; ибо они возмущают и тревожат тебя, чтобы расстроить тон твой (доброе настроение).
10) Когда демоны увидят, что кто либо имеет усердие и ревность молиться, как должно, то (не во время молитвы) влагают ему мысли о чем либо будто нужном (и отходят), а спустя немного опять возбуждают воспоминание о том, подвигая и ум на взыскание того, (если вопрос – на решение, если вещь – на приобретение): и он не находя искомого, (решения вопроса, или способа приобретения вещи), досадует и скорбит. Потом когда станет на молитву (этот усердный ревнитель молитвы), они напоминают ему о чем он помышлял и чего доискивался, чтоб ум, подвигшись опять к узнанию (не решенного прежде) сделал молитву (молящегося) бесплодною.
11) Подвизайся ум свой во время молитвы устроевать глухим и немым, и будешь иметь возможность молиться, (как должно).
12) Когда сретит тебя искушение, или раздражит чье либо прекословие, – так что ты или на гнев подвигнешься против того, кто все поперечил тебе, или даже на то, чтоб произнести какое неподобное слово: тогда вспомни о молитве, и о суде во время ее (над тобою в совести пред лицом Бога), – и тотчас укротится в тебе бесчинное движение.
13) Что ни сделаешь ты в отмщение брату, онеправдовавшему тебя, все то в соблазн будет тебе (смущать будет тебя) во время молитвы.
14) Молитва есть произрастение кротости и безгневия.
15) Молитва есть проявление (исторжение, проторжение) радости и благодарения.
16) Молитва есть врачевство печали и уныния.
17) «Иди, продаждь имение твое и даждь нищим» (Мф. 19:21), и взяв крест отвергнись себя (Мф. 16:24), чтоб можно тебе было молиться без развлечения.
18) Если хочешь молиться похвальною молитвою, отвергайся себя ежечасно, и крайние озлобления терпя любомудрствуй о молитве.
19) Если будешь любомудрствовать о молитве, какую бы ни пришлось тебе претерпевать прискорбность; то плод сего обретешь во время молитвы.
20) Если желаешь молиться, как должно, не печаль души (печалями века сего); иначе всуе течение твое (или труд твой).
21) «Остави... дар твой, – говорит Господь, – пред олтарем и шед прежде смирися с братом твоимъ» (Мф. 5:24), – и тогда пришедши, станешь молиться без смущения; ибо злопамятство наводит мрак на владычественный ум молящегося и тьмою окружает молитвы его.
22) Собирающие в себе печали (века сего) и злопамятные помыслы, и держащие (в этом состоянии) молитву, походят на тех, которые черпают воду и вливают ее в дырявую бочку.
23) Если ты терпелив, то всегда будешь молиться с радостью.
24) Когда молишься, как должно, могут встретиться тебе какие либо дела, за которые покажется тебе праведным погневаться на ближнего. Но нет гнева на ближнего, который был бы праведен. И если поищешь, то найдешь, что можно и без гнева дело устроить хорошо. Потому всячески ухитряйся, чтобы не подвигнуться на гнев.
25) Смотри, как бы, думая уврачевать другого, самому не остаться не исцеленным, и не пресечь молитвы своей.
26) Обуздывая гнев (на ближнего), обретешь и себе пощаду, -покажешь себя благоразумным, и будешь в числе истинно молящихся.
27) Кто вооружается против гнева, тот никогда не потерпит поражения от похоти: ибо она дает пищу гневу, а этот возмущает умное око и расстраивает молитвенное состояние.
28) Молясь, не ограничивайся одними внешними молитвенными положениями, но вводи ум свой в чувство духовной молитвы, с великим страхом.
29) Иногда, лишь станешь на молитву, тотчас начнешь молиться хорошо; а иногда и много потрудившись, не получишь этого – желаемого, чтоб ты еще усерднее взыскал того, и получив имел молитву совершенно исправною, безопасною от окрадения.
30) Когда приблизится к нам Ангел, тотчас удаляются все стужающие нам (демоны); ум находится тогда в великой отраде, и молится здраво. А иногда во время належания обычной брани, ум бьется борясь, и не дается ему возникнуть (к благомыслию и благочувствию). Это за то, что он прежде окачествовался разными страстями. Впрочем, если побольше поищет, найдет, и если не поленится толкать, отверзется ему.
31) Не молись, да будет по желаниям твоим; ибо они не во всем бывают согласны с волею Божиею. Но лучше молись, как научен, говоря: «да будет на мне воля Твоя» (Мф. 6:10). И во всяком деле так проси Его да будет воля Его: ибо Он всегда желает доброго и полезного душе твоей, а ты не всегда этого взыскиваешь.
32) Много раз, молясь, просил я, да будет мне, что казалось благом для меня, и настаивал на прошении, неразумно нудя волю Божию, а не предоставляя Богу, устроить лучше то, что Он ведает полезным для меня. Но получив (просимое) бывал потом в большой скорби, и именно за то, что не просил, – да будет лучше по воле Божией; ибо дело оказывалось для меня не таким, как я думал.
33) Что благо кроме Бога? Предадим же Ему все, касающееся нас, и благо нам будет: ибо Благий конечно есть и благих даров Податель.
34) Не скорби, не получая тотчас от Бога того, о чем просишь. Он хочет доставить тебе большее благодеяние, заставляя тебя чрез то наиболее с терпением предстоять Ему в молитве. Ибо что выше, как простирать беседу к Богу, и объятым быть сопребыванием с Ним.
35) Нерассеянная молитва есть высшее умение ума (верх разумной деятельности ума).
36) Молитва есть восхождение ума к Богу.
37) Если сильно желаешь преуспеть в молитве (если вожделенна для тебя молитва настоящая); отрекись от всего, да все наследуешь.
38) Молись, во-первых, о том, чтоб очиститься от страстей, во-вторых о том, чтоб избавиться от неведения и забвения, и в-третьих о том, чтоб избавленным быть от всякого искушения и оставления.
39) Ищи в молитве своей только правды и Царствия, т. е. добродетели и ведения, и прочее все приложится тебе (Мф. 6:33).
40) Праведно – не только о своем очищении молиться, но и об очищении всякого соплеменника, в подражание Ангельскому образу (молитвы).
41) Смотри, истинно ли Богу предстоишь ты в молитве своей, или препобеждаешься желанием человеческой похвалы и ее уловить стараешься, прикрывая (это недоброе намерение) благовидным молитвенным положением.
42) С братиею ли молишься, или наедине, подвизайся стоять на молитве не с тем, чтоб только отбыть обычное правило, но чтоб помолиться в чувстве.
43) Эта молитва в чувстве есть внимание (к Богу и словам молитв) с благоговением, сокрушением и болезнованием души при исповедании прегрешений с неявными воздыханиями.
44) Если ум твой еще окрадается во время молитвы, то он молится не как монах, но еще мирянин есть, украшающий внешнюю скинию.
45) Когда молишься, всеми силами храни память свою, чтоб она не предлагала тебе своего; и всячески подвизайся к разумному предстоянию (с сознанием кому и для чего предстоишь). Во время молитвы ум обыкновенно очень окрадается памятью (приходят на память вещи, лица, события, и увлекают в себе внимание ума).
46) Во время молитвы память приводит на мысль или воображения давних вещей, или новые заботы, или лице оскорбившего тебя.
47) Демон очень завидует человеку молящемуся и всячески ухитряется уклонить его от намерения его: поэтому не перестает возбуждать посредством памяти помыслы о разных вещах и посредством плоти приводить в движение все страсти, чтоб только помешать как-нибудь прекрасному его шествию (т. е. труду молитвенному), и к Богу преселению (восхождению вниманием).
48) Когда вселукавый демон, при всех своих проделках, не успеет воспрепятствовать молитве рачительного (молитвенника); тогда немного послабляет (свои нападки), но за то потом, когда кончит он молитву, отмщает ему. Ибо или воспламенив его гневом, уничтожает то прекрасное настроение, которое приобретается молитвою, или раздражив какую бессловесную сласть (позывы к чувственным удовольстиям), посмевается над умом.
49) Помолившись, как должно, ожидай, что не должно, и стой мужественно охраняя плод свой. На это с самого начала ты поставлен, – т. е. чтоб «делати и хранити» (Быт. 2:15). Поэтому сделав (совершив как должно молитву), не оставляй без охраны того, что стяжал трудом. Иначе никакой не будет тебе пользы от молитвы.
50) Вся, непрестанно ведомая между нами и нечистыми демонами брань, не из-за чего другого бывает, как из-за духовной молитвы; ибо она очень им противоборственна и не сносна, а нам спасительна и благоприятна.
51) Для чего демонам хочется возбуждать в нас (своим воздействием) чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, злопамятство и прочие страсти? Для того, чтоб ум, одебелев от них, не мог молиться, как должно: ибо страсти бессловесной нашей части, взяв силу, не позволяют уму действовать словесно (как требуется от разумного).
52) Добродетели проходим мы, потому что они требуются природою; природе покорствуем ради осуществовавшего ее Слова-Бога. Слово же сие является (в сознании нашем печатлеется) обыкновенно в молитвенном состоянии (темен параграф).
53) Молитвенное состояние есть бесстрастное устроение, крайнейшею любовью восхищающее на мысленную высоту любомудрствующий ум.
54) Не только над гневом и похотью надо властвовать тому, кто хочет истинно молиться, но быть чуждым и всякого страстного помышления.
55) Кто любит Бога, тот всегда беседует с Ним как бы с Отцом, отвращаясь от всякого страстного помышления.
56) Не всякий улучивший (минуту) бесстрастия, уже и молится истинно; ибо такой может еще занят быть простыми представлениями (вещей без страстных при том движений) и развлекаться историями их (может быть картинами их и разными их сочетаниями), – и далеко отстоят от Бога. (Страстных движений нет, но ум мечтает).
57) Но и когда ум не коснеет в простых помышлениях о вещах, не значит еще, что он достиг уже места молитвы: ибо он может быть занят (философским) умозрением о сих вещах и углубляться в причинные их отношения. Хотя все сие суть отвлеченности, но как они суть умозрения о вещах, то печатлеют в уме образы их, – и далеко отводят его от Бога. (Страсти не в движении, но ум философствует, а не молится. Состояние ученых).
58) Пусть ум будет выше и умозрения о вещественной природе, не следует еще, что он узрел уже настоящее место Божие: ибо он может быть занят познанием мысленных тварей (Ангельского мира), и пестриться ими (быть полным разнообразных о них мыслей).
59) Если хочешь молиться (как следует), то потребен тебе Бог, дающий молитву молящемуся. Его и призывай в молитве, говоря: «да святится имя Твое, да приидет царствие Твое» (Мф. 6:9, 10), т. е. Дух Святый и Единородный Сын Твой. Ибо так научил сам Господь, говоря, что Отцу кланяться должно «духом и истиною» (Ин. 4:24).
60) Молящийся в духе и истине, не от тварей заимствует мысли к величанию Творца, но из Него Самого почерпает созерцания к воспеванию Его.
61) Если ты богослов, то будешь молиться истинно; и если истинно молишься то ты богослов.
62) Когда ум твой, пламенея желанием к Богу, мало помалу, как бы отрешается от плоти, и отвращается от всех помышлений, исходящих от чувственных впечатлений, или из памяти, будучи вместе с тем полон благоговения и радости, тогда заключай, что он приблизился к пределам молитвы.
63) Св. Дух, сострадая к нашей немощи, посещает нас, и когда бываем мы еще нечисты; и если только найдет ум наш искренно ему молящимся, находит на него, и разгоняет всю окружающую его толпу помыслов или представлений (делает, что она исчезает), а в нем возбуждает любовь к духовной молитве.
64) Иные чрез воздействие на тело внедряют в ум помыслы, или понятия и умозрения; а Господь действует противным тому образом. Наитствуя самый ум, влагает ему ведение, о чем Ему угодно: а посредством ума укрощает и невоздержание тела.
65) Достоин всякого порицания тот, кто, любя истинную молитву, гневается или злопамятствует: ибо он похож на того, кто желает остро видеть, а между тем запорашивает свои глаза.
66) Если желаешь молиться, как должно, не делай ничего противного (враждебного) молитве, чтоб Бог, приблизившись, сшествовал тебе.
67) Когда молишься, не придавай божеству какого либо облика, и не попускай, чтоб в уме твоем был печатлеем какой либо образ, но невещественно приступи к Невещественному, и войдешь в общение с Ним.
68) Берегись сетей вражеских: ибо бывает, что, когда молишься чисто и безмятежно, вдруг предстанет тебе какой-нибудь образ странный и чуждый. Это делают враги за тем, чтоб ввесть тебя в самомнение, внушив мысль, что тут божество (явилось тебе); а далее и за тем, чтоб ты подумал, что подобно этому, внезапно явившемуся тебе, и божество количественно (занимает место, протяженно, имеет части). А Божество ни количественности, ни образа не имеет.
69) Когда завистливый демон не успеет привести в движение память, тогда воздействует на кровь и соки, чтоб чрез них привести в уме воображение чего-либо чуждого и наполнить его образами. А он, имея навык вращаться в помышлениях, удобно увлекается тем, и, стремясь к созерцанию Невещественного и Безвидного, обманывается, принимая дым вместо света.
70) Стой на страже своей, и храни ум (свободным) от помышлений во время молитвы, чтоб исполнить свое прошение, пребывая во внутренней тишине. Тогда «Состраждущий невежствующим» (Евр. 5:2) посетит и тебя, и ты приимешь преславный дар молитвы.
71) Невозможно тебе молиться чисто, если запутан ты в вещественные дела, и волнуем непрестанными попечениями: ибо молитва есть (требует) отложение помышлений.
72) Связанный не может бежать, а ум, рабствующий какой либо страсти, видеть место духовной молитвы; влается он и носится страстным помышлением, и не может установиться на одном непоколеблемо.
73) Когда ум начинает наконец молиться чисто и бесстрастно, тогда демоны наступают на него уже не от шуиих, а от десных: представляют явление будто славы Божией, и какое либо видение чувству приятное, так что ему покажется, будто он совершенно достиг уже цели молитвы. Это, как сказал один знающий дело муж Евагрий в книге: γνωςιχος. -(Филологическое объяснение сего опускается), бывает от страсти тщеславия.
74) Думаю, что демон подвигает страсть тщеславия на помысл (мечтание), и в тоже время представляет какое либо призрачное видение, которое ум легкомысленно принимает за явление Божества (Перифраз – темно). Так как его не тревожат плотские нечистые страсти, а он чисто предстоит (в молитве), то ему никак не думается, чтоб тут было какое либо вражеское действие, и он уверяется, что это есть точно Божественное явление, тогда как оно произошло от демона.
75) Ангел Божий, представ, одним словом прекращает в нас вражеское действие, и настраивает ум действовать, неподвергаясь прельщению.
76) Сказанное в Апокалипсисе об Ангеле, приносящим фимиам, «да даст молитвам святых» (Апок. 8:3), думаю, указывает на сию благодать, чрез Ангела воздействующую, которая сообщает (умение истинно молиться; так что ум наконец стоит на молитве) без смятения мыслей, уныния и малодушия.
77) Фиалы с фимиамами суть «молитвы святых», кои приносили «двадесять четыре старца» (Апок. 5:8). Под фиалом должно разуметь содружение с Богом, или совершенную и духовную любовь, в коей молитва действуется духом и истиною.
78) Когда подумаешь, что во время молитвы твоей нет тебе нужды плакать о грехах, тогда посмотри, сколь далеко отстоишь ты от Бога, будучи обязан всегда пребывать в Нем, – и прольешь теплейшие слезы.
79) Истинно так, – сознав меру свою (бедность и ничтожество), в сладость поплачешь, окаевая себя подобно Исаии, – как будучи нечист, и «нечисты устне имый», и живя среди такого народа (нечистых и заботливых помыслов), дерзаешь предстоять Господу Саваофу (Ис. 6:5).
80) Если молишься истинно, то получишь во многом полное удостоверение и Ангелы соберутся к тебе, как и к Даниилу, и просветят тебя ведением причин, почему что бывает.
81) Ведай, что св. Ангелы настраивают нас на молитву, стоят с нами радуясь и вместе молясь о нас. И так, если не радим и принимаем противные помыслы, то тем крайне прогневляем их; ибо тогда, как они столько подвизаются за нас, мы о самих себе не хотим умолять Бога, но, пренебрегая своим служением и их, Бога и Владыку оставляя, ведем беседу с нечистыми бесами.
82) Молись мирно и безмятежно, пой разумно и стройно и будешь как птенец орлий, поднимающийся на высоту.
83) Псалмопение усыпляет страсти и укрощает позывы телесной невоздержаности; а молитва настраивает ум к свойственному ему умному деланию.
84) Молитва есть приличная достоинству ума деятельность, или лучшее и настоящее его употребление.
85) Псалмопение есть образ многоразличной премудрости; а молитва предначатие невещественного и многоразличного ведения.
86) Ведение есть дело прекрасное; ибо оно содействует молитве, мысленную силу ума пробуждая к созерцанию Божественного ведения.
87) Если не получил еще ты дара молитвы или псалмопения, то проси неотступно, и получишь.
88) «Глагола же (Господь) и притчу к ним, како подобает... молитися и не стужати [си]» (Лк. 18:1). Поэтому – не горюй и не унывай, что еще не получил; ибо после получишь. – К притче приложил Господь и сие: «аще и Бога не боюся, и человек не срамляюся: но занеже творит ми труды жена сия, отмщу ея» (Лк. 18:4, 5). Так и «Бог... сотворит отмщение... вопиющих к Нему день и нощь... вскоре» (Лк. 18:7, 8). Благодушествуй же, с трудолюбивым терпением пребывая во святой молитве.
89) Не желай, чтоб то, что касается тебя, было, как тебе кажется (лучше), но как Богу угодно; и будешь безмятежен и благодарен в молитве своей.
90) Хотя бы уже и с Богом, по-видимому, был ты, берегись демона блуда; ибо он очень обольстителен и коварен, и всячески усиливается превозмочь бдительность и трезвение ума, чтоб отвлечь его от Бога, даже когда он предстоит Ему с благоговением и страхом.
91) Если радеешь о молитве, то приготовься к бесовским навождениям: ибо как дикие звери найдут они на тебя, и озлобят все тело твое (изъязвят).
92) Приготовься, как опытный борец, – не колебаться, хотя бы внезапно увидел ты какое привидение, не смущаться, хотя бы обращен был на тебя меч, или пламенник устремлен тебе в лице, не падать духом (не робеть), хотя бы представился тебе зрак (рожа) какой безобразный и кровавый. Стой тогда, исповедуя доброе исповедание, и смело взирай на врагов своих.
93) Кто переносит печальное, тот сподобится и радостного; и кто претерпевает неприятное, тот не будет лишен части и в приятном.
94) Смотри, да не обольстят тебя лукавые бесы каким либо видением. Если случится что подобное, то, пребывая в себе собранным, обратись к молитве, и проси Бога, чтоб, если это от Него (на вразумление), Он Сам просветил тебя, а если нет, то чтоб поскорее отогнал от тебя прелестника. И дерзай: ибо не постоят псы, когда ты притечешь к Богу теплым молением, но тотчас невидимо и незримо биемы будучи Божиею силою, далеко от тебя разбегутся.
95) Надлежит знать тебе и следующее коварство демонов. Иногда они разделяют себя на группы. Одни приходят с соблазном. И когда ты взыщешь помощи, входят другие в ангельских образах, и прогоняют первых, чтоб прельстился ты мнением, что они настоящие ангелы и впал бы в самомнение, что удостоен того.
96) Постарайся быть, сколько можно, больше смиренномудрым и мужественным, – и вражеское покушение демонов не коснется души твоей и бич их не приблизится к телу твоему. «Ангелом своим заповест о тебе (Господь), сохранити тя» (Пс. 90:11); и они незримо отразят от тебя всякое вражеское действо.
97) Хотя и шум, и топот, и вопли, и удары услышит старающийся держать чистую молитву, но не ниспадет помыслом и не предаст его, говоря к Богу: «не убоюся зла, яко Ты со мною еси» (Пс. 22:4), и тому подобное.
98) Во время таких искушений обращайся к молитве, и молись немногословною молитвою, но напряженно.
99) Если демоны станут угрожать тебе, что внезапно явятся в воздухе, чтоб изумить тебя и похитить ум твой, не бойся их, и совсем не заботься о такой угрозе их. Это они стращают тебя, пытая, ставишь ли ты их во что-либо, или совсем презрел уже их.
100) Если Богу Вседержителю, Творцу и Промыслителю всяческих предстал ты в молитве, то для чего так неразумно предстоишь Ему, что, оставя страх Его непреоборимый, боишься мух и комаров? Или не слышишь, что говорит (Пророк): «Господа Бога твоего да убоишися» (Втор. 10:20); и еще: «Егоже вся боятся, и трепещут от лица силы Его», и прочее (2Пар. 36:23, молитва Манас.).
101) Как хлеб служит пищею телу, а добродетель душе: так духовная молитва есть пища ума.
102) Не фарисейски, а мытарски молись в священном месте молитвы, чтоб и тебе быть оправданным от Господа.
103) Подвизайся никого не проклинать в молитве своей, чтоб не разрушать, что созидаешь, делая омерзительною (пред Богом) молитву свою.
104) Должник «тьмою талантов» да научит тебя, что если не оставишь ты (долга) должнику своему, то и сам не получишь оставления (своего долга); ибо сказано: «предаде Его мучителям» (Мф. 18:24, 34).
105) Отложи в сторону телесные потребности во время молитвенного предстояния твоего (Богу), чтоб укушение блохи, комара или мухи, не лишило тебя величайшего приобретения, доставляемого молитвою.
106) Дошло до нас, что одному святому, когда он становился на молитву, столько противоборствовал лукавый, что лишь только тот воздевал руки, как этот, преобразясь во льва, поднимал вверх передние ноги и, вонзив когти свои в бока подвижника, не отступал, пока тот не опускал рук. Но он никогда не опускал их, пока не доканчивал обычных своих молитв.
107) Таков же, как знаем, был и безмолвствовавший во рве, Иоанн малый, или лучше сказать, величайший монах, который неподвижным пребыл в сопребывании с Богом, когда демон в виде дракона обвился вокруг него, грыз плоть его и изрыгал ее в лице ему.
108) Читал ты конечно жития тавеннисиотских иноков, где говорится, что когда Авва Феодор говорил слово братиям, две ехидны подползли к ногам его, а он ни мало не смутясь, изогнул ступни как бы сводом, и пустив под них ехидн, продолжал слово до конца; и тогда уже показал их братьям, рассказав это дело.
109) Читали мы еще о другом духовном брате, что когда он молился, ехидна, подползши, коснулась ноги его; но он не прежде опустил руки, как совершив обычную молитву. И никакого вреда не потерпел сей, возлюбивший Бога паче себя.
110) Чтоб не влачилось туда и сюда око твое (око ума-сознание) во время молитвы, отвергнись тела и души и живи умом (духом).
111) Другому некоему святому, крепкому молитвеннику, безмолвствовавшему в пустыне, явились демоны, и в продолжении двух недель играли им, как мячиком, бросая вверх и подхватывая на рогожу; однако же нисколько не могли низвести ум его от пламенной молитвы.
112) Иному еще боголюбивому иноку, когда он творил умную молитву, ходя по пустыне, предстали два ангела и пошли вместе с ним, имея его в средине. Но он ни на минуту не обратился к ним вниманием, чтоб не потерпеть ущерба в лучшем; ибо помнил изречение Апостола, который говорит: «ни ангели, ни начала, ниже силы... возмогут нас разлучити от любве Христовы» (Рим. 8:38, 39).
113) Инок молитвою делается равноангельным, вожделевая видеть «лице Отца, Иже на небесех».
114) Совсем не желай и не ищи того, чтоб во время молитвы увидеть тебе какой-либо лик, или образ.
115) Не желай видеть чувственно Ангелов или Силы, или Христа, чтоб с ума не сойти, приняв волка за пастыря и поклонившись враждебным демонам.
116) Начало прельщения ума – тщеславие, коим движим будучи ум, покушается описать божество в каком-либо образе или зраке.
117) Я свое буду говорить, – что сказал и новоначальным: блажен ум, который во время молитвы хранит совершенное безвидие.
118) Блажен ум, который, молясь без развлечения, восприемлет все большую и большую любовь к Богу.
119) Блажен ум, который во время молитвы бывает невеществен и нестяжателен.
120) Блажен ум, который во время молитвы держит совершенное отрешение от чувственного.
121) Блажен инок, который всякого человека почитает как бы богом после Бога.
122) Блажен инок, который взирает на спасение и преуспеяние всех с радостью, как на свое собственное.
123) Блажен инок, почитающий себя отребием всех.
124) Монах тот, кто, от всех отделясь, со всеми состоит в согласии.
125) Монах тот, кто почитает себя единым со всеми (что он одно с ними), потому что в каждом думает видеть себя самого вполне.
126) Тот молитву совершает, кто всегда всякое первомыслие свое плодоносит Богу (всякое дело и начинание во славу Божию обращает и благословение на то просит у Бога).
127) Всякой лжи и всякой клятвы (уверения с клятвою) избегай, как монах, сильно желающий молиться (преуспения в молитве); иначе напрасно принимаешь несвойственный тебе вид (монаха или молящегося).
128) Если желаешь молиться в духе, ничего не воспринимай плотского, и не будешь иметь облака, мрак простирающего пред тобою во время молитвы.
129) Вверь Богу телесные потребности, и явно будет, что ты Ему же вверяешь и духовные.
130) Если сподобишься приять обетования, то будешь царствовать. Итак, взирая на оные, не следует ли тебе переносить с удовольствием настоящую скудость?
131) Не отбивайся от нищеты и прискорбности (жизни) – сих крыльев легкой молитвы.
132) Телесные добродетели да будут тебе залогом и проводниками к душевным, а душевные – к духовным, а эти – к невещественному и существенному ведению.
133) Если, молясь против какого помысла, заметишь, что он скоро и легко утих, то рассмотри, от чего это сделалось, чтобы не попасть в засаду, и обманувшись, не сделаться предателем себе самому.
134) Бывает, что иногда демоны, вложив тебе какие-нибудь помыслы, сами же побуждают против них, или воспротиворечить им, – и тотчас отбегают (и с помыслами); чтоб впал ты в прелесть, возомнив, что начал уже побеждать помыслы и устрашать демонов.
135) Если молишься против какой либо страсти, или какого демона, стужающего тебе, вспомни слова Псалмопевца: «Пожену враги моя, и постигну я, и не возвращуся, дóндеже скончаются: оскорблю их, и не возмогут стати, падут под ногама моима», и так далее (Пс. 17:38, 39). Но скажи это благовременно, вооружая себя против сопротивоборцев смиренномудрием.
136) Не думай стяжать добродетель, не боровшись прежде за нее до крови. Надлежит по Божественному Апостолу, до смерти стоять против греха, подвизаясь, чтоб сохраниться непорочными (Евр. 12:4).
137) Бывает, что сделав пользу одному, потерпишь вред от другого (по козням вражеским), чтоб встретив напраслину, сказал ты, или сделал что либо неуместное, и, таким образом, зле расточил, что добре собрал. Та и цель у лукавых демонов. Потому надобно разумно внимать себе.
138) Демонские на тебя нападения принимай (мужественно), заботясь о том, как бы избавиться от порабощения им.
139) Ночью лукавые бесы сами домогаются смутить духовного учителя; а днем – чрез людей, окружая его (неприятными) случайностями, клеветами и опасностями.
140) Не отказывайся (терпеть) этих сукновалов. Пусть они бьют, топчут ногами, растягивают, держат в жару; но чрез это одежда твоя бывает прекрасною.
141) Пока не отрешился ты совершенно от страстей и ум твой еще обнаруживает сопротивления добродетели и истине, до тех пор не обретешь ты благовонного фимиама в недре своем.
142) Желаешь ли молиться (как должно)? Преселяясь от здешнего, имей всегда жительство на небесах, не на словах только, но ангельскою деятельностью и божественнейшим ведением.
143) Если только при затруднениях в своей деятельности (при неуспехе в добром, при опасности впасть в грех, при действительных погрешностях), вспоминаешь ты о Судие, как он страшен и неумытен: то не научился еще ты «работать Господеви со страхом, и радоваться Ему с трепетом» (Пс. 2:11). Знай, что при духовных отрадах и утешениях (насыщениях) еще более надлежит служить Ему со страхом и благоговеинством.
144) Настоящим образом знает дело тот, кто не оставляет скорбной памяти о грехах своих и о праведном за них мучении в вечном огне, – прежде совершенного покаяния.
145) Одержимый грехами, Бога прогневляющими и бесстыдно дерзающий простираться к познанию божественных вещей, или привходить (тайком пробираться и протесняться) к невещественной молитве, – да приимет Апостольское запрещение. Такому не безопасно молиться с обнаженною и не покровенною головою. Таковая душа, скажем словом Апостола, «должна есть власть имети на главе Ангел предстоящих ради" (1Кор. 11:10), облекшись стыдом и подобающим смиренномудрием.
146) Как больному глазами не принесет пользы (а вред), если он в самый полдень, при сильнейшем свете, напряженно станет смотреть на солнце, так уму страстному и нечистому, не принесет пользы напряжение или принаровление себя к страшной и преестественной молитве в духе и истине; напротив к негодованию на себя подвигнет он Божество.
147) Если пришедшего к алтарю с даром не приемлет Неимеющий ни в чем нужды и Нелицеприятный, пока он не примирится с скорбящим на него ближним (Мф. 5:23); то смотри, какое нужно охранение себя и какая рассудительность, чтоб принести благоприятный Богу фимиам на алтаре мысленном.
148) Не будь словолюбив, ни славолюбив; в противном случае явно будет, что уже не на хребте, а на лице твоем делают грешницы (Пс. 128:3). И будешь ты посмешищем для них во время молитвы, влекомый и прельщаемый от них на безместные помыслы.
149) Внимание, ищущее молитвы, молитву обретет. За вниманием, не другое что лучшее следует, а молитва, о которой и надобно возыметь всякое попечение.
150) Как зрение лучше всех чувств, так молитва Божественнее всех добродетелей.
151) Похвала молитвы – не просто количество, но качество. Это показывают вшедшие «в церковь помолитися» (Лк. 18:10), и следующее слово: «вы же молящеся не лишше глаголите», и прочее (Мф. 6:7).
152) Пока внимаешь ты угождению тела и занят бываешь тем, что приятно для сей сени твоей, дотоле (знай, что) не узрел еще ты места молитвы, но далеко еще от тебя блаженный путь ее.
153) Когда стоя на молитве, будешь выше всякой другой радости; тогда (знай, что) истинно обрел ты молитву.