Источник

XXXIV. Молитва

«И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне» (Мф. 6:5–6).

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7:7–8; Лк. 11:9–10).

«Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18:19).

«Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26:41).

«Бодрствуйте на всякое время и молитесь» (Лк. 21:36).

«Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Мк. 11:25).

«Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю» (Ин. 14:13).

«Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах» (1Пет. 4:7).

«Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1Фес. 5:17–18).

«Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1Тим. 2:8).

«Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое. Вонми гласу моления моего» (Пс. 5:2–3).

«Господи, да не яростию твоею обличиши мене, ниже гневом твоим накажеши мене. Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь: исцели мя, Господи, яко смятошася кости моя, и душа моя смятеся зело» (Пс. 6:2–4).

«Услыши молитву мою, Господи, и моление мое внуши, слез моих не премолчи» (Пс. 38:13).

«Принеси Богу жертву хвалы и воздай вышнему молитвы твои» (Пс. 49:14).

«Да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою» (Пс. 140:2).

«Сей нищий воззвал, и Господь услышал его, и от всех скорбей его спас его» (Пс. 33:7).

«Услыши, Боже, моление мое, вонми молитве моей: от конец земли к тебе воззвах, внегда уны сердце мое» (Пс. 60:2–3).

«Помилуй мя, Господи, яко к тебе воззову весь день. Возвесели душу раба твоего: яко к тебе взях душу мою» (Пс. 85:3–4).

«Господи Боже спасения моего, во дни воззвах и в нощи пред тобою: да внидет пред тя молитва моя» (Пс. 87:2–3).

«Воззвах к тебе, Господи, весь день, воздех к тебе руце мои» (Пс. 87:10).

«И аз к тебе, Господи, воззвах, и утро молитва моя предварит тя» (Пс. 87:14).

«Из глубины воззвах к тебе, Господи: Господи, услыши глас мой, да будут уши твои внемлюще гласу моления моего» (Пс. 129:1–2).

«Воздех к тебе руце мои: душа моя, яко земля безводная тебе» (Пс. 142:6).

«Очи мои я возвел к Тебе, живущему на небе. Вот, как очи рабов обращены на руки господ их, как очи рабыни обращены на руки госпожи ее, так очи наши – к Господу Богу нашему, доколе Он помилует нас. Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо много насыщены мы уничижением, премного насыщена душа наша презрением от благоденствующих и уничижением от гордых» (Пс. 122:1–4).

Святой Златоуст об этом

Молитва должна происходить от внутренности сердечной (Слово 5 о непостижимом Божественном естестве).

Сила молитвы силу огня угасила, львов свирепость укротила, брань усмирила, демонов прогнала, небо отверзла, и прочее (Слово 5 о непостижимом Божественном естестве).

Молитва многих большую силу имеет, чем молитва одного (Слово 3 о непостижимом Божественном естестве).

Нет ничего сильнее молитвы (Слово 8 против аномеев).

Ничто так входа к нам дьяволу не затворяет, как молитва и частое прошение (Слово 4 о непостижимом Божественном естестве).

Молитва – это пристанище обуреваемых, мятущимся якорь, колеблющимся жезл, убогим сокровище, богатым безопасность, болезней врачевство, здравия страж (Слово 8 против аномеев).

Трезвым и бодрственным умом надлежит молиться (Катех. 2).

Молитвой грехи очищаются (Беседа 3 о покаянии).

Невозможно тому быть, чтобы без молитвы жизнь добродетельная была (Слово 1 о молитве).

Должна быть молитва от благого сердца, а не от великого шума (Слово о прав. Аврааме).

Тот пред лицом Божиим молится, кто молится целым умом (Катех. 2).

Рассуждение о молитве

Прежде молитвы требуется:

Первое. Ни на кого не гневаться, не злиться, но всякую обиду оставить, чтобы и нам самим Бог оставил грехи. «Остави нам долги наш и, якоже и мы оставляем должником нашим... если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:12, 15).

Второе. Примириться с тем, кого обидели словом или делом. «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23–24).

Во время молитвы требуется:

Первое: смирение, как земля и пепел, к тому же и грешные, величеству Божию предстоим и молим Его. Смирения знаки: головы преклонение, коленопреклонение, на землю себя повержение, в перси биение и прочее. И эти знаки особенно на уединенной молитве показывать.

Второе: надежда, что Бог, как вездесущий, молитву нашу слышит; как всемогущий, может все дать; как преблагой и милосердый Отец всех, хочет все дать, что нам нужно и полезно и воли Его святой не противно.

Третье: усердие сердечное или горячность. «Из глубины воззвах к Тебе, Господи: Господи, услыши глас мой» (Пс. 129:1–2).

Причины, побуждающие к молитве

Первая. Бог сам призывает, побуждает, увещевает к молитве. «Просите, ищите, стучите», – говорит Христос.

Вторая. Бог обещает молитву верного услышать. «Просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: стучите, и откроется вам», и прочее, – говорит Христос.

Третья. Достоинство молитвы велико, ибо это собеседование верной души с Богом. Сколь же велико и приятно человеку тленному с Богом великим и бессмертным беседовать!

Четвертая. К Богу всегда подход удобен, открыты двери, только бы «смиренно и сокрушенно» было «сердце» (Пс. 50:19). К царю земному нелегко подойти с прошением, а к Царю Небесному без всякого промедления всегда приходить можем, когда хотим; не надо никого о докладе просить: прямо иди, приступай с надеждой.

Пятая. Бог всех призывает к молитве, никого не исключая, и всех обещает услышать. «Близ Господь всем призывающим его, всем призывающим его во истине» (Пс. 144:18). «Просите, и дано будет вам», и прочее. «Нет лицеприятия у Бога, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2:4). Хочет, чтобы все спаслись, и чтобы все приступали к Нему с молитвою.

Шестая. Молитвой испрашивается благодать Святого Духа, которая помогает в подвиге против греха (Лк. 11:13).

Седьмая. Молитвой вооружаемся против врага нашего дьявола и ею прогоняем его.

Восьмая. Молитвой избавляемся от всяких вредных и смертоносных случаев.

Девятая. Молитвой избавляемся от печали, скорби и получаем утешение душе нашей, ибо молитва печальному, как прохлаждение во время зноя.

Десятая. Без молитвы человек впадает в бесстрашие, заблуждение и крайнее развращение.

Одиннадцатая. Грешнику не должно оставлять молитвы из-за грехов своих. Ибо, если думаешь, что ныне недостоин к Богу с молитвою приступать, то когда достоин будешь? Когда это достоинство будет? Когда себя освятишь, оправдаешь и чем? Откуда святость и правда наша? Христос оправдает. Кто праведен перед Богом? «Все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). Кем Манассия был? Великим грешником. Что же, отвержен ли молящийся? Нет: помолился со смирением и получил милость.

Кто жена, плакавшая при ногах Христовых? Блудница, грешница. Отвержена ли она Христом? Нет. Что же? Услышала сладкий Его глас: «Прощаются грехи её многие... вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк. 7:47, 50).

Недостоинство же твое ничем не может повредить тебе. Одно требуется, чтобы оставил ты прихоти свои и с покаянием к Отцу Небесному прибегнул. «Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим. 5:20). Как малейшая капля воды против океана, так грехи твои в сравнении с непостижимой Христовой благодатью.


Источник: Собрание сочинений святителя Тихона Задонского : [В 5 т.] – Изд. Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, - Москва : Профиздат, 2003. (Святоотеческое наследие) / Т. 1. – 800 с.

Комментарии для сайта Cackle