Источник

СВОБОДА

1. Человек имеет дар свободы

Вы атаковываете свободу: будто все строится так, что хочешь – не хочешь, а делай. Стоит только повнимательнее просмотреть дела свои, хоть в один день или в полдня, и увидишь, что все мы сами делаем, и делаем потому, что так хотим. Кто вас привел на Вышу? Связанным приволок кто или сами решились и приехали? То, что вы называете понуждением, есть побуждение, без которого свободными дела не делаются. Но побуждение не есть необходимость делать, а предложенье дела.

Дело предлагается, душа обсуждает, сделать ли, и решает, делать или нет. Этого решения у души вынудить никто не может. Сама решает. Сюда и Божеская сила не заходит и никаким мановением свободы души не связывает.

Прародители пали. Почему? Нашли, что лучше будто не исполнять заповедь, и нарушили ее. Змий предлагал. Ева рассуждала и нашла, что он не худо предлагает, и по этому своему смышлению решила сорвать плод и вкусить. Решения этого никто не вынуждал.

Тоже и духи пали; конечно, вследствие рассуждения и своеличного решенья, что лучше не слушать Бога, а жить по своему смышлению. Рассудили так и отпали от Бога. Решения этого никто не вынуждал.

Так и всякая душа действует. Побуждений может быть много – и самых сильных, и понудительных, а решенье всегда от воли души зависит. Она может решить и наперекор всем понудительным побуждениям (1, с. 163–164).

Сознавши, таким образом, что свободное решенье – всегда от нас, вы должны положить, что всеведение Божие не имеет на него определяющего влияния (1, с. 165).

Таково падение прародителей и духов. Они свободно пали, хотя Бог предвидел то. Со стороны Божией все сделано, чтобы не пали. Ясно сказано прародителям: «Не ешьте». И последствия указал (1, с. 165).


Источник: Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского. Изд. 2-е. - М., "ДАРЪ", 2008. - 640 с. I8ВN 978-5-485-00165-0

Комментарии для сайта Cackle