Азбука веры Православная библиотека святитель Феофан Затворник Неизданные письма свт. Феофана Затворника к Ивану Дмитриевичу Андрееву

Неизданные письма свт. Феофана Затворника к Ивану Дмитриевичу Андрееву

Источник

Содержание

Вступительная статья Неизданные письма свт. Феофана Затворника к Ивану Дмитриевичу Андрееву 25 января 1887. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву 16 июля 1887. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву Лето 1887. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву 24 января 1888. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву 13 июля 1888. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву 12 сентября 1888. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву 13 октября 1888. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву 3 января 1889. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву 24 января 1889. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву 22 июня 1889. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву 26 сентября 1889. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву 15 октября 1889. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву 27 ноября 1889. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву 23 января 1890. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву 30 января 1890. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву 8 сентября 1891. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву 7 октября 1891. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву 4 декабря 1891. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву 15 апреля 1892. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву Май 1892. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву 21 августа 1892. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву 14 сентября 1892. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву 1 октября 1892. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву 16 ноября 1892. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву 16 ноября 1892. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву 17 ноября 1892. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву 7 декабря 1892. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву 2 февраля 1893. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву 11 июля 1893. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву 15 сентября 1893. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву  

 

Вступительная статья1

Аннотация. Публикуются письма свт. Феофана Затворника И. Д. Андрееву. Иван Дмитриевич Андреев (21 июня 1867, с. Малиново Ливенского уезда Орловской губ. – 28 июня 1927, Ленинград) – правнук старшей сестры свт. Феофана, Любови Васильевны Макриновой (урожд. Говоровой). Историк Церкви, византинист, переводчик. В переписке затронуты вопросы духовного образования, богословия, аскетики. Заслуживает внимания позиция свт. Феофана относительно заимствований, которые делают отечественные авторы у западных богословов. В переписке содержится отзыв свт. Феофана на известные монографии А. П. Лебедева «История святых Вселенских Соборов» и «История Константинопольских Соборов IX века (861–880 гг.)», а также на труд архимандрита, будущего митрополита, Антония Храповицкого «Письма к пастырям о некоторых недоуменных сторонах пастырского делания». В публикуемых письмах Вышенский Затворник касается этих и многих других вопросов.

Иван Дмитриевич Андреев (21 июня 1867, с. Малиново Ливенского уезда Орловской губ. – 28 июня 1927, Ленинград) – правнук старшей сестры свт. Феофана, Любови Васильевны Макриновой (урожд. Говоровой), историк Церкви, византинист, переводчик. Окончил Орловскую духовную семинарию и Московскую духовную академию (1892 г.). С 3 июня 1893 г. – преподаватель философских предметов в Таврической духовной семинарии. С 25 ноября 1895 г. – магистр богословия. Его магистерская диссертация: «Константинопольские патриархи от времени Халкидонского собора до Фотия. Выпуск I-й: Хронология константинопольских патриархов от времени Халкидонского собора до Фотия и очерки жизни и деятельности свв. Анатолия, Геннадия и Иоанна Постника» была удостоена премии митрополита Макария (Булгакова). По отзыву проф. А.П. Лебедева, «...все сочинение г. Андреева представляет плод редкого усердия и трудолюбия и обнаруживает обильный запас церковно-исторических сведений у автора» [2].

С 4 сентября 1895 г. И.Д. Андреев работал в Московской духовной академии, где занимал следующие должности: помощник инспектора, доцент по кафедре новой гражданской истории, экстраординарный профессор, лектор английского языка. С 1899 г. – сотрудник издательства Брокгауза и Ефрона, редактор отдела богословия и церковной истории Нового энциклопедического словаря, где поместил более 250 статей по библеистике, церковной истории и богословию. В 1902 г. был в научной командировке в Константинополе, в Русском археологическом институте; в 1903 г. – во Франции. С 30 ноября 1906 г. – редактор журнала «Богословский вестник». С 10 ноября 1907 г. – исполняющий должность экстраординарного профессора Санкт-Петербургского университета по кафедре истории Церкви, с 17 мая 1910 г. по 26 августа 1911 г. – проректор, с 15 ноября 1916 г. – исполняющий должность ординарного профессора. Читал курс по истории Церкви на Высших женских историко-литературных и юридических курсах. В 1916–1917 гг. – сотрудник журнала «Церковь и жизнь». С 1 октября 1918 г. – профессор по кафедре истории Петроградского университета, в 1919–1920 гг. был заведующим кафедрой общественных наук, 30 сентября 1924 г. освобожден от преподавания в связи с сокращением университетской программы и ликвидацией читаемых курсов. Работал архивистом 2 отделения IV секции Главного архива. В 1925–1927 гг. – профессор Высших богословских курсов в Ленинграде по кафедре апологетики [см.: 2].

В январе 1887 г. Иван Дмитриевич Андреев написал свт. Феофану о своем желании поступить в Московскую духовную академию, лично с Преосвященным он не был знаком. В это время Андреевы (вдова священника села Малинова и ее дети) находились в тяжелом материальном положении. Святитель немедленно отозвался на письмо Ивана – написал ответ юноше и выслал денег и книги (см. письмо еп. Феофана от 25 января 1887 г. к Андрееву И. Д.), а затем через священника села Здоровец, соседнего с селом Малиново, Алексея Степановича Воскресенского, выслал еще деньги. С этого времени началась переписка свт. Феофана с И.Д. Андреевым, не прекращавшаяся до последних дней святителя.

Переписка содержит ценный материал, актуальный с точки зрения затронутых в ней вопросов богословского и аскетического характера.

Заслуживает внимания позиция свт. Феофана относительно заимствований, которые делают отечественные авторы у западных богословов. Святитель отмечает, что у каждой богословской дисциплины есть своя центральная идея: «Есть своя идея Догматики, своя идея Нравственного богословия. Своя идея Литургики, Апологетики, Пастырского руководства и проч. И все они в Православии инаково глядят, чем у немцев».

Особо следует упомянуть об отзыве свт. Феофана на известные монографии А.П. Лебедева «История святых Вселенских Соборов» и «История Константинопольских Соборов IX века (861–880 гг.)» [3, 4]: «Выходит автор из той мысли, что в Церкви школы были, и одна с другою спорили: спорила Антиохийская школа с Александрийскою. В Церкви Божией школ не было2. Было одно учение, апостолами переданное и из рода в род переходившее. Дети учились у отцов и потом передавали своим детям. Это повсюдное учение и было вселенскою истиною. Суемудрие порождалось в среде их и заводили свое учение по своему смышлению. Когда это мудрование бывало не согласно с общим христианским разумением, его отвергали, и суемудров осуждали и изгоняли из Церкви. Не школа со школою спорила, а общая истина отражала и поражала суемудрие. Общее это учение или разумение для всех обязательно и в нем одном истина. Ваш Лебедев другого направления. Он искал новенького (в речи своей публично сказано это), в этом он стоит против православия, которое не ищет новенького, а старается держаться почтенной стороны».

Положительный отзыв дает святитель на книгу архимандрита, будущего митрополита Антония Храповицкого «Письма к пастырям о некоторых недоуменных сторонах пастырского делания» [1], однако отмечает неясность его слога: «Прочитал с удовольствием. Она достойна всякого внимания – и по предметам, и по направлению. Образ изложения мыслей немного неудобен. Мысли не налажены. Если бы г-да студенты 3–5 из большаков разобрали по частям книжку и всякий изложил бы простою речью содержание доставшейся ему части, тогда отчетно увидели бы, чего стоит сия книжка. Надо желать, чтобы кто-нибудь составил пастырское богословие по норме писем сих. Было бы это драгоценная находка для пастырей, давая им надлежащее руководство для своей пастырской деятельности».

Источники и литература

1. Антоний (Храповицкий), архим. Письма к пастырям о некоторых недоуменных сторонах пастырского делания. М., 1891.

2. Личное дело И. Д. Андреева // РГИА. Ф. 14. Оп. 1. Д. 10114.

3. Лебедев А. П. История святых Вселенских Соборов. Вып. 2: Вселенские Соборы: четвертый, пятый, шестой и седьмой. М.,1876.

4. Лебедев А. П. История Константинопольских Соборов IX века (861–880 гг.). М., 1888.

Неизданные письма свт. Феофана Затворника к Ивану Дмитриевичу Андрееву

25 января 1887. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву

«Милость Божия буди с Тобою!

Очень приятно слышать, что ты надеешься поступить в Академию. Благослови тебя Господи!

Посылаю тебе книги толкований и несколько других. Толкования послания к Римлянам не могу послать.

Потрудись! Бог тебе в помощь!

Посылаю тебе немного денег. Верно, они на что-нибудь пригодятся в это трудное для тебя время.

Спасайся! Твой доброхот епископ Феофан».

Архив МДА

16 июля 1887. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву

«Милость Божия буди с Вами! Иван Дмитриевич!

Господь да благословит Ваше намерение, путь Ваш да управит и поможет Вам сдать добре экзамен.

О. Алексеем3 передаю Вам немного денег. Если на казенное не примут, однако ж сочтут гожим для слушания Академического курса, известите. Может быть, я найду возможным делать взнос, если он не слишком велик.

Благослови Вас Господи. Ваш доброхот епископ Феофан».

Архив МДА

Лето 1887. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву

«Милость Божия буди с Вами, Иван Дмитриевич!

Ну не велика беда, что не пришлось поступить в Академию.

Ведь не один Вы таков, а на миру и смерть красна.

Подготовиться к следующему приему добрая мысль. Но как это устроить?

Дома скорее по пустякам пройдет время.

Не лучше ли поступить в семинарию на подготовительный курс? Может быть, окажетесь в конце таким, что пошлют в академию на казенный. Взнос на содержание в общем корпусе я доставлю.

Если нет обычая допускать на повторительный конкурс, нельзя ли вольнослушателем определиться? И если вследствие сего надо жить на квартире, и на это дам необходимое.

Все сие предложено, потому что этим порядком Вам удобнее будет подготовиться.

Благослови Вас Господи! Ваш доброхот епископ Феофан».

Архив МДА

24 января 1888. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву

«Милость Божия буди с Вами!

Ну, пусть будет как о. Ректор4 присудит. Так или иначе дело все в том, чтоб подготовиться немного. Дай Бог успеть Вам в этом. Посылаю Вам на книги 25 рублей.

Когда есть охота учиться, можно всему научиться и без Академии. Была бы голова да труд. Этот способ изучения длиннее, но не стану спорить, если кто назовет его более прочным.

Ну, уж сами смотрите, как удовлетворить жажду знания. Книги надо иметь. Но есть у нас книга книг... Новый Завет прочитан?!!

Если стать его читать с небольшим вниманием и углублением, свет Божий будет раскрываться пред умными очами и все освещать и осиявать этим источником ведения неиссякаемым. А все другие перечитаны? И больше не нужно. И еще лучше что-либо придумать можно.

Будьте мудры и не давайте времени проходить даром. Дни за днями бегут, а там и годы за годами, и смерть... Потребуется отчет, что приобретено способностями, какие дал Бог, сказав: куплю дейте...5

Благослови Господи матушку Вашу6, братьев и сестр7. Я не знаю по жизни вашей семьи. О получении денег известите поскорее.

Спасайтесь! Ваш доброхот епископ Феофан».

Архив МДА

13 июля 1888. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву

«Милость Божия буди с Вами!

Собираетесь опять в Москву искать счастия. Благослови Господи!

Посылаю Вам немного денег.

На Ваше же имя посылаю и книги Ея Превосходительству. Прошу передать ей и прошу ее принять их. Господь да дарует ей найти в них что-либо душеполезное.

Покров Божий буди на Вас!

Спасайтесь! Ваш доброхот епископ Феофан».

Архив МДА

12 сентября 1888. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву

«Милость Божия буди с Вами!

Очень рад! Теперь благослови Господи в здоровье провести курс академический.

И да поможет Вам Бог!

Казенное! Великая милость Божия! Но все же полагаю какие-либо нужды будут. Прошу сказать об этом откровенно. На нужды всегда буду высылать Вам потребное.

О нуждах Ваших домашних ничего не знаю. Скажите определенно, сколько им требуется, и им буду высылать. Держите бесхитростную речь.

Писала ко мне Генеральша8, и я ответил ей. Писал и к матушке Вашей9, и послал ей немного денег (20 р.) и просил писать о нуждах. Это было на днях.

У Вас теперь, верно, уж начались уроки. Держитесь простого правильца: усваивать передаваемое наставниками. Затем, если что покажется неполным, пополнения искать в книгах. Вообще думать и обдумывать, чтоб выйти из Академии с большим запасом, готовым наставником. Времени не тратить.

Благослови Господи!

Наставников слушать... Но всегда иметь в мысли норму истины православной. И ею поверять все. Дело, впрочем, всему само научит доброго делателя. Ваш доброхот епископ Феофан».

Архив МДА

13 октября 1888. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву

«Милость Божия буди с Вами!

Очень рад слышать, что Вы ретиво взялись за дело. Благослови Господи!

Немецкий язык хорошее пособие. Но немчура слишком много мудрит. Книг немецких нельзя читать, не перекрестившись много раз.

Авторство у Вас развито... Не худое дело! Но благослови Господи всем авторствовать своим умом. Покойный Иннокентий10 говорил: „…у меня каждый студент умнее умнейших немецких писак“.

Есть своя идея Догматики, своя идея Нравственного богословия. Своя идея Литургики, Апологетики, Пастырского руководства и проч. И все они в Православии инаково глядят, чем у немцев. Дай Господи Вам очи видеть сие, и все другое.

Ваше удостоверение, что модный дух отрицания не находит в Академии места, радует. Дай Бог, чтоб он и никогда туда не прокрался.

Вы ничего не сказали о своих мелочных нуждах. Сам догадаться не умею, потому что теперь все, или многое, идет иначе. Посылаю Вам 15 рублей. И столько же буду присылать каждую треть, на мелочные расходы.

Матушка Ваша не извещает, получила ли деньги и можно ли по тому адресу посылать. Чрез Казаки11 слать не совсем удобно.

Благослови Вас Господи! Спасайтесь! Ваш доброхот епископ Феофан».

Архив МДА

3 января 1889. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву

«Милость Божия буди с Вами!

С прошедшим праздником и новым годом поздравляю Вас. Желаю обновления добрых намерений Ваших и сил к исполнению их.

Посылаю Вам на мелочи 15 руб.

Вы обещали этот год принатужиться. Доброе дело. Но все в меру надо.

В Малинове свадьбу играют12. Знаете ли жениха? Хорош ли?

Господь да подаст им лучшее. Благослови Вас Господи!

Спасайтесь! Ваш доброхот еп. Феофан.

Тихон Александрович Крутиков13 определен в Воронежскую семинарию на Церковную историю».

Архив МДА

24 января 1889. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву

«Милость Божия буди с Вами!

Вы очень хорошо сделали, что съездили домой, и их дело поправили и направили. Дай им Бог хорошо довести его до конца.

Вы извещаете, что новый о. Инспектор14 вводит строгость за строгостью, и как будто находите, что это не совсем приятное дело. Строгости неприятны только нелюбящим порядков своевольникам. А которые живут скромно и ни о чем больше не хлопочут, как чтоб заниматься и заниматься, для тех какие-нибудь строгости пройдут мимо их, не касаясь их.

Причисляя Вас к числу последних, прошу удалиться от всех вольников, суды и пересуды заводящих, в роде скопов. Смирно и терпеливо сидите за делом, будто до Вас ничего не касается, и в разговоры не вступайте. Будьте осторожны.

Извещаете, что купили книгу Лебедева о соборах15, будто редкость какую добыли.

Книга эта не православная. И приводит начала хуже протестантских. Вам кажется, что что ни страница, то блестящие мысли. Мысли там все мыльные пузыри. Исходная точка неверна, и все дрянь хоть брось.

Выходит автор из той мысли, что в Церкви школы были, и одна с другою спорили. Спорила Антиохийская школа с Александрийскою.

В Церкви Божией школ не было. Было одно учение, апостолами переданное и из рода в род переходившее. Дети учились у отцев и потом передавали своим детям. Это повсюдное учение и было вселенскою истиною.

Суемудрие порождалось в среде их и заводили свое учение по своему смышлению. Когда это мудрование бывало не согласно с общим христианским разумением, его отвергали, и суемудров осуждали и изгоняли из Церкви. Не школа со школою спорила, а общая истина отражала и поражала суемудрие.

Общее это учение или разумение для всех обязательно, и в нем одном истина. Ваш Лебедев другого направления. Он искал новенького (в речи своей публично сказано это), в этом он стоит против православия, которое не ищет новенького, а старается держаться почтенной стороны.

Вы, конечно, уже прочитали эту книгу. Желаю знать Ваше о ней суждение. Один московский священник, кажется, написал подробный разбор сей книги. Вам надо найти это и прочитать, а то не дивно, что Вы сделаетесь учеником этого новшака. Печатали разбор в „Православном обозрении“.

Поостерегитесь.

Желаю Вам успехов широких, но в духе православном. Иначе лучше бы Вам и не вступать в Академию на пагубу себе и назло Церкви.

Благослови Вас Господи! Ваш доброхот епископ Феофан».

Архив МДА

22 июня 1889. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву

«Милость Божия буди с Вами!

Очень приятно слышать, что преуспеваете. Помоги Вам Господи и паче еще преуспеть.

Немецкий язык пригодится, но немецкие мудрования нередко никуда не гожи. Приучайтесь различать плевелы от зерна и прямое от кривого. У нас слишком много хватают немецкого, и язык стал не русский, или склад речи. Отбирать у немцев гожее не мешает, и писать своим пошибом надо. Очень скорбно, когда не видишь этого.

О прежнем письме я не имел, что сказать, потому и не писал. Вам надо объясниться с о. Александром16, и дело то уладить дружески. Зачем Малиновские разладили и поддерживают разлад?!

Малиновские начали тратить деньги, присланные на приданое Любе17. Они сами писали об этом. Я писал им, что напрасно это сделали, и наказывал беречь те деньги. Потому что не могу ничего более приложить на сей предмет. Напишите им и Вы о том же. Как бы они не подумали, что мои слова не прямы... Нет, они решительные.

Обещал я им помочь во взносе за другую дочь и спрашивал, сколько требуется. Они промямлили так, что я ничего не разобрал. Скажите, в чем там сила, сколько требуется и в какие сроки.

А женихов все еще у них нет. Новый Преосвященный18, может быть, новые и порядки пойдут.

Помоги им Господи! Спасайтесь! Ваш доброхот епископ Феофан».

Архив МДА

26 сентября 1889. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву

«Милость Божия буди с Вами!

Вы хорошо сделали, что побывали у своих и меня известили о получении ими посланного.

Что-то Бог дает им по случаю... если побывал или побудет у них посланный Вами товарищ?

Да благоустроит их Господь!

Еще о Вас. Мне думается, что Вы хорошо сделаете, если послушаете о. Инспектора19. Не думаю, чтоб это помешало занятиям.

Посылаю Вам на мелочи 15 рублей.

Спасайтесь! Ваш доброхот епископ Феофан».

Архив МДА

15 октября 1889. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву

«Милость Божия буди с Вами!

Очень жалею, что сватовство за Любу не состоялось20. И жениха нечего винить. Если б он согласился подождать, я дослал бы ему в следующем году, если требование его не слишком задорно. У меня нет лежачих денег, а укроить кое-что можно. Этого рода сделку, т. е. подождать, можно иметь в виду и после сего сватовства. Но если б Вы успели снестись с бывшим, до его женитьбы, было бы лучше. Железнодорожные места непрочны. Этому ничего не прибавлю. Но прежде говорили о диаконском месте, и кажется, в Малиновом. Отчего отступили? Это было бы удобней. Что зять священник это не неудобство. О. диакон берег бы себя сам по себе, ибо от одобрения его зависит и место священническое.

С юбилейным торжеством и о Вашем по поводу его отличии поздравляю.

Помоги Вам Господи сладить с Аендорскою волшебницею21.

Спасайтесь! Ваш доброхот епископ Феофан.

P. S. Вот что пришло мне на ум. Проездом к своим, взойдите к Преосвященному22 и, рассказав ему свои обстоятельства, попросите поиметь во внимании своих.

Медвеженских23 пристроила генеральша Мария Николаевна24. Я не берусь хлопотать.

К железнодорожному не лежит душа. Но между ними бывают степенные люди и надежные. Так разведайте, надежен ли тот, о коем Вы говорите, и Бог благословит».

Архив МДА

27 ноября 1889. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву

«Милость Божия буди с Вами!

Хорошо Вы придумали проехаться до дома. Помоги Вам Господи в деле устроения сестры.

Преосвященный25, думаю, не откажет поспособствовать Вам.

Благослови Господи и Вас и домашних Ваших.

Посылаю на дорогу 15 рублей.

Спасайтесь! Ваш доброхот епископ Феофан.

Если нужда будет дополнять приданное... упросите ждать до полугода. Но если будет все просить... и прежде того это сделано будет».

Архив МДА

23 января 1890. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву

«Милость Божия буди с Вами!

Преосвященный26 и не сможет обещать, что даст место. Но может иному жениху внушить, чтоб посмотрел такую-то...

Я полагаю, что он это, может быть, сделает или потребует сделать.

Занятия французским языком не бросайте. Пригодится; а между тем труда не много, для знающего латинский язык. Выучитесь читать. Потом добудьте или из библиотеки возьмите Евангелие на французском и читайте. Язык тут и наладится. Знание языка открывает взору целую литературу народа, говорящего им.

Остаться при Академии не худая мысль. Приналегнуть надо. Тут просторней ученая атмосфера.

Если профессор одобрил Ваше сочинение о волшебнице27 и посоветовал пустить в печать, отчего этого не попробовать?

Прежде печатание было редко и почиталось делом высоким. Ныне это стало не высоко.

Боитесь меня?! Это отчего? Верно, завиральные мысли есть. Но тогда надо бояться всего православного мира.

Благослови Вас Господи! Ваш доброхот епископ Феофан».

Архив МДА

30 января 1890. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву

«Милость Божия буди с Вами!

Спешу Вам ответить. Благослови Господи новобрачных28. Мира, любви и благоденствия желаю им.

Денег у меня теперь нет. 200 рублей и с процентом годичным пришлю в конце года; а может быть, и в половину года. Пусть подождут. Потери им от этого никакой не будет. Деньгам сим все одно лежать, что на мне, что в банке.

Вам нечего беспокоиться об уплате. Как-нибудь я сам справлю это дело.

Что будущий о. диакон не из первых в числе окончивших, не беда. Для жизни потребна другая ученость или способность, которой не редко не достает и с успехом окончивших. Лишь бы нрав был хорош. Больше смотрения; и ради сего больше Божия благоволения.

Почему это Вы от регентства ожидаете помехи учению? Час какой занятия с певчими, раза два-три в неделю, много ли? Аскоченский29 был регентом, а окончил в числе первых, и оставлен бакалавром. Стало быть, все дело хорошенько распорядиться временем.

Письмо Ваше получено третьего дня вечером; а мое пойдет завтра, а до Малинова не знаю, как достигнет. Всяко ко 2-му февраля не добраться ему туда. Как бы будущий о. диакон не поколебался. Буду очень жалеть об этом. Но изменить хода дела нет возможности. Уверьте его, что недостающее в банковой сумме будет восполнено.

Благослови Вас Господи! Ваш доброхот епископ Феофан».

Архив МДА

8 сентября 1891. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву

«Милость Божия буди с Вами!

В одно время с этим письмом посылаю в с. Малиново потребное для взноса за 4 месяца количество денег. Помоги ей Господи хорошо успевать. Поучите ее не лениться.

Вот к Вам моя просьба! При Тихоне Александровиче30 в студенческую библиотеку Вашей Академии были доставлены мои книги, все вышедшие до того времени. После того вышло еще несколько книг. Имею желание дослать и их. Потрудитесь справиться, каким томом кончается там у Вас Добротолюбие. Кажется, вторым или третьим, а их всех пять. С этого, последнего у Вас тома, я и дошлю, что вышло после него. Пришлют Афонские иноки, кои в Москве и на руках коих теперь все мои книги.

Очень рад видеть, как чаете Вы окончить курс. Благослови Господи и помоги!

Сочинение Ваше мне не совсем показалось. Но если Вам удастся добре подсмотреть требования времени каждого лица и как оно мудро соответствовало ему, то это много скрасит, представляя непростой перечень лиц и дел, но вместе и живую картину христианской жизни того периода.

Даруй Вам Господи сие! Желаю Вам всего хорошего! Ваш доброхот епископ Феофан.

P. S. Как лучше адресовать книги? В студенческую библиотеку или на Ваше имя для передачи в студенческую библиотеку? Или еще как?

Вам самим не посылаю книг. После, на место службы лучше».

Архив МДА

7 октября 1891. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву

«Милость Божия буди с Вами!

Мои книги теперь все на руках Афонского в Москве братства. Я писал заведующему сею частию выслать на Ваше имя для студенческой библиотеки, вышедшие после первого посыла, книги; прибавлены послания к Римлянам и Добротолюбие.

И полагаю, что он может это сделать...

Когда получите известите, прописав какие книги получите.

Мать Ваша, Анна Степановна, писала, что Вы не богаты здоровьем.

Да подкрепит Вас Господь! Но и сами поберегитесь.

Выучившись, надо плод приносить. Ходить же за сохою и сеять надо иметь порядочные силы.

Благослови Вас Господи! Спасайтесь! Ваш доброхот епископ Феофан».

Архив МДА

4 декабря 1891. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву

«Милость Божия буди с Вами!

Благодарствую за книжку письма к пастырям31. Прочитал с удовольствием. Она достойна всякого внимания и по предметам, и по направлению. Образ изложения мыслей немного неудобен. Мысли не налажены.

Если бы г-да студенты 3–5 из большаков разобрали по частям книжку и всякий изложил бы простою речью содержание доставшейся ему части, тогда отчетно увидели бы, чего стоит сия книжка. Надо желать, чтобы кто-нибудь составил пастырское богословие по норме писем сих. Была бы это драгоценная находка для пастырей, давая им надлежащее руководство для своей пастырской деятельности.

Что Преосвященный Ректор32 имеет влияние на Вас этому радоваться надо, будет во благо.

Благослови Вас Господи! Епископ Феофан».

Архив МДА (Копия)33

15 апреля 1892. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву

«Христос воскресе!

Милость Божия буди с Вами!

Радуюсь такому успешному окончанию Вашего курса академического. Вас заботит кандидатское рассуждение или сочинение, что не успеете его кончить в срок. Но если есть обычай подавать неконченое, почему Вам не воспользоваться этим? Боитесь, что профессор Ваш не даст вполне удовлетворительного отзыва. Но ведь его отзыв не решительный. Если о. Ректор34 одобряет подать неконченое, и с ним согласны другие профессора, то бояться слишком своего профессора нечего. Когда придет срок, сходите к профессору своему, и объясните свои обстоятельства, и испросите согласия его подать сочинение неконченое. А оставаться до сентября все же оставайтесь, и постарайтесь кончить.

Уже и то много значит, что Вас наметили в кандидаты на оставление при Академии. А если действительно оставят, это больше. Тут немножко приналягнуть и, Бог даст, оставят на определен. кафедр. И пойдет гладкая дорога.

Благослови Господи остаться Вам при Академии. А еще дал бы Бог сложиться Вам на предложение о. Ректора принять монашество. Если б Вы думали только, что это для Вас самое лучшее... и тогда следовало бы решиться на то.

Но когда об этом говорит внутренний голос, в чем преимущественно выражается звание Божие, то, мне кажется, нечего Вам и раздумывать.

Помолившись Богу и со св. Сергием молитвенно побеседовавши, решайтесь.

Бог благословит!

За содержание сестры Вашей взнос еще не кончен. Кончится в мае.

Благослови Вас Господи! Епископ Феофан».

Архив МДА

Май 1892. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву

«Милость Божия буди с Вами!

Субинспектором Вас видеть и мне очень желалось, и, прочитав Ваше письмо, я было рванулся писать о сем о. Ректору Вашему35, раздумал, потому что, может быть, там у Вас уже все по сему делу кончено и писание мое было бы не вовремя. Впрочем, если дело еще не кончено, то сходите к о. Ректору и удостоверьте его, что приму за великое себе одолжение, если он устроит Вас на субинспектуру. Что касается до монашества, то Вы, право, смотрите на сие дело, говоря: когда потянет. К тому же субинспектором лучше быть не монаху, потому что тут встретиться могут дела, которые улаживать монаху неудобно.

Желаю и молюсь – да устроит Вас Господь на это место. Если не придется поступить сюда, напишите поопределеннее, куда бы Вы хотели.

Предметы определены, но местность тоже не малое дело. Москва, Казань, Харьков, Одесса, Киев, Санкт-Петербург. Еще где-то... Тобольск, кажется.

Я тогда попрошу о. Председателя учебного комитета при Св. Синоде36.

А между тем думаете кончить рассуждение. Бог благословит!

Посылаю Вам немного денег 30 рублей.

Будьте здоровы и благодушествуйте. Епископ Феофан».

Архив МДА

21 августа 1892. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву

«Милость Божия буди с Вами!

Мне очень не нравится, что Вы загадали. Учились, учились, а в итоге – певчий.

Соблазняет возможный доход огромный 1500 рублей. Верно, тут только 500 рублей – Ваше жалование. Корреспондент „Московских ведомостей“, верно, уж есть в Афинах. Обыкновенно это дело справляют секретари посольства, знакомые с ходом политических дел и с тем, что говорится в обществе, ибо они вхожи в дома. Года через два и Вы можете что-нибудь по этой части узнавать. Выходит, когда оставите Афины, тогда и гожи будете в корреспонденты.

Потому моего благословения Вам нет идти по этой дороге. Извольте по своей идти. Вот кончите или кончили... Теперь место… и это Бог даст. Напишите, какой Вы счетом по списку. Я напишу о Вас к председателю учебного комитета при Св. Синоде. И если есть место, то он не откажет.

Напишите, какой предмет Вам любее, и какая губерния.

Благослови Вас Господи!

Спасайтесь! Епископ Феофан».

Архив МДА

14 сентября 1892. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву

«Милость Божия буди с Вами!

Если дело так есть, как Вы теперь написали, то тут и раздумывать нечего. Это лучше, чем обыкновенная последь Академического образования. Благослови Господи!

Да поможет Вам Бог успеть во всем, что Вы ожидаете относительно изучения греческого языка и магистерского сочинения. Не мало ли времени для изучения языка? Трудом многое можно преодолеть, но и время требуется.

Покров Божий буди на Вас! Епископ Феофан».

Архив МДА

1 октября 1892. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву

«Милость Божия буди с Вами!

Отзыв о Вашем труде на кандидата великолепный. Если поможет Вам Бог докончить, что еще остается, то не магистром только, но и доктором можно Вас признать. Как видится, у Вас есть историографический талант. Надо пустить его в оборот.

Ваши успехи меня очень радуют. Дай Бог, чтоб Ваши ожидания от поездки в Афины исполнились, и Вы воротили эллинистом, и с оконченным рассуждением в руках на магистра.

В последнем легче успеть, чем в первом, ибо полное изучение языка – глубина большая. Но если припадет ретивость, чего она не успеет сделать? Помоги Вам Господи!

Благослови Вас Господи всяким благословением. Ваш доброхот епископ Феофан».

Архив МДА

16 ноября 1892. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву

«Нет. Этого не могу. Я, кажется, писал Вам об этом.

Что Вам желательно сказать и знать напишите.

Благослови Вас Господи! Епископ Феофан»37.

16 ноября 1892. Письмо38 епископа Феофана к

Ивану Дмитриевичу Андрееву

«Милость Божия буди с Вами!

Вы дважды поминали о приезде сюда. В первый я ответил, что нельзя, а во второй, верно, забыл написать, хоть имел намерение.

Вы отчего не помянули о Вашей поездке в Афины. Состоялась ли и едете ли?!

Вы желаете карточки. Вот отпечатанные портреты пять.

О. Ректору39 благодарствую за память... О. Порфирия забыл кто он. Вот прочитаю письмо.

Спокойной ночи! Епископ Феофан».

Архив МДА

17 ноября 1892. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву40

«Милость Божия буди с Вами!

А я подумал, что Вы проездом в Афины завернули на Вышу. Может быть, и лучше, если не состоится. Что-то необычное и неясное есть в этом выборе в певчие посольские из окончивших курс Академии. И кто это выдумал?

Кто о. Порфирий, знаю. Я полагал, что это кто-нибудь из московских.

Не лучше ли, когда расстроится дело Афинское, взять Вам место по учебной части?! Тогда, впрочем, как кончится то дело, Вам яснее будет, как поступить. Очень жалею об участи сестры Вашей41.

Желаю Вам доброго пути. Прилагаю немного денег на дорогу.

Благослови Вас Господи! Епископ Феофан».

Архив МДА

7 декабря 1892. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву

«Милость Божия буди с Вами!

Никаких предполагаемых Вами помышлений не было. Я только немного подивился и пожалел, что не спросил Вас, как приходило на мысль. Такого рода характеры, какой показывает Ваш отказ, лучше уживаются на земле и живут спокойнее и свободнее от связ42, коих много-много.

Вперед, если будете иметь нужду, извещайте. Буду охотно помогать Вам.

Дело Афинское затянулось.

Мне пришло на ум предложить Вам откажитесь. Понапрасну прождете и еще потратите время. Лучше идти по обычной нашей проторенной дороге. У нас тут все ясно, а по той новой все покрыто туманом. Манят только какие-то ожидания, которые не грех назвать мечтательными...

Благослови Вас Господи! Епископ Феофан».

Архив МДА

2 февраля 1893. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву

«Милость Божия буди с Вами!

Чего же Вы не сказали, что имеете нужду в теплой одежде? Простудиться можно так, что и не поправишься. Посылаю Вам 30 рублей. Сшейте себе что-либо теплое, и берегите здоровье.

Про Афины ничего не пишете. Отчего Вам не заявить об отречении своем?! То будет пустая поездка, если состоится. Кажется, о. архимандрит Михаил43 немного тут перехитрил.

Анна Степановна мать Ваша писала недавно, и Любовь44 писала. Она боится, как бы муж не помешал ей учительствовать.

Никто мне не сказал, какая у нее с мужем история случилась. Но если б можно было с уверенностью устроить с ним сносную жизнь, то лучше бы было сойтись им. Да благоустроит ее Бог, как Его св. воле угодно.

Благослови Вас Господи! Спасайтесь! Епископ Феофан».

Архив МДА

11 июля 1893. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву

«Милость Божия буди с Вами!

Место Вам назначено, правда, неожиданно, но думается, все же надо принять его. Назначение не теперь состоялось, теперь только идет исполнение определенного прежде дела. Назначает учебный при Св. Синоде комитет. Комитет всегда спешит открывающиеся места занять лучшими окончившими курс студентами. В этом причина Вашего назначения. Верно, и семинарию Симферопольскую45 имеют на хорошем счету. Дело это было бы и не худо, но субинспекторство лучше. Если Академическое начальство решится представить Вас на это место, то не вижу, почему бы учебный Комитет не согласился на это определение. Разве потому, что это будет слишком скоро после сделанного им самим определения о назначении Вас в Симферополь... Это может показаться поперечением Св. Синоду, и комитету, и Обер-прокурору, особенно когда Вы и движения не сделали по исполнению их определения относительно Вас.

Как же Вам быть?! Субинспекторское место еще непраздно. Вы полагаете, что до половины августа это место может опростаться, а может и не опростаться. Тогда Ваше неисполнение сделанного о Вас определения положит на Вас тень, более или менее густую. Вот где для Вас точка с запятою.

Переговорите с начальством Академическим, как оно полагает поступить с представлением Вас на субинспектуру, имея пред глазами назначение Вас в Симферополь, еще не исполненное Вами.

Просто смотря, это бы, кажется, ничего... Но куда губерня повернет. Я могу, впрочем, написать о. Председателю комитета46, и, полагаю, что он не станет поперечить академическому решению.

Напишите мне поскорее, как у Вас будут трактовать и что решат.

Благослови Вас Господи! Спасайтесь! Епископ Феофан».

Архив МДА

15 сентября 1893. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву

«Милость Божия буди с Вами!

Поздравляю с началом службы, да благословит Господь труды Ваши.

Кудрявцевская философия хороша дщерь покойного протоиерея Голубинского47.

Из немецких не берите ни одной. Может быть, Шуберт48 пригодится, и то во многом его перекрестить надо. Лейбницевская49 ближе всех к Голубинскому. Она разбиралась в „Вере и разуме50.

Свою философию заводите. Только бы святая была... православная.

Матушка Ваша писала, что открывается возможность пристроить еще дочь. Требуется тысяча. К сожалению, мои обстоятельства изменились, и десяток другой при случае могу еще послать, а больше не могу уже. Сотня тяжела, а тысячи и не поднять.

Ваши товарищи теперь новы. Поживите и увидите точнее, что они суть. Всякий в своем деле, вероятно, господин как подобает, а сторонние предметы не занимают: оттого и речей о них нет.

Что с кандидатским рассуждением не имеете времени управиться, об этом нельзя не пожалеть. Однако ж не выпускайте его из виду. Мало-мало свобода... и строчку прилагайте.

Благослови Вас Господи! Епископ Феофан».

Архив МДА

* * *

1

При подготовке публикации и оформлении сносок использовались материалы, предоставленные автору коллективом издателей Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского.

2

Здесь и далее курсив издателя.

3

Священник Алексей Степанович Воскресенский.

4

Христофор (Феодор Алексеевич Смирнов; 1842–1921), епископ Волоколамский, викарий Московской епархии (1887–1892), ректор МДА (1886–1890), впоследствии – епископ Уфимский и Мензелинский.

5

См.: Лк.19:13.

6

Анна Степановна Андреева.

7

Из архивов известно о следующих детях Андреевых: 1) Иван Дмитриевич Андреев; 2) Мария Дмитриевна Боженова (урожд. Андреева), муж – Владимир Михайлович Боженов, священник с. Малиново; дети: Виталий (1889), Александра (1891), Елизавета; 3) Екатерина Дмитриевна Турбина (урожд. Андреева) вышла замуж за Ливенского мещанина Николая Евгеньевича Турбина; дети: Александра (1881), Дмитрий (1890); 4) Любовь Дмитриевна Давидова (урожд. Андреева; 1869) – учительница Малиновского училища, муж – Иван Егорович Давидов (род. 1866 г.), диакон с. Нижнее Долгое Ливенского уезда (ГАОО. Ф. 101. Оп. 1. Д. 1793. [Метрическая книга Вознесенской церкви с. Малиново Ливенского уезда, 1889 г.]).

8

Мария Николаевна Давыдова.

9

Анна Степановна Андреева.

10

Иннокентий (Иван Алексеевич Борисов; 1800–1857) – ректор и профессор богословия Киевской ДА (с 27 августа 1830 г.), архиепископ Херсонский и Таврический (с 1848 г.), член Российской Академии (с 1836 г.), член Святейшего Синода (с 1856 г.).

11

В селе Казаки Елецкого уезда Орловской обл. жила племянница свт. Феофана Нецветаева Татьяна Владимировна.

12

Речь идет о предполагаемой свадьбе Любови Дмитриевны Андреевой, сестры Ивана Дмитриевича, которая состоялась 2 февраля 1890 г.

13

Крутиков Тихон Александрович (27 января 1867, село Чернавск Елецкого уез. Орловской губ. – 15 мая 1918, г. Воронеж) – племянник свт. Феофана (дядю не видел ни разу), сын священника с. Чернавска Елецкого уез. Александра Захарьевича Крутикова и Анны Васильевны (урожд. Говоровой).

14

Исполняющим должность инспектора Академии в 1889 г. был назначен иеромонах Антоний (Алексей Павлович Храповицкий; 1863–1936), в 1890 г. он был возведен в сан архимандрита и назначен ректором СПб ДС, в 1891 г. – ректором МДА.

15

Лебедев А., профессор. История святых Вселенских Соборов. Вып. 2: Вселенские Соборы: четвертый, пятый, шестой и седьмой. М.: В Унив. тип. (Каткова),1876; Лебедев А. П. История Константинопольских Соборов IX века (861–880 гг.). М.: Унив. тип., 1888.

16

Речь идет о священнике Нецветаеве Александре Борисовиче (1840 – 6 февраля 1890) – муже Татьяны Владимировны Нецветаевой (урожд. Макриновой), племянницы свт. Феофана.

17

Любовь Дмитриевна Андреева.

18

Мисаил (Михаил Иванович Крылов; 1837–1919), епископ Орловский и Севский (1889–1896), епископ Могилевский и Мстиславский (1896–1904), епископ Олонецкий и Петрозаводский (1905–1908).

19

Иеромонах Антоний (Храповицкий), исполняющий должность инспектора МДА.

20

Любовь Дмитриевна Андреева, сестра Ивана Дмитриевна Андреева.

21

Аэндорская волшебница – персонаж Ветхого Завета, колдунья из Аэндора, вызвавшая по просьбе царя Саула накануне решающей битвы дух покойного пророка Самуила для предсказания судьбы (1Цар.28).

22

Мисаил (Крылов), епископ Орловский и Севский.

23

Речь идет о родственниках свт. Феофана, проживающих в 1885–1889 гг. в с. Успенское (Медвежье тож).

(См. подр.: Лукьянова А. Е. Святитель Феофан и потомки его старшего брата И. В. Говорова // Феофановские чтения. Сборник научных статей. Вып. XII. Рязань, 2019. С. 96–105).

24

Мария Николаевна Давыдова принимала участие в судьбе родственников свт. Феофана. Вероятно, именно по ее ходатайству Григорий Федорович Сильвестров был рукоположен в священники и переведен на служение в Крестовоздвиженскую церковь в с. Трегубово Елецкого уезда.

25

Мисаил (Крылов), епископ Орловский и Севский.

26

Мисаил (Крылов), епископ Орловский и Севский.

27

См. письмо еп. Феофана к И. Д. Андрееву от 15 октября 1889 г.

28

Речь идет о Любови Дмитриевне Давидовой (урожд. Андреева; 1869) – учительнице Малиновского училища; вышла замуж за Ивана Егоровича Давидова (род. 1866 г.), окончившего в 1890 г. Орловскую семинарию, затем диакона Казанской церкви в с. Нижнее Долгое Ливенского уезда.

29

Аскоченский Виктор Ипатьевич (1813–1879) – писатель, журналист,

издатель журнала «Домашней беседы».

30

Тихон Александрович Крутиков, племянник свт. Феофана.

31

Антоний (Храповицкий), архимандрит. Письма к пастырям о некоторых недоуменных сторонах пастырского делания. М.: Тип. А. И. Снегиревой, 1891.

32

Антоний (Храповицкий), ректор МДА с 1891 г.

33

На копии письма помета – «Оригинал 20-го июля 1895 г. подарил о. Ректору Академии архимандриту Антонию, о книге коего находится отзыв в письме».

36

Парвов Алексей Иванович (1834–1897), протоиерей, председатель учебного комитета при Святейшем Синоде, духовный писатель.

37

Записка еп. Феофана написана на просьбу И. А. Андреева принять его.

38

Письмо написано на обороте письма И. Д. Андреева.

40

Письмо написано на обороте письма Андреева И. Д.

41

Речь идет о Любови Дмитриевне Давидовой (урожд. Андреевой).

42

Связы, узы (устар.) – цепи, оковы, путы.

43

Михаил (Грибановский), архимандрит, настоятель посольской церкви в Афинах.

44

Речь идет о Любови Дмитриевне Андреевой, учительствовавшей в училище в с. Малиново.

45

Таврическая ДС была открыта 19 августа 1873 г. по разрешению императора Александра II. Здесь трудились выдающиеся иерархи Русской Православной Церкви митрополит Вениамин (Федченков), архиепископ Серафим (Соболев); схиархиепископ Антоний (Абашидзе), епископ Михаил (Грибановский), прот. Сергий Булгаков и другие знаменитые православные пастыри и богословы. После октябрьского переворота 1917 г. семинария была закрыта.

46

Протоиерей Алексей Иванович Парвов, председатель учебного комитета при Святейшем Синоде.

47

Речь идет о профессоре философии МДА Кудрявцеве-Платонове Викторе Дмитриевиче (1828–1891).

48

Шуберт Готтхильф Генрих (Gotthilf Heinrich von Schubert, 1780–1860) – немецкий естествоиспытатель и философ.

49

Лейбниц Готфрид Вильгельм (Gottfried Wilhelm von Leibniz, 1646–1716) – немецкий философ, математик, физик, историк, юрист, дипломат. Основатель и первый президент Берлинской академии наук. Лейбниц является предшественником немецкой классической философии.

50

«Вера и разум» – российский философско-богословский журнал, издававшийся при Харьковской духовной семинарии в 1884–1917 гг.


Источник: Салищев Д., иерей. Неизданные письма свт. Феофана Затворника к Ивану Дмитриевичу Андрееву (Вступительная статья) // Труды по русской патрологии (Научный журнал Калужской духовной семинарии). 2022. № 3 (15). С. 97–124.

Комментарии для сайта Cackle