В.В. Каширина

Источник

Речевой портрет его Святейшества Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в свете учения Феофана Затворника о пастырском служении

Силичев Владимир,

студент 4 курса бакалавриата

Екатеринодарской духовной семинарии

Исследуя в своей дипломной работе речевой портрет Патриарха Московского и всея Руси Кирилла как образец христианского оратора, хотелось бы представить его с точки зрения требований к пастырскому служению, представленных в работах Феофана Затворника.

Мы все видим, что в наше время нынешнее общество все дальше и дальше отдаляется от своих культурных корней и истинных ценностей. Забывая обо всем этом, они впадают в омут страстей и вечных мучений. И для того, чтобы затронуть сердца людей и вывести их на путь спасения, Патриарх Кирилл непрестанно ведет борьбу не только за спасение каждой души, но и за спасение всего мира.

Многие наши соотечественники отдалились от своего истинного духовного наследия, которое оставили нам наши великие святители и подвижники благочестия. И для понимания всей сложности проповеднической деятельности Патриарха необходимо рассмотреть обязанности пастырей, о которых говорит Феофан Затворник.

Наследие Феофана Затворника имеет огромную ценность, так как именно его труды более других способны передать священнослужителям опыт проповеднической деятельности в светском обществе. Одним из главных трудов о пастырстве святителя Феофана Вышенского является толкование Посланий апостола Павла к Титу и к Тимофею.

Святитель Феофан Затворник, говоря о главных обязанностях пастыря, писал: «Всех их дело – созидать дом Божий учением, таинствами, священнодействиями, руководством, или, что то же, пасти церковь. Отсюда всегда в церкви пастыри, или без пастырей нет и церкви, ибо через них царство Божие передается из века в век» 754.

Из сказанного следует, что самой первой и главной обязанностью пастыря является непрестанная забота и попечение о спасении пасомых. В этой обязанности объединены следующие пастырские обязанности.

Спасение человека совершается не человеческими силами, но благодатию Божией (Еф. 2, 5). Из этого видно, что первой обязанностью пастыря является низведение на своих пасомых благодати богодарованными средствами, т.е. священнодействием.

Благодать принимается и усвояется только верой. Из этого вытекает вторая обязанность пастыря – возбуждать и оживлять веру пасомых евангельской проповедью, иначе говоря, его обязанностью является научение людей.

Для того, чтобы верующими людьми благодать не была потеряна в борьбе со злом, а наоборот, принесла плоды в добрых делах, им необходимо бдительное руководство. И это третья обязанность пастыря – руководить пасомыми в духовной христианской жизни.

Об этих трех и самых главных обязанностях Иисус Христос говорил своим ученикам: «Шедше научите вся языки (обязанность учить), крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (обязанность священнодействия), учаще их блюсти вся, елика заповедах вам» (Мф. 28, 19) 755.

В Православной Церкви есть священноначалие, которое совершает апостольский или пастырский подвиг. Священноначалие в Церкви, «как особое сословие лиц, облеченных властью учить, священнодействовать и управлять, есть учреждение Божественное» 756. Свое достоинство и власть низводить в таинствах благодать Святого Духа они получают от Господа Иисуса Христа и Духа Святого через особое видимое священнодействие, называемое Таинством Священства, или Рукоположения. «На апостолов, – говорит святитель Феофан Затворник, – Дух Святой сошел непосредственно, преемники же их получают Его через рукоположение» 757.

Благодать дается на иерархическое служение через молитву и Рукоположение, дает посвящаемому право пасти словесное стадо Христово и наделяет его благодатной силой и полномочиями для совершения святых Таинств.

Первая и высшая степень священства в Святой Церкви есть степень епископа (episkopos – наблюдатель, блюститель, страж). Епископ является носителем высшей благодати священства и всей полноты иерархической власти апостолов; через него все остальные степени священства получают преемство и значение.

«Мы полагаем, – говорят восточные патриархи, – что епископ столько же необходим для Церкви, сколько дыхание для человека и солнце для мира. Посему некоторые в похвалу архиерейского сана хорошо говорят, «Что Бог в Церкви первородных на небесах, и солнце в мире, – то каждый архиерей в своей частной Церкви, так что им паства освящается, согревается и содеевается храмом Божиим» 758.

Епископ есть правитель своей частной Церкви (Деян. 20, 28). «Церковь – общество верующих – есть дом Божий. Смотреть за сим домом и наблюдать за должными в нем порядками приставляется епископ» 759. Прежде всего, он имеет власть над подчиненным ему клиром, который без его разрешения в Церкви ничего не совершает и подлежит его надзору и суду (1Тим. 5, 19).

Кроме клира духовному надзору епископа подлежит и вся вверенная ему паства. Епископ наблюдает за всем происходящим в его стаде и доброе утверждает, а недоброе исправляет. Особенно зорко смотрит епископ, «не подкрадываются ли волки, не щадящие стада, чтоб, когда увидит таких, отгонять их жезлом пастырства своего. Он поставлен стражем дома Божия, почему должен бодренно стеречь дом сей» 760.

Епископ является главным учителем в своей Церкви – и для мирян и для самих пастырей, и поэтому он должен быть «так полон учительности», чтобы при всяком удобном случае «учение текло из его уст рекою» 761.

Епископ, по силе Духа, есть первый священнодействователь и совершитель таинств в своей частной Церкви. Ему вверяют души людей, но, так как он не может всюду быть сам, то разделяет труд свой с пресвитерами, которые составляют вторую степень священства. По словам преосвященного Феофана, «священники суть очи, ноги и руки епископа. Епископ со священниками – одно пастырство, неразделимое»762.

Пастыри Церкви имеют от Самого Христа по преемству от апостолов и епископов Божественное полномочие на управление Церковью и совершение Таинств, установленных для низведения даров освящающей благодати. В священнодействиях они являются лишь видимыми орудиями невидимого Первосвященника Христа, творят поистине дело Божие, и поэтому должны стараться сохранять благоговение и внимание при совершении священнодействий, ибо, по словам Священного Писания, «проклят всяк делающий дело Божие с небрежением» (Иер. 48, 10). Господь правит Церковью, а священники являются орудиями Божиими, проводниками всех сокровищ Церкви для своих пасомых, и призваны открывать людям, живущим на земле, волю Божию, помогать им достигать Царства Небесного. Пастыри «стоят на средине, на переходе от земли к небу и то людей возводят к Богу, то Бога к людям преклоняют. Что делал Иоанн Креститель? Людей приводил к Богу. То же теперь делают пастыри по воле Господа» 763.

Исследуя речевой портрет Патриарха Кирилла как пастыря в свете учения Феофана Затворника, можно сказать, что он придерживается этих требований и постоянно стремится к идеалу проповедника. Его Святейшество имеет несомненный дар проповедничества, его речь понятна для современного человека, даже если он не воцерковлен.

Все проповеди Патриарха направлены на то, чтобы показать, как соотносятся слова вечных Божественных истин с реальностями повседневной жизни, ее заботами, радостями и скорбями. Его проповеди составлены как некое руководство, которое направлено для улучшения жизни своих пасомых. В проповедях Патриарха можно отметить несколько сквозных тем, которых он касается постоянно: о молодежи, о мирянах, об интеллигенции и об устроении приходской жизни.

Большое внимание Патриарх уделяет работе с молодежью, так как именно молодежь больше всего нуждается в помощи, не в финансовом плане, а в духовном. Об этом Патриарх говорил в своем интервью: «Молодые люди сегодня не туда лестницу подставляют. Они даже и треть пути не пройдут – сорвутся. Вот почему мне хочется встречаться с молодежью, вот почему мне хочется сказать им что-то от своего собственного опыта, вернее, не столько от собственного опыта, сколько от тысячелетнего опыта Церкви; но передать это в словах, понятных молодым людям, чтобы возбудить некую ревность позаботиться о самих себе, не сделать роковых ошибок» 764.

Об управленческой деятельности Патриарха можно сказать, что он старается установить отлаженность и Функциональность миссионерской работы РПЦ. У Его Святейшества имеется очень большое количество публикаций и своих собственных книг в этом направлении, например таких, как: «Святая земля», «Тайна покаяния», «Слово предстоятеля», «Храните веру в сердцах», «Патриарх и молодежь» и т.д. Кроме этого, издаются целые циклы телепередач с выступлениями Патриарха Кирилла: «Слово пастыря» – введение в православное вероучение; «Слово-Таинство-Церковь» – история ранней христианской Церкви и учение о Церкви; «Отношение к инославию»; «Слово Пастыря» – Церковь, государство, политика (часть 1), Церковь, личность, общество (часть 2), о вере и спасении (часть 3), есть ли будущее у России (часть 4) 765.

Выпускаются десятки кинофильмов с записями богослужений, проповедей, выступлений в прямом эфире и т.д. Патриарх постоянно участвует в съездах молодежи, различных конференциях, чтениях и ведет активную деятельность в различных видах просветительской деятельности.

Все больше и больше приходит людей в церковь, но просветительская деятельность заключается не только в том, чтобы привести человека в церковь – необходимо привести его на путь ко Спасению, о чем и сказал Патриарх Кирилл на одном из своих заседаний: «Церковь, несомненно, оказывает влияние на духовную жизнь нации. И время, в которое мы живем, требует от нас, при строгом сохранении наших благочестивых традиций, также способности использовать разного рода средства, через которые вечные богооткровенные истины достигали бы сознания и сердца современного человека» 766.

Его Святейшество Патриарх Кирилл с самых разных сторон подводит человека к осознанию того, что во главе его жизни должен стоять Христос, а не семья, работа или какие-то другие, пусть и вполне важные, ее составляющие.

Божественное измерение жизни должно быть основным. И если оно таковым будет, то и вся остальная жизнь человека выстроится правильным образом как с духовной, так и с человеческой точки зрения.

Все это глубоко укоренено в Евангелии, ибо и Господь призывает нас: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).

* * *

754

      Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М., 1891. С. 355.

755

      Практическое наставление для пастырей: конспект. Киев : Киевская духовная семинария, 2012. С. 3

756

      Николай Малиновский, протоиер. Православное догматическое богословие. Т. 3. Сергиев Посад, 1909. C. 525.

757

Феофан <(Говоров)>, еп. Толкование Пастырских посланий святого апостола Павла. Изд. 2-е. М., 1894. С. 511.

758

      Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере. СПб., 1838. С. 34.

759

      Феофан <(Говоров)>, еп. Толкование Пастырских посланий святого апостола Павла. М., 1894. С. 53.

760

      Феофан <(Говоров)>, еп. Феофан. Толкование Пастырских посланий святого апостола Павла. Толкование первого Послания святого апостола Павла к Тимофею // Толкование Пастырских посланий святого апостола Павла. Изд. 2-е. М., 1894. С. 282.

761

      Там же. С. 284.

762

      Там же. С. 291.

763

      Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М., 1891. C. 402.

764

      Патриарх Кирилл: о любви и смерти, о молодежи и святости, о войне и молитве. URL : http://www.pravmir.ru/patriarx-kirill-o-lyubvi/html

765

      Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл URL: http://www.pravoslavie.ru/authors/1074.html

766

      Заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. URL : http://www.pravoslavie.ru/94352.html


Источник: Феофановские чтения: сб. науч. ст. — Вып. X : в 2 т. / Ф42 под ред. д-ра филол. наук В.В. Кашириной ; Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина. — Т. 1. Рязань, 2017. — 284 с.

Комментарии для сайта Cackle