схимонах Епифаний (Чернов)

Источник

Глава двадцать восьмая. О чуде исцеления

Еще в 1909г. в Петербурге произошло одно духовное событие, свидетелями которого были тысячи верующих и которое окончилось только через три года, в 1911г. . Случилась совершенно необъяснимая, с точки зрения современной науки, болезнь, однако вполне объяснимая, с точки зрения христианского понимания, и приключилась она с одним юношей, который впоследствии сам описал все происшедшее с ним и передал свои записи через других лиц Епископу Феофану с просьбой опубликовать его показания через десять лет после его исцеления. Но в силу известных событий в России, когда она сама, по оценке Святителя Архиепископа Феофана, подверглась такому же духовному заболеванию, беснованию, он не имел возможности опубликовать эту исповедь в свое время. И только в 1929 году в Варне, на проповеди в храме Св. Афанасия Александрийского Великого он рассказал об имевшем место событии и дал ему духовное истолкование. Ввиду исключительного значения этой проповеди мы приводим ее в нашем повествовании о жизни Святителя Архиепископа Феофана без каких-либо изменений.

Слово в Неделю 4-ю по Пятидесятнице

Позде же бывшу, приведоша к нему бесны многи: и изгна духи словом, и вся болящия исцели (Мф. 8, 16).

Такие слова присоединяет евангелист Матфей к своему повествованию в ныне чтенном Евангелии об исцелении расслабленного слуги капернаумского сотника. При чтении сих слов, может, кто-нибудь спросит: а существуют ли «бесноватые» в наше время, и если существуют, то возможно ли их исцеление»?

На этот вопрос недоумевающим мы ответим не отвлеченными рассуждениями, а изложением того, что действительно произошло в наши, не столь отдаленные, времена и чему современниками и свидетелями мы сами были.

В 1909 году по всему Петербургу разнесся слух о том, что шестнадцатилетний юноша Павел Ильин, одержимый каким-то необъяснимым для науки недугом, привезен был к литургии в Иоанновский монастырь на Карповке. И здесь произошло с ним следующее. Во время Херувимской песни он вырвался из рук пятнадцати сильных мужчин, державших его, и затем по воздуху пронесся над народом к западным вратам храма и у входа в храм упал без чувств. Бесчувственного, его взяли и принесли к гробнице Иоанна Кронштадтского. Здесь больной на краткое время очнулся, а затем крепко заснул. Во время сна явился ему о. Иоанн, дал ему наставления, исповедал его и велел ему ехать в Валаамский монастырь. Что именно происходило во сне, больной, проснувшись, не хотел говорить. И если бы не отрывочные фразы, сказанные вслух во время сна: «Отец Иоанн, прости, помолись, исполню», – то возможно, что все это скрыл бы, но когда он услышал от окружающих эти свои слова и понял, что они знают о происшедшем, то все открыл.

Вот что произошло с ним. Он увидел о. Иоанна, сидящим в кресле у своей гробницы. При этом о. Иоанн сказал ему: «Ты видишь меня в таком виде, в каком меня никто не видел. Служи по мне панихиды, как то установлено Церковью. Но Великому Богу угодно меня прославить. Придет время и мне служить будут молебны».

После этих слов о. Иоанн дунул на больного, благословил его и добавил: «В свое время я скажу тебе, что нужно будет делать тебе для полного исцеления!» И, сказавши это, скрылся.

Что же наблюдали в это время окружавшие больного? Они видели, как он грыз зубами мраморную гробницу отца Иоанна и диким голосом кричал: «Выхожу, выхожу, о великий угодник и пророк Иоанн, но не совсем!»

Конечно, кричал не он сам, а обитавший в нем демон. После этого Павел уже не так страдал от своей болезни, но не совсем выздоровел.

В том же 1909г. году он из Петербурга переехал в Выборг; с благословения Архиепископа Финляндского записался в послушники Валаамского монастыря и поселился в архиерейском доме в г. Сердоболе (имение Хюмпеля). Он исполнял здесь послушание на огороде и прислуживал в качестве чтеца при церкви. Там жил он до октября месяца 1911 года. 19 октября того же года, в день памяти преподобного Иоанна Рыльского и дня Ангела отца Иоанна Кронштадтского, Господь благоволил явить новую милость Свою болящему Павлу чрез о. Иоанна во исполнение обещания об исцелении, данного ему последним при гробнице.

С ним произошло следующее. Вечером в этот день, после всенощного бдения, брат Павел читал акафист Божией Матери и во время чтения акафиста пришел в состояние восхищения. Его духовному взору открылось дивное видение. Первоначально во славе явился о. Иоанн с преподобным Иоанном Рыльским, затем Павел Фивейский и Афанасий Афонский и множество других Преподобных Отцев. Все они приветствовали друг друга радостными возгласами: «Радуйся, Иоанне, радуйся, Павле, радуйся, Афанасие!.. » Наконец за ними явилась Сама Богоматерь в неописуемой славе, при появлении Которой хор Преподобных Отцев торжественно воспел песнь: «Взбранной Воеводе победительная... »

После этого о. Иоанн подошел к брату Павлу и сказал:

– А теперь выйди из тела и душой последуй за нами!

Весьма трудно было исполнить это повеление Павлу, но он исполнил его и последовал за Преподобными Павлом Фивейским, Иоанном Рыльским и за Иоанном Кронштадтским.

– Они мне показывали, – говорил Павел, – первоначально райские обители и наслаждения, предназначенные для добродетельных, а затем мучения грешников. Как слава и блаженство праведников, так и мучения грешников не поддаются описанию человеческим языком. Когда было все показано, о. Иоанн стал наставлять меня, как жить, и велел для получения окончательного исцеления отправиться в Оптину пустынь к о. Варсонофию, Оптинскому старцу...

Такими словами закончил свое повествование о виденном им в состоянии восхищения брат Павел.

В ноябре 1911 года он, во исполнение повеления о. Иоанна Кронштадтского, ездил в Оптину пустынь к о. Варсонофию в сопровождении иеродиакона Валаамского монастыря Варсонофия. Старец был уже предупрежден о приезде больного с провожатым, принял больного Павла и докончил все, что было поручено ему исполнить от о. Иоанна Кронштадтского. Он исповедал его и причастил, после чего и последовало окончательное исцеление больного.

До 1912 года исцеленный Павел, уже совершенно здоровый, жил в Сердоболе, в имении Хюмпеля, а затем призван был к отбыванию воинской повинности. В 1914 году участвовал в войне. Жив ли он в настоящее время или погиб во время этой войны и последовавшей за ней революции, остается неизвестным. Но он через иеромонаха Валаамского монастыря Варсонофия, некогда сопровождавшего его в Оптину пустынь, переслал мне свои записки для обнародования их через десять лет после его исцеления. Из этих написанных им собственноручно записок видно, какою болел он болезнью и по какой причине болел он этой болезнью.

Из записок этих видно, что Павел во время пребывания своего в Москве, перед своим отправлением в Петербург, впал в тяжелую нужду. Нигде он не мог найти место для себя, и все близкие и знакомые отказались от него. Тяжелая нужда довела его до отчаяния, неоднократно приходила ему мысль о самоубийстве. В одну из таких минут внезапно явился ему «таинственный старец» и сказал:

– Я помогу тебе, если ты собственною кровью письменно удостоверишь, что будешь верен мне и здесь, на земле, и по смерти твоей!

– Кто же ты такой, чтобы мне верить в тебя и тебе доверятся? – спросил Павел. – Я тот самый, которого не любит и ненавидит ваша Церковь, – ответил явившийся. – Хорошо, я буду верен тебе! – заявил ослепленный отчаянием юноша и дал требуемую подписку.

– Ну, а теперь ты должен сбросить со своей шеи лишнюю обузу, – сказал таинственный старец и указал при этом на крест.

Юноша снял крест и таким образом отрекся от Христа и предал душу свою диаволу. За это отречение от Господа Христа вселился в него диавол, и с тех пор он стал одержим духом беснования. От этого-то духа беснования и исцелил его о. Иоанн Кронштадтский, частью непосредственно, а отчасти через посредство Оптинского старца Варсонофия.

Из всего изложенного с достаточной очевидностью вытекает следующее заключение. Бесноватые, или одержимые не чистыми духами, существуют и в настоящее время, как некогда они существовали в древние времена. Духу беснования предаются люди за нечестивую жизнь и, особенно, за грехи богоотречения и богохульства. Но существуют в настоящее время, как некогда существовали в древнее время, и праведники, угодившие Богу, которые имеют силу и власть изгонять злых духов из одержимых ими. Величайшим из таких чудотворцев последнего времени является о. Иоанн Кронштадтский, столетие со дня рождения которого будет праздноваться в настоящем году. Он настолько угодил Господу своею святою жизнью, что уже числится в райских обителях в лике преподобных наряду с Антонием Великим, Павлом Фивейским, Иоанном Рыльским. Великому Богу, – как сказал он, – в скором времени угодно будет прославить его на земле, как прославил Он его уже на небесах. И таким образом в скором времени мы будем иметь нового молитвенника и ходатая на небесах.

А глубоко поучительное повествование об отроке Павле, помимо своего непосредственного значения, имеет и глубокий символический смысл. Этот бесноватый отрок прообразует собою нашу несчастную и многострадальную Россию. И она, несчастная, как этот отрок Павел, предана духу беснования за свои грехи и за свое нечестие. Предана не по причинам оставления ее Богом, а по причине особенной любви Его к ней. Ибо «его же бо любит Гоcподь, наказует: биет же всякого сына, егоже приемлет» (Евр. 12, 6), «да спасется дух его» (1Кор. 5, 5). Аминь.

1929.7.8/21 Варна Арх. Феофан


Источник: rus-sky.com

Комментарии для сайта Cackle