Порядок пострига в малый ангельский образ, т. е. в мантию
Всякий, желающий принять постриг, прежде чем придти в храм для пострижения, должен исповедываться и приготовиться к принятию Св. Божественных Тайн, как повелевает и Св. Дионисий Ареопагит в 6-й главе своей книги «о церковном священноначалии и тайне иноческого посвящения». Если постриг совершается не за Литургией, то после благословения настоятеля читается обычное начало и псалмы 26 и 50 и, по желанию, канон на 2 гл. (см. постриг в схиму), поется: «Вот Жених идет...» и далее порядок пострига. Если же за Литургией, то после малого звона, перед началом часов, желающий постригаться приводится монашествующим церковнослужителем и своим старцем в храм. Став посреди храма, они совершают обычные поклоны, затем подходят к настоятелю, кланяются ему и принимают благословение. После этого кладут три земных поклона против царских врат, прикладываются к иконам и снова делают земной поклон против царских врат и клиросным братьям и возвращаются в притвор, где постригающийся снимает свои обычные одежды и обувь и одевается только в одну власяницу, пребывая так в притворе все начало Литургии. После пения обычных антифонов и малого входа, поются дневные тропари, на «славе» – дневной кондак, на «ныне» поется тропарь 8 гласа:
«Вот Жених идет в полночь, и блажен раб, которого Он найдет бодрствующим; недостоин же милостей тот, которого Он застанет безпечным. Смотри же, душа моя, не будь побеждена сном, чтобы не быть преданной смерти и не остаться вне Царства Божия, но восстань и восклицай: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, по молитвам Богородицы помилуй нас».
В это время вся братия выходит в притвор откуда с зажженными свечами в руках, попарно, возвращается в храм вместе с постригающимся, который в одной власянице, неопоясанный, босой, с непокрытой головой, сложив, как связанный, на груди руки, идет позади всех между старцем и монашествующим церковнослужителем.
При самом входе в храм, постригающегося встречает настоятель в облачении, с крестом в руках и возглашает: «Христос, невидимо присутствующий здесь, призывая, спрашивает: «Кто хочет идти за Мною»? (Мф. 16:24)
Постригающийся: «Вот я, Господи, хочу идти за Тобою и желаю исполнить Твою волю, но позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего и проститься с домашними моими» (Мф. 8:21; Пс. 39:9; Лук. 9:61).
Настоятель: «Христос, призывая, повелевает: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди за Мною, благовествуя Царство Божие, ибо, никто, возложивший свою руку на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царства Божия» (Мф. 8:22, 16:24; Лук. 9:60–62).
Постригающийся: «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое воздать Тебе обеты мои пред всем народом Твоим, Ты же, Господи, поспеши на помощь мне и прийми меня, как жертву непорочную, с любовью приносящуюся Тебе» (Пс. 56:8, 115:5, 69:2).
Настоятель: «Господь говорит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною, ибо всякий, кто ради Меня и Евангелия оставит дом, или братьев, или сестру, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, тот получит в сто раз более всего этого ныне и в будущем веке наследует вечноблаженную жизнь (Мф. 16:24, 19:29). А поэтому, сняв с себя ветхие одежды, будь готов к принятию нетленных, небесных, ангельских одежд».
Постригающийся: «Твой я, Господи, спаси меня и ради имени Твоего води меня и управляй мною; а я, всякий день исполняя обеты мои, буду вечно воспевать Твое имя» (Пс. 118:94, 30:4, 60:9).
Настоятель идет к царским вратам, а братия поет тропарь 1-го гласа: «Объятия отцовские раскрыть мне поспеши, блудно растратил я мою жизнь, безучастно смотря на неисчерпаемое богатство милостей Твоих, Спаситель, не презри теперь моего обнищавшего сердца, ибо к Тебе, Господи, в умилении взываю: «согрешил я, Отче, против неба и пред Тобою».
Во время пения тропаря постригающийся, пока идет за настоятелем до Царских врат, трижды распростирается, а у Царских врат, где приготовлено все полагающееся для пострига, лежит вниз лицом, усердно втайне молясь о прощении своих грехов и о принятии в число кающихся.
После пения тропаря, настоятель громко говорит ему: «Чадо, Милосердный Бог как чадолюбивый Отец, видя твое смирение и истинное покаяние, как блудного сына, принимает и тебя, кающегося и от всего сердца пред Ним припадающего». И, склонившись к постригающемуся, лежащему вниз лицом, берет его за правую руку и поднимает. Последний, поднявшись, стоит прямо с опущенным взором, со сложенными на груди руками, благоговейно склонив голову перед святым алтарем.
Настоятель: «Зачем пришел ты, брат, припадая перед святым жертвенником и перед этим Христовым воинством?».
Постригающийся, кланяясь, отвечает: «Желаю подвижнической жизни, святой отец».
Настоятель: «Желаешь ли ты удостоиться ангельского образа и присоединиться к числу монашествующих?».
Постригающийся: «Желаю, с Божией помощью, святой отец».
Настоятель: «Истинно ты избрал доброе и святое дело, но только выполни его, потому что добрые дела трудом приобретаются и страданиями освящаются».
Если постригающийся не благословлен рясой и камилавкой, то настоятель читает молитву: 1. «Благодарим Тебя Господи» (стр. 172). 2. «Приими Владыка» (стр. 172). 3. «Святой Милосердный, Сын...» (стр. 172) И затем наставляет его: «Открой, брат, твой сердечный слух и выслушай голос Господа, призывающий: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:28–29). Поэтому дай теперь со страхом и радостию сознательный ответ Богу на каждый предлагаемый тебе вопрос. И знай, что твои обеты принимает Сам Спаситель, явившийся сюда со Всехвальною Своею Матерью, святыми ангелами и всеми святыми, Который, когда придет судить живых и мертвых, воздаст тебе не за твое исповедание и обещание, но за выполнение тобою обещанного. Поэтому, если ты ныне искренно приступаешь к Богу, то теперь же со вниманием отвечай нам на все предлагаемые тебе вопросы».
Вопрос: «По собственному ли желанию и сознательно ли приступаешь ты к Господу?».
Ответ: «Сознательно и по собственному желанию, с Божией помощью, святой отец».
Вопрос: «Не из-за каких ли выгод и не по принуждению ли?».
Ответ: «Нет, святой отец».
Вопрос: «Отрекаешься ли ты от мира и всего мирского, согласно Господней заповеди?».
Ответ: «Отрекаюсь, святой отец».
Вопрос: «Будешь ли ты до самой смерти подвизаться, пребывая или в этой обители, или там, куда тебя пошлют за святое послушание?».
Ответ: «Буду с Божией помощью, святой отец».
Вопрос: «Будешь ли ты до самой смерти хранить самого себя в девстве, целомудрии и благоговении?».
Ответ: Буду с Божией помощью, святой отец».
Вопрос: «Будешь ли ты до самой смерти хранить послушание к настоятелю и ко всему во Христе братству?».
Ответ: «Буду с Божией помощью, святой отец».
Вопрос: «Будешь ли ты до самой смерти ради Христа нестяжательным и понесешь ли добровольно в общежитии нищету, ничего для себя не приобретая и ничего не храня, кроме того, что идет на общие нужды, и это за послушание, а не по собственной воле?».
Ответ: «Буду с Божией помощью, святой отец».
Вопрос: «Принимаешь ли ты всецело иноческие общежительные уставы и правила, составленные святыми отцами и преподаваемые тебе настоятелем?»
Ответ: «Принимаю, святой отец, и с любовью целую их».
Вопрос: «Будешь ли ты ради Царства Небесного терпеть всякую скорбь и притеснения монашеской жизни?».
Ответ: «Буду с Божией помощью, святой отец».
Затем настоятель читает ему наставление: «Смотри, чадо, какие обеты даешь ты Владыке Христу, ибо невидимо явившиеся ангелы, записывают это твое обещание, за которое ты и будешь отдавать отчет во второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Открываю тебе совершенную жизнь, которая является подражанием жизни Господа и свидетельствую перед Ним, что тебе должно принимать и чего избегать, ибо ты, чадо, сам пожелал приступить для служения Господу. Итак, если хочешь быть монахом, прежде всего очистись от всякой плотской и духовной скверны, совершая святыню в страхе Божием; приобрети смиренномудрие, через которое будешь наследником вечного блаженства; отложи обычную житейскую гордость, будь всем послушен, безропотен в заповеданных тебе послушаниях, терпелив в молитве, прилежен к Богослужению, не унывай в искушениях, не ослабевай в постах, помни, что только молитвой и постом можно умилостивить Бога. Не малодушествуй в своих немощах, отличай лукавые мысли, потому что враг непрестанно будет предлагать тебе воспоминания прежней мирской жизни и внушать ненависть к добродетельной жизни, но ты, как уже ставший на путь, ведущий в Царство Небесное, не возвращайся назад, так как возвращаясь назад, ты будешь не благонадежен для Царства Небесного. Не предпочитай чего либо больше Бога; не возлюби больше чем Господа ни отца, ни мать, ни братьев, никого из близких, ни самого себя, ни царства мира, ни славу, ни какого либо покоя. Не уклоняйся от нищеты, поношения, унижения от людей и от всего того, что считаешь трудным, но все это неси до самой смерти, чтобы свободно следовать за Христом. Всегда смотри на живших добродетельно, с упованием на Бога; постоянно размышляй об угодивших Богу всех от начала мира мучениках и преподобных, которые многими усилиями и трудами, бесчисленными страданиями и смертью приобрели блаженство в Боге. Особенно же всегда помни спасительные страдания и животворную смерть Господа нашего Иисуса Христа, Который ради нашего спасения добровольно пострадал, чтобы и тебе легче было ради Него терпеть скорбь и притеснения монашеской Жизни. Будь всегда бодр, переноси страдания, как добрый Христов воин, ибо Сам Господь Бог наш, богатый милостями, ради нас обнищал, уподобившись нам, чтобы мы обогатились Его райским блаженством. Поэтому и нам, Его подражателям, должно все переносить ради Него, день и ночь совершенствуясь в Его заповедях, так как Сам Господь сказал: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16:24), что и означает быть всегда, до самой смерти готовым на всякое исполнение Его заповедей, поэтому и тебе также предстоит переносить голод, жажду, наготу, огорчения, укоры, унижение, изгнание и многие иные тяготы и скорби, которыми определяется жизнь живущих в Боге. Когда же ты все это перенесешь, «радуйся, – говорит Господь, – ибо велика твоя награда на небесах во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки. Аминь» (Мф. 5:12).
Вопрос: «Так ли ты все это принимаешь в надежде на силу Божию и обещаешься ли по благодати Христовой пребывать до самой смерти в данных обетах?».
Ответ: «Принимаю и обещаюсь с Божией помощью, святой отец.»
Настоятель, обращаясь к постригающемуся, произносит: «Всещедрый и Многомилостивый Бог, открывающий пречистые недра Своей непостижимой любви всякому приходящему к Нему с горячей любовью и желанием, и сказавший: «Если и мать забыла бы свое дитя, то Я не забуду тебя» (Ис. 49:15), Он Сам, видя твое желание и прилагая к твоему намерению Свою Божественную силу для исполнения Своих заповедей, да примет, обнимет и защитит тебя и да будет тебе несокрушимой стеной от врагов, камнем терпения, виновником утешения, подате лем силы, приобретением благодушия, соучастником в подвигах, пребывая вместе с тобою, когда ты ложишься и когда встаешь, услаждая и радуя твое сердце утешением Святого Своего Духа, удостаивая тебя наследия святых и преподобных отцов наших: Антония, Евфимия, Саввы, Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, Серафима Саровского и всех преподобных отцев (Женскому же полу: святой первомученицы Феклы, Евпраксии, Олимпиады и всех преподобных матерей), в монашестве Христу угодивших, с которыми и ты да унаследуешь Царство Небесное во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому с Отцом и Святым Духом принадлежит царство, и сила, и слава, и власть, ныне и всегда и во веки веков» и трижды благословляет его.
Братия:"Аминь».
Диакон: «Господу помолимся».
Братия: «Господи, помилуй».
Постригающийся наклоняет голову, а настоятель, возложив на нее книгу и руки, молится:
«Господи Боже наш, направляющий к совершенству всех, последовавших за Тобою и оставивших родных, друзей и все житейское! Прийми и этого раба Твоего (имя), по Твоему святому слову отказавшегося от всего этого и с твердым намерением кающегося пред Тобою, и наставь его в Твоей истине, и силою Святого Твоего Духа огради его от действия всякой диавольской силы и даруй ему терпение, чтобы всегда угождать Тебе по молитвам Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и всех от начала мира святых, Тебе угодивших, ибо благословенно и прославлено всечтимое и величественное имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков».
Братия: "Аминь».
Диакон кладет на Св. Евангелие ножницы. Настоятель: «Мир всем».
Диакон: «Головы ваши пред Господом преклоните».
Братия: «Тебе, Господи».
Настоятель: «Господи Боже наш, упование и прибежище всех, надеющихся на Тебя, указавший нам через вочеловечение Христа Твоего различные пути спасения! Прийми раба Твоего (имя), оставившего мирские страсти и себя принесшего Тебе, Владыке, в живую и угодную Тебе жертву. Отними от него всякую плотскую страсть и грешные чувственные влечения, чтобы вместе с удалением бесчувственных волос отвергнуть ему плотские грешные мысли и дела и удостоиться принять на себя Твое благое иго и легкое Твое бремя, взять крест и последовать за Тобой, Владыкой. Сохрани его в Твоей святыне и дай ему твердую решимость для исполнения Твоих святых заповедей и присоедини его в благоприятное время к числу Твоих избранных, по благодати и человеколюбию Единородного Твоего Сына, с Которым благословен Ты вместе с Пресвятым, Всеблагим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков».
Братия: "Аминь».
Настоятель, простирая руку к Св. Евангелию: «Вот Христос невидимо стоит здесь! Смотри, чадо, ибо тебя никто не принуждает к монашеской жизни; смотри, так как ты добровольно принимаешь обручение великого ангельского образа».
Ответ: «Да, святой отец, добровольно».
После обещания настоятель берет со Св. Евангелия ножницы и трижды бросает их на пол, каждый раз говоря: «Возьми ножницы и подай их мне». Постригающийся же каждый раз поднимая их, подает настоятелю, целуя его руку. Приняв в последний раз ножницы, настоятель кладет их на Св. Евангелие, говоря постригающемуся: «Вот ты принимаешь их из руки Христовой, смотри К Кому ты приступаешь, Кому обещаешься и от кого и от чего отрекаешься», и, взяв ножницы с Евангелия, произносит: «Благословен Бог, желающий, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Благословен Он во веки веков» (ср. 1Тим. 2:4).
Братия: Аминь.
Настоятель крестообразно постригает волосы на его голове и дает ему новее имя: «Брат наш (имя) постригает волосы головы своей в знак отречения от мира, от всего мирского, от личной воли и от всех плотских влечений – во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй».
Братия: «Господи, помилуй» (трижды).
Настоятель, касаясь правой рукой власяницы, в которую одет постригающийся, произносит: «Брат наш (имя) одевается в одежду добровольной нищеты, нестяжательности и терпения всяких скорбей и притеснений – во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй», и крестообразно благословляет постригающегося, который целует власяницу и правую руку настоятеля.
Братия: «Господи, помилуй» (трижды).
Далее настоятель каждый раз берет полагающиеся для пострига одежды и предметы в левую руку, благословляет их правой и вручает постригающемуся; последний же, принимая, целует их и руку настоятеля. Братия после каждого возгласа настоятеля: «Воззовем все...» трижды поет «Господи, помилуй».
Настоятель:
1. Возлагает на постригающегося параман с крестом: «Брат наш (имя) принимает параман в обручение ангельского образа, для непрестанной памяти о взятии на себя благого ига Христова, о ношении Его легкого бремени и для обуздания и связывания всех плотских похотей. Знамение же креста Господня принимает на свою грудь для постоянного воспоминания о страдании, уничижении, оплевании, поношении, ранах, заушений, распятии и смерти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, которые Он добровольно претерпел ради нас, чтобы и нам по мере сил стремиться в этом подражать Ему, – во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй».
2. Облачает в рясу: «Брат наш (имя) одевается в одежду духовного веселия и радости, чтобы отвергать и побеждать ему все скорби и искушения, постигающие его по действию бесов, плоти и мира, и всегда во Христе радоваться и веселиться – во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй».
3. Опоясывает кожаным поясом: «Брат наш (имя) препоясывает свои чресла силою истины для умерщвления тела и обновления» духа и в непрестанное наблюдение за собою – во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй».
4. Облачает в мантию: «Брат наш (имя) одевается в одежду спасения и в броню правды, чтобы уклоняться от всякой неправды и всеми силами отказываться от рассуждений собственного разума и от своевольных желаний, чтобы всегда размышлять о смерти, быть распятым для мира, мертвым для всякого злого дела и всегда живым для всякого ревностного служения Христу, – во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй».
5. Покрывает голову клобуком (монахине же под клобук надевает апостольник): «Брат наш (имя) принимает шлем спасения и непостыдной надежды, чтобы отражать всякие диавольские козни и покрывает голову свою покрывалом смирения и постоянного послушания, в знак духовного совершенствования, чтобы отвращать свои взоры и не видеть суеты – во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй».
6. Обувает в сандалии: «Брат наш (имя) обувается в сандалии, чтобы быть готовым благовествовать мир, быть ревностным и тщательным на всякое послушание и на всякое доброе дело, – во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй».
7. Вручает четки: «Возьми, брат (имя), духовный меч, который есть слово Божие и постоянно пребывай в Иисусовой молитве, чтобы всегда иметь тебе в своем уме, сердце и на устах имя Господа Иисуса Христа, непрестанно произнося: «Господи, Иисусе Христе, Сын Божий, помилуй меня грешного». Воззовем все о нем: «Господи, помилуй».
8. Вручает ручной крест, благословляя: «Прийми, брат (имя), щит веры – крест Христов, которым ты угасишь разженные стрелы лукавого и всегда помни слова Господа: «Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной» (Мф. 16:24). Воззовем все о нем: «Господи, помилуй».
9. Вручает зажженную свечу: «Возьми, брат (имя), эту свечу и смотри, что отныне своею чистою, добродетельною жизнью и благонравием, ты должен быть светом для мира, как и сказал Господь: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Воззовем все о нем: «Господи, помилуй».
10. После всего этого настоятель благословляет постриженного: «Брат наш (имя) принял обручение ангельского образа, облекся во всеоружие Божие, чтобы быть способным побеждать всю борющуюся с ним силу начальников, властителей и мироправителей тьмы этого века и поднебесных духов злобы, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй».
Братия: «Господи, помилуй.
Диакон: «Господу помолимся».
Братия: «Господи, помилуй».
Настоятель: «Господи Боже наш! Введи в Твой духовный двор этого Твоего раба (имя) и присоедини его к Твоему словесному стаду, очисти его помышления от плотских влечений и от суетной прелести настоящей жизни; дай ему непрестанно помнить о блаженстве, приготовленном для любящих Тебя и распинающих себя в этой жизни ради Твоего Царства, ибо Ты Один Пастырь и Посетитель наших душ, и Тебе мы воссылаем славу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков».
Братия: "Аминь».
Затем, если постриг совершается за Литургией, то следует ее продолжение в обычном порядке с добавлением прокимна, Апостола и Евангелия на постриг. Если же постриг совершается не за Литургией, то произносится мирная ектения.
Диакон: 1. В мире Господу помолимся.
Братия (после каждого прошения): Господи, помилуй. 2. О ниспослании мира свыше, прощении грехов и спасении душ наших, Господу помолимся. 3. О мире всего мира, о непоколебимом пребывании святых Божиих церквей и о соединении всех, Господу помолимся. 4. О брате нашем монахе (имя) я о даровании ему Божией помощи и защиты, Господу помолимся. 5. Чтобы непорочно, не подвергаясь осуждению и соблазнам, выполнить ему обеты монашеской жизни, Господу помолимся. 6. Чтобы пребывать ему во всяком благочестии, благоговении и чистоте, Господу помолимся. 7. Чтобы оставить ему ветхого человека и облечься в нового, созданного по Богу, в праведности и святости истины, Господу помолимся. 8. Об оставлении и прощении грехов его, Господу помолимся. 9. Об избавлении его и нас от всякой скорби, гнева и нужды, Господу помолимся. 10. Защити, спаси, помилуй и сохрани его и нас, Боже, Твоею благодатью. 11. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Вечнодеву Марию со всеми святыми призывая, сами себя и друг друга и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.
Настоятель (молитва перед Евангелием): «Воссияй в сердцах наших, Человеколюбивый Владыка, Своим вечным светом Богопознания. Открой наши духовные очи для познания Твоей Евангельской проповеди и вложи в нас благоговейный страх пред Твоими святыми заповедями, чтобы мы, отвергнув все свои плотские грешные влечения, жили духовною жизнью, помышляя и делая только угодное Тебе. Ибо Свят Ты, Боже наши во святых пребываешь и Тебе мы воссылаем славу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков».
Братия: "Аминь». «Все вы во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:27), аллилуйя (трижды).
Диакон: «Будем внимательны».
Настоятель: «Мир всем».
Чтец: «И в твоей душе да будет мир».
Диакон: «Премудрость».
Чтец: Прокимен гл. 3. «Господь – свет мой и спасение мое, кого мне бояться?».
Стих: «Господь – крепость жизни моей, кого мне страшится?» (Пс. 26:1–2).
Диакон: «Премудрость».
Чтец: «Чтение из послания Святого Апостола Павла к Ефесянам».
Диакон: «Будем внимательны».
Чтец: «Братья, укрепляйтесь Господом и могуществом силы его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы этого века, против поднебесных духов злобы. Для этого приимите всеоружие Божие, чтобы вы могли противостать в день злой, и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности и обув ноги в готовность благовествовать мир. А наиболее всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого, и шлем спасения возьмите и меч духовный, который есть Слово Божие» (Ефес. 6:10–17).
Настоятель: «Мир тебе».
Чтец: «И в твоей душе да будет мир».
Диакон: «Премудрость. Будем внимательны».
Чтец: «Аллилуйя» и стих: "Этот нищий воззвал и Господь услышал и спас его от всех бед его» (Пс. 33:7).
Диакон: «Премудрость. Стойте благоговейно, чтобы услышать Святое Евангелие».
Настоятель: «Мир всем».
Братия: «И в твоей душе да будет мир».
Настоятель: «Чтение Святого Евангелия от Матфея».
Братия: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».
Диакон: «Будем внимательны».
Настоятель: «Сказал Господь Иисус Христос: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня. И кто не берет креста своего и следует за Мной, тот не достоин Меня. Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем и найдете покой душам вашим ибо иго Мое благо и бремя Мое легко» (Мф. 10:37–38, 11:28–30).
Братия: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».
Диакон: «Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молимся Тебе, услышь и помилуй».
Братия: «Господи, помилуй» (трижды).
Диакон: «Еще молимся о явлении Божией помощи, милости, мира, жизни, здоровья, спасения, прощения и оставления грехов рабу Божию – монаху (имя)».
Настоятель: «Господи, Господи, Своею пречистою рукой всем управляющий, долготерпеливый ко всем нам и сожалеющий о нас грешных. Вспомни Свою щедрость и милость и посети Своими благодеяниями нас и раба Твоего монаха (имя), помоги, Господи, Твоею силою ему и нам и в остальное время нашей жизни избегать различных козней диавола и сохрани в безопасности всю нашу жизнь благодатию Всесвятого Твоего Духа. Ибо Ты Милостивый и Человеколюбивый Бог, и Тебе мы воссылаем славу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков».
Братия: "Аминь».
Стихиру на 1 гл.: Познаем, братия, силу таинства: Милосердный Отец, вышедши навстречу блудному сыну, возвращавшемуся от греховной жизни в отцовский дом, целует сына и снова возвращает ему прежнюю часть и, закалая откормленного теленка, устраивает веселие, изображающее радость на небесах, где бы и нам удостоиться общения с Человеколюбивым Отцом, пожертвовавшим Своим Сыном, Спасителем наших душ, преславно отдавшим Себя на заклание».
И тропари 7 гл.: 1. «Слава Тебе, Христе». 2. «Святые мученики…». 5 гл, 3. «Торжествуй, Исайя…» (стр 44).
В это время братья по двое подходят к постриженному целуют его крест и его самого, спрашивая: «Как твое имя, брат?» Постриженный называет вновь данное ему имя, а каждый из приветствующих братьев кланяется ему и отходит со словами: «Спасайся в ангельском чине». При постриге же за Литургией братское приветственное целование совершается после заамвонной молитвы и 33 псалма.
После окончания приветствия диакон: «Премудрость».
Братия: «Честнейшую херувимов и несравненно славнейшую серафимов, девственно родившую Бога-Слово, Истинную Богородицу, Тебя мы прославляем».
Настоятель: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе».
Братия: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и всегда и во веки веков. Аминь». «Господи, помилуй» (трижды) «Благослови».
Настоятель (отпуст): «Христос Истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных Апостолов, преподобных и Богоносных отцов наших Антония и Феодосия Печерских и других прославившихся в подвижничестве и всех святых Своих помилует и спасет нас, как Милостивый и Человеколюбивый».
Да будет известно, что новопостриженный в течение пяти дней после пострига освобождается от всех занятий кроме чтения, если умеет читать, и должен пребывать в храме, в непрестанной умственной молитве и духовных размышлениях.