Порядок облачения в монашескую рясу и камилавку
Желающий принять рясу приходит к настоятелю и делает обычный поклон, после чего настоятель спрашивает его: действительно ли желает он иноческой жизни и намерен ли он и в будущем неизменно осуществлять это желание. После его обещания постоянно пребывать в монастыре в посте и молитве, чтобы с Божией помощью, день и ночь ревностно подвизаясь, преуспевать в добродетелях и во всех заповеданых ему послушаниях, настоятель повелевает ему готовиться к принятию Святых Божественных Тайн и предварительно со вниманием перечислить и исповедать духовнику все свои согрешения, начиная с совершенных в дни юности. После разрешения от грехов, настоятель вручает его одному из опытных монастырских старцев, чтобы тот научил его тщательно заботиться о спасении души в иноческой жизни, а принимающему рясу повелевает во всем повиноваться старцу, почитать его, слушать его, как отца и учителя, принимать от него наставления, как от Самого Христа, иметь к нему любовь и веру, ежедневно трижды тщательно проверять свою совесть и, как Самому Богу, всегда открывать старцу все свои помыслы и дела, ничего от него не скрывая Послушания и наставления от старца принимать с любовью, как от Самого Господа, и усердно стараться хранить их и исполнять, особенно же ничего не делать без благословения и разрешения старца, не исключая даже и доброго дела. Затем, по повелению настоятеля, принимающий рясу входит в храм со старцем и перед началом часов, по приходе настоятеля с братией, они оба подходят к настоятелю и, поклонившись ему, берут у него благословение, потом кланяются на обе стороны братии, трижды крестятся с поклоном у царских врат, прикладываются к иконам и, поклонившись, возвращаются в притвор храма против царских врат. Читаются часы, по окончании которых настоятель в епитрахили и фелони произносит:
«Благословен Бог наш всегда, ныне и во веки веков».
Братия: "Аминь».
Чтец: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». «Царь Небесный...», «Трисвятое» по «Отец наш...» (стр. 3).
Настоятель: «Ибо Твое есть царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков».
Чтец: «Аминь». «Господи, помилуй» (12 раз). «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и всегда и во веки веков. Аминь». «Приидите, поклонимся Царю, нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, Царю, нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Царю и Богу нашему».
26 Псалом: «Господь – свет мой и спасение мое, кого мне бояться? Господь – крепость жизни моей, кого мне, страшиться? Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут. Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое, если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться. Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святой храм Его. Ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия; скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего; вознес бы меня на скалу. Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия; стал бы петь и воспевать пред Господом. Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю; помилуй меня и внемли мне. Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи. Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже Спаситель мой. Ибо отец мой и мать моя оставили меня; но Господь примет меня. Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих. Не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышут злобою. Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых. Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое; надейся на Господа».
50 псалом: «Помилуй меня, Боже...» (стр. 28). «Трисвятое» по «Отец наш...».
Тропарь гл. 4: «Боже отцов наших, по Своему человеколюбию творящий нам всегда полезное, не отклони от нас Своей милости, но по молитвам святых отцов, направь к миру нашу жизнь».
Слава и ныне. Богородичен: «К Богородице прилежно ныне прибегнем мы, грешные и смиренные, и припадем к Ней, в раскаянии взывая из глубины души: Владычица, помоги, умилосердившись над нами; поспеши, мы погибаем от множества грехов; не отпусти Твоих рабов ни с чем, ибо в Тебе мы имеем единственную надежду».
Диакон: «Господу помолимся».
Братия: «Господи, помилуй».
Настоятель: «Благодарим Тебя, Господи Боже наш, что Ты, по Своей великой милости, избавил Своего раба (имя) от суетной мирской жизни и призвал его к этому святому обещанию; сподоби же его достойно прожить в этой ангельской жизни; огради его от сетей диавола и до самой смерти сохрани чистыми его душу и тело; удостой его быть Твоим святым храмом; научи его всегда помнить Тебя и Твои заповеди; даруй ему смирение, любовь и кротость по молитвам Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Вечнодевы Марии и всех Твоих святых».
Братия: "Аминь».
Диакон: «Господу помолимся».
Братия: «Господи, помилуй».
Настоятель: «Прийми, Владыка, под Твое спасительное иго раба Твоего (имя) и удостой его единения с избранною Твоею паствою; облеки его в священные одежды, препояшь чресла его целомудрием; яви его подвижником всякого воздержания, исполни его и нас духовными дарами Твоей благодати по молитвам Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Вечнодевы Марии и всех Твоих святых». Братия: «Аминь».
Затем, взяв от постригающегося ножницы, настоятель крестообразно постригает его, произнося: «Во Имя Отца. Аминь И Сына. Аминь И Святого Духа. Аминь». Воззовем все о нем. «Господи, помилуй».
Братия: «Господи, помилуй» (трижды).
Затем настоятель молча облачает его в рясу и камилавку и после облачения говорит: «Мир всем».
Братия: «И в твоей душе да будет мир».
Диакон: «Головы ваши пред Господом преклоните».
Братия: «Тебе, Господи».
Настоятель: «Святой Милосердный Сын Милосердного Отца, пресекающий гордость и делающий безуспешными нападения – диавола, изливающий славу смирения на головы святых и венчающий их неувядаемыми и нетленными венцами жизни и бессмертия, наставляющий на тесный путь, идя которым святые отцы достигли места истинного покоя. Ты, Владыка, Господи Боже наш, всели Божественную силу и благодать Твоего Божества в дух, душу и тело пришедшего к Тебе Твоего раба (имя) и Твоим могущественным и милосердным именем Сам освяти его, как полагающего начало монашеской жизни во имя Твое, все освящающее, ибо Свят Ты, Боже наш, и Тебе мы воссылаем славу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков».
Братия: "Аминь».
Настоятель – отпуст, после которого вручает новоначального старцу, произнося: «Вот пред Богом вручаю тебе этого новоначального. Научи его в страхе Божием вести добродетельную жизнь, тщательно наблюдай за ним, чтобы из-за твоей беспечности не погибла его душа, ибо ты должен будешь отвечать за него Богу в день суда».
Затем настоятель обращается к новоначальному: «Ты же во всем повинуйся старцу, как Христу; будь всегда терпелив, смиренен, послушен, кроток и молчалив и получишь от Бога благодать и спасешься».