Глава 3
2Тим.3:1. Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.
2Тим.3:2. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны.
2Тим.3:3. Непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра.
2Тим.3:4. Предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы.
2Тим.3:5. Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.
«Сие же веждь, яко в последния дни настанут времена люта. Будут бо человецы самолюбцы, сребролюбцы, величави, горди, хулницы, родителем противящиися, неблагодарни, неправедни, нелюбовни, непримирителни, клеветницы, невоздержницы, некротцы, неблаголюбцы, предателе, нагли, напыщени, сластолюбцы паче нежели боголюбцы, имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися». Настоящее, думаю, предсказано Апостолом время, ибо жизнь наша исполнена сих зол, и, облекаясь в наружность благочестия, делами уготовляем из себя кумир лукавства; вместо боголюбивых стали сребролюбивыми и любим рабство страстям, одним словом, в нас можно найти и прочее, что предрек божественный Апостол. Избегать же общения с сими людьми вверенным попечению Тимофееву повелел Апостол в следующих словах. Ибо говорит:
«И сих отвращайся». И продолжая, к обвинению присовокупляет и сие.
2Тим.3:6. К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями.
2Тим.3:7. Всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.
«От сих бо суть поныряющии в домы и пленяющии женишца отягощенныя грехами, водимыя похотьми различными, всегда учащася и николиже в разум истины приити могущыя». Сего пророчества и исполнение видим, ибо весьма многие, не подозревая, что есть апостольское предречение, явно осмеливаются на сие именно беззаконие.
Потом Апостол из древних сказаний предлагает утешение тем, кого опечалили слова его.
2Тим.3:8. Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере.
«Якоже Ианний и Иамврий противистася Моисею, такожде и сии противляются истине, человецы растленни умом и неискусни о вере». В пшенице, говорит Апостол, обыкновенно произрастают плевелы. Проповедники истины всегда имели сопротивников. Кто славнее Моисея благочестием? Но и он имел волхвов, людей, явно ополчившихся на истину. Впрочем, имена их божественный Апостол дознал не из Божественного Писания, но из неписанного учения иудеев. Естественно же ему было открыть и благодать Духа.
2Тим.3:9. Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось.
«Но не преуспеют более: безумие бо их явлено будет всем, якоже и онех быст». Ибо лицемерия невозможно скрыть надолго. А сие не противоречит сказанному прежде. Ибо там Апостол говорит о них: «наипаче бо преспеют в нечестие» (2Тим. 2, 16), а здесь об обмане, на какой осмеливаются они, сказал: «не преуспеют», то есть, принимая на себя наружность благочестия, ненадолго останутся скрытными, но вскоре обнаружатся. Так, предвозвестив это, ставит себя в образец ученику.
2Тим.3:10. А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении.
«Ты же последовал еси моему учению», то есть истине, сообщенной тебе в проповеди.
«Житию» – тому образу жизни, какой показан в делах.
«Привету» – ты в точности дознал и цель мою.
«Вере» – знаешь и то расположение, какое имею ко Владыке.
«Долготерпению» – знаешь, как переношу прегрешения братии.
«Любви» – знаешь, с каким сердоболием расположен я ко всем.
«Терпению» – знаешь, как мужественно переношу нападения противников.
2Тим.3:11. В гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.
«Изгнанием, страданием». Потом о некоторых из них напоминает Тимофею.
«Якова ми быша во Антиохии, и во Иконии, и в Листрех, якова изгнания приях, и от всех мя избавил есть Господь». Апостол, оставив прочие, упомянул об опасностях, постигших его в Писидии и Ликаонии; ибо из Ликаонии был тот, к кому писал, и ему было это известнее прочего. Указал же и на Божие попечение, ободряя тем ученика. Потом сказует и как бы определяет, ято сопровождает питомцев благочестия.
2Тим.3:12. Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.
«И вси же хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут», потому что общий всех зложелатель ведет брань с людьми или посредством людей, или посредством собственных их помыслов.
2Тим.3:13. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.
«Лукавии же человецы и чародее преуспеют на горшее, прельщающе и прельщаеми». Ибо губитель человеков содействует своим и, как наставник какой-нибудь, приобучает их к пороку.
2Тим.3:14. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.
«Ты же пребывай в нихже научен еси и яже вверена суть тебе». Твердо храни учение, истину которого дознал ты опытом; ибо сие выразил Апостол словами: «яже вверена суть». Тимофей был самовидцем апостольских чудес и сам много творил таковых. Потом Апостол указывает и на достоверность учителя, и сим делая учение более твердым.
«Ведый, от кого научился еси»; напоминает, что и сам Тимофей воспитан в благочестии.
2Тим.3:15. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.
«И яко измлада священная писания умевши, могущая тя умудрити во спасение верою, яже о Христе Иисусе». И поскольку Апостол засвидетельствовал, что такова сила священных писмен, то учит, какая проистекает от них польза.
2Тим.3:16. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности.
«Всяко писание богодухновенно и полезно есть». И, точнее определяя, Апостол отличил от писаний человеческой мудрости, именно же духовное писание назвал богодухновенным, потому что Божия благодать изглаголала чрез пророков и апостолов. А посему Дух Святой есть Бог, если писание Духа, по слову Апостола, действительно богодухновенно. Но Апостол дает знать и виды пользы.
«Ко учению». Ибо, чего не знаем, научаемся тому из Писания.
«Ко обличению». Писание обличает нашу беззаконную жизнь.
«Ко исправлению». Оно и совратившихся призывает на правый путь.
«К наказанию, еже в правде». Оно обучает нас видам добродетели.
2Тим.3:17. Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.
«Да совершен будет Божий человек, на всякое дело благое уготован». Все сие ведет к совершенству и делает нас своими Богу всяческих. Показав таким образом пользу богодухновенного Писания, Апостол повелевает предлагать его всем и устрашает своим засвидетельствованием.